За назиданием к нему приходили уже умудренные долголетним опытом созерцательной жизни подвижники – Сергий Нуромский, прибывший с Афона, Евфимий Суздальский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Махрищский и др. Их называют «Сергиевыми собеседниками». «Эти собеседники показывают нам величие того духовного образа, каким Сергий являлся в глазах своих современников, будучи учителем учителей и наставником наставников... Духовный облик прп. Сергия достигает той несказанной красоты, какой могли бы дивиться и древние отцы» 650 . Известно чудесное видение прп. Сергию стаи прекрасных птиц – предсказание о бесчисленных учениках и последователях. В 1388 г., за 4 года до его кончины, прп. Сергию, первому из русских святых, было дано увидеть Пресвятую Богородицу. В его житии находим и явление Божественного света, который святитель Григорий Палама называл Божественными энергиями. Один из учеников преподобного видел, что ему сослужит Ангел, а на Святую Чашу нисходит огонь, растекаясь по престолу и окружая со всех сторон священнодействующего Сергия. «Такие явления характерны для подвижников восточной аскезы, прошедших сначала путь внешних подвигов и, как плода таковых, достигших созерцания. И, как говорит Палама: «Отделяясь от материального, в котором он (подвижник) сначала проходит известный ему путь... он идет к истине неизреченною силою Духа, духовным неизреченным восприятием он слышит неизреченные глаголы и видит несозерцаемое и уже здесь, на земле, есть и становится чудо». О подобных тайнах и глубинах внутренней подвижнической жизни, надо полагать, и приходили совещаться к Сергию его святые собеседники» 651 . Значение прп. Сергия, как старца и печальника всей земли Русской, открывается во всем своем духовном величии во время Куликовской битвы, в великий исторический момент в жизни русского народа. В тот час, «подобно древнему Моисею, он становится вождем своего народа» 652 . Значение Куликовской битвы проф. Ключевский определяет следующим образом: «Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и, не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчшца в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многочисленными костьми...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иверский мон-рь. Рис. из рукописи Тимофея (Габашвили) «Посещение святых мест». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Иверский мон-рь. Рис. из рукописи Тимофея (Габашвили) «Посещение святых мест». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Школа продолжала традиции книжных центров Тао-Кларджети, с к-рыми не прерывала связей на протяжении всего периода существования; практически все представители школы (прп. Иоанн Грузин и его сын Евфимий, преподобные Иоанн Торникий, Георгий (Варазваче), Иоанн (Грдзелисдзе), свт. Арсений Ниноцминдский, прп. Иоанн Хахульский, Окропири, диаконы Микаел и Георгий, Закариа (Мирдатисдзе), еп. Закариа Банели и др.) пришли на Афон из Тао-Кларджети. Е. Метревели предполагает, что и мон-рь Ивирон нек-рое время находился во владении Чордванели, рода из Тао, т. к. до 40-х гг. XI в. настоятелями мон-ря назначались представители именно этой фамилии. Преемственность тао-кларджетской традиции отражает антимонофизитская направленность обеих школ, поддержанная связью груз. царя Давида Куропалата с Ивироном, что характеризовало национальную политику ориентированного на Византию царя. Представители афонской школы заложили основу практики к-польского богослужения в Грузии, сменившей антиохийско-иерусалимскую. В 1985-1995 гг. во Франции на франц. языке с участием Метревели было предпринято издание Афонских (Ивиронских) актов, куда вошли юридические и др. документы (Actes d " Iviron. 1985-1995. Т. 1-4). Мн. памятники были опубликованы отдельно: напр., Поучения свт. Василия Кесарийского в переводе прп. Евфимия Святогорца (Ath. Iver. 32, Кекел. H 2251, Jer. 14, XI в.), изданные Ц. Курцикидзе (Тбилиси, 1983), Поучения Зосима (Кекел. А 1104, Ath. Iver. 79, XI в.), древнегруз. переводы Патериков (Кекел. A 35, Ath. Iver. 12, 17), изданные М. Двали (Тбилиси, 1966), и др. Прп. Евфимием Святогорцем с греч. на груз. язык было переведено свыше 160 произведений: это сочинения практически всех визант. писателей начиная с IV в. (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, преподобные Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Синаит, Иоанн Дамаскин, прмч.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Существует распространенное утверждение, что прообразом современного чина прощения считается правило ( κανν, regula), существовавшее в древности в некоей палестинской пустынной обители. О нем повествуется в житии прп. Марии Египетской, автором которого является свт. Софроний, Патриарх Иерусалимский. В воскресный день перед первой седмицей Великого поста монахи приходили на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме. «…Помолившись прилежно, с земными поклонами, старцы целовали друг друга и игумена, обнимая и творя метание, и каждый просил помолиться о нем и иметь его соподвижником и сотрудником в предстоящей брани» 9 . После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс. 26:1) выходили из монастыря и удалялись в пустыню. Возвращались подвижники в монастырь по окончании сорокадневного поста. По мнению профессора И.Д. Мансветова, «возвращение в монастырь в субботу Лазареву дало содержание стихирам на вечерне недели Ваий («Днесь благодать Святаго Духа нас собра…») и, таким образом, нашло себе отголосок в самом составе службы» 10 . Но здесь следует заметить, что из повествования свт. Софрония ясно, что этот обычай был особенностью распорядка жизни монастыря, где жил авва Зосима, и в иных общежительных монастырях его, по всей видимости, не было. Известно, что имели обыкновение проводить Четыредесятницу в уединении в пустыне прп. Евфимий Великий и прп. Савва Освященный (того же обычая впоследствии держался прп. Феодосий Печерский). Однако удалялись они из монастыря заранее, а не в воскресный день накануне начала поста 11 . Следует также отметить, что в повествовании свт. Софрония речь идет о прощании монахов, связанном с предстоящей разлукой. В нем нет речи о том, что в этот вечер монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные огорчения, причиненные в течение совместной жизни в киновии (общежитии). В богослужебных книгах, чье происхождение связано с иерусалимской (савваитской) богослужебной традицией, — Типиконе, Постной Триоди — также не содержится никаких указаний на то, что после окончания вечерни в канун первого дня Великого поста полагается испрашивать взаимного прощения (см. далее). В стихирах Триоди также не содержится фраз, которые могли бы служить малейшим намеком на какой-либо литургический обряд прощения.

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые отцы и учители Церкви. Церковные писатели. Церковные писатели сер. IX - сер. XV вв. ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ИОАНН митр. Клавдиополя (ныне Болу, Турция) (рубеж XI и XII вв.), автор антилат. полемического соч. «Слово об опресноках» ИОАНН МТБЕВАРИ [Мацкверели], еп. Тбетский, затем Ацкурский (не позже 995) , гимнограф, церковный писатель, переводчик МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора МИХАИЛ СИРИЕЦ [Михаил I; Михаил Великий] (1126-1199), патриарх Антиохийский (с 1166), глава Сирийской яковитской Церкви, церковный писатель и летописец

http://pravenc.ru/rubrics/365859.html

Гравюра. 1956 г. Время рукоположения И. И. устанавливается приблизительно на основании данных, приведенных в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника . Упоминая о епископском рукоположении свт. Кирилла Александрийского в 412 г., он отмечает, что в этом же году «принял учительство (τας διδασκαλαις) Исихий, пресвитер Иерусалимский» ( Theoph. Chron. 818//PG. 108. Col. 225C - 228A). В точности этого сообщения позволяет усомниться тот факт, что др. замечание прп. Феофана, о годе смерти И. И., ошибочно. В «Хронографии» говорится, что год смерти И. И. совпал с некоторыми важными событиями, которые на самом деле произошли в разное время: восшествие на К-польскую кафедру Максимиана (431), брак имп. Валентиниана III с Евдоксией (437) и смерть св. Мелании Младшей (439) (Ibid. Col. 241C - 244A). Если все же свидетельство прп. Феофана о годе начала учительства И. И. верно, то к Вселенскому III Собору он вполне мог достичь высокого положения и известности среди приближенных архиепископа Иерусалимского в 429 г., накануне Собора, о чем в «Житии св. Евфимия Великого» сообщает Кирилл Скифопольский: «И сошел в Лавру архиепископ Ювеналий, имея с собою святого Пассариона, бывшего тогда хорепископом и архимандритом монахов, и просвещенного Исихия, пресвитера и учителя Церкви (Ησχιον τν πρεσβτερον κα τς κκλησας διδσκαλον) …Великий Евфимий радовался духом, в особенности видя с патриархом Пассариона, этого истинного Авраама, и богослова Исихия (τν θεολγον Ησχιον), которые оба были преславными светильниками (φωστρας), сиявшими по всей вселенной» ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. P. 27). Фрагмент написанной И. И. «Церковной истории», к-рая цитируется в актах Вселенского V Собора как пример критического отношения к христологии Феодора Мопсуестийского, говорит о вовлеченности И. И. в антинесторианскую полемику на стороне свт. Кирилла Александрийского (ACO. Т. 4. Vol. 1. P. 90). Свидетельство, содержащееся в «Уверениях» Иоанна Руфа, еп. Маюмского, позволяет предполагать, что И. И. был еще жив в преддверии Вселенского IV Собора .

http://pravenc.ru/text/674956.html

[греч. Εθμιος Μγας] (ок. 377-20.01.473), прп. (пам. 20 янв.), один из основателей палестинского монашества, оказавший значительное влияние на его последующее развитие. Главным источником, содержащим сведения о жизни Е. В., является его Житие, написанное Кириллом Скифопольским (ок. 525? - после 559?), к-рый, по мнению исследователей, не только является «одним из лучших агиографов по живости изложения», но и «обладает настоящими качествами историка» ( Festugi è re. P. 43). Е. В. род. в Мелитине, ставшей при имп. Феодосии I (379-395) главным городом пров. Армения Вторая. Его родители, Павел и Дионисия, происходившие из знатного рода, долгое время были бездетны и просили Бога даровать им ребенка. Однажды ночью они молились в храме мч. Полиевкта и услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, с появлением на свет к-рого Церкви будет даровано Богом веселье (εθυμα). Действительно, вскоре после рождения Е. В. имп. Валент , покровительствовавший арианам, погиб в битве при Адрианополе. Отец Е. В. умер, когда тому еще не исполнилось 3 лет. Мелитинский еп. Отрий по просьбе матери Е. В. принял на себя заботы о нем: он крестил мальчика, затем назначил его церковным чтецом, а когда тот подрос, отдал для обучения Акакию и Синодию (оба впосл. занимали Мелитинскую кафедру). Очень рано Е. В. выказал горячую любовь к подвижничеству, молитве и чтению Свящ. Писания. Последовательно пройдя все ступени низших церковных должностей, он был рукоположен во иерея и назначен надзирать за окрестными мон-рями, поскольку, по выражению Кирилла Скифопольского, был с детства монахолюбив (φιλομναχος) и значительную часть времени проводил, посещая обители. На период с праздника Богоявления до Пасхи он имел обыкновение уходить в пустынные места, посвящая это время углубленной молитве и общению с Богом. Когда Е. В. исполнилось 28 лет, он отправился в Иерусалим, сочтя, что занимаемая им должность может послужить препятствием для духовного совершенствования. После того как Е. В., поклонившись св. местам, посетил известных отшельников и монахов и узнал добродетели и образ жизни каждого из них, он направился в Фаранскую лавру, основанную прп. Харитоном ок. 330 г. (ее руины расположены в Вади-Фара, близ источника Айн-Фара, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима). Здесь Е. В., стремясь к уединению, поселился в келлии за пределами лавры. По соседству располагалась келлия прп. Феоктиста (пам. 3 сент.). Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни, так что они представляли собой «одну душу в двух телах» ( Kyrillos. S. 15). Ежегодно на 8-й день после Богоявления они вдвоем уходили в пустыню Кутила и пребывали там в строгом посте и молитве до Вербного воскресенья.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Типология и иконография ранней части оклада имеют точки соприкосновения с декором однонефных визант. базилик XII-XIV вв., где центральный свод нередко украшался медальонами с полуфигурами Христа Ветхого денми, Христа Еммануила в окружении апостолов и небесных сил. В более поздних гравированных медальонах на «застенках» очевидно воздействие традиций московского искусства времени прп. Андрея Рублёва, виртуозность линейной прорисовки предвосхищает искания эпохи Дионисия . По составу персонажи «застенков» образуют 3 цикла: святители (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий и Николай Мирликийский), преподобные (Ефрем Сирин, Савва Освященный и Евфимий Великий), рус. святые (свт. Леонтий Ростовский, митр. Петр, прп. Сергий Радонежский - один из ранних наряду с плащаницей образов святого, 1422-1425, СПГИАХМЗ). Лит.: Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. С. 116-117; Яцимирский А. И. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, административной и книжной деятельности. СПб., 1904. С. 117; Трутовский В. К. Федор Кошка//ЛИРО. 1915. Вып. 1/4. С. 297-299; Орлов А. С. Библиография рус. надписей XI-XV вв. М.; Л., 1952. С. 92-96. 135; Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961. С. 71-76. Табл. 61-65; Постникова-Лосева М. М., Протасьева Т. Н. Лицевое Евангелие Успенского собора как памятник древнерус. искусства 1-й трети XV в.//Древнерус. искусство XV - нач. XVI в.: [Сб. ст.]. М., 1963. С. 153-154; Рыбаков Б. А. Рус. датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. С. 47-48. 55; Веселовский С. Б. Исслед. по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 146-148; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976. С. 160-166; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 103-105. Кат. 57 [Библиогр.]; он же. Феофан Грек: Творческое наследие: [Альбом]. М., 1983. С. 267-271; Попов Г. В. Инициалы Евангелия Хитрово и их место в моск. искусстве рубежа XIV-XV вв.//История и теория мировой худож. культуры. М., 1995.

http://pravenc.ru/text/180925.html

Что же такое рассуждение, по прп. Иоанну Лествичнику? Это «способность знать волю Божию во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи» 34 . Поэтому истинное рассуждение обязательно учитывает все перемены, происходящие в жизни человека, в жизни общества, в жизни Церкви. Святитель Игнатий пишет: «...указано, каким образом должно пользоваться писаниями древних, применять их к современности, избегая того ложного положения с его последствиями, в которое поставляется всякий, не понявший и не приметивший необходимость применения». Таким образом, афонский священноинок действительно «не замечает некоторых перемен» и тем «поставляется в ложное положение». В своем письме он говорит, будто святитель Игнатий априорно (бездоказательно) утверждает, что в мире произошли изменения, а также и то, что сегодня у нас нет духоносных старцев. Но ведь святитель не утверждает, что в мире вообще нет и не будет святых. Это не так! Когда он пишет о том, что сейчас нет духоносных старцев, то имеет в виду, что в наше время нет таких искусных руководителей монашеской и духовной жизни, какие были в древности. И главной причиной монашеских скорбей считает отсутствие таких духоносных руководителей. Афонский священноинок обличает святителя в некоем «богословии непослушания», однако святитель Игнатий с большим уважением относится к послушанию как к добродетели и как к деланию. Очень много добрых и теплых слов о послушании находим на страницах его творений. Особенно подробно об этом можно прочитать в его письмах к разным лицам. Да, он пишет, что сейчас нет таких искусных и духоносных старцев, каковыми были, например, преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Евфимий Великий, Феодосии Великий, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов — столпы и основоположники монашества. Но это вполне понятно. Ведь и Христос в Евангелии говорит: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18; 8),— и многие места из Священного Писания свидетельствуют о том, что духовность в мире оскудевает. Поэтому подвиг людей, которые во времена апостасии, во времена отступления от Христа и христианства, станут проводить праведную, благочестивую жизнь, будет еще более ярок и заслужит еще большую награду от Господа. Конечно, святость была, есть и будет. Но то, что святые последнего времени по форме, по виду своей жизни будут отличаться от святых первых веков — не подлежит сомнению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.)

http://pravenc.ru/rubrics/129693.html

Григорий Великий Двоеслов , святитель, папа Римский. «Собеседования», Избранные творения. Изд. «Паломник», М., 1999. Григорий, епископ Нисский, святой. «Об устроении человека», СПб., Аксиома, Мифрил, 1995. Григорий Нисский , святитель. «О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели». Изд. храма свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 1999. Григорий Нисский , святитель. «Точное изъяснение Песни Песней Соломона». Святоотеческое наследие. Изд. имени свт. Игнатия Ставропольского, М., 1999. Григорий Нисский , святитель. «Точное истолкование Экклезиаста Соломонова». Изд. имени свт. Игнатия Ставропольского, М., 1997. Григорий Нисский , святой. «Опровержение Евномия», Творения, ч. VI, Изд. В. Готье, М., 1864. Григорий Палама , святитель. Беседы (Омилии), ч. 1. Изд. Братства прп. Иова Почаевского , Монреаль, 1965. Григорий Палама , арх. Фессалоникийский, святой. Беседы (Омилии), ч. 2. Изд. Братства прп. Иова Почаевского , Монреаль, 1974. Григорий Палама , арх. Фессалоникийский, святой. Беседы (Омилии), ч. 3. Изд. Братства прп. Иова Почаевского , Монреаль, 1984. Григорий Палама , святой. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., Канон, 1995. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский, святой, Мефодий Патарский , святой. Творения. Изд. «Православный паломник», М., 1996. Димитрий Ростовский , святой. «Летопись». Ч. 1 и ч. 2. Изд. Василий Сопиков при Императорской Академии художеств, СПб, 1796. Димитрий Ростовский , святой. Жития святых. Тт. 1–12. М., Синодальная типография, 1904. Дионисий Ареопагит , святой. «Божественные имена». Мистическое богословие. Изд. ассоциации «Путь к истине», Киев, 1992. Добротолюбие, т. I, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. II, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. III, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. IV, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Добротолюбие, т. V, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Евагрий, авва. Аскетические и богословские трактаты. Изд. «Мартис», 1994. Евфимий Зигабен , философ и монах. Толковая Псалтырь. Изд. Донского монастыря, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010