Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСТРАТИЙ ТАРСИЙСКИЙ [греч. Εστρτιος το Τρσου] (ок. 772/3 - 10 янв. 867/8), прп., чудотворец (пам. 9 янв.), настоятель мон-ря Агавр на Вифинском Олимпе, сподвижник прп. Иоанникия Великого . Источники Основным источником является анонимное Житие Е. Т. (BHG, N 645), созданное в 1-й пол. X в. монахом мон-ря Агавр ( Mango. 1984. P. 393), не знавшим Е. Т. лично и черпавшим сведения о нем в записях очевидцев его чудес. Помимо воспоминаний современников в распоряжении агиографа было Житие прп. Иоанникия, вероятнее всего первоначальная версия, составленная Петром Монахом (BHG, N 935). Кроме того, исследователи отмечают параллели с др. агиографическими произведениями IX в.- Житием прмч. Стефана Нового (BHG, N 1666; Auzé py . 1999. P. 194-195) и Житием прп. Филарета Милостивого (BHG, N 1511z - 1512; PMBZ, 1824). Посвященная Е. Т. заметка в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) (SynCP. P. 380-382) основана на анонимном Житии. Житие Е. Т., организованное не только по хронологическому, но и по тематическому принципу (в основном во 2-й ч., посвященной чудесам святого), не всегда позволяет последовательно проследить жизненный путь Е. Т. Так, рассказ о взятии г. Аморий в 838 г. помещен после упоминания о восстановлении иконопочитания в 843 г. (Vita Eustratii. 12, 21), назначение Е. Т. игуменом при имп. Феофиле, т. е. не раньше 829 г., описано в гл. 7, после к-рой автор возвращается ко времени правления имп. Льва V (813-820), и т. п. Восстановить хронологию жизни Е. Т. до 846 г. помогают 2 Жития прп. Иоанникия Великого: гл. обр. составленное Петром Монахом, а также позднейшая переработка мон. Саввы (BHG, N 936). Прп. Иоанникия и Е. Т. в течение 50 лет связывала крепкая дружба, Е. Т. был свидетелем множества чудес прп. Иоанникия, а также являлся его доверенным лицом ( Каждан. 2002. С. 431). Воспоминания Е. Т. легли в основу Жития прп. Иоанникия, написанного Петром Монахом ( Mango. 1984. P. 394; Vita S. Ioannicii, auctore Petro Monacho. 12). Это Житие прп. Иоанникия более подробное, чем Житие Е. Т.: напр., именно благодаря Житию Иоанникия становятся известны причины, побудившие Е. Т. неск. раз посетить К-поль.

http://pravenc.ru/text/187526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛИМП [Греч. Ολυμπος] (ныне Улудаг, Турция), горный массив на северо-западе М. Азии (ист. обл. Вифиния и частично Геллеспонт), крупнейший средневизант. центр развития монашества, который включал как горный район О., так и соседние мон-ри на азиат. берегу Мраморного м. и на сопредельных территориях: Атроа, Арганфоний, Дагута, Пандим. О. был одним из наиболее влиятельных монашеских центров Византийской империи и благодаря близости к К-полю в кон. VIII-XI в. оказывал большое влияние на религиозную и церковно-политическую жизнь столицы. Источники Несмотря на большое количество источников, О. остается недостаточно изученным регионом Византии. Б. Ментон и Р. Жанен собрали основные сведения письменных источников об О. ( Menthon. 1935; Janin. Grands centres. P. 127-214) преимущественно агиографического характера: Жития преподобных Иоанникия Великого (BHG, N 935, 936), Петра Атройского (Ibid. N 2364), Евстратия Тарсийского (Ibid. N 645), Никифора и Никиты , игуменов Мидикийских (Ibid. N 2297, 1341), Макария , игум. Пелекитского (Ibid. N 1003), Феофана Исповедника (Ibid. N 1787, 1789, 1791), Феодора Студита (Ibid. N 1754, 1755d), Антония Нового (Ibid. N 142), Константина Синадского («Константина из иудеев») (Ibid. N 370), Илариона Грузина ( Цулая Г. В. Житие и деяния Илариона Грузина. М., 19982), Евфимия Святогорца (Vie des SS. Jean et Eithyme//Histoires monastiques georgiennes/Trad., pref. P. Peeters. Brux., 1917/1919. P. 8-68. (AnBoll; 36/37)), святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , свт. Евфимия II (I) , патриарха К-польского (BHG, N 651-652). Кроме того, были учтены произведения прп. Феодора Студита (катехизисы, Похвальное слово прп. Платону Саккудийскому, письма) и Михаила Пселла (письма), патриаршие и имп. акты и др. В последние 2 десятилетия изучение региона стало наиболее интенсивным ( Auz é py. 2003; Belke. 2009), однако количество археологических раскопок пока незначительно. В наст. время точно определено расположение лишь небольшого числа мон-рей О., гл. обр. на побережье (Элегмон, Мидикий, Пелекита, Мегас-Агрос, возможно, Саккудий). Географическое положение

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Преподобный Евстратий родился в Тарсийской области 377 от богатых и благочестивых родителей, Георгия и Мегефы. Будучи воспитан ими в добрых нравах, он, по достижению двадцатого года от рождения, распалился желанием послужить Богу и, оставив родителей, бежал к горе Олимп 378 , в Авгаровскую обитель, где уже прославились своею добродетельною жизнью в иноческом образе два дяди матери его, Григорий и Василий, из которых первый был игуменом той обители. Будучи принят ими и остригши свои волосы, Евстратий стал проходить трудное иноческое житие, и был любим всеми за свое смирение и кротость. Он вовсе не заботился о мирском – ничего не имел кроме одной власяницы и овчины, на которой спал. Он даже не имел своей кельи и особого места, которое бы мог назвать своим, почему обыкновенно спал там, где приходилось, да и то понемногу. Отцы говорили о нем, что во время сна он с самого дня своего пострижения не протягивался во всю длину тела, а также никогда, в течение целых семидесяти пяти лет своей подвижнической жизни, он не ложился на левую сторону тела. Когда он подвизался так в обители, вышеупомянутые преподобные отцы – Григорий и Василий скончались, и блаженному Евстратию по особым настоятельным просьбам братии, пришлось взять на себя управление монастырем. Но вот царским скипетром беззаконно завладел человек носивший имя зверя, Лев Армянин 379 , восставший против царя Михаила и изгнавший его из царства. Так как он старался снова восстановить угасшее было иконоборчество, то все православные оставляли свои дома и обители, скрываясь от преследования царя; по совету преподобного Иоанникия Великого оставил свою обитель и блаженный Евстратий и скитался в горах и пустынях, пока нечестивый царь не был убит. Когда же после его погибели святая Церковь снова украсилась иконами и стала совершать им поклонение, тогда вместе с другими отцами, возвратившимися в свои обители, возвратился в Авгаровский монастырь и блаженный Евстратий, и стал по-прежнему неленостно подвизаться и трудиться в монастырских работах вместе с братией. Молитва не сходила с уст его, и даже во время богослужения, находясь в святом алтаре, он непрестанно повторял про себя: «Господи помилуй!»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕМНОССКАЯ И СВЯТОГО ЕВСТРАТИЯ МИТРОПОЛИЯ Митрополичий собор Св. Троицы в Мирине. 1865–1866 гг. Архит. З. Филиппотис из Тиноса Митрополичий собор Св. Троицы в Мирине. 1865–1866 гг. Архит. З. Филиппотис из Тиноса [Греч. Ιερ Μητρπολις Λμνου κα Αγου Εστρατου]; одна из епархий «новых земель» Элладской Православной Церкви; включает острова Лемнос и Айос-Эфстратиос . Кафедра находится в г. Мирина; кафедральный собор освящен во имя Св. Троицы. История В поздней античности Лемнос входил в состав пров. Ахайя, остров контролировал морской путь через Геллеспонт из К-поля в Фессалонику. Здесь действовала важная судоверфь. Епископская кафедра находилась в Гефестии, расположенной на сев. побережье Лемноса. О распространении христианства на острове сведений практически не сохранилось. Эпиграфический материал свидетельствует о существовании христ. общины в правление римского имп. Каракаллы (211-217). Лемносский еп. Стратегий участвовал в I Вселенском Соборе (325). В 2008 г. археологи обнаружили в Мирине фундаменты раннехрист. базилики, раннехрист. находки также сделаны при раскопках в местностях Мавра-Амбелья и Ангарьонес. В ранневизантийскую эпоху епископам Лемноса, вероятно, подчинялся Имброс. До VIII в. Лемнос как часть Вост. Иллирика находился в церковной юрисдикции Рима и подчинялся Фессалоникийской митрополии. На Лемносе была похоронена мц. Мелитина (пам. 16 сент.), пострадавшая во II в. в Маркианополе. В VIII в. на Лемнос из Ираклии Фракийской были перенесены мощи мц. Гликерии (пам. 13 мая). В период иконоборческих гонений выброшенные в море мощи вмц. Евфимии Всехвальной (пам. 11 июля, 16 сент.) были обретены моряками и привезены на Лемнос; нек-рое время они хранились рядом с мощами мц. Гликерии. В IX в. Лемносская епископия была возведена в ранг архиепископии. В 902 г. Лемнос был разграблен арабами. В средневизант. и поздневизант. периоды афонские мон-ри получили богатые владения на Лемносе. В 993 г. имп. Василий II Болгаробойца подарил Великой Лавре о-в Неон (античный Алоннисос, ныне Айос-Эфстратиос), где селились юные безбородые послушники, которым был запрещен доступ на Афон. Совр. название о-в Неон получил либо в честь прп. Евстратия Тарсийского (пам. 9 янв.), к-рый, согласно местному преданию, нек-рое время подвизался на острове в период иконоборчества, либо в честь мч. Евстратия, пострадавшего вместе с Авксентием, Евгением, Мардарием и Орестом в нач IV в. (пам. 13 дек.). Храм во имя этих 5 мучеников существовал на острове до 1540 г., когда на месте старого храма возвели новый. В истории о-ва Неон были столетия, когда он находился в запустении (напр., в XIII-XIV вв.).

http://pravenc.ru/text/2463375.html

В 1997 г. греч. исследователь И. Бакос опубликовал сохранившийся в единственной рукописи (Sinait. gr. 607. Fol. 115r - 118v) канон прп. Евстратию, еп. Салегийскому, в акростихе к-рого читается имя автора - Мефодий, а также анонимные стихиры этому святому (Ibid. Fol. 114v - 115r; Μπ κος Ηλ. Μεθοδου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως κανν κα στιχηρ στν σιον Εστρτιον τν Θαυμαστουργν//Επιστημονικ Επετηρς τς Θεολογικς Σχολς το πανεπιστημου Αθηνν, 1997. Ν 32. Σ. 587-618, текст: 596-614). По мнению издателя, Евстратий Салегийский, несмотря на значительные расхождения сведений, сохранившихся в каноне, с житийной традицией (напр., день памяти (в каноне - 29 марта)), может быть отождествлен с Е. Т. Автором канона и стихир, считает издатель, является патриарх Мефодий. И канон, и стихиры написаны высоким стилем, однако с содержательной стороны они малоинформативны; отсутствие подробностей из жизни святого не позволяет утверждать, что в этих памятниках идет речь именно о Е. Т. Авторство патриарха Мефодия также весьма сомнительно: канон мог быть составлен только после кончины Е. Т., т. е. не раньше посл. четв. IX в., в то время как Мефодий скончался 14 июня 847 г. (подробнее см.: Παναγιωτπουλος Ιω. Ο Οκουμενικς Πατριρχης Μεθδιος Α Ομολογητς (843-847) κα τ ργο το. Αθναι, 2003. Σ. 489-496). Ист.: Mansi. T. 13. Col. 152E; Vita S. Ioannicii auctore Petro Monacho//ActaSS. Nov. T. 2. Col. 384-435; Vita S. Ioannicii auctore Sabba Monacho//Ibid. Col. 332-383; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 52-54; Vita Eustratii/Ed. А. Papadopoulos-Kerameus//Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Brux., 1963. T. 4. P. 367-400 [текст Жития]; T. 5. P. 408-410 [эмендации и коммент.]; The Life of Michael the Synkellos/Text, transl., comment. M. B. Cunningham. Belfast, 1991. P. 102; Efthymiadis St. Hagiographica varia (9th to 10th c.)//JÖB. 1998. Bd. 48. S. 41-48. S. 43 [эмендации к BHG, N 645]; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 288-289. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 17-18; Dobsch ü tz E., von. Methodios und die Studiten//BZ. 1909. Bd. 18. S. 41-105; Εστρτιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1098-1099; Burchi P. Eustrazio il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 5. P. 313; Mango C. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//Okeanos: Essays presented to I. Ševchenko on his 60th Birthday/Ed. C. Mango and O. Pritsak. Camb. (Mass.), 1984. P. 393-404. (HUS); Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 153; Auz é py M.-F. L " Hagiographie et L " Iconoclasme Byzantin: Le cas de la Vie d " Étienne le Jeune. Aldershot, 1999. P. 191, 194-195; Каждан А. П. История визант. литературы (650-850 гг.). СПб., 2002. С. 431; PMBZ, N 1824; Ταμεον. P. 182, N 548.

http://pravenc.ru/text/187526.html

Будучи настоятелем мон-ря, Е. Т. из милосердия расходовал деньги, дарованные ему имп. Феодорой, не только на мон-рь, но и на неимущих жителей окрестных деревень. Е. Т. был более терпим, чем остальные насельники Вифинского Олимпа: он принял покаяние вступивших в кровосмесительную связь матери и сына (Vita Eustratii. 17), спас осужденного по ложному обвинению в манихействе (т. е. в ереси павликиан, подвергшихся гонениям после 843, при Феодоре и Михаиле III) и т. п. В числе чудес, совершенных Е.,- исцеление глухонемого ребенка (Ibid. 23), воскрешение младенца и ребенка, пострадавшего во время игры со сверстниками (Ibid. 24-25), спасение одного из метохов мон-ря от пожара (Ibid. 31) и мн. др. Духовной дочерью Е. Т. была Феодосия, жена кесаря Варды, которая часто приглашала святого в К-поль и беседовала с ним. Перед последним посещением столицы Е. Т. почувствовал приближение кончины, рассказал об этом одному монаху и приказал держать это в тайне от братии. В порту К-поля Е. Т. сотворил последнее прижизненное чудо, удержав на плаву корабль, получивший пробоину в днище. В столице Е. Т. встретился с патриархом (имя не названо, вероятно речь идет о свт. Фотии (PMBZ, N 1824)) и Феодосией. В единственной рукописи Жития (Hieros Sab. N 242), в главе, посвященной приему у патриарха, имеется лакуна. Возможно, она объясняется тем, что в более поздний период по идеологическим соображениям из текста Жития Е. Т. были изъяты упоминания о Фотии ( Dobschütz . 1909. P. 102). 10 янв., в день памяти свт. Григория Нисского, Е. Т. собрал находившихся поблизости братьев и дал им последние наставления. Е. Т. скончался в возрасте 95 лет, 75 из которых монашествовал. Узнав о его кончине, жители К-поля собрались около его тела и стали свидетелями множества исцелений и иных чудес (напр., раскаяние иконоборца, упорствовавшего в ереси до 867). Заботу о погребении Е. Т. взяла на себя Феодосия. Исцеления продолжались и во время переноса тела учениками Е. Т. в Агаврский мон-рь, и после погребения на 40-й день. Агиограф завершает рассказ указанием на то, что исцеления на могиле Е. Т. продолжаются и по сей день (Vita Eustratii. 62).

http://pravenc.ru/text/187526.html

В Житии прп. Иоанникия Петра Монаха содержатся др. сведения: Е. Т. не покидал свой мон-рь в 815 г. и не подвергался преследованиям со стороны иконоборцев. Он регулярно встречался с прп. Иоанникием, рассказывая ему о том, что происходит в мире, приводил к преподобному страждущих и толковал его пророчества (Vita S. Ioannicii, auctore Petro Monacho. 58). Однажды, когда Е. Т. был далеко от своего наставника, у него пошла носом кровь, ни один врач не мог остановить кровотечение, и вскоре Е. Т. совсем лишился сил. Тогда он послал монаха к прп. Иоанникию, а тот, провидя случившееся с учеником, сам вышел навстречу монаху и приказал передать Е. Т., что вскоре тот исцелится. Когда прп. Иоанникий произносил эти слова, у Е. Т. прекратилось кровотечение, и уже на следующий день он отправился в близлежащий монастырь, чтобы поведать о чудесах, сотворенных прп. Иоанникием. За нек-рое время до восстановления иконопочитания прп. Иоанникий в разговоре с Е. Т. назвал имя буд. патриарха К-польского свт. Мефодия, а затем через Е. Т. отправил Мефодию письмо (Ibid. 61). Точное время, когда Е. Т. стал игуменом монастыря Агавр, неизвестно. В Житии прп. Иоанникия в версии Саввы говорится, что однажды настоятель монастыря Григорий сообщил Иоанникию, что хочет отправиться по некоему делу в К-поль. Прп. Иоанникий ответил ему, что это невозможно, поскольку время его земной жизни истекло. Григорий скончался через 11 дней после пророчества (Vita S. Ioannicii auctore Sabba Monacho. 32). Савва не сообщает года смерти Григория, самое близкое временное указание содержится в 29-й гл.- 5-й год правления императоров Михаила II и Феофила (т. е. 825). Известно также, что после Григория игуменом на небольшой срок стал Евстафий, и только после него - Е. Т. (Vita Eustratii. 7). В какой-то период в правление имп. Феофила иконоборцы, воспользовавшись временным отсутствием Е. Т., поставили игуменом иконоборца Антония (Ibid. 36; по мнению М. Каннингем, это единственный пример назначения иконоборческого игумена при Феофиле (The Life of Michael the Synkellos. 1991. P. 164)).

http://pravenc.ru/text/187526.html

Источником о жизни Е. Т. является и Житие прп. Михаила Синкелла (BHG, N 1296), в к-ром рассказывается об участии Е. Т. наряду с прп. Иоанникием в выборе нового патриарха К-польского в 843 г. (The Life of Michael the Synkellos. 1991. P. 102). Житие Святой происходил из дер. Вициниана (Вициана) близ г. Тарс (М. Азия) в феме Оптиматы, его родителями были благочестивые люди, Георгий и Мегефо. Когда Е. Т. исполнилось 20 лет, он узнал, что 2 его дяди со стороны матери подвизались на Вифинском Олимпе, а один из них, Григорий, стал настоятелем Агаврского мон-ря. Покинув родительский дом, Е. Т. отправился на Вифинский Олимп и после долгих уговоров сумел убедить Григория в искренности своего желания стать монахом. Приняв постриг, Е. Т. вел аскетическую жизнь. Точное время прихода Е. Т. в Агаврский мон-рь неизвестно, однако он упоминается в числе монахов при описании 1-го визита в мон-рь прп. Иоанникия (794 - по версии Петра Монаха, 797 - по версии Саввы; хронологические таблицы, составленные на основании 2 Житий прп. Иоанникия, см. в кн.: Mango. 1984. P. 395-398). Спустя 13 лет (807 или 810 соответственно) Иоанникий снова пришел в Агаврский мон-рь. Е. Т. принимал участие в постройке уединенной келлии в окрестностях мон-ря, о к-рой просил Иоанникий. Именно в это время прп. Иоанникий, предвидя дальнейшую судьбу Е. Т., приблизил его к себе (Vita S. Ioannicii, auctore Petro Monacho. 11-12). Вскоре Е. Т. стал единственным посредником между прп. Иоанникием и окружающим миром и получил дар толковать предсказания преподобного. Так, в 811 г. он привел к Иоанникию родственников имп. Никифора I, отправившегося на войну с болгарами, и разъяснил им пророчество о его гибели. Спустя нек-рое время Е. Т. был послан по некоему поручению в К-поль, там к нему обратились родственники нового имп. Ставракия, желая узнать у прп. Иоанникия о длительности правления Ставракия (Ibid. 14-15). Согласно Житию Е. Т., после возобновления иконоборческой политики при имп. Льве V (815) все правосл. монахи были вынуждены покинуть обители и скрываться в горах и в иных труднодоступных местах; покинул мон-рь и Е. Т. Он присоединился к прп. Иоанникию, стал свидетелем множества его чудес и жил с ним в пещере до Торжества Православия в 843 г. Е. Т. вернулся в Агаврский мон-рь и собрал вокруг себя разобщившуюся за время иконоборчества братию (Vita Eustratii. 10-12).

http://pravenc.ru/text/187526.html

Л. принадлежат работы о творчестве Мануила Фила (Византийский поэт Мануил Фил: К истории Болгарии в XIII-XIV вв. СПб., 1891) и митр. Кизического Кирилла (Константина Стильба) (О византийском гуманисте Константине Стильви (XII в.) и о его сочинениях//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 57-88). Наибольший интерес у Л. среди греч. памятников вызывали агиографические сочинения, прежде всего посвященные святым иконоборческой эпохи. Л. много лет занимался агиографическим досье прав. Евдокима , опубликовал редакцию его Жития Симеона Метафраста (BHG, N 607; Житие св. Евдокима Праведного. СПб., 1893. (ПДП; 96)), а затем похвальное слово Евдокиму поздневизантийского ученого Константина Акрополита (BHG, N 606; Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-252). Также Л. издал Житие свт. Модеста , архиеп. Иерусалимского (BHG, N 1299; Подвиги св. Модеста, архиеп. Иерусалимского. СПб., 1892. (ПДП; 91)), изучал Житие прп. Кирилла Филеота (BHG, N 468). Главный научный труд Л. посвящен греч. агиографическим памятникам VIII-IX вв., он был впервые опубликован в качестве цикла журнальных статей (Византийские Жития святых VIII-IX в.//ВВ. 1910. Т. 17. С. 1-224; 1911. Т. 18. С. 1-147; 1912. Т. 19. С. 1-151), а затем вышел отдельным изданием (Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. СПб., 1914) и был представлен в качестве диссертации в Юрьевском (ныне Тартуский) ун-те. Наблюдения, сделанные Л. во время работы с текстами Житий патриарха К-польского свт. Антония II Кавлея, прмч. Андрея Критского, прп. Антония Нового, прп. Афанасии Эгинской, прп. Власия Аморийского, мч. Дамасского Илии, прп. Евстратия Тарсийского, прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, 42 Аморийских мучеников, прп. Германа - основателя мон-ря Косиница ( Икосифинисса ), прп. Григория Декаполита, прп. Иоанникия Великого, прп. Льва, еп. Катанского, прп. Макария Пелекитского, преподобноисп. Михаила Синкелла, преподобноисп. Никиты Мидикийского, мч. Стефана Нового, прп. Феодора Студита и мц. Феодосии К-польской, сохраняют значение и для совр. науки. Л. изучал этнографию и историю Тобольской губ. и с. Самарова.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

I. Агавр. Самый знаменитый мон-рь собственно О., был расположен в местечке Калимн, в 3 км к западу от Прусы ( Herg è s. 1899. P. 231-232; Mango C., Efthymiades S. The Correspondence of Ignatios the Deacon: text, transl., and comment. Wash., 1997. P. 188. (CFHB; 39); Auz é py et al. 2009. P. 443). Слово γαυρος обозначало евнухов, которые допускались в обитель. Игумен и основатель мон-ря (вероятно, лавриотского) Григорий поселился здесь со своими братьями - Василием, Петром, Агафоном и Антонием. В 787 г. Григорий участвовал в VII Вселенском Соборе. В 792 г. он направил прп. Иоанникия Великого, желавшего стать насельником Агавра, в обитель Антидий. Через 2 года Иоанникий вместе с иноками Евстратием и Феофилактом получил от Григория келлию на Агаврской горе. Преемником Григория на небольшой срок стал его племянник прп. Евстафий, а затем др. племянник, прп. Евстратий Тарсийский, к-рый был близок к прп. Иоанникию Великому. В правление имп. Феофила (829-842), поддерживавшего иконоборчество, Евстратия сменил иконоборец Антоний. Последний, впрочем, под влиянием прп. Иоанникия вскоре обратился в Православие. После 842 г. прп. Евстратий вновь стал игуменом Агаврского мон-ря. В нач. IX в. обитель владела расположенными вблизи метохиями св. Агапия, св. Космы (на дороге из Агавра в Лефкады), св. Илии, где между нояб. 823 и мартом 824 г. проходило совещание руководителей монастырей, св. Георгия (между обителью и горой Трихалик), Лефкады и проастием в Катаволе (мон-рь Илиу-Вомон), анонимным метохием близ Прусы, а также метохием в К-поле, где и скончался прп. Евстратий. При имп. Михаиле III (842-867) доходы мон-ря достигали 100 номисм в год, а число братии превышало 30 чел. В 1318 г. права на мон-рь, к-рый к тому времени, по всей видимости, находился в запустении, были переданы митрополиту Прусы. Вероятно, вблизи обители в нач. IX в. располагался жен. Перистерский мон-рь. II. Мон-рь св. Захарии. У подножия горы Олимп, близ сел Каккал и Калумена, находился храм св. Захарии. Павел, учитель прп.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

  001     002    003    004    005    006    007