(15, 8–9) Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Как женщина делает то, что сказано, так поступило и человеколюбие Сына Божьего. А именно, когда пропала одна драхма, то есть, человеческая природа, которая была погребена страстями, Он зажег свечу, то есть, явил миру плоть Свою, согласно Григорию Богослову 564 , сверкая не только блистанием Божества, но также сиянием чистоты, и приводя к свету помраченных заблуждением. И Он вымел комнату, то есть, очистил жилище людей, я имею в виду, конечно, мир сей, когда прогнал тьму греха и вынес лежавшую на нем нечистоту страстей. А тщательно поискав, когда Он обходил города и селения и посылал учеников по всему миру, Он нашел искомое и созвал подруг и соседок, то есть, служащие Ему воинства, приобщиться к такой радости. (15, 10) Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Не только о многих, но даже и об одном. А это – обнаружение того, насколько сильно Бог жаждет покаяния каждого грешника. Назвал же Он драхмами (Ангельские и человеческие) чины, поскольку они имеют начертание и изображение Царя Бога. Так вот, некоторые мыслят, что всего есть сто чинов, опираясь на притчу о ста овцах, а некоторые, принимая в доказательство другую притчу, говорят, что их десять. Девять – небесных, по Дионисию Ареопагиту : Престолы, Херувимы, Серафимы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы, а десятый – земной, люди. Я же думаю, что как сто, так и десять в этих притчах обозначают не различие количеств, но только совершенство численности чинов. Ведь и сто и десять – это совершенное число. А совершенным мы называем численность этих чинов потому, что их столько, сколько должно быть. Но почему Он сказал, что женщина нашла потерянную драхму? Ведь не весь (человеческий) род покаялся. Однако мы говорим, что поскольку все, что Он нашел, также было потерянной драхмой, постольку и это Он с полным основанием наименовал потерянной драхмой. Глава 57. Об отошедшем в дальнюю страну

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(16, 16) И всякий усилием входит в него. Всякий разумный принуждает себя войти в него, отторгаясь от любви к миру и от неверия; а вы, неразумные и ленивые, добровольно остаетесь неверующими. (16, 17) Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Законом Он здесь наименовал все ветхозаветное Писание, которое различным образом предрекало, что через неверие они отпадут от близости к Богу. Итак, Он говорит, что скорее исчезнут небо и земля, нежели пропадет, или окажется недействительным самое малое из того, что предсказано в Писании об их отпадении из-за неверия. (16, 18) Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Хотя теперь Его об этом не спросили, Он об этом сказал, имея в виду тех, которые тогда совершали такие прегрешения. В сорок второй же главе Евангелия от Матфея, будучи спрошен, «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» 595 , Он дал пространный ответ, и прочти все его толкование 596 . Глава 59. О богаче и Лазаре (16, 19) Некоторый человек был богат. Многократно уча о любви к нищим, теперь Он посредством притчи внушает страх жестокосердным и скаредным, рассказывая о том, что еще предстоит, как о том, что уже произошло. Ведь не было еще воздаяния окончившим жизнь, поскольку не было и Суда. И Он ясно представляет как то, какие мучения унаследуют после смерти лишенные сострадания, так и то, какое облегчение получат переносящие тяготы нищие. Но и другому полезному учимся мы с помощью этой притчи. (16, 19) Одевался в порфиру и виссон. Самыми дорогими и светлыми одеждами украшал он тело. (16, 19) И каждый день пиршествовал блистательно. Не жалея расходов. (16, 20) Был также некоторый нищий, именем Лазарь. Если имени богатого, как ненавистного, Он не назвал, ибо о дурных людях сказано: «Не помяну имен их устами моими» 597 , то прозвание нищего, как возлюбленного, он добавил. Некоторые же говорят на основании предания евреев, что в то время был и тот богатый, звавшийся Ниневием, и этот нищий Лазарь. А поскольку они скончались, то Христос составил о них притчу, и сообщил об их будущем воздаянии как о том, что уже произошло, наводя страх на тех, которые подобны этому богачу и утешая тех, которые подобны этому Лазарю, тем самым доставляя пользу и тем и другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(16, 20–21) Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Он настолько ослаб телом, что не мог даже отогнать псов. О, сколько жестокости и бесчувствия! Ведь того, кто терпел такие бедствия, оставлял без внимания имевший столько добра, при том, что тот был брошен у ворот его. Но с другой стороны – о, сколько мужества и терпения! Ведь хотя у богача все обстояло так, как сказано, а него самого – совсем иначе, он не злословил и не роптал. (16, 22) Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Дабы, увидев странника Лазаря рядом со страннолюбивым Авраамом, ненавидящий странников богач имел это в обличение своего негостеприимства. Обрати же внимание, что если у грешников души требуют отдать со всей строгостью, ведь сказано: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» 598 , то души праведников уводятся с почтением, сопровождаемые Ангелами. (16, 22) Умер и богач, и похоронили его. Хотя о нищем Он не сказал, что его похоронили, поскольку гробницы нищих оставлены без присмотра, о богаче – сказал, и весьма кстати, ввиду дороговизны гробниц у богатых. (16, 23) И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Адом Он называет место наказания. А из этой притчи мы учимся тому, что в будущем веке грешники не только видят праведников, но и узнают их, как и праведники – грешников (не только видят) но и узнают. И если грешники видят наслаждения праведников, дабы еще более терзаться, глядя, каких благ они лишились, то праведники видят наказание грешников, чтобы еще более радоваться, глядя на то, каких мучений они избежали. Узнают же они друг друга, чтобы знать, в каком состоянии находятся те, о ком они были в неведении прежде смерти. Но праведники тогда не просят Бога о грешниках, зная, что они осуждены вместе с диаволом и ангелами и его. И как за бесов молить – дело пустое и неприемлемое 599 , так и за них, как сказал Григорий Двоеслов 600 . Ведь тогда удалится от них болезнь, печаль и воздыхание, чтобы они предавались незамутненному веселью 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(16, 9) Чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Чтобы когда вы по смерти перейдете отсюда, они предоставили вам место для вечных обителей, став ходатаями этого. (16, 10) Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Верный в малом и многого достоин, а неверный в малом недостоин и многого. Малым же Он называет земное богатство, а многим – небесное. (16, 11) Итак, если вы в неправедном богатстве 589 не были верны. Как дурно им управляющие. (16, 11) Кто поверит вам истинное? Истинное богатство Царства Божия. (16, 12) И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Подобным образом Он именует чужим земное богатство, поскольку оно не остается у того, кто стяжал его, а вашим – небесное, как пребывающее у того, кто его удостоен. (16, 13) Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Это Он сказал и в пятой главе Евангелия от Матфея, и прочти в ней толкование места: «Никто не может служить двум господам» 590 . (16, 13) Не можете служить Богу и мамоне 591 . Вслед за тем это сказано и истолковано 592 . (16, 14) Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Выказывали Ему презрение, хотя сами были негодными и заслуживающими презрения. (16, 15) Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши. Что они грешны и мерзостны. (16, 15) Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. А именно, Он говорит: «Если даже вы ни в чем другом не согрешили, высокомерие у людей для Бога – мерзость, и мерзкими оно делает кичливых». (16, 16) Закон и пророки до Иоанна. Закон, содержащий пророчества, и пророки, пророчествующие, обо Мне, очевидно, до Иоанна «прорекли». Ведь это прибавил Матфей 593 . А впредь уже нет ни закона, ни пророков, но что есть? (16, 16) С сего времени Царствие Божие благовествуется. О нем уже не изрекаются неясные пророчества, но оно открыто возвещается. Ведь сам Иоанн первым благовествовал его, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» 594 . Царством же Божиим Он теперь называет веру в Него, поскольку она – залог Царствия Небесного, то есть, вкушения небесных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(17, 14–15) И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога. Ведь хотя он поверил, что Христос – это некто великий и могущественный, но еще не уверовал, что Он – Бог по природе. (17, 16) И пал ниц к ногам Его, благодаря Его. Ведь поскольку он очистился, то уже и приблизился. (17, 16–18) И это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Эти Он показал, что язычники признательнее иудеев. Ведь те тотчас предали забвению благодеяние, явившись неблагодарными и к Отцу, и к Сыну. (17, 19) И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Ведь и тех спасла вера их, но хотя десять были верующими, только он был признателен. (17, 20) Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие. Ввиду того, что Он часто учил, что приблизилось Царствие Божие, говоря это о Себе Самом, они теперь спрашивают, когда Он воцарится, насмехаясь над Ним, поскольку Он представлялся им незначительным и они еще не собирались Его убить. (17, 20) Отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом. Явно для людских глаз. (17, 21) И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Как это делают в отношении земных царей. (17, 21) Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Царством Божиим Он называет Самого Себя, как Царя и Бога. Внутри же их Он был, поскольку обращался между ними. О Нем и Предтеча сказал им: «Стоит среди вас (Некто), Которого вы не знаете» 619 . [Успех Царства Божия полагается в нас, в нашем произволении, или путь Царства Божия, ведущий к нему, или труды, способствующие ему, или радость, которой будут иметь удостоившиеся его. Ведь и они и это все дается достойным в качестве залога того, что будет] 620 . (17, 22) Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите. Хотя фарисеи спросили Его насмешливо, однако Он ответил им с кротостью и с обычным беззлобием. Ученикам же Он, наконец, предсказывает, что хотя Его еще не убили, Он впредь не будет жительствовать с ними. Ведь именно это выражает то, что они пожелают видеть хотя бы один день Его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(17, 31) И кто будет на поле, также не обращайся назад. Кто пребывает в отшельничестве. Это Он возвещает из-за тогдашнего великого обмана лжепророков антихриста и неукротимого прельщения его самого. (17, 32) Вспоминайте жену Лотову. То есть, бывшее с ней несчастье. Ведь когда Бог возвестил Лоту, чтобы тот бежал из Содома со всем семейством из-за определенного свыше сожжения, которое должно было настичь город, притом повелевал ступать не оборачиваясь 627 , его жена взглянула назад и стала соляным столпом 628 . Столпом – в пример тех, которые обращаются от спасительного пути к прежним нравам, а солью – из-за горечи греха. (17, 33) Кто постарается 629 спасти душу свою, тот погубит ее. Кто постарается освободить душу свою от навлекаемых из-за благочестия опасностей со стороны антихриста, тот отдаст ее на гибель будущего мучения, как предательницу веры. (17, 33) А кто погубит ее, тот оживит ее. Тот, кто лишит себя ее посредством мученической кончины, тот оживит ее, то есть, спасет в будущем веке. (17, 34–35) Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится 630 . «В ту ночь» – в какую? В ночь второго пришествия. А о тех, которые будут на поле и будут молоть, ясно сказано в пятьдесят восьмой главе Евангелия от Матфея, и там ищи толкование места: «Тогда двое будут на поле» 631 . (17, 37) На это сказали Ему: где, Господи? Куда они возьмутся? (17, 37) Он же сказал им: где тело 632 , там соберутся и орлы. То есть, на встречу со Мной, в качестве свиты и сопровождения. Ведь орлами Он называет здесь праведников, как высоких по добродетелям и царей, а телом – Самого Себя, как объединяющее начало этих орлов. Матфей же написал здесь на «тело» (σμα), а «труп» (πτμα) 633 . Глава 61. О неправедном судье (18, 1) Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться. То есть, днем и ночью, в подобающее время. (18, 1) И не унывать. Не изнемогать в молитве. (18, 2–4) Говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(18, 11) Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Так молясь, он делал не что иное, как восхвалял себя и уничижал прочих людей и мытаря, хотя написано: «Пусть хвалит тебя ближний, а не твои уста, чужой (человек), а не твой язык» 638 . (18, 12) Пощусь два раза в субботу 639 . Субботой здесь названа целая седмица. (18, 12) Даю десятую часть из всего, что приобретаю. Ради бедных. (18, 13) Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо. Считая себя недостойным не только встать вблизи, но даже и взирать на небо. (18, 13) Но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Будучи уничижен фарисеем, он еще более осуждал себя и ударял себя в грудь, показывая, что заслуживает ран. † Ведь ударяя себя в грудь, он исповедовал грехи и, словно бы показывая Врачу свою болезнь, умолял оказать ему милосердие 640 . (18, 14) Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот. «Более, нежели тот» 641 , то есть «не тот». Ведь тот, оправдывая одного себя, был осужден Богом, а этот, осуждая одного себя, был оправдан Богом. И если все преимущества первого уничтожило самомнение, то все недостатки второго удалило смирение. Итак, обрати внимание, как расположение сердца и изречение уст за краткое время истребило многолетние праведные дела первого и многолетние несправедливости второго. Поэтому научимся отсюда тому, как нужно молиться и лучше приклоним Бога на милость внушающим сострадание положением тела, жалостным видом и трогательными речами, а не раздражим Его в противоположность этому. (18, 14) Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Это ясно и очевидно. (18, 15–16) Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Это записал и Матфей в конце своей сороковой главы, и там ты найдешь все это истолкованным 642 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1, 13) и жена твоя Елисавета родит тебе сына. Который также принесет пользу спасению народа. Ведь ему надлежало показать народу Спасителя. И поскольку покаяние предваряет спасение, то проповеднику покаяния следовало идти перед Тем, Кто дарует спасение. Потому и рождается Предтеча первым. (1, 13) и наречешь ему имя: Иоанн. Как получивший благодать от чрева матери, то есть, возлюбленный Богом, или как причина радости для родителя и многих других, что станет очевидным в следующих словах. Ведь Иоанн – имя еврейское, а в переводе на греческое наречие означает благодать или радость 35 . (1, 14) и будет тебе радость и веселие. Тебе, ставшему отцом такого-то чада, у которого и зачатие, и все последующее – небывалое и чудесное, что обнаружим мы, проходя далее. (1, 14) и многие о рождении его возрадуются. Не только родственники и домашние, но и те, которым открылось свыше, каковое надлежало ему исполнить служение. (1, 15) ибо он будет велик пред Господом. Велик пред Господом, как великий по добродетелям. (1, 15) Не будет пить вина и сикера. Сикером называется всякий хмельной напиток кроме вина, а особенно тот, который изготовлен из фиников. (1, 15) и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. Предвозвестив, что благодаря воздержанию от вина и сикера будет воздержание от сластей и отсюда – присутствие сурового подвига в его образе жизни, и научив, что он будет великим у Бога, Ангел, наконец, для полного удостоверения говорит и о большем: что Иоанн от младенчества облечется силой свыше, поскольку Бог заранее знает жительство, которым тот будет пользоваться, и каковым сосудом он окажется. (1, 16). и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. Те, которые послушались его, прибегли ко Христу, ведь Его он здесь называет Господом и Богом. (1, 17) и предъидет пред Ним в духе и силе Илии. Духом он назвал духовное дарование, а силой – действие. Итак, он говорит, что Иоанна будет иметь и дарование и действием Илии те самые, которые будет иметь Илия, предваряя второе пришествие Христа. И он теперь совершит то самое, что Илия – позже. Прибавляет он и то, какова эта сила:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1, 17) чтобы возвратить сердца отцов детям. Об этом пророчествовал и Малахия, и об этом ясно было истолковано в двадцатой главе Евангелия от Матфея, где имеется: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» 36 . (1, 17) и непокоривым образ мыслей праведников. Он называет их также непокоривыми, как дотоле не оказавших послушания. Итак, он возвратит их к образу мысли добродетельных и к благоразумию совершенных. (1, 17) дабы представить Господу народ приготовленный. Приготовленный покаянием или приготовленный к восприятию спасения. (1, 18) И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Посмотрев на старость и на бессилие плоти, а не на силу Божию, он не принял с готовностью весть о рождении. (1, 19) Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие. Что именно? Очевидно, рождение и наречение имени. (1, 20) за то, что ты не поверил словам моим. Об этом. (1, 20) которые сбудутся в свое время. Во время рождения и наречения имени. Обрати же внимание, что из-за гласа неверия был отнят глас. (1, 21) Между тем народ ожидал Захарию. Ждал с нетерпением. (1, 22) Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался глухонемым 37 . Ведь не только глас был отнят, но и слух, поскольку он и слушал и возглашал с неверием. Молчание же старого священника предвозвещало молчание ветхозаветного священства и служения. (1, 23–24) А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его. Дело в том, что священник должен был полностью воздерживаться от близости со своей женой в дни своего служения. Ведь это предписывает и божественное установление. Исполнив же служение, Захария, наконец, сошелся со своей супругой, из-за вести о рождении, научившись верить речам Ангела благодаря тому, что был поражен молчанием. (1, 24) и таилась пять месяцев. Стыдилась старческого несвоевременного зачатия до тех пор, пока не зачала и Дева.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1, 24–25) и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Что Он благоволил снять с меня поношение между людьми, бывшее по причине бездетности. Ведь у евреев в поношении было бесплодие телесное, как у более телесных, а у христиан в поношении бесплодие духовное, как у более духовных. (1, 26–27) В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. [ Григория Нисского . Благовещение пришествия Спасителя произошло в такую пору, когда ночь, достигнув крайней долготы, начинает уменьшаться и постепенно уходить, поскольку день, наконец-то, увеличивается и обретает силу, дабы ты научился тому, что тьма нечестия и греха, достигнув к тому времени величия зол и своей вершины, оттоле была пресечена и стремилась к исчезновению и уничтожению, поскольку свет благочестия и добродетели уже побеждал и преумножался.] 38 . «В шестой месяц» – беременности, когда стало увеличиваться чрево Елисаветы. Дева же была обручена, чтобы Рождество Христа утаилось от диавола. Ведь он слышал пророков, возвещавших, что Ему предстоит родиться от Девы, и потому наблюдал за девицами, дабы вокруг той, которую он увидит забеременевшей, расставить сети злых своих ухищрений. Итак, Бог соблаговолил, чтобы Та, Которой предопределено было стать селением Ему, обручилась мужу, дабы отступив от Нее, лукавый наблюдал за необрученными. Об Обручнике же Богоматери сказано в прологе Евангелия от Матфея. «Из дома Давидова» же понимается сказанным и о Деве и об Иосифе. Ведь и Она, и он происходили из рода Давида. (1, 28) Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Эта радость разрешила проклятие Евы. Ведь той было предписано иметь скорбь 39 , а Этой – радость, противоположную скорби. «Радуйся, – говорит он, – поскольку Ты из всех девиц избрана в Матерь Богу». Благодатной же он назвал Ее, как удостоившуюся сверхъестественной благодати, а «Господь с Тобою» сказано вместо: «Бог – в Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010