Но, если Евтихий не мог почерпнуть здравого понятия из этого чистейшего источника христианской веры, потому что собственным ослеплением затемнил для себя блеск очевидной истины, то обратился бы к учению евангельскому, где Матфей говорит: Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова ( Мф.1:1 ); поискал бы наставления также в проповеди апостольской и, прочитав в послании к Римлянам: Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях о Сыне Своем, который родился от семени Давидова по плоти ( Рим.1:1–3 ), с благочестивою любознательностью приступил бы к книгам пророческим, и нашел бы обетование Божие, данное Аврааму: И благословятся в семени твоем все народы земли ( Быт.12:3; 22:18 ). А, чтобы не недоумевать о свойстве сего семени, последовал бы апостолу, который сказал: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос» ( Гал.3:16 ). Пусть также внял бы внутренним слухом своим пророчеству Исаии, который сказал: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ). Прочел бы с верою и эти слова того же пророка: «Младенец родился нам, Сын дан нам, владычество на раменах Его; и нарекут имя Ему: великий совет ангелов, Чудный Советник, Бог крепкий, князь мира, Отец будущего века» ( Ис.9:6 ) 119 . Тогда не стал бы проповедовать заблуждения, будто Слово стало плотью так, что Христос, рожденный из девической утробы, имел образ человека, но не имел истинного тела, такого же, как тело Матери. Не потому ли, может быть, он признает Господа нашего Иисуса Христа не имеющим нашей природы, что ангел, посланный к благословенной Марии, сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Высшего осенит Тебя; поэтому и рождаемое Святое, наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ), то есть так как зачатие Девы было действие божественное, то и плоть зачатого не была от природы зачавшей? Но это рождение, необыкновенно удивительное и удивительно необыкновенное, должно быть понимаемо не так, чтобы необычайностью рождения уничтожилось свойство рода. Плодотворность Девы дарована Духом Святым, а истинное тело заимствовано от тела. И когда, таким образом, Премудрость создала себе дом, «Слово стало плотью, и обитало с нами» ( Ин.1:14 ), то есть в той плоти, которую Слово восприняло от человека и которую одушевило духом жизни разумной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один только грех на Духа Святого не простится ни в семь веке, ни в будущем и, следовательно, есть грех смертный ( Мт. 12:31–32 ; Мр. 3:29 и Лк. 12:10 ). Поэтому то и Возлюбленный Ученик Христов Иоанн заповедал: „Если кто видит брата своего, согрешающаго грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: – не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех , но грех не к смерти». ( 1Ин. 5:16–17 ). По этому Христову и апостольскому завету исповедует и учит Св. Церковь , что только об одних хулящих Св. Духа напрасна молитва перед Богом, а все прочие грехи покрываются молитвою, покаянием и делами, совершаемыми в доказательство искренности покаяния. Что же касается нареканий на Св. Церковь яко бы за потворство слабостям человеческим, то установленный от времен апостольских чин анафематствования, положительно опровергает раскольничье обвинение против Св. Церкви. Сам Св. Апостол Павел в послании к Тимофею, внушая ему иметь веру и добрую совесть, писал, что некоторые отвергнув ее, потерпели кораблекрушение в вере „от нихже есть Именей и Александр, ихже предах сатане да накажутся не хулити» ( 1Тим. 1:20 ). Тот же Апостол, отлучив от церкви одного коринфянина за сожительство с мачехою, упрекал коринфян за то, что они сами не постарались отлучить этого кровосмесителя. „Вы возгордились вместо того, чтобы плакать, и дабы изъят был из вашей среды сделавший такое дело», – воскликнул по этому случаю Апостол. Анафемтаствованы были на вселенских соборах и древними архипастырями Арий, Несторий, Евтихий, Диоскор, Македоний, Маркион, Валентин, Ноеций, Андроник, Оанит, Варлаам, Акиндин, Иоанн, Итал с их последователями и многие другие. Особый чин анафематствования составлен в IX веке цареградским патриархом Св. Мефодием (сконч. в 847 г.) и с его времени возник особый праздник Торжества Православия. Этот великий обычай низведения божественной грозы для восстановления и поддержания в христианской семье чистоты духа, воспринят Российскою Церковью одновременно с просвещением Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Скачать epub pdf Память святого Анастасия Синаита, патриарха Антиохийского Память 20 апреля На тридцать пятом году царствования императора Юстиниана Великого 2664 , после кончины антиохийского патриарха Домна Младшего 2665 , на патриарший престол вступил Анастасий по прозванию Синаит, потому что он был взят на святительскую кафедру с Синайской горы. В это время в Церкви начинались смуты, по поводу неблагочестивого мудрствование некоторых лиц относительно Божественной Христовой плоти, именно, – что будто бы во время пребывания Спасителя среди людей, до вольных страданий Его плоть не испытывала страданий, не подчинялась природным потребностям, и будто бы Господь наш Иисус Христос принимал пищу и питье прежде Своих страданий и воскресение таким же образом, как он вкушал, являясь Своим Апостолам после воскресения 2666 . Сие нечестивое мудрствование зародилось в Константинополе. Подробно об этом написано в житии святого Евтихия , патриарха константинопольского 2667 . К этому еретическому мудрствованию сначала присоединился и соблазненный еретиками император Юстиниан (но потом он оставил эту ересь), который и хотел возвести это еретическое учение в догмат веры. Вследствие этого произошло в Церкви большое смятение, так что был низложен с патриаршего престола и святой патриарх Евтихий, воспротивившийся ереси. Все колебавшиеся, по незнанию, – принять это учение, или нет, ждали совета и указание от патриарха антиохийского Анастасия Синаита , так как святой Анастасий был муж весьма сведущий в божественном Писании, стойкий в исповедании православной веры и святой по жизни. Еретики приложили все усилия, чтобы склонить святого Анастасия на свою сторону, в надежде, что если он склонится к их учению, то все православные последуют его примеру. С этою целью они обращались за помощью к царю, но впрочем успеха не имели, так как святой Анастасий письменно обличил царя в его заблуждении. Он посылал также свои пастырские послания и во все Сирийские области к духовенству и мирянам, поучая всех оберегаться от означенной ереси. Кроме того в Антиохии он ежедневно поучал в церкви, повторяя это Апостольское наставление: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тогда епарх повелел бить его палками и бросить в общую темницу. Ночью к Конкордию пришел блаженный Евтихий со святым епископом Анфимом. Анфим был другом Торквата и упросил его отпустить к нему узника на короткое время. И вот Конкордий ночью был выпущен из темницы и прожил вместе с Анфимом не мало времени. При этом Анфим посвятил Конкордия во иереи, и они, живя вместе, упражнялись в посте и молитвах. По прошествии некоторого времени, Торкват послал за Конкордием и спросил его: — Что ты придумал относительно своей жизни? — Моя Жизнь — Христос, Которому я ежедневно приношу жертву хваления, а ты будешь гореть в геенне, — сказал епарху Конкордий. Тогда Торкват повелел привязать святого к позорному столбу. Но святой с радостью говорил: — Слава Тебе, Господи Иисусе Христе! — Принеси жертву великому Зевсу — настаивал епарх. — Я не стану приносить жертву глухому и немому камню, — отвечал блаженный Конкордий, — так как со мною Господь мой Иисус Христос, Которому служит душа моя! После этого епарх, разгневавшись, отправил Конкордия на заключение в тесную темницу, а на руки и на шею его повелел наложить железо и запретил кому-либо входить к нему, ибо желал уморить святого голодом. Но блаженный Конкордий, заключенный в темнице, не пал духом, но с веселием начал приносить благодарность всесильному Богу: — «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение», — воспевал он. В полночь явился ему Ангел Господень и сказал: — Не бойся, но мужественно стой в вере, потому что я с тобою. По прошествии трех дней, епарх послал к нему ночью двух оруженосцев своих и повелел им: — Пойдите и сообщите узнику, дабы он принёс жертву нашим богам, или же, в противном случае, — ему будет отсечена голова. Оруженосцы пришли к Конкордию с идолом бога Зевса и спросили его: — Слышал ли ты, что приказал епарх? — Я не знаю этого, — отвечал святой. — Принеси жертву богу Зевсу, — продолжали оруженосцы, — в противном же случае будешь обезглавлен! Тогда блаженный Конкордий, благодаря Бога, сказал: — Слава Тебе, Господи Иисусе Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Чем более лакомую пищу мы употребляем, тем больше нежим свою плоть, свои внутренности и тем больше восстают на нас плотские страсти: злоба, зависть, гордость, сребролюбие, скупость, леность и пр. Надо предпочитать грубую пищу. Когда диавольский огонь какой-либо страсти обнимет тебя, запалит тебя, повлечет тебя в глубь свою, тогда беги скорее в уединении излить пред Богом в покаянии душу свою. Не поддавайся ни минуту чувству страсти, например, чувству злобы, мщения. Чтобы тебе не скучать молитвой, читай ее всегда с размышлением – тогда она будет тебе приятна, как сладкая пища. Пусть молитва твоя будет живой, почтительной беседой с Богом как с Отцом. Как тотчас узнать, что во мне действует диавол? Господь наш Иисус Христос говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко [ Мф. 11, 28 – 30 ]. Из этих слов Спасителя нашего видно, что в нас бывает диавол всякий раз, когда мы чувствуем в душе тяжкий труд, бремя, томление, когда ощущаем в себе злобу, раздражительность, гордость и презрение к другим, когда ощущаем в сердце зло и тяжесть, скорбь, тесноту и омрачение. Аминь. А когда чувствуем себя покойно, когда ощущаем в себе мир совести, кротость, смирение, благость к людям и легкость душевную – тогда в нас Господь. Никакого врага своего не презирай (хоть бы он был родственник твой), но считай себя хуже его и стоящим по справедливости ненависти его к тебе. Кротостью, смирением, молитвою, благотворением старайся превратить его в друга себе. Когда пожелает или пожалеет сердце твое какого-либо земного сокровища, например денег, не желай и не жалей, а говори: Господь Бог мой в Триех Ипостасях или Господь мой Иисус Христос – мое сокровище. Он – всякое благо мое. Старец Евтихий есть Божий человек, и Дух Святый со Отцем и Сыном в нем почивает. Память о Боге у него всегдашняя, молитва к Нему горячая. Это видно из его прозорливости, крепкой веры в Бога, в Пречистую Богородицу, в Ангелов и святых, из горячей молитвы к Богу и к Богоматери, из дерзновения его пред Богом и

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Евсевий, однако, не унимался: «Ведь меня лишат сана, если я окажусь клеветником». Тогда патрикий Флоренции возвращается к прежнему предложению с маленькой поправкой: «Пусть будет сделан вопрос Евтихию: как он верует, и, судя по тому, что он скажет, предложить потом другой вопрос: почему ныне говорит так, а прежде мыслил иначе?» Когда, наконец, удалось успокоить Евсевия, что от нынешнего ответа Евтихия не будет для него никакого нарекания, предложен был обвиняемому следующий вопрос: «Согласен ли с прочтенными сейчас словами блаженного Кирилла и признает ли соединение двух естеств в одном лице и в одной ипостаси, или же нет?» Евтихий ответил: «Да, из двух естеств». Евсевий поставил еще тот же вопрос: «Исповедуешь ли два естества после воплощения и признаешь ли Христа единосущным нам по плоти, или нет?» Евтихий отвечал на это: «Я препоручил себя святейшеству вашему и сказал, как мыслю об Отце, и Сыне, и Святом Духе, больше меня нечего спрашивать». Архиепископ спросил: «Ныне исповедуешь из двух естеств?» Евтихий отвечал: «Поскольку исповедую Бога моего и Господа неба и земли, то доселе не позволял заниматься вопросом об естествах; признаю, что доныне я не исповедовал Его единосущным нам». Архиепископ спросил: «Не признаешь Его единосущным Отцу по Божеству и единосущным нам по человечеству?» Евтихий ответил: «Доселе я не сказал, что тело Господа и Бога нашего единосущно нам, Святую же Деву признаю единосущною нам, и что из Нее воплотился Бог наш». Последовало еще несколько вопросов, на которые Евтихий ответил: «Я согласен на все, что говорите». Патрикий Флоренции спросил: «Если Мать единосущна нам, то, конечно, и Сын единосущен?» Евтихий ответил: «Доныне я этого не утверждал. Поскольку же исповедую Его телом Божиим, понимаешь, я не сказал, что тело человека есть тело Божие, но человеческое тело, я не сказал, что от Девы воплотился Господь. Если же требуется сказать, что воплотился от Девы и что единосущен нам, то скажу и это, господин мой… прежде я этого не говорил, ныне же признаю это, поскольку ваша святость утверждает так». Последние слова могли казаться неискренними и вынужденными настойчивостью вопросов, поэтому архиепископ спросил: «Что же, ты исповедуешь истинную веру по принуждению, а не по убеждению?» Евтихий отвечал: «Ныне, господин, так думаю, до сей поры боялся говорить. Знаю Господа Бога нашего и не позволял себе исследовать Его природу, поскольку же ваша святость допускает это и учит, то я решаюсь говорить».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Сановник Флоренций, выслушав замечание Евсевия, сказал: «нужно спросить Евтихия, согласен ли он с этим?» Евсевий, как и прежде раз это было с ним, пришел в сильное смущение, как бы Евтихий не согласился с прочитанными словами и не поставил его в затруднение, его как обвинителя. «Если я окажусь клеветником, то потеряю сан», говорил Евсевий. «Я боюсь гонения со стороны Евтихия: я беден, ничего не имею, а он богат, он грозит мне ссылкой, он уже назначил мне и место ссылки» 8 ). Флавиан старался успокоить Евсевия, говоря: «никто не согласится ни на то, чтобы ты не уличал Евтихия, ни на то, чтобы кто-нибудь счел правым архимандрита Евтихия тотчас по его согласии с прочитанным» ( Дeяh. III, 280–281 ). Затем патриций Флоренций распорядился, чтобы приступлено было к допросу Евтихия. Тогда Евтихию предложен был вопрос: «согласен ли он с прочитанным из Кирилла и исповедует ли он соединение двух естеств в одном лице и ипостаси, или нет»? Евтихий уклончиво отвечал, что он признает, что Христос из двух естеств. Евсевий Дорилейский, видя такую уклончивость, определеннее предложил вопрос: «исповедуешь ли ты два естества после воплощения и признаешь ли, что Христос единосущен нам по плоти»? Евтихий отвечал: «как я мыслю, написано вот в этой бумаге. Прикажите прочесть». Флавиан на это заметил: «читай сам». Евтихий отказался: «не могу», сказал он. Флавиан на это сказал: «Почему? Ты ли это изложил или это изложение другого? Если твое, то читай сам. Говори сам собою, что за нужда в бумаге» 9 ? Евтихий произнес свое исповедание веры, но в том роде, что вовсе не коснулся спорного вопроса ( Дeяh. III, 282–284 ). Видя хитрость Евтихия, Флавиан снова начал допрашивать его, наводя его на нужный пункт: «исповедуешь ли ты, что Христос единосущен Отцу по божеству и единосущен Матери по человечеству»? Евтихий отвечал: «Я уже сказал, как я мыслю об Отце, Сыне и Св. Духе (в своем исповедании); ни о чем другом еще меня не спрашивайте». Но председатель не удовлетворился такими уклончивыми ответами. «Признаюсь, сознался тогда Евтихий, я доныне не признавал, что Он единосущен нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

– Евсевий: прошу меня не осуждать за это слово. Ибо я имею достовернейших свидетелей, при которых он учил и проповедовал превратно, и пробовал спорить с ним; не однажды, не дважды, а очень часто я убеждал его мудрствовать правильно, и он все-таки не перестал. Скажи заключенным в тюрьме: отныне не разбойничайте, и они обещаются. – Флавиан: никакого осуждения не может быть твоей святости за сделанное тобою обвинение, хотя бы он тысячу раз обещался подписать изложение святых отцов. Ибо, как мы уже несколько раз говорили, он должен наперед быть уличен в том, в чем обвинен, и потом оправдываться. Эти объяснения прервал Мемнон, добавляя предыдущее свое показание, что Евтихий просил передать архиепископу и собору, что он просит их дать ему отсрочку на одну неделю. Затем Флавиан обратился к прочим послам с вопросами о том, что говорил им Евтихий – и они подтвердили показание Мемнона. Евсевий обратил внимание Флавиана на то, что нужно допросить пресвитеров, посланных в разные монастыри для исследования о статье Евтихия, и Флавиан обычным формальным порядком допросил их. Из этого допроса обнаружилось, что Евтихий посылал действительно статью свою, в которой будто бы изложены сочинения Кирилла Александрийского и деяния Эфесского собора, именно архимандритам Мартину и Фавсту, но что последние не согласились подписать ее. Притом, когда последний просил ее прочесть, дабы сверить с имеющимися у него списками этих деяний, посланные Евтихия не дали ему этого сделать и ушли. Архимандриту Иову Евтихий статьи не прислал, но говорил, что на днях пришлет к нему статью архиепископ и просил, чтобы он не соглашался подписывать ее. По окончании этого допроса Евсевий, указав на все доселе приведенные улики против Евтихия, показания послов к последнему и к архимандритам монастырей, заявил, что Евтихий достаточно изобличен и что он просит поступить с ним по канонам как с производящим мятеж и мудрствующим противно вере. Флавиан на это отвечал, что Евтихий действительно уличен в том и другом и что поэтому его теперь же следовало бы подвергнуть канонической епитимьи, лишить начальства над монастырем и священства; но для полного исследования дела он дарует Евтихию требуемую отсрочку, дабы, когда он придет, был изобличен лично. «Если же, – заключил он, – пресвитер и архимандрит Евтихий, вопреки собственному обещанию, не явится во второй день следующей недели, т. е. 22-го числа настоящего месяца ноября, то окончательно будет лишен и пресвитерского сана, и начальства над монастырем».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Евсевий, однако, не унимался: «Ведь меня лишат сана, если я окажусь клеветником». Тогда патрикий Флоренции возвращается к прежнему предложению с маленькой поправкой: «Пусть будет сделан вопрос Евтихию: как он верует, и, судя по тому, что он скажет, предложить потом другой вопрос: почему ныне говорит так, а прежде мыслил иначе?» Когда, наконец, удалось успокоить Евсевия, что от нынешнего ответа Евтихия не будет для него никакого нарекания, предложен был обвиняемому следующий вопрос: «Согласен ли с прочтенными сейчас словами блаженного Кирилла и признает ли соединение двух естеств в одном лице и в одной ипостаси, или же нет?» Евтихий ответил: «Да, из двух естеств». Евсевий поставил еще тот же вопрос: «Исповедуешь ли два естества после воплощения и признаешь ли Христа единосущным нам по плоти, или нет?» Евтихий отвечал на это: «Я препоручил себя святейшеству вашему и сказал, как мыслю об Отце, и Сыне, и Святом Духе, больше меня нечего спрашивать». Архиепископ спросил: «Ныне исповедуешь из двух естеств?» Евтихий отвечал: «Поелику исповедую Бога моего и Господа неба и земли, то доселе нбТпозволял заниматься вопросом об естествах; признаю, что доныне я не исповедовал Его единосущным нам». Архиепископ спросил: «Не признаешь Его единосущным Отцу по Божеству и единосущным нам по человечеству?» Евтихий ответил: «Доселе я не сказал, что тело Господа и Бога нашего единосущно нам, Святую же Деву признаю единосущною нам, и что из Нее воплотился Бог наш». Последовало еще несколько вопросов, на которые Евтихий ответил: «Я согласен на все, что говорите». Патрикий Флоренции спросил: «Если Мать единосущна нам, то, конечно, и Сын единосущен?» Евтихий ответил: «Доныне я этого не утверждал. Поелику же исповедую Его телом Божиим, понимаешь, я не сказал, что тело человека есть тело Божие, но человеческое тело, я не сказал, что от Девы воплотился Господь. Если же требуется сказать, что воплотился от Девы и что единосущен нам, то скажу и это, господин мой... прежде я этого не говорил, ныне же признаю это, поелику ваша святость утверждает так». Последние слова могли казаться неискренними и вынужденными настойчивостью вопросов, поэтому архиепископ спросил: «Что же, ты исповедуешь истинную веру по принуждению, а не по убеждению?» Евтихий отвечал: «Ныне, господин, так думаю, до сей поры боялся говорить. Знаю Господа Бога нашего и не позволял себе исследовать Его природу, поелику же ваша святость допускает это и учит, то я решаюсь говорить».

http://sedmitza.ru/lib/text/442751/

– Святейший архиепископ сказал: исповедуешь ли ты теперь, что (Христос) из двух естеств? – Пресвитер Евтихий сказал: исповедуя Бога моего, Господа неба и земли, я до сих пор не позволял себе рассуждать о Его естестве; признаюсь, я доныне не признавал прежде, что Он единосущен нам. – Святейший архиепископ сказал: ты не признаешь Его единосущным Отцу по божеству и единосущным нам по человечеству? – Пресвитер Евтихий сказал: до сего дня я не признавал тело Господа и Бога нашего единосущным нам; но святую Деву исповедую единосущною нам, и (исповедую), что от нея воплотился Бог наш. – Святейший архиепископ сказал: итак единосущна ли нам Дева, от которой воплотился владыка Христос? – Пресвитер Евтихий сказал: я уже сказал, что Дева единосущна нам. – Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: если Матерь единосущна, то и Он; ибо Он назван сыном человеческим. Итак, если Матерь единосущна нам, то и Он единосущен нам по плоти. – Пресвитер Евтихий сказал: я согласен со всем тем, что вы теперь говорите. – Знатнейший и славнейший из префектов и консулов, патриций Флоренций сказал: когда Матерь единосущна нам, то без сомнения и Сын единосущен нам. – Пресвитер Евтихий сказал: до сего дня я не признавал (этого); ибо так как я исповедую самое тело Божие, – вникнул ли ты? – то я не признавал тело человека телом Бога, а человеческим телом: и (исповедую), что от Девы воплотился Господь; если же должно признавать (Его) от Девы и единосущным, нам, то я и это признаю, господин; и кроме того (исповедую Его) единородным Сыном Божиим, Господом неба и земли, владычествующим и царствующим вместе с Отцом, с которым Он восседит и прославляется. Ибо, признавая (Его) единосущным, я не отвергаю, что Он есть Сын Божий. Прежде я не говорил, а теперь говорю, что я думаю. Вначале я не говорил, а теперь говорю это, потому что ваша святость так сказала. – Святейший архиепископ сказал: следовательно ты по необходимости, а не добровольно исповедуешь истинную веру? – Пресвитер Евтихий сказал: теперь, господин, я точно таков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010