П.В. Долгоруков Головкины Инок Троицко-Сергиевской Лавры, Евстафий Головкин, был членом земской думы, избравшей на царство Бориса Годунова, в 1598 году. Четверо Головкиных владели населёнными имениями в 1699 году. Родион Дмитриевич был помещиком в алексинском уезде, в первой половине семнадцатого века. отцовский КОЛЕНО I: Родион Дмитриевич КОЛЕНО II: Семён Родионович, женат на Акулине Ивановне Раевской Лука Родионович крюк † 1661 КОЛЕНО III: Иван Семёнович, боярин; женат на Марие Васильевне Лихаревой Мавра Семёновна, за Софроном Матвеевичем Карповым Анна Семёновна, за Афанасием Андреевичем Соймоновым Никита Лукич КОЛЕНО IV: Граф Гавриил Иванович, государственный канцлер; кавалер Святого Андрея, прусского ордена черного орла, датского слона и польского белого орла, рождение 1660 † 20 января 1734; женат на Домне Андреевич Дивовой Иван Никитич Афанасий Никитич КОЛЕНО V: Граф Иван Гаврилович, действительный тайный советник † 5 января 1734; женат на княжне NN Матвеевне Гагариной Граф Александр Гаврилович, действительный тайный советник и Святого Андрея кавалер † 4 ноября 1760; женат на графине Екатерине Дона (Dohna) Граф Михайло Гаврилович, действительный тайный советник, вице- канцлер и Святого Андрея кавалер † в ноябре 1755; женат на княжне Екатерине Ивановне Ромодановской; рождение 1701 † 20 мая 1791 Графиня Наталия Гавриловна, рождение 1689 † 29 июля 1726, за генерал-аншефом князем Иваном Федоровичем Барятинским Графиня Анна Гавриловна: 1) за обер-шталмейстером графом Павлом Ивановичем Ягужинским † 1736; 2) за действительным тайным советником графом Михаилом Петровичем Бестужевым-Рюминым Графиня Анастасия Гавриловна † 27 апреля 1735, за фельд-маршалом князем Никитою Юрьевичем Трубецким КОЛЕНО VI: Граф Гавриил Иванович, действительный тайный советник и Святого Александра Невского кавалер † 1787; женат на графине Екатерине Александровне Шуваловой, рождение 1733 † 1821 Графиня Мария Ивановна, рождение 1707 † 17 декабря 1770, за обер-шталмейстером князем Петром Ивановичем Репниным

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1760  голосов:  5.0 из  5) 51 К полудню Елена очнулась. Устало смотрела на маленькую, с сереньким пушком головку. Её пугало, что личико у младенца сморщенное, как у старушки, нос какой-то неопределённый, приплюснутый. «Страшненький», — тревожно, но и радостно подумалось матери. Но в душе уже господствовали покой и умиротворение. Она почувствовала, что безвозвратно и благодатно изменилась, так существенно и поворотно изменилась, словно бы, ощущала она, превратилась в какого-то другого человека, словно бы сама родилась, как и её ребёнок, или же чудесным образом переродилась. Она стала матерью, и это было важным для неё, выше по значимости всего того, что она испытала, перенесла в последний год или даже за всю свою жизнь. Она чувствовала и догадывалась, что быть матерью — это неизмеримая высота, с которой всё остальное может казаться маленьким, преходящим, случайным. Потом было утро. Кричал петух. Напудренное пыльцой облаков солнце, как любознательная соседка, заглядывало в окно. Тайга правобережья изумрудно светилась. В логе таял сизый туман. День обещался быть тёплым. За перегородкой, как будто состязаясь, наперебой храпели супруги Стариковы, порой тонко, как певчие птицы, посвистывали, ребячливо вскрикивали во сне. Елена думала о том, как вскоре приедет Любовь Евстафьевна, удивлённо ахнет, обомлеет, увидев внука. Кто-то тихо постучался в дверь, и Елена подумала, что, верно, уже бабушка приехала на новых санях. Однако поняла: она не могла стучаться. Тревожно забилось сердце — кругом глухомань, мог оказаться и недобрый человек, даже беглый каторжник. Послышался скрип двери, потом — осторожные шаги. Кто-то остановился посреди горницы, наверное, осматриваясь, прислушиваясь. — Кто здесь? — ломая хрипотцу в голосе, резко спросила Елена. Пряча, принакрыла одеялом укутанного в полотенце ребёнка. Из-за шторки отдалённо знакомым голосом сказали: — Елена, наконец-то я тебя нашёл! Можно войти? — Виссарион?! — Елена спустила босые ноги с постели, какое-то время посидела молча, ощущая рывки сердца и кружение в голове, накинула на плечи халат, сбросила с ребёнка одеяло, тихонько произнесла: — Войди.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (Головкин Евфимий Дмитриевич; † 1602/03), мон. Троице-Сергиева мон-ря, иконописец. Прожил в мон-ре более 30 лет, из них 20 был монастырским келарем (1571-1581, 1583-1593), 2-м по значению лицом после игумена в монастырской иерархии. Е. принадлежал к бежецким вотчинникам. Рядом с землями мон-ря находились земельные владения рода Головкиных. В XVI в. род постепенно разорялся, теряя земли, его представители поступали в монастырские слуги или становились иноками, многие делали вклады в мон-рь деньгами или вотчинами за право быть там погребенными. Е. обладал незаурядными организаторскими способностями, при нем мон-рь значительно расширил земельные владения. Он руководил строительством каменного Успенского собора. В мон-ре сохранился ряд деловых документов, подписанных Е., при его содействии были составлены сборники крепостных актов, древнейшая кормовая книга. Он участвовал в гос. жизни страны - был доверенным лицом Иоанна Грозного, принимал его в мон-ре после убийства сына: царь «призвал к себе келаря старца Евстафия, старца Варсонофия Якимова, да туто же духовник его стоял архимандрит Феодосий. Только трое их. Царь просил молиться за сына… втайне, архимандрита Ионы тут не призвал». Е. принимал участие в Земском соборе (1598) во время избрания на царство Бориса Годунова и подписал грамоту в качестве представителя Троице-Сергиева мон-ря. В 1574 г. Е. купил на свои деньги для мон-ря с. Крутец и вместе со старцем Варсонофием Якимовым Галичанином - с. Ольявидово (Вольявидово), затем сделал вклад в 1409 р. Е. вложил в мон-рь серебряное чеканное кадило со скульптурным изображением голубя (1581), братину с надписью: «Старца Еустафия», печатное Евангелие с чеканным серебряным окладом и надписью на обрезе верхней доски о вкладе Е. в 1602 г., большую серебряную чашу для просфор (в 1581 совместно со старцем Варсонофием Галичанином). Царь Феодор Иоаннович, молившийся в Троице-Сергиевом мон-ре «о чадородии», сделал крупные вклады, среди к-рых была драгоценная рака на гробницу прп.

http://pravenc.ru/text/187458.html

В Сергиевом Посаде откроется выставка, посвященная Преподобному Сергию Радонежскому 7 июля, 2014. Новостная служба Экспозиция впервые объединяет произведения XV — начала XXI веков, посвященные Преподобному. 7 июля. ПРАВМИР. Древние образы, иконы, живопись Виктора Васнецова и Николая Рериха представят 11 июля в Сергиевом Посаде на выставке «И свеча не угасла». Выставка посвящена 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, — сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на пресс-службу Министерства культуры Московской области. Экспозиция впервые объединяет произведения XV — начала XXI веков, посвященные преподобному. На выставке представлены иконы, шитье шелком, золотыми и серебряными нитями, книги, документы, макеты-реконструкции, археологические памятники, живопись, графика, произведения художников известных центров народных промыслов. Среди уникальных экспонатов — один из древнейших образов Святой Троицы начала XV века, иконы, написанные келарем Евстафием Головкиным в XVI веке на доске от гроба преподобного, редкий иконостасный комплекс середины XVI века из Троицкой церкви Свияжска, живописные произведения Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Николая Рериха. Основу выставки составят экспонаты Сергиево-Посадского музея-заповедника. Помимо этого, здесь будут представлены произведения из собраний музея-заповедника «Абрамцево», Государственного музея истории религии, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Международного центра Рерихов и других. В Сергиевом Посаде основные юбилейные мероприятия запланированы на 16-18 июля. Ожидается, что их посетят более 100 тыс. человек . Въезд в город для автотранспорта будет закрыт с 15 по 20 июля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 июля, 2014 8 октября, 2018

http://pravmir.ru/v-sergievom-posade-otk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Сергий Радонежский, прп. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. XVI.] Прп. Сергий с житием. Мастерская Феодосия. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. 136 х 97,5. Из Успенского собора г. Дмитрова. С 1965 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва. Файл 9952.jpg:   Размер: 1400x1992, 2.79 MPix, 1238 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (1983) , (132) . Описание: [Россия. 2004.] Прп. Сергий Радонежский. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2004 г. Файл 9954.jpg:   Размер: 425x1200, 0.51 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (780) , (41) . Описание: [Москва. 2004.] Прп. Сергий Радонежский. Тарасова С.Л. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2004 год. 33.5 см. х 14 см. Написана на доске крышки раки преподобного 1835 года. Икона с частицей мощей прп. Сергия. Собрание игумена Луки. Файл 9955.jpg:   Размер: 499x1258, 0.63 MPix, 43 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (987) , (45) . Описание: [Русь. 1591.] Прп. Сергий с житием (фрагмент). Евстафий Головкин. Икона. Русь. 1591 г. 65 х 52.5. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Файл 9957.jpg:   Размер: 858x1200, 1.03 MPix, 118 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (733) , (41) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 9958.jpg:   Размер: 321x1188, 0.38 MPix, 100 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (439) , (24) . Описание: [Москва. 2006.] Прп. Сергий с избранными святыми на полях. Некрасова Т. и др. (выпускники иконописной школы 2007 г.). Икона. Сергиев Посад. 2006 г.

http://pravicon.com/icon-2868-photo

Разделы портала «Азбука веры» ( 1760  голосов:  5.0 из  5) 62 С неделю Григорий Васильевич жил молчком, не молился, не работал по дому и во дворе, то на печи у себя в пристрое лежал, привалившись лицом к обшарпанным кирпичам, то брал на руки внука Ванечку и сидел с ним у окна, смотрел на заваленный снегом огород, на кромку замёрзшей Ангары, на горбатины сопок на правом безлюдном таёжном берегу, слушал гудки локомотивов, гладил тёплую нежную головку внучка, ласково, как зверь-мать, покусывал его маленькое молочное ушко. Ванечка смеялся, трепал деда за бороду и густые нависающие брови. А дед молчал. Тяжело молчал. Любовь Евстафьевна не приставала с разговорами, но украдкой плакала в закутке. Тревожно отмечала, что старик день ото дня худеет, сереет и весь сжимается и съёживается, как подвешенный для просушки гриб. Несколько дней Григорий Васильевич прожил у дочери в Знаменской обители. Молился, каялся в грехах перед величавым, чернобородым отцом Паромоном, а вечерами приходил в уютную, но узкую келью к дочери, и они подолгу и душевно беседовали. Феодора ласково утешала отца, всматриваясь в его маленькие растерянные глазки. А он всё твердил, то сердито, непримиренно закипая, то отчаянно, горбато сникая весь: — За грехи великие рода моего наказан я. Вся жизнь пошла вкось и вкривь, дочка. И дом мой тепере не мил мне, и родное моё Погожее невзлюбил я. Грешный и слабый духом я. И тьму вижу внутри себя, а вокруг — пустыня, пустошь, запустение. Желчь злости к людям жжёт моё сердце и разъедает душу… а ведь хочется мира и любви. Как жить, как жить? — С любовию к людям и жить, как жил, батюшка, — отвечала Феодора, поглаживая дряблую натруженную руку отца. — А дом земной — он не вечный. Одним вечером она открыла Писание, остановилась на послании Апостола Петра и стала читать для отца, а он вслед шептал хорошо знакомые ему слова: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, Как новорожденные младенцы…» — Как новорожденные младенцы, — назидательно и умилённо покачивал сухонькой головой отец, словно бы чему-то учил дочь и хотел, чтобы она правильно поняла этот священный текст и мысль о новорожденных младенцах.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Келарь Троице-Сергиевой обители старец Адриан Ангелов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 4 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 5, 1995 Обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.) взрастила в течение веков сонм святых иноков и подвижников благочестия. Подобно дивным птицам, которых преподобный Сергий узрел в видении, бесчисленные насельники Троицкого монастыря несли в нем различные подвиги, сохраняя заветы родоначальника обители. Здесь были и известные в русской истории XVI—XVII вв. келари[ 1 ] обители: старцы Адриан Ангелов, Евстафий Головкин (1571—1593; †1603)[ 2 ], Авраамий Палицын (1609—1620; †1626)[ 3 ], Александр Булатников (1622—1641; †1655)[ 4 ], Симон Азарьин (1646—1653; †1665)[ 5 ], Арсений Суханов (1655—1659; †1668)[ 6 ]. Менее всего изучена деятельность первого из них — старца Адриана Ангелова[ 7 ]. Только академик Н. К. Никольский собрал краткие сведения о нем и связанных с ним книгах[ 8 ]. Довольно необычно фамильное прозвище троицкого келаря. У С. Б. Веселовского имеются интересные сведения, возможно, проливающие свет на происхождение старца Адриана: “Ангеловы Эммануил и Иван, греки, выехавшие в Россию в свите кн. Софьи Палеолог. Ср. селение Ангелово под Москвой”[ 9 ]. Очевидно, до своего пострига он был женат и у него был сын Димитрий[ 10 ]. Можно предположить, что монашество он принял в Троицкой обители, где в 1550—1560-е гг. был келарем[ 11 ]. Источники того времени свидетельствуют о его трудах на благо монастыря преподобного Сергия, встречается его имя и в описании церковных событий середины XVI в. В 1553 г., как сообщает летопись, на Руси “прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве”[ 12 ]. После соборных разбирательств в Москве еретики были осуждены. Среди осужденных находился также Артемий, бывший Троицкий игумен (1551 г.), сосланный после Собора в Соловецкий монастырь. В соборной грамоте, посланной на Соловки, подробно описываются лжемудрования еретиков XVI в. Келарь Адриан Ангелов, несомненно знавший Артемия, свидетельствовал на Соборе о некоторых его заблуждениях. О его возражениях келарю на Соборе было сказано: “…да и сам Артемий на Соборе против Андрияновых речей отвечал негораздо”[ 13 ].

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

Кыра. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:приблизительно 2003 - 2005. Адрес: Россия, Забайкальский край, Кыринский район, с. Кыра, ул. Березнева, д. 18-А Координаты: 49.582136, 111.980263 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 30 мая 2003 г. Преосвященнейший Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский, посетил село Кыра Читинской области, где усилиями старательской артели «Бальджа» был построен новый храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Владыка освятил 9 колоколов для колокольни храма, купола и кресты, которые затем были подняты и установлены на храм. 10 июня 2003 г. состоялось освящение храма во имя св. князя Александра Невского. При освящении храма в основанипрестола была заложена частица мощей св. великомученика Евстафия Плакиды. Новый храм радует глаз своей красотой и величием. Немаленький даже по читинским меркам (рассчитанный на 300 человек молящихся, высота куполов с крестами — 22 метра), со своими сверкающими золотом куполами он виден с самых окраин села, возвышаясь над всеми другими зданиями. Рядом с храмом построен просторный дом для проживания священника с семьей. Разговоры о строительстве храма в Кыре начались еще в конце 1990-х, загорелись этой идеей и местные предприниматели, но осмелиться на это строительство никто так и не решился. Летом 2001 года выбрано и освящено место, вырыт котлован и залит цокольный этаж. Старательская артель Бальджа взялась на свои деньги строить храм. 10 июня 2003 года, после более чем семидесяти лет безверия и безбожия, на Кыринскую землю вернулась Православная Вера. Освятил храм архиерейским чином епископ Читинский и Забайкальский Евстафий в сослужении с настоятелем Свято-Воскресенского кафедрального храма игуменом Симеоном и иереями Владимиром Головковым и Игорем Хаванским. После освящения и крестного хода была отслужена первая Божественная литургия в новом храме. http://kyra.nashkray.net/company/1729/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38645

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТАФЬЕВ Рака для мощей прп. Сергия Радонежского. Мастер Третьяк Астафьев. 1585 г. Рака для мощей прп. Сергия Радонежского. Мастер Третьяк Астафьев. 1585 г. Третьяк, серебряных дел мастер, работал в Москве в XVI в. В 80-х гг. XVI в. в числе др. 14 мастеров делал по велению Ивана Грозного серебряную чеканную золоченую раку для мощей прп. Сергия Радонежского . Чеканная надпись, выполненная вязью по фризу верхней части, сообщает, что рака была изготовлена 25 июля 1585 г. для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры на 2-й год царствования Феодора Иоанновича (в наст. время закрыта поздним ограждением, крышка сделана в 1835). Древнюю деревянную раку, в к-рой мощи прп. Сергия почивали 165 лет, «повеле государь царь розняти на образы...». На одном из них, «Явление Богородицы прп. Сергию» (СПГИАХМЗ), исполненном Евстафием Головкиным в 1588 г., на лицевой стороне дано подробное изложение событий перенесения новой раки из Москвы в лавру и положения в нее мощей чудотворца Сергия, совершившегося «в лето 7093 (1585) года августа в 14 того ж году и месяца в 5 день, праздник Пречистыя Богородицы честнаго Ея Успения». Рака имеет профилированный цоколь внизу и антаблемент в верхней части, к-рый поддерживается пилястрами с базами и капителями. Ее стенки богато украшены рельефным чеканным орнаментом, на фоне к-рого выделяются крупные клейма с чеканными надписями вязью из Жития прп. Сергия (по 3 клейма на передней и задней стенках и по одному - на боковых). В описи Троице-Сергиевой лавры за 1641 г. (Л. 501-502) указано, что ранее на верхней крышке серебряной раки находился чеканный образ прп. Сергия с позолоченным изображением Св. Троицы над его головой и 2 резными иконками на яшме. Позолочены также были чеканный венец преподобного с накладным крестом, 20 дробниц на полях с образами святых, выполненными в технике черни. Рака была украшена многочисленными драгоценными камнями, жемчужной обнизью, крупными жемчужинами на спнях (на проволочных штифтах), каменными резными иконками, черневыми надписями. В 1585 г. московскими мастерами была сделана подобная серебряная рака в Успенский собор Московского Кремля к мощам свт. Ионы, митр. Московского. Лит.: Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до XVII ст. СПб., 1853. С. 112; Олсуфьев Ю. А. Опись древнего серебра Троице-Сергиевой лавры (до XVIII в.). Серг. П., 1926. С. 23, 256-259; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 137. В. В. Игошев Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ)

http://pravenc.ru/text/76714.html

Живопись клейм отличается колоритным красочным характером. Архитектурные фоны написаны в неярких светлых тонах. Фигуры выполнены в стиле, характерном для Дионисия, – несколько вытянуты и изящны. Красота здесь проявляется не в классической ясности, как у преподобного Андрея Рублева, а в сложности и богатстве красок и форм. В композиции клейм нет драматизма, преобладает эпически спокойное отношение к повествованию. Цикл клейм представляет богатую иллюстрацию событий жития преподобного Сергия. Другой иконой «Сергия с житием» является работа Троицкого иконописца XVI в. Евстафия Головкина. История создания этой иконы описана Т.В. Николаевой. Центральную часть иконы занимает поясное изображение преподобного Сергия. Подбор сюжетов жития следует за Пахомиевской редакцией жития Сергия Радонежского, составленного в середине XV в., переписанного и снабженного миниатюрами во второй половине XVI в. Но Евстафий не повторил миниатюр лицевого жития. Непосредственным образцом для него служила икона «Сергий с житием» конца XV в. работы Дионисия или его школы. Икона письма Евстафия, заключающая несомненные художественные достоинства, повторяет многие композиционные решения древнего оригинала, но в отличие от него Евстафий поместил в центре верхнего ряда над нимбом преподобного Сергия изображение Святой Троицы в древнем рублевском изводе. Евстафию Головкину принадлежит также икона «Явление Богоматери Сергию», написанная, как и икона «Сергий с житием», на доске от верхней части гроба преподобного Сергия. Здесь все пять фигур – Богоматери, апостолов Петра и Иоанна, Сергия и Михея – изображены стоящими в рост, в отличие от более позднего извода конца XV в., где Сергий, а иногда и Михей, изображаются коленопреклоненными у ног Богоматери. Евстафию были известны обе композиции, но он предпочел более ранний извод, впервые встречаемый в резьбе по дереву на напрестольном кресте середины XV в. троицкого резчика Амвросия. Начиная с середины XVII в. эта икона, помещенная в складень, сопровождала русских царей и императоров в их военных походах.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

  001     002    003    004    005    006    007