Преподобнаго Макария, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах noчubaющero (XIII–XIV) 20 января Преподобнаго Евфимия Великаго (†473) Святителя Евфимия, Патриарха Терновскаго, Бoлrapckaro (XIV) Преподобнаго Евфимия Архангелогородскаго († ок. 1523) Преподобнаго Евфимия схимника, в Дальних пещерах noчubaющero (XIV) Преподобнаго Лаврентия затворника, в Дальних пещерах noчubaющero (XIII–XIV) 21 января Преподобнаго Максима Исповедника (†662) и святаго мученика Неофита († ок. 303–305) Святых мученик Евгения, Кандида, Валериана и Акилы († ок. 284–305) Преподобнаго Максима Грека (†1556) Икон Божия Матере, именуемых: «Отрада, или Утешение» (807); Kmumopckaя (IV); «Закланная»; «Одигитрия-Ксенофская» 22 января Святаго апостола Тимофея († ок. 97) и святаго преподобномученика Анастасия Персянина (†628) Преподобнаго Макария Жабынскаго, Белевскаго (†1623) Святаго преподобномученика Анастасия, диакона Печерскаго, в Ближних пещерах noчubaющero (XII) 23 января Святаго священномученика Климента, епископа Анкирскаго, и святаго мученика Агафангела († ок. 312) Преподобнаго Геннадия Костромскаго и Любимоградскаго (†1565) Собор Костромских святых Святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго (пренесение мощей, 1786) 24 января Преподобныя матере нашея Kcehuu (V) Святыя блаженныя Ксении Петербургския, Христа ради юродивыя (†1794–1806) Святителя Герасима, епископа Великопермскаго, Устьвымскаго (†1441) Святаго мученика Иоанна Казанскаго (†1529) 25 января Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 году) «Святителя Григория Богослова, архиепископа Константиноградскаго (†389) Святителя Моисея, архиепископа Новгородскаго (†1362) Священномученика Владимира, митрополита Киевскаго и Галицкаго (†1918) Неделя 25 января или ближайшая после 25 января: Собор новомучеников и исповедников Российских 26 января Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия u Uoahha (V–VI) Преподобнаго Ксенофонта Робейскаго (†28 июня 1262)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Здесь приходится не особенно полагаться на канцелярские указания, которые в силу необходимости иногда не выполнялись. Голос братии добросовестно свидетельствует, что старец Евфимий проходил пономарское послушание тридцать лет. Это последнее утверждали братия, глубоко почитавшие старца, следовательно, и знавшие это основательно. В общем смысле и списки подтверждают то же самое. В 1827 году показано, что рясофорный послушник Евстафий пономарит; в 1857 году монах Евфимий, ровно через тридцать лет, все еще пономарит. Далее уже говорится, что по болезни послушания не проходит. Постриг в схиму старца Евфимия был совершен в пятидесятых годах, когда он был уволен за штат, а так как постриг был совершен в тайне, то имя ему не переменялось. Старец Евфимий строго соблюдал все установления настоятеля Филарета: он носил всегда низенькую камилавку, не более двух вершков в высоту, каковую носил в свое время и настоятель старец Филарет, а также и вся его братия при его управлении; круглых схимнических камилавок в Глинской пустыни тогда не было, и схиму как старец Евфимий, так и прочие схимники снаружи не носили, а надевали только тогда схиму, когда приступали приобщаться Святых Таин и то под мантией. Наружностью же схимники не отличались по одежде от мантийных монахов ни мантией, ни камилавкой. Вообще старцы-схимники в то время смиренно избегали всякой показности для посторонних зрителей, чему подражатель был и старец Евфимий. Схимонах Евфимий, проходя тридцать лет пономарское послушание, имел почти непрестанное пребывание в храме Божием. Всегда при начале богослужения входил первым и по окончании продолжительного пустынного богослужения и всех треб выходил последним, следовательно, для отдыха и принятия пищи ему оставалось времени немного. Таковое многолетнее пребывание во святилище Божием, где приносится непрестанное славословие и хвала Господу сил, обратилось ему в такую привычку, которая требовала сего пребывания как бы какой жизненной потребности. Когда старец Евфимий по старости лет не мог исполнять пономарского послушания и был уволен по слабости здоровья, то, несмотря на свою слабость, он на всякое богослужение спешил к началу и выстаивал внимательно до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

А из частиц честных мощей: св. Иоанна Предтечи, св. Николая Чудотворца; апостолов: Андрея Первозванного и Прохора; св. Дмитрия Ростовского, св. Саввы Звенигородского; святых: Александра Свирского, Иоанна и Фёдора, епископов Суздальских, Варлаама Хутынского, Льва Катанского, Леонтия Ростовского; Священномучеников: Власия, Поликарпа и Василия Неокесарийского; мучеников: Агафоника и Геронтия; Святителей: Алексея митрополита, Исаии и Игнатия Ростовских; преподобных: Аврамия Ростовского, Евфимия Суздальского, Сергия Радонежского, Даниила Переяславского, Иоанна, архиепископа Новгородского; архидьякона Стефана; Великомучениц: Варвары и Евфимии,; мучениц: Дорофеи, Агрипины и Вассы, Симеона Дивногорца, Адриана Пошехонского, Василия Парийского, св. Великомученика Пантелеимона, св. князя Григория; Луки Елецкого, царевича Дмитрия, Епифания Кипрского, Евсевия Самосатского, Спиридона Тримифунского, Никиты, архиепископа Новгородского, Антония Римлянина, Даниила Столпника; мучеников: Вонифатия, Никифора и Трифона; преподобных киево-печерских Иоанна многострадального, Марка гробокопателя, князя Николы-святоши, Григория Чудотворца, Алипия иконописца, Спмридона Просфорника, Григория, Исаии, Аврамия трудолюбивого, Нифонта, епископа Новгородского; Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника, Онуфрия молчаливого, Исакия, Еразма, Феофила, Агапита-врача, Кукши, Луки, другого Пимена, Саввы, Моисея, Нектария, Иоанна Нестора; Сергия, Евстратия, Никодима, Ипатия-врача, св.м Лукиана, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижнаго, Фёдора молчаливого, Вениамина, княжны Евфросинии, игуменьи полоцкой, Арсения Трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, дьякона Паисия, Меркурия постника, дьякона Макария, Игнатия, архимандрита печерского и Логгина-вратаря. Иеромонах Мелетий привёз и пальмовые ветви, которые использовались Великим постом на всенощном бдении в неделю Ваий. С ними стояло монастырское духовенство. Второй святыней, принесённой им в монастырь со святой Афонской горы, стала Иверская икона Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13896

часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века: часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть святого Предтечи Иоанна Крестителя, святого Первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола и Евангелиста Матфея, св. апостола Павла. III, Части мощей греческих Святителей: св. Василия Великого , св. Григория Богослова , св. Иоанна Златоустог о, св; Василия епископа Амасийского, св. Михаила епископа Синадского, Священномученика Анфима, епископа Никомидиского, Священномученика Власия, епископа Севастийского, Священномученика Ианнуария епископа. IV. Части мощей Святителей российских: св. Михаила первого митрополита Киевского, св. Симона епископа Суздальского, св. Ефрема епископа Переяславского, св. Исайи епископа Ростовского, св. Нифонта епископа Новогородского. V. Части мощей греческих Великомучеников Георгия, Прокопия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Артемия, Пантелеимона, Иоанна Сочавского (Молдавского); Мучеников: Космы Бессребреника, Иакова Персянина, Трифона, Севастиана, Мирона, Преподобномученика Лукиана пресвитера Антиохийского. VI. Великомучениц греческих: Феклы Первомученицы, Варвары, Марины; Мучениц: Ефимии, Параскевы, Фотинии. VII. Преподобных греческих Макария Египетского , Ефрема Сирина , Илариона Великого, Иоанна Дамаскина Марка Фряческого, Ксенофонта; Преподобных российских Киево-Печерских: Николы Святоши князя Черниговского, Поликарпа архимандрита Печерского, Никона игумена Печерского, Варлаама игумена Печерского, Нестора летописца, Иоанна Многострадального, Никона, Анатолия, Никодима просфорника, Дамиана Целебника, Феодора Молчаливого, Григория иконописца, Кукши, Марка гробокопателя, Феофана Постника, Авраамия, Феодора, Иосифа, Никона Сухого, Луки эконома Печерского, Афанасия затворника, Исаака затворника, Еразма, Илариона схимника, Евфимия схимника, Силуана схимника, Онисифора; Арсения Трудолюбивого, Лаврентия затворника, Григория Чудотворца , Прохора Чудотворца, Феофила Чудотворца, Иоанна Чудотворца, Тита, Агафона, Паисия, Логгина вратаря, Агапита врача, Нестора не книжного, Зинона постника, Спиридона просфорника, Сергия Послушливого, Павла Послушливого, Онуфра Молчаливого, Ильи Муромца, Пимена Многоболезненного, Иоанна Постника , Мартирия диакона, Анастасия диакона, Макария диакона и Евфросинии игумении Полотской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Симона, Епископа Суздальского, св. Ефрема, Епископа Переяславского, св. Исайи, Епископа Ростовского, св. Нифонта, Епископа Новгородского; 5) части Мощей Греческих великомучеников: Георгия, Прокопия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Артемия, Пантелеймона, Иоанна Сочавского (Молдавского); мучеников: Космы Бессребреника, Иакова Персиянина, Трифона, Севастиана, Мирона, Преподобномученика Лукиана, Пресвитера Антиохийского; 6) Великомучениц Греческих: Феклы Первомученицы, Варвары, Марины; мучениц: Евфимии, Параскевы, Фотины; 7) Преподобных Греческих: Макария Египетского , Ефрема Сирина , Илариона Великого, Иоанна Дамаскина , Марка Фраческого, Ксенофонта; 8) Преподобных Российских Киево-Печерских: Николы Святоши, Князя Черниговского, Поликарпа, Архимандрита Печерского, Никона, Игумена Печерского, Варлаама, Игумена Печерского, Нестора Летописца , Иоанна Многострадального, Никона, Анатолия, Никодима Просфорника, Дамиана Целебника, Феодора Молчаливого, Григория Иконописца, Кукши, Марка Гробокопателя, Феофана Постника, Авраамия, Феодора, Иосифа, Никона Сухого, Луки, Эконома Печерского, Афанасия Затворника, Исаакия Затворника, Ефрема, Нектария, Захарии, Иллариона Схимника, Евфимия Схимника, Силуана Схимника, Онисифора, Арсения Трудолюбивого, Лаврентия Затворника, Григория Чудотворца , Прохора Чудотворца, Феофила Чудотворца, Иоанна Чудотворца, Тита, Агафона, Паисия, Логина Вратаря, Агапита Врача, Нестора Некнижного, Зинона Постника, Спиридона Просфорника, Сергия Послушливого, Павла Послушливого, Онуфрия Молчаливого, Илии Муромца, Пимена Многоболезненного, Иоанна Постника , Мартирия Диакона, Макария Диакона и Ефросинии, Игуменьи Полоцкой; 9) В особом ковчеге положены Мощи св. Благоверного Царя Константина великого , св. Благоверного Князя Владимира Святославича Киевского, св. великомученицы Варвары левая рука, раздробленная и серебром окованная, Священномученика Харлампия, Священномученика Фоки, Крест, в коем животворящее Древо и разные Мощи, преподобного Ефрема Сирина , левая рука неизвестного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

III. Память св. печерских угодников почивающих в дальней пещере (пр. Феодосия): Моисея чудотворца, Лаврентия , подвизавшегося в затворе, Илариона схимника, Пафнутия , почивающего в затворе, Мартирия диакона, Феодора князя острожского, Афанасия , почивающего в затворе, Дионисия , почивающего в затворе, Феофила , еп. новгородского, коего мощи в раке († ок. 1480 г.) затворены, Зинона постника, Григория чудотворца, Ипатия врача и целебника, Лукиана священномученика (при Батые в 1239 г.), Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя ехимника, Нестора некнижного, Памвы , почивающего в затворе († 1241), Феодора молчаливого, Софрония , почивающего в затворе, Панкратия иеромонаха, почивающего в затворе, Анатолия , почивающего в затворе, Аммона , почивающего в затворе, Мардария , почивающего в затворе, Пиора , почивающего в затворе, Мартирия , почивающего в затворе, Руфа , почивающего в затворе в церкви Благовещения в тех же пещерах: пр. Вениамина , пр. Евфросинии игумении полоцкия; по выходе из церкви: пр. Кассиана , почивающего в затворе, Арсения трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, Ахилы диакона, Паисия, Меркурия постника; в церкви пр. Феодосия: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия канонарха печерского, Геронтия канонарха печерского, Захарии постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца, Игнатия архимандрита печерского (с 1435 г.); в церкви Рождества Христова пр. Лонгина , вратаря печерского. Всех же пр. в пещере пр. Феодосия почивающих 45, из них видимо почивающих 32 и в затворе 13. Собор их празднуется 28 августа и кроме того во 2 неделю великого поста вместе с собором пр. отец Антониевой или ближней пещеры. У преосв. Филарета, на основании рукописных святцев и памятников, представляются еще памяти почивавших или невидимо почивающих в Феодосиевой пещере: Илариона митрополита киевского († 1066), Амфилохия , еп. Владимира волынского († 1122 г.). Симеона , еп. переславского, † 1239 (в Указателе, Погод. и 209 рязанского Переяславля), Тимофея, игумена лавры (1127 –1132), Досифея (в схиме Феодосия), игумена до 1219 г., Акиндина , преемника его с 1219 г., старцев Евлогия, Даниила. Сн. 22 сент. о преподобных Антониевой пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Дионисия вкушать пищу только через два или три дня, но опытный наставник не согласился на такой подвиг его, превосходящий силу и меру возраста Евфимия. Преподобный велел ему вкушать хлеб вместе с братиею, хотя бы и не до сыта, что и исполнял Евфимий, беспрекословно повиновавшийся своему настоятелю и ни в чем не имевший своей воли. Но после бессонных ночей он часто делал только вид, что принимает пищу, дабы братия не подумала о его чрезмерном воздержании. С каждым месяцем и годом укреплялся дух Евфимия, хотя Дионисий, испытывая его, заставлял исполнять все неприятные послушания: печь хлебы, носить дрова и воду. Наконец, видя глубокое смирение Евфимия, чрезвычайное трудолюбие его, вся братия начала почитать его за необыкновенного подвижника и не за человека, а за ангела Божия. Так протекли многие годы и Евфимий возмужал и созрел для иноческого подвига. Преподобный Дионисий сперва подвизался в пещере один, а потом собрал около себя двенадцать учеников; для остальных он основал над пещерами монастырь. В настоящее время нижегородский Печерский монастырь находится не на том месте, где вырыл пещеры преподобный Дионисий со своими учениками. Эти старинные пещеры лежат версты на две ниже теперешнего монастыря и вот вследствие какого обстоятельства. Древний монастырь преподобного Дионисия, расположенный на половине высокого берега, имел уже внутри стен 6 храмов и 7–й вне ограды, когда в 1596 году 18 июня, в третьем часу ночи, верхняя часть горы с лесом, вероятно от напора ключевой воды, вдруг сдвинулась к реке, потопила стоявшие у берега суда и разрушила монастырские здания, как деревянные, так и каменные. На этом месте находится теперь с 1798 г. приходская церковь села Старых Печер. Под нею в пещере покоятся под спудом мощи схимника Иоасафа, погребенные за 30 лет до разрушения монастыря и найденные на третий день по разрушении. В этой церкви, кроме других древнейших икон, остались, как думают, от прежнего монастыря царские резные двери. Вскоре после разрушения монастыря, царь Феодор Иоаннович дозволил архимандриту Трифону переместить его вверх по Волге, на семь холмов, на нынешнее место.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

И с других двух сторон - восточной и южной - обложена медною посеребряною латунью. На тех сторонах тоже наложены четыре клейма медных, чеканных, позолоченных, из коих в среднем вычеканены в молитвенном положении пред Св. Троицей преподобные Евфимий Суздальский и Сергий Радонежский чудотворцы, а в сторонних вырезаны с чернью тропари Преображения Господня и преподобнаго Евфимия... В раке весу серебра один пуд двадцать семь фунтов и три четверти. Внутри раки и крышка обиты малиновым бархатом... На крышке по бархату лик преподобного Евфимия в схиме, вышит серебром и проложен разноцветными камнями... Самый балдахин устроен из четырех колонн резной работы, вызолоченных... вверху на северную и западную сторону к колоннам прикреплена арка, украшенная резьбою, вызолоченною... в средине же на лицевой северной стороне в раме на кругообразной дске - лик преподобного Евфимия по золотому фону, а кругом онаго резныя вызолоченные слова: «Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас», а внутри изображение Спасителя и сверху крест четвероконечный вызолоченный» (РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Вязка 350. 1. Л. 18 об.- 19 об.). При раке находились принадлежавшие Е., по монастырскому преданию, вериги, митра, железный посох, медный крест, а также напрестольное Евангелие, по которому служил святой. Архим. Спасо-Евфимиева мон-ря сщмч. Серафим (Чичагов) после осмотра мощей Е. доложил 11 нояб. 1899 г. Владимирскому и Суздальскому архиеп. Сергию (Спасскому) о ветхости одеяния и неподобающем для архимандрита и схимника характере одежд на мощах святого. В ответном письме владыка благословил переоблачить св. мощи. На просьбу архим. Серафима об отделении от мощей частицы для ношения в крестных ходах архиерей ответил отказом. 12 февр. 1919 г. гробница святого была вскрыта и опечатана представителями уездного исполнительного комитета. До 1922 г. рака оставалась в мон-ре. 4 мая 1922 г. она была конфискована и поступила в Суздальский уездный финансовый отдел, мощи Е. были переданы в музей, до нач. 40-х гг. XX в. они были выставлены в экспозиции антирелиг.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Действительно, через несколько месяцев, зимою, скончался знаменитый митрополит Петр, собиратель Русской земли и преемником ему был избран епископ ростовский Феогност из греков. Благоразумный Иоанн Даниилович, видя, что бедствия России произошли от несогласия князей, с самого восшествия на престол старался присвоить себе верховную власть над князьями древних владимирских уделов, в чем и успел, особенно после кончины Александра Васильевича Суздальского, который, будучи внуком старшего сына Ярослава, имел законное право на великокняжеское достоинство. Тверской князь Александр Михаилович ни за что не хотел подчиниться Московскому великому князю и Иоанн на этот раз изменил своему благоразумию и прибег к хитрости и коварству. Он пожаловался на тверского князя хану Узбеку. Последний вызвал его в Орду на суд и приказал лишить жизни. Князю Александру и его сыну Феодору отрубили головы. Тогда Иоанн присвоил себе верховную власть над тверским княжением. В 1340 году внезапный недуг заставил Иоанна променять княжескую одежду на мантию схимника и он скончался 31 марта, указав наследникам путь к единовластию и величию. Москвичи единогласно ему дали имя «собирателя земли Русской». Набожность, усердие к строению храмов и милосердие к нищим помогли Иоанну снискать общую любовь. Он всегда носил с собою мешок или калиту, наполненный деньгами для бедных, почему и призван Калитою. В Москве он построил много церквей, в том числе, кроме Успенской, каменную Архангельскую и Иоанна Лествичника . В Нижнем – Новгороде до сих пор, по преданию, указывают на место, где находился дом родителей преподобного Евфимия, в семи саженях от приходской Мироносицкой церкви. Замечательно, что по другую сторону церкви, на том же расстоянии находился дом родителей преподобного Макария, впоследствии также ученика св. Дионисия и духовного друга Евфимия. Кто были родители преподобного Евфимия и как их звали, – нигде не упоминается, но, судя по местожительству, они должны были принадлежать к посадским людям, богатым благочестием и преданным всем сердцем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Горненские традиции Насельница Горненского монастыря Здесь Гроб Господень, здесь Господь ходил по земле, здесь всегда — Христос воскресе! Из Пюхтиц мы привезли цветные подрясники — нам их для работы пошили. У меня был — в синий горох, он мне очень нравился. Иду я в нем по Горненскому монастырю, навстречу — мать Евфимия, пожилая схимонахиня, которая старалась соблюдать все горненские традиции. Она мне и говорит: «Ты че это вырядилась?» Я спрашиваю: «Нравится, да?» Она отвечает: «У нас в спальных подрясниках не ходят по монастырю!» «Матушка, это не спальный, — оправдываюсь я, — это новый, нам пошили для работы». «У нас здесь так не ходят! — упорствует мать Евфимия. — У нас ходят либо в черном, либо в сером. А это — спальный!» А у меня черных подрясников было всего два — в церковь ходить. Тогда ведь было не так, как сейчас: заказал — тебе сшили. Я немножко побаивалась мать Евфимию и старалась ее смягчить. Иду однажды, улыбаюсь ей. Она спрашивает: «Чё лыбишься?» «Ой, матушка, я рада видеть вас», — говорю. «Монахи зубы не скалят», — отвечает. Вот такие были строгие матушки, они воспитывали нас. А еще вспоминаю мать Марфу, схимницу. Она, как и мать Евфимия, также отстаивала все добрые традиции Горненского монастыря. Прислали нам священника — молодого, энергичного. На Литургии выходит читать Евангелие, у нас читают лицом к народу, а батюшка разворачивает аналой к алтарю… После службы мать Марфа говорит ему: «Батюшка, у нас так не положено, у нас читают Евангелие лицом к народу». А он отвечает: «Лицом к народу читают только на Пасху! У вас тут неправильно читают». А она ему в ответ: «А у нас здесь вечная Пасха!» И тогда ему пришлось смириться, но по молодости он сначала немножко побурчал, а потом подумал — и правда! Здесь же Гроб Господень, здесь Господь ходил по земле, здесь всегда — Христос воскресе! И на следующей службе читал уже как нужно. И вот такие матушки — ничем особым не отличались, не выделялись, может быть, только настойчивостью своей, сейчас бы они показались старомодными. Но именно они сохраняли добрые горненские обычаи.

http://pravoslavie.ru/97602.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010