Я. Э. Зеленина, Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Вероятно, в последней четверти того же столетия болг. книжниками в Тырнове, в К-поле или на Афоне был сделан перевод Метафрастовой версии пространного Жития Е. В., известный в ряде южнослав. ресавских и славяно-молдав. списков начиная с XV в. ( Hannick. Maximos Holobolos. S. 186. N 180). Поскольку имя преподобного в средние века воспринималось как преимущественно монашеское, оно давалось в основном при постриге. Особо популярным было в XIV-XV вв.- достаточно упомянуть св. Евфимия , патриарха Тырновского, прп. Евфимия Суздальского, 2 Новгородских архиепископов XV в. с этим именем (см. Евфимий I , Евфимий II ), епископов Евфимия Тверского и Евфимия Брянского (позднее Суздальского). Вопрос о посвящении Е. В. церковных престолов в правосл. слав. странах и на Руси остается малоизученным, но оно не имело широкого распространения: напр., в Москве в 1-й четв. XVII в. Е. В. не было посвящено ни одного храма, включая придельные (см.: Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг: Опыт справочника-указателя//Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 145-171). Можно полагать, что ему могли посвящать гл. обр. приделы монастырских храмов, а в Болгарии, в Сербии и на Афоне - также отдельно стоящие парекклисионы. В Новгороде каменная ц. во имя Е. В. была построена «в сенех» на Владычном дворе в Детинце в 1445 г. по повелению архиеп. Евфимия II как патрональная (НПЛ. С. 325, 327; ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1: Новгородская четвертая летопись. С. 441, 443). Лит.: Шаламанов Б. Неизвестни химнографски произведения на Климент Охридски. Ч. 3//Списание на Бълг. Акад. на науките. 1987. 2; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988; Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв.: Ст. 2: Памятники агиографии//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 196-225; Т. Две службе св. Joakuмy Осоговскому//АрхПр. 1992. Бр. 14. С. 105-134; Йовчева М. Проблемы текстологического изуч. древнейших памятников оригинальной слав. гимнографии//La poesia liturgica slava antica=Древнеслав. литург. поэзия. R.; София, 2003. С. 56-78; Christians D. Канон Евфимию Великому в традиции восточнослав. миней//Браслав Б=BraSlav 2: Zbornik z medzinarodnej slavisticke konfe. Bratislava, 2003. С. 18-28; Турилов А. А. К уточнению объема и состава древнейшего слав. оригинального гимнографического корпуса в древнерус. рукоп. традиции: На мат-ле минейных служб//Старобългарска лит-ра. София, 2006. Кн. 35/36. С. 25; Афиногенов Д. Е. Общий день памяти преподобных Евфимия Великого и Саввы Освященного (неизв. свидетельство Кирилла Скифопольского)//Sacrum et Profanum. Севастополь; Краков, 2007. Вып. 2. С. 27-29.

http://pravenc.ru/text/187761.html

•  Во времена преподобного Нижний Новгород входил в состав Суздальского княжества; родился преподобный (мирское имя его не известно) в Нижнем Новгороде в 131 б г. и крещен был в приходе Мироносицкой церкви. Постриг с наречением ему имени Евфимий преподобный принял в Печерском Вознесенском монастыре, основанном в Нижнем Новгороде, на правом берегу Волги, ок.. 1330 г. иноком Дионисием (будущим архиепископом Суздальским).   •  По благословению своего настоятеля, свт. Дионисия, в 1351 г. прп. Евфимий был направлен в Суздаль к князю Борису для основания и последующего окормления монастыря, который пожелал создать князь. Место для обители при личном участии князя Бориса было выбрано на север от Суздаля, вверх пор. Каменке, па которой стоит город (в 35 верстах от Владимира). Преподобный стал архимандритом монастыря и много потрудился для его становления. Впоследствии в этом монастыре был погребен князь Димитрий Пожарский, который глубоко чтил этого святого.   •  Во исполнение обета, данного Богу старшим братом князя Бориса —Андреем, прп. Евфимий принял деятельное участие в строительстве еще одного монастыря в Суздале, на противоположном берегу р. Каменки против Спасо-Евфимиевской обители. Это был Покровский Суздальский женский монастырь, настоятельницей его была поставлена, по благословению правящего архиерея, племянница преподобного.   •  Всероссийское прославление святого состоялось на Московском Соборе 1549 г. Житие преподобного написано иноком его обители Григорием. Мученица благоверная княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская чудотворица (+ 1406) Память ее празднуется 21 дек. в день мученической гибели, 2 июня в день обретения мощей, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и в неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых В 1406 г. на службу к вел. князю московскому поступил  смоленский князь Георгий  с подручным ему вяземским князем Симеоном. Им было поручено управление городом Торжком (Тверской обл.). Но князем Георгием овладела преступная любовь к прекрасной собой и целомудренной супруге князя Симеона — Иулиании, и 21 декабря 1406 г., во время пира, он своими руками убил верного ему и ни в чем не повинного князя Симеона, а княгиню Иулианию, пытавшуюся от него бежать, зарубил мечом. Тело же ее велел бросить в реку Тверцу. Сам же он, осуждаемый всеми и своей совестью, бежал в Орду, но успокоения не нашел. Тогда, продолжая мучительно терзаться совестью, обличавшей его, он вернулся в Россию и поступил в  Успенский Венев монастырь  на покаяние. Через несколько дней он заболел и скончался в мире 14 сентября 1408 г. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Тверского музея и ГЭ - см.: Маясова Н. А. Группа памятников моск. шитья времени Дионисия//Ферапонтовский сб. Ферапонтово, 1999. Вып. 5. С. 208-222; Дионисий - «живописец пресловущий». 2002. Кат. 54, 55, 57). Однако это предположение необоснованно, поскольку во всех таких произведениях, судя по иконографическим признакам (непокрытая голова, длинная узкая борода), представлен прп. Евфимий Великий (ср. его фигуру на упомянутой иконе Божией Матери «Одигитрия»). Столь же маловероятно, что именно Е., а не прп. Евфимий Великий представлен на нижней кайме пелены 1-й трети XVI в. с фигурами свт. Николая Чудотворца, др. святителей и преподобных (ГИМ, см.: Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971. Табл. 41), хотя присутствие редких для этого времени изображений рус. святых (святителей Московских Феогноста, Филиппа I и Ионы, преподобных Пафнутия Боровского и Никиты Переяславского) не позволяет исключить данную гипотезу. В таком случае в ранний период образ Е. мог наделяться иконографическими особенностями соименного палестинского святого. Другие изображения Е., созданные до посл. трети XVI в., пока неизвестны, хотя есть основания полагать, что к этому времени, после канонизационных Соборов 1547-1549 гг., уже сложилась достаточно устойчивая традиция его иконографии. На это косвенно указывают строительные работы в Спасо-Евфимиевом мон-ре, в т. ч. возведение существующего собора 50-60-х гг. XVI в. с приделом во имя преподобного, а также составление пространной редакции Жития Е. и возникшая в сер. XVI в. традиция упоминания «чудотворца Евфимия» в связанных с мон-рем юридических актах (см.: Баталов А. Л. К вопросу о датировке собора Спасо-Евфимиева мон-ря//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России. 2003. С. 40-50; Клосс. 2001. Т. 2. С. 370-373; Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, 1506-1608 гг./Сост.: С. Н. Кистерев, Л. А. Тимошина. М., 1998). Одно из немногочисленных изображений Е., относящихся к посл. трети XVI в., помещено на шитой пелене 70-80-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/187661.html

А. Л. Баталов С мая по окт. 1689 г. Преображенский собор был расписан артелью из 9 костромских мастеров во главе с Гурием Никитиным (Кинешемцевым). Эта последняя, в т. ч. документально доказанная (см.: Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 105, 207-217, 257-260. Прил. 8), работа выдающегося рус. мастера была скрыта под записью XIX в. Работы по раскрытию первоначальной живописи (1968-1972, 1985-2000) проводились под рук. А. П. Некрасова сотрудниками Владимирспецреставрации. Стенопись собора по составу циклов близка к росписи Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме, в подписании которого также участвовала артель Гурия Никитина. В традиц. программу декорации верхней зоны включено «Отечество», на парусах и люнетах изображены двунадесятые праздники. Центральную зону алтаря занимает композиция «О Тебе радуется». Основной объем росписи, расположенной на стенах собора в 4 яруса, посвящен Спасителю: 2 верхних яруса - земной жизни Спасителя, чудесам и притчам, 3-й ярус - Страстному циклу, 4-й включает деяния апостолов (всего 100 композиций). Над нижним орнаментальным поясом по юж., зап. и сев. стенам проходит «летопись» вязью, в к-рой упоминаются святители Иларион, митр. Суздальский и Юрьевский, и Павел, митр. Сибирский и Тобольский, погребенный в монастыре. На сев. стене помещен редкий сюжет «Суд вел. кн. Василия III над Максимом Греком» (?). Среди изображений святых на столпах собора - рус. цари Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич. При входе в собор слева от юж. портала изображен основатель монастыря прп. Евфимий, над порталом на сводах галереи - «Древо Иессеево». Сохранились росписи (часть под записью XIX в.) придела прп. Евфимия, основной темой к-рых стало Житие святого. Среди житийных сцен изображено начало строительства мон-ря, где прп. Евфимий представлен при возведении стен с планом мон-ря в руках, особое место отведено циклу посмертных чудес святого, занимающему 3-й ярус росписи придела. Вел. кн. Василий III получает исцеление у гроба прп. Евфимия. Роспись придела Преображенского собора. Артель Гурия Никитина. 1689 г.

http://pravenc.ru/text/187637.html

2001. С. 363).В Троицкой летописи нач. XV в. в конце статьи мартовского 6912 г. сказано: «Тое же зимы преставися Евфимии, архимандрит суждальскии и добрыи старец» ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 458). На основании того, что данному известию в летописи предшествует сообщение о событии, датируемом 13 февр., Клосс отнес преставление Е. к промежутку между 13 февр. и 1 марта 1405 г. ( Клосс. 2001. С. 366). Запись о кончине Е. в митрополичьем своде говорит о том, что это было значительное событие. Святой был погребен близ монастырского Спасо-Преображенского собора. Д. Ю. Кривцов Мощи Е. Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского. Роспись придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря. Артель Гурия Никитина. 1689 г. Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского. Роспись придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря. Артель Гурия Никитина. 1689 г. Обретение мощей преподобного датируется в пространной редакции Жития 4 июля 7015(1507) г. (РГБ. Троиц. 696. Л. 39 об.) или 7016(1508) г. (Там же. 337. Л. 532). Архимандритом мон-ря в эти годы был Константин (1490-1509), но в Житии это событие связывается со строительством в обители нового Преображенского храма (каменного) при архим. Кирилле (1511-1526; впосл. архиепископ Ростовский). Строительство, как можно думать, было начато в 1514 г., об этом косвенно свидетельствует выданная 14 мая этого года жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Спасо-Евфимиева мон-ря Кириллу, освобождавшая ряд владений мон-ря на 3 года от выплаты податей в великокняжескую казну (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря: 1506-1608 гг. М., 1998. 8. С. 25-26). Аналогичную грамоту вел. князь пожаловал игум. Кириллу 22 июля 1523 г., когда в мон-ре собирались начать строительство каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49). Т. о., обретение мощей святого следует датировать 4 июля 1514 г. (Строев относил это событие ко времени ок. 1512; см.: Строев. Списки иерархов.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ († после 1425-1440?), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), архим. мон-ря во Владимире. «Иов, архимандрит володимирский» вместе с подвижниками рубежа XIV и XV вв. «Еуфимием, архимандритом спаским, суздальским» (см. Евфимий , прп., Суздальский; † 1404/05) и «Феодором, игуменом борисоглебским» (см. Феодор , прп., Ростовский; † 1410?) назван среди преподобных в синодике Недели Православия (кон. XVII в.), принадлежавшем Успенскому собору в Московском Кремле (ДРВ. М., 1788 2. Т. 6. С. 437; о списке синодика см.: Дергачёв В. В. Вселенский синодик в древней и средневековой России//ДРВМ. 2001. 1(3). С. 29). По мнению Е. Е. Голубинского , И. был настоятелем владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Сохранилась в подлиннике жалованная грамота вел. кн. Василия II Васильевича архимандриту владимирского Рождественского мон-ря И. на с. Весь (Веськое) в Суздальском у. (1425-1440) (АСЭИ. Т. 3. 87. С. 119). Канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 370). Имя И. вошло в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) . Лит.: Голубинский. Канонизация святых. С. 260, 564. А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/578148.html

Необходимо упомянуть и про предшественника Киприана – святителя Алексия, который пользовался поддержкой Патриарха Константинопольского Филофея, и разделял с ним паламитские взгляды. Алексий был возведен им в сан митрополита. Необходимо указать и на духовное единение между митрополитом Алексием и прп. Сергием Радонежским – пребывая в близких отношениях с Патриархом Филофеем, митрополит Алексий указывал Патриарху на прп. Сергия как на своего друга и единомышленника. «Эти два великих исихаста, – пишет Концевич, – митрополит Алексий и преп. Сергий, с которыми никто из современников не мог равняться, явились родоначальниками новой эпохи духовного возрождения и восстановления ослабевшего, а может быть, и забытого, из-за нашествия татар, внутреннего делания; и расцвет монашеской жизни в северо-восточной Руси является плодом сотрудничества этих двух светильников нашей Церкви: главы ее – святителя Алексия и великого старца земли Русской – преподобного Сергия» 28 . Из среды учеников прп. Сергия Радонежского можно выделить ярких представителей созерцательного подвижничества – Сильвестра и Павла Обнорских, прп. Савву Сторожевского. Но к прп. Сергию также притекают за словом назидания уже умудренные долголетним опытом созерцательные подвижники, такие как Сергий Нуромский, прибывший с Афона, Евфимий Суздальский, Дмитрий Прилуцкий, Стефан Махрищевский и другие, – они именуются «Сергиевыми собеседниками» 29 . Необходимо отметить прп. Кирилла Белозерского († 1427), создателя прославленного Кириллова монастыря на берегу Белого озера, – «яркую звезду в этом созвездии основателей монастырей», как называет его Смолич И.К. Прп. Кирилл Белозерский стал духовным отцом особо строгих подвижников, из которых в конце XV – начале XVI в., сформировалось особое течение монашества той эпохи – заволжское старчество, связанное через св. Нила Сорского со святогорской и исихастской мистикой 30 . Как уже отмечалось выше, многие русские монахи отправлялись на Афон для обучения умному деланию у опытных наставников. Одним из таких паломников был Нил Майков (1433–1508), постриженик Кириллова Белозерского монастыря. Нил долго жил на Афоне, наблюдая местную монашескую жизнь, которая сделала Нила приверженцем исихии 31 . И в дальнейшей своей жизни прп. Нил искал уединения и тишины, чтобы, как пишет Смолич И.К. : «опытно пережить то, чему научился на Афоне, – красоту мистического погружения в умную молитву, «хранение сердца» и «трезвение души», чтобы взбираясь по этой «лествице в рай», достичь цели христианской жизни и исихии – сподобиться «обожения» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Николаем Чудотворцем), но отражают и местные обычаи (связь почитания Е. и прп. Макария Унженского, к-рый также был пострижен в Печерском монастыре свт. Дионисием, буд. архиеп. Суздальским). Согласно писцовым книгам Н. Новгорода 1620-1621 гг., в Печерской обители находились местный образ Е., двусторонние иконы Благовещения и Богоматери с фигурами свт. Николая, Е. и прп. Макария Унженского на обороте, 9-фигурный Деисус, включавший парные изображения свт. Николая и Е., а также икона на св. вратах, соседствовавшая с образами прп. Макария и свт. Дионисия (Писцовые и переписные книги XVII в. по Н. Новгороду//РИБ. 1898. Т. 17. Стб. 328, 330, 331, 333, 343). Образ Е. должен был находиться и в посвященном ему приделе Крестовоздвиженской ц., стоявшей на подворье Печерского мон-ря в Нижегородском кремле (Там же. Стб. 62-63). Многие из этих икон, очевидно, были созданы при восстановлении обители, перенесенной на новое место после оползня 1597 г. (в частности, иконы на св. вратах, судя по находившимся в их числе изображениям св. князей Бориса, Глеба и мч. Феодора (Стратилата?), относились к годуновскому времени). Местный образ Е. зафиксирован и в нижегородском Благовещенском мон-ре, где также существовал придел во имя святого (Там же. Стб. 346). Немного позднее, после возведения в Печерском монастыре каменных храмов, там появились др. произведения с изображением Е., в т. ч. иконы свт. Дионисия с Е. и прп. Макарием (одна из них в надвратной Евфимиевой ц., позднее освященной во имя свт. Дионисия и его учеников). Можно предположить, что изображения Е. находились в приходских храмах Н. Новгорода, а также в Унженском и Желтоводском мон-рях, основанных прп. Макарием. Образ Е. встречается в росписях некоторых храмов XVII в.: ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле 1640 г. (галерея Благовещенского придела, вместе с прп. Евфросинией Суздальской, в том же компартименте представлен прп. Макарий Унженский; см.: Федорычева Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М., 2003. Табл.

http://pravenc.ru/text/187661.html

ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010