Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Сергий Радонежский, прп. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. XVI.] Прп. Сергий с житием. Мастерская Феодосия. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. 136 х 97,5. Из Успенского собора г. Дмитрова. С 1965 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва. Файл 9952.jpg:   Размер: 1400x1992, 2.79 MPix, 1238 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (1983) , (132) . Описание: [Россия. 2004.] Прп. Сергий Радонежский. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2004 г. Файл 9954.jpg:   Размер: 425x1200, 0.51 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (780) , (41) . Описание: [Москва. 2004.] Прп. Сергий Радонежский. Тарасова С.Л. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2004 год. 33.5 см. х 14 см. Написана на доске крышки раки преподобного 1835 года. Икона с частицей мощей прп. Сергия. Собрание игумена Луки. Файл 9955.jpg:   Размер: 499x1258, 0.63 MPix, 43 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (987) , (45) . Описание: [Русь. 1591.] Прп. Сергий с житием (фрагмент). Евстафий Головкин. Икона. Русь. 1591 г. 65 х 52.5. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Файл 9957.jpg:   Размер: 858x1200, 1.03 MPix, 118 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (733) , (41) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 9958.jpg:   Размер: 321x1188, 0.38 MPix, 100 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (439) , (24) . Описание: [Москва. 2006.] Прп. Сергий с избранными святыми на полях. Некрасова Т. и др. (выпускники иконописной школы 2007 г.). Икона. Сергиев Посад. 2006 г.

http://pravicon.com/icon-2868-photo

Герман Васкин, строитель Троиц. Серг. мон., 715. Герман, архиеп. казанский, 252. Герман, игумен Офонеевы пустыни, владелец, 275. Герман, балахонец, инок, владелец, 291. Гермоген, митр. казанский, автор, 659, 667, 668, 679. Гермоген, старец ,владелец, 50. Геронтий, митр. всероссийский, 224. Глагольское письмо, 89, 762. Голицыных род, 820. Головины, владельцы: Петр, Михаил, Автоном и Сергий, 809. Головкина Евстафия, келаря Серг. мон., книги, 84, 266, 470, 471, 484, 488, 494, 497, 519, 520, 526, 536, 547, 550, 559, 567, 569, 580, 622. Горин Афанасий, владелец, 11, 169. Градский закон см. Закон. Грамматика славянская. Выписки из нее, 201, 740, 812. Греческие приписи, 10, 34, 107, 171, 200, 308, 320, 715, 762, 765, на неизвестном языке, 175, 780. Переводы греческие, латинские см. Переводы. Григория Богослова слова и отрывки, 8, 11, 87, 122, 142–144, 146, 192, 200, 201, 204, 207, 404, 680, 703, 760, 765, 768, 783, 785, 786, 793, 794, 804, 812. Шестнадцать слов истолкованы Никитою ираклийским, 8, 136–141. Толкование кн. Песни Песней, 730. Послание ему В. Василиа, 131–134, 188, 205, 206. Изображение, 137. Житие см. Жития Святых. Григория Двоеслова , папы римского: Беседы, 153, 256, 766. Послание его к царю Леону о иконах, 749. Слова и отрывки, 9, 122, 146, 189, 202, 203, 214, 277, 677, 704, 771, 775, 794, 804. Изображение, 222. Литургия см. Служебник. Григория Нисского : Послание Литону епископу, 15, 205–207. Сочинения, 233, 669, 670, 672, 678, 680, 681, 741, 758. Его житие см. Жития. Григория Неокесарийского : правила, 15, 205–207, слово на Благовещение, 643, 796. Григория Синаита , книга сочинений, 186, 704, 748. Выписки оттуда, 13, 37, 156, 183, 308, 407, 753, 756, 758, 763, 766–768, 770. Его канон св. Отцам, 265 и др. Житие см. Жития. Григория, архиеп. антиохийского, слова, 142–144, 805. Григория, архиеп. селунского, прение, 116, слово 680, 681, житие его, 671. Григория философа слова, 804. Григория Цамблака, митр. киевского,сочинения, 138, 146, 180, 265, 630, 663–665, 675, 677, 678, 680, 681, 686, 753, 758, 763, 764.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Спальники с трудом могли уложить его на постель, разостланную на полу». Сообщение это находит подтверждение в важном отечественном источнике. Как записано во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, 6 января 1583 года, посетив обитель, царь призвал к себе троицких старцев Евстафия Головкина и Варсонофия Якимова, а также своего духовника Феодосия Вятку и просил их устроить в обители ежедневное поминовение по его сыне «вовеки и навеки, докуды обитель сия святая стоит». «И о том поминание о царевиче Иванне плакал и рыдал, и умолял царь и государь, шесть поклонов в землю челом положил со слезами и рыданием». Так через два года после гибели сына царь продолжал оплакивать его смерть. По душе царевича были даны огромные вклады в русские обители (только Троице-Сергиев монастырь получил 5 тысяч рублей), а когда был заключен мир, такие же огромные вклады были посланы в наиболее чтимые обители православного Востока — на Афон, в Иерусалим и на Синай. Объяснения эти никак не соответствовали истине. Царю было хорошо известно, что его «воеводы сидят во Пскове здорово и безстрашно и людем государевым убою нет и порухи над городом нет никоторые», да и советами иезуита он не намерен был руководствоваться. С течением времени в этой неприятной истине должен был убедиться и сам Антонио Поссевино. Оказывая любезности папскому посланцу и делая многозначительные заявления (но не на официальном приеме, а на пиру), царь одновременно принимал меры к тому, чтобы приехавшие к нему католические священники не имели никаких возможностей для ведения миссионерской деятельности. По сообщению самого Поссевино, царь «запрещал переводчикам даже переводить все то, что имеет отношение к религии». Обсуждение же вопроса о характере разногласий между церквями и способах их преодоления было отложено до того времени, когда Поссевино вернется в Москву после завершения мирных переговоров. Когда это произошло и царь принял посланца по его настоянию, он уже не нуждался в содействии курии и мог дать волю своим чувствам по отношению к Риму.

http://sedmitza.ru/lib/text/438986/

был игуменом у Троицы: знаменитый Иоасаф Скрипицын (до 1539 г.), близкий человек великого князя Василия, своими советами облегчавший его кончину. По смерти Даниила Иоасаф был митрополитом всея Руси, первосоветником юного Ивана Васильевича Грозного и принял деятельное участие в устройстве государственных дел в смутную эпоху боярского самовластия. Преемник Иоасафа Алексий был, по оставлении игуменства и 1543 г., архиепископом Ростовским, и затем вместе с Иоасафом жил у Троицы. Архиепископом Ростовским был и один из преемников Алексия, игумен Никандр (до 1545 г.). Игумен Серапион II Курцев (до 1551 г.) принимал деятельное участие на Стоглавом соборе и известен своими сношениями по делам собора с русскими иерархами. Серапион после того был архиепископом Новгородским. В половине XVI в. занимал настоятельство в Троицкой Лавре игумен Артемий, имевший, по словам протопопа Сильверста, и «учение книжное довольное, и добрый нрав и смирение», заботившийся о переводе на русский язык творений отцев Церкви, известный своим ходатайством за старца Максима Грека , своим гуманным отношением к еретикам Жидовствующим, навлекший на себя подозрение за то самое в еретичестве. Это тот просвещенный игумен Артемий, который своими сильными посланиями, громко и ясно свидетельствующими о его твердости и ревности в православной вере удержал Литовскую Русь, по словах о. Леонида, от впадения в протестантизм. Преемник Артемия Гурий Лужецкий (до 1554 г.) возведен был в сан епископа Рязанского; а один из его преемников архимандрит Кирилл (до 1568 r.), после св. Филиппа, возведен был на престол митрополии Московской. Архимандрит Иона (до 1584 г.) знал о раскаянии Грозного в смерти сына, царевича Иоанна. При нем жили в Троицком монастыре достойнейшие иноки келарь Евстафий Головкин и Варсонофий Якимов. Последнего уважали державные цари, а юный сын Борисов, царевич Феодор, писал к нему дружеские письма. Иона архимандрит известен своими заботами о распространении христианства среди терских лопарей. Архимандрит Кирилл II до 1605 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

669 ...якоже о фараоне и о колесницах его... – Поведению казанцев, не желающих покориться Грозному, автор находит параллель в Библии – в рассказе об обстоятельствах исхода евреев во главе с Моисеем из Египта ( Исх. 7–14 ): жестокосердие фараона, не желавшего отпустить израильтян из Египта, обернулось гибелью его самого и всего его войска в водах Красного моря, расступившихся перед израильтянами и сошедшихся над головами египтян, на многочисленных колесницах преследовавших евреев. Христианские авторы часто обращались к этому библейскому эпизоду в назидание всем ожесточившимся грешникам. 670 ...нося икону, на нейже написан образ живоначалъные Троица и пречистая Богородица со апостолы м преподобный чюдотворец Сергий и Никон... – Иконографическая композиция «Сергиева видения», возникшая на основе одного из эпизодов «Жития Сергия Радонежского», включала изображенные на фоне палат фигуры Богоматери и апостолов (справа от зрителя) и Сергия с учеником Михеем (слева). Позднее вместо Михея рядом с Сергием стал изображаться его последователь и преемник Никон, культ которого развивается в XVI в. Икона, полученная Грозным под Казанью, до нас не дошла, однако отчасти представление о ней можно составить по сохранившейся иконе Евстафия Головкина, келаря Троице-Сергиева монастыря, написанной в 1588 г. по заказу царя Федора Иоанновича и позднее ставшей патрональной иконой русских войск, отправлявшихся на войну, вплоть до начала XX в. Таким образом, данный эпизод Троицкого сочинения зафиксировал начальную стадию формирования многовековой традиции использования иконы «Сергиева видения» как патрональной во время важнейших военных предприятий русских самодержцев (см.: Волкова Т. Ф. Комментарий к одному фрагменту «Казанской истории» (Сюжет «Сергиева видения» в сочинениях XVI в. о взятии Казани)//ТОДРЛ. Т. 38, с. 179–184). 671 Некий же человек бе благочестивого царя, именем Размысл, родом литвин... Сему же повелеша многия подкопы творити под градные стены. – Автор Троицкого сочинения более точно, чем летописные источники, определяет происхождение специалиста по подкопам и минному делу в войске Грозного – Размысла: он назван не «немчином» (т. е. иностранцем), как в «Летописце начала царства», а «литвином», что соотносится с указанием Никоновской летописи под 1535 г. на появление такой военной новинки, как «подкопование», именно у «литовских людей» (Насонов А. Н. Новые источники... С. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осока, Осокины : Иван Григорьевич Осока Травин [см. Трава], 1497 г.; от него – Осокины, помещики, конец XV в. и позже, Новгород [см. Вязель, Дятелпна, Отава, Пырей] Осолихин Савва, таможенный голова, 1632 г., Тотьма Осорьины (позже – Осоргины ), известны с конца XV в; Кипелка [см. Кипелка] Терентьевич, 1555 г. Ососко Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Осос – поросенок-сосун; переносное – бывалый человек, плут (Даль) Осталец, Остальцовы : Осталец Пименович Качалов [см. Качало], 1604 г., Новгород Останов, Останковы : Михаил Данилович Останок Головкин [см. Головко], 1539 г.; Останок, крестьянин, 1545г., Новгород; Дмитрий Семенович Останков, 1534 г., Московский уезд Останя : Остапя Федотов, дворский вел. кн. Ивана III, конец XV в., Тверь; Останя, крестьянин, 1545 г., Новгород [см. Кипчак, Мощалка, Сухосвитов] Остапов Иван Данилович, 1556 г., Кашира Остахно – Астафий, Евстафий Остей, Остеевы : Александр Андреевич Остей, боярин вел. кн. Дмитрия Донского; при обороне Москвы в 1382 г. от Тохтамыша упоминается литовский князь Остей [см. Жулеба, Чулок] Остолоп, Остолоповы : Матвей Дмитриевич Остолопов, 1586 г., Москва Остреиков Федор Юрьевич, 1622 г., Тула Остреневы Третьяк [см. Третьяк] и Иван Ивановичи, середина XVI в., Боровск; Остренев Юрий, городовой приказчик, 1612 г., Тула Острец, Острецовы : Острец, несколько лиц, XVI в., Новгород; Давид Острецов, крестьянин, 1502 г., Белоозеро; Алексей Савлуков [см. Савлук] Острецов, 1608 г., Новгород; Острецовы, вторая половина XVI в. и позже, Кашира Острец, вострец – пырей; остец – окунь Островский Гавриил Петрович, дворянин, 1629 г. [см. Наравт] Острога Емельян, крестьянин, 1495 г., Новгород Острогубов Темка Иванович, 1629 г., Мещовск Остроухое Григорий, помещик, 1592 г., Арзамас Остряков Истома [см. Истома] Федоров, ямщик, 1546 г., Тотьма; Гаврила Гаврилович Остряков, 1620 г., Тула Остуда : Остуда Федорович Неелов [см. Неел], 1545 г., Новгород; Остуда Власьев, 1569 г., Ярославль Остуда – размолвка, обида, досада Осюнины , крестьяне, 1534 г., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова . От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: " Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную... " Иконописный подлинник Москва. XVI. Прп. Сергий с житием. Мастерская Феодосия. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. 136 х 97,5. Из Успенского собора г. Дмитрова. С 1965 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва. Москва. 1420-е. Прп. Сергий. Шитый покров. Москва. 1420-е гг. 196 х 84. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Новгород. XV. Прпп. Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Русь. XVI. Прп. Сергий. Икона. Русь. Середина XVI в. 30 х 23. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Русь. 1591. Прп. Сергий с житием (фрагмент). Евстафий Головкин. Икона. Русь. 1591 г. 65 х 52.5. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Русь. XVII. Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Россия. 2004.

http://patriarchia.ru/db/text/913904.htm...

мучениц Варвары и Анастасии. Что же касается до прежней верхней дски, которая, по словам той же описи, рознята была на иконы, то действительно в Лавре есть иконы, писанные на отрезках этой дски. В описи Лавры 1642 г. (л. 81 об.) при описании икон, хранившихся в ту пору в ризнице, говорится: „образ видения Чудотворца Сергия, писан на дске чудотворцевы Сергиевы раки. На затворах писан Иван Предтеча да Чудотворец Никола”. Это знаменитый складень, который был в походах с царями Алексием Михайловичем и Петром I, и два раза в текущем столетии. Он устроен в 1598 году, и в настоящее время занимает место над южною, ведущею в олтарь, дверью Троицкого Собора. Кроме сей иконы, сохранилась еще икона, писанная на дске от раки Преп. Сергия, – на ней изображен Преп. Сергий с деяньем; икона сия хранится в Лаврской ризинице 297) и бывает носима во время крестных ходов. На окладе есть надпись, которая гласит, что икона писана на чудотворцеве раке 1591 г. Троицким келарем Евстафием Головкиным. Евстафий был келарем в 1583–1593 г. и был свидетелем переложения мощей Преподобного Сергия из деревяной раки в серебрянную 19 . 5) Руководствуясь показанием описи 1642 года, мы узнали, какое употребление сделано из двух верхних досок, разновременно покрывавших раку Преп. Сергия, именно, что старая рознята была на иконы, из которых две нам известны, а на новой написан образ Преп. Сергия во весь рост. По рассмотрении материала той и другой дски, на которых написаны иконы, оказывается, что дски сии – не из дубового дерева, из которого устроена рака, а из липового. Это обстоятельство служит к большему подтверждению нашего мнения. Если бы дубовый гроб, о котором мы говорим, был тот, в котором обретены были мощи Преп. Сергия, тогда очевидно и крыша гроба должна бы быть сделана из того же дерева, как и гроб, т. е. из дуба. Но для раки не было нужды устроять верхнюю доску, или крышу из того же толстого дуба, из которого сделана рака, потому что крышу эту нужно было поднимать несколько раз в день, и если бы она была сделана из массивного дубового дерева, это представляло бы значительное неудобство при ее подъеме, хотя бы она была на петлях, или на шолнерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Преподобный Михей (†6.5.1385) – любимый келейник преп. Сергия, взошедший под руководством Великого старца на высокую ступень духовного совершенства (что видно из того, что он один из учеников Сергиевых удостоился видеть Божию Матерь, посетившую Своего избранника). Преставился еще при жизни своего аввы. Мощи почивают под спудом в небольшой церкви, устроенной в память явления Богородицы преп. Сергию. Память 5 мая. «По древнему преданию, записанному в Никоновой летописи, это небесное посещение было в пост Рождества Христова, в ночь с пятницы на субботу и, как думают, в 1384 году; по другому предположению это событие относят к Рождественскому посту 1379 года, указывая на то, что в наступавших летом 1380 года трудных обстоятельствах (нашествие Мамая), сам великий заступник земли Русской, Преподобный Сергий, имел духовную нужду в особенном подкреплении, и обращают внимание на то, что Преподобный послал на поле Куликово именно Богородичную просфору. В благодарное воспоминание сего чудного посещения в обители Преподобного Сергия установлено каждую пятницу с вечера совершать всенощное бдение с Акафистом Богоматери в юго-западном притворе Троицкого собора, на том месте, где, по преданию, стояла келлия Преподобного Сергия, и где красуется теперь величественная икона, изображающая это чудное пришествие Небесной Гостьи. А каждую субботу после ранней Литургии в церкви преподобного Никона, в том же притворе совершается молебное пение во славу Богоматери, причем поется нарочито составленный, по образу пасхального, канон в воспоминание сего посещения (попеременно с двумя другими канонами)» (Архим. Никон (Рождественский) . Житие и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Изд. 5-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1904. С. 201–202). Икона Явление Пресв. Богородицы преподобным Сергию и Михею (6/24 августа) была написана келарем Лавры Евстафием Головкиным в 1588 г. «на доске от деревянной раки Преподобного Сергия и неоднократно находилась в русских войсках [со времени Царя Алексея Михайловича до Императора Николая II]. В честь явления Богоматери в Троице-Сергиевой Лавре в 1841 г. сооружен храм, на освящении которого митрополит Филарет (Дроздов) произнес знаменитое Слово» (Козаржевский А. Ч. Московский православный месяцеслов. М. 1995. С. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

А нам куда теперь идти из замысловатого притвора Вратарницы? Пойдём в кладбищную церковь , что за воротами Иверской обители. Тут есть предметы, заслуживающие наше внимание. Кладбищная церковь во имя св. Афанасия Александрийского , построенная неизвестно когда, существовала в 1672 году. Ибо тогда написана была местная в ней икона названного великого святителя. Зодчество этой церкви нимало не замечательно. Она, без купола, без колокольни, более длинная, чем широкая, покрытая каменным лещадником, невзрачная, с иконостасом 1762 года, походит на двухэтажный дом. Внизу под полом её в грязи лежат кости и черепа людские, и всем жалуются на Иверских монахов, небрежно содержащих усыпальную костовницу свою, хотя и чающих воскресения мёртвых. В верхнем же ярусе, т. е. в самой церкви на стенах утверждены старинные иконы больших размеров, вынесенные сюда, из монастырских церквей. Я рассмотрел их внимательно и описал. Помещаю здесь своё описание их. 1) Не хороша живопись местной иконы св. Афанасия Александрийского , 1672 года. Волосы на голове и борода сего великого иерарха покрашены красноватою краской с отливом цвета макового. 2) Зато хорошо написана в Москве икона Богоматери, называемой Знамение, или Ширшая небес. У персей её держится Божественный Младенец, а у головки изображены огненные Херувимы и Серафимы с русскими надписями: ХЕРУВИМЪ. СЕРАФИМЪ. Внизу подписано по-гречески: Господи, моление, раба твоего Николая и Евстафия и Зонии 1676 года. Явно, что эту икону в Ивер прислало греческое семейство, жившее в Москве. 3) Той же кисти икона Предтечи, держащего жезл, увенчанный монограммою Христа прислана оттуда же. Ребра Предтечи обнажены. Живопись хороша. 4) Над выходом из церкви к стене прикреплена икона успения Божией Матери, написанная каким-то Иосифом в 7039 (1531) году апреля 6 дня. Этот иконописец киноварью подписал своё имя, год, месяц и день под ножками седалища Пресв. Девы. Живопись его изрядна. Ангелы около Спасителя, принимающего душу Матери своей, едва видны в облаке зелёном.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010