Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ схимник, прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_9.html

был с арабского переведен на грузинский; именно эту грузинскую версию перевел на греческий Евфимий Афонский, дабы восполнить пробел в агиографической и литургической литературе Византии. Таким образом, Евфимий Афонский имеет определенные заслуги и перед византийской литературой. Должны добавить, что Евфимий создал на греческом языке и оригинальное произведение: это были правила монашеской жизни, составленные им для своего ученика-грека. Евфимий Афонский обогатил сокровищницу грузинской литературы, при этом «как широко известный и весьма популярный среди византийцев деятель, он ясно показал грекам творческие возможности грузин, уровень и диапазон грузинской культуры и то почетное место, которое его родина занимала среди передовых христианских народов» (К. Кекелидзе). В своей литературной деятельности Евфимий не был одинок. Еще стараниями Иоанна, а затем и его самого, в афонском грузинском монастыре собралась целая группа книжников и переписчиков, которые работали рядом с Евфимием и многое сделали для размножения грузинских рукописей. Это были: Иоанн Грделис-дзе, Арсен Ниноцминдели, Иоанн Хахулели, Захарий Мирдатис-дзе и др. Среди деятелей Иверского монастыря, подвизавшихся здесь после Евфимия, особое место занимает Георгий Святогорец (Мтацминдели), бывший игуменом в 1044–1056 гг. Он сыграл определенную роль в деле экономического усиления монастыря: при нем были осуществлены новые постройки, приобретены земельные угодия. Георгий Святогорец продолжил и расширил переводческую деятельность Евфимия, обогатив грузинскую литературу рядом новых сочинений. При этом некоторые, ранее переведенные, но в процессе употребления пришедшие в негодность или искаженные переписчиками рукописи, были им исправлены, а переведенные Евфимием сокращенно или незавершенные последним церковные книги – переведены заново; многие переводы он сличил с греческими подлинниками, исправил все погрешности, восполнил пробелы. Переводческая деятельность Георгия Святогорца также имела широкий диапазон; подобно Евфимию он переводил произведения из всех отраслей тогдашней литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые из них собрались на развалинах обители Ватопедской, пострадавшей во время последнего арабского нашествия, и образовали здесь небольшую киновию. Преп. Евфимий прожил на Афоне до 861 г., а потом удалился в Фессалонику. В его отсутствие, в августе 862 г., на Ватопедскую обитель напали арабы, сожгли церковь и убогие келлии, а самих монахов взяли в плен. 1068 На Афон Евфимий возвратился около 863 г. и опять начал привлекать к себе многих подражателей. Ища уединения и избегая славы человеческой, он вторично оставил Афон и отплыл вместе с сподвижниками Иоанном Кодовым и Симеоном на островок Новый ( τν Νων νσος). В 866 г., когда Евфимий подвизался на этом острове, Афон еще раз подвергся нападению арабов. Некоторые из монахов были перебиты, другие пленены. Спасшиеся от вражеского меча разбежались в разные стороны. Афон совершенно опустел в третий раз. Впрочем, это запустение продолжалось недолго. Преп. Евфимий, возвратившись на Афон вскоре после арабского нашествия, хотя не остался на самой горе, но поселился недалеко от нее – в местечке Врастаме. Он построил здесь келлии для своих учеников и собрал вокруг себя многочисленный сонм подвижников. В числе их был знаменитый афонский аскет св. Онуфрий, которого преп. Евфимий поместил в отдельной келлии. Сам же Евфимий безмолвствовал в одном глубоком рве; горя пламенной любовью к анахоретству, он частенько хаживал на опустевший Афон и одиноко беседовал там с Богом. Он однажды получил откровение оставить Афон, удалился в 868 г. в Фессалонику и скончался в 889 г. на острове Иере. Вскоре после удаления преп. Евфимия монахи поселились и на самой возвышенности Афона. Это водворение было окончательным и неизменным. Оно состоялось при императоре Василии Македонянине. Сначала на Афон пришли старые его подвижники, бежавшие отсюда во время последнего арабского нашествия. Раньше всех их поселился вышеупомянутый Иоанн Колов ( Κολοβς). В 869 г. он построил с соизволения императора первый каменный монастырь, но не на самой горе, а на узком афонском перешейке, близ крепости Ериссо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ЕВФИМИЙ II Карма [Карама, Карме] (1572 - 1635), патриарх Антиохийский (с мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ САЙФИ [ас-Сайфи] (1643 - 1723), митр. Тиро-Сидонский, лидер движения за унию с Римом в Антиохийской Православной Церкви ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица ЕВХАИТЫ епископия в рим. и визант. пров. Еленопонт (М. Азия) (ныне Бейозю, иль Чорум, Турция), известна с V в. ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕЗЕР жен. скит с ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, входит в Рымникскую епископию Митрополии Олтении Румынской Православной Церкви ЕЛГАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Рижской митрополии, учреждено в период бытия Латвийской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриарха, существовало в 1936-1943 гг. ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЕМИЛИАН (Пиперкович Неделько; 1886 - 1970), еп. Тимокский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1922-1970 гг. ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО [Эриванское] викариатство, Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии Грузинскогого Экзархата РПЦ РПЦ (1912 - не ранее июля 1917, возможно до 30-х гг. XX в.) с центром в г. Эривань (с 1936 Ереван)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_23.html

Татиана и георгий 2015/09/24, 17:45:58 Преп.отче Евфимий,заступись и помоги Р.Б.Василию исцели его тело и душу,и сохрани здоровье ,чтобы он поскорее поправился от недуга-инсульта,который сразил его. Аминь Наталья 2015/05/26, 10:18:34 Слава тебе, Преподобный отче Евфимий! Радуйся, Преподобный отче Евфимий! Сердечно прошу тебя, Преподобный отче Евфимий, помолись у престола Господа Бога о гармоничных, любящих отношениях, о взаимной, пламенной, духовной любви рабов Наталии и Максима. Умоли Господа даровать нам прощение грехов, страх Божий, веру православную,верность, быть в паре, верни в наши отношения доверие,мир, согласие, взаимопонимание,поддержку, сострадание. Удали от нас каменные сердца и дай нам сердца платяные. Сердца которые слушают, сопереживают,принимают свои слабости и недостатки, прощают и проявляют милосердие. Очисти душу р. Максима от греховных помыслов, от груза прошлого, исцели душевные и телесные язвы, избави от пороков, страстей, блуда, эгоизма. Приведи его к Богу, научи его молиться, чтобы мы вместе ходили в храм. Защити нас от врагов видимых и не видимых, от колдунов, чародейства, вражеских нападений. Спаси и сохрани рабов Олега, Галину.Спаси души наши.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Спаси Господи. наталия 2014/08/04, 12:40:15 прошу вас сердечно уважаемые отцы и братья келейно помолиться о сниспослания мира тишины покоя в сердца аллы иулитты софии василия елены глеба андрея галины маргариты леонида 2012/03/02, 19:18:10 преподобный отче Евфимий моли Бога открыть окамененное сердце моего сына Димитрия! Умоли Господа даровать ему страх Божий и нелицемерную любовь к ближним! Руководи им на всем пути его жизни! Прости нас и молись о спасении душ наших. р.Б. Константин Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/1/?id=1870

Преподобные Иоанн и Евфимий Иверские. Грузинская икона Евфимий Святогорец ввел в монастырский устав Ивирона " Правила и распорядки, утверждающие в вере " , основанные на дисциплинарных и нравственных принципах. Текст сохранился только в " Житии... Иоанна и Евфимия... " , где перечислено 42 пункта правил, характеризуя которые прп. Георгий писал: " Каким был он, блаженный отец наш Евфимий, преисполненный благодати небесной, такие и правила и распорядки учредил он в своем монастыре " . Общемонастырские дела при Евфимии рассматривал совет монастырской братии, а частные - эконом. Настоятельство отнимало у Евфимия много времени, и это сказывалось на его переводческой деятельности. По совету своих сподвижников, Арсения Ниноцминдского  и Иоанна (Грдзелидзе) , в 1019 году он передал управление монастырем прп. Георгию , но продолжал " надзор за ходом дел " и в Ивироне, и по просьбе прп. Афанасия Афонского в Великой Лавре , а также ходатайствовал о пособиях и помощи афонским монастырям перед византийским императором. Прп. Георгий характеризует Евфимия Святогорца как труженика, молитвенника и строгого постника: святой раньше всех приходил в храм и отстаивал всю службу; по понедельникам, средам и пятницам не выходил из кельи и держал строгий пост: лишь после захода солнца вкушал воду и хлеб; был " примером для всей братии... никогда ни в чем не давал себе отдыха " . Он носил лохмотья и поверх них железные цепи. Два раза в месяц преподобный  " преподавал братиям... поучения и наставления в духовной жизни " , и " слово из священных уст его, исполненное мудрости и утешения, источало для всех врачевство духовное " . По свидетельству агиографа, Евфимий был близким духовным другом прп. Гавриила Иверского (Святогорца) и " блаженного Леона, основателя обители римской на Афоне " , он часто вел с ними духовные беседы. Евфимий отличался особым смирением: он отказался от предложения византийского императора Василия II Болгаробойцы занять после кончины Кипрского архиепископа первосвятительский престол.

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

Святые отцы, основатели Иверской обители, часто посещали преподобного Леона, будучи в великой духовной дружбе с ним. Кроме этого святого мужа, духовным другом блаженного отца нашего Евфимия был преподобный Гавриил, удостоившийся явления Пресвятой Владычицы Богородицы, Которая повелела ему взять из моря икону Свою. Иеромонах Гавриил жил в келье, высеченной в скале, недалеко от обители. Святой Евфимий часто приходил к нему для духовных бесед, особенно вечером, и оставался до утра. Прийдя. он останавливался у входа в келью, творил молитву, святой Гавриил отвечал и выходил ему навстречу. Но преподобный Евфимий не входил никогда в саму келью: оба подвижника садились у входа и начинали духовную беседу. Она продолжалась до утреннего клепания в било, когда святой Евфимий уходил в обитель на утреннее стояние. Георгий Святогорец говорит, что так блаженный Евфимий посещал преподобного Гавриила всю свою жизнь. Подобным образом святой Евфимий посещал и блаженного Леона, основателя обители Римской, чему, как говорит Святогорец, были свидетелями все братия обители и многие святые отцы Афонской горы. В те дни Фессалоникийскую кафедру занимал епископ (имя его не названо жизнеописателем), муж святой жизни, исполненный христианских добродетелей, который был в большой дружбе со всеми святыми отцами Иверсвой обители и часто обменивался с ними посланиями. В то время в Солуни жил один еврей, знавший основательно Ветхий Завет. Епископ всеми силами старался обратить его в христианство, и однажды между ними начался спор о вере, при котором присутствовал и блаженный Евфимий. Благодаря основательному знанию Писания еврей стал брать верх над епископом. Тот, видя это, просил блаженного продолжить спор; еврей не смог отвечать на вопросы святого и должен был уступить. Наконец, выйдя из терпения, он стал поносить веру христианскую и Самого Христа Спасителя. Святой, услышав это богохульство, возмутился духом и чрезвычайно оскорбился, и сказал: " Да будут уста твои нечестивые замкнуты " , - и в то же мгновение еврей онемел, упал на землю, и богохульные уста и глаза его извратились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Дохиар [греч. Ιερ Μον οχειαρου], муж. общежительный мон-рь, посвященный св. архангелам Михаилу и Гавриилу. Расположен на юж. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), на склоне горы, в неск. десятках метров от моря. В иерархии 20 афонских мон-рей Д. занимает 10-е место, представитель Д. каждый 5-й год участвует в работе Свящ. Эпистасии вместе с представителями Великой Лавры, Ксенофонта и Эсфигмена. Игумен - архим. Григорий (Зумис) (с 1980). Общее число братии: 20 монахов и 2 монаха в зависимой от Д. келлии. Главные праздники: Собор св. архангелов Михаила и Гавриила и Всех небесных сил бесплотных (8 нояб.); память свт. Николая Чудотворца (6 дек.); празднование иконе Божией Матери «Скоропослушница» (1 окт.). Во вторник Светлой седмицы проводится также крестный ход с этой иконой. История монастыря Византийский период Монастырское предание об основании обители записано в позднейшей «Повести о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе». Согласно «Повести...», основателем Д. был мон. Евфимий, современник и друг прп. Афанасия Афонского († ок. 1000), с к-рым он познакомился во время пребывания того в К-поле. Евфимий выполнял в основанной прп. Афанасием Великой Лавре послушание дохиара (келаря). По благословению Афанасия Евфимий вместе с др. монахами основал рядом с совр. пристанью Дафни небольшой мон-рь, названный по прежней должности своего основателя Дохиаром. Эта обитель была вскоре разорена сарацинскими пиратами, и Евфимий воздвиг новый мон-рь, во имя свт. Николая Чудотворца, на месте совр. Д. с одобрения и благословения прота и Свящ. Кинота. Преподобные Евфимий и Неофит, основатели мон-ря Дохиар. Икона. Кон. XX в. Преподобные Евфимий и Неофит, основатели мон-ря Дохиар. Икона. Кон. XX в. Если отождествить основателя с «Евфимием монахом и игуменом», подписавшим в 972 г. Типикон имп. Иоанна I Цимисхия ( Meyer. Р. 150), то получается, что мон-рь возник между 963 (время основания Великой Лавры, где он был дохиаром) и 972 гг. ( Παπαδπουλος. Σ. 214). Др. исследователи, ссылаясь на отсутствие письменных упоминаний о Д. в X в., относят его основание к кон. X - нач. XI в. (Παρουσα. Σ. 39). По мнению Н. Икономидиса, 1-м игуменом Д. был Иоанн, дохиар мон-ря Ксиропотам (Actes de Docheiariou. P. 5, 23), подпись к-рого стоит на актах Великой Лавры 1016 и 1018 гг. (Actes de Lavra. Pt. 1. P., 1970. N 19. (ArAth; 5)). По мнению мон. Дорофея, Иоанн был игуменом после Евфимия ( ωρθεος, μον. Σ. 179-180).

http://pravenc.ru/text/180375.html

Останавливаюсь здесь, очень бегло, лишь на трех фигурах, представляющихся мне особенно яркими и как бы олицетворяющими различные типы афонского святого: отшельника, деятеля и поэта. Но Афонский Патерик заключает много имен, некоторые из них встречаются и в моих очерках — свв. Савва Сербский, Максим Кавсокаливит. О святых Афона можно было бы написать целую книгу, равно как и о мучениках афонских. Последнее особенно интересно и требует тоже отдельного исследования. Ограничиваюсь краткими замечаниями. Мученичество на Афоне связано 1) с «нашествием папистов» в XIII веке (26 мучеников зографских, заживо сожженных «латинянами» в пирге, ватопедские мученики, и мн. др.); 2) с владычеством турок. Уже в начале XVI века встречаются мученики «от турок» (преподобномученик Макарий Иаков). Особенный тип мученичества развивается в начале XIX века. Известен ряд случаев, где молодые греки и болгары обращались в магометанство, а потом под влиянием афонских старцев (в частности, монаха Григория, подготовлявшего их) принимали мученичество за возвращение к христианству. После длительной подготовки у Григория они являлись к визирю или судье с крестом, пальмовою ветвью, проклинали Магомета и объявляли себя вновь христианами, нередко нанося оскорбление властям, чтобы вернее заслужить кару. Их казнили. По афонскому учению того времени, такое мученичество являлось единственным способом для отпавшего спасти свою душу. Вот отрывок о страдании мученика Евфимия: «Оба они (то есть Евфимий и Григорий) остановились в Галате у некоего Григория. Тут Евфимий, по словам скитника Григория, то обдумывал как предстать ему пред визирем, то приходил в исступление и созерцал небесное блаженство и мученическую награду и венец. В избранный для мученичества день Евфимий и Григорий причастились, Евфимий написал шесть писем, исполненных мыслей евангельских и выражавших твердость его духа как мученика; затем оба перешли на корабль кефаллоникийского купца Цоана. Здесь Евфимий переоделся в турецкое платье, приготовленное заранее, а некто Иоанн дал ему шелковую рубаху. Все стали прощаться. Григорий плакал. Евфимий помазал все члены тела своего маслом из лампады, взятым у иконы Афоно-Иверской Богоматери-Вратарницы, и с крестом и пальмовою ветвью пошел к визирю». Там он объявил себя христианином, проклял Магомета и был за то казнен. «О смерти его Григорий узнал от Иоанна, тотчас полетел к палачам, выкупил тело с большим трудом и издержками. Прошло три дня. Григорий со слезами лобызал главу Евфимия, говорил ей: дай мне слово, что я не один возвращусь в скит, а с тобою. Голова в ответ дважды открывала глаза. Он привез ее в скит, а тело Евфимия похоронил на Принцевых островах». Этот рассказ дает довольно яркое представление о психологии православного мученичества на Балканах в XIX b. и о роли в нем Афона. Пустынник

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010