Какие были эти эпархии, не совсем теперь известно. Список Епископий, дошедший до нас и составленный в позднейшие века показывает следующей Иерархический порядок: 1 Католикос Мцхетский и всея Грузии 1. Католикос Абхазский 2 Архиепископ Сомхитский 2. Архиепископ Чкондидский 3 Архиепископ Мцхетский 3. Архиепископ Алавердский 4 Еп. Мацкурийский 4. Архиеп. Бодбийский 5 Еп. Кумурдийский 5. Еп. Ниноцминдский 6 Еп. Ишхнийский 6. Еп. Анчийский 7 Еп. Мтбевельский 7. Еп. Цурцкамийский 8 Епископ Цкарос-Тавский 8. Еп. Эрушинийский 9 Еп. Гангийский 9. Еп. Цин-цкарийский 10 Еп. Руставский 10. Еп. Урбнийский 11 Еп. Кацарийский 11. Еп. Самтавийский 12 Еп. Мровельский 12. Еп. Болнийский 13 Еп. Никозский 13. Еп. Анийский 14 Еп. Валашкиртский 14. Еп. Тифлисский 15 Еп. Крельский 15. Еп. Цалкийский 16 Еп. Харчашнийский 16. Еп. Дманийский 17 Еп. Банийский 17. Еп. Гишельсткий 18 Еп. Чермийский Епископства эти, учрежденные в воеводствах Грузинского царства были в зависимости от Католикоса, носившего титул Мцхетского и Иверского. Католикос управлял делами церкви, не давая ответа никому из 4-х Патриархов по крайней мере история не замечает; чтобы Греческие Патриархи имели какое-либо влияние на дела Грузинской церкви после в Парсмана III, отделившего ее от влияния Греков около 556 года. И этим отделением от зависимости Греческих Патриархов и – подчинением собственному Католикосу, которое впрочем совершенно, как пишут Историки, с одобрения Патриарха Константинопольского Евтихия, и самого Императора Юстиниана, устранены многие неудобства, встречавшиеся неизбежно в управлении церкви отдаленной от Константинополя и Антиохии, и разделенной владениями недружественных народов. Впрочем, в важных случаях Католикосы Иверии не редко относились к Патриархом церквей Греческих, и отдавали на суд Вселенской церкви все, что для единства веры и чистоты православия, требовало подтверждения Соборного. Глава 4 Прибытие в Иверию 13 отцов из Сирии; места, где останки их обретаются; обращение Лазов к Евангелию; построение церкви в Бичвинте (Питиунте) Греками; обращение Абхазцев к Евангелию

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анализ древнегруз. и древнеарм. источников позволяет предположить, что первоначально И. е. включала пров. Тао и юж. часть пров. Кларджети ( Чеишвили. 2007. С. 109-114). Распространение границ И. е. в сторону верхнего течения р. Чорохи произошло значительно позже, в 1-й пол. XIV в., когда Грузия отвоевала Спери у мусульм. владетелей. С севера И. е. граничила с Анчийской епархией вдоль Орджохских гор, южнее горы Дидубе и далее вдоль водораздельного хребта р. Артануджис-цкали. С востока и северо-востока по хребтам Сивридаг, Сивричайский и Топелу И. е. граничила с Банской епархией. С юго-востока И. е. от территорий Валашкертской епархии отделяли горы Каргапазары. На запад территории И. е. простирались до Лазистанского хребта, на юге доходили до водораздельного хребта рек Евфрата и Чорохи, где граничили соответственно с епархиями с центрами в Трапезунде и Неокесарии митрополии Понт Полемониакский , принадлежавшей К-польскому Патриархату. Церковная география данного края не была однородной. По документам нач. XVI в., провинция Пархали, а также монастыри Пархали и Ошки находились под властью мцхетского кафедрального собора Светицховели , т. е. Мцхетского (Восточногрузинского) католикоса. Помимо этого вассалами католикоса являлись тавады (князья) Кавкасидзе, Хахулари (центр владений Хахули) и Тухарели (центр владений Тухариси) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 335). Владения католикоса формировались постепенно начиная с кон. X в. Г. Чеишвили История Самое раннее упоминание о груз. племенах таохов (диаохов), издревле обитавших на землях, где будет основана И. е., содержится в древневост. (урартских, ассирийских) надписях XII-VIII вв. до Р. Х. ( Меликишвили. 1959. С. 114, 176; Он же. 1960. С. 424; Астахишвили. 1994. С. 21-29; Арутюнян. 2001. С. 503). В II-I вв. до Р. Х. эти земли вошли в состав расширившегося Армянского царства. Греч. географ Страбон пишет, что в 190 г. до Р. Х. «Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны Артаксия и Зариадрия... они расширили совместно свои владения, отрезав часть областей окружающих народностей, а именно... у иберов - предгорье Париадра (Спери), Хорзену (Тао) и Гогарену (Квемо-Картли)...» ( Strabo. Geogr. XI, 14, 5; Адонц. 1908. С. 62, 395; Мусхелишвили. 1977. Т. 1. С. 55-60).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Мцхетские католикосы до XIV в. были полными владыками на всем Кавказском перешейке. После отделения Имеретии от Грузии в 1390 г. на берегу Черного моря появилось новое самостоятельное католикосство имеретино-абхазское, имевшее кафедрой великолепный Бичвинтский храм. Оба заведовали делами Церкви безотчетно. Подчиненные католикосов, по примеру феодалов, образовали государство в государстве, и по этому оба эти владыки считались духовными царями своих стран. Католикосы наравне с царями пользовались одинаковыми правами и почестями в народе; подобно им, и некоторые отдельные члены духовной иерархии всецело сравнивались в достоинстве с членами светской власти. Подобное явление происходило вследствие того, что большей частью как сами католикосы, так и главные духовные сановники по рождению большей частью принадлежали царскому дому и важнейшим княжеским фамилиям. Власти Мцхетского католикоса подчинялись: Верхняя Карталиния, Нижняя Карталиния, Кахетия, Осетия, Шеки и Алвания с Ширванской областью до границ Персии. Духовная же власть Бичвинтского католикоса обнимала Имеретию, Мингрелию, Гурию, Сванетию и Абхазию почти до берегов реки Кубани. Мцхетские католикосы имели в своем распоряжении довольно большое население, войско и свою администрацию: кроме личного штата, в состав которого входили так называемые «сыны Мцхета», они имели в своих землях и поселениях управляющих, или моуравов, собиравших повинности деньгами и натурой. В пользу католикосов взимались в определенных пунктах даже таможенные пошлины. Им принадлежали рыбные ловли на главных реках Грузии. Войско их подлежало главным образом только их ведению, они имели в своем распоряжении генералов, ими же назначавшихся и от них же получавших как жалованье, так и приказания. Во время особенных войн католикосы сами предводительствовали своему войску, а в мелких – их генералы. Точно таким же образом отдельными отрядами Церкви командовали епископы и настоятели важнейших монастырей или их капитаны. Даже остальная часть Грузии, бывшая под властью царей и вельмож, в отношении суда не избегала влияния духовной власти. Впрочем, нужно сказать, что всему этому духовные владыки Грузии обязаны были самим царям и вельможам, питавшим к ним неограниченное доверие; но они не силой похищали свои права и привилегии у светской власти. Нужно прибавить к этому, что они с честью проходили свое служение Церкви и государству – католикосы и отдельные владыки служили главным оплотом Грузии против окружающих врагов христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Тифлис, 1900. С. 17-21; Tschubinaschwili G. Untersuchungen zur Geschichte der georgischen Baukunst. Bd. I. H. 1//Die Kirche des heiligen Kreuzes von Mzcheta. Tiflis, 1921; Джавахишвили И. А. Новооткрытые древнегруз. рукописи и их значение для науки//Сообщ. Тбилисского ун-та. Тифлис, 1922/1923. Вып. 2. С. 324-336 (на груз. яз.); он же. Мат-лы к истории материальной культуры груз. народа. Тбилиси, 1962. Т. 3/4. С. 5-12 (на груз. яз.); он же. Введение в груз. письменность, или Палеография//Собр. соч. Тбилиси, 1982. Т. 3. С. 155-163 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. История груз. искусства. Тбилиси, 1936. Т. 1. С. 87, 94, 108-109, 115, 142-149 (на груз. яз.); он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; idem. I monumenti del tipo di Gvari. Mil., 1974; он же. Двани, храмы Грузии типа Croix Libre, или «писанного в прямоугольник креста» в VI и VII вв.//Средневек. искусство: Русь, Грузия. М., 1978; Чхиквадзе М. А. Архитектура Джвари. М., 1940; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. Тбилиси, 1944. С. 164-174 (на груз. яз.); он же. То же. М., 1950. Т. 1. С. 113-114, 127-128; Северов Н. П. , Чубинашвили Г. Н. Мцхета. М., 1946. С. 31-40; Северов Н. П. Памятники груз. зодчества. М., 1947. С. 171-172. Ил. 6-8; Беридзе В. В. Архитектура Грузии. М., 1948. С. 22-27; он же. Джвари. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); он же. Груз. архитектура раннехрист. времени, IV-VII вв. Тбилиси, 1974. С. 25-31; Абуладзе И. В. Образцы груз. письма: Палеогр. альбом. Тбилиси, 1949. С. 4-6 (на груз. яз.); он же. Замечания по поводу ст. П. М. Мурадяна «Армянская надпись храма Джвари»//Мацне. 1968. 4. С. 171-189 (на груз. яз.); Андгуладзе Н. Мцхетский Джвари. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Djobadze W. The Sculptures on the Eastern Facade of the Holy Cross of Mtskheta//OrChr. 1960. Bd. 44. Р. 112-135; 1961. Bd. 45. Р. 70-77; Гвердцители Р. Мцхета. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Закарая П. П. Мцхетский Джвари. Тбилиси, 1966; он же. Памятники Вост. Грузии. М., 1983.

http://pravenc.ru/text/171823.html

Отселе начинается светлый ряд ее молитвенных подвигов и чудес. Прежде всего испрашивает она у Бога чадородие бесплодной дотоле чете, ее призревшей; потом исцеляет умирающего младенца убогой жены, возложив его на лиственный одр свой и осенив чудотворным крестом из виноградных лоз. Сама она живет под кущей в саду царском и ходит по ночам молиться на оставленный ею мыс: там возвышается кедр Ливанский, источающий знамения, ибо под ним сокрыто желанное ею сокровище, нетленный хитон Господень. Нине открыл это один из евреев Мцхетских, сделавшийся сам учеником ее, потомок того, кто некогда принес святыню сию из Иерусалима. Под сенью кедра видит Нина небесное видение, знаменующее будущую славу места, слышит голоса Ангельские и берет оттоле землю для исцелений. Занемогают сама Царица, супруга Мириана, и, услышав о чудной страннице, просит ее в царские палаты к болезненному одру своему; но смиренная Нина испытывает веру и смирение Царицы; она зовет ее под свою убогую кущу, на лиственное ложе, многим уже источившее исцеление, и повинуется Царица: болящую приносят, здравою она отходит, исцеленная не только телом, но и душою, ибо она уже верует во Христа и исповедует его пред супругом. Колеблется Царь, но нелегко свергнуть с себя узы обольстителя душ. Еще один случай прославляет Нину: ближайший родственник Царя Персов, из дома Сассанидов, которому принадлежал и сам Мириан, будучи в гостях у него, заболел смертной болезнью; испуганный ответственностью пред владыкою персов, Царь посылает умолять Нину об исцелении вельможи и получает в ответ тот же зов болящего в убогую кущу. Царедворец возвращается исцеленным и обращенным к вере Христовой, по примеру Царицы. Тогда возгорелся гнев Мириана против ревностной проповедницы, ибо не знал он, какой даст ответ Царю-огнепоклоннику за обращение его ближайшего родственника. Не внимая мольбам Царицы, смертью грозил он Нине и, волнуемый внутренней борьбой, хотел рассеять себя охотой в соседних горах. Там опять настигла его иная чудная буря, подобная первой, обрушившей кумира Армаза: не хотевший воззреть к истинному свету, ослеп он чувственно, подобно Павлу, но кратко было ослепление Царя; он почувствовал над собою руку Божию, он воззвал к Богу Нины и, давши обет Христианства, мгновенно прозрел. Царь, бывший язычник, возвращается в свою столицу Христианином и даже проповедником веры, некогда им гонимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1927. Р. 134). Фигуры написаны в богатой многослойной живописной манере, рисунок несколько жесткий, без использования золотой краски. Одежды евангелистов выполнены с чередованием цвета: на ап. Матфее серовато-розовый хитон и серовато-лиловый гиматий, на ап. Марке наоборот. Лики выписаны выразительно, с использованием зеленоватой охры, мягко моделируемой светло-красной охрой. Фон голубой, позем темно-зеленый, фигуры окружены широко орнаментированным сводом (охра), колонны к-рого опираются на ступенчатые базисы; благодаря схематичному рисунку 2 коротких листьев капители разноцветные (темно-зеленые и оранжевые), около пят арки парами расположены большие разноцветные листья аканта (один направлен вверх, другой вниз), также по листу помещено у базисов колонн. На примере Четвероевангелия можно наблюдать перемены, происходившие в груз. книгописании на рубеже X и XI вв., когда сменялся вид письменности (асомтаврули уступил место нусхури), программа оформления текста стала более разнообразной. Отчетливой становится тенденция превращения заглавных букв в инициалы (Л. 61 об.), появляется монограмма (Л. 95 об.), что также отмечено и в рукописях X в. ( Джручское I Четвероевангелие , Пархальское Четвероевангелие, Мцхетская Псалтырь). Иконография исполнения фигур евангелистов указывает на художественные подходы 2-й пол. X в. (миниатюры помещены в начале текста на отдельном листе, открытая аркада свода не имеет антаблемента, появились крупные стилизованные листья аканта, полноростовые фигуры, отсутствует таблица евангельских зачал) и на восточнохрист. оригинал раннего периода, который был переработан в визант. и груз. искусстве миниатюры IX-X вв. Ист.: Цагарели А. А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1889. Т. 1. Вып. 2. С. XXIX; Каричашвили Д. Каталог книгохранилища Общества распространения грамотности среди грузин. Тифлис, 1905. С. 52 (на груз. яз.); Образцы декоративного убранства груз. рукописей: Альбом из 32 таблиц/Введ., примеч.: Р. Шмерлинг. Тб., 1940. С. 43-45. Рис. 6; Описание груз. рукописей бывшего Общества распространения грамотности среди грузин: Колл. S/Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1959. Т. 1. С. 489-490 (на груз. яз.); Миниатюра евангелиста Матфея//Грузинская рукопись: Альбом. Тб., 2009 (на груз. яз.); Грузинская рукописная книга V-XIX вв.: Альбом/Сост.: Н. Чхиквадзе и др. Тб., 2012. С. 40-41 (на груз. яз). Лит.: Кондаков Н. П. История визант. искусства и иконография по миниатюрам греч. рукописей. Од., 1876; Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts//AJA. 1927: Art Studies. P. 114-147; Шмерлинг Р. Художественное оформление груз. рукописной книги IX-XI вв. Тб., 1979. Т. 2. С. 73-79; Мачавариани Е. Грузинские рукописи: Вопросы письменности и убранства. Тб., 2012 (на груз. яз.). И. Чичинадзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562406.html

В настоящее время в Церкви насчитывается 27 епархий: Мцхетская и Тбилисская (правящий архиерей — Католикос-Патриарх всея Грузии, кафедра в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси)), Алавердская (кафедра — Алаверди), Ахалцихская (кафедра в Ахалцихе и Сапара), Батумская и Схалтская (кафедра в Батуми и Схалта), Бодбийская (кафедра — Бодби), Болнисская и Дманисская (кафедра в Болниси и Дманиси), Боржомская и Ахал-калакская (кафедра — Боржоми), Ванская и Багдатская (кафедра — Багдати), Зугдидская и Цаишская (кафедра в Зугдити и Цаиши), Манглисская и Цалкская (кафедра — Манглиси и Цалка), Маргветская (кафедра — Зестафони), Некресская (кафедра — Некреси и Кварели), Никорцминдская (кафедра — Никорцмин-да), Никозская и Цхинвальская (кафедра — Никози и Цхинвали), Руставская (кафедра — Рустави), Сагареджойская и Гурджаанская (кафедра — Сагереджо и Гурджаани), Самтависская и Горийская (кафедра — в Самтависи и Гори), Урбнисская и Руисская (кафедра — Урбниси, Руиси и Хашури), Потийская (кафедра — Поти), Кутаисская и Гаэнатская (кафедра — Кутаиси и Гелати), Шемокмедская (кафедра — Шемокмеди и Озургети), Цагерская и Сванетская (кафедра — Цагери и Местиа), Цхумская и Абхазская (кафедра — Сухуми и в Новом Афоне), Цилканская (кафедра — Цилкани), Чиатурская (кафедра — Чиатура), Чкондидская (кафедра — Мартвили), Хонская (кафедра — Хони). В 2001 г. парламент Грузии внес изменения и дополнения в Конституцию страны, согласно которым отношения между государством и Церковью будут теперь определяться Конституционным соглашением. Глава 9-я Конституции Грузии выглядит следующим образом: «1. Государство объявляет полную свободу вероисповедания, вместе с тем признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории Грузии и независимость ее от государства. 2. Взаимоотношения грузинского государства и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам международного права, в частности, в сфере основных прав и свобод человека». Над разработкой конституционного соглашения совместно работали парламентарии и представители Патриархии. Соглашение подписывается президентом Грузии и Католикосом-Патриархом, а затем ратифицируется 2/3 голосов депутатов парламента и Св. Синодом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

У западной стены собора, близ мощей св. Киприана и Фотия, помещается бронзовой литой шатер, весьма искусно сделанный котельного дела мастером Дмитрием Сверчковым, в 1627 году, по повелению патриарха Филарета – подражание пещере св. Гроба в древнем Иерусалиме: здесь находится кипарисный Гроб Господень, в котором сначала была положена риза Иисуса Христа, а потом плащаница, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу от персидского шаха Аббаса, которую он взял из Мцхетского собора при покорении Грузии. Между множеством паникадил и лампад, находилось прежде замечательное по величине и отделке главное паникадило, среди собора: оно было сделано в Венеции по усердию боярина Ильи Ивановича Морозова, в 1660 году, в шесть ярусов; чистого серебра в нем было более 60 пудов; на позолоту употреблено 2000 червонцев, а все паникадило стоило тогда до 35 т. червонных; к сожалению, оно в 1812 году не уцелело и заменено новым, в 20 пуд., сделанным шведом Гедлунгом, из отбитого казаками серебра у бегущих французов. У столпов, поддерживающих своды собора, устроены два места: у левого – императорское, шатрообразное, с витыми вызолоченными колоннами и резным двуглавым орлом над балдахином, обитое парчею и золотым галуном; у правого – Патриаршее, также с шатром, утвержденным на каменных столпах, обитое малиновым бархатом, украшенное образами и крестом наверху, вообще древнейшего вкуса, нежели первое; тут стоит посох св. митрополита Петра, из черного дерева. Против южных дверей находится еще третье, весьма древнее Великокняжеское место, называемое Мономаховым престолом; оно все из орехового дерева, от многих лет уже почерневшего; с двух сторон его вырезаны целые исторические картины с надписями ломаным компактным уставом; эта резьба, носящая на себе отпечаток византийского искусства, по всей справедливости заслуживает внимания археологов. Многие изыскатели отечественных древностей, подозревают, что трон сей несправедливо носит на себе название Мономахова, и что он сделан не позднее XIV века; между тем как изображения, сделанные на нем, имея характер глубочайшей древности, кажется, противоречат тому; тут видны воины, представленные точно так, как вооружались норманны в IX и X веках.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

При этом ставилось условием, чтобы печатание книг в типографии как светских, так и духовных было сообразно всем цензурным правилам и изданным духовным начальством постановлениям 182 . Действовала ли эта типография в Тифлисе, а равно какие именно книги были отпечатаны в ней, нам, за отсутствием данных, неизвестно. Во всяком случае нужно предполагать противное, так как до 1863 года все грузинские церковно-богослужебные книги печатались в московской синодальной типографии, где имелось особое грузинское отделение, образовавшееся из заведенной бывшим митрополитом Мцхетским и Карталинским – Варлаамом Эрнстовым, первым экзархом Грузии, грузинской типографии. После же 1863 года грузинские богослужебные книги стали печататься в Тифлисских типографиях. Так, в 1866 году в типографии главного управления наместника кавказского отпечатано было 1185 экземпляров пространного молитвенника за 1568 рублей 183 , в 1872 году из Тифлисской типографии Меликова вышел отпечатанный грузинским церковным шрифтом часослов в 1200 экземпляров 184 . В последующее время печатание книг отдавалось Грузино-имеретинскою Синодальною Конторою с публичных торгов. На происходившей 18 мая 1884 года в Конторе переторжке печатание часослова, служебника и молитвослова отдано было типографщику Е. Хеладзе, предложившему наиболее выгодные для Конторы условия, а именно, он обязался напечатать: часослов за 2 р. 73 к. за экземпляр, служебник – 2 р. 32 к. и молитвослов – 2 р. 18 к 185 . В 1898 г. тому же Хеладзе отдано печатание 2412 экземпляров часослова, 1212 служебника, 1212 экземпляра постной триоди, Евангелия и апостольских посланий 1612 экз., с возложением окончательной корректуры на преосвященного Леонида, бывшего епископа Горийского 186 . Но так как печатание в частных типографиях богослужебных и вообще церковных книг, а также издающегося в Тифлисе официального органа «Духовный Вестник Грузинского экзархата», различных бланков для потребностей церквей и духовных учреждений края и т.д., сопряжено с некоторыми неудобствами, не говоря уже о дороговизне печатания, то духовенство Грузинской епархии на последнем своем съезде, состоявшемся в 1899 году, постановило открыть свою собственную типографию, решив для составления необходимого на это дело капитала в размере 6900 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с современными ему визант. гомилетическими сборниками стала возможной типологическая классификация грузинского М.: были выделены годичные и полугодичные панегирики, 2-летние и специальные гомилии (Афонский Многоглав. 1999. С. 26-38). По наблюдению издателей Афонского Многоглава, развитие грузинского М. как с литургической т. зр., так и с т. зр. принадлежности текстов тому или иному автору гомилий длилось до VIII в., в то время как аналогичные визант. сборники в основном отражают литургическую практику IX-X вв. и последующего периода (Там же. С. 33). Как доказательство древности грузинского М. ученые приводят сохранившуюся в грузинских рукописях гомилию, посвященную древнему празднику обновления Большой иерусалимской церкви (VII в.), а также указывают на наличие чтений на сырную неделю и на акцент, к-рый сделан на празднике Благовещения. По их мнению, различие между М. и визант. панегириками сводится к тому, что в части грузинского М. присутствуют некоторые особенности иерусалимского литургического календаря VII в., в частности 8-недельный постный цикл. В IX-X вв., когда были переписаны сохранившиеся грузинские М., 8-недельный постный цикл был заменен в литургической практике 7-недельным. Кларджетский Многоглав. Х в. (НЦРГ. А 144. Л. 118 об.) Кларджетский Многоглав. Х в. (НЦРГ. А 144. Л. 118 об.) По определению П. И. Ингороквы , М. является энциклопедией или хрестоматией значительного объема, в к-рую включены гл. обр. сочинения христ. авторов с приложением агиографических текстов ( Ингороква. 1978). Появление М. он датировал VI-VII вв., когда католикос Картли (Мцхетский) Кирион I (ок. 599-614/6) был одним из главных представителей грузинской богословской мысли. По мнению ученого, в составлении этого сборника участвовал или сам католикос, или представители его школы. Историю М. также изучали Эсбрук и издатели Афонского Многоглава ( Esbroeck. 1975. Р. 2-11; Афонский Многоглав. 1999. С. 9-15). Агиографическая часть М. является более поздним добавлением, для ранних редакций она имела инородный характер.

http://pravenc.ru/text/2563866.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010