(подобно святым Илариону , еп. Могленскому, и Михаилу Воину ) были написаны только тропарь и кондак, не дошедшие до наст. времени. Память И. не засвидетельствована в месяцесловах Евангелий и Апостолов XIII - раннего XIV в. и не вошла в состав стишного Пролога и минейной части Тропарника Иерусалимского устава. По всей вероятности, из-за неблагоприятной политической ситуации в Болгарии после смерти Иоанна Асеня II почитание И. прекратилось, не успев по-настоящему сформироваться, и позднее не возродилось. Сведения о посвящении ему престолов церквей не сохранились. Интерес к личности и деяниям И. (впрочем, без литургического компонента) возобновился у болг. книжников в эпоху национального возрождения (2-я пол. XVIII - 3-я четв. XIX в.). Не позднее 1785 г. его имя было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещенный в «Истории вкратце о болгарословенском народе» («Зографской болгарской истории»; см.: Иванов Й. Български старине из Македония. София, 1931. С. 641-642), но встречающийся и в отдельных списках, напр. в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. 14. Л. 11). Ист.: Снегаров И. Неиздадени старобълг. жития//ГДА. 1954. Т. 3(29). С. 156-157; Кодов Х. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Българската акад. на науките. София, 1969. С. 44-48; Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Кн. 4: Житиеписни творби/Ред.: К. Иванова. С. 87-88; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 57-58, 111-113, 216-218, 239; Жития на светите/Ред.: еп. Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Свт. Иоаким I, Патриарх Тырновский//Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 341-346. Лит.: Ангелов Н. Към историята на скалния манастир при с. Иваново//Археология. София, 1962. Кн. 3. С. 16-20; Христов Х. И. Патриарх Йоаким//Векове. София, 1976. Кн. 5. С. 42-49; Николова Б. Житието на патриарх Йоаким I като ист. извор//ИП. 1979. Кн. 6. С. 122-131; Дуйчев И. Страници от миналото. София, 1983. С. 279-285; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 209-217; Милтенова А. Разказ за възстановяването на Българската патриаршия//СтБЛ. 1992. С. 163, 385-386; Павлов П., Грудков В. Призвани да просияят. Вел. Търново, 1999. Д. Чешмеджиев, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/468925.html

Стефан, воодушевленный явлением Св. Георгия Победоносца и обещанием его небесной помощи, собрал свои дружины и, имея с собою икону Святого, вихрем понесся на полчища турок. Сорок лет громил он их самым изумительным, торжественным образом и остался непобедимым. Захваченные в плен турки с ужасом иногда рассказывали, что им не так грозны все дружины героя и сам он, как один из всех, молнией носившийся в рядах турок и никогда и никем неуловимый. Этот только ратник был страшен, потому что, где бы он ни появлялся, прорезывал целые ряды, устилал трупами землю и разил всех; но сам был как тень неуловим и оставался в крайности непобедимым. «Кто ж это? – в недоумении спрашивал Стефан дружин своих, – не узнаете ли его в рядах моих?» – говорил он туркам. Но обозревая воинов каждого порознь, турки не находили и не видели между ними грозного ратника. – Каков он с виду? – спрашивали турок Стефан и дружина его. – Он очень еще молод, отвечали те, прекрасный собою, с копьем в руках, вооружен с ног до головы и всюду носился на белом воне. – По этим признакам Стефан и его воины угадывали, кто был их таинственный соратник и славили Бога и Его дивного Победоносца. Впоследствии Стефан, во исполнение воли Св. Страстотерпца, отправил его икону в Зографский монастырь, которому и благотворил много. Вид Св. Победоносца на этой иконе выразительнее, чем на прочих: в его грозных очах гнев и проявление оживленного мужества; сама живопись на иконе светлее, значит, и ближе к нашему времени. В отдельном храме Божией Матери есть чудотворная Ее икона, так называемая акафистная. От этой иконы один старец, читавший перед нею в своей келии близ монастыря по нескольку раз в день акафист Божией Матери, когда латиняне (в царствование Михаила Палеолога, отступившего от православия), приблизились к Зографу со своей унией, услышал голос Пресвятой Девы Богоматери, повелевавший объявить игумену и братии: «враги православной веры близко; кто слаб в духе терпения, пусть скрывается, пока пройдет искушение, но желающие страдальческих венцов пусть остаются». Старец побежал к монастырю, но лишь только он вступил в ворота, видит, что его келейная икона, пред которою он только что читал акафист и которая осталась в келии, уже при вратах монастыря. Вместе с нею он явился к игумену. В то время двадцать два инока и четыре мирянина, затворившиеся в башне и не принявшие ни лестных обещаний, ни устрашившиеся смерти и пыток, латиномудрствующими сожжены. Башня, в коей они находились, была обложена хворостом и пламя обняло исповедников православия: они мирно отошли огненною смертью к Богу. Это было 10-го октября 1276 года. Имена их следующие: игумен Фома, иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Илларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений; имена четырех мирян неизвестны 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Страдания болгарских мучеников – иноков Зографской обители Император Михаил Палеолог думал укрепить слабую империю свою союзом с папою – униею. Уния объявлена им в 1274 году, а в следующем году подвергал он казням осуждавших унию в столице. В 1278 году издан им был указ вводить унию всеми мерами насилия 660 . Афонские иноки отправили послание к Михаилу. Здесь они основательно доказали, что ни главенство папы, ни поминание его в церквах, ни совершение Евхаристии на опресноках, ни прибавление к Символу веры : и от Сына, не должны быть терпимы. «Мы ясно видим, – продолжали они, – что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял… Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки» 661 . Особенно сильные протесты заявлялись со стороны славянских общин: сербский краль Милютин заявил протест мечом, отобрав у империи несколько городов, где жили славяне. Гордый Михаил сильно раздражен был. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнем и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял еще турок и татар. Так, он в 1283 году двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию особенно на славянах. Еще под актом 1162 года подписался «Симеон инок и игумен Зографо» 662 . Столетием позже в Зографе конечно жили только одни болгары, считавшие Зограф своим монастырем, как сербы Хиландарь. По воле Михаила, слуги папы обрушились всею злобою своею на зографцев. Когда предъявлено было зографцам настойчивое требование принять унию, никто не хотел слушать о папизме. Большинство зографцев рассеялось, кто куда мог. Самые твердые, в числе 26, заперлись в военной башне. Это были игумен Фома, иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Когда, невзирая ни на какие убеждения и ни на какие угрозы, зографцы не хотели слышать об унии, считая ее нечестием евангельской веры, твердые исповедники, все 26, были сожжены в башне 663 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Указывают, где была башня и где сгорело двадцать восемь мучеников во время папского погрома. В храме Успения Богоматери находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Акафистная». Всех соборов и церквей было более двадцати. В Зографе живут исключительно болгары. Раньше братство было большое – свыше двухсот человек. Богослужение совершается на славянском языке. Скит «Черный Вир» На полчаса пути от Зографа находятся здания скита «Черный Вир», принадлежащие Зографскому монастырю. По преданию, он устроен русскими с помощью императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году и окончательно устроен при зографском архимандрите Акакии в 1764 году. В нем есть соборный храм во имя Рождества Богородицы с двумя приделами, в честь Печерских святых и прп. Иоанна Рыльского. «Черный Вир» мало известен среди паломников и редко где упоминается в описаниях Афона. Монастырь Костамонит (общежительный) Расположен вдали от всяких сообщений в пустынном месте, в трех часах пути от Карей и на час – от Зографа и моря. Основан он был в XIII или XIV веке. Название «Костамонит» монастырь получил от окружающих его каштановых рощ. Есть еще предание, что это название он получил потому, что на этом месте спасался в древности отшельник Коста. Соборный храм монастыря – во имя св. Стефана архидиакона. В храме хранятся чудотворные иконы: Божией Матери «Предвозвестительница», первомч. Стефана и мощи св. Стефана (кость руки). Находится старинная икона Божией Матери «Одигитрия» из Влахернского монастыря в Константинополе. Всех церквей десять. Братство в нем было греческое, более ста человек. Монастырь Дохиар (штатный) На низенькой прибрежной скале, среди красивых садов и рощ, на западном берегу Афонской Горы, стоит греческий монастырь Дохиар (по-русски – келарь). Происхождение этого названия объясняется тем, что основателем обители, первым игуменом и ктитором монастыря был любимый ученик св. Афанасия келарь Евфимий. Монастырь основан в X веке по Р. X., немного позднее лавры св. Афанасия, и посвящен Архангелам и Ангелам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Страдание 26 Зографских преподобномучеников . В 1274 году на Соборе в Лионе Византийский император Михаил VIII Палеолог решил укрепить свою близкую к падению державу за счет союза с католическим Римом – унией. Этот шаг вызвал всеобщее недовольство в стране, и император в 1278 году издал указ вводить унию в Византии хотя бы даже и насильственными мерами. Святая Афонская Гора твердо противостояла унии. Афонские иноки отправили послание к Михаилу, в котором основательно доказывали, что главенство папы, поминание его в церквах, совершение Евхаристии на опресноках, прибавление к Символу веры «и от Сына» не могут быть приняты православными, и призывали императора одуматься. «Мы ясно видим, – говорилось в послании, – что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял... Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки». Крестоносцы, изгнанные из Палестины и нашедшие приют в Романии, заявили императору о своей готовности огнем и мечом утверждать власть папы. Михаил нанял еще турок и татар. Когда войска подошли к ненавистному для императора Афону, то, чтобы не раздражать греков, он решил выместить свою злобу на афонцах-славянах. По приказу Михаила слуги папы обрушились на Болгарский монастырь Зограф. Когда Зографским инокам было предъявлено требование принять унию, никто из них не захотел даже слушать о католичестве. Большинство зографцев покинуло обитель, а самые твердые, числом 26, остались в монастырской башне. Это были: игумен Фома, иноки Варсонуфий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Святые мученики за веру православную были сожжены в монастырской башне 10 октября 1284 года. Святитель Амфилохий Святитель Амфилохий епископствовал в одной из древнейших русских епархий – Владимиро-Волынской, учрежденной еще святым равноапостольным князем Владимиром. Святитель Амфилохий был третьим архипастырем на этой кафедре. Первым Владимиро-Волынским епископом был Стефан, поставленный самим равноапостольным Владимиром; его преемником – преподобный игумен Печерский Стефан (память 27 апреля), восприявший игуменство от преподобного Феодосия (память 3 мая). Святитель Амфилохий был хиротонисан во епископа 27 августа 1105 года митропсшитом Киевским Никифором (1103–1121) и семнадцать лет управлял Владимиро-Волынской паствой. Всего несколько поколений отделяли его время от Крещения Руси, и святителю пришлось немало потрудиться в обращении ко Христу язычников, а также в искоренении суеверий у новокрещенных и умирению княжеских междоусобиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эта школа породила плеяду писателей, литераторов, общественных деятелей, среди которых выделяются такие замечательные фигуры как Феодосий Тырновский, Патриарх Евфимий, Григорий Цамблак и ряд других. Деятельность этой школы можно определить как целую эпоху в культурном развитии не только Болгарии, но и всего южного и восточного славянства, которая в немалой степени повлияла на эволюцию культурных, литературных и духовных процессов в Сербии, Румынии и России[ 17 ]. Написанное в 1356 году, Евангелие Ивана Александра, этот памятник древней болгарской культуры, содержит текст четырех Евангелий; рукопись иллюстрирована многоцветными миниатюрами, которых насчитывается более 350. При исследовании Евангелия царя Ивана Александра обнаруживаются очень близкие соответствия и параллели между его миниатюрами и миниатюрами ряда византийских средневековых памятников, и прежде всего — хранящейся в Парижской национальной библиотеке византийской рукописи XI века (Парижская греческая рукопись, 74). По словам современной болгарской исследовательницы, “Евангелие Ивана Александра, богато оформленный миниатюрами Ватиканский список Манассиевой хроники, как и Псалтирь Томича 1360–1365 гг. из собрания Государственного Исторического музея в Москве, и более поздняя Псалтирь Радомира, хранящаяся в Зографском монастыре на Афоне, являются исключительно ценными памятниками болгарской средневековой культуры. Среди этого небольшого числа дошедших до нас литературных памятников — свидетельств истории национальной культуры Болгарии, Евангелие Ивана Александра обладает наиболее высокими художественными достоинствами”[ 18 ]. После турецкого вторжения на Балканы и захвата турками-османами болгарской столицы Тырново в 1393 году часть болгарского духовенства и народа искали спасения в Молдавии и Валахии. Уцелевшие от пожара и хищения рукописные памятники стали переходить из рук в руки. Сокровища, являвшиеся собственностью болгарских царей и хранившиеся, как, например, рукопись Четвероевангелия, в Тырнове или Видине, также стали переходить в частную собственность.

http://pravmir.ru/rukopisnoe-nasledie-sv...

Преподобномучч. 26 зографских монахов, низверженных с башни за обличение царя Михаила (1261–1281) и патриарха I. Векка (1275–1282) и огнем скончавшихся. По именам известны: игумен Фома, иноки Варсанофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косна, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоаникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирских. Пр. Космы зографского на Афоне, † 1323 г. Афон. патер. III. Память преп. Отец , почивающих в Киеве в Антониевой пещере ; совершаемая в субботу по отдании праздника Воздвижения креста Господня (т. е. после 21 сентября). Пр. Антония (июля 10 со всенощные бдением). Пр. Прохора чудотворца. (10 февр. Служба с октоихом). Пр. Иоанна постника. (7 декаб. Служба обща). Иулиании девы, княжны ольшанской. (июля 6). Преподобномучч. Василия и Феодора . (11 авг. Служба с полиелеем). Пр. Поликарпа , архимандрита печерского. (Июля 24. Служба обща). Пр. Варлаама , игумена печерского. (19 ноябр. всенощное бдение). Пр. Дамиана целебника. (Окт. 5. Служба с славословием вместе с Матфееи и Иерекиею). Пр. Никодима просфорника. (Окт. 31. Служба обща). Пр. Лаврентия , подвизавшегося в затворе. (Янв. 29. Служба обща). Пр. Афанасия подвизавшегося в затворе. (дек. 2. Служба со славословием). Пр. Еразма . (февр. 24. Служба обща). Пр. Луки , иконома печерского. (ноября 6. Служба обща). Пр. Агапита , врача безмездного. (июня 1 .Служба со славословием). Препп. Феофила и Иоанна . (29 дек. Служба Феофилу с Марком с полиелеем, пр. Иоанну обща). Пр. Нектария . (нояб. 29. Служба обща). Пр. Григория иконописца (авг. 8. Служба ему обща). Священномуч. Кукши . (ав. 27. Служба c Пименом постником с октоихом). Пр. Алексия , почивающего в затворе. Служба обща. Пр. Саввы . (апр. 24. Служба обща). Пр. Сергия послушливого. (окт. 7. Служба ему обща). Пр. Меркурия , еп. смоленского. (Служба ему обща). Пр. Пимена многоболезненного. (авг. 7. Служба с полилеем). Пр. Нестора летописца. (окт. 27. Служба с октоихом). Преподобномуч. Евстратия . (мар. 28. Служба с полиелеем).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

е. от так-называемых кателянов или каталанов, толпы испанских авантюристов, которые в 1302 г. наняты были греческим импер. Андроником 2-м против турок, но которые потом обратились против самих нанимателей и шайки которых разбойничали на Афоне и осаждали тамошние монастыри, добираясь до их богатств, в 1308–1310 г. (см. Энциклопедии Эрша и Грубера, первой секции т. 85, стр. 379 sqq, Шафарика Geschichte der Südslawisch. Literatur III, 116 sqq и в сербском Родослове, в житии архиеп. Даниила 2-го, по изд. Даничича стр. 344 sqq). 32) Мученики софийские: Георгий, Николай и Ферапонт, посеченные турками в правление султана Селима; мощи в Софии. Мучение первого, написанное не назвавшим себя по имени духовным отцом его, напечатано в Гласнике XXI, 131; по этому мучению, Георгий был родом из Кратова, пострадал в Софии от турок 18-ти-летним юношей в третие лето султана Селима, в 7 тысяч и 23 лето или в 1515 году; служба ему там же стр. 104. Память 11 Февраля и 28 мая (Филар., Март, и Пролог. В собраниях рукописей Ундольского, 563, л. 640 и Царского 411, л. 211, есть мучение сего Георгия, написанное в 1539 г., по приказанию архиепископа новгородского (после митрополита московского) Макария, монахом и пресвитером новгородского архиерейского дома Илиею, со слов двух приходивших в Новгород афонских зографских монахов, у Ундольского лл. 641 об и 654 об.). 33) Ангел, битольский мученик, от села Флорина, пострадавший от турок в 1750 г. Страдание его, но словам Паисия, описал по-гречески тогдашний владыка битольский. 34) Манассий (Царств. мученик) габровский. На сем святом, не сообщая о нем никаких биографических сведений, оканчивает свой список Паисий. 35) Васса мученица, девица от страны солунския. 36) Игнатий тулевский. 37) Евфимий сербский. Эти трое святых, пропущенные у Паисия по известным нам спискам, стоят, без всяких биографических сведений, в списке Царственника. 38) Боян князь. Имя этого святого, под которым разумеется Енработа или Боин архиеп. Феофилакта, дядя Бориса-Михаила (выше стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В XIII веке есть уже славянские памятники, содержащие в себе полное и законченное «чин последование часам. стаго Рождества Хва», а также «последование часам, стаго Богоявления Га нашего I. Ха». С такими именно заглавиями излагаются часы Рождества Христова и Богоявления в Афоно-Зографском Трефологие XIII в., 55. В частности, о часах Рождества здесь сказано: «Пришедшу же 3 часу, и ударит в било, и поем два час съвкоуплена. 1 и 3 час. ня необычныя псалмы, но еже предложи нам творение типика. иже в Стоудите. и псалми вси иже в псалтири». Псалмы обычные рождественские; только вместо 113-го стоит 84-й. Тропарь: «Готовися Вифлееме». Припевы на каждом часе особые. На шестом и девятом часе после третьего тропаря «абие мала диаконьства от диак(она). а от ерея възлаш(ение)». «Ведомо да есть, яко на пророчестве седаем и на апле не седаем», замечено здесь между прочим. «Часия (почасия) же поем в келиях наших. Також 9 час в время свое». 11 Часы Богоявления, по словам памятника, «поем яко исповедует типик». Псалмы третьего часа – обычные; остальных часов – особые; перового – 1, 5 и 11, шестого – 83, 27 и 90, девятого – 2, 113 и 85. Тропарь: «Готовися Завулоне». На каждом часе по три особых припева–стиха. 12 Этим и ограничиваются все особенности. Заслуживает внимания указанная ссылка на Студийский типик; любопытно также чтение малых ектений после тропарей, отражающее песненный строй. От XIV века сохранились славянские памятники, содержащие в себе часы Рождества и Богоявления с более отчетливыми чертами песненного строя. – К таким памятникам относится Часослов Московской Типографской библиотеки 45 (148). Здесь изложен весьма обстоятельный чин часов Рождества и Богоявления. В навечерии Рождества Христова все часы совершаются вместе. После псалмов – Слава и ныне, Аллилуиа 3. «Таж дьякон октенью великую,– и ерей възгласит», и сряду начинается пение трех тропарей в обычном порядке. Посем – богородичен часа. «Таж дьякон октенью малую, ерей възгласит» и далее – прокимен и чтения. После евангелия «таж дьякон: Исполним молитвы наша, ерей възглас. глм тропарь (обычный) Написася иногда». – Затем – Стопы моя, и т. д. После обычного кондака – Господи помилуй 12; иерей: «Боже, ущедри ны». «И постой мал(о), моляшес(я) себе тай. Ерей: Благословен Бог наш», – и начинается следующий час. – Девятый час после Господи помилуй 12 сменяется изобразительными (лл. 189–183).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Болгарский монастырь Зограф. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Огромное значение для укрепления и распространения христианства в Болгарии имела деятельность славянских первоучителей, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В сложный период притеснений последователей славянской письменности в Великой Моравии многие из учеников славянских апостолов нашли в Болгарии прибежище. На протяжении примерно 40 лет (с 886 года по 927 год) книжники, прибывшие из Великой Моравии, и поколение их учеников путем переводов и оригинального творчества создали в Болгарии полноценную многожанровую литературу на понятном народу языке. Это было принципиально важно для утверждения внутренней автономии Болгарской Церкви. В 919 году, после побед, одержанных над греками, князь Симеон провозгласил себя «царем болгар и ромеев». По его указанию был составлен сборник «Златоструй», состоящий из переводов творений свт. Иоанна Златоуста. При нем же была переработана для нужд болгарского народа византийская эклога «Закон судебный людям» (15, 248). Царский титул его сына и преемника Петра был официально признан Византией. В этот период Болгарская Церковь получила статус Патриархии. С образованием Западно-Болгарского царства в 969 году столица Болгарии была перенесена в Охрид, куда переместилась и резиденция патриарха. Однако завоевание Болгарии Византийской империей в 1018 году повлекло за собой ликвидацию Болгарского Патриархата. Автокефалия Болгарской Церкви была восстановлена в 1187 году в рамках Второго Болгарского Царства со столицей в Тырнове. В 1235 году на Соборе в Лампсаке за Тырновским архиепископом Иоакимом I было признано патриаршее достоинство. Патриарх Феодосий II, принявший постриг в Зографском монастыре, поддерживал активные связи с Афоном. Им переданы в дар на Святую Гору Толковое Евангелие Феофилакта и Пандекты Никона Черногорца в новом переводе. В 1352 году он в нарушение канонов рукоположил Феодорита в митрополита Киевского, после того как это отказался сделать Константинопольский патриарх Каллист. Он также возглавлял в Тырнове Собор на еретиков. При поддержке царя Иоанна Александра в 1350 году Феодосий основал Килифаревский монастырь в окрестностях Тырнова, где под его руководством подвизалось около 460 монашествующих. Среди них были Евфимий Тырновский, будущий патриарх Болгарский, и Киприан, будущий митрополит Киевский и Московский. Килифаревский монастырь стал одним из основных центров исихазма, а также книжности и просвещения в Восточной Европе.

http://pravoslavie.ru/31826.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010