Авд. 1 :14. Ни стоять при выходе их, чтобы истреблять убегающих из них, ни задерживать 16 беглецов их в день скорби: Авд. 1 :15. Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так будет и с тобою: воздаяние твое обратится на голову твою. Авд. 1 :16. Ибо как ты пил на горе Моей святой, так будут пить все народы вино, испьют и сойдут, и будут как бы их не было. Авд. 1 :17. А на горе Сионе будет спасение, и она будет святою, и дом Иакова получит наследие своих наследниковъ 17 . Авд. 1 :18. И будет дом Иакова огнем, а дом Иосифа пламенем, а дом Исава соломою: и направять огонь на нихъ 18 и пожгут их, и никто не убежитъ 19 из дома Исава, ибо изрек Господь. Авд. 1 :19. И живущие на юге 20 наследуют гору Исава, и живущие в долине (наследуют) иноплеменниковъ 21 , и возьмут гору Ефремову, и поле Самарийское, и (землю) Вениамина, и Галаадскую страну. Авд. 1 :20. И таково будет главное (место) 22 переселения 23 для сынов Израилевых: земля Хананейская до Сарепты 24 , а переселения Иерусалима — до Ефрафы 25 , и наследуют города южные 26 . Авд. 1 :21. И выйдут спасаемые с горы Сионской, чтобы отмстить (населяющим) гору Исава, и будет царство Господа 27 . Книга пророка Ионы Глава 1 Ион. 1 :1. И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину, и сказано: Ион. 1 :2. Встань и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо вопль о злобе его дошел до Меня. Ион. 1 :3. И встал Иона, чтобы бежать от лица Господня в Фарсис 2 ; и сошел в Иоппию и нашел корабль, шедший в Фарсис, и дал плату свою за провоз, и вошел в него, чтобы плыть в Фарсис с ними от лица Господня 3 . Ион. 1 :4. И Господь воздвиг сильный 4 ветр на море, и сделалась великая буря на море, и корабль подвергался опасности быть разбитым. Ион. 1 :5. И убоялись корабельщики и взывали каждый к своему богу, и начали выбрасывать в море вещи, бывшия на корабле, чтобы облегчить (его) от них. А Иона спустился ко дну корабля, и там спал и храпел. Ион. 1 :6. И подошел к нему кормчий и сказал ему: «что ты храпишь? вставай и моли Бога твоего, чтобы Бог спас нас, и мы не погибли бы».

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 3 1–3. Вторичное посольство Ионы в Ниневию и 4–10. покаяние Ниневитян. Ион.3:1 .  И было слово Го­с­по­дне к Ионе вторично: Ион.3:2 .  встань, иди в Ниневию, город великий, и про­поведуй в ней, что Я по­велел тебе. О вторичном посольстве Ионы в Ниневию говорится теми же словами, какими говорилось и о первом ( Ион. 1:1–2 ), можно думать, что это второе «слово Господне к Ионе» было дано в той же форме, что и первое (см. зам. к Ион. 1:1 .). Содержание проповеди пророка в Ниневии вторично не указывается, а делается ссылка на прежде бывшее об этом повеление Божие: «проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (см. зам. к Ион. 1:2 ). Ион.3:3 .  И встал Иона и по­шел в Ниневию, по слову Го­с­по­дню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. «И встал Иона, и пошел в Ниневию, по слову Господню». Пророк послушался вторичного голоса Иеговы потому, что предшествовавшие события (буря на море, павший на него жребий, поглощение и извержение китом), были для него знамениями, убеждавшими его в истинности и непреложности получаемого им откровения. «Ниневия... была город великий у Бога, на три дня ходьбы». На основании приведенных слов часто делают заключение о позднейшем происхождения книги пророка Ионы. Употребленная здесь прошедшая форма глагола: «была город великий» указывает, говорят, на то, что во время написания книги Ионы, Ниневия уже не существовала, иначе о ней сказано было бы в настоящем времени, как напр., в Быт. 10:12 . Затем самое замечание о величине города будто бы совершенно излишне для современников Ионы, которые и без того прекрасно знали о Ниневии и вполне уместно только в устах писателя, жившего после ее падения. Относительно прошедшей формы глагола следует заметить, что здесь употреблена форма, так называемая pramerimum. Она выражает мысль о действительном существовании предмета в описываемое прошедшее время без всякого отношения к настоящему, поэтому этой формой прошедшего нисколько не исключается существование Ниневии в момент написания книги. Она употреблена лишь в соответствии с такой же формой других глаголов, относящихся к тому же событию, поэтому все это место можно передать так: встал Иона и пошел в Ниневию и оказалось, что это великий город. Описывать величину Ниневии для современников Ионы, из которых большинство не видело этого города, а некоторые может быть не знали его и по имени, также естественно, как в наше время описывать различные большие города. Заключать на этом основании, что Ниневия в момент описания не могла существовать, можно только выходя из предубежденного взгляда.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 1–4. Огорчение пророка Ионы по случаю помилования Ниневии. 5–11. И вразумление его Богом. Ион.4:1Иона сильно огорчил­ся этим и был раз­дражен. Ион.4:2 .  И молил­ся он Го­с­по­ду и сказал: о, Го­с­по­ди! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и по­бежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и мило­сердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. Ион.4:3 .  И ныне, Го­с­по­ди, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. Ион.4:4 .  И сказал Го­с­по­дь: неужели это огорчило тебя так сильно? Начало IV главы стоит в тесной связи с последними словами предшествующей: «пожалел Бог о бедствии… и не навел» ( Ион.3:10 ) его на Ниневию; об этом пророк Иона узнал, вероятно, потому, что для города благополучно истек сорокадневный срок, и вот он «сильно огорчился этим и был раздражен» ( Ион.4:1 ). Что Иона огорчился не иным чем, а именно помилованием язычников – ниневитян, в этом не оставляет сомнения его молитва . В ней он говорит, что случилось то самое, чего он опасался, когда ещё был в своей стране, почему и бежал в Фарсис: «ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердный, долготерепеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (2 ст.). Таким образом, пророк Иона в конце книги предстал пред нами таким же, каким мы его видели в начале: не желающим спасения язычникам и даже ропщущим на милостивый о них суд Божий, как будто все знамения прошли для него бесследно и его послушание Иегове не было убеждением его души. Теперь он сознает себя правым в своих мыслях о язычниках, а Бога не по правде к ним милостивым и, не будучи в состоянии пережить этого несогласия, просит у Бога себе смерти: «и ныне, Господи, возьми душу мою, ибо лучше мне умереть нежели жить» (3 ст.). Этот возврат к национальным еврейским мыслям и чувствам произошел у пророка Ионы, может быть, потому, что он лично в Ниневии увидел всю неизмеримую глубину нравственного развращения язычников, а плодов покаяния или не замечал, или не верил в их искренности и прочности. Как человек впечатлительный и всегда искренний, не умевший ничего делать наполовину, а всякому чувству отдававшийся всецело, Иона выражает свой протест против помилования недостойных, по его мнению, язычников в самой резкой форме. В данном случае он, может быть, подражал пророку Илии, которого мог знать лично, когда тот тоже просил себе смерти, если Бог не хочет истребить отступивших от Него израильтян ( 3Цар. 19:3–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, Иона, пойдешь ли в Ниневию? - " Пойду. " Будешь проповедовать Ниневитянам покаяние? - " Буду. " Желаешь ли исполнить свои обещания, данные во утробе кита? - " В точности исполню. " " И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу " (Ион. 2:11). " И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню " (Ион. 3:1-3). Иона теперь отверг собственную волю, и хочет того же, чего Бог хочет; он спешит огласить великий город, работая ногами, руками и голосом, говоря: " после сорока дней город истребится " (Ион. 3:4)! Теперь Иона весь обратился в деятельность: громовым голосом говорит, наставляет и поучает к покаянию граждан, слушая уже Бога и повинуясь повелению Божьему. О если бы он постоянно поступал так, и не возвращался бы к прежнему своеволию! Бог глух для своевольных. Но увы, и горе нам от слабости и непостоянства воли человеческой! Только что она была Божьей волей, и вдруг начинает опять быть своей волей: " Иона сильно огорчился ... и был раздражен " Ион. 4:1). Это злостные признаки человеческой воли, вступающей в борьбу с волей Господней. Кто покорен и послушен воле Божьей, тот никогда не огорчается, не раздражается и не ослабевает под бременем печали до того, чтобы возбудить в себе гнев и негодование против распоряжений Всевышнего. Что же, Иона, твою волю, во всем Богу покорившуюся, приводит опять в смущение? Вот причина нового противления Богу: " о Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? ... ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии " (Ион. 4:2). Здесь противоречие между волей Бога и волей Ионы заключается в том, что Бог благоволил, ради покаяния, простить Ниневитян; Иона же хотел, чтобы проповеданная им казнь постигла их на деле и считал, что напрасно устрашать угрозой, которая не исполнится. После чего Иона не находил себе другого утешения, кроме обращения к Богу с молитвой: " И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть нежели жить " (Ион, 4:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Ион.1:12 .  Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня по­стигла вас эта великая буря. «Возьмите меня и бросьте меня в море… ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря». В этом ответе Ионы прежде всего видно глубокое сознание им своей вины перед Богом. В силу сознания своей чрезвычайной виновности он и хочет быть наказанным чрезвычайным образом, на какой указывали буря и жребий: «бросьте меня в море». Здесь нет ни малейшего бравирования своей жизнью, ни чрезвычайной гордости и самолюбия, по которым пророк будто бы хочет скорее умереть, чем идти против убеждения на проповедь к язычникам, и таким образом продолжает препираться с Иеговою «даже до смерти». Смерть в волнах моря представляется пророку Ионе единственным выходом, чтобы спасти ни в чем неповинных спутников по кораблю, за которых он, несомненно, страдал: «бросьте меня в море и море утихнет для вас». В этом случае пророком совершался подвиг высшей любви к людям ( Ин 15.13 ) и его личность предстала пред нами во всей своей неизмеримой высоте. Ион.1:13 .  Но эти люди начали усилен­но грести, чтобы при­стать к земле, но не могли, по­тому что море все про­должало буше­вать про­тив них. Ион.1:14 .  Тогда воз­звали они к Го­с­по­ду и сказали: молим Тебя, Го­с­по­ди, да не по­гибнем за душу человека сего, и да не вме­нишь нам кровь невин­ную; ибо Ты, Го­с­по­ди, соделал, что угодно Тебе! Ион.1:15 .  И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. Корабельщики не сразу исполнили приговор Ионы над собой. Сначала они старались использовать все средства, чтобы спасти пророка, высадив его на берег. Когда это не удалось, они, прежде чем бросить его в море, обратились с горячей молитвой к Иегове, чтобы Он не вменил им «невинной крови». Здесь обращает на себя внимание сочувствие бывших на корабле Ионе и их глубокая религиозность. Говорят, что в данном месте, как и далее в речи о ниневитянах ( Ион. 3:5–9 ), язычники в книге Ионы идеализированы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 14-м огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф. 12: 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие, очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона был послан (см.: Ион. 1: 2–5 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное… Иона был ввергнут во чрево китово. Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я ( Ос. 13: 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: воззвал я в скорби моей ко Господу Богу… из чрева адова вопль мой ( Ион. 2: 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится во аде, потому что он был предызображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно пророчествуя, он сказал от лица Христова: морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел ( Ион. 2: 6–7 ). Если он был во чреве кита, то какие там горы? «Знаю это, – отвечает он, – но я служу образом Тому, кто будет положен в иссеченном каменном гробе». Находясь в море, Иона говорит: земля своими запорами навек заградила меня ( Ион. 2: 7 ), потому что он носил образ Христа, «нисшедшего в землю» (Поуч. 14, гл. 17, 20). Подобным образом святой Епифаний Кипрский указывает со всей ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в слове своем на Великую Субботу спасение человеков Богочеловеком. Мы помещаем здесь это слово с немногими исключениями. «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, – потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время и спящих издревле, от Адама, воскресил.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

В древности ниневитяне, услышавшие пророка Иону, проповедавшего им гнев Божий и разрушение города за злодеяния живущих в нем, покаялись в строгом посте («ничего не ели,... и воды не пили» – Ион.3:7 ), «и крепко вопияли к Богу», дабы Господь умилосердился над ними, кающимися, и – как уже отшедших «от злого пути своего и от насилия рук своих» ( Ион.3:8 ) – помиловал их. И Господь, видя их так кающихся и видя дела их, отменил уже определенное им наказание, не поразил гневом Своим город и не навел бедствия на население его (ср. Ион.3:10 ). По примеру древних ниневитян и нам, обреченным за тяжкие грехи на погибель вечную, следует в посте и молитве смиренно Раскаяться пред Богом в нечестии своем и в гнусных делах своих; – «может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем» ( Ион.3:9 ). Христос говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.14:15 ). Значит, свою покаянную молитву пред Богом о прощении наших личных грехов мы должны предварить 6 прощением всех согрешивших против нас. Простим же всех, кто чем-либо нас оскорбил, обругал, осудил, огорчил, обидел или какое-либо зло сделал нам... Господи! прости всех согрешивших против нас, мы их прощаем. Помилуй их и нас, Господи, по велицей милости Твоей! И укрепи нас Своею благодатью, чтобы нам впредь жить без греха, все делая во славу Твою. Аминь. 15. III. 94 Господи! Как много еще имеется во мне непреодоленных чувств от человека ветхого! 7 А ведь часто бывало в прошлом (и особенно на молитве и в напряженности духовной), когда я новым человеком являлся. Вот только при воспоминании о ребрышке, я сознаю ветхость в себе и желание вновь наслаждаться им. Господи! Ты насквозь проницаешь меня, и очи святые Твои видят ясно всё тайное во мне, всё сокровенное. Со стыдом пред Тобою, Господи, мне должно признаться в том, что порою я все еще хочу того, чего мой дух не хочет. Мое желание плотское противится во мне тому, к чему мое духовное «я» стремится: 8 Мое худшее воюет с моим же лучшим, и я в себе самом сражаюсь сам с собою. «Я – образ Божий, вовлекаюсь в греховность» – читаем у свт. Григория Богослова . Худшее во мне несправедливо противится лучшему и тогда я или убегаю грехов и противлюсь им, но не без труда, после многих борений и при небесной только помощи» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Господь, призывая человека к возвышенной цели, имеет о нем Свой план. Заранее ведая глубины души и будущее произволение нашего сердца, Бог, конечно, может предуказывать человеку его дальнейший путь. Так, младшему сыну ветхозаветного патриарха Иакова святому Иосифу во снах было явлено его будущее возвышение перед братьями. Он в простоте сердца передавал сны семье, и когда братья из зависти решили его погубить, они сказали: Убьем его и увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 20). Пытаясь разрушить намерение Божие о возвышении их младшего брата, они сами невольно способствовали исполнению воли Божией о нем – Иосиф попал в Египет, где через много лет стал высокопоставленным чиновником, а его братья приезжали к нему в голодное время с просьбой о помощи. Однако подобные предуказания не являются неизбежным определением, как бы железным руслом, по которому должна пролегать излучина человеческой жизни. Бытие личности определяется не предопределением или созвучием небесных светил, а Божией заботой о людях. В этом отношении большое значение имеет, к чему добровольно склонится сердце человека. Горячая молитва и искреннее покаяние способны изменить даже Божие решение о людях. В Священном Писании мы читаем о том, как Бог повелел пророку Ионе идти в Ниневию и предвещать, что за нераскаянные грехи город вскоре будет разрушен. Иона ходил по городу и говорил: Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3: 4). Далее в Писании приводятся интересные слова: И поверили ниневитяне Богу (Ион. 3: 5), то есть, они поверили, что вскоре Бог действительно накажет их за их грехи. Тогда они стали поститься, каяться, и Бог принял раскаяние людей, помиловал город, изменив Свое решение – разрушения не произошло. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3: 10). На формирование истории общества и судеб отдельно взятых людей влияют самые разные факторы, в том числе и внутренние, например, свободное самоопределение человека.

http://pravoslavie.ru/49433.html

« И увидел Бог , — говорит Писание, — дела их, что они обратились от злого пути своего ко Господу» ( Виде Бог яко возвратися кийждо от пути своего лукаваго, и обратишася ) (Ион. 3:9). Как, скажи мне, обратились они? Велики были их пороки, невыразимо нечестие, неизлечимы раны, что пророк и выразил, сказав: « злодеяния его дошли до неба» ( взыде вопль злобы их ) (Ион. 1:2), означая расстоянием места великость их пороков. И однако столь великое нечестие, так возросшее и так высоко поднявшееся, что оно достигало до самого неба, они в три дня, в столь краткое время, после немногих слов, выслушанных от человека неизвестного, чужеземного, подвергшегося кораблекрушению, так изгладили, так истребили, так удалили от себя, что удостоились следующих слов: « И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них » ( виде Бог, яко возратися кийждо от пути своего лукаваго, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им ) (Ион. 3:10). Видишь ли, что внимательный и бдительный не только не терпит никакого вреда от людей, но отклоняет и небесный гнев; а кто сам предает себя и вредит себе, тот не много получает пользы, хотя бы удостоился множества благодеяний? Ни иудеям не принесло пользы такое множество чудес, ни ниневитянам не повредило то, что они не имели их; но так как они сами были расположены к добру, то в короткое время сделались лучшими, хотя были варвары, иноплеменники, не слыхали никаких божественных глаголов и жили где–то далеко от Палестины. 15. Какой также, скажи мне, вред причинили добродетелям трех отроков случившиеся с ними бедствия? Не тогда ли, как они были еще молоды, и весьма молоды, в раннем возрасте, подверглись они страшному наказанию и плену, были далеко отведены и, пришедши в чужую землю, лишены и отечества, и дома, и храма, и жертвенника, и жертв, и приношений, и возлияний, и самого песнопения? Для них не только дом их был не доступен, но вместе с тем и разнообразные виды богослужения. Не были ли они преданы в варварские руки, более волкам, нежели людям, и, что всего тяжелее, находясь в варварской земле и тягчайшем плене, не имели ни учителя, ни пророка, ни начальника? « И нет у нас , — говорится в Писании, — ни князя, ни пророка, ни вождя… ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою » ( И несть, князя, и пророка, и вожда, ни места, еже пожрети пред Тобою, и обрести милость ) (Дан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«И увидел Бог, – говорит Писание, – дела их, что они обратились от злого пути своего ко Господу» ( «виде Бог... яко возвратися кийждо от пути своего лукаваго, и обратишася») ( Ион. 3:10 ). Как, скажи мне, обратились они? Велики были их пороки, невыразимо нечестие, неизлечимы раны, что пророк и выразил, сказав: «злодеяния его дошли до неба» ( «взыде вопль злобы их») ( Ион. 1:2 ), означая расстоянием места великость их пороков. И однако столь великое нечестие, так возросшее и так высоко поднявшееся, что оно достигало до самого неба, они в три дня, в столь краткое время, после немногих слов, выслушанных от человека неизвестного, чужеземного, подвергшегося кораблекрушению, так изгладили, так истребили, так удалили от себя, что удостоились следующих слов: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них» ( «виде Бог... яко возратися кийждо от пути своего лукаваго, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им») ( Ион. 3:10 ). Видишь ли, что внимательный и бдительный не только не терпит никакого вреда от людей, но отклоняет и небесный гнев; а кто сам предает себя и вредит себе, тот не много получает пользы, хотя бы удостоился множества благодеяний? Ни иудеям не принесло пользы такое множество чудес, ни ниневитянам не повредило то, что они не имели их; но так как они сами были расположены к добру, то в короткое время сделались лучшими, хотя были варвары, иноплеменники, не слыхали никаких божественных глаголов и жили где-то далеко от Палестины. 15 . Какой также, скажи мне, вред причинили добродетелям трех отроков случившиеся с ними бедствия? Не тогда ли, как они были еще молоды, и весьма молоды, в раннем возрасте, подверглись они страшному наказанию и плену, были далеко отведены и, пришедши в чужую землю, лишены и отечества, и дома, и храма, и жертвенника, и жертв, и приношений, и возлияний, и самого песнопения? Для них не только дом их был не доступен, но вместе с тем и разнообразные виды богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010