– Скажу: не только есть, но он и предписан. Вы помните, что было сказано Богом пророку Ионе: " Ниневия будет разрушена " (Ион. 3, 1-4). Случилось, что Ниневия-то осталась, а макушка у пророка Ионы под солнцем так нагрелась, что он взвыл, бедный: " Лучше мне умереть, нежели жить " (Ион. 4, 3). Ну, еще бы – пятьдесят градусов жары! А тыква, под которой он сидел, завяла. И Господь ему сказал: " Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? " ( Ион. 4, 10-11). В чем тут дело? В том, что Ниневия покаялась. В тех условиях – три дня они ничего не ели и не пили. Попробуйте вы хотя бы в наших условиях это сделать, тогда поймете, что это было истинное покаяние, которое происходило ото всего существа человеческого. Бог увидел это и изменил Свое слово. Все пророчества написаны к нам со словами " ЕСЛИ НЕ ПОКАЕТЕСЬ " . Вспомните, как упала башня Силоамская и убила восемнадцать человек, и что сказал Господь: " Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете " . (Лк. 13,4-5) Поэтому не думайте, что Апокалипсис является злым роком. Господь сказал, что никто не знает ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25,13), потому что все зависит от духовного состояния человечества, от духовного состояния христиан и, прежде всего, от духовного состояния христиан православных. Можно быть христианами по форме, а можно быть христианами по существу. И этот серьезнейший вопрос каждый сам должен решить для себя. Можно вычитывать молитвы, можно посещать богослужения, ожидая, когда оно кончится, можно из пение за богослужением превратить в концерт с антрактами, а службу церковную – во что угодно. Но богослужение – это время и место молитвы. Дома ты не сможешь помолиться как следует. А здесь то самое место и то время, когда ты можешь побыть немножко с собой, покаяться. Помолиться – значит вспомнить свои грехи и покаяться перед Богом так, как каялись бы перед другим человеком.

http://religare.ru/2_47737.html

Сущность содержания книги пр.Ионы, зерно, к которому сводится, около которого группируется и от которого получает своё значение и всё остальное в содержании его книги, составляет слово Иеговы, бывшее к пр. Ионе о том, чтобы он шёл в языческий город Ниневию и проповедал в ней, что вопль злобы её дошёл до самого неба ( Ион.1:1–2 ) и что ещё сорок дней, и она будет разрушена ( Ион.3:1–3 ). Выше мы уже видели, что это грозное в своей прямой букве слово должно быть понимаемо не как безусловное предсказание о погибели Ниневии, а как голос, призывавший нивевитян к покаянию, как слово о спасении, как и понял его сам пр. Иона, бежавший в Фарсис, чтобы не видеть этого покаяния, и во чреве рыбы исповедавший, что именно у Иеговы, Бога еврейского, у Него одного спасение для всех ( Ион.2:10 ), как понимал это слово и Сам И.Христос, указавший на покаяние и спасение ниневитян, как на истинный конец и желательный плод слова пр. Ионы ( Мф.12:42 ). Говорили мы и о том, что в характере Ветхого Завета, как завета закона и правды, лежит объяснение и того, почему этот голос любви божественной, призывающей людей к покаянию, а, следовательно, к помилованию и спасению, звучит так грозно и сурово, как удары молота, или грома. В настоящий раз не беззначительно будет припомнить лишь ещё слова Иеговы к пр.Иезекиилю, записанные в книге этого последнего. Слова эти читаются так: сын человеческий! Я поставлю тебя стражем дому Израилеву и будешь слушать слово из уст Моих и будешь осиявать их от Меня. Когда скажу я беззаконнику: смертию умрешь, а ты не станешь осиявать его и не скажешь ничего для осияния беззаконника, чтобы он отстал от беззаконного пути своего, чтобы он был жив; то беззаконник тот в беззаконии своём умрёт и взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты осиявал беззаконника, а он не отстал от беззакония своего и от пути своего порочного, то он в беззаконии своём и умрёт, а ты душу свою сохранил. И праведник, если отступит от правды Его и будет поступать худо; то положу пред ним преткновение, и он умрёт. Когда не будешь осиявать его, то он умрёт во грехах своих и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он, и взыщу кровь егою от рук твоих. Если же ты будешь осиявать праведника, чтобы праведник не грешил и он не станет грешить, потому что принял осияние, и ты душу твою сохранил ( Иез. 3:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Так кем же предстает перед нами автор рассматриваемого Комментария – одним из самых удобных кандидатов на то, чтобы считаться основателем современного критического подхода к тексту Священного Писания, или экзегетом, чье истолкование происходит в рамках церковной традиции с ее особым отношением к боговдохновенному тексту? Чтобы прояснить этот вопрос, следует обратиться не столько к исследованиям, содержащим неизбежные обобщения, сколько, непосредственно, к тексту Комментария. С этой целью мы рассмотрим истолкование Феодором периферийных деталей библейского повествования этой книги, содержащих описание не самых ярких событий, по отношению к его основной линии. Однако, в разрешении именно этих, лишь на первый взгляд не самых важных затруднений библейского текста, можно увидеть влияние более значимых и фундаментальных экзегетических концепций. Истолкование Ион. 1:4–5 Обратимся к рассмотрению отрывка Ион. 1:4–5 , содержащего повествование об обстоятельствах пребывания пророка Ионы на корабле, направлявшемся в Фарсис; рассказ об этом событии в варианте Синодального перевода звучит следующим образом: «Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул» ( Ион. 1:4–5 ). На первый взгляд, из прочтения этого текста в воображении читателя может возникнуть следующая сцена, не лишенная трагикомических ассоциаций: в то время, как за бортом корабля бушует страшная буря, а матросы от страха бросаются в молитвенных воззваниях о спасении к своим богам, убегающий от Бога пророк, невозмутимо спускается в трюм корабля, и, не обращая внимания ни на шторм, ни на крики и стенания своих спутников, безмятежно засыпает. Очевидно, перед нами картина, которая может одинаково служить иллюстрацией, как величию подлинного аскета, так и беззаботности равнодушного к своему Божественному призванию пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Что же корабельщики при этом? « И стали бросать в море кладь с корабля » (Ион. 1:5). Но корабль не облегчался, так как вся тяжесть оставалась еще на нем, т. е. тело пророка, — бремя тяжкое не по существу тела, но по тяжести греха, потому что нет ничего настолько тяжкого и неудобоносимого, как грех и непокорность. Поэтому и Захария изобразил его под видом слова (Зах. 5:7), а Давид, описывая существо его, сказал: « беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне » (Пс. 37:5). И Христос к тем, которые жили во многих грехах, взывал: « придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас » (Матф. 11:28). Так грех и тогда отягощал корабль и готов был погрузить его в воду; а Иона спал и храпел. Тяжелый это был сон, — не сон удовольствия, но скорби, — не беспечности, но печали, потому что добрые слуги скоро сознают свои грехи, что случилось и с Ионой. Совершив грех, он тогда же познал и тяжесть греха. Таково свойство греха, что он после того, как родится, пробуждает болезни в породившей его душе; не так, как бывает при нашем рождении. Мы, лишь только родимся, прекращаем болезни рождения, а он, коль скоро родится, терзает болезнями породившие его помыслы. Что же кормчий? « Пришел », сказано, « к нему » (Ионе), « и сказал ему: встань, воззови к Богу твоему » (Ион. 1:6). Он уже из опыта узнал, что то была не обыкновенная буря, но наказание, ниспосланное от Бога, — такое волнение, перед которым бессильно искусство человеческое, и что тут бесполезны руки кормчего; для укрощения его нужен был другой, лучший кормчий, управляющий всем миром; потребна была помощь свыше. Поэтому и корабельщики, оставив весла и паруса, и снасти, и все, отняв руки от весел, подняли их к небу, и молили Бога. Когда же и это не помогло, тогда, говорит Писание, « метнули жребий » (Ион. 1:7), и жребий открыл, наконец, виновного. Впрочем, они не просто взяли его и бросили в воду, но среди столь великого смятения и тревоги, как бы среди великой тишины, устроили на корабле судилище, дали ему (Ионе) говорить, дозволили защищаться, и все исследовали тщательно, как будто должны были отдать кому отчет в своем приговоре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Еще одно важнейшее свойство современного человека, о котором говорит здесь тебе, душа, святой Андрей, — способность и пригодность к богопознанию. Одним она дается вместе с даром веры, другим — иными путями вместе с иными харизмам.    В Ионе вера сочеталась с даром пророчества. Однако вот что особенно важно для нас: пророческим своим даром (яко пророк) он разуме Божие благоутробие. «Потому, — говорит он Господу своему, — я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии».    Но он не только знал заранее те качества Божества, о которых сказал: он был уверен, что Господь несомненно их явит на несчастных жителях Ниневии, — а это уже дело веры, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Именно в осуществлении ожидаемого не усомнился Иона, именно в невидимом, но познаваемом иногда даже чувственно в своих проявлениях в среде рода человеческого, был уверен пророк, — он был уверен в благости, милосердии, долготерпении многомилостивого Господа и Его безмерном человеколюбии и милосердии к грешникам кающимся, ибо Он сказал: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).    Наконец, Критский светильник указывает тебе, душа моя, на самую цель бегства Ионина в Фарсис: «темже, говорит, ревноваше пророчеству не солгатися». Иона приходит в Иоппию (нынешнюю Яффу — маленький городок в преддверии Тель-Авива, собственно — невысокая скала, очень неплотно застроенная, подошва которой вся погружена в белую пену морских волн), презирает морское волнение («Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Ион. 1:4)), жертвует собою, принося жизнь свою за жизни своих попутчиков («он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. ...И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей.... И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Ион. 1:12, 15, 2:1)) и прообразовав своим тридневным погружением в пучины морские во чреве китове Христово погребение («Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона: Твой бо образ нося, страдавшаго и погребению давшагося, яко от чертога, от зверя изыде»), — и всё это только для того, чтобы неложным было пророчество, чтобы не возникла по его собственной вине в умах недалеких ниневитян хула на имя Божие!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Наше спасение включает в себя, во-первых, то, что Христос умер за нас, а во-вторых, то, что Христос живет в нас (Ин 15:4, Ин 17:26, Кол 1:27), и мы, живущие во Христе, соединены с Ним в Его смерти и в Его жизни воскресения (Рим 6:3—10, Кол 2:12,20, Кол 3:1). Этот жизненно важный для нас союз, сформировавшийся в момент и в результате нашего нового рождения и поддерживаемый с Божьей стороны Духом, а с нашей стороны верой, предполагает, что мы находимся с Богом в отношениях завета, в смысле нашего вечного избрания во Христе (Еф 1:4—6). От начала было назначено, что Иисус станет нашим представителем перед Богом, нашим главой, и тем, кто понесет на Себе наш грех (1 Пет 1:18—20 ср. Мф 1:21), и мы были избраны для того, чтобы быть действенно призванными, подобными Его образу и прославленными Божьей силой (Рим 8:11,29—30).    Верующий спасен от греха и смерти, но для чего он спасен? Для того, чтобы и в земной жизни, и в вечности жить в любви к Богу, Отцу, Сыну и Духу, и к своим ближним. Источником любви к Богу является знание о Божьей искупительной любви к нам, а свидетельством любви к Богу является любовь к ближним (1 Ин 4:19—21). Цель Бога: сейчас и в будущем по-прежнему выражать во Христе Свою любовь к нам, а нашей целью должно быть неизменное выражение любви к трем Лицам единого Божества через поклонение и служение во Христе. Жизнь в любви и поклонении это наша надежда славы, наше спасение сейчас и наше счастье вовеки. Значение спасения     Главная тема христианского Евангелия спасение. Спасение это образное слово, употребляемое в разнообразных контекстах и передающее идею избавления от опасности или беды и достижения безопасности. Евангелие возвещает, что Бог, Который спас израильтян из Египта, Иону из чрева рыбы, псалмопевца от смерти и воинов от гибели в бушующем море (Исх 15:2, Ион 2:10, Пс 114:8, Деян 27:31), спасет всех верующих во Христа от греха и его последствий.    Точно так же, как эти земные избавления были целиком заслугой Бога и их нельзя причислить к тем случаям, когда люди спасают себя сами с Божьей помощью, так будет обстоять дело и со спасением от греха и смерти. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2:8). «У Господа спасение» (Ион 2:10). От чего же спасены верующие? От своего прежнего положения, когда они находились под Божьим гневом, под властью греха и под владычеством смерти (Рим 1:18, Рим 3:9, Рим 5:21); от своего естественного состояния, при котором ими управляли мир, плоть и дьявол (Ин 8:34, Рим 8:7—4, 1 Ин 5:19); от страхов, порождаемых грешной жизнью (Рим 8:15, 2 Тим 1:7, Евр 2:14—15), и от многих дурных привычек, которые были частью этой жизни (Еф 4:17—24, 1 Фес 4:3—8, Титу 2:11—3:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Абстрактное «Высшее Существо», любезное философам «Божественное Начало» ни за что так не поступило бы. А вот Бог Живой – поступает. «Мне ли не пожалеть Ниневию, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» – вот Его ответ негодующему пророку ( Ион. 4:11 ). Особенно поразительно упоминание домашних животных: подумать только, теплое дыхание скота – реальность, ради которой Судия берет слово назад и переменяет предначертанную судьбу обреченного города. Он свободен – пожалеть. Пока мы, с верой или скепсисом, понимаем это более или менее сентиментально, может показаться, будто проблем для верующего здесь нет; не утешительнее ли, в самом деле, иметь Бога, Который способен помиловать, нежели немилостивого? Разве что для скептика такая перспектива особенно недостоверна как раз в силу своей утешительности – человеку свойственно, скажет он, принимать желаемое за действительное; даже его скептицизма едва ли хватит на то, чтобы усомниться, действительно ли желаемо желаемое. Но дело не так просто. Пока речь идет о том, чтобы пожалели нас, простили и помиловали нас – нам это нравится. (Господи, в наших городах миллионы людей не умеют отличить правой руки от левой – смилуйся над нами!) Проблемы возникают, когда предмет вольной, а поэтому поистине неисповедимой милости Божией – не мы, а некто иной. Этот иной может быть злым обидчиком. Пожалуй, мы особенно уверенны в нашем праве требовать от Бога неумолимости в тех случаях, когда обида – не личная, а национальная, всенародная. Во время войны у одного очень уважаемого иерарха вырвалось заверение, что немцев Бог не любит и любить не может. Не так ли пророк Иона пытался возбранить Богу любить ниневитян – злейших врагов его народа? Но ему пришлось простонать: «Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» ( Ион. 4:2 ). Бог жалеющий. Бог живой. Свободу Бога не всегда легко принять и тогда, когда Он милует тех, кто нам вовсе не враги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Ассирийцы сажают на кол пленных евреев. Барельеф из Ниневии. Британский музей      Еще в далеком советском детстве, когда я не знал про Библию ровным счетом ничего, я знал кое-что из истории Ионы — человека, который пробыл три дня в чреве кита. В какой-то детской книжке объяснялось, что кит питается планктоном, и его рот устроен таким образом, что человеку в него попасть в принципе невозможно, а попы дурят трудящихся. В оригинале там не кит, а просто большая рыба — но это не важно. Это книга совсем не об ихтиологии. Это книга о Боге и людях. Бог хочет дать ниневитянам последний шанс. Но Иона этого совсем не хочет Иона — древнеизраильский пророк, на которого Бог возлагает крайне неприятную миссию. Он должен идти в Ниневию, чтобы проповедовать жителям этого огромного города покаяние: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4). Бог хочет дать ниневитянам последний шанс. Но Иона этого совсем не хочет — а вдруг они покаются, спасутся и избегнут Божией кары за свои грехи? Нет, пророк не злой человек. Он просто человек, похожий на нас. Ниневия — столица ассирийской империи. Ниневитяне — это не просто язычники. Это смертельные, заклятые враги народа Божия. До нас дошли ассирийские барельефы, на которых с жуткой похвальбой изображались деяния ассирийской армии — пленники, посаженные на колья, стены, завешанные содранными с людей кожами, женщины и дети, угоняемые в рабство под бичами завоевателей. Ассирийцы правили, внушая ужас — а внушать ужас они умели. Поэтому пророк совсем не хочет, чтобы они покаялись. Божий гнев и так ждал возмутительно долго. Ниневия будет разрушена? Поскорее бы! Наконец-то! Пусть они пожнут, что посеяли, пусть на улицах их города водворится тот ужас, который они приносили в другие города! Вот уж никто не станет об этом сожалеть — и менее всего сам Иона! И вот, когда Бог посылает Иону, чтобы дать ниневитянам последний шанс, пророк не хочет идти. Только после ряда приключений, наконец, ему приходится отправиться к ненавистным ниневитянам и проповедовать Божие послание. Происходит чудо: жестокосердные язычники раскаиваются. Царь повелевает, «чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион. 3:8–9).

http://pravoslavie.ru/73250.html

Блюдите, да не презрите единого от малых сих… Может быть, иногда вы идете в храм с беспокойной совестью и с некоторым страхом ради грехов своих: ведите с собой детей, поставьте их между собой и св. алтарем, в своей покаянной молитве укажите на них милосердному Спасителю – и Он послушает и помилует вас! Через детей вы приблизитесь к Богу, за детей получите от Него благословение : «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, – говорит Господь, – тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» ( Мк.9:36–37 ). Может быть, молитвы ваши исполняются потому только, что с вами молятся ваши дети, и не исполняются потому, что с вами не молятся ваши дети. Может быть, вы остаетесь в живых за непорочность детей, и только они детской рукой отражают стрелы небесного правосудия. Развращенному городу Ниневии была изречена погибель: «еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Но послушайте, что говорит Бог пророку Ионе о сем городе: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Ион.4:11 ). Господь пощадил Ниневию ради невинных младенцев. Однажды иудеи страдали от неурожая и засухи, и Сам Бог указал между другими средствами одно – едва ли не сильнейшее: «Соберите отроков и грудных младенцев» ( Иоил.2:16 ), и потом пощадил Господь народ Свой и возвратил земле обилие и благословение ( Иоил.2:19 ) ради невинных молельщиков – младенцев. И в ваших руках это средство ко спасению! Пользуйтесь им для блага вашего временного и вечного; собирайте детей в храм для молитвы – и пощадит всех нас милосердый Господь. Даже в другую жизнь не страшно явиться тем родителям, у которых останутся дети, любящие храм Божий и проникнутые духом христианской молитвы, расставшись с родителями, дети чаще будут посещать храм, чаще припадать к жертвеннику на котором возносится бескровная жертва за живых и умерших, усерднее молить Христа Спасителя о спасении и упокоении почивших своих родителей – и молитва веры сыновней спасет души родительские.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Бог принимает их покаяние: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10). Пророк не находит себе места от досады — злодеи спаслись от давно заслуженного ими наказания! Но Бог говорит ему: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 4:11). Оказывается, Бог является Творцом и Хранителем даже этих свирепых язычников, страшных врагов Его народа. Он любит их, жалеет и желает им спасения. Он не только Бог Израиля — Он Бог всего мира. Это послание с трудом принимал Иона — и его с трудом принимают сейчас. Люди постоянно говорят о Боге, как будто это «Бог наших», племенной Бог. В религиоведении есть такое понятие — генотеизм. Это поклонение одному богу — богу племени. Этот бог, который дарует нашему племени военные победы над другими племенами, обеспечивает приплод нашего скота, дождь над нашими посевами, — сильный союзник, которого мы можем привлечь для обеспечения наших интересов. У других племен могут быть другие боги, и они не менее реальны; просто вот этот конкретный бог — наш. Естественно, нашему богу не может быть дела до иноплеменников. Монотеизм — это совсем другой взгляд на мир. Есть только один истинный Бог, Сотворивший небо и землю, Творец, Владыка и Хранитель всего мироздания, всей земли и не только — всех туманностей и галактик, всего вообще видимого и невидимого. Бог, Который поддерживает в бытии и питает наше племя — но не только. Он Бог, хранящий всех людей вообще: и союзные нам племена, и враждебные, и даже те племена, о которых мы ничего не знаем. Бог Библии — Бог всех народов и всех людей Бог Библии — не Бог какой-то группы людей, нашего племени, нашей партии, нашей общины. Он Бог всех народов и всех людей. В том числе (нам придется это принять!) и враждебных нам племен и партий. Да, многие не знают Его и не поклоняются Ему, но они остаются Его творениями, о которых Он заботится и вечного спасения которых непрестанно ищет. Они могут быть страшными, они могут отвратительными, у нас могут быть к ним самые серьезные и даже справедливые претензии. Но они — драгоценные перед Ним Его творения, которым Он ищет спасения и жизни.

http://pravoslavie.ru/73250.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010