1547 Рукоп. 28, л. 636–708. Вопросы Анастасия не встречаются в Кормчих до XVI в., хотя они в славянском переводе известны были в России еще в XI в. и помещались в сборнике Святослава, писанном в 1073 году. Рукоп. Румянцевского Музея 356, Востоков – описание Румянц. Музея, 301. Вопросы Анастасия есть и в Кормчей 1658 года, глава 69, л. 622–633. 1548 Рукоп. 28, л. 572–574. Сия глава опущена в Кормчей 1653 года. В собрании кормчей м. Даниила находится еще особая глава под названием «сказание о мантии патриархов, и митрополитов, и архиепископов и епископов». Рук. 28 л. 620–626. 1549 Нифонт был преемником м. Даниила по игуменству в Иосифове монастыре и там игуменствовал с 1522 по 1543 года, когда он сделан был архимандритом Новоспасского монастыря, а отсюда в 1554 г. хиротонисан был во епископа Крутицкого; умер в 1558 году, погребен в Волоколамском монастыре. Строев. Списки иерархов и настоятелей русской церкви, 182. 1034. Рукоп. Москов. Духов. Акад. (не разборчиво) Обиходник Евфимия Туркова, л. 38–39. 1550 Розенкампф Барон. Обозрение кормчей книги в историческом виде. М. 1829, изд. первое, приложение VII, 209–312. Здесь обстоятельно описана сводная кормчая. 1551 Так под 24–27 правилами св. апостолов приведено восемь святоотеческих. свидетельств, тождественных во всем до строгой буквальности с свидетельствами, помещенными в осьмом слове Данииловского соборника, рассуждающем об отношении к еретикам. Ср. Рукоп. Москов. Дух. Акад. 197, л. 259. 264. 261–262. 263. 264, 266. 246 и сводную кормчую по описанию Б. Розенкампфа. – Или еще: под 23 правилом 4 вселенского собора повторяются с буквальною точностью шесть цитатов, находящихся в осьмом слове соборника Даниила. Рукоп. М. Д. Акад. 197, л. 255. 256. 258. 251. 252–253.261–262. Под 5–9 правилами собора в церкви св. Апостолов помещено до шести цитат, одинаковых с цитатами осьмого слова Данииловского соборника. Рукоп. М. Д. Акад. 197, л. 252. 250–251. 252. Один цитат (толкование Аммония пресвитера на деяния Апостольские) тождественен с находящимся в по слании Даниила в Волоколамский монастырь. Рукоп. Новг. Соф. биб. 1281. Вообще сводной кормчей находится очень много свидетельств тождественных с цитатами слов Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

721 КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. С. 62. Зауморная Псалтырь, т. е. оставшаяся без владельца (Словарь русского языка. Вып. 5. С. 329). 722 Опись Патриаршей ризницы 1631 г.//Вестник общества древнерусского искусства. М., 1875. 6–10. Материалы. С. 3. См. также: Вишневкая И.И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 102–103. 723 Георгиевский В. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологические описания. Владимир, 1900. Приложение II. С. 68–69. 725 Демкова И.С. Духовная грамота волоколамского книжника XVI в. Евфимия Туркова//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 347; БЛДР. Т. 13: XVI в. С. 697. 726 Немировский Е.Л. Первая московская типография в свете новейших исследований. К 450-летию со дня основания//Феодоровские чтения: 2003. М., 2003. С. 39. 727 Алексеев А.И. Роспись главам древнейшего синодика московского Богоявленского монастыря//Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 16. 734 Подобным образом обстояло дело и с другими митрополитами: в 1533 г. в Спасо-Кубенском монастыре скончался митрополит Варлаам (1511–1522); в 1555 г. в Т роице-Сергиевом монастыре почил митрополит Иоасаф (1533–1542); в 1547 г. в Иосифо-Волоколамском монастыре скончался его постриженник митрополит Даниил (1522–1539). 735 Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Собр. Флоришевой пустыни. В-5636/159. Синодик Благовещенского собора к. XVII – нач. XVIII в. Л. 71 об. 736 Иванчин-Писарев Н. Михаил, Великий князь Киево-Черниговский и боярин его Феодор. М., 1839. С. 39–42. 739 Макарий, архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 г.//Записки Императорского археологического общества. СПб., 1857. Т. 9. С. 534. 740 Маясова Н.А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//Государственные музеи Московского Кремля. Т. 2: Материалы и исследования. М., 1976. С. 40, 41, 57. 742 Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в Российском государственном архиве древних актов. М., 2000. С. 90. 745 Золотая воротная икона – первосвятительский параманд. Изображение параманда патриарха Филарета, изготовленного из узорной турецкой ткани, см.: Вишневская И.И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 79. На его обороте первоначально было шитое из жемчуга изображение Голгофского креста. Благодарю за консультацию И.И. Вишневскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Именитых глаголю: Петра, Алексея, Леонтиа, Сергиа-чюдотворца, Варлама, Кири-ла, Пафнотиа... – Петр (ум. в 1326 г.) – первый митрополит Московский. В 1325 г. официально перенес митрополичью резиденцию из Владимира в Москву и сделал Москву духовным центром Руси. Канонизация Петра как общерусского святого, поборника идеи возвышения Москвы относится к 1339 г. Алексей (Алексий) (ок. 1293–1378) – митрополит всея Руси (с 1354 г.), поддерживал московских князей в их борьбе с Ордой и Тверью. Общецерковное празднование памяти Алексея было установлено митрополитом Ионою в 1448 г. Алексей, подобно Петру, почитался как заступник всей Русской земли, и в первую очередь Москвы. Леонтий – епископ Ростовский (с сер. 70-х гг. XI в.), до этого был монахом Киево-Печерского монастыря. Сумел обратить в христианство язычников Ростовской земли. Сергий Радонежский (ок. 1321/1322–1391/1392) – создатель и игумен подмосковного Троицкого монастыря (Троице-Сергиевой лавры). Принимал активное участие в междукняжеской борьбе второй половины XIV в. на стороне Москвы, поддерживал князя Дмитрия Донского в его противостоянии Орде, благословил русскую рать на Куликовскую битву. Канонизация Сергия относится к 1448–1449 гг. Кирилл Белозерский – основатель и игумен Кирилло-Белозерского монастыря, канонизирован не позднее 1447–1448 гг. Варлаам Хутынский (ум. в 1192/1193 г.) – новгородец, в миру носил имя Алекса Михалевич, незадолго до смерти основал недалеко от Новгорода на берегу Волхова Хутынский монастырь. Местное почитание Варлаама восходит к XIII в., а в XV в. оно становится общерусским. Пафнутий Боровский (1394–1477) – игумен основанного им в 1444 г. недалеко от Боровска монастыря Рождества Богородицы, который являлся одним из самых авторитетных монастырей на Руси в XV–XVI вв. Монастырю покровительствовал великий князь Иван III; пострижениками Пафнутия были Иосиф Волоцкий и его брат Вассиан, позднее ставший архиепископом Ростовским. Пафнутий Боровский был канонизирован как общерусский святой на церковном соборе 1547 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1065 ...посреди всего вселенскаго собора... злословную их ересь обличившаго... – На церковном соборе 1490 г. еретики были преданы проклятию. Иосиф Волоцкий отстаивал наиболее радикальный способ борьбы с еретиками, выступая за их физическое уничтожение как вероотступников. На церковном соборе 1504 г. ему удалось добиться решения, по которому предводители еретического движения были казнены, а остальные еретики заключены в монастыри. 1066 ...великую книгу на посрамление еретический злобы написавшаго... – Речь идет о Книге на новгородских еретиков, позднее получившей название «Просветителя», краткую редакцию которой Иосиф Волоцкий создал не ранее 1502 г. Эта книга послужила своеобразным обвинительным актом против еретиков на церковном соборе 1504 г. Составление пространной редакции этого сочинения относится к 1510–1511 гг., когда Иосиф Волоцкий включает в «Просветитель» ряд статей, направленных против «нестяжателей». Отдельные разделы Книги на новгородских еретиков были посвящены защите идей троичности Бога и божественной сути Христа, а также защите иконопочитания, института монашества, веры во второе пришествие Христа и Страшный Суд. 1067 ...духовную свою грамоту и наказание подлинно и пространно написа... – Имеется в виду созданный Иосифом Волоцким Устав, регламентировавший внутреннюю жизнь в волоколамском Успенском монастыре. Краткая редакция этого памятника относится к концу XV в., пространная – к началу 10-х гг. XVI в. В Уставе Иосифа Волоцкого излагаются основные положения монастырской реформы, суть которой сводится к введению общежительства, соблюдению монахами принципа личного нестяжания, обязанности трудиться и соблюдать строгую дисциплину. 1068 ...отца нашего и чюдотворца Иосифа... – Иосиф Волоцкий (1439–1515), в миру Иван Санин, церковный деятель и писатель, основатель иосифлянской школы монашества. Происходил из семьи богатого вотчинника, предки которого были выходцами из Литвы. Принял постриг в монастыре Пафнутия Боровского и стал его любимым учеником. В 1479 г. основал волоколамский монастырь Успения Богородицы, позднее получивший его имя. На церковном соборе 1503 г. Иосиф и его сторонники добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого «нестяжателями» и поддержанного Иваном III, на соборе 1504 г. – расправы над еретиками. В 1507 г. Иосиф Волоцкий порвал с удельно-княжеской оппозицией и перевел свой монастырь под патронат великого московского князя, защищал идею божественного происхождения великокняжеской власти. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось с 1579 г., общецерковное – с 1591 г. (Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого и Послание его княгине Голениной см.: наст. изд., т. 9, с. 184–215).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И как святого преподобного отца нашего Феодосия Печерского , светильника всей Руси, который обещал за нас слово замолвить на Страшном твоем Суде, там, Господи, и меня, грешника, неосужденным сохрани и в покое устрой жизнь мою ради молитв Пречистой твоей Матери и всех святых, что от века тебе угодили. Затем еще молюсь тебе, Господи, Иисусе Христе, прежде, пока не посекла меня смерть, очисти меня до этого и спаси меня! Даже если бы всю жизнь мою я прожил в этом мире, пребывая в злых делах, то и тогда конец жизни даруй мне добрый и тихий, Господи, и наставь меня на путь истинный, которым достигну я светлого дня и насыщусь райской пищи и радости святых всех, что от начала времен тебе угодили. Аминь. Потом прочти рукописание грехов моих, что в свитке записано, исповедание Господу Богу, и Пречистой его Матери, и всем святым его, и тебе, отец мой и господин, все от юности моей и до старости, все, что были в миру и после отречения от мирского, все неизмеримые, многие, скверные, злые, сверхъестественные, неисчислимые мои беззакония, известные и неизвестные, которые, вспомнив, я написал или о которых, забыв, умолчал, – все это Богу единому вручил я, Праведному Судье и Создателю нашему, истинно сердца и помыслы наши знающему. И, прочтя это, разорви, а меня, многогрешного, освободи от прегрешений, и благослови, и прости, и отпусти грехи: каждое слово, и отлучение, и осуждение, и проклятие, и всякий союз греховный. А потом и это, Бога ради, произнеси, малое мое покаяние, которое ежедневно обещался я говорить вслух перед иконой Божьей, или перед крестом Христовым, или перед иконой Пречистой Богоматери днем и ночью; , которое, если когда и говорил я, то не от всего сердца и не сокрушаясь, не со слезами; и в том согрешил я, окаянный, немощный и ленивый, что не каждый день исполнял обет и «заложил» сие малое свое келейное «морокование», сказать иначе, правила и молитвы, которые передал мне духовный отец мой, старец Феодосий, бывший архиепископ Великого Новгорода и Пскова. И они, думаю я, не приняты Богом, потому что от нечестивых уст и скверного языка, от мерзкого сердца, от испорченной моей души воссылались и нечистыми помыслами всегда смущались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А конец, – это еще раз напомню я немного душе своей, – такой: «Восстань, окаянная душа моя! Восстань, убогая! Восстань, смиренная! Восстань! Что спишь? Восстань, бодрствуй, покуда есть у тебя время! Восстань, окаянная, прежде смерти отбрось малодушие, отвергни слабость, исповедай Господу Богу, в чем согрешила ты, с тех пор как я родился. Вздохни, и прослезись, ударяя в отчаянии себя в грудь, раздай с усердием, что имеешь и можешь, и дай обеты, душа, что впредь не будешь грешить. Смерть приближается внезапно, как вор, и дня не ведаешь, и часа не знаешь , – пусть не застигнет тебя неготовой к ней, окаянная! Прости согрешившему и прогневавшему тебя, прости все прегрешения против тебя, помилуй ближнего! К Богородице припади с мольбою, как к имеющей великое дерзновение пред Владыкой, говоря так: „О Пресвятая Госпожа Дева, Владычица Богородица, помолись Сыну своему и Богу нашему, чтобы он избавил меня от вечной муки, и будь мне помощница и заступница в земной и загробной жизни”». И всех святых непрестанно моли ты, чтобы они Христа милостивым к тебе сделали. Тогда, если придет смерть, душа, не страшись. «Смерть для праведников – покой», – как сказал евреям Христос. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в меня и поступающий по словам моим не увидит смерти, ибо через смерть перейдет к жизни иной, вечной, не имеющей конца», – как сама истина, Христос, изрек. Это, душа моя, сказал я тебе о том, что будет доброго и плохого; все я припомнил тебе об этой жизни, отчасти и о будущей, так что о спасении своем побеспокойся и не оправдывайся. Краткая ежедневная исповедь Исповедую Богу, и Пречистой его Матери, и всем святым его, и тебе, отец мой и господин, все согрешения мои и все злые мои дела, что я думал, что говорил, что сотворил вольно или невольно, что я помню и что не помню. 1 . Я был грешен от чрева матери моей, я нарушил все заповеди, записанные для нас в святых книгах, и осквернил святое крещение, а потом иноческий святой образ осквернил и обета иноческого не соблюдал. 2 . Я согрешил в устремлении бесовских помыслов, скверных и нечистых, на Господа Бога моего, и на Пречистую его Матерь, и на всех святых, что нельзя никак ни рассказать, ни описать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, мы имеем веские основания считать рукопись Вол., 523 выполненной по заказу Рязанского епископа Леонида Протасьева. Поскольку Леонид хиротонисан в епископы в 1573 г., а бумага той части сборника, в которую входит Повесть о Николе Заразском, относится к началу 70-х годов XVI в., то датировать список Повести можно именно 1573 г. Важно отметить, что признание рукописи Вол., 523 изготовленной при Рязанской епископской кафедре придает особую значимость данному списку Повести о Николе Заразском. Леонид Протасьев был человеком, не лишенным книжных интересов, заботившимся о пополнении библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря. В период его пребывания на Рязанской владычной кафедре по заказу Леонида был переписан годовой комплект служебных Миней (Вол., 94–105), который бывший Волоколамский игумен подарил монастырю в качестве вклада в 1583 г. Леонид Протасьев вообще был самым значительным вкладчиком Иосифо-Волоколамского монастыря 707 . Можно поэтому оценить справедливость записи, сделанной, кажется, рукой волоколамского инока Евфимия Туркова на принадлежавшем Леониду Служебнике (Вол., 89, л. I): «Служебник святаго боголюбиваго владыкы великого господина нашего Рязанскаго и Муромскаго епископа Леонида. Служити по нем единому игумену в соборе, а святого владыку поминати, доколе и церкви святаа стоит, поне же велию веру стяжа к Богу и к Пречистеи Его Матери, и многими святыми образы златом и сребром украси, и книги божественыа написав, и имение много, злата и сребра и риз многоценных монастырю Пречистыа предаде, и церковь благолепием украси. А подписал грешныи поп Еуфимие служебник его». Промежуточный вид (Евстафий прибывает не в Кесь, а в Ригу, и др.): 2) БАН, 34.8.25. Повесть на л. 376–378 об., 372–372 об., 371– 371 об., 379 (так называемая Воинская редакция 2-го вида, по Д. С. Лихачеву), датируется второй четвертью XVII в. 708 Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове буква M – типа Дианова («Кувшин»), 287 (1639 г.); 3) ГИМ, Воскресенское собр., 211. Повесть (только первая часть) на л. 149–157 об., на л. 157 об. – 164 «Коломенское чудо» (представленное двумя эпизодами). Датируется 30–40-ми годами XVII в. 709 Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры F IB – Дианова и Костюхина, 726 (1642 г.). О происхождении сборника может свидетельствовать запись на л. 187 об. рукой основного писца: «Сия книга понаходного дияка Кирила Анфи…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

411 Герасим Черный – монах Пафнутьево-Боровского монастыря, один из ближайших сподвижников Иосифа Волоцкого . Он поддерживал Иосифа, хотевшего ввести в боровском монастыре строгий общежительный устав, сопровождал его в путешествии по русским монастырям (1478–1479), вместе с Иосифом участвовал в основании волоколамского Успенского монастыря. По свидетельству Жития Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога, Герасим Черный какое-то время «вне обители отшельническый живяше» и «толико постящася, яко и внутренняя исхожаше ему и повредити зело утробу». Герасим Черный был профессиональным книгописцем. Иосиф Волоцкий считал его рукописи книгами «мастерского письма». Лев Филолог указывал, что книжное «трудоделие» Герасима Черного «мниси в церкви доныне как богатство некое храняще имеют». По Описи 1545 г. в монастырской библиотеке было 16 рукописей работы Герасима Черного, причем одно из Евангелий он переписал совместно с Иосифом Волоцким, другое Евангелие хранилось «В большей церкви на престоле» (см.; Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 26–31, 33, 35). Герасим Черный защищал интересы монастыря на переговорах с волоцким князем Федором Борисовичем. Иосиф Волоцкий в Послании Борису Васильевичу Кутузову упоминал, что князь Федор, не желая возвращать деньги, взятые им из монастырской казны, «хотел черньца Герасима Чернаго кнутием бити», когда тот напомнил о долге. Когда волоцкий князь захотел отобрать у монаха «Псалтырю добру», то Герасиму пришлось переправить книгу в Троице-Сергиев монастырь. По определению Евфимия Туркова, Герасим Черный, подобно Иосифу Волоцкому , Кассиану Босому и Ионе Голове, является «начальником» и «учителем» русского монашества. 412 Монастырь был основан Кириллом Белозерским в 1397 г. на берегу Сиверского озера. В конце в. он был одним из центров религиозно-политического течения «нестяжателей». Монастырь славился своим скрипторием, имел богатейшее собрание рукописных книг и икон. По данным Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого, в конце 70-х годов XV в. только в нем сохранялся строгий общежительный устав: монастырь был «не словом общий, но делы». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога сообщается, что Иосиф, скрывая свой высокий сан игумена, жил в Кирилло-Белозерском монастыре больше года, работая в «хлебне», но после разоблачения был вынужден уйти из монастыря, избегая славы. Странствуя по другим русским монастырям, Иосиф убедился, что «един же Кирилов монастырь общества уставы соблю– дати неврежены» Традиции монашеского общежития в Кирилло-Белозерском монастыре, восходящие к греческому Студийскому уставу, принятому в Киево- Печерской лавре, были развиты Иосифом Волоцким в краткой редакции Устава, действовавшего в основанном им монастыре в конце XV в. Этот Устав предполагал личное «нестяжание» монахов, строгую дисциплину, обязательность «рукоделия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ни в ней, ни в пространной редакции нет ясного подтверждения известия, будто житие Паисия написано иноком Сергием в 1610 году 478 . Существование старой местной летописи подтверждается «Повестью о граде Угличе», составленной во второй половине XVIII века 479 . Она начинается более курьезными, чем любопытными, преданиями и догадками о происхождении и древнейшей истории Углича, обычными в старых и новых наших исторических описаниях городов; но в дальнейшем изложении выступают ясно местные летописные источники. Для нас эта повесть любопытна тем, что вместе с извлечениями из сохранившихся житий углицких святых Кассиана и Паисия она приводит отрывки из житий, которых нет в известных рукописных библиотеках. Так, находим в ней обстоятельный рассказ об ученике Паисия Вассиане Рябовском, по складу своему не оставляющий сомнения, что он выписан из жития Вассиана; не менее любопытно сказание о современнике Паисия, ростовском иноке Варлааме, в 1460 году основавшем монастырь близь Углича на реке Улейме 480 . При патриархе Иове в деле литературного прославления памяти святых трудился кн. С. Шаховской. По поручению патриарха написал он похвальное слово святителям Петру, Алексию и Ионе; кроме того, известно его похвальное слово устюжским юродивым Прокопию и Иоанну и повесть о царевиче Димитрии Углицком. В обоих первых произведениях автор обнаружил хорошее знакомство с риторическими приемами агиобиографии; но биографические сведения его о прославляемых святых ограничиваются тем, что он нашел в их житиях 481 . В духовной столбенского строителя Германа, писанной в 1614 году, упоминается канон Василию, московскому бла  жен ному. В каноннике Евфимия Туркова, игумена Иосифова монастыря, писанном в конце XVI века, встречаем этот канон с известием, что он – творение старца Мисаила Соловецкого 482 . Сохранилось житие блаженного, очень скудное биографическим содержанием, но многословное и скорее похожее на похвальное слово, чем на житие; чудеса, приложенные к житию, начались в 1588 году; в рукописях житие, кажется, появляется не раньше XVII века: это указывает приблизительно на время его составления 483 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В 1678-1683 гг. существовала «Верхняя» типография при царском дворце. Ее фактическим руководителем был Симеон Полоцкий , издававший здесь свои произведения. Деятельность «Верхней» типографии была более свободна от патриаршей цензуры, издания выполнялись на высоком художественно-полиграфическом уровне. Тем не менее в России до кон. XVII в. преобладала рукописная книга. Печатная книга была дороже, менее доступна и охватывала лишь малую часть литературного репертуара. Кроме того, продукцией Печатного двора с 50-х гг. XVII в., после проведения богослужебной реформы (1652), не пользовались приверженцы старых обрядов. Образование О распространении грамотности среди московского населения свидетельствуют археологические находки, обнаруженные в культурных слоях домонгольского периода в торгово-ремесленной части города, предметы, предположительно атрибутированные как писала ( Рабинович М. Г. Культурный слой центральных районов Москвы//Древности Моск. Кремля. М., 1971. С. 79, 85), граффити в Успенском соборе на Городке в Звенигороде, датируемые рубежом XIV и XV вв. ( Рыбаков Б. А. Раскопки в Звенигороде, 1943-1945 гг.//МИА. 1949. Т. 2. 12. С. 127), известные к настоящему времени 4 московские берестяные грамоты и др. О женской грамотности в Московском регионе в XVI в. свидетельствует сохранившееся письмо старицы Марины (Турковой) своему сыну - Евфимию (Туркову) , игум. Иосифова Волоцкого мон-ря ( Зимин А. А. Рукописи Евфимия (Туркова) и письмо Марины (Турковой)//Лингвистическое источниковедение. 1963. С. 136-139; Образование. С. 420). В XIV-XVI вв. обучение осуществлялось либо в домашних условиях, либо под руководством наставника, занимавшегося с группой детей. Так, в Житии прп. Сергия Радонежского, в рассказе о событиях 1-й трети XIV в., сообщается, что святой учил грамоту у учителя наряду с другими учениками с 7 лет ( Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 298). Вероятно, в Москве уже в сер. XIV в. существовали школы при мон-рях, в частности при Богоявленском монастыре, в к-ром тогда подвизались старший брат прп. Сергия Стефан и буд. митр. Московский св. Алексий. Наличие в Москве греч. духовенства (в т. ч. митрополитов Феогноста и Фотия) позволяет не сомневаться в существовании в городе в XIV-XV вв. переводческой практики с греч. языка, а также предполагать, что в городе обучали греч. языку. И. Фабри в сочинении о России, впервые изданном в Базеле в 1526 г., писал, что «училища у московитов есть, однако весьма малочисленные; в них обучаются дети благородных особ словесности, преимущественно же священным наукам, преподаваемым обычно на рутенском языке. Очень немногие занимаются иноземными языками; изучению же греческого посвящают себя многие ради писаний святых отцов» ( Фабри И. Религия московитов/Пер.: О. Ф. Кудрявцев//Россия в 1-й пол. XVI в.: Взгляд из Европы. М., 1997. С. 198-199).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010