Один из учеников святого Антония, Иларион, перенес монашество на свою родину – в Палестину – и основал обитель близ города Газа. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Когда же свт. Василий Великий посетил обители Палестины и Египта, то учредил монашество в Каппадокии и дал им устав. А Савва Освященный, соединивший благодать священства и иночества, учредил обитель близ Иерусалима в скале, что у потока Кедронского, и ввел там богослужебный устав. И мертвая, бесплодная пустыня Святого града – суровая Иудейская земля – около Мертвого моря процвела сонмом боголюбивых отцов палестинских, родоначальником которых был прп. Евфимий Великий, скончавшийся в 473 г. на 97-м году своей жизни. Подвижников насчитывалось до 15 тысяч, и жили они в великой ревности по Богу и в обилии даров Святого Духа. Блаженный Иоанн Мосх и святой Софроний, мужи духовные и образованные, указывают такие чудесные обители в горной части пустыни, существовавшие до вторжения исламизма: 1) лавра Фаранская, расположенная в шести милях от Святого града, у селения Фари; 2) лавра Сукка, или Ветхая лавра, близ Фекун в Хади-Харитун; 3) Феоктистов монастырь, в трех милях от лавры Евфимия, на дне потока; 4) лавра прп. Евфимия, в десяти милях от Иерусалима; 5) монастыри в пустыне Зиф, близ Хеврона и пещер Давида царя; 6) Мартириев монастырь, возле лавры прп. Евфимия; 7) монастырь прп. Феодосия; 8) лавра, или келлии Хузимы, основанная прп. Иоанном Хозевитом; 9) лавра прп. Саввы с девятью киновиями и двумя обителями, близ Еммауса и Васана, и лавра Фирминская с тремя обителями, близ Вифлеема. Были еще обители в Иерихонской долине над Иорданом: 1) лавра и монастырь прп. Герасима, в одной миле от Иордана; 2) лавра Каламон, или Каламонская, основанная на месте, где останавливалось Святое семейство при бегстве в Египет, поскольку здесь пролегает дорога из Галилеи в Газу; 3) лавра Пиргов, или Башен, называемая еще Иорданской обителью, основанная блаженным Иаковом, учеником прп. Саввы; 4) лавра св. Петра, близ Иордана;

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Изображение Е. В. среди преподобных встречается в древних каппадокийских церквах: в Тимиос-Ставрос в Мустафапаше (X в.); в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в ц. Цистерны близ с. Авджылар (1-я пол. XI в.); в Ала-килисе (XI в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря. Кон. 60-х - нач. 70 - х гг. XV в. Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря. Кон. 60-х - нач. 70 - х гг. XV в. Его образ включен в большинство программ храмовых декораций, содержащих чин преподобных. Обычно Е. В. размещается рядом с основателями монашества преподобными Феодосием Великим и Антонием Великим. Он изображен на мозаиках кафедрального собора в Монреале (1180-1190); в пещерной церкви мон-ря св. Неофита близ Пафоса (Кипр) - в алтаре (1182-1183) и в зап. части наоса (ок. 1200); в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (кон. XII в.); в ц. Епископи на п-ове Мани (кон. XII в.); в ц. Евангелистрии в Гераки (Ераки) (кон. XII в.); в крипте ц. свт. Николая в мон-ре Камбия, Беотия (кон. XII в.); в ц. Вознесения в Милешеве (ок. 1234); в башне св. Георгия в мон-ре Хиландар, Афон (сер. XIII в.); в притворе Боянской ц., Болгария (1259); в ц. св. Иоанна в Керами на о-ве Наксос (2-я пол. XIII в.); в церкви мон-ря в Псаче, Македония (XIII в.); в парекклисионе Е. В. в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике (1303); в церкви мон-ря Паммакаристос (Фетхие-джами), К-поль (ок. 1315); в ц. св. Климента в Охриде, Македония (1378); в ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390); в ц. св. Никиты в Чучере, Македония (1483-1484). На день своей памяти он изображается в рукописных и настенных минологиях: в Синаксаре Захарии Валашкертского (Кекел. А648. Fol. 29r, 1-я четв. XI в.); в Минологии из Ватикана (Vat. gr. 1156. P. 296r, 3-я четв. XI в.), в Минологии на янв. (Paris. gr. 1561. Fol. 95r, XIII в.), в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в ц. Успения монастыря Трескавец, Македония (1334-1343).

http://pravenc.ru/text/187761.html

Жизнь иноков этой лавры представляла собой нечто среднее между отшельничеством и строгим общежитием. Каждый инок трудился и хозяйничал сам, но для всех был общий закон, общий начальник и общий храм. Эта форма жизни называется полуотшельнической и аналогична той, которой жила Нитрийская община. Третьим основателем палестинского монашества был прп. Евфимий Великий . Его деятельность приходится на V в. Евфимий был родом из Мелитены (Армения). С детства он стремился к безмолвию, проводил большую часть времени в ближайших монастырях или пустынных местах, и, по свидетельству Кирилла Скифопольского , был подлинным «исихастом». В 29 лет, имея уже сан пресвитера, он пришел в Палестину и стал иноком лавры Фаран. Пять лет он жил в отшельнической келии за стенами лавры, затем вместе со своим другом и единомышленником Феоктистом окончательно поселился в пустыне. Вскоре вокруг него стали собираться иноки, и Евфимию пришлось устроить там монастырь. Вся последующая его жизнь протекала подобным образом: он, ища безмолвия, удалялся в пустыню, но для стекавшихся к нему последователей ему вновь приходилось основывать монастырь. Среди его учеников преобладали выходцы из восточных и северных провинций: Сирии, Месопотамии, Каппадокии. Одним из самых известных воспитанников прп. Евфимия Великого был прп. Савва Освященный . Среди других известных подвижников Палестины– св. Герасим Иорданский 542 (†475, память 4 марта) и прп. авва Дорофей (конец VI – нач. VII века, память 5 июня). Преподобный Савва Освященный (439–532, память 5 декабря) является представителем нового типа подвижничества, при котором деятельная жизнь предпочитается созерцательной («деяния обрел в видения восход», по выражению церковного песнопения). Делом всей его жизни было распространение сети монастырей и их внешнее благоустройство (через исходатайствование у властей привилегий для них) и внутреннее благоустройство (через устав) 543 . Жизнь прп. Саввы описал его ученик, палестинский инок Кирилл Скифопольский (VI в.). Преподобный Савва родился в Каппадокийской области; в возрасте 8 лет он удалился в ближайший монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Павла Византийская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. II. Мон-ри Иудейской пустыни. Наряду с городским М. на рубеже III и IV вв. в изолированных районах Палестины зародилась монашеская традиция пустынножительства и отшельничества. Все мон-ри Иудейской пустыни находились в местности, которой относительно легко можно достичь из Иерусалима или Иерихона. Наиболее отдаленным от Иерусалима мон-рем является Великая лавра прп. Саввы Освященного (12 км от города), остальные обители расположены на расстоянии 1 дня пути от столицы. И. Хиршфельд идентифицировал здесь 64 мон-ря, из которых большая часть (40) находится на равнине между Иерусалимом и Иерихоном и примерно треть (ок. 20) - к юго-востоку от Иерихона ( Hirschfeld. 1992). Согласно Житию прп. Харитона, составленному в сер. VI в., основателем монашеской жизни в Иудейской пустыне был прп. Харитон Исповедник († ок. 350), пришедший из Анатолии в Палестину в то время, когда здесь было еще очень мало отшельников, к-рые жили в основном в пещерах Каламон, недалеко от Мёртвого м. Прп. Харитон впервые ввел в Палестине лавриотскую форму М., предполагавшую сочетание элементов общежития и отшельничества. В 3 основанных им лаврах: Фаран (осн. между 323 и 330), Дука (ок. 340) и Сука, или Старая лавра (между 345 и 350),- монахи жили как отшельники в кельях, отстоявших друг от друга на расстоянии 1-2 км. Монахи собирались для общей молитвы только по субботам и воскресеньям, остальное время проводя в уединении. Элемент центральной администрации лавры был еще мало развит. Для лавриотов прп. Харитона была характерна относительная экономическая независимость, они жили своим трудом и не вели общего хозяйства. Хотя введенная прп. Харитоном лавриотская форма М. не связана непосредственно с Египтом, она имеет нек-рые общие черты с традицией Скита. Первые монахи-переселенцы из Египта, осевшие в Палестине в кон. IV - нач. V в., чаще всего принимали именно эту форму монашеской жизни. Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. Епископи на о-ве Санторин, Греция. Ок. 1181 г.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ИОАНН СВЯТОГОРЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Иоанн и Евфимий Иверские. Грузинская икона Иоанн Святогорец, Мтацмидели, Ивер, Великий (груз. ; греч. Ιωννης Ιβηρ; ок. 930 - 1005 ), один из основателей и игумен (979/80-1005) грузинского Иверского монастыря на Афоне , отец прп. Евфимия Святогорца , сподвижник прп. Иоанна-Торникия (Чордванели) , преподобный Память 13 мая (Греч. ; РПЦЗ ; ПЦА ; Румын. ),  12 июля с прп. Гавриилом Иверским и в Соборе Афонских преподобных . В миру Абулхерит, происходил из Тао-Кларджети и принадлежал к знатному княжескому роду, приближенному ко двору груз. царя Давида III Куропалата (+ 1001). В Житии Иоанн Святогорец назван блистательным вельможей, прославленным в боях отважным воином, прекрасным внешне и " мудрым и разумным умом и разумением " , богобоязненным, любимцем царя (в Сказании об Иверской иконе - первым советником царя). В 960-х годах, " поскольку огонь любви Христовой сильно возгорелся в его сердце " , в возрасте около 30 лет он оставил дом и семью (супруга происходила из княжеского рода Чордванели) и под видом простого странника пришел в монастырь Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни , где открылся подвижникам Моисею и Геласию и принял постриг . Согласно Сказанию об Иверской иконе, Иоанн сначала подвизался в небольшой обители, где жили шесть монахов, а затем на горе Колпа. Вскоре он прославился как аскет и отшельник и, стремясь избежать людской славы, удалился в монастырь на горе Олимп в Вифинии , где, также скрыв свое высокое происхождение, " взял на себя подвиг служения при мулах и другие презренные и низкие служения исполнял в смирении " . Узнав, что Тао-Кларджетское царство и Византия заключили союз, гарантом которого стали присланные в Константинополь дети грузинских вельмож, в т. ч. и его малолетний сын (впосл. прп. Евфимий Святогорец ), Иоанн прибыл в византийскую столицу. В Житии уточняется, что, поскольку он был зятем Абухарба Чордванели, которого " цари знали " , визант. имп. Роман II (959-963) встретил преподобного с большими почестями. Между Иоанном и Абухарбом (вероятно, также находившимся в то время в Константинополе) " случилось продолжительное словопрение " : Иоанн обвинил тестя в том, что тот пожертвовал своим внуком, " как сиротой " , и попросил у императора разрешения забрать сына с собой. В греч. повести вместо тестя ошибочно говорится об отце Иоанна, а также в повесть включен отрывок, в котором мальчик в присутствии царя выбирает, с кем он останется - с отцом или с дедом.

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Антоний Великий, прп. Описания иконы Антоний Великий, прп. - житие Преподобный Антоний Великий (Память 17 января по старому стилю) Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для ка[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Антоний Великий, прп. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Новгород. XV.] Преподобные Евфимий, Антоний Великие, Савва Освященный. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 4082.jpg:   Размер: 888x1100, 0.98 MPix, 164 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (416) , (17) . Описание: [Афон. XVI.] Прп. Антоний. Фреска. Афон. XVI в. Вывезена с Афона в начале XX века. В 1966 из московской частной коллекции через Худфонд СССР поступила в ЦМиАР. Москва. Файл 4089.jpg:   Размер: 1117x1200, 1.34 MPix, 286 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (308) , (10) . Описание: Св. Антоний Великий; Греция; XVI в.; Критская школа; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований; 27 x 35 см Файл 16316.jpg:   Размер: 2512x3431, 8.62 MPix, 2395 Kb. Дата: 2012-02-20, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (529) , (18) . Описание: [Москва ] Святой прп. Антоний Великий и святая прп. Мария Радонежская. На полях иконы: святой Сергий Радонежский, святая великомуч. Ирина Македонская. Сверху покров Пресвятой Богородицы. Мерная икона(20,5Х51 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 18990.jpg:   Размер: 500x1255, 0.63 MPix, 144 Kb. Дата: 2012-08-11, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 5 (260) , (5) .

http://pravicon.com/icon-1215

Mosch. Prat. spirit. 113). Из свидетельств др. источников можно заключить, что речь идет о монастырях преподобных Макария Великого , Иоанна Малого, Псоя и о «Монастыре римлян» (араб. Дейр-эль-Барамус), нек-рые из них именовались Л. В Житии прп. Аполлинарии († ок. 470) говорится о том, что она подвизалась в «лавре аввы Макария» (Vita Apollinariae// Drescher. 1947. P. 162). Иоанн Мосх упоминает «лавру аввы Сисоя» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 169), к-рую трудно идентифицировать. Прп. Сисой Великий никогда не жил в Ските, поэтому либо речь идет о др. подвижнике VI в. с тем же именем, либо имеет место смешение имен Сисой и Псой, и в таком случае Иоанн Мосх, возможно, имел в виду мон-рь прп. Псоя, расположенный в Ските. Согласно копт. Житию прп. Макария Великого, мон-рь Дейр-эль-Барамус именовался Кельей римлян или Лаврой римлян (Vita Macarii// Amélineau E. Histoire des monastères de la Basse-Egypte. P., 1894. P. 87). Копт. слово , переводимое и как «келья», и как «лавра», означает место, где собиралась на молитву монашеская община. В копт. легенде о св. Архелиде , жившем в кон. IV в. в егип. мон-ре св. Мины, упоминается, что центральный монастырь св. Мины являлся общежитием (киновией, ), а рядом с ним располагалась Л. ( ), в к-рой подвизались только опытные монахи ( Drescher. 1947. P. 29, 97). Л. Палестины Первой Л., упоминаемой в источниках, является Фаранская Л. (Θαρν; в «Луге духовном» - λαρα Θαρν), древнейшая из сохранившихся обителей Палестины, основанная между 323 и 330 гг. прп. Харитоном Исповедником. Она находилась в Иудейской пустыне, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима, в долине Нахаль-Прат (араб. Вади-Кельт), близ источника Фара. Кельи монахов располагались возле пещеры, в которой прп. Харитон долгое время вел отшельническую жизнь. В 330 г. свт. Макарий , еп. Иерусалимский, освятил церковь Л. В этой Л. провел первые 5 лет монашеской жизни в Палестине (406-411) прп. Евфимий Великий ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 12). В VII в. обитель была разрушена персами. В XX в.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Другой из святых, думая так же, молился, чтобы Бог не наказывал тех деревень, где он проходил. А св. Мартин приписывал своим грехам все народные бедствия, которые происходили в его время. Для святых уже тень греха кажется чудовищной и самое малое небрежение — преступлением. Вот секрет обилия слез у святых и оплакивания своих грехов, их чрезмерных покаянных трудов и именования себя грешниками, недостойными жить на земле. В истории Христовой Церкви можно найти большое количество примеров совершенного смирения. Прп. Серафим еще в конце своей жизни так смиренно держал себя с посетителями, что целовал их руки и многим кланялся при приветствии в ноги. Прп. Герасим Болдинский за управляемых им иноков молол рожь ручными жерновами, мыл их свитки, прислуживал им в болезнях. Прп. Ефрем Перекопский во время отдыха братии носил воду, колол дрова, молол рожь. Прп. Тихон Луховской, едва передвигавший ноги от болезни желудка, не переставал впрягаться в соху. Римский папа Григорий Двоеслов Великий, по смирению, имел обыкновение при встрече с епископами и пресвитерами кланяться им в ноги, так что те избегали встречаться с ним на улице. Св. Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, перед богослужением падал в ноги перед обиженными клириками, испрашивая у них себе прощение. Валаамский духовник иеромонах Евфимий приветствовал каждого мирского посетителя и всякого послушника земным поклоном. Иеромонах Анатолий Оптинский наставления старца Амвросия выслушивал всегда на коленях. Иеромонах Василий из Белобережской пустыни отвечал на хулы, оплевания и клеветы земными поклонами обидчикам. Глинский старец о. Феодор Левченко с незлобием переносил побои веревкой, ногой или руками от монастырского повара. Некогда прп. Арсений Великий пришел из царского дворца к египетским пустынникам и просил принять его в иноки. Тогда он был испытан прп. Иоанном Коловым следующим образом. Когда Арсений пришел первый раз за трапезу, никто не пригласил его садиться: братия вкушали пищу, а Арсений стоял, опустив голову вниз.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Ерманская или Германовская икона Эта икона Богоматери явилась в Константинополе св. патриарху Герману в 732 году, и ныне православная церковь воспоминает самое явление этого образа. Явление Богоматери прп. Косме Маюмскому Св. Косма известен как ревностный защитник иконопочитания во время иконоборческой ереси в VIII веке. Он приобрел также славу знаменитого составителя церковных песней на Господские и Богородичные праздники. Им написан и канон-трипеснец на Великую Пятницу. Историк Никифор Каллист говорит, что девятая песнь этого канона «Честнейшую херувим» написана была Космой Маюмским на Великий Пяток, день скорбный, особенно для Матери Иисуса, и поэтому Пречистой Деве особенно благоугодна эта песнь. Богоматерь явилась однажды к Косме с радостным и блистающим лицом и сказала: — Приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда они поют сию новую песнь твою. При этом Никифор Каллист сообщает, что многие тайнозрители неоднократно видели Пречистую Деву благословляющей воспевающих эту песнь. 13 октября Смоленская Седмиезерная икона Седмиезерная икона принадлежит к числу икон, пользующихся чрезвычайным почитанием в местах ее нахождения. День празднования в честь нее является торжеством не только для Седмиезерной пустыни и Казани, но и для всего Прикамского Поволжья. В конце XVI века в городе Устюге Вологодской губернии родился в небогатой семье Евфимий. С юных лет он почувствовал в себе стремление к подвигам духовным. Рано оставил он отчий дом свой и удалился в монастырь. Похоронив родителей, он с единственным наследием своим — Смоленской иконой Богоматери — перешел в Казань, куда переселился и родной его брат. В 17 верстах от города он выбрал себе уединенное место, окруженное семью озерами, которые впоследствии слились в одно. От этих семи озер основанная им пустынь и келейная его икона и получили имя «седмиезерных». Выбрав это место, Евфимий усердно помолился Богу и при наступлении ночи уснул. Во сне он увидел огонь, восходивший на небо от того места, где он спал. Евфимий счел сон счастливым знамением и водрузил там крест, а близ него поставил себе келью.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Прп. Савва Освященный. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный». Кон. XV — нач. XVI в. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина) Прп. Савва Освященный. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный». Кон. XV — нач. XVI в. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина) 20 июля 516 г. по приказу Анастасия патриарх Илия был низложен, и в Иерусалим были введены войска под командованием наместника Олимпия. Новым патриархом был избран Иоанн III, один из диаконов Илии, к-рый согласился признать «Энотикон». Тем не менее вскоре после этого состоялось собрание монахов и епископата в большой базилике первомч. Стефана в окрестностях Иерусалима. На нем преподобные Савва Освященный и Феодосий Киновиарх, выйдя на амвон, провозгласили анафему всем, кто не признают 4 Вселенских Соборов, а также прошлым ересиархам и Севиру ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 148-152). Эта позиция вызвала всеобщее одобрение палестинцев, и тем самым ИПЦ вновь заявила о своей приверженности к православию. Патриарх Иоанн III, очевидно втайне согласный с архимандритами, не счел нужным противодействовать этому. Со своей стороны имп. Анастасий также решил временно прекратить дальнейшее давление на ИПЦ. Смерть имп. Анастасия 9 июля 518 г. положила конец успехам монофизитов. Новый имп. Юстин I объявил о поддержке православия, и уже 20 июля в К-поле состоялся Собор, признавший вероучение 4 Вселенских Соборов и объявивший о низложении Севира Антиохийского. Для ИПЦ офиц. восстановление православия стало едва ли не формальностью. После того как возврат к поддержке Халкидонского Собора был провозглашен в К-поле, 6 авг. 518 г. в Иерусалиме был созван Собор из 33 епископов во главе с патриархом Иоанном III, к-рый подтвердил приверженность Церкви к халкидонскому вероучению ( Mansi. T. 8. P. 1065). Изгнанный имп. Анастасием патриарх Илия I не успел узнать о торжестве своего дела - он умер 19 июля 518 г. ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 161-162). ИПЦ в эпоху имп. Юстиниана; оригенистские споры

http://pravenc.ru/text/293788.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010