(2, 14) В человеках благоволение. Ныне в человеках давнее благоволение Отца. Состоит же оно в том, что Сын вочеловечился и спас погибшего человека. Ибо ныне исполнилось то, что издавна Он соблаговолил, то есть, назначил, изволил. (2, 15). Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим на сказанное (μα) сие случившееся 83 , о чем возвестил нам Господь. Посмотрим на сказанное, то есть, проверим сказанное о том, что родился нам сегодня Спаситель. А проверим это посредством данного нам знака 84 . (2, 16–17) И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, узнали (διεγνρισαν) 85 о том, что было возвещено им о Младенце Сем. Узнали, то есть, удостоверились в сказанном им об этом Младенце, что родился народу Спаситель. (2, 18) И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. Ибо они тотчас возвестили Иосифу и Матери Младенца то, что слышали от Ангела и о небесном воинстве. Притом не только им, но и всем оказавшимся там, которые, услышав это, дивились тому, что услышали. (2, 19) А Мария сохраняла все слова сии. Сказанные пастухами. Сохраняла же их при себе. (2, 19) Слагая в сердце Своем. Рассматривала их в Себе, сопоставляя с благой вестью, изначально полученной от Гавриила, с бессеменным зачатием, с безболезненным вынашиванием и непорочным рождением, и получая тем самым еще более полное удостоверение. (2, 20) И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. Возвратились к своему стаду. (2, 21) По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать (Младенца), дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Как у нас священники, когда крестят, тогда и нарекают по имени, так и у евреев, когда совершают обрезание, тогда и вручают имя. Кто-то будет недоумевать, зачем Христос был обрезан, если Он собирался прекратить обрезание? В оправдание следует такому ответить, что Он это сделал по домостроительству. Ведь если бы Он не был обрезан, то Его, когда Он учил, совсем бы не приняли, но прогнали бы как иноплеменника, и не поверили бы тому, что Он – ожидаемый Христос (Мессия) от семени Авраама. Ибо все потомки Авраама в качестве печати и знака имели обрезание, отделявшее их от других народов. Следовательно, затем Он принимает обрезание, исполняя закон и в этом, как и в других законных предписаниях, чтобы не показаться преступником закона. Но Он прекратил обрезание, и с полным на то основанием. Ведь обрезание евреев было прообразом и предзнаменованием христианского крещения. А именно, как обрезание запечатлевало потомков Авраама и отделяло их от других народов, так и крещение – христиан. [И как обрезание словно бы нечто лишнее отсекает часть тела, так и крещение отсекает грех , который является лишним] 86 . Но прообразу надлежало прекратиться, когда пришел Первообраз, и возвещению умолкнуть, когда предстал Тот, о Ком возвещали. Ведь Он исполнил то, что относилось к Нему Самому, а прочее – излишне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(2, 24) И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Привели его, говорит он, ради того, чтобы представить пред Господа, как говорилось, и ради того, чтобы принести в жертву за него то, о чем сказано. Ибо закон предписывал дать пару горлиц, ради целомудрия младенца, ведь горлица – всех целомудреннее 94 . Или двух птенцов голубиных, ради чадородия Его, ведь голубь – плодовитее всех. То и другое приношение было двойным, дабы одно животное было для умилостивления, а второе – для всесожжения 95 . Но как Матерь Христа не подлежала прежде сказанному закону, так и Христос – настоящему. Глава 3. О Симеоне (2, 25) Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева. Призвания 96 , избавления израильского народа от рабства. Ожидал же он этого из-за того, что читал пророческие книги, возвещавшие о Христе, Который есть призвание новому израильскому народу, призывая его от рабства заблуждению. (2, 25) И Дух Святый был на нем. Дух Святой – пророчества. А священником Симеон не был, как мне, во всяком случае, представляется. Ведь непременно указал бы на это Евангелист, как на достоинство этого мужа. (2, 26) Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Ибо читая некогда пророчества о Христе, и открыв, что это – Бог , Которому надлежит вочеловечиться, он, как человек, пришел в смятение перед сверхъестественным величием этого таинства. Потому он и получил предсказание, то есть, божественный ответ, что не умрет, доколе не увидит Христа Господня собственными глазами 97 . А Христос назван Господним из-за Его свойственной близости к Отцу. А именно, под Господом понимай здесь Отца. [Обрел я в неких списках об этом праведном муже и то, что он был из числа семидесяти толковников, евреев, в дни Птолемея Филадельфа. Ибо когда они переводили пророчество Исаии пророка: «Се, Дева во чреве зачнет» 98 , в этом один только Симеон отказывался поверить пророку, пока не было ему предсказано Божиим Ангелом, что он не увидит смерти, доколе не примет Христа Господня на свои руки] 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(2, 27) И пришел он по вдохновению в храм. Подвигнутый Духом Святым. (2, 27–28) И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки свои 100 . Ведь он тотчас распознал Его проницательным взором. (2, 28) И благословил Бога. Вочеловечившегося. (2, 28–29) И сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему. Ныне Ты вполне отпускаешь меня из этой жизни, как Ты сказал мне, некогда пришедшему в недоумение относительно Твоего вочеловечения. (2, 29) В мире. В мире помыслов. Ибо ныне смущавшие меня помыслы относительно Твоего вочеловечения умиротворились. Или в мире бесстрашия, более не боящегося смерти ввиду преклонной старости. Или в мире радости, более не скорбящего по поводу освобождения Израиля, ведь я уже увидел Освободителя. (2, 30) Ибо видели очи мои спасение Твое. Ныне отпускаешь меня, говорит он, ибо я увидел Твое вочеловечение. Ведь он его называет спасением, поскольку оно произошло ради спасения. (2, 31) Которое Ты уготовал пред лицем всех народов. Каковое спасение Ты устроил перед всеми, чтобы всем оно было открыто, не только иудеям, но и другим народам. (2, 32) Свет во откровение 101 язычников и славу народа Твоего Израиля. [Свет, как Свет истинный, каков Он есть, каким и зовется, к откровению язычников, к обнаружению страстей, к изобличению демонов. «И славу народа Твоего Израиля», Нового, очевидно, чья слава – через Тебя, утрата противоестественного зла, стяжание естественного блага и приобретение сверхъестественного блага. Или добродетель, ведение и обожение] 102 . Свет к прозрению язычников, ослепленных заблуждением. Ведь откровением он называет прозрение. Во славу же и похвалу народа израильского. Ведь слава для них, что Он прозяб от них по человечеству. И подлинно спасительное вочеловечение Его и язычников просветило просвещение богопознания и добродетели, и иудеев прославило то, что Он соизволил стать их сродником. (2, 33) Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. Дивились не потому, что тогда узнавали 103 о Нем, но потому, что дополнительно к тому, что узнали прежде, они слышали еще более удивительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(2, 2) Эта перепись была первая. Дотоле ее не бывало. (2, 2) в правление Квириния Сириею. Он сообщает о Квиринии, указывая этим, что тот совершал перепись Сирии, в подчинении которой была Палестина. (2, 3) И пошли все записываться, каждый в свой город. В главный город своего колена, чтобы стала известной численность каждого колена. (2, 4–5) Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою. Давид, украсив Вифлеем 73 , наименовал этот город своим. А Христа переписали вместе с другими, чтобы тех, которые записаны в рабство мироправителя мира Кесаря, освободить от рабства мироправителя диавола 74 . (2, 5) Которая была беременна. От Духа Святого, конечно же, как было сказано прежде. (2, 6–7) Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца. О значении слова «Первенец» 75 мы рассуждали в конце предисловия к Евангелию от Матфея, где находится место: «и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего Первенца» 76 . (2, 7) И спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Гостиницей называется приют, в котором, ввиду того, что не было места из-за тесноты, его уложили в ясли бессловесных животных. Ибо Он, будучи Словом, собирался напитать нас словом Евангелия и освободить нас от скотоподобия. Ищи также в первой главе Евангелия от Матфея толкование места: «И, войдя в дом, увидели Младенца» 77 . † Ясли – это мир, а бессловесные животные – это мы. Поэтому дабы освободить нас от неразумия (бессловесия), он и изволил быть положенным в яслях 78 . Глава 2. О бывших в поле пастухах (2, 8) В той стране были на поле (γραυλοντες) 79 пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Глагол γραυλεν одни толкуют как «в поле играть на флейте» (ν γρ αλεν), иными словами, пользоваться пастушьей свирелью, а другие как «в поле располагаться под открытым небом» (ν γρ αλζεσθαι), то есть, проводить ночь 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(2, 34) И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. На падение тех, которые претыкаются из-за Его приличных человеку свойств и впадают в неверие Его Божеству; а на восстание – тех, которые обращают внимание на свойства, подобающие Божеству, и восстают к вере в Его Божество. Лежит же Он как краеугольный камень, связывая на Себе два народа, ветхий и новый. Поскольку и через Исаию провозгласил Бог: «Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна» 104 . [На падение плоти, то есть, плотского мудрования, страстей, злых помыслов и демонов, а также закона по букве. А на восстание – духа, то есть, духовного образа мысли, естественных сил, добродетели и ведения, а также закона по духу] 105 . (2, 34) И в знамение пререкаемое 106 . В чудо, пререкаемое у неверующих, то есть, подвергающееся возражениям. Ведь чудом было, что Он не был ни человеком только, ни только Богом, но Богочеловеком. Поэтому его, как сверхъестественное, оспаривают те, которые все испытывают по естеству, и неспособны помыслить ничего сверхъестественного. Некоторые же знамением пререкаемым называют Его распятие. Знамением, как символ человеколюбия, ибо Он претерпел его ради людей, а пререкаемым, как бранимое неверующими. (2, 35) И Тебе Самой оружие пройдет душу. Оружием же он острейшую боль, которая прошла через сердце Богоматери, когда Сын Ее приблизился ко Кресту. Ведь именно об этой муке Симеон ныне пророчествовал. (2, 35) Да откроются помышления многих сердец. Тех, которые подозревали, что Она – не Матерь Его. Ведь как многие, взирая на Его приличные человеку свойства, говорили, что Он только человек, Сын Марии, так и другие, в свою очередь, взирая на Его приличные Божеству свойства, подозревали, что Он только Бог , а Она – не Матерь Его. Тогда же, видя, что Она горько страждет, испытывает сильнейшую боль и поддается естественному чувству, они уверовали, что Она – Матерь Его, и открылись, то есть, были объявлены помышления сердец их, которые имели такое подозрение. Глава 4. Об Анне пророчице

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(2, 46) Слушающего их и спрашивающего их. Слушающего и спрашивающего их о том, что относилось к закону, дабы разумность Его стала известна с юности. Да пребудем же мы, учителя, в страхе, зная, что посреди нас – Христос, внимающий тому, как мы учим. (2, 47) Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. Ведь этому надлежало произойти, чтобы позднее Он, когда учил, был легче принят ими. (2, 48) И, увидев Его, удивились. Очевидно, Иосиф и Матерь Его. Удивились же не только разуму и ответам Его, но и Его смелости. (2, 48) И Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Его отцом Она наименовала Иосифа, как Своего Обручника и Его кормильца. Искали же они Его со скорбью по причине замедления. Но если кто с томлением и скорбью взыщет Его, найдет Его. (2, 49) Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Очевидно, как заблудившегося. Бог не может заблудиться. (2, 49) Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? В доме Отца Моего. Говорил же Он о храме, который Соломон воздвиг Богу и Отцу Его. Но если Матерь Его сказала о том, кто приходился Ему отцом в силу усыновления, то Он дал Ей знать об Отце по природе. (2, 50) Но они не поняли сказанных Им слов. О храме. (2, 51) И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. Научая быть в повиновении не только у природных родителей, но и у тех, которые усыновили. (2, 51) И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Сказанные о храме и тому подобные, как слова не просто ребенка, но и Сына Божия. Сохраняла же их, рассматривая их в Себе как не просто так сказанные. (2, 52) Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. Как ребенок, по закону человеческого естества, Он преуспевал в этом мало помалу, ибо как Бог, Он был всесовершенным. [ Григория Богослова : Он преуспевал как в возрасте, так и в премудрости и любви, не в том смысле, что получал в этом приращение, – ибо что могло стать совершеннее в Том, Кто совершенен с самого начала? – но в том смысле, что это открывалось и обнаруживалось в Нем постепенно.] 110 Глава 5. О глаголе, бывшем к Иоанну

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(2, 9) Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их. Под славой Господней здесь понимай Божественный свет, а осиял он их с тем, дабы они узнали, что Ангелом Божиим является тот, кто предстал им. (2, 9) И убоялись страхом великим. По причине необычайного характера этого видения. (2, 10) И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю 81 вам великую радость, которая будет всем людям. А в чем состоит эта благая весть о радости, послушай далее. (2, 11) Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. Родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть и Христос (Помазанник), поскольку Его человечество помазано Божеством, и Господь, как Бог . Благовествовал же он эту радость не книжникам и фарисеям, поскольку они не были готовы уверовать, оказавшись злыми и завистливыми, но беззлобным и простодушным пастухам, которые к тому же с усердием подражали образу жизни древних патриархов. А поскольку Он родился и как Пастырь народа, то откровение о Нем становится известным, прежде всего, пастухам. (2, 12) И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Это вам доказательство того, что я говорю истину. (2, 13) И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное. Он был связан пеленами, дабы расторгнуть пелены наших грехов, а лежал Он с тем, чтобы восставить впадших в грех. (2, 13) Славящее Бога. Ангелы воспевали единое Божество Святой Троицы за устроение спасения людей. (2, 13–14) И взывающее: слава в вышних Богу. Песнь на небесах Богу. (2, 14) И на земле мир. Причина этой песни та, что и на земле появился мир, в котором жительствуют на небесах, поскольку и люди уже имеют мир с Богом. Или что на земле явился Сын Божий, Который является миром для мира. Ведь став посредником между Богом и человеками 82 , Он примирил земное с небесным, соединив разделенное и примирив враждующее. Или и на земле мир потому, что когда рождается Вседержитель Христос, прекратилась всякая вражда, поскольку все народы подчинились власти римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(3, 16) Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. В указанной третьей главе Евангелия от Матфея ты найдешь и об этом 133 . [Христос крестит Духом Святым верующих, а огнем неверующих, и первое – в настоящей жизни, а второе – в будущей] 134 . (3, 17) Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Это и Матфей написал, и это также истолковано в его третьей главе 135 . (3, 18) Многое и другое благовествовал он народу, поучая его. Многое и другое о Христе он благовествовал народу, поучая поспешить к Нему и поверить Ему, уже готовому явиться; или многое о спасении их, поучая, чтобы они покаялись. (3, 19–20) Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Разумеется, после того, как был крещен Христос. О заключении Иоанна под стражу сказано в двадцать пятой главе Евангелия от Иоанна 136 . (3, 21) Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Крестившись, молился, этим научая, что нужно крестившимся молиться; а Дух Святый нисшел телесным образом, дабы Его увидели телесные очи людей, и в честь тела Христова. О Крещении же Его пространнее написал Матфей в третьей главе, и это все пословно истолковано в том месте 137 . (3, 23) Иисус, начиная, был лет тридцати. Об этом хорошо сказано в начале упомянутой третьей главы (Евангелия от Матфея), где имеется следующее: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» 138 . [Это число тридцать вводит Господа как Творца времени, чувственной природы и умопостигаемой природы и как Промыслителя. Времени – через число семь, ибо время седмерично; чувственной природы – через число пять, ибо чувство пятерично 139 ; умопостигаемой природы – через число восемь, ибо бытие умопостигаемых предметов выше времени. Как Промыслителя – через число десять, через десятицу заповедей, которая вводит людей в благобытие 140 и через то, что началом человеческого наименования Господа является буква йота 141 . Итак, сложив семь, пять, восемь и десять, ты достигнешь числа тридцать, таинственно указующего на объявленное выше] 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(3, 1) В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря. После упомянутого прежде Августа, Тиверий стал кесарем римлян, то есть, самодержцем. Ведь если тогда кесарь был больше царя, то позднее достоинство звания кесаря снизилось. Обозначает же Евангелист время тогдашнего кесаря и тогдашних правителей по закону написания исторических сочинений. Ведь таков обычай у историков. (3, 1) Когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее. Подробно сказано о них во второй главе Евангелия от Матфея, где есть об Иосифе следующее: «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти» 111 . (3, 2) При первосвященниках Анне и Каиафе. В действительности, в то время первосвященником был только Анна, ибо Каиафа стал первосвященником позднее, в год распятия Спасителя. Но Евангелист присоединяет и Каиафу, как сотоварища Анны. Ибо он был его зятем и имел с ним общее жилище, как мы сказали в шестьдесят пятой главе Евангелия от Матфея, где о Петре говорится, что он «войдя внутрь, сел со служителями» 112 . Ведь и Анна позднее действовал сообща с Каиафой в его первосвященническом служении. (3, 2–3) Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской. Ищи в третьей главе Евангелия от Матфея следующее: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» и прочти все толкование этого высказывания 113 . (3, 3) Проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Об этом ясно сказано в предисловии к Евангелию от Марка, там, где находится следующее: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» 114 . (3, 4) Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне; приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Именно эти пророческие слова истолкованы в третьей главе Евангелия от Матфея 115 , а последующее – это пророчество, учащее, что Христос выровняет неравенство этого мира, исправляя и выглаживая людские кривизны и неровности плугом евангельских заповедей. [А именно, слушай слова: «Всякий овраг» и т. д.] 116

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(4, 18) Ради чего 153 Он помазал Меня. Ради чего, благодаря чему, Бог помазал Меня, человека, только не елеем, как Он помазывал царей, но Божеством. (4, 18) Благовествовать нищим 154 послал Меня. Послал – очевидно, Отец. А нищими Евангелист называет язычников, не обладающих богатством благочестия, и лишенных всякого блага. Или также иудеев, которые были нищими по добродетели, так что всем им в то же время благовествовалось благочестие и добродетельное жительство посредством Евангелия. (4, 18) Исцелять сокрушенных сердцем. Тех, сердце которых сокрушено тяжестью греха. (4, 18) Проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение. Пленным – тем, чья душа пленена диаволом; а слепым – тем, чей ум ослеплен страстями. Первым Он проповедовал свободу, а вторым – разумение, когда передавал евангельские заповеди. Ибо они являются проповедью спасения. (4, 18) Отпустить измученных на свободу. Отпустить на свободу измученных тиранией демонов. (4, 19) Проповедывать лето Господне благоприятное. Летом Он назвал ту пору, в которую Он учил и совершал чудеса, а наименовал его благоприятным, как приятное Отцу более всякого времени. Ибо в ту пору произросло спасение всех людей, или спасительное Евангелие. Проповедовал же Он это лето после того, как подвергся искушению, победил искушение и вернулся обратно. Ибо сказано: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» 155 . Ведь слово «приблизилось» указывает на время. (4, 20) И, закрыв книгу и отдав служителю, сел. Служителю учителей. (4, 20) И глаза всех в синагоге были устремлены на Него. Чтобы послушать, как Он толкует прочитанные слова. (4, 21) И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Писание сие, слышанное вами; а «ныне» означает: «в эти дни». Сказав же это, Он показал, что Он есть Тот, о Котором было прочитано. (4, 22) И все свидетельствовали Ему 156 , и дивились словам благодати, исходившим из уст Его. Ведь Он говорил и другие удивительные вещи, которым они дивились, и свидетельствовали Ему о божественной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010