Стольника князь Савелья Андреева сына Приимкова Ростовского деревни Горы: Федор Федоров, жена Ирина; дети: Иван, Кондратей Федоровы; жены их: Ирина, Фекла, Дарья Васильева в 724 году исповедывались и Святых Таин причащались. Влас Андреев, жена Евдокея, Карп Андреев, жена Катерина, сын Флор, Василей Иванов, жена Капетолина, сын Михайло, Семен Афонасьев, Сергей Семенов, Елферий Семенов, Дарья Семенова, Василей Тимофеев, сын Петр, жена Акилина в 724 году исповедывались и Святых Таин причащались. Деревни Давыдовския: Герасим Афонасьев, жена Евдокея, Аврам Афонасьев, Тихон Юдин; дети: Андрей, Дмитрей, Никифор Тихоновы, Дарья Иванова, Алексей Юдин; жена Феврония, Филип Алексеев, жена Марфа, Павел Алексеев в 724 году исповедывались и Святых Таин причащались. Вдова Марфа Дмитриева, сын Патракей, жена Маремьяна, Карп Андреев, Козма Флоров, жена Дарья, Семен Козмин, Иван Николаев, жена Евдокея, сын Данило в 724 году исповедывались и Святых Таин причащались А болши у меня, попа Петра, вышеписанных детей духовных, которые в сих книгах писаны, не исповедавшихся, кроме малолетних, нет, и раскольников, также и двоеперстного сложения никого нет же, а которые дети духовные исповедывались и Святых Таин причащались, о том писано выше сего. Что в Оксентьеве поп Петр руку приложил. . 9 1725 г. февраля 13 – «Книга записная детям духовным» священников церкви свт. Николая Чудотворца в Сямженской волости Диомида и Георгия   1725 году февраля в 13 день. Книги записные детям духовным Вологодского уезду Сянжемской волости церкви Николая Чюдотворца, что на Сянжеме на Стану, попа Диомида да попа Георгия, кто в сей великий пост исповедывались и Святых Таин причащались мужеска и женска полу, кроме малолетних, которые до десяти лет, а которых поместий, и вотчин, и деревень, и как имяны и отчества, и то писано ниже сего по статьям имянно. Ея императорского величества сокольих помытчиков села Никольского. Михайло Васильев, жена Екатерина Семенова, брат ево Захар, жена Параскева Яковлева, Михайлова дочь девка Наталья, Захарова дочь девка Степанида, исповедывались.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

Весьма интересной представляется вологодская агиографическая традиция. И не только в силу многочисленности житий святых, подвизавшихся на Вологодской земле, но и благодаря тому, что важнейшие из этих житий обладают удивительной текстуальной связанностью. Определение круга житий вологодских святых сложилось в науке достаточно давно (И. Верюжский, Н. Коноплёв), хотя представляется условным в значительно большей степени, чем выделение др. региональных житийных традиций. Епископская кафедра была перенесена в Вологду в 1589 г. (до этого епархия существовала как Пермская с кафедрой в Усть-Выми, в 1492 переименована в Вологодскую, но центр ее остался там же; см.: ПЭ. Т. 9. С. 240). Первые вологодские жития, преподобнические по типу, посвященные прп. Димитрию Прилуцкому (2-я пол. XV в.) и прп. Дионисию Глушицкому (1495), в качестве образца используют Житие прп. Сергия Радонежского. Житие прп. Дионисия Глушицкого стало источником Жития прп. Амфилохия Глушицкого (его ученика) и Жития прп. Александра Куштского, к-рое в свою очередь явилось источником Жития, одновременно посвященного 2 святым - преподобным Александру Куштскому и Евфимию Сянжемскому (часть данного Жития, не зависящая от Жития прп. Александра Куштского, по наблюдениям Карбасовой, восходит к Житию прп. Кирилла Новоезерского). Жития преподобных Димитрия Прилуцкого и Дионисия Глушицкого послужили источниками Житий преподобных Григория Пельшемского и Корнилия Комельского. Хотя в Житии прп. Дионисия Глушицкого говорится и о прп. Павле Обнорском , Житие последнего возникло независимо от Жития прп. Дионисия Глушицкого, однако в свою очередь оказало влияние на Житие прп. Корнилия Комельского. Среди источников Жития прп. Корнилия было и Житие прп. Кирилла Белозерского, рассматриваемое нек-рыми исследователями в числе вологодских, а другими - вместе с Житиями преподобных Мартиниана и Ферапонта Белозерских и Кирилла Новоезерского выделенное в группу белозерских житий. Житие прп. Иоасафа Каменского, восходящее к невологодским житиям через посредство Жития прп. Евфросина Псковского, включило в себя большие фрагменты Жития прп. Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Спасское. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня. Спасская Сиемская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Всемилостивого Спаса в Сеянском Раменье, в Сянжемской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. Сиемская Спасская церковь, каменная. В 1803 году построена тёплая церковь, в 1854 году - холодная. Престолы в честь: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - главный (в холодной церкви), иконы Божией Матери «Тихвинская» (в трапезе, освящён 8 ноября 1871 г., вновь устроенный?), прор. Илии (в трапезе), Покрова Пресвятой Богородицы (в тёплой). 29 мая 1883 г. освящён храм во имя Происхождения Честных Древ. Источник: Православные приходы и монастыри Севера Приходская Спасская церковь представляет собой квадрат в плане с пристроенной с востока пятистенной алтарной апсидой, с запада же к нему примыкает трапезная. Четверик бесстолпный, однонефный с купольным покрытием. Свод сомкнутый на расположенных по углам тромпах, завершается восьмигранным световым отверстием для барабана, до настоящего времени не сохранившегося. В прошлом вся конструкция венчалась одной главой. Фасады двусветного четверика делятся на три прясла, разделённых меж собой и по углам парными пилястрами высотой во весь фасад. Под крышей проходит фриз из прямоугольных ширинок. Прямоугольные окна верхнего света обрамлены наличниками с криволинейными сандриками. Три арочных окна нижнего света украшают наличники с треугольными сандриками, с лопаткой посередине. Фасады трапезной также разделены двойными пилястрами на три части, между ними располагаются окна. Прямоугольные, они оформлены так же как и окна нижнего света четверика. Вход в церковь некогда был украшен портиком, от которого остались до настоящего времени только стоящие колонны по бокам. Слева и справа окна глухие, оформлены в едином стиле со всем зданием. Стены церкви настолько толстые, что позволяют сделать внутри с левой стороны узкий подъём на бывшую здесь же колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=05577

Никольское. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Упоминалась как церковь Николая Чудотворца на Сянжеме, в Сянжемской трети Вологодского уезда, в окладной книге 1618 года. В 1908 г. в состав 1-й половины прихода входили с. Никольское и деревни Никольской волости: Андреевская, Вакраново, Горка Органова, Гузяево, Давыдково, Кисматка, Левинская, Мелентьевская, Пешковская, Погорелка, Подгорная, Рыжково, Родионка, Силуяновская, Угол, Яковлевская. В состав 2-й половины прихода - деревни Никольской волости: Алексеевская, Горка Пигалева, Горка Яловица, Житьево, Завозиха, Залесье, Заречье, Митенская, Молевская, Мякотиха, Новое, Реутиха, Рудиха, Семениха, Соболиха, Согорская, Созониха, Холодный Ключ, Ярыгино; Бельтяевской волости: Афониха. В 1867 г. прихожане (в количестве 1445 душ мужского пола) приобрели за свой счет для приходской церкви новый колокол в 232 пуда, ценой до 3712 руб. серебром. Возобновлённый после пожара в тёплом храме престол во имя свт. Николая Чудотворца освящён 27 ноября 1877 г. Одной из крупнейших церквей, находившихся в районе, был храм Николая Мирликийского Чудотворца, что на Сямженском Стану. Имя Николая Чудотворца в нашем крае носила или каждая вторая церковь, или один из ее приделов. Название «на Стану» в толковом словаре С. И. Ожегова объясняется как лагерь, место стоянки, воинский стан; в этимологическом словаре русского языка: стан или на стану – это место остановки, лагерь. Скорее всего, Ратинский Улусец и Сямженский Стан, имеют похожие значения. В первом случае: это место остановки татарского отряда, во втором – русской дружины. Вероятно, появление обоих этих названий связано с одним и тем же событием в истории края. Не сохранилось никаких документальных известий, ни преданий, когда и в связи с чем была построена данная церковь. На основании документов, имеющихся в Вологодском архиве, известно, что по грамоте 1766 года вместо сгоревшей (вероятно, от молнии) холодной деревянной церкви Рождества с приделами Николая и Ильи, деревянная церковь была построена и освящена в 1771 г., а приделы были по строены и освящены: Николая – 7, а Ильи – 8 августа 1774 г. (ГАВО, ф. 496, оп. 1, д. 3061, лл. 7-14) . В другом документе говорится, что по грамоте от 8 октября 1793 года, вместо ветхой деревянной Николаевской церкви построена каменная теплая. Документ датирован 3 ноября 1795 г., а храм был освящен 18 ноября (ГАВО, ф 496, оп. 1, д. 4402. лл. 118 – 123).

http://sobory.ru/article/?object=59603

К приведённым нами выше святым в нашем списке последних на основании списка Евгениева должно быть прибавлено ещё значительное количество местных Вологодских святых. В хронологическом порядке жизни эти святые суть следующие. Александр Куштский, основатель упразднённого Александрова (по его имени) Успенского Куштского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 40 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 9-го Июня 1439-го года. Филипп Рабанский, основатель упразднённого Рабанского Спасопреображенского монастыря, который находился в Вологодском уезде, на реке Сухоне, в 32-х верстах к северо-востоку от Вологды, живший в середине XV столетия (память 15-го Ноября). Леонтий, юродивый Устюжский, живший в XV столетии (память 18-го Июня). Харитон Сянжемский, игумен упразднённого Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 120 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 11-го Апреля 1509-го года. Иннокентий Охлебинин, ученик преп. Нила Сорского , основатель упразднённого Иннокентиева (по его имени) Спасопреображенского монастыря, который находился в Грязовецком уезде, в 12-ти верстах от Грязовца, скончавшийся 19-го Марта 1511-го года 1779 . —8— Иоанн, в монашестве Игнатий, сын Угличского князя Андрея Васильевича, заточённый дядей вел. кн. Иваном Васильевичем в Вологодский Прилуцкий монастырь и скончавшийся здесь 19-го Мая 1522-го года. Лаврентий, ученик Корнилия Комельского и второй преемник его на игуменстве в Комельском монастыре, скончавшийся 1й-го Мая 1547-го года. Симон Сойгинский, основатель упразднённой Спасопреображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде, в 75-ти верстах вверх от Сольвычегодска по реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1562-го года. Антоний, епископ Вологодский, поставленный из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря в 1586-м году, скончавшийся 26-го Октября 1588-го года. Вассиан Тиксненский, основатель упразднённой Тиксненской Спаса Нерукотворенного пустыни, которая находилась в Тотемском уезде, в 50-ти верстах к западу от Тотьмы, скончавшийся 12-го Сентября 1633-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беленицыно. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая Волтошменская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1842. Ссылки:   Адрес: Вологодская обл., Харовский р-н, с.Беленицыно Координаты: 59.949751, 40.3115 Проезд:Из Харовска по а/д на Сямжу, 5 км, в восточной части села, слева от дороги Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Волтошемская Троицкая церковь. Современное местоположение: д. Беленицыно, Харовское с/п, Харовский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. Церковь Пресвятой Троицы на Кубенице, на Вотолшме, в Стрелицах, в Сянжемской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1668 года. Волтошменская (Волтошемская) Троицкая церковь, 1842 года, каменная. Престолы в честь: Святой Троицы - главный, свт. Николая Мирликийского. Вновь устроенный в холодном храме придел во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня освящён 21 ноября 1877 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16844

В июне 2009 года Некоммерческим фондом «Светлый дар», близ Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря, было начато строительство нового храма, который будет открыт и освящен к юбилейной дате памяти Преподобных Евфимия и Харитона Сянжемских - 11 октября 2009 года. В этот же день в Сямженском Воскресенском храме пройдет праздничное богослужение. После литургии верующие отправятся в паломническую поездку в Спасо-Евфимиев монастырь, где будет отслужен молебен у мощей Преподобных, пройдет крестный ход вокруг монастыря. С целью изучения, систематизации и сбора информации о Спасо-Евфимиевом Сянжемском монастыре некоммерческий фонд «Светлый дар» осуществляет исследовательскую деятельность, привлекая к этой работе архивные организации.  Масштаб работ по восстановлению этого уникального православного памятника требует совместных усилий общества и церкви. Сайт Некоммерческого Фонда «Светлый дар» поможет всем желающим лучше узнать историю Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря и определиться с суммой вклада на благое дело по его воссозданию. На счет фонда уже поступили денежные средства от благотворителя - группы компаний «Градиент Альфа», председателем совета директоров которой является Павел Александрович Гагарин. Контакты: Адрес: 115280 г. Москва, 1-й Автозаводский проезд, д.4, корп.1, 4-й этаж, кабинет 61. Президент Фонда – Светлана Тищенко. Дополнительную информацию о деятельности фонда можно найти на сайте www.svetdar.ru Евфимиевская Вознесенская церковь, первоначально бывшая монастырской. Спасо-Евфимиевский мужской монастырь был основан около 1420 г. преп. Евфимием, вологодским чудотворцем. В окладной книге 1691 г. значился пустующий храм Афонасия Великого, которым владели Ефимьева монастыря старцы. Упразднён монастырь в 1764 г. Церковь обращена в приходскую. 1) Вознесенская, что в Евфимьеве монастыре, церковь, 1759 года, каменная. Престол в честь Вознесения Господня. В церкви под спудом - мощи препп. Евфимия и Харитона Сянжемских. 2) Евфимиевская Покровская церковь, 1790 года, каменная. Престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=13179

Записи старца Паисия автор Жития взял за основу своей работы («егда же обретох в свитцех написано от старца Паисеи Ярославова и прочтох, в нихже и обретох вкратце написано бяше еже о житии и о исправлении святаго, и преподобнаго, и благовернаго князя Иоасафа, и радости исполнихся, яко не вотще труд ми бысть» - Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 64-65). Однако Житие имеет ряд серьезных расхождений со Сказанием. Согласно Житию, И. (в миру Андрей) был единственным сыном заозерского кн. Дмитрия Васильевича, младшего сына вел. кн. Василия II Васильевича (сын с таким именем у вел. кн. Василия II неизв.), и кнг. Марии. Святой также являлся, по Житию, анепсеем (от греч. νεψις - племянник, двоюродный брат) ржевского кн. Бориса Васильевича (Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского. 2007. С. 54, сн. 6; ср.: Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 62). В генеалогии И. автор Жития совместил 2 княжеских рода: род вел. кн. Василия II, у к-рого был сын Борис, удельный волоцкий князь, правивший Ржевом в 1462-1494 гг., и род ярославского кн. Василия Васильевича, имевшего сына - заозерского кн. св. Димитрия. Зафиксированный в Житии И. факт родства святого с кн. Борисом Васильевичем имеет лит. происхождение: сообщение о приходе к И. ржевского кн. Бориса, предлагавшего святому богатство, находится в той части жития, к-рая переписана с Жития прп. Паисия Великого (в первоисточнике некий егип. князь таким же образом искушает прп. Паисия). Как сообщается в Житии, семи лет кн. Андрей был отдан учиться грамоте. По достижении «совершенънаго возраста», уступив настоянию родителей, он женился, но спустя год его жена умерла. Пострижение князя в Спасо-Каменном монастыре в Житии отнесено к 6960 (1452) г., при этом игуменом обители назван Кассиан, отдавший И. в послушание старцу Григорию, «иже последи бысть епископ Ростову» (свт. Григорий занимал Ростовскую кафедру в 1396-1416, о пребывании его в Спасо-Каменном мон-ре ничего не известно). В иночестве И.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Монастырь был закрыт в 1764 году, перестроенный к тому времени и освященный в честь Вознесения Господня, был обращен в приходскую церковь. В 1792 году вместо ветхой каменной Покровской церкви построили новый зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В XIX веке при церкви значились две школы - грамоты и земская. Еще была часовня в ста метрах от озера. Часовню эту когда-то поставил сам преподобный Евфимий Сянжемский возле святого источника. После революции часовня была сожжена, источник зарос осокой и перестал существовать. Недолгой оказалась и судьба Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря. Последний настоятель храма протоирей Николай Грачев, просидевший год в тюрьме и подвергавшийся постоянным допросам и обыскам, умер в 1936 году. Храм закрыли на ключ. Через два года церковь разрушили, сняли кресты, разбили купола. В помещении закрытого храма появился завод по производству крахмала, патоки и изготовлению варений из брусники и клюквы. Завод работал до 1957 года. До наших времен сохранились развалины двух храмов – летнего храма Вознесения Господня, с исчезающими фресками, и зимнего храма Покрова Божьей Матери, где до сих пор почивают под спудом мощи преподобных Евфимия и Харитона.  Молитвенная память о преподобных Евфимии и Харитоне живет в верующих сердцах и по сей день. Ежегодно в дни памяти Сянжемских святых совершается Божественная литургия и, по заведенной традиции, происходит паломничество на место упокоения преподобных – в Спасо-Евфимиев монастырь на берегу реки Сямжены. Поскольку здания храмов пришли в полный упадок, находиться в них было опасно. В связи с этим 22 августа 2008 года по инициативе Некоммерческого фонда «Светлый дар» и при участии волонтеров были начаты первичные противоаварийные работы и работы по благоустройству территории монастыря, приуроченные к празднованию 500-летней даты памяти святых. В руинированных постройках бывшего Спасо-Евфимиева монастыря были обрушены остатки кровли, делавшие пребывание в них небезопасным, расчищены завалы, а крыши вычищены от кустарников, убран весь мусор, выровнен пол. Место погребения святых близ монастыря было увековечено крестом. В мае 2009 года чин освящения совершил Высокопреосвященнейший Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский в сослужении духовенства благочиния. При поддержке и участии Некоммерческого фонда «Светлый дар» был построен мост через р. Сямжена, благодаря чему верующие беспрепятственно могут добраться до монастыря (ранее, для того чтобы попасть в монастырь, им приходилось переходить реку в брод, а в зимние месяцы по льду).

http://sobory.ru/article/?object=13179

Тропарь, глас 4 Житием чистым просветився, в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение и, духовному твоему учителю последствуя, ум свой к Небесным управль, стаду твоему наставник был еси, тем тя молим, отче Ферапонте, моли Христа Бога спастися душам нашим. Сведения о преподобном отце нашем Евфимии Сянжемском 1 Память его празднуется месяца января в 20-й день † ок. 1470 Преподобный Евфимий подвизался первоначально в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. О роде и происхождении преподобного, о времени его прибытия в монастырь и пострижения сведений до нас не дошло. Известно только, что он был уроженец вологодский, пробыл в монастыре в различных послушаниях довольно времени, но по любви к уединению вышел из него и поселился в пустыни близ устья реки Кушты, на восточном берегу Кубенского озера, в двух верстах от него. Здесь, окруженный со всех сторон непроходимыми болотами и чащей, он построил себе малую келию, в которой и подвизался в посте и молитве, не давая себе успокоения от труда. Через несколько времени пришел к нему инок Александр, постриженик Спасо-Каменного монастыря, оставивший, как и он, Каменный монастырь по любви к безмолвию и поселившийся было на реке Сянжеме. Преподобному Александру (преподобный Александр Куштский, память его 9 июня) понравилось место жительства Евфимиева, как совершенно безмолвное, и он стал просить его уступить ему свою келию, предлагая взамен оставленную им на Сянжеме. Преподобный Евфимий охотно согласился поменяться с преподобным Александром местом подвигов. Прощаясь, преподобный Евфимий оставил Александру в благословение свой крест, пошел на Сянжему и поселился там в келии преподобного Александра. Это место, где потом основан был преподобным Евфимием монастырь, находится в 74 верстах к северо-востоку от уездного города Кадникова, в 120 верстах от Вологды. Монастырь закрыт в 1764 г. Вскоре пришел к Евфимию Харитон, чтобы разделять с ним иноческие подвиги. Были и другие, желавшие поселиться с Евфимием и Харитоном. А так как поблизости не было храма Божия и окрестные жители в нем нуждались, то Евфимий и решился построить церковь во имя Вознесения Господня, при ней устроить монастырь и вскоре исполнил это. До глубокой старости трудился преподобный Евфимий над устроением своей обители и, только предчувствуя приближение смерти, передал управление монастырем ученику своему Харитону, который состарился, во всем подражая ему. (Харитон Сянжемский скончался 11 апреля 1509 г.) Блаженная кончина преподобного Евфимия последовала около 1470 г. Мощи его почивают под спудом в приходской Вознесенской Евфимиевской церкви Кадниковского уезда, оставшейся на месте упраздненного монастыря. Местное празднование преподобному Евфимию началось, точно неизвестно когда, после 1549 г. и до учреждения Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003