Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Косово выступают против признания монастыря Сербской Церкви объектом, подверженным угрозе 20.05.2021 10:18 Версия для печати Дечанский монастырь Сербской Православной Церкви. Фото: pravoslavie.ru Приштина, 20 мая. В Косово требуют исключить монастырь Высокие Дечаны Сербской Православной Церкви из списка объектов культурного наследия Европы, находящихся под наибольшей угрозой. Об этом сообщает СПЖ со ссылкой на албанское новостное arehmcmbo Telegrafi. Ранее влиятельная европейская организация по защите культурного наследия «Европа ностра» (Europa Nostra) составила список семи наиболее уязвимых объектов культурного наследия, в который включила Дечанский монастырь. В связи с этим министр иностранных дел и диаспоры Косово Доника Гервалла-Шварц совместно с министром культуры, молодежи и спорта Хайруллой Чеку направили исполнительному директору федерации Герману Парцингеру письмо, в котором назвали решение о включении обители в этот список несправедливым и вызванным политическим влиянием. В своем письме представители косовских органов власти подчеркнули, что и Дечанский монастырь, и все православные церкви в Косово находятся под высочайшим уровнем безопасности и не подвергаются угрозе. Чтобы доказать свою правоту, они пригласили главу Europa Nostra лично приехать в Косово и ознакомиться с состоянием монастыря.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 2002 году мне удалось посетить келью святителя Иоанна Златоуста, вернее то, что от неё осталось. Территория заросла настолько, что девственный лес скрыл от человеческих глаз даже большой трёхэтажный храм обители. В храме остались только голые стены, нет ни окон, ни дверей, не сохранилось ничего из церковного убранства, остались черепа почивших насельников лавры, по афонской традиции размещённые на деревянных полках костницы. Да ещё груды полусгнивших книг напоминают о том, что здешними келиотами осуществлялась серьёзная издательская деятельность. Но, если судьба афонской кельи ясна, то что же стало с Дечанской лаврой? Вспомним историю этой обители. Высоко-Дечанская Лавра находится в сердце древней Сербии, у самой албанской границы, где достигла своего расцвета сербская династия Неманичей, где князь Лазарь пал смертью храбрых со своим войском, защищая сербскую землю от турецкого нашествия. В 1330 году сербский краль Стефан Дечанский одержал победу над греками и болгарами при Вельбужде, и по возвращении из похода решил построить храм во славу Христа Спасителя. Посоветовавшись с сыном Душаном (впоследствии царь Душан Сильный) и архиепископом Даниилом, он выбрал место на реке Быстрице в двух километрах от Дечан и заложил церковь Вознесения Господня. По преданию, именно это место облюбовал великий сербский святой Савва для монастыря, но неожиданная смерть не позволила осуществиться этому начинанию. В архитектуре этого храма видна смесь западного и византийского стилей. Главным зодчим был католик-далматинец Фра Вита. Высоко-Дечанская лавра была построена св. Стефаном, как «задужбина», то есть монастырь, в котором, по завещанию, он должен был найти последний приют . Храм покрыт огромным количеством фресок: всего их десять тысяч, а в главном приделе – 365, по числу дней в году. Храм имеет два придела: св. Николая, в память о чудесном исцелении краля Стефана, и св. Димитрия. Замечательный иконостас храма был уничтожен турками. В храме находится рака с мощами Стефана Дечанского, он почитается сербским народом как великий целитель. Даже в условиях гонений на церковь во время титовского режима не прекращался поток паломников к гробнице этого святого. Интересно, что среди них были и албанцы-мусульмане, и просто неверующие. Стефан Дечанский считается целителем от беснования и расстройства ума. Больных, по традиции, сначала ведут на монастырский источник, дают умыться святой водой, затем дают пить и уже после этого ведут в храм .

http://pravoslavie.ru/40814.html

Майков даже запутался в противоречия: то говорит (стр. 226), что Милютин вступил в брак с Елисаветой Венгерской, то называет (стр. 231) Дечанского, сына Елисаветы, незаконным сыном Милютина. Майков думает, что Милютин по политическим видам дозволял себе поступки оскорбительные для христианской нравственности. – Нет, искренний христианский король не мог быть так легкомыслен. Закон Христов для него выше всего. Да и политика, нравящаяся Майкову, самая ненадёжная политика, которой следуют только жалкие глупцы. Майков до того странен, что пишет: «Милютин вступил в брак с сестрой Драгутиновой супруги Екатерины». Да ведь даже ни один ксёндз не согласился бы венчать такого брака, не только православный священник! Сербскому священнику известен был закон первовенчанного, – читал он и Библию . По древнему житию св. краля, Екатерина, супруга Драгутина, была дочь Венгерского короля Владислава, а Елисавета, жена Милютина, была дочь короля Андрея Венацианца (Сербляк л. 55). Кроме Цамблака (Гласник X, 41) все летописи называют Дечанского сыном первого брака Милютинова, совершившегося в 1271 г. (у Раича II, 439. 440. Гласник X, 265; I, 165; V, 61. 68; XI, 147). В надписях над стенными изображениями первая супруга Милютина называется кралицей Еленой (Зап. Геогр. Общ. XIII, 139. 140. 148. 236); но и жена царя Душана, сестра Болгарского царя Александра, называлась то Рогозной (у Орбини и Луккари), то Еленой (в надписях и грамотах). Имя Елены было любимым именем королей Славянских. 405 Раич II. 487. Обручение кн. Милютина с Симонидой совершено было Охридским архиепископом Макарием в 1300 г., а брак отложен был до брачного возраста Симониды (Pachimer de Andronico 4, 4). 406 Цамблак в житии Дечанского: «да не кто възнить ме, сия слыше, Стефана похваляти и того достохвальнаго и светого нашими словесы безчестити. Да не будет таковаго безместья. Таковаго бо отьца яко благочьстыва и правиа веры поборника с светыми имамы и яко от Бога того мощемь нетленно соблюдаемым покланяемьсе тем и целуем, освещение приемлюще...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии ООН продлила особый статус территории вокруг Дечанского монастыря в Косово 30.04.2006 Глава гражданской миссии ООН в Косово (УНМИК) Сорен Йессен-Петерсен подписал указ о продлении статуса особо охраняемой зоны для территории вокруг монастыря Высоки Дечаны , включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. " Территория каньона требует специальных защитных мер для сохранения ее уникальных культурных, исторических и природных особенностей, являющихся общим наследием для всего Косово " , - цитирует текст указа АНН. Согласно документу охране подлежат природные парки, лесные массивы, природные источники в пределах защитной зоны, а также православный монастырь Высоки Дечаны . В документе подчеркивается, что статус защитной зоны не затрагивает прав частных землепользователей, но акцентирует внимание потенциальных инвесторов и владельцев земли на необходимости соблюдать законодательство по охране культурного и природного наследия. За соблюдением безопасности должны следить представители УНМИК, муниципальных властей, Дечанского монастыря, КФОР и полиция Косово, сообщает сайт Рашко-Призренской епархии. Территория вокруг обители Высоки Дечаны получила статус особо охраняемой зоны в апреле 2005 года. С тех пор группировки албанских террористов в Косово неоднократно выступали с требованиями отменить решение ООН и вывести монастырь из-под охраны международных организаций. Русская линия Редакция текста от: 30.04.2006 00:00:00 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/507.html

Высоко-Дечанская Лавра и русские монахи (...) Высоко-Дечанская Лавра находится в сердце древней Сербии, у самой албанской границы, где достигла своего расцвета сербская династия Неманичей, где князь Лазарь пал смертью храбрых со своим войском, защищая сербскую землю от турецкого нашествия. В 1330 году сербский краль Стефан Дечанский 63 одерживает победу над греками и болгарами при Вельбужде, и по возвращении из похода его посещает мысль заложить храм во славу Христа Спасителя. Посоветовавшись с сыном Душаном (впоследствии царь Душан Сильный) и архиепископом Даниилом, он выбирает для этой цели место на реке Быстрице в двух километрах от Дечан и закладывает церковь Вознесения Господня. По преданию, именно это место облюбовал великий сербский святой Савва для монастыря, но неожиданная смерть не позволила осуществиться этому начинанию. В архитектуре этого храма видна смесь западного и византийского стилей, а главным зодчим был католик-далматинец Фра Вита. Высоко-Дечанская Лавра была построена св. Стефаном как «задужбина», то есть монастырь, в котором по завещанию он должен был найти последний приют. Храм покрыт огромным количеством фресок: всего их – десять тысяч, а в главном приделе – 365, по числу дней в году. Храм имеет два придела: св. Николая, в память о чудесном исцелении краля Стефана, и св. Димитрия. Замечательный иконостас храма был уничтожен турками. В храме находится рака с мощами Стефана Дечанского, он почитается сербским народом за великого целителя. Даже в условиях гонений на церковь во время титовского режима не прекращался поток паломников к гробнице этого святого. Интересно, что среди них были и албанцы-мусульмане, и просто неверующие. Стефан Дечанский считается целителем от беснования и расстройства ума. Подобного больного, по традиции, сначала ведут на монастырский источник, дают ему умыться святой водой, затем дают пить и уже после этого ведут в храм. За всю свою историю Дечанский монастырь не раз подвергался разорению. Первый раз он был разграблен сразу после Косовской битвы, но вдова погибшего в сражении князя Лазаря, княгиня Милица, восстановила Дечаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовные дети Стефана Дечанского Беседа с Тамарой Петиевич, руководителем хора «Святой Стефан Дечанский» (Сербия) Рождественский фестиваль духовной музыки, прошедший в святочные дни в Москве, собрал представителей разных христианских традиций и произведения различных исторических эпох. Московской публике, воспитанной в основном на произведениях С.В. Рахманинова, А.А. Архангельского, А.Д. Кастальского, Д.С. Бортнянского и других русских классиков, этот музыкальный форум принес немало открытий. Одним из них стало выступление сербского хора «Святой Стефан Дечанский» из города Нови Сад, который представил ретроспективу своей национальной духовной музыки – от средневековья до наших дней. О том, как сегодня развивается сербская школа церковного пения рассказала руководитель хора Тамара Петиевич . – С чем хор приехал на фестиваль? – Мы составили программу из произведений, которые исполняются в храме за литургией. Среди них сочинения К. Станковича, положившего начало сербской профессиональной музыке в XIX веке. Кроме того, мы поем старинные песнопения XIV–XVI веков и «карловацкий» распев, в котором особенно ощущается влияние народной сербской песни. – Какова история хора, и кто его участники? – Мы выбрали день памяти одного из самых чтимых в Сербии святых – Стефана Дечанского – как день рождения нашего хора. Вы, наверное, заметили, что среди наших певцов преимущественно молодежь. Когда в 1987 году мы создавали хор, то хотели привлечь именно молодых музыкантов, которые были далеки от религии, но при этом интересовались своей культурой и историей. И за годы, что существует коллектив, многие из них пришли в Церковь, потому что искренне полюбили богослужебные распевы и само богослужение. Правда, важно еще и то, что уже в течение десяти лет в сербских школах преподаются основы православной культуры, поэтому современные молодые люди в Сербии знают о жизни в Церкви. Мы вместе с нашими певцами изучаем на практике одно из самых главных богатств нашей национальной культуры – духовную музыку, которая пережила и турецкое иго, и современные катаклизмы. Какие-то песнопения были найдены нами в Институте музыковедения Сербской Академии наук. Это крупнейший в Сербии научный центр по изучению церковного пения, здесь даже в коммунистическое время бережно сохраняли и изучали рукописи. Многие песнопения, обнаруженные здесь, были исполнены нами впервые.

http://pravoslavie.ru/44409.html

Святой мученик Стефан Урош III, Дечанский, король Сербский Святой Стефан родился в 1275 году от брака Стефана II Уроша Милутина и Анны, дочери деспота Фессалии Иоанна I Ангела. Он стал жертвой навета и был ослеплен по приказу отца, который считал его главой заговора, направленного против себя. Вплоть до своей смерти он терпеливо переносил испытания и страдания, причиняемые ему членами семьи. Однажды Стефану явился святитель Николай, возложил свои руки на глаза ослепленного князя и сказал: «Стефан, ничего не бойся. Вот твои глаза – в моих руках, и в нужный момент я тебе верну их». В результате новых политических смут Стефан провел пять лет заложником в монастыре Пантократора в Константинополе. Но он воспользовался вынужденным заключением, чтобы участвовать в жизни монахов и возрастать в мудрости и стойкости. Кротостью, усердием, терпением и чутким вниманием к ближним Стефан снискал одобрение иноков и завоевал большой авторитет в столице. Спустя пять лет ему вновь явился святитель Николай и сказал, что пришел исполнить обещание. Осенив слепого крестным знамением, святитель вернул ему способность видеть. После смерти отца Стефан был венчан королем Сербии 6 января 1322 года. В благодарность он основал монастырь Дечаны – шедевр византийского искусства, который также знаменует собой и наивысший расцвет сербского государства. Но вскоре Стефан был вынужден противостоять попыткам захватить власть, предпринимаемым его сводным братом Константином и двоюродным братом Владиславом, сыном Драгутина. Поскольку святой Стефан помогал престарелому императору Андронику II во время гражданской войны, которая раздирала тогда Византию, Андроник III, одержавший в конце концов верх, вступил в союз с болгарским царем, чтобы напасть на Сербское королевство. В 1330 году святой Стефан одержал блестящую победу над ним при Вельбужде и даже смог расширить границы государства. Вскоре на него обрушились новые испытания. Знать области Зета, нынешней Черногории, восстала против короля под предводительством его сына, Стефана Душана, и свергла законного правителя с трона. Святой Стефан был заключен в крепость Звечан, а затем убит по приказу собственного сына. Благоверный князь закончил жизнь, полную страданий, 11 ноября 1331 года.

http://pravoslavie.ru/57665.html

Два косовских монастыря добавлены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО 27 июля 2006 г. 12:08 В ходе 30-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия было внесено 18 новых объектов. Принято решение расширить объект «Дечанский монастырь», дополнив его тремя архитектурными ансамблями — Печским и Грачаницким монастырями и церковью Богородицы Левишской. В ходе 30-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Вильнюсе под руководством постоянного представителя Литвы при ЮНЕСКО Инны Марчюлените, в Список Всемирного наследия было внесено 18 новых объектов. Среди них — два новых объекта природного наследия и расширение одного природного объекта, который фигурировал в Списке ранее. В Список также были добавлены 16 объектов культурного наследия, а три существующих культурных объекта были расширены. Отныне в Списке Всемирного наследия — 830 объектов. Из Списка Всемирного наследия, находящегося под угрозой, было исключено пять объектов с учетом улучшения состояния их сохранности, а два объекта были в этот Список добавлены. Таким образом, теперь Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, насчитывает 31 объект. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО принял решение расширить объект «Дечанский монастырь», дополнив его тремя архитектурными ансамблями (Печский и Грачаницкий монастыри и церковь Богородицы Левишской). Теперь объект будет называться " Средневековые памятники Косово " . Этот расширенный объект, датируемый в основном XIII и XIV столетиями, внесен в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, в связи с тем, что в силу политической нестабильности, царящей в регионе, существуют определенные трудности в содержании и охране этих архитектурных ансамблей. Комитет обратился к Сербии с просьбой наладить взаимодействие с соответствующими программами ЮНЕСКО, с Миссией ООН в Косово (ЮНМИК), а также с надлежащими структурами временной администрации края в целях обеспечения сохранности объекта. Четыре здания, входящие в состав объекта, отражают период расцвета византийско-романской церковной культуры, сформировавшейся на Балканах с XIII по XVII век, характерной особенностью которой является роспись стен.

http://patriarchia.ru/db/text/128656.htm...

Архангел Гавриил и свв. Константин и Елена Мчч. Кирик и Иулитта Св. Апостол и евангелист Матфей Свв. равноапостольные Константин и Елена Св.Иоанн Предтеча и св.Евстратий Иоанн Предтеча Св. Димитрий Св.Стефан Дечанский Свв.Артемий и Иаков Персянин Св.Феодор Стратилат Св. Феодор Стратилат Богоматерь в молении Св. Стефан Дечанский Богоматерь с Младенцем. Деталь Богоматерь с Младенцем Св. Артемий Св. Симеон Мироточивый Архангел Гавриил Богоматерь на престоле с предстоящим Саввой Сербским Богоматерь с Младенцем на престоле Богоматерь с Младенцем на престоле. Деталь Св. Симеон Мироточивый Св. Симеон Мироточивый Праздник На праздник Успения Пресвятой Богородицы 2006 г. в монастыре состоялся традиционный народный собор. Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий совершил всенощное бдение и Божественную литургию, а затем состоялось выступление гостей и артистов и братская трапеза. Всенощное бдение на праздник Успения Божией Матери Всенощное бдение на праздник Успения Божией Матери. Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий Всенощное бдение на праздник Успения Божией Матери Всенощное бдение на праздник Успения Божией Матери Всенощное бдение на праздник Успения Божией Матери Народный собор Народный собор Прота Алекса Архимандрит Теодор Шешлия Министр по делам религий Сербии Милан Радулович Министр по делам религий Сербии Милан Радулович Поэт Райко Петрович Ного Гусляр Музыкант Асим Сарван, бывший мусульманин Никшич Никшич тоже можно назвать епархиальной столицей. Это небольшой город, но здесь есть  свой университет, действует несколько крупных церковных организаций, есть православное кафе «Пасха». В Никшиче находится кафедральный собор свт. Василия Острожского, построенный на средства страстотерпца императора Николая II. В храме множество мемориальных досок, хранящих память о славных сынах Черногории и Герцеговины, отдавших свои жизни в борьбе за свободу родины. Никшич. Кафедральный собор свт. Василия Острожского Никшич.Памятник королю Николе Никшич. Кафе " Пасха " Никшич. Кафедральный собор свт. Василия Острожского. Епископ Иоанникий и министр по делам религии Сербии Милан Радулович

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery20....

Икона. 1577 г. Иконописец Лонгин (мон-рь Дечаны, Сербия) Прп. Стефан Дечанский, с житием. Икона. 1577 г. Иконописец Лонгин (мон-рь Дечаны, Сербия) Реже встречаются Ж. и. нек-рых святых, создававшиеся как храмовые по особому заказу («Прп. Антоний, с житием» кисти Эммануила Цанеса, 1645, ц. Панагии тон Ксенон, г. Керкира; «Св. Иоанн Пустынник, с житием», мастер Иеремия Палладас, сер. XVII в., Византийский музей в ц. Панагии Антивуниотиссы, г. Керкира; «Святые Косма и Дамиан, с житием», 1673-1674, Печская Патриархия). Существуют также единичные примеры Ж. и.: «Прп. Стефан Дечанский, с житием», мастер Лонгин (1577, мон-рь Дечаны). Следует особо отметить создание Ж. и. слав. святых, напр. прп. Иоанна Рильского (XVII в., Рильский мон-рь), прп. Гавриила Лесновского (2 иконы: ок. 1626 с 13 клеймами и 1808 с 14 клеймами, обе - в Лесновском мон-ре). В поствизант. иконографии получили особое развитие циклы деяний архангелов, преимущественно арх. Михаила (примеры см. в кн.: С. Buзahmujcku и nocmbuзahmujcku циклуси XI-XVIII век. Београд, 2004). В искусстве Греции и Балканских стран XVIII-XIX вв., в период т. н. национального возрождения, житийная иконография обогатилась за счет появления новых сюжетов в традиц. циклах и расширения круга святых, чьи Жития активно иллюстрировались. Значительно чаще в этот период встречаются Ж. и. св. жен, напр. св. Параскевы Тырновской (1728, ризница Печской Патриархии, Косово и Метохия), вмц. Марины (мастер К. Шпатараку, сер. XVIII в., Галерея икон, Охрид). По-прежнему распространены житийные циклы свт. Николая Чудотворца, иногда в среднике он изображался на троне, как на иконе из мон-ря Филантропинон на острове оз. Янина (1801). В этот период также известны уникальные примеры Ж. и. святых (напр., «Св. Александр Воин, с житием», XVIII в., мон-рь Богородицы Прусиотиссы, Греция): композиционное построение клейм традиционно, но сюжеты могут располагаться рядом с фигурой святого на фоне. В Др. Руси Ж. и. была чрезвычайно популярна. Богатство идей и смысловых оттенков, разнообразие изобразительных вариантов позволяют рассматривать этот жанр иконописи как особое явление в национальной культуре.

http://pravenc.ru/text/182315.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010