Вскоре после того блаженный Авксентий был схвачен вместе с другими, допрошен на суде, мучим и заключен в темницу, где и содержался в узах. Затем среди города на возвышении снова было устроено место для суда, и Лизий, надменно сев на судейском кресле, приказал привести узников на допрос. Святой Евстратий, пришедши в темницу, просил всех заключенных в узах за Христа помолиться о нем, ибо и сам он, по его словам, намеревался в тот же день разделить с ними их подвиг. Тогда все святые узники, преклонив колена, помолились о нем Богу. Когда они окончили молитву, воины, под предводительством Евстратия, повели их из темницы на суд. Когда воинский отряд остановился по обычаю пред судиею, Лизий приказал приводить к себе на суд - по одному тех, которые были уже на первоначальном допросе. Когда начался суд, Евстратий сказал: - По указу императорскому, изданному ранее и теперь на суде опять прочтенному, все христиане, где-бы они ни находились и какое-бы положение в государстве ни занимали, подлежат суду: по сему указу приведен сюда Авксентий, - муж давно уже известный своим происхождением и благочестивой жизнью, а теперь еще более прославившийся мужеством и твердостью, с какими объявил себя рабом Христа, Царя Небесного. Находясь в сем суде, он уже подвизался подвигом бессмертия и изобличил твое, судия, безбожие, свидетельствуя словом и делами и доблестно перенося мучение. С того дня он, как злодей заключен был в темницу, а сегодня ты приказал привести его на допрос вместе с его святою дружиною: и вот, все они стоят вместе со мною, непоколебимо твёрдые духом и готовые посрамить и разрушить все коварные замыслы, которым научает тебя против них отец твой - диавол! " " Услышав это, Лизий пришел в смущение от неожиданной смелости Евстратия. Грозно смотря на него и задыхаясь от гнева, он воскликнул грозным голосом: - Никогда еще мне не случалось производить более строгий суд, чем сегодня, когда этот гнусный нечестивец осмеливается разглогольствовать предо мною! Пусть же с него снимут пояс и воинское одеяние, и да будет известно всем, что он лишается сана, какой имел доселе, а затем пусть обнаженный и связанный верёвками по рукам и ногам и повергнутый на землю, он продолжает свою речь!

http://pravicon.com/info-3329

Судья сказал святому: - Авксентий! Избавь нас от труда, а себя от мучений, скажи: не оставил ли ты свое тщетное и пагубное для тебя неповиновение и не возвратился ли к нашим милостивым богам? - Выслушай немного, Лизий, - отвечал святой Авксентий: клянусь тою Истиною, Которая выше всего и всё провидит, что мой ум неизменно будет знать Единого Бога и только Ему я буду поклоняться, хотя бы ты нанёс мне безчисленные раны и обрёк меня на мучения, большие прежних. Хотя бы ты и умертвил меня посредством меча или огня, но ни в каком случае не будешь в силах изменить мои мысли. Итак лучше делай, что хотел " . Тогда мучитель изрёк следующий смертный приговор: - Авксентий, который, после многих мучений, до сих пор остается при своем безумстве, пусть лишен будет жизни чрез заслуженную им казнь посредством усечения мечем. Исполнение сего приговора должно быть совершено в глухом лесу, чтобы его презренное тело не могло быть погребено подобающим образом. А тот, который дерзнул недавно присоединиться к узникам, пусть будет выведен сюда на средину, сейчас же получит почесть, которой он добивается. Пока воины освобождали Мардария от верёвок, он говорил святому Евстратию: - Господин мой Кирисик! Умоляю тебя, молись за меня Богу и научи меня, что мне отвечать губителю, чтобы как-нибудь не обольстил сей жестокий мучитель меня, простого и некнижного человека. Святой Евстратий сказал ему: - Повторяй, брат мой Мардарий, неизменно только одно: " я -христианин " , " я - раб Христов " , и больше ничего не отвечай, чтобы он ни стал тебе говорить, или с тобою делать. Когда воины привели Мардария пред Лизия, они сказали: - Вот - узник, взятый недавно. Лизий сказал: - Пусть он назовет нам свое имя, отечество, занятие, место жительства и скажет, какой он веры? - Я - христианин, - отвечал Мардарий, и на все вопросы истязателей о его имени и отечестве, продолжал восклицать " : - Я - христианин! Я - раб Христов. Более оть него не могли ничего добиться. Лизий, видя его непоколебимость, приказал провертеть ему ноги жедезными кольями и, продев верёвки, повесить его вниз головою, потом колоть и опалять всё его тело раскаленными железными гвоздями. Долго висел и был мучим Мардарий и, наконец, воскликнул:

http://pravicon.com/info-3329

Мученики: Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали во время жестокого гонения на христиан при Диоклетиане и Максимиане. Этим царям донесено было, что будто бы жители Армении и Каппадокии, возбуждаемые христианами, отказываются повиноваться царской власти и намерены совсем отпасть от Римской империи. Тогда они отправили туда Лисия и Агриколая, чтобы совсем очистить от христиан эти города. Лисий, прибыв в г. Сеталион, начал их мучить. Увидя твердость и мужество учеников Христовых, занимавший высшую военную должность в этом городе Евстратий явился к Лисию и начал публично обличать его в жестокости. Это крайне смутило Лисия, и он приказал мучить Евстратия. Когда же сослуживец и друг Евстратия, Евгений, увидел мучения его, то и он воскликнул, обратившись к Лисию: «И я проклинаю твой веру и противлюсь царскому велению». Евгения посадили в темницу. К Евстратию и Евгению присоединился Мардарий. «Я христианин, я раб Христов!» – воскликнул он. Лисий замучил Мардария и вместе с ним Евгения. В то же время был обезглавлен священник Авксентий. Но Еветратий еще не был замучен. Его вместе с Орестом замучил уже Агриколай. Орест был одним из воинов Лисия. Во время стрельбы, от движения, выпал у него висевший на груди крест. Лисий заметил это и спросил Ореста: «Значит, и ты христианин?» – «Да, я раб Господа, и это знамение ношу на отогнание всяких зол», – отвечал смело Орест. Лисий отправил его с Евстратием к Агриколаю в Севастию. Агриколай велел принести железный одр, разжечь его и положить Ореста. Орест смутился, увидя одр, и воззвал к Евстратию, прося его молитвы. «Не изнемогай, брат. Вспомни Авксентия и других святых мучеников. Сам Господь – наш помощник», – ободрял Евстратий Ореста. Тогда Орест смело подошел к одру, перекрестился, лег на него и скончался. После сего и Евстратий был сожжен в печи. Мощи святых мучеников находятся в Риме. Части мощей имеются на Афоне. Мученица Лукия была знатная и богатая девица из города Сиракуз. Вместе со своей больной матерью она прибыла в г. Катаны к чудотворным мощам св. Агафии. Когда мать получила здесь исцеление, то, в порыве благодарности к Богу, Лукия дала обет не вступать в супружество, хотя уже была обручена, и убедила мать раздать свое имущество бедным. Когда же узнал обо всем этом жених Лукии, то из мести донес правителю Пасхалию, что она исповедает веру во Христа. Правитель казнил св. Лукию. Это было в 304 г. Мощи св. Лукий хранятся в Меце, во Франции; часть их имеется в Венеции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Пресвитер Авксентий был обезглавлен в городе Аравраке. Евгений воин, друг и товарищ по службе Евстратия, свидетель страданий его и чудных знамений, которыми они сопровождались и которые многих обратили ко Христу, также мужественно открыто заявил себя христианином и принял мученическую кончину: ему отрезаны были язык и руки и перебиты голени. Мардарий, также гражданин Аравракский, стоявший на крыше своего дома в то время, как вели в Севастью через этот город узников и в том числе Евстратия, идущего в железных сапогах с острыми гвоздями, поспешно спустился вниз и сказал жене своей: – «видишь ли этого человека, знатного и богатого, и заслуженного воина, которого любят и уважают все в здешней стране? И никакими этими благами он не подорожил, а предпочёл всё принести в жертву Богу... Блажен этот Евстратий... он и в этой жизни был славен, и в будущей удостоится неизреченной славы и блаженства» ... – Что же препятствует и тебе идти тем же путём, и удостоиться такой же мученической кончины, ради которой ты соделаешься заступником перед Богом и за меня, и за наших малых детей, и за весь твой род?., отвечала Мардарию его благочестивая жена. Этими словами своей жены окончательно возбуждено было рвение Мардария пострадать вместе с другими мучениками за исповедание святой веры Христовой. Одевшись поспешно, он обнял жену и детей и, поручив их Отцу и Сыну и Духу Святому 178 , присоединился к узникам, объявив, что и он– христианин. На все вопросы на суде он отвечал, повторяя одни и те же слова: – «я – христианин». Так научил его Евстратий, видя, что Мардарий, как человек неучёный, затрудняется тем, как отвечать на суде... Судья велел провертеть ему ноги, повесить стремглав и опалять раскалённым железом. В этих муках Мардарий и скончался, благодаря и славя Бога, и с полным упованием предавая Ему свою душу. По совершении казни многих уже замученных христиан, сановник императорский Лисий отправился в поле, чтобы сделать смотр войскам. При этом обратил он внимание на одного молодого воина, именем Ореста, который поразил его своей красивой наружностью и ловкостью в упражнениях. Наблюдая за ним во время стрельбы в цель, Лисий вдруг увидел, что при одном движении у Ореста выпал с груди крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Никополе 1-м был казнен схваченный еще до Е. пресв. А. Его предали смерти за стенами города в безлюдном месте, чтобы лишить законного погребения. Ночью после казни аравракские клирики нашли тело мученика в лесу, голова А. застряла в ветвях дерева и была найдена благодаря крику ворона. Затем были казнены М. и Евг., дерзко отвечавший на суде Лисию. Он был умерщвлен с особой жестокостью: ему вырвали язык, отрубили обе руки и переломали ноги. Казнь мучеников Севастийских. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 241) Казнь мучеников Севастийских. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 241) После суда был устроен смотр войск, где Лисий обратил внимание на О., отличавшегося высоким ростом и красотой. О. был христианином и всегда носил под доспехами крест, к-рый был замечен Лисием. О. был арестован и вместе с Е. отправлен для суда в Севастию. Через 5 дней мученики прибыли к Агриколаю, к-рый устроил им допросы. Узнав о многолетней безупречной службе Е., правитель предложил ему хотя бы для проформы поклониться богам, а в душе оставаться христианином, поскольку в противном случае он будет вынужден пойти против своей воли и казнить Е. Тот отказался и, ссылаясь на рим. законы, к-рые он знал в совершенстве, призвал Агриколая выслушать ответные аргументы. Е. было предоставлено слово, и он, цитируя античных философов и поэтов, доказывал, что уже в древние времена наиболее прозорливые мыслители презирали такие божества, как Зевс и Аполлон. В споре мученик приводил мифологические сюжеты, слова Аристотеля, строки из произведений Гомера и Гесиода, цитировал диалоги Платона «Тимей» и «Государство». В конце концов Е. логическими построениями поставил Агриколая в тупик. Судья потребовал, чтобы Е. рассказал подробнее о своей вере. Тогда Евстратий приступил к изложению ветхозаветной и евангельской истории (главы 24-27) и завершил рассказ осуждением идолопоклонства и восхвалением Платона, отказывавшего языческим богам в благости. Решив запугать осужденного, Агриколай приказал подвергнуть пыткам О. Тот покорно принял смерть на раскаленном ложе. Казнь же Е. была отложена на следующий день.

http://pravenc.ru/text/187517.html

Мученичество свое Совершив богодостойно; Сего ради воскликнем тебе с похвалами: «На небесах же радуясь, За нас моли Христа». 8 . И Мардарий, побеждающим видя Благородного Евстратия, Сказал тотчас супруге: «Смотри, Кирисикиец 54 Словно звезда, сияющая посреди мрака, К нему и я поспешаю Обрести вместе мученичество». И, пред тираном представ, Путь закончил свой, Подвига (373) приняв победный венец. К нему же возопием вместе с похвалами: «На небесах радуясь, За нас моли Христа». 9 . Чрез мучения Совершил подвиг И божественный Авксентий, В главу мечом усеченный, Чье терпение кто По достоинству изречет? Подвиги и рвы, Мучаясь, [он] перенес, Иисуса не отрекшись, И его взывает вечный глас: «Если огонь и железо уничтожили бы меня, То со Христом всё равно меня не разлучат». К нему же возопием вместе с похвалами: «На небесах радуясь, За нас моли Христа». 10 . И вот вместе с ними Является рядом И Орест знатнейший, «Я – христианин» сказавший; [Он] вместе с Евстратием От Лисия к Агриколаю Подвижнически посылается И там совершает мученичество, На ложе раскаленном будучи, И умерщвляемый так возопил: «Христе, в руки Твои Дух мой предаю» 55 . К нему же возопием вместе с похвалами: «На небесах радуясь, За нас моли Христа». 11 . Пятерица святых: Прежде – Евстратий, С Орестом Евгений, Мардарий и Авксентий – Сладкое собрание, Божественное изречение, Всепрекрасное совместное дуновение, Воспоминать не преставайте [пред Богом] Всякого воспевающего вас: Из иереев, царей, монахов, С ними же и меня, поющего и воспевающего хвалебную песнь, Чтобы все [к сим пятерым] мы восклицали: «На небесах вместе пребывающие, За нас молитесь, сподвижники!» 17. На монашеское погребение 1 . Преставившегося благочестиво Вместе с праведными упокой, Христе Боже, Если же [тот], как человек, и согрешил на земле, [Ты же], яко безгрешен, оставь ему Вольные прегрешения И невольные Предстательством Богородицы, Чтобы согласно восклицали б за него: «Аллилуиа». На слова: «Сам един…» 56 2 . Страшное вижу и странное зрелище, Яко бездыханен [ныне еще] вчера мой собеседник,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста Память 13 декабря В царствование императоров Диоклетиана и Максимиана язычество господствовало во всей Римской империи и было как бы всеобщее взаимное соревнование в служении идолам, в особенности, – когда по всем городам и селениям рассылались императорские указы начальникам областей и судьям, повелевавшие приносить в определенные дни и праздники обильные дары и жертвы богам. Этими указами тем, кто усердно служит богам, обещалась царская благодарность, почести и высшие места в государстве; отказавшимся же поклониться идолам грозило сначала отнятие имущества, а затем, – после всевозможных мучений, – и смертная казнь. Гонение на христиан разлилось повсюду и везде начальники областей и вообще власти старались стереть совсем с лица земли веру Христову. Между тем императоры были извещены, что вся великая Армения и Каппадокия 8363 противятся их повелениям и единодушно веруя в распятого Христа и в крепкой на Него надежде, намереваются будто бы отпасть от римской империи. Раздраженный этим известием, император Диоклетиан созвал всех своих вельмож и три дня с утра до вечера совещался с ними, как бы совсем искоренить христианство. Затем он прежде всего удалил от власти начальников Армении и Каппадокии, как неопытных и неискусных правителей вверенных им областей, не сумевших привести народ к повиновению. На их места он выбрал двух греков, Лизия и Агриколая, людей суровых и жестоких, которых и поставил над обеими областями, поручив – Лизию наблюдение и охранение границ, а Агриколаю – общее управление всею епархиею. Им были также подчинены и все войска в обеих областях. Когда оба новые правителя прибыли на место своего назначения, началось беспощадное истребление людей всякого возраста, без всякого расследования, по одной только пустой клевете завистливых врагов на кого-нибудь из христиан: каждый день христиан разыскивали, схватывали и предавали для казни кровожадным правителям, как бы плотоядным зверям. Лизий, имевший пребывание в городе Саталионе 8364 , как только находил где-либо христиан, – мужчин или женщин, – после многих пыток и мучений, отсылал их связанными и под крепкою стражею к Агриколаю, чтобы не дать им умереть на родине и быть погребенными, по христианскому обычаю, родственниками и знакомыми, и они, убитые на чужой стороне, как бы пропадали без вести. Точно так же делал и Агриколай, посылая христиан, схваченных в Севастии 8365 , к Лизию в Саталион, так как оба начальника были в великой дружбе и полном согласии между собою и оба, поступая описанным способом, имели в виду одну цель – причинить христианам еще большую муку, убивая их вне их отчизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

6 Ранее этого он был митрополитом Алеппским и назывался Мелетием, при чем носил титул кафоликоса, который, сколько нам известно, никогда не давался епархиальным архиереям, но был исключительно при- своен иерархам, находившимся вне пределов Византийской империи и самостоятельно управлявшим своею церковью. См. об этом мою статью: „О рукописном сборнике XVII в. (принадлежавшем известному немецкому ориенталисту Равиусу) на разных восточных языках из собрания графа А. С. Уварова» (Древности Восточный Импер. Моск. Археол. Общ., т. I, вып. II, 1891). 7 Мост на р. Аси (в древности Оронт), по дороге из Алеппо в Антиохию, называется теперь Джиср аль-Хадид (железный мост). Слова ha did и djedid на письме мало различаются. 8 Бельфур называет почему-то Симеона Столпника „the Sailor» (моряк), что мы, для некоторого правдоподобия, переводим „покровитель плавающих». В другом месте он правильно перевел арабское мди „the Stylite”. 14 Вероятно Яйлак, т.-е. летний стан, Рамазан-оглу (Сильвестр де- Саси, Journal des Savants, август 1830). Туркменская династия Рамазан- оглу в течение двухсот лет, с конца XIII до конца XV века, владычествовала в горах Тавра, на границе Сирии и Малой Азии (см. Hammer, Hist, de l’Empire Ottoman, т. 4, кн. XX). 17 У Бельфура это место выражено буквально так: „во имя пяти лун или светил, Евгения и его товарищей“. Несомненно здесь надо разуметь пять мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, память которых совершается 13 декабря. 18 Автор описывает гробницу знаменитого суфи и мистического поэта Персии Мевлана Джелал Эддина Руми († 1273 г.), основателя Мевлеви, ордена дервишей-мистиков. Имя Хандкар есть, вероятно, искаженное персидское прозвище ходавендгар-тоже, что арабское мевлана-господин (Сильвестр де-Саси). 21 Сейид Эль-Гази, где показывают гробницу Сейид Баттала, знаменитого богатыря, любимого героя турецких сказаний. 23 Так у Бельфура; по слово муляффака (которое он ставит рядом) скорее значит: построена из обломков (древних зданий). 25

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братья остались верны христианству и отправились в далекую ссылку. Их путь был настолько тяжелым, а обращение конвоиров было настолько жестоким, что могучие воины вскоре оказались истощены от голода и один за другим скончались. Первым умер Е. (22 июня) в месте под названием Кени-Паремболи (Καιν Παρεμβολ, т. е. Нов. Лагерь, на побережье Чёрного м., между Трапезундом (ныне Трабзон) и местечком Ризей (Ρζιον, Ροιζαον), ныне Ризе, Турция). Через 2 дня, т. е. 24 июня, в Ризее О. был брошен в море с камнем на шее. Арх. Рафаил перенес мученика на прибрежный утес, где О. скончался и был с честью погребен нашедшими его тело местными христианами. Ф. умер 3 июля в месте под названием Кордола (Кордила; Κορδλη, Κορδλη), в 30 км от Ризея. Фирм и Фирмин скончались в один день - 7 июля в крепости Апсар (ныне Гонио, в 15 км к югу от Батуми). К. с отрядом, двигаясь вдоль побережья Чёрного м., достиг Лазики и умер в сел. Зиганис (ныне Гудава, Абхазия) 14 июля. Л. погиб 28 июля, во время кораблекрушения на пути из Зиганиса, близ берегов Питиунта (ныне Пицунда, Абхазия), где позже мученик был похоронен. Исследователь сказания П. Петерс видел в тексте сходство с Мученичеством Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (пам. 13 дек.), к-рые также пострадали в гонение Диоклетиана и Максимиана и в мученичестве к-рых также фигурирует г. Сатала. Петерс считал, что Мученичество 7 братьев не имеет под собой исторической основы и изобилует агиографическими топосами (победа над великаном, спасение архангелом). Он относил создание первоначального текста к VII-VIII вв. По предположению Петерса, возникновение этого Мученичества обусловлено противостоянием жителей Византии и арабов, к-рые начали претендовать на территории на вост. берегу Чёрного м., и с целью сохранить влияние Церкви среди местного населения было составлено Мученичество 7 братьев с упоминанием населенных пунктов вдоль визант. дороги, идущей по побережью Чёрного м. Отмечается точность последовательности указанных в тексте топонимов.

http://pravenc.ru/text/2581511.html

С целью духовного просвещения Глинская пустынь одновременно публиковала жизнеописания подвижников благочестия своей обители на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости» 30 . В этот же период в обители были составлены «Глинские записки», содержащие десятки жизнеописаний Глинских подвижников. Огромный вклад в составление этих жизнеописаний внесли сами Глинские иноки. Среди них особенно известны игумен Иассон и иеросхимонах Максим (Кузьмин), подвизавшиеся в обители в конце XIX – начале XX века. Они были воспитанниками великих Глинских старцев, и многих из них знали лично. Написанные ими жизнеописания изобилуют душеполезными наставлениями и приносят читателям огромную пользу. Таким образом к тому времени было составлено и опубликовано в различных изданиях более 40 жизнеописаний Глинских подвижников. Многие жизнеописания из «Глинских записок», а также опубликованные отдельными книгами или на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости» были включены в многотомное издание 1906–1912 гг. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков» 31 . Тем не менее сведения о подвижнической жизни Глинских иноков оставались рассеянными по многочисленным книгам, журналам, архивным документам. Первая попытка создания сводного Глинского Патерика принадлежит автору этой работы 32 . Глинский Патерик (1970 г.) включает 38 жизнеописаний, составленных в XIX – начале ХХ века и опубликованных в различных изданиях. Однако все составленные до настоящего времени жизнеописания рассказывают лишь о Глинских старцах, подвизавшихся в XIX beke (точнее, в период, начиная с настоятельства игумена Филарета, то есть с 1817 г. и до 1900 г.). Таким образом до сих пор совсем не была описана жизнь Глинских подвижников XVIII – начала XIX, а также и ХХ века. Не были составлены жизнеописания и многих Глинских старцев XIX beka, сведения о которых сохранились в архивных документах, различных литературных источниках, монастырских преданиях, например, сподвижников игумена Филарета – старцев Пахомия, Варсонофия, Самуила и других. Не было жизнеописаний Глинских настоятелей середины и конца XIX beka – игуменов Евстратия, Авксентия, Иоасафа, Ювеналия, схиархимандрита Иоанникия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010