Веруйте, возлюбленные, что Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь« ( Евр.2:18 ), – «только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраните до конца» (см.: Евр.3:6 ) и «не ожесточите сердец ваших в день искушения« ( Евр.3:8 ). В этом «увещавайте друг друга и назидайте один другого... Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». Не воздавайте «злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем« ( 1Фес. 5:11, 14–15 ). «Терпением и утешением из Писаний» сохраняйте «надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса« ( Рим.15:4–5 ), и «братство любить» (см.: 1Петр.2:17 ), как заповедовали нам апостолы. «Стойте в вере« ( 1Кор.16:13 ) на недвижимом камени Православия, по заветам святоотеческим, и легко для вас будет бремя испытания вашего, и будет «надежда наша о вас тверда» ( 2Кор.1:7 ). Чада мои. Ведомо вам, что не впервые Литовскую Церковь постигает испытание веры под чужеземной властью и проповедью «иного упования». Но, верные заповедям Христа Спасителя, заве- там апостольским и наставлениям святых отцов и учителей Церкви Православной, предки ваши «во всеоружии Божием» смогли «противостать всем козням вражиим« (см.: Еф.6:11 ) и сохранили вам в драгоценное наследие веру святую. В крепком стоянии за истину Православия как святыню народа русского они не щадили своей жизни и сияют ныне немеркнущими и путеводными для вас звездами исповедников и мучеников – на небе Церкви Литовской. Во дни испытания вашего «горе имейте сердца», возведите духовные взоры ваши к этому небу, и вы узрите путь ко спасению: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Поминайте святых мучеников, первенцев Антония, Иоанна и Евстафия. Воодушевляемые их святым примером, предки ваши оставили вам в святое наследие и крепости веры, под кров и во ограде коих вы можете укрыться в дни испытания и найти надежные средства обороны от козней диавольских: это братства Церкви Литовской – древнее виленское Свято-Духовское и позднейшие ковенское Свято-Николаевское, гродненское Софийское и иные западнорусские братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Люди шли для того, чтобы почтить тех, кто за Христа переносил тяжкие, несказанные страдания; тех, которые испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:36–38 ). Это те, кто прошел путь, указанный Господом Иисусом: тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную ( Мф. 7:14 ); тот путь, о котором Он говорил: В мире скорбны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир ( Ин. 16:33 ). К великому сонму древних мучеников Христовых приложились святые имена двенадцати мучеников российских, среди которых особенно ярко сияют перед Богом св. Михаил, князь Черниговский и его боярин Феодор и Роман, князь Рязанский, замученный в Золотой Орде за отказ переменить веру христианскую на веру мусульманскую, а также три мученика Виленских: Антоний, Иоанн, Евстафий. Не могу умолчать о такой яркой черте русского благочестия, как подвиг юродства, явленный великими людьми, которые взяли на себя этот тягчайший из всех крестов. Двенадцать великих имен юродивых находим мы в святцах Церкви Российской, только два-три имени в Православной Церкви Греческой, и ни одного в церкви римско-католической. Великой прозорливостью и чудесами Сам Бог засвидетельствовал святость юродивых, и весь православный русский народ глубоко чтит страдальцев и чудотворцев, добровольных мучеников, блаженных Василия и Максима Московских, Прокопия Устюжского и остальных. Трудно нам, нынешним христианам, стоять и держаться против буйных ветров безбожия, но нас укрепляет Всемилостивый Господь памятью о жизни и подвигах множества наших святых предков, увещевает и святой апостол Павел, говоря: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13:7 ). Воздадим же от всего сердца славу и честь, хвалу и благодарение в Троице славимому Богу нашему, излившему на землю Русскую Свой истинный свет, которого не может угасить никакая тьма. Ведь перед нами – огромное сверкающее облако свидетелей о Господе Иисусе. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими ( Евр. 12:1–3 ) и пойти вслед за Христом. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Настоящая публикация включает три очерка 3 , которые посвящены службам Виленским мученикам (Антонию, Иоанну и Евстафию), Гавриилу Белостокскому и преподобному Иову Почаевскому . Здесь же помещен очерк, посвященный службе святителю Иоасафу Белгородскому . У иеромонаха Германа такой очерк отсутствует. Имеется лишь указание на то, что ему не удалось обнаружить материалов, проливающих свет на историю этой службы [Кравецкий 2021:99]. В публикации дополнения к материалам иеромонаха Германа набраны петитом и отмечены знаком . После каждой статьи даны ссылки на обобщающие публикации, в которых хотя бы упоминается текст службы. Это в первую очередь монографии Ф.Г. Спасского, прот. Р. Лозинского и статьи Православной энциклопедии и т. д. Эти ссылки помечены знаком . Следует отметить, что публикация справочника иеромонаха Германа связана с определенными трудностями. Рукопись представляет собой скорее черновик, чем готовый к печати материал. Текст неряшлив и нуждается в редактировании (мелкая языковая правка издателями не оговаривается). Тем не менее, нет никаких сомнений в необходимости публикации этого справочника, поскольку содержащийся в нем материал совершенно уникален. Библиографические ссылки иеромонаха Германа оставлены в том виде, в каком они приведены в рукописи. В текстах, принадлежащих публикаторам, они даются в соответствии с нормами, принятыми в «Трудах Института русского языка им. В. В. Виноградова ». В полной версии справочника статьи расположены в алфавитном порядке, но в этой публикации материал расположен в хронологическом порядке. Служба Святым Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию 21 июня 1868 года от канцелярии обер-прокурора поступило предложение в Святейший Синод, что, согласно определению Святейшего Синода, канцелярией была препровождена к епископу Выборгскому, преосвященному Григорию (Медиоланскому) 4 на предварительное рассмотрение представленная Литовским митрополитом 5 служба святым Виленским мученикам. Преосвященный Григорий, просмотрев службу, дал следующий отзыв, посланный им исполняющему обязанности обер-прокурора Юрию Васильевичу Толстому 6 : «Согласно отношению Вашего Превосходительства от 27 февраля текущего года за 988, возвращая Вашему Превосходительству Службу святым Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию вместе с акафистом, а также и выписку представления преосвященного митрополита Литовского по сему предмету, имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что означенные служба и акафист, по рассмотрению оных мною и сделанном исправлении некоторых замеченных в оных недостатков, впрочем, неважных, мною найдены не заключающими в себе ничего препятствующего одобрению и напечатанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Тем же всяческий род и возраст празднует святую вашу память, песнями славящие Господа. 6 стихира 3 стихира Светлостью, мученицы чудес ваших всю просветите тварь, отгоняющие мглу страстей, и скорбей, бесовских наваждений и болезней от притекающих к вам со слезами и верою просящих вашего заступления, доблии страдальцы Спасовы, Антонине, Иоанне и Евстафию. Тем же верою святое и светоносное ваше ссовершаем торжество. Светлостью мученицы чудес ваших всю просветите тварь, отогнавшие мглу страстей и скорбей от притекающих к вам и верою просящих вашего заступления, доблии страдальцы Спасовы: тем же верою святое и светоносное ваше совершаем торжество. Канон древний и слог устаревший, местами трудно читаемый, так, например, в 1-м тропаре 1-й песни «от онуду осияете» или «Крепостью утвердившиеся святые Вседержательною истиною во чресла державно препоясавшиеся, воистину лукавого силу и коварство разрушите», но обороты правильны. В ЗМ служба читается под 14 апреля [Минея апрель II: 258–274]. При подготовке текста службы составители ЗМ пользовались изданием «Служба и акафист трем мученикам Виленским: Антонию, Иоанну и Евстафию в Вильне пострадавшим 1347 года месяца апреля в 14 день» М., 1887. Редакторы миней привлекали дополнительный материал (в архивном деле имеется два тропаря и кондак по рукописи ГИМ, Уваров 533–4 о , л. 280–280 об., а также тропарь и кондак по московскому изданию часослова 1653 г.), однако эти материалы оказались тождественными тем, которые имелись в печатной версии, и использованы они не были. Молитва виленским мученикам заимствована из сборника [Молитвы 1915:162–162 об.]. При редактировании исключено молитвенное упоминание императора. Спасский 2008:298; Лозинский 2018:268, 428, 477, 482, 485, 507. Служба преподобному Иову Почаевскому, чудотворцу Преподобному Иову в Синодальный период появилось две службы, причем одна вышла из употребления и ее заменила новая с 1903 года. Дело возникло по ходатайству Хойнацкого 8 , автора службы 9 , в 1883 году, и тогда же преосвященный Тихон (Покровский), архиепископ Волынский и Житомирский 10 , писал в Святейший Синод рапорт с приложением самой записки протоиерея Хойнацкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Евлогий Марковский 23 .07(05.08).1942–1943: Винницкая (укр.) Евлогий Воронежская (григ.) Евсевий Гроздов 17(30).04.1912–1919: Псковская 1924–12(25)(?).08.1929: Нарвская Евсевий Никольский 01(14).01.1899–1920: Владивостокская 1919–1920: Смоленская, в. у, 1920–18(31).01.1922: Крутицкая 1920–18(31).01.1922: Московская и Коломенская, в. у. Евсевий Рождественский 15(28).03.1920–1923: Яранская 1923–1923: Ставропольская 1923–1925: Ейская 1926–1927: Нижне-Удинская 1926–1927: Иркутская, в. у. 1927–21.03(03.04).1930: Читинская и Забайкальская 03(16).04.1930–12.1930: Шадринская 03(16).04.1930–12.1930: Свердловская, в. у. 1930–1934: Читинская (?) Евстафий Сафран 12(25).03.1934–22.11(05.12).1935: Можайская (обн.) 22 .11(05.12).1935–08(21).04.1937: Московская (обн.) Коломенская (обн.) Евфимий Калишевский Звенигородская (Киевское вик.) (укр.) Евфимий Лапин 26 .01(08.02).1916–1920: Якутская 1920–1924: Петрозаводская и Олонецкая Евфимий Офейн 30 .04(13.05).1917–1918: Питтсбургская –23.07(05.08).1933: Бруклинская Елевферий Богоявленский 21 .08(03.09).1911–15(28).06–1921: Ковненская 06 .1917–15(28).06.1921: Виленская и Литовская, в. у. 28 .06(11.07).1921–1923; Виленская и Литовская 1921–18(31)12.1940: Ковненская, в. у. 11(24).12.1930–18(31).12.1940: Западно-Европейский Экзархат Московской Патриархии, в. у. 1939–18(31).12.1940: Виленская и Литовская, паки Елевферий Воронцов 10(23).08.1943–01(14).04.1946: Ростовская на Дону 23 .03(05.04).1946–25.11(08.12).1951: Пражская Елевферий –1923: Камышинская Ефрем Ефремов 07(20).04.1932–01(14).01.1934: Яранская 07(20).12.1936–1937: Саранская 07 .1937–13(26).10.1937: Рязанская, в. у. 01(14).09.1937–13(26).10.1937: Курская Ефрем Кузнецов 20 .11(03.12).1916–23.08(05.09).1918: Селенгинская Захария Лобов 22 .09(05.10).1923–1928: Нижне-Чирская 01(14).10.1923–1923: Аксайская 1928–1928: Новоторжская 1928–11(24).04.1929: Бежецкая 24 .04(07.05).1929–12(25).11.1935: Воронежская Захария Попов 17(30).12.1922–: Острогожская (обн.), в. у. Зиновий Дроздов 17(30).01.1913–09(22).05.1918: Мичуринская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Радуйтеся, изгнаннии, поруганнии и убиеннии правды ради, яко мзда ваша многа на небеси. Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие. Кондак 3 Силою Вышняго укрепляеми, небрегосте, святии мученицы, тяжкаго страдания телес ваших, преданных мукам, и на мучения, аки на брачный пир, радостно текосте; мы же благодарственно взываем укрепившему вас Христу Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имуще крепкую надежду на Небеснаго Царя и Бога и помняще апостольское слово, яко подобает повиноватися Богу паче неже человеком, вы, святии мученицы, не повинустеся велению вашего мучителя, еже возвратитися к прежнему языческому нечестию: Радуйтеся, убо исповедавшии Христа пред человеки, и от Него исповеданнии пред Отцем Небесным. Радуйтеся, вернии слузи Христовы, за верность свою наследовавшии Царствие Небесное. Радуйтеся, сожителие Ангелом и приснии всем святым. Радуйтеся, водвореннии в невечернем дни Царствия Божия. Радуйтеся, призирающии с небеси на земную братию вашу и молящиися о всех призывающих вас на помощь. Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие. Кондак 4 Буря ярости ваших мучителей не поколеба крепкия вашея веры, надежды и любве к Спасителю Богу, и вы, святии мученицы, ревностно упреждасте друг друга в тяжких страданиях, воспевая Богу в сердцах ваших: Аллилуиа. Икос 4 Слышана бысть по всей православней земли радостная весть, яко вы, святии мученицы, подвигом добрым подвизастеся, течение ваше добре скончасте и веру до конца соблюдосте. Сего ради мы со всею Православною Церковию ублажаем вас: Радуйтеся, исполнившии слово Христово, еже претерпевый до конца, той спасен будет. Радуйтеся, вашим терпением удивившии мучителей ваших. Радуйтеся, примером вашея жизни и смерти обратившии многих ко Господу. Радуйтеся, яко и ныне чудесами, истекающими от святых мощей ваших, укрепляете Православную веру в людех. Радуйтеся, яко за терпение ваше соблюдеся вам венец правды на небеси. Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие. Кондак 5 Боготечными звездами Православныя веры бысте, святии мученицы, вашим земным соотчичем, указующе им в Православней Церкви единый надежный путь ко спасению, да вси единым сердцем и едиными усты взывают спасающему Богу: Аллилуиа. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-muc...

IX 285 . Это послание не имеет заглавия. Судя по началу послания: „вельможный пане Иистафие!“ нужно думать, что оно написано к Евстафию Воловичу. Волович давно устно просил Артемия побеседовать с ним „о некоих речах от божественного писания“, но Артемий не имел времени. Наконец он исполняет просьбу, ибо хотя „и долгота времени и расстояние местное много, но духовная любовь в таковых не забывается“. Волович был 1568 подканцлером и маршалком надворным литовским, а с 1569 года каштеляном троцким, умер в Сандомире, в 1581 году, каштеляном виленским и великим канцлером литовским 286 . Фамилия Воловичей, как мы уже имели случай в своем месте заметить, принадлежала к кальвинскому исповеданию. Евстафию Воловичу Будный посвятил свое сочинение „оправдание“ и послал ему лист, заключающий в себе неправильное толкование пророчества о семени жены 287 . Курбский в своем послании убеждает Воловича вспомнить правоверие своих предков и отклониться от неправославного учения. Таким образом, Евстафий Волович был кальвинистом, но Артемий не дает на это в своем послании прямых указаний, он не называет его ни еретиком, ни отступником от православия. По всей вероятности, Евстафий Волович, благодаря, с одной стороны широкому распространению кальвинизма, к которому принадлежали многие из знатных фамилий, а с другой – тем поразительным религиозным раздорам и разногласиям, которые имели место в это время в Литве, увлекся учением Кальвина, но не был ревностным его последователем. Поэтому он и обратился к православному Артемию со своей вышеуказанной просьбой. „Ты“, писал ему Артемий, „зряще толика церквам божиим растояниа, и еже друг к другу расторгнение, и ко божественным писанием разногласиа многих“, просил меня побеседовать с тобою от божественного писания. Поэтому же со своей стороны и Артемий не обличает и не укоряет его, но только как-то настойчиво упрашивает с большим старанием испытывать истины разум в божественном писании, чтобы не уклониться к неправому учению, советует осторожно относиться к „мнящимся“ быть христианами, так как они этим именем только прикрывают свою ложь. Кроме предостережения относительно учения еретиков, он говорит о необходимости соединять веру с добрыми делами, о „деянии креста“ 288 , об иконах и крестном знамении. Судя по замечанию Артемия, что Евстафий Волович уже давно обращался к нему со своей просьбой, но что он, Артемий, не имел времени исполнить ее, нужно думать, что это послание писано уже после того, как он довольно времени прожил в Литве, т.-е. не ранее конца шестидесятых годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Всякия скорби, болезни и прилоги наша утоляете, святии мученицы, и темныя зраки лукавых бесов далече от нас отгоняете, да тако вашею помощию, благодатию же Божиею спасаеми, благодарным и радостным гласом воспеваем Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витийство человеческое немотствует, тщащееся восхвалити вас, святии мученицы, за ваша страдания, яже претерпесте Христа ради, и за вашу мученическую смерть. Обаче, любовию вашею побеждаеми, елико можем, ублажаем вас: Радуйтеся, возвеселившии весь Ангельский лик вашим за Христа терпением и страданием. Радуйтеся, дружелюбно принятии на небеси от всего сонма праведников и угодников Божиих. Радуйтеся, яко представше Престолу Господню, сподобилися есте поклонитися Ему и получити от Него вечную награду. Радуйтеся, обитающии во светлостех святых, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Радуйтеся, утешителие всех гонимых и терпящих за Христову веру. Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие. Кондак 10 Спасения и вечнаго покоя достигше после многоскорбныя земныя жизни, вы и нас, святии мученицы, поучаете, яко един есть истинный путь ко спасению в сем мире злом и лукавом, еже вся благодушно терпети Христа ради, воспевающе Ему усердно: Аллилуиа. Икос 10 Стены пещернаго храма, идеже нетленно почивают цельбоносная телеса ваша, просвещаются, аки небесный чертог, и вси жаждущии спасения прибегают к вам, святии мученицы, с мольбами, с благодарением и со славословием: Радуйтеся, помощницы наши в скорбех, болезнех и печалех. Радуйтеся, ходатаи наши пред Престолом Небеснаго Судии живых и мертвых. Радуйтеся, яко никтоже прибегаяй к вам помощи ради, отходит от вас тощь. Радуйтеся, щедрии подателие нам Божией милости. Радуйтеся, обрадовании на небеси, и нас на земли укрепляющии в радостней надежде вечнаго спасения. Радуйтеся, святии мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие. Кондак 11 Пению ангельскаго лика на небеси совокупльше ваша преподобныя гласы, святии мученицы, купно с Небесными чинми, непрестанно славите Господа Бога. И мы, недостойнии, уповающе на милосердие Божие, дерзаем на земли бренными устами и благодарным сердцем воспевати Ему: Аллилуиа. Икос 11

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-muc...

«Умышлением и попечением» их напечатано в 1575 году в Вильне, в типографии Мамонычей, Евангелие, экземпляр которого хранится ныне в Имп. Публ. Библ. Из послесловия к Евангелию видно, 222 что Зиновий Зарецкий был в те время бурмистром Виленским, а Иван Зарецкий – старостой Упитским. Имена их встречаются потом между членами виленского братства. Один из них служил в Вильне скарбным или казначеем при подскарбии литовском Евстафии Воловиче. 223 Отсюда, вероятно, и произошло знакомство Артемия с Зарецкими, которое вызвало обмен мнений. Зарецкие, очевидно, не раз обращались к Артемию, так как, основываясь на словах последнего в рассматриваемом послании: «а еже тогда избыло от нас, внегда писахом о божественней литоргии, нест праздно и днесь приложити, ради безбожных ругателей», 224 можно думать, что было и другое послание Зарецкому, предшествовавшее сохранившемуся. Время написания последнего также точно определить нельзя. Впрочем, если предположить знакомство Артемия с Зарецкими в ту пору, когда один из них состоял на службе при Евстафии Воловиче, т. е. до 1568 года, то можно заключить, что и послание относится к 60 годам XVI века, т. е. опять-таки к тому времени, когда Артемий получил более или менее определенное место жительства и всецело предался защите православия. IV. «Послание до Симона еретика Будкою» (лл. 73 об. – 105 об.; Р. Ист. Библ., т. IV, ст. 1287–1328). Послание это весьма интересно, потому что характеризует отношение старца Артемия к одному из виднейших представителей новых учений – Симону Будному, в то время бывшему еще кальвинистом, но уже склонявшемуся на сторону антитринитариев, в чем Артемий и упрекает его в этом послании. Содержание послания составляет увещание Будного и просьба отстать от протестантских учений, которые тут же опровергаются, при чем Артемий защищает соответственные христианские установления, не принимавшиеся еретиками: крестное знамение, иконы, учение об оправдании человека не только верою, но и нравственной жизнью. В учении протестантов автор насчитывает до десяти прежде бывших ересей и упрекает их в том, что они искажают веру во Христа и подрывают авторитет Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Граф Евстафий Тышкевич был один из двух братьев, равным образом приобревших себе репутацию в тогдашнем интеллигентном мире Западной Руси. Старший брат его Константин был страстный археолог, известный копатель курганов в Литовском крае, издавший любопытное сочинение о своих раскопках. Меньшой – Евстафий – также был любителем истории и археологии и сделался председателем археографической комиссии в Вильне в то время. Это был старообразный человек невысокого роста, с лысою головою, и казался на вид лет шестидесяти, но на самом деле ему было не более сорока пяти. Говорили, что он прежде вел разгульную жизнь, подорвавшую разом и его состояние, и его здоровье. Впрочем, он в своих приемах был жив, любезен и весел. Заведуя историческим музеем, состоявшим при виленской археографической комиссии, он преимущественно обращал внимание на памятники времен господства польского элемента в Литве, и от этого в последующее время русские люди, занимавшиеся литовской археологией, были им недовольны и говорили, что он умышленно старался оставить в тени и забытьи все, что напоминало о бывшем некогда господстве православной веры и русского языка в Вильне. Справедливо ли такое составившееся о нем мнение – я не беру на себя решать. В музее, при котором состоял отдел археографической комиссии, все было направлено к тому, чтобы удалить воспоминание о господствовавшем некогда русском элементе края и утвердить всеобщее мнение, что он искони был польским и не должен быть иным. В заседаниях комиссии употреблялся исключительно польский язык. Председатель комиссии граф Е. Тышкевич любезно возил меня по городу и его окрестностям; потом пригласил в заседание комиссии как ее члена, каким я считался. Когда я вступил в зал, все члены комиссии встали со своих мест, и председатель обратился ко мне с речью, исполненною любезностей и похвал: говорил, что мои беспристрастные ученые труды, чуждые всяких национальных видов, высоко поставили мое имя у всех славянских народов и тем более у польского, которого истории я так часто касался в своих трудах, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010