4 . Если же [выходит, что] следует верить беснующемуся Саулу, словно обладающему истинным ведением, или бесу, похваляющемуся и объявляющему, будто может вывести из ада души праведников, то давай рассудим между собой, дражайший из мужей Евтропий, какой хулы должен быть исполнен тот, кто мыслит таким и подобным этому образом. Ибо многим, как представляется, Ориген погрешил против истины, между тем как владыка наш Иисус ясно сказал о диаволе: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец и отец лжи 19 . Итак, что ты говоришь, Ориген ? Надобно вопросить тебя, истинно ли то, что изрек Спаситель, или в ответ ты будешь утверждать обратное? Если истинны слова Господни, стало быть, наглый бес солгал по обыкновению. Если же ты определяешь речения бесовские как неложные, то представляешь Господа лжецом. Видишь, в какую нелепость впало провозглашаемое тобой утверждение? Ведь когда бесы принуждаются говорить правду, они делают это против своей воли, терзаемые муками: не стали бы они говорить что бы то ни было неложное добровольно. Если же кто-то решительно утверждает, будто бы этот [бес] выводит из ада праведников, не становится ли ясно, что таковой [человек] обманом вводит ложь, желая привести кого-нибудь к погибели? Конечно, говорит [ Ориген ], не бес это изрек, но повествовательный глас автора; мы же верим, что автор этих слов есть Дух Святой, а не человек 20 . Неужели он не понимает, как противоположно смыслу повествования то, что он утверждает? Ведь тем, кто провели большее время в различного рода литературных занятиях, лучше известно, что повествовательная речь автора выразила то, что будто бы делает и говорит вопрошающему предсказание Саулу чревовещательница. Разумеется, автор, повествующий о ней и приводящий дословно ее слова, говорит: И сказала женщина: кого вывести тебе? 21 Кто же выставляет себя в столь нелепом виде, прикидываясь, будто не понимает, что слова эти принадлежат не автору, а бесноватой женщине, о которой прежде упомянуто? При этом нигде нет подтверждения истинности ее слов, и никто вообще не мог бы этого показать.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

I. Идея апокатастасиса в истории Церкви Что ожидает людей после смерти? Слово Божие говорит об этом вполне определённо: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). О вечности грядущего наказания для грешников говорится также в словах: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:29 ); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). Эту истину Откровения повторило и подавляющее большинство последующих церковных писателей. Однако в первой половине III века александрийский пресвитер Ориген (†254) стал учить, что в конце мира произойдёт апокатастасис, что означает «восстановление», то есть, спасение всех разумных существ, как людей, так и демонов. Ориген был известным богословом древности и неудивительно, что его идеи можно увидеть у некоторых авторов, живших позднее. В частности, идея о конечности адских мук встречается у Дидима Слепца , св. Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуэстийского и Диодора Тарсийского 1 . В соответствии с заповедью: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ), Церковь не приняла этого новшества. Богословские споры о неправославных мнениях Оригена 2 начались ещё при его жизни, а к концу III века с обстоятельной критикой идей Оригена выступили св. Пётр Александрийский, св. Мефодий Патарский , св. Евстафий Антиохийский 3 . Ещё сто лет спустя около 400 г. состоялось четыре поместных собора, осудивших учение Оригена – Александрийский, под председательством патриарха Феофила, Римский, под председательством папы Анастасия I 4 , Кипрский, под председательством св. Епифания 5 , и Иерусалимский. Причём, по сообщению Сульпиция Севера, свидетеля одного из них, как раз идея об апокатастасисе вызвала наибольшее возмущение участников, вспыхнувшее тогда, «когда епископы читали многие отрывки из его книг... и воспроизвели одно место, в котором утверждалось, что Господь Иисус... муками Своими даже прегрешения дьявола искупил. Ибо так это по доброте и милосердию Его присуще, что, если жалкого человека Он преображает, то и падшего ангела тоже освободит» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

— Где это написано? — воскликнула Соня. — Сейчас найду… подожди… — Оксана склонилась над книгой. — Понимаешь, я ведь всегда просто читала Евангелие, с начала и до конца, и специально ничего не учила… Вот, нашла. Соня сама прочитала: да, да, так и было написано! — и записала главу и стих. Голова ее начинала как будто слегка кружиться… А Оксана продолжала, не заглядывая в Книгу: — А как начинается Евангелие от Иоанна? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца». Читаешь? И дальше — свидетельство Иоанна Крестителя о Христе… А теперь посмотри третий стих: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Им создано все, что только создано, понимаешь? Это — прямо о том, что Христос — Творец, а не создание. Епископ Леонтий Кесарийский сказал, что иначе пришлось бы утверждать, что Он создал и Самого Себя. Это было давным-давно, на первом Вселенском Соборе, обличившем ересь Ария. Тогда же Евстафий Антиохийский обратил внимание всех на слова из Ветхого Завета: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему». Тот, Кто сказал, и Тот, Кому сказал, — Один Бог, видишь?! И еще много есть об этом в Писании, я тебе дам ссылки потом и принесу почитать книгу о Вселенских Соборах. — А… — Соня вспомнила один из «уроков», — почему же Христос молился Богу… если Он Сам — Бог? Они говорят, не мог же Он молиться Сам Себе? — Христос молился Богу Отцу, это так прямо и написано в Евангелии, посмотри, к примеру, Евангелие от Иоанна, семнадцатую главу… Видишь? Воскрешая Лазаря, Господь произнес слова, которые открывают одну из причин того, почему Он так делал. Смотри: «Иисус… возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня, Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Иоанн Златоуст писал, что Спаситель часто говорил «уничиженно» по снисхождению к слушавшим Его, ради немощи их и неразумия, так как они не вмещали слова, соответствующего Его величию, и соблазнялись о Нем. Вообще же евангелисты замечают в Нем много человеческого, и это для того, чтобы показать, что Его воплощение истинно, что Он действительно был облечен нашим естеством. И еще: Он зачастую поступал как человек, чтобы Своим примером научить нас, что нам должно делать в тех или иных обстоятельствах. Надо различать, когда Он поступал как Бог, а когда — как Человек. Как Человек он скорбел о Лазаре и прослезился, идя ко гробу его, а как Бог — воскресил его. Как Человек Он алкал и жаждал, а как Бог — насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Как Человек Он заснул в лодке, а как Бог — утишил бурю. Как Человек он сказал: «Душа Моя скорбит смертельно» , а как Бог преподал апостолам мир Свой и послал от Отца Духа Святого.

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Если же тот, кто составлял против Господа нечестивые заговоры, тем не менее, пророчествует не от себя, но, несомненно, был движим другим для обличения самого себя, то если кто-нибудь еще сделает что-либо подобное, – не следует принимать, будто он охвачен силой еще более божественной, и нельзя также допустить, если кто-нибудь скажет, что бесовской ворожбе свойственно, словно Богу, выводить из ада души и ангельские воинства. Стоит послушать, что о таких пророках говорит Моисей, когда во Второзаконии предсказывает: Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при этом: «Пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знаете», – то не слушайте слов пророка сего, говорит, или сновидца сего, ибо испытывает вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа Бога вашего 144 . Представляя здесь двоицу Отца и единородного Сына, одного назвал испытующим Господом, другого же, Который существует рядом с Ним, – возлюбленным Господом и Богом, дабы из двоицы показать одно божество и истинное богорождение. Если же такой пророк, который обещает показать знамение или чудо, совершенно осуждается, когда вводит беззаконное идолослужение, – хотя бы и сила знамения действительно была предварительно явлена, – то насколько более не следует доверять бесу, обещающему вызвать из ада души и духи праведников? Но никто из нечестивых не мог бы сказать, что в то время, когда бесы совершали ворожбу, Бог воздвиг Самуила, желая испытать неправедного царя, дабы он приписал происшедшее бесовскому обещанию, и под этим предлогом обманом уничтожил некоторых из них; ибо необходимо всячески остерегаться скверны волхования, как предписал законодатель. Или кто-нибудь не считает птицегадание, волхование чревовещательницы и показания прорицаний омерзительными вещами? Пусть послушает, как Моисей немного далее снова постановляет: Когда, говорит, ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать согласно мерзостям народов тех; не должен находиться у тебя очищающий сына своего и дочь свою огнем, и волхвующий волхованием и чародей, и птицегадатель, и заклинатель зельями, чревовещатель и гадатель, и вопрошающий мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

И из отечества изгнали его и многое другое воздвигли тогда против этого блаженного, хотя не имели никакой справедливой причины к обвинению, а только то, что, по словам Апостола Павла, враги его «заменили истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим.1:25), он же удалился от нечестия и убоялся беззакония, но это достойно венцов, а не обвинения». «Для чего же был изгнан святой Евстафий, для чего Бог попустил гонителям его. Для чего? Не подумайте, что слова эти послужат к разрешению одного только этого недоумения; нет, если случится вам говорить о подобном и с язычниками, или еретиками, то, что будет здесь сказано, будет достаточно к разрешению всякого недоумения. Бог попускает истинной и апостольской вере Своей подвергаться многим нападениям, а ересям и язычеству попускает наслаждаться спокойствием; для чего? Для того, чтобы ты познал слабость их, когда они, и не тревожимые, сами собою разрушаются, и чтобы ты убедился в силе веры, которая терпит нападения и чрез самих противников умножается… Видишь ли, что Бог для того попускает ангелам сатаны нападать на рабов Божиих и причинять им бесчисленные бедствия, чтобы проявилась сила Его. По истине, с язычниками ли или с жалкими иудеями мы станем рассуждать, для нас достаточно будет для доказательства божественной силы то, что вера Христова, подвергаясь бесчисленным войнам, одержала верх, и, тогда как вся вселенная противоборствовала и все с великим жаром гнали тех двенадцать человек, то есть апостолов, они, бичуемые, гонимые и терпевшие бесчисленные бедствия, были в состоянии в короткое время с полным превосходством победить причинявших им это. Для того Бог попустил и блаженному Евстафию Антиохийскому быть отправленным на чужбину, чтобы еще более показать нам и силу истины и бессилие еретиков». «Молитвами святителя Евстафия да спасет Господь Бог Церковь Свою от всякого лжеименного знания и разделения и да сохранит церковное единение и мир в духе кротости и любви христианской, и всех нас, верующих, да помилует и спасет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ибо, когда диавол, пленивший сего мужа, захотел всяческими способами поразить его, он пытался с очевидностью показать, что бес имеет власть вывести не только лишь одну душу праведника, но и души всех святых мужей. Снарядив отряд бесов в этом месте и собрав их всех в тот решающий час, он похвалялся этим, желая убедить всех, что он есть бог, соединитель всех. Поскольку же, по своему безумию, делать себя богом было у него в обыкновении, Исаия обличал его прямо в лицо и провозглашал священническим и пророческим гласом: Ты же говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд поставлю престол мой, сяду на горе высокой, на гору высокую к северу взойду выше облаков, буду подобен Всевышнему» 43 . Сам Господь прямо свидетельствует подобное этому, говоря через пророка Иезекииля: За то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, обитаю в сердце морей», ты же человек, а не Бог 44 . Какими наказаниями угрожает ему Бог за это, легко увидеть из того, что следует ниже 45 . А то, что он, всякий раз похваляясь, полагается на такие пустые вещи, с очевидностью следует из Божественного осуждения. Посему, если бес был способен вывести так называемых богов, не следует ли с необходимостью полагать, что выводящий сильнее выводимых? Если же он превосходит святых, то следует принять, что сильней его, в свою очередь, сам князь бесовский. И если согласиться с этими предпосылками, то отсюда с бесспорной силой следует, что он есть Бог богов 46 , подающий своим слугам такую силу, что духи и души праведных могут быть выведены ими из ада. Однако никто из здравомыслящих не станет вообще утверждать такое, дабы не вынести вердикт, противоречащий святым свидетельствам. Когда же безумный в продолжение беседы задал второй вопрос и сказал: Что ты узнала? – она снова незамедлительно ответила на вопрос: мужа прямого, восходящего от земли, и он облачен в длинную одежду 47 . И поскольку он ничего не увидел, то как раз из услышанных ее слов он и узнал по своему собственному разумению, что это Самуил, – потому именно, что был одержим бесом изнутри.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Из этого стало бы известным, Кто имеет сильнейшую власть, и всем сделалось бы явным наилучшее. Итак, когда он повелел им первым совершить жертвоприношение, они выбрали себе тельца и разрезали его на части по обычаю, и, призывая четверообразного идола, именуемого Ваалом, однако, ничего не сделали. Тем не менее они, как сказано, кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями до пролития крови 32 . Затем повествовательный глас автора продолжает: Они пророчествовали до того, как прошел полдень 33 . А поскольку буква [Писания] не определила с точностью, были ли их пророчества истинными или ложными, не скажет ли кто-нибудь на этом основании, что это были истинные пророки? Ибо в тексте, согласно отрицательному правилу Оригена 34 , должно быть сказано: «Они пророчествовали только с виду, ничего истинного не говорили, поскольку произнесение предсказаний у них не практиковалось». Писание же просто и ясно возвещает: Они пророчествовали до того, как прошел полдень. Разве не следует из самой буквы повествования, что этот случай вполне подобен первому? Ибо если автор того и другого рассказов один и тот же, он из обоих повествований выводит одинаковый смысл. Так же как и здесь, выставив наперед именования идолослужителей, он ясно выразил мнение, что относительно таковых следует иметь в виду, что они лжепророки, оставившие предсказания, – так и там, наперед выставив лица, одержимые бесами, и действия беззаконного волхования, он по умолчанию указал, что должны думать люди, пребывающие в здравом уме, относительно тех, кто лишился рассудка. 9 . Однако, если я буду приводить подобные свидетельства, у меня, вероятно, не достанет времени. Посему я удовольствуюсь тем, что присовокуплю еще один только образ в качестве наглядного подтверждения. В записанном рассказе об Исходе запечатлено, как Сам Господь повелел спутникам Моисея и Аарона 35 бросить на землю жезл перед Фараоном, дабы, когда жезл превратится в змея, египтяне были бы поражены страшным знамением 36 . Когда же это было чудесным образом сделано, правитель, обманываемый своим глупым сумасбродством, призвал, сказано, вместе мудрецов и чародеев Египетских; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Однако он никогда ничем не поделился с бедняком – совсем ничем, ни от излишков, ни от крох, падавших на землю, – хотя и не наказывал этого мужа ударами, не гнал его по земле, покрывая ранами. Тем не менее, когда оба были взяты из этого мира, один упокоился на лоне праотца Авраама, другой же был предан неугасимому огненному пламени. И когда богач мучился в адском огне, увидел оттуда праотца и Лазаря на лоне его. Охваченный пламенем, он страстно желал, чтобы Авраам послал к нему бедняка. Ибо он умолял, дабы Лазарь пришел, омочил конец перста в воде и прохладил язык его, коснувшись каплей жидкости. Так вот, несчастный, страдая от нестерпимого огненного мучения, с мольбой посылал эти просьбы. Когда же праотец в ответ на его слова указал, что каждый получил в свою меру соответствующую награду, – тогда, прибавив, произнес: И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят 83 . Посему, если между праведными и неправедными водружена пропасть, так что невозможно перейти отсюда туда, равно как и те, которые находятся на той стороне, не могут прийти сюда, то этим подтверждается, что Саул, будучи неправеден, не пребывает с пророком Самуилом. Ибо коль скоро богач не может пребывать с бедняком, хотя он и не причинил ему вреда и не прогнал его, но лишь не поделился с ним без всякого труда тем, что имел, то сколь более сей негодный муж недостоин наслаждаться соучастием со святыми? 15 . Не надлежит ли нам, однако, рассмотреть, как Саул преступает повеление Божие ради постыдной выгоды 84 и как, будучи неизлечимо поражен бесом, предается зависти? Преследует совершенно нелепым образом святолепного Давида, хотя Давид укрощал пророческим псалмопением свирепейшего демона, бесившегося в нем 85 ; умерщвляет священников Господних числом триста пятьдесят 86 ; отступает от Бога, нечестиво предаваясь ворожбе. Если же такие и подобные этим он совершил дела, то как можно считать, что он закончил свои дни вместе с чудотворцем Самуилом, который в летнее время испросил дождь, и по его молитве излилось безмерное множество вод? 87 Но коль скоро нельзя сказать, что Саул пребывает вместе с Самуилом, то, значит, солгал говорящий: Завтра ты будешь со мной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Согласно с этим и прежде Отрок Божий свидетельствовал, когда провозвестил, что Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах 108 . Посему, коль скоро Он сказал, что Тот, Кто произошел от человеческого рода, единственнейший из всех взошел на небо, откуда снова сошел сюда, и опять вернулся на небо 109 , – тем самым утверждает, что Человек совершил все эти дела исключительным образом по причине совершенства души. Ибо святая душа Христа, совместно жительствуя с Богом Словом, обходит сразу все области, и восходит на высочайшее небо, куда никакой другой человек не восходил. Однако это было даровано той человеческой природе, которую понес на Себе Бог Слово. То, что Отрок Божий пребывает сразу повсюду, более всего подтверждает Иоанн, свидетель, слышавший Христа своими собственными ушами и восклицавший: Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил 110 . И если Христос, пребывая здесь, ходил в телесном виде, когда возвещал эти слова Иоанну, а Иоанн, в свою очередь, восприняв эти речения, возвещал, что Он, когда гостил на земле в Своем теле, пребывал одновременно в недрах Отчих, – то как можно не понимать, что и на небеса взошел Тот, Кто обитает в родительских недрах, и на земле Он жительствовал подобающим Богу образом и везде пребывал одновременно как Бог? 19 . Но ежели кто, немощствуя иудейской слепотой, не принимает евангельских слов, – приведем ему изречения Соломона, звучащие примерно так: Ибо, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины, сошло с небес от царственных престолов всемогущее Слово Твое, неся острый меч – неизменное Твое повеление и, став, наполнило все смертью ; Оно касалось неба и ходило по земле 111 . Посему, коль скоро единородный Сын Самого Бога с единодушным согласием [как в Новом, так и в Ветхом Завете] провозглашается Богом Словом, посредством Которого произошли ангелы, и небеса, и земля, и моря, и бездны, и светила небесные, и, говоря вкратце, весь состав творения, и, таким образом, праведным судом вразумляя всех людей, на небесах Он держится престола вечного Царствия, в то время как острым приговором карает неправедных – кроме того, будучи всемогущим в совершаемых деяниях как Бог и Божие Слово, Он одновременно касался неба и ходил по земле – то очевидно, что Он наполняет все 112 повсюду в силу совершенства божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Так, пришел некогда Господь с желанием остановиться в одно пограничное с Иудеей селение. Оно принадлежало Самарянам. Но они грубо отвергли Желавшего прийти к ним. И вот, негодуя на это, ученики приступили к Нему и сказали: «Господи! хочешь, скажем огню низойти с неба и истребить их» ( Лк.9:54 ). Но Спаситель опять говорит им: оставьте их, или не знаете, что «могу умолить Отца Моего, и представит Мне теперь двенадцать легионов Ангелов» ( Мф.26:53 ). Ведь Он пришел не для того, чтобы как Бог собственною и природною силою пользоваться против врагов Своих, напротив, – для того, чтобы быть учителем крайнего к нам милосердия и представить образец самого наивысшего незлобия. Поэтому и говорит: «научитесь от Меня, потому что кроток Я и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Но намерение Петра, поднявшего меч на противников, не противоречит законной заповеди, ибо она повелевала воздавать безвинно обижаемым ногу за ногу, и руку за руку, и рану за рану, и вред за —138— вред ( Исх.21:24–25 ). Но для какого же дела пришли вооруженные мечами и дреколиями, снабженные оружием и собранные во множестве, как без сомнения не за тем, что могло бы подвергнуть учеников смерти? Ведь они несли с собою и дреколия и мечи, на что ясно указал нам Спаситель, в другом месте сказав им: «Как на разбойника вышли вы с мечами и дреколиями схватить Меня! ежедневно во храме сидел Я уча, и не брали вы Меня» ( Мф.26:55 ). Итак, намерение Петра было законно и древним уставам не противоречило. Но Господь наш Иисус Христос, так как пришел для того, чтобы научить вышезаконному и преобразить нас в подобную Ему кротость, запрещает согласные с законом намерения, как не имеющие полного совершенства истинного блага: ибо не в воздаяниях равного заключается совершенное благо, напротив – оно проявляется в наивысшей незлобивости. Но, быть может, и после этого усомнится кто-либо и скажет в себе самом: но откуда у Петра меч? Ответим опять, что налагавшаяся законом обязанность защищаться от обидчиков вносила и потребность в мече. В самом деле, что если бы захотел кто поражать мечом людей совершенно безвредных, как бы он мог получить равное возмездие (со стороны потерпевших, у коих нет мечей)? Кроме того, вероятно и то, что святые апостолы, выходя из дома в средине ночи и намереваясь войти в рощи и сады, опасались и нападения диких зверей, ибо страна иудейская была особенно обильна зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010