(1, 13) и жена твоя Елисавета родит тебе сына. Который также принесет пользу спасению народа. Ведь ему надлежало показать народу Спасителя. И поскольку покаяние предваряет спасение, то проповеднику покаяния следовало идти перед Тем, Кто дарует спасение. Потому и рождается Предтеча первым. (1, 13) и наречешь ему имя: Иоанн. Как получивший благодать от чрева матери, то есть, возлюбленный Богом, или как причина радости для родителя и многих других, что станет очевидным в следующих словах. Ведь Иоанн – имя еврейское, а в переводе на греческое наречие означает благодать или радость 35 . (1, 14) и будет тебе радость и веселие. Тебе, ставшему отцом такого-то чада, у которого и зачатие, и все последующее – небывалое и чудесное, что обнаружим мы, проходя далее. (1, 14) и многие о рождении его возрадуются. Не только родственники и домашние, но и те, которым открылось свыше, каковое надлежало ему исполнить служение. (1, 15) ибо он будет велик пред Господом. Велик пред Господом, как великий по добродетелям. (1, 15) Не будет пить вина и сикера. Сикером называется всякий хмельной напиток кроме вина, а особенно тот, который изготовлен из фиников. (1, 15) и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. Предвозвестив, что благодаря воздержанию от вина и сикера будет воздержание от сластей и отсюда – присутствие сурового подвига в его образе жизни, и научив, что он будет великим у Бога, Ангел, наконец, для полного удостоверения говорит и о большем: что Иоанн от младенчества облечется силой свыше, поскольку Бог заранее знает жительство, которым тот будет пользоваться, и каковым сосудом он окажется. (1, 16). и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. Те, которые послушались его, прибегли ко Христу, ведь Его он здесь называет Господом и Богом. (1, 17) и предъидет пред Ним в духе и силе Илии. Духом он назвал духовное дарование, а силой – действие. Итак, он говорит, что Иоанна будет иметь и дарование и действием Илии те самые, которые будет иметь Илия, предваряя второе пришествие Христа. И он теперь совершит то самое, что Илия – позже. Прибавляет он и то, какова эта сила:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   Поэтому, говорил преподобный Евфимий, лучше воздерживаться в пище только в такой мере, чтобы не есть досыта. Просто нужно вставать из-за стола, чувствуя легкий голод. А противостоять страстям плотским нужно в тайне, со всех сторон надежно защитив себя оружием добродетелей, а они таковы: смирение, целомудрие, рассуждение, различение и послушание воле Божией. Последняя добродетель поистине подражает Богу.    Преподобный Пахомий вызвал к себе брата, который не хотел знать правильного пути, но следовал собственной воле и сказал ему наедине:    – Брат! Господь сказал: Я сошел с небес не волю Свою сотворить, «но волю пославшего Меня Отца». И ты будь мне послушен. Я вижу, что тебе завидует враг и многими способами похищает плоды твоего тяжкого труда.    Соблюдай монастырский устав, — продолжал святой. — Тебя зовут на трапезу не затем, чтобы ты на ней ничего не ел. Приходи и вместе с братьями вкушай в меру, как и они, и хлеб, и вареные овощи, которые дают тебе. Только не насыщай чрево: тогда тело твое взбодрится, и ты уставать не будешь от истощения чрезмерным постом. Лучше поработи себя необходимости поддерживать тело, пока не победишь беса превозношения. Он слишком на тебя насел.    Брат, услышав эти слова, сначала подчинился совету. Но потом вновь впал в заблуждение. «Разве это так? — спрашивал он сам себя. — Где написано, что нельзя поститься и совершать подвиг?» Так брат опять стал следовать собственным побуждениям, и враг совершенно им овладел.    Пахомий Великий вызвал Феодора и сказал:    – Ты знаешь, как я опечален тем, что происходит с нашим братом? Сходи к нему и узнай, чем он сейчас занимается.    Федор пошел к брату и увидел, что он вроде и молится, но непонятно, какими молитвами. Он пошел и рассказал об этом святому.    Федор сразу понял, что это было действие врага, и рассудил, как многообразны дьявольские нападения на людей. Он очень был поражен и напуган, когда представил, какого же трезвения должен достичь монах, чтобы противостать злонамеренным козням врага. Когда святой пришел и помолился за брата, всемилостивый Господь исцелил его. И брат, уцеломудрившись, впредь хранил себя, забывая «задняя и простираясь вперед» (Флп 3:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   Правда, един есть наш учитель Господь (Мф.23:8), и Дух Божий всегда пособствует в немощах наших (Рим.8:26). «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными,... и помазание Его учит нас всему» (Рим.8:26, 1Ин.2:27); но начавший нисколько еще не способен к такому внутреннему непосредственному Божественному водительству.    Бывают случаи, когда приходится неизбежно оставаться при нем одном — и уповающего Господь не посрамляет; но случаи такого рода должно относить уже к числу чрезвычайных, чудесных; чаять же себе чудесности при обыкновенном порядке вещей — значит искушать Бога. Господь, явившись апостолу Павлу, сначала послал его к Анании (Деян.9:6), а потом уже и Сам непосредственно научил его по откровению; и апостол сей, уже наученный Богом, вступив на поприще проповедания, притекает к совету других апостолов: «да не... вотще, — говорит, — теку, или текох» (Гал.2:2).    Может Господь воспитывать и чрез Ангелов, как это было в древние времена; бывало нередко так, что и наставление, и пищу, и причащение приносили Ангелы, как видно из повествования св. Пафнутия о четырех отроках; но все это суть пути к спасению, руководства и воспитание необыкновенные, которых ожидать и благочестно, и опасно по той причине, что и враг наш может принимать образ светлого Ангела. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор.2:14). Следовательно, надо держаться смиреннейшей части и покоряться человеку — ради Бога. Путь этот оправдан опытами всех святых, просиявших, яко светила, на тверди христианской. Величайшие угодники Божии всегда пользовались советом и руководством. Антоний Великий, Макарий Египетский, Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва, — все начало содевания своего спасения полагали покорением себя отцу своему духовному и обучались подвижничеству под его наставлением. Зато скоро созревали и усовершались без уклонения и опасных преткновений. Напротив, другой путь своеличный, по своему уму и сердцу, всегда был почитаем путем заблудным и гибельным. Сколько было разительнейших опытов, что подвизающийся лишь только уклонялся от руководства, тотчас падал в прелесть, был опутываем сатаною и погибал». II

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостол для того и работал своими руками, чтобы нам представить пример трудолюбия. Не потому, говорит Апостол, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам (ст. 9)… Хотя, говорит, мы и имели власть, и нам открыты были все ваше имущество и припасы, и я знал, что имею дозволение Господа нашего пользоваться им; однако ж я не воспользовался этой властью, чтобы сделанное мною хорошо и позволительным образом не подало другим пример вредной праздности. И потому проповедуя Евангелие, я лучше хотел содержаться работой рук своих, чтобы и вам, желающим проходить стезю добродетели, указать путь совершенства, и своим трудом представить образец поведения. —595— Чтобы не показалось, что он молча работая и желая научить их примером, нисколько не наставлял их заповедями, увещаниями, он прибавляет, говоря: ибо когда мы были у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь ( 2Фес.3:10 ). Апостол, показывая, с одной стороны, беспечность тех, которые зная его, как доброго учителя, работавшего своими руками для научения и примера, не хотели подражать, – с другой – свое прилежание и осторожность, говорит, что он, находясь у них, не только представляет себя примером, но и словами постоянно проповедовал, что если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 2436 . Древние иноки, эти действительные созерцатели, трудились и, между прочим, снискивали себе пропитание своими руками еще и потому, что не хотели быть кому-либо в тягость и вызвать чью-либо укоризну. Древние иноки-созерцатели в данном отношении представляют собою нечто поразительное, достойное всякого подражания. Авва Хроний «шестьдесят лет не выходил из пустыни и вкушал хлеб только от труда рук своих» 2437 . Авва Макарий говорил: «Вот я шестидесятый год зарабатываю нужное для пропитания своими руками» 2438 ... Авва Памво пред своей смертью говорил: «С того времени, как, пришедши в эту пустыню, построил я себе келью и стал жить в ней, не провел я в ней ни одного дня без рукоделья, и не помню, чтобы когда-нибудь съел кусок хлеба, данный кем-нибудь даром, кроме приобретенного моими руками» 2439 . Св. Феодор Студит пишет: «Радуйтесь, работники Божии, трудники, день и ночь делающие своими руками, чтобы не отягчить кого, и не только себя самих довольствовать, но и немощнейших из братий, и нуждающихся из внешних» 2440 . «Будем работать для пропитания себя», – говорит св. Ефрем Сирин 2441 . Св. Евфимий Великий, поселившись недалеко от лавры Фаранской, «на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все родословие евангелист разделил на три части, и естественно, потому что было три формы правления. От Авраама до Давида, после Моисея и Иисуса Навина, евреи управлялись судьями; от Давида до переселения Вавилонского – царями; от переселения Вавилонского до Христа – первосвященниками. С пришествием же Христа, истинного Судьи, Царя и Первосвященника, прекратились указанные роды правления. Следует также обратить внимание на то, почему евангелист, поставив в третьей части двенадцать родов, называет их четырнадцатью. Очевидно потому, что он поставил в число родов и время переселения и Самого Христа, как говорит великий Златоуст. Мф.1:18 .  Иисус Христово рождество сице бе: Рождество Иисуса Христа было так:... Так, как он намерен сказать, или как изложено ниже. Мф.1:18 .  Обрученней бо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята. ...по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Прежде чем они сочетались браком. Евангелист не сказал: «прежде чем Она пришла в его дом», потому что Она уже была там. У многих было в обычае иметь при себе невест ради безопасности. «Обретеся» – вместо: «стало очевидно», что Она имеет во чреве, но евангелист сказал – «обретеся», т.е. «оказалось», что... по причине неожиданности. А чтобы кто-либо не смущался словами евангелиста: «обретеся имущи во чреве», слыша одно только это, он продолжил речь, присоединив: «от Духа Свята». И почему Мария не оказалась имущею во чреве прежде обручения? Чтобы Она не была умерщвлена, как заподозренная в растлении. Кого Она могла убедить, что не имела общения с мужем? Посему Она оказалась непраздною после обручения и тогда, когда уже была в доме мужа, чтобы могли подумать, что Она зачала от него. Таким образом Она избегала опасности и в нужде имела помощника и покровителя, особенно во время бегства в Египет. Но ты не спрашивай, каким образом Дева зачала, и не старайся исследовать, как образовался зародыш; этого не объяснил ни евангелист, ни прежде него Ангел, возвестивший Деве зачатие. Не знали этого и они, потому что это непостижимо для всех и известно одной только блаженной Троице. Знай только то, что Сын воплотился благоволением Отца и содействием Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Далече от спасения моего словеса (вины) грехопадений моих Наказания, говорит, за грехи мои находятся далеко от спасения моего, т.е. не препятствуют спасению моему, потому что сии наказания и грехи вовсе не мои: «греха, говорит, Он не сотворил» ( Ис.53:9 ). Ибо смерть (моя) есть наказание за согрешивших, а не за грехи (мои). Или можно понимать так, что Христос здесь представляет лице всего человеческого естества, как сродный с ним и как бы от лица оного говорит: почто Ты, Боже мой, оставил меня всецелого человека, чтобы умереть? Потом присовокупляет и причину оставления, то есть, что осуждение за грехи мои далеко от спасения и что следовательно Я удален от сего спасения; потому что если б Я был близок ко спасению, то, без сомнения, был бы избавлен от смерти 53 Пс.21:3 .  Боже мой! воззову во дни и не услышиши, и в нощи и не в безумие мне Сии слова исполнились в тот день, в который Господь вкушал тайную вечерю с учениками своими. Ибо то, что Господь ночью в великий четверток молился в саду Гефсиманском, показали Евангелисты; а что до ночи, еще днем того ж великого четвертка Он молился, это показывают сии слова псалма. Не удивляйся при сем, читатель, тому, что пророк поставил сии слова после, тогда как это случилось прежде вышеозначенного. Ибо таковы слова пророков; а причина сего заключается в том намерении Божием, чтобы пророки не казались говорящими от себя, но говорящими только то, что слышали от внушавшего им Св. Духа. Днем, говорит, Я буду просить, чтобы прошло время смерти мимо Меня, а Ты не услышишь (3); равным образом буду просить о том и ночью и то, что Ты Меня не слушаешь, не в безумие Мне; поелику Я понял, что Ты Меня не слушаешь и не освобождаешь Меня от смерти для спасения людей, для чего Я и воплотился. Некоторые же под днем и ночью разумеют время страдания, потому что от шестого часа до девятого была тьма и следовательно этот день был нощеденствием. Когда Господь просил Отца, чтобы простил распинателей Его, то не был услышан потому, что все они преданы общему истреблению. Причина, говорит, неуслышания сего та, что Он знал хорошо, что они имели оклеветать воскресение Его и преследовать Апостолов Его и всеми таковыми действиями еще более увеличить грех свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

И ежегодно она приходила в монастырь, славя Бога и святого, лобызая врата монастыря и учреждая братии трапезу. 78 . В монастыре был один пресвитер, по имени Ахфавий, родом из селения Витакавея, отстоящего на десять поприщ от города Газы: он, проведя в монастыре 45 лет, оказался непостыдным делателем перед Богом. У этого Ахфавия есть родной брат, в том же селении, по имени Роман. Некто, позавидовав имению этого Романа, хотел у него отнять, но безуспешно, и потому еще более неистовствовал против него, и пойдя в город Елевферополь, увидел одного волхва и беседовал с ним, говоря: «Хочу убить человека, но не могу». Тогда волхв, взяв плату, сотворил волшебство, и Роман, выйдя на свое поле с работниками, весь расслабел и был принесен в свой дом; недуг понемногу увеличивался, и он расслаб от водяной болезни, так что через несколько дней врачи сказали ему, что он должен умереть. Мы сидели возле него и плакали, когда он открыл глаза и велел всем выйти, и обернувшись к стене, молился, как некогда молился великий Езекия ( 4Цар.20:2 ), говоря: «Господи Боже сил, сказавший: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися» ( Ис.30:15 ), призри на меня недостойного и избави меня от належащия беды». И опять говорил: «Святой отче Евфимие, сотвори милость и помолись Богу, чтобы мне освободиться от сего лютого недуга». Сказав это и помолившись, он был как бы в сильном восхищении и увидел черноризца, всего седого, который ему говорил: «Что хочешь, чтобы я тебе сделал?» Он же испугавшись и обрадовавшись, спросил: «Кто ты, владыко?» Тот же отвечал ему: «Я Евфимий, призванный тобою с верою. Не пугайся, и покажи мне, где ты страдаешь?» И когда тот указал на чрево, то святой, сложив два перста прямо, ударил, и как бы ножом прорезал ему чрево и вынул оттуда оловянную дощечку из чистого олова, с какими то начертаниями и положил ее перед больным на стол, и погладив рукою рану, исцелил его и сказал: это случилось с тобою потому, что в течении многих дней ты не ходил в церковь и не причащался, и один человек, отправившись в Елевферополь, напустил на тебя демонов и те овладели тобою, так как ты не радел о своем спасении. Но ныне Бог помиловал тебя, и ты не пренебрегай впредь молитвой». И когда он сказал это, то сделался невидим. Роман же, придя в себя, тотчас встал и выздоровел, и призвав своих, рассказал видение, и они, узрев его внезапное исцеление, прославили Бога, подающего таковой дар рабам своим. Роман же, взяв своих, пришел в монастырь и, поклонившись раке святого отца Евфимия, рассказал все блаженному Ахфавию игумену и всем нам, и отправился восвояси. И исцелевший в этот день чудотворения творит празднество, и в селении чтит память великого Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

И мы читаем далее: «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4: 11). Вся человеческая героика построена на игре в поддавки с диаволом. Поведение Христа есть полная противоположность человеческой героике. Он предлагает совсем другое представление о благе, счастье и истине, подвиге. Соблазн чрева, соблазн чудес, соблазн ложного понимания Писания, соблазн языческого поклонения и политического господства – все это позади. Сын Божий преподал нам великий урок твердого стояния в Истине. Стояния – посреди пустыни соблазнов, сомнений, боли и отчаяния. С Ним, со Христом, теперь мы готовы преодолеть любую пустыню, как и сказано: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена» (Пс. 22: 4–5). Начало проповеди Христа Мф. 4: 12–22 Нагорная проповедь. Фреска Фаворского монастыря. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru Читаем далее: «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых» (Мф. 4: 12–13). Святые отцы уход Господа в Галилею воспринимают согласно – как научение нас удаляться от опасностей, то есть не вызывать и не провоцировать их на себя. Так, например, Евфимий Зигабен писал на 12-й стих: «Удалился, научая нас избегать искушений. Вина не в том, чтобы не подвергать себя опасности, но – не стоять мужественно, когда подвергнешься ей» . То есть убегай гонения, но если схвачен, то будь до конца мужественным. Святитель Иоанн Златоуст говорит нечто подобное: «Для чего Он опять удаляется? Для того, чтобы опять-таки научить нас не идти навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Ибо не тот виноват, кто не бросается в опасность, но тот, кто в опасностях не имеет мужества. Итак, чтобы научить этому и укротить ненависть иудеев, Христос удаляется в Капернаум, одновременно исполняя этим пророчество» .

http://pravoslavie.ru/93853.html

И созижду в род и род престол Твой Созидатем здесь называет Бог увеличение и усовершение, а престолом – царство. Заметь, читатель, что Бог царство Христово назвал царством Давида; это потому, что Христос по плоти происходил от Давида. Так и у нас есть обыкновение царство сына называть царством отца его по естественному единению сына с отцем и наоборот отца с сыном (1). (1) Бог дал Давиду чрез Нафана обещание следующими словами: Возставлю семя твое по тебе, – того, кто будет от твоего чрева, и уготовлю царство его. Он построит Мне, дом во имя мое, и Я поставлю престол его до века ( 2Цар. 7:12 ). К сему присовокупляет великий Афанасий: Явно, что это не относится к самому Давиду; ибо как может относиться к умершему? Но ко Христу, как происходящему от него и всегда живущему и царствующему. А если это не (относится) ко Христу; то сии слова у евреев без значения; потому что у них не осталось ни престола, т. е. царского достоинства, ни кого-либо из семени Давидова. Слова Исихия: И где поклялся, как не там, где сказал ему: и будет, когда исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, Я восстановлю семя Твое и пр. Слова Дидима: Поелику Бог верно оказывает милость, то представляется клянущимся потому, что обыкновенно у людей клятвою удостоверяют свои слова. Итак, поелику Бог непреложен, то клятва Его означает непреложность определения Его совета. Диодор: Поелику Давид поклялся Господу – не дать себе покоя, доколе не найдет места для Господа, в жилище Богу Иаковлеву, то посему и Бог за клятву его воздает клятвою: поклялся, говорит, Господь Давиду истиною, и не отречется от нее: от плода чрева Твоего посажду на престоле твоем ( Псал. 131 ). Пс.88:6 .  Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи Небесами Давид называет здесь небесные силы: небесные, говорит, силы будут благодарить за сии удивительные дела твои, Господи! Глагол: исповедят, – здесь не сочинен, как должно; ибо вместо того, чтобы сказать: исповедятся, или будут благодарить за чудеса Твои, он сказал: чудеса Твои(1). Или под небесами ты должен разуметь мыслящих о небесном и высоких по жизни людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Матфей же говорит: «Проходящие же злословили Его» и т. д. Там об этом сказано пространнее 790 . Также в этой главе пословно объяснено и об уксусе с желчью, и о вине со смирной 791 . (23, 38) И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. В той же главе и об этом обстоятельно изложено, там, где имеется: «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» 792 . Глава 81. О покаявшемся разбойнике (23, 39–41) Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам – в том же осуждении? 793 и мы (осуждены) справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Опять-таки Матфей в той же главе говорит: «Также и разбойники, распятые с ним, поносили Его». Там мы предложили и хорошее объяснение 794 . Осуждением же он здесь называет казнь на кресте. (23, 42) И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Которое за пределами этого мира. Ведь он, вероятно, знал и то слово, которое Господь сказал Пилату: «Царство Мое не от мира сего» 795 . (23, 43) И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, сегодня 796 будешь со Мною в раю. Почему если разбойник просил, чтобы ему досталась память в Царстве Спасителя, Он пообещал ему нечто иное в сравнении с этим, жительство в раю? Потому что разбойник, не зная, что такое Его Царство, просил не о чем-то определенном и известном, но этой просьбой умолял о том только, чтобы ему получить какое-то благо. Христос же, зная его намерение, пообещал то, что тому представлялось вожделеннее всего. Ведь разбойник знал о рае из учения Моисея. И тогда Он ему даровал жительство в раю как задаток Своего Царствия, состоящего во вкушении невыразимых и вечных благ, «которых не видел глаз, не слышало ухо, и что не приходило на сердце человеку» 797 . Ведь никто из праведников еще не получил обещанного, как учил великий Павел 798 . Но позднее Он даст и это во время воздаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010