(1) Исихия: Говорит о том избавлении, которое произведено Спасителем, о котором и Захария, по зачатии Христовом, пророчествуя о рождении Его, говорит: благословен Господь Бог Израилев, что посетил и сотворил избавление людям своим. Дидима: Избавление сие не отлично от Того, Который сказал: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить, и отдать душу Свою для искупления многих; ибо драгоценною кровью мы искуплены от суетной жизни, принятой нами от отцов, по словам Первоверховного. Свято и страшно имя Его Имя, говорит, Христово, свято, поскольку творит бесчисленные чудеса, и страшно, поскольку изгоняет демонов и врачует болезни. А если оно свято; то требует, чтобы святые уста произносили и прославляли Его.(1) (1) Слова Златословесного: Свято имя Его и страшно, т. е. исполнено великой поразительности и удивления. А если имя Его страшно, то не гораздо ли более самое существо? Как же имя Его страшно? Его трепещут бесы; страшатся болезни; Его силою (употреблявшие ее) апостолы истребляли всю вселенную; Его употреблявший вместо оружия Давид низложил оного врага; Им – совершены бесчисленные дела; Им освящаемся в совершении святых таин. Исихия: Свято, поелику называется помазанником; a сие помазание Господа есть полнота всякой святости, о каковом говорит и Иоанн: впрочем вы имеете помазание от Святого. Оно и страшно, ибо Он называется судиею, ибо говорит Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну. Феодорита: Для верующих свято и превожделенно и источает множество благ, а неверующих и живущих беззаконно предает мучению и наказанию. Пс.110:10 .  Начало премудрости страх Господень, разум же благ (бывает) всем творящим и. Страх, говорит, Господа есть источник, корень и основание мудрости: поскольку, по словам Григория Богослова , где страх, там соблюдение заповеди, а где соблюдение, там и очищение, там и просвещение, а где просвещение, там и исполнение желания.(1) Тем, говорит далее, которые упражняются в мудрости и трудятся и имеют ее, дается доброе разумение и злое, почему и написано: мудры на злодеяние (Иерем. 4:22). Или можно разуметь и иначе, что разумение есть доброе, т. е. полезное, не только для тех, которые просто имеют его, но и для тех, которые употребляют доброе дело и слова.(2)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1) Слова Божеств. Кирилла: хотя должно знать, что все наполнено Богом (ибо где нет исполняющего все?) неизъяснимым однакож способом, свойственным естеству Божию; но и будучи Присущ, Он часто кажется отсутствующим в отношении к нелюбящим Его, когда находятся в опасности. Он присущ почти только Святым и близок к тем, которые имеют сокрушенное сердце. И Феодорита: Преимущественно же печется Бог о тех, которые имеют смиренную мысль, ибо таковых то назвал сокрушенными по сердцу. И смиренные духом спасет Обыкновенно прежде бывает умиление и сокрушение сердца, о котором сказал выше; а за умилением последует смирение, о котором говорит здесь. Смиренные же духом не те, которые кажутся смиренны по телу и по внешнему виду тела, но те, которые смиренны в душе, и не те, которые говорят смиренные слова, или смиряются по какому-нибудь понуждению, бедности, или по другому какому-либо обстоятельству, но те, которые смиренны в сердце и мысли и смиряются по внутреннему побуждению, без всякой внешней нужды(1). (1) Слова Велик. Василия: Те смиренны духом, для которых, как сам Спаситель говорит, доступно будет царство небесное: блаженны, говорит, нищие духом, ибо таковых есть царство небесное. Не имеющий никакой гордости и не заботящийся о чем-либо человеческом, – этот и сокрушен сердцем и смирен духом. Пс.33:20 .  Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь Господь попускает праведникам падать в скорби, чтобы посредством их они упражнялись в добродетели; но не оставляет их до того, чтоб они были побеждены скорбями от неперенесения их: прежде нежели побеждены, или совершенно освобождает их от оных, или дает им силу переносить их без печали до конца, так как и это победа, как мы сказали выше. Посему и Господь сказал: «в мире будете иметь скорбь; но ободритесь, Я победил мир " ( Иоан.16:33 ); и Апостол: «отвсюду нам скорби, но мы не стесняемся» ( 2Кор. 4:8 ), и еще: «верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтоб вы могли понести» ( 1Кор. 10:13 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1) Слова Златоуста: Видишь ли безбедную жизнь? Видишь ли удивительное и преславное дело? Видишь ли, как творение употреблено на службу? Когда солнце беспокоило их днем своими пламенными лучами, облако сделалось для них покровом; и столп рассеивал для них тьму, служа им в одно и то же время и светом и руководителем. Ибо столп облачный заслонял их днем и столп огненный светил им ночью, и оба вместе указывали им путь. (2)Исихий говорит, что манну называет небесною, не потому, что она падает с самого неба, но что она сходила с висевшего над главами их воздуха (который и священное Писание часто называет небом), и вместе потому, что она была образом того небесного хлеба, который дан в церковном Таинстве. Пс.104:42 .  Яко помяну слово святое свое, еже ко Аврааму рабу своему Бог, говорит, оказал евреям выше сказанные благодеяния потому, что Он помнил обещание свое, данное им рабу Его Аврааму, т. е. что Он умножит семя его и даст ему землю Ханаанскую, т. е. Палестину(1). (1) Златословесного: Это говорит для того, чтобы не думали, что сие случилось по достоинству их, и чтоб это не было для них поводом к надменности; почему, по словам Евсевия, и Моисей говорил евреям: не говори в сердце своем, когда Господь Бог истребит пред лицем твоим народы сии, так: за праведность мою Господь ввел меня в наследство доброй земли сей; не за правду твою, но по причине нечестия народов тех Господь истребил их пред лицем твоим, и для того, чтобы исполнить завет, о котором клялся Господь отцам нашим (Вт. 9:2). Пс.104:43 .  И изведе люди своя в радости, и избранные своя в веселии Пс.104:44 .  И даде им страны язык; и труды людей (племен) наследоваша. Пс.104:45 .  Яко да сохранят оправдания Его, и закона Его взыщут Бог, говорит, извел Иудейский народ из Египта радующимся о потоплении Египтян; и избранных своих освободил с веселием, где избранными называет свой народ, потому что он избран от Бога. И дал им страны семи народов, обитавших в Палестине, и они наследовали труды и имущества упомянутых народов.(1) А все сие Бог, говорит, произвел для евреев для какой цели? Для той, чтобы побудить их к хранению заповедей Его и чтобы искали закона Его, каковое искание выражает любовь к Нему; потому что ищут того, к чему имеют расположенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1) Слова Оригена : Я, хотя Бог и внял мне, по безумию моему не чувствую, что Он внял мне. Но кто простерся вперед и сделал уже успех, тот не бесчувствен в отношении ко вниманию или отвращению Божию. Потому-то и говорит: Ты внял мне, а в другом месте: для чего отвращаешь лице Твое от меня? Слова Афанасия и Евсевия: Псалом этот учит Идифума не думать, что Бог отстоит далеко от вопиющих к Нему, но что Он близок призывающим Его и что в тесных обстоятельствах должно прибегать к одному Богу и у Него находить утешение. Потому-то и в начале (псалма) говорит: голосом моим к Богу, и Он внял мне. Пс.76:3 .  В день скорби моея Бога взысках Речение: «взысках», выражает прилежное, усильное искание: я, говорит, искал Тебя, Господи, всем сердцем моим, чтобы Ты помог и утешил меня в скорби моей (1). (1) Слова Афанасия: Такая, говорит, скорбь окружила душу мою, что не только в продолжении дня занимаюсь молитвами, но и ночное время провожу в том же занятии. Рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых здесь подразумевается общий глагол: взыскал. Как же искать Бога? Руками, говорит, то есть, когда кто простирает руки свои в молитве, по словам Симмаха, притом в ночное время, когда т. е., по словам Феодорита, бывает тишина и свобода. Далее: пред Богом, т. е. пред тем, Который видит все. Некоторые под руками разумеют действия, под ночью – скрытность от людей, то есть, я взыскал Бога посредством добродетельных действий и скрытно, – так что не приметил сего ни один человек. Посему взыскав Бога таким образом, в надежде, что найду Его помощником себе, я не обманулся надеждою моею, и, по словам Афанасия, не напрасно трудился, т. е. не лишился желаемаго, но получил Его, как плод молитвы, по словам Феодорита (1). Слова сии приличны и народу иудейскому на время возвращения его из Вавилона в Иерусалим, и каждому христианину избавленному от опасностей (2). (1) Некоторые прилагают сии слова Давида к осязанию Фомы: осязав рукою бок Спасителя, он не обманулся, но удостоверился, что Он есть Господь и Бог его, и не кто другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

20) Псалтирь ( Пс.38:14 ) по-новому: «Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня». Вы даже и Бога-то от себя гоните! Разбор: Старообрядцы, чтобы как-нибудь очернить пгравославную церковь иногда пользуются русским переводом Библии, а иногда славянским. При богослужении у нас употребляется славянский перевод и там указанный стих читается: «Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду». Чтобы понимать этот стих (14) надлежащим образом, необходимо брать его в связи с другими стихами. Тогда видно будет, что здесь псалмопевец просит Бога отступить от него (по русск. пер.) с наказанием: «Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей. Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его» (стихи 11–12). Бл. Феодорит, толкуя 10 стихии этого псалма, пишет: «По Твоему попущению... наругался надо мною Семей, и он уподобился бичу, а Ты им наказал меня. Посему-то безмолвно принял я раны, обращая внимание не на него, но на Тебя наказующего... ст. 11: отстави от .мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох. Посему прошу и умоляю Тебя. Владыка, прекрати наконец наказание; потому что истощен я множеством ран... стих 14: Ослаби ми, да почию. Посему дай мне малую ослабу, чтобы несколько дней прожить без болезни, прежде нежели отойду к будущей жизни» (ч. 2, стр. 185–186, изд. 1905 г.). Евфимий Зигабен объясняет 11 стих так: «Удали, говорит, от меня, Господи, как искушения, которые постигают меня отвне чрез людей, так и раны и болезни... Потому что я совершенно изнемог от силы Твоей, где рукою Божиею называет силу в наказывании. Примечай, что в предыдущем псалме, предавая себя исправительным наказаниям, Давид говорил: я готов на раны ( Пс.37:18 ): а теперь, поскольку наказан уже достаточно, просит об освобождении его от наказания, опасаясь, чтобы излишняя скорбь не тяготила его и не ввергнула его в отчаяние... Ослаби ми да почию... Сжалься, говорит, надо мною, Господи, и останови бич и наказание, терпимое мною, дабы, получив некое утешение, я мог отклонить скорби прежде своея смерти» (Толковая Псалтирь стр. 309–311). Из этих толкований ясно, что царь и пророк Давид просил Господа удалить от него наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

(22, 31) И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Ведь у него в обычае выпрашивать для сражения самых испытанных, как Иова. «Сеять» (σινισαι) же сказано в значении «волновать, приводить в смятение, сотрясать». Ведь словом «σινον» некоторые называют наше сито, в котором трясут пшеницу, двигая ее туда-сюда. Предсказывает же Он им о будущем искушении, когда все они, оставив Его, убежали. (22, 32) Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. Я молился Отцу, говорит Он как человек, чтобы не пропала окончательно вера твоя в Меня во время отречения. (22, 32) И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. «Обратившись», очевидно, после отречения, посредством горького плача, то есть, заново восстановившись в первом чине. Братьями же его Он называет других Апостолов или тех, которым предстоит уверовать через него. (22, 33) Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Нужно было, услышав это от Самой Истины, просить от Него силы и помощи, он же напротив с горячностью возражает, что ничего такого с ним не случится. (22, 34) Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. Он сказал «сегодня», потому что это была наступающая ночь того дня. Пишет же Матфей в своей шестьдесят четвертой главе: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» 751 . И прочти там толкование. (22, 35) И сказал им: когда Я посылал вас без 752 мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Причем тогда Он не упоминал о мешке (βαλντιον), однако вместе с золотом и серебром 753 указал и на него, ибо запретив иметь золото и серебро, Он, очевидно, запретил и мешок, поскольку если нет сокровищ, то излишне и хранилище сокровищ. Ведь в суму (πρα) клали хлеб, в кожаную сумочку (φασκλιον) 754 – медь, то есть оболы 755 , а в мешок – золото и серебро. Недостатком же Он называет нужду. (22, 36) Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

22. (В) достояние Израилю, рабу своему; яко в век милость Его. Все это изъяснено в предыдущем псалме, где и смотри изъяснение сие. 23. Яко во смирении нашем помяну ны Господь; яко в век милость Его. 24. И избавил ны есть от врагов наших; яко в век милость Его. Господь, исповедует, вспомнил о нас Иудеях, когда мы были угнетены, т. е. злострадали в Египте: ибо видя, говорит, видел Я злострадание народа моего в Египте и снизшел, чтоб изъять их от руки египтян (Исх. 3, А сказывая: нас (ημων и ημας), Давид сим указывает на предков своих в Египте и усвояет их себе по сродству с ними. За сим, оставя прочие частные благодеяния, оказанные Богом евреям, опять обращается к всеобщему промыслу и благодеянию Божию. Во смирении нашем. Не в подвигах наших, и не в благополучии; но во смирении, т. е. само несчастье и злострадание наше могло преклонить Бога по словам Златоуста. Слова Феодорита: О том упоминает и Моисей: возстенали, говорит, сыны Израилевы от дел, и взошел вопль их пред Бога (Исх. 2, 23). 25. Даяй пищу всякой плоти; яко в век милость Его. Господь, продолжает, дает приличную пищу всякому роду как людей, так и всех животных земных и морских и земноводных. Слова Златословесного: Дает пищу не праведникам и не подвизающимся только в правоте, но и грешникам и нечестивым и всему роду человеческому. Итак, плодородие не зависит от земли, и не от вод, не от воздухов, не от лучей и не от чего другого, но все от Него. И из сего заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии. Феодорита: Доставляет пищу не людям только, но и бессловесным соответственную природе каждого, как сказано: воззрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Посему промысл Божий столь велик и достаточен, что простирается от чудес на небе до земли и до самых малейших животных на ней. 26. Исповедайтеся Богу небесному; яко в век милость Его. Благодарите, заключает, Господа Бога и Творца и Владыку неба. А когда Он Творец неба, то, без сомнения, и земли.

http://predanie.ru/book/73379-tolkovaya-...

(23, 34) Иисус же говорил: Отче! прости им. Помолившись, как человек, о распявших Его иудеях, Он дал людям образец сострадания к тем, которые чинят насилие. Некоторые же недоумевали, что если отпущен им грех , то почему из-за него позднее они были преданы римлянам на истребление? Таким людям мы ответим, что эта молитва была не обо всех, но только о тех, которые не совершили больше никакого злодейства. Если же кто после этого, когда и солнце померкло, и храмовая завеса разодралась, и земля потряслась, и камни расселись 787 , и иные знамения произошли после Воскресения, прибавили лукавства и, рассудив, что все это – дело случая, по своему злому нраву оклеветали Божественное Воскресение, то о таковых Он не молился. Поэтому и они, конечно же, были преданы врагам. (23, 34) Ибо не знают, что делают. Будучи упоены завистью. Некоторые же говорят, что Он творил молитву не об иудеях, но о содействовавших им в распятии римских воинах, ведь они совершенно не знали того, что о Нем предвозвещал закон и пророки. Обрати же внимание, что прежде, когда Он сказал: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, да будет воля Твоя» 788 , представляется так, что заклание Сына желательно Отцу, а здесь, когда Он говорит: «Отче! прости им» – что оно Ему нежелательно, ведь Он не смог смягчить Его гнев на этих запятнанных кровью злодеев. Так что можно сказать на это? Что само по себе оно Ему было нежелательным, но желательным – ради нашего спасения. Как и раны славного мужа сами по себе мы считаем неприятными, но ввиду того, что они получены из-за доблести против врагов, они нам приятны. (23, 34–35) И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. В указанной прежде главе Евангелия от Матфея ищи толкование места: «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» 789 . Там записаны тонкие разъяснения заслуживающих внимания вопросов. (23, 35–37) Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(24, 12) И пошел назад. К своему пристанищу. Ведь и Иоанн говорит о Петре и о себе самом: «Итак ученики опять возвратились к себе» 814 . (24, 12) Дивясь сам в себе происшедшему. Ибо он понял, что Его не перенесли в другое место, ведь иначе его перенесли бы с пеленами. Поэтому представляется, что Петр трижды уходил ко гробу: теперь – один, а позже – с Иоанном, как сам Иоанн написал 815 , когда же они вернулись, он не удержался от того, чтобы побежать одному. Ибо не позволяла ему ждать силу любви и крайнее желание встретить учителя прежде других учеников, и получить от Него полное прощение за отречение, ведь Господь действительно явился ему, как мы увидим далее. Итак, трижды уходя ко гробу, он и этим тоже получил исцеление своего троекратного отречения. Глава 83. О Клеопе (24, 13) В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус. В последней главе Евангелия от Марка ищи место: «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение» и т. д. И прочти его толкование 816 , которым можно воспользоваться и для предложенных слов Луки. «Из них» же он сказал в общем смысле, то есть, из всех учеников 817 . (24, 14) И разговаривали между собою о всех сих событиях. О Кресте и о столь страшных знамениях, о гробе и о том, что возвестили жены о Воскресении Господа. (24, 15) И когда они разговаривали и спрашивали друг друга 818 , и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Совопросничеством (συζτησις) Евангелист называет изыскания, такие примерно: «Как образом Он, будучи таковым, претерпел все это, и как, умерши, Он воскрес?» (24, 16) Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Удержано на то только, чтобы они не узнали Его. (24, 17) Он же сказал им: что это за слова, которыми вы, идя, обмениваетесь 819 , и отчего вы печальны? Обмениваетесь (ντιβλλετε), или же сопоставляете, исследуете их. (24, 18) Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один – пришелец 820 в Иерусалиме и не знаешь 821 о происшедшем в нем в эти дни?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(24, 53) И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Они пребывали в храме всегда, очевидно, во время собраний, О, если бы и нам всегда прославлять и благословлять Бога, и так обрести сладостный и блаженный конец настоящей жизни во Христе Иисусе Господе нашем. «Аминь» 840 . КОНЕЦ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ АНОНИМНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ДВУХ ПЕСНЕЙ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Из кодекса Московской Синодальной Библиотеки 344 ПЕСНЬ БОГОРОДИЦЫ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ЛУКИ ЭПИГРАММА Рождаешь, Мариам, Богочеловечное Слово И иное порождаешь восхвалений слово Одно – чрез само дыханье от Бога Другое – прежде самого дыхания чрева 841 . Величит (1) душа Моя Господа, и возрадовался (2) дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел (3) Он на смирение Рабы Своей, ибо вот 842 (4) отныне будут ублажать Меня все роды; что (5) сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость (6) Его в роды родов к боящимся Его; сотворил 843 (7) силу мышцы Своей; рассеял (8) надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял (9) Израиля, отрока Своего, воспомянув (10) милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века 844 . СХОЛИИ (1) То есть, восхваляет и прославляет. (2) Возрадовалась, говорит Она, душа Моя о Боге, спасшем Меня от всякой диавольской сети. (3) Такова причина благодарения. «Смирением» же Она называет ничтожество. (4) Роды, очевидно, уверовавших. (5) Что сотворил во Мне великие и превышающие естество чудеса Тот, Кто может творить такое. (6) И милость Его вечно в боящихся Его. (7) Она перечисляет Божественные силы и говорит, что Он Своей силой сотворил нежданную победу. (8) Надменных помышлениями душ своих, то есть, превозносящихся в себе, исполненных самомнения. (9) Посетил израильский народ, раба Своего, очевидно, что народ новый, знающий Его как Владыку. (10) Воспринял и посетил тем, что воспомянул милости до века, или же вечные милости, как Он говорил, то есть, возвещал отцам нашим, или, что то же самое, Аврааму и тем, кто от него произошел. А «милость до века» – это Божественное вочеловечение, поскольку оно произошло по милости к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010