Первое крещение большой группы корейцев было совершено еп. Иннокентием (Вениаминовым) в 1865 г., а с 1869 г. во Владивостоке и Приморском крае официально началась систематическая деятельность по православному просвещению корейцев: при храмах строились школы, в которых детей учили корейскому и русскому языкам, шло их приобщение не только к христианству, но и к русской христианской культуре. Этот процесс особенно усилился при еп. Владивостокском Евсевии (Никольском, 1899—1917, с 1906 г. — архиепископ). Так, в 1909 г. во Владивостокской миссии из имевшихся 12 станов 9 приходилось на корейское население, в 20 школах обучались 872 ученика. Всего только за два года (1908—1909) было крещено 1136 корейцев С. 235]. По инициативе владыки в 1912 г. было учреждено Никольско-Уссурийское викариатство, и архим. Павел (Ивановский) был рукоположен на эту кафедру. Епископ Павел многое сделал для просвещения корейцев. При нем был создан переводческий комитет, в котором главным помощником владыки стал профессор Восточного института Г. В. Подставин. В 1913 г. прошел первый миссионерский епархиальный съезд. К этому году в епархии школы были почти при каждом корейском селении, в среднем в каждой из них училось около 440 детей. В 1914 г. в Приамурском крае действовало 168 миссионерских школ, из них русских — 107, корейских — 29, камчадальских — 24, молдаванских — 3, корякских — 2. К 1917 г. в Приморье действовало 182 корейские школы, в которых дети 4 года обучались Закону Божьему, молитвам, богослужению, чтению, пению. Преподавание велось на корейском и русском языках, в целях подготовки учебников для корейских школ работала комиссия во главе с Г. В. Подставиным. При школах создавались библиотеки-читальни, школы грамотности для взрослых, где они также получали знания по пчеловодству, садоводству и т. д. При этом большую часть средств на школьные нужды собирали сами корейцы. В 1914 г. был учрежден епархиальный миссионерский совет во главе с еп. Павлом. Постепенно решалась самая трудная задача — подготовка кадров просветителей коренной национальности: накануне революции уже значительное число корейцев было рукоположено в священный сан, а в школах преподавали учителя-корейцы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Святитель мученик все это знал и утешал страдальцев истины. «Свидетельствуем великую благодарность твоему благоговению», писал святой изгнанник, как он сам называет себя 1100 , – к Анисию, епископу Фессалоникийскому 1101 – «за непреклонную настойчивость и мужество, показываемые тобою в делах церковных. Велико было доселе усердие вашей любви и мы свидетельствуем вам благодарность за то, что, в течение такого долгого времени, вы стояли непреклонно с подобающим вам мужеством, не поддаваясь никому из желающих увлечь вас на свою сторону, но вместе с этим просим вас и завершить ваш подвиг надлежащим венцом». – Так начал свое письмо Св. Златоуст из Кукузы к Анисию, Евстафию, Маркеллу, Евсевию, Максимиану, Евгению, Геронтию, Фирсу и всем православным епископам Македонии 1102 . «Блаженны вы в вашем темничном заключении, в ваших цепях и узах», писал он к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницы, – «блаженны троекратно, тысячекратно блаженны вы, возбудившие во всей вселенной нежное участие к себе и соделавшие приверженцами людей, даже далеко от вас отдаленных 1103 . Повсюду на море прославляются ваши подвиги. Ничто не сломило вас! – ни судилище, ни палач, ни бесчисленные пытки, ни тысячекратные угрозы смертью , ни судьи с пламенем в устах. Вы сказали: вот наши тела, – губи, изводи их какими хочешь мучениями, но мы не соглашаемся клеветать и лучше готовы тысячу раз умереть. Не одно и тоже сложить голову в краткое мгновение времени или бороться с столькими скорбями так долго. Это гораздо высший вид подвижничества 1104 . Вы содержитесь в темнице, вы окованы цепями, вы заключены вместе с людьми грубыми и грязными. Но поэтому, есть ли кто блаженнее вас? Какие пышные, пространные чертоги могут соперничать с этой мрачной и грязной тюрьмой, в которую заключен человек по такой причине? И так торжествуйте, веселитесь, ликуйте и радуйтесь в полной уверенности, что постигшие вас бедствия доставят вам величайшие блага» 1105 . – Так писал Святитель к епископам и пресвитерам, находящимся в заключении, в 404 году, – К заключенным в Халкидоне епископам, пресвитерам и диаконам писал также: «блаженны и вы своими узами и теми чувствами, с которыми переносите узы, показывая среди них мужество апостольское» 1106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Они проделали огромную работу и оставили нам ценное наследие. Не их вина в том, что очень многое из задуманного в те годы им не удалось осуществить. Это надлежит выполнить нам. В заключение хотелось бы напомнить центральное утверждение доклада П.П. Кудрявцева : практическое разрешение вопроса об обновлении нашего богослужения, о творческом развитии литургической культуры зависит более всего от общего состояния творческих сил Русской Церкви. Наступит ли их долгожданный расцвет теперь, когда все внешние препятствия к тому вроде бы отпали? Увы, препятствия внутренние преодолеваются едва ли не труднее. Материалы Собора 1994 г. оказались как будто замолчаны. На них даже не ссылаются в ходе продолжающихся полемических выступлений. Нездоровая подозрительность, самоуверенность, нетерпимость, – а проще сказать, недостаток любви, которою только и созидается тело Церкви, пока что мешают нынешним приверженцам консервативной и новаторской тенденций по-настоящему встретиться, чтобы услышать другую сторону – с предельной серьезностью и уважением. Бесплодное дело – рассуждать, кто больше в этом виноват. Важно другое: сможем ли мы исцелиться от этих недугов? Сможем ли от разрушительного противостояния перейти к диалогу, к осуществлению той самой соборности, о которой порою с легкостью говорим всуе? Сможем ли вовремя вспомнить о тех, кто стоит далеко от наших внутренних споров и нуждается в нашем участии и внимании? Хочется надеяться. Иначе миссия Русской Церкви в окружающем ее обществе не может быть успешна. Кто нас услышит, если мы не желаем слушать ни своих отцов, ни друг друга? 26 ОЕА. Публиковались Отзывы и в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» за 1906 г. – иногда с небольшими сокращениями. Существует тематическая подборка Отзывов, подготовленная специальной комиссией при Синоде: Сводки отзывов епархиальных преосвященных по вопросам церковной реформы. СПб., 1906. Это собрание не свободно от пропусков и ошибок. 27 Сводка соответствующих отзывов см.: Сове. 50–51. Здесь пропущены отзывы епископов Костромского Тихона (Василевского) и Владивостокского Евсевия (Никольского) – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вы везде терпите мучения и страдания, здесь – добровольно, а там – против воли». И потом прямо и положительно говорит о том, что живо и действенно среди людей, кому он пишет, следование преступному учению еретиков. «Вы, говорит, которые исполняете его, потерпите наказание» 380 . Поясним слово Златоуста историческим показанием на вероучение Манихеев. Мы встретили сведения о возникновении Манихейской ереси у отца церковной истории Евсевия Памфила . «К этому времени – 285 г. по Р. X. – приготовил свое сумасшествие, свой превратный смысл и Манес, давший имя известной демонской ереси, ибо точно сам демон, враг Божий – сатана ко вреду многих выбросил на свет этого человека... он дерзнул представлять из себя Христа, провозглашал себя утешителем и самим Духом Святым. Ложное и безбожное учение свое сшил из тысячи мнений, принадлежавших давно угасшим ересям» 381 . Подробнее говорит об этой ереси Сократ, церковный историк IV века, обращая внимание на исторические условия возникновения ереси. «Незадолго до времени Константина к истинному христианству начало прививаться христианство язычествующее. Тогда к христианству Манес принаравливал учение языческого философа Эмпедокла». И далее рассказывает, кто был Манес, откуда и как он отважился на такую дерзость, указывая, что Манес соединил в одно целое христианство и учение Эмпедокла и Пифагора 382 . – В чем заключается сущность этой ереси? «Первоначальная сущность его системы», говорит Фаррар, «была антихристианская, так как это был дуализм. Манес учил, что существует два вечных начала – свет, который есть добро, и материя, которая есть зло. Христос не истинный человек, а только облеченный в телесную видимость. Христос на кресте – эмблема страданий каждой души. Манес – Параклет, коего Христос обещал послать в мир. Священство Манихеев – избранные; они назначались поддерживать влияние Манеса посредством аскетического воздержания от брака, винопития и животной пищи, за что они наслаждались истиной, знанием и разумом – паролями манихеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Антоний ласково принял явившуюся к нему депутацию студентов, и долго беседовал с ними, заявляя с одной стороны своё сочувствие молодёжи и её стремлениям, а с другой выставляя на вид как печально может отразиться на их судьбе их уклонение от доброго порядка и грубое выступление против начальства. Увещания Антония на студентов произвели весьма благоприятное впечатление, и его наставления, исходившие из любящего сердца, оставили глубокий след в их душе и они умиротворились. Возвратившиеся от Антония студенты старались успокаивать своих товарищей, и не безуспешно. Волнение в студенчестве постепенно стало утихать, и прежний порядок был восстановлен в Академии, не без влияния Антония. Посланное по почте прошение студентов на Высочайшее имя потребовано назад, и было возвращено. Но кем-то оно послано было в редакцию «Колокола» Искандера и там было напечатано. Ректор Израиль Лукин (1854–1859) на ректуре в Академии Преемником Антония был архимандрит Израиль, который был значительно старше его и летами и по службе. Он кончил курс в Киевской Академии в 1825 году, и уже более тридцати двух лет был на службе до назначения его ректором Академии. В эти тридцать два года он занимал должность инспектора и ректора в разных семинариях, будучи переводим из одной семинарии в другую (из курской во владимирскую, профессором и инспектором, из владимирской в калужскую ректором, из калужской в курскую, где первоначально он был учителем, из курской в херсонскую, из херсонской в харьковскую, из харьковской в тифлисскую). Движение его по служебной лестнице было очень медленно, и он оставался позади не только своих сверстников, но и многих из младших представителей духовно-учебного персонала, даже многих из своих учеников. Исидор (Никольский) , окончивший курс в петербургской академии в том же году, в каком Израиль в Киевской, был уже митрополитом, и ученик Израиля по курской семинарии Евсевий архиепископом и получил назначение в экзархи Грузии, а Израиль был только архимандритом-ректором семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Суммируя три вышеназванных фактора можно понять мотивы того, почему епископ Евсевий всерьез рассматривал вопрос о переносе центра епархии  в Хабаровск  (где его были готовы встретить более заинтересованно), а в Приморье оставить своего викария. Например, он откровенно писал, что значение Владивостока нужно возвышать «пушками, кораблями, штыками и т. п., а не резиденцией епархиального архиерея» .  Владивосток развивался  в большей степени как военный форпост России, часто начальственные места здесь занимали чиновники  лютеранского вероисповедания и, наверное, проблемы Православной Церкви для них были не так уж важны. Примечательно, что строительство здания Владивостокской консистории началось после принципиальной смены высших чиновников в генерал-губернаторстве и Приморской области, последовавшей при Н. Л. Гондатти в 1912 г. Думается, что реализации проекта переноса архиерейской кафедры из Владивостока в Хабаровск помешала начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и связанное с ней перенаправление материальных ресурсов. В целом Владивостокский епископ принципиально выступал за увеличение числа архиерейских кафедр, в том числе викарных, чтобы епископ мог чаще видеть и учить свою паству . Для Приморского края это необходимо было сделать еще и потому, что здесь расселялись в большом количестве корейцы, нуждавшиеся в особом церковном попечении . Как результат дискуссии по данному вопросу стала состоявшаяся в 1912 г. хиротония первого викария - епископа Никольск-Уссурийского Павла (Ивановского), опытного миссионера, знавшего корейский язык, знакомого с проблемами миссии по своему опыту работы в Сеуле .  Появление ближайшего помощника способствовало тому, что правящий архиерей постепенно был разгружен от массы второстепенных дел, особенно канцелярских. Следовательно, с 1912 г. наступил шестой этап формирования в Приморье епархиальной системы. Между правящим архиереем и викарием с 1916 г. произошло разделение обязанностей, которое способствовало упорядочению компетенции викария. Так, за епископом Евсевием были закреплены важнейшие вопросы епархиальной жизни, среди которых: 1) назначение священников в храмы и законоучителей в высшие и средние учебные заведения; 2) построение церквей; 3) вручение наград; 4) открытие новых приходов; 5) назначение жалованья духовенству; 6) епархиальные съезды и некоторые другие. К ведению епископа Павла отошли дела миссионерские и второстепенные: 1) о назначении диаконов и псаломщиков по всем церквам (кроме служивших во Владивостоке, Никольске, Харбине и в железнодорожных храмах, подчинявшихся правящему архиерею); 2) об утверждении законоучителей в низшие школы; 3) консисторские дела (ремонтные, строительные, земельные, денежные); 4) пенсионные; 5) расторжение браков; 6) дела благотворительных учреждений и проч. .

http://bogoslov.ru/article/1254033

В предшествовавших словах он не рассуждал ни о какой деве, не описывал и свойств ее. Я совершенно не могу себе представить, как Ахаз и его дом могли знать, которая из дев дана им в знамение, если она не находилась при них на открытом месте (на площади), и если пророк не показал на нее своею рукой» 148 Нетрудно видеть, что все эти основания, приводимым Изенбилем, Абарбанелом и другими толкователями в опровержение мессианского объяснения нашего места, совершенно нетверды и несостоятельны. Отчасти это видно уже из того, что нами раньше говорено в доказательство пригодности и действенности данного пророком знамения при мессианском понимании нашего места, а также, в объяснение частицы hinneh и члена ha пред almah. В разных местах нами уже доказано, что пророк при тех обстоятельствах, в которых находились тогда его слушатели и в которых сам он был поставлен во время произнесения своего пророчества, с полным правом мог указать на Мессию, как на знамение или ручательство истинности своих слов, что знамение это могло, и даже должно было быть, очень уместным, пригодным, и действенным если не для Ахаза, то, по крайней мере, для лучшей части его подданных, для которых оно в особенности и было предназначено. Мы показали также, что указание на какое-либо обыкновенное рождение по законам природы, на рождение женщиной или девушкой, вышедшей замуж и зачавшей вследствие соединения с мужем или вообще с мужчиною, было бы недостаточно ни для Ахаза, ни для его подданных; такое знамение не могло бы пробудить у них доверия к словам пророка, и было бы вообще мало годным и малодейственным. Нами доказано, что в нашем месте под рождением девой должно понимать чудесное, сверхъестественное рождение, и что это понимание не только согласно, но даже и прямо требуется теми обстоятельствами, в которые был поставлен пророк во время произнесения нашего предсказания и в которых находились в то время его слушатели: пророк шел утешить и ободрить Ахаза и его подданных в их стесненном и, как казалось, даже почти безнадежном положении; в доказательство истинности своих утешительных слов он дал знамение от Бога в самом торжественном тоне и, притом, после того, как Ахаз отказался от торжественного предложения избрать, какое ему угодно, чудесное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

Отказ Ахаза от предложенного ему знамения сам по себе, конечно, не служил причиною того, что Бог все-таки дал ему и его народу знамение, но этот отказ был причиною того, что знамение Бог дал уже Сам, по своему определению, а не по назначению кого-либо из людей. В этом смысл слову lachen, по нашему мнению, вполне справедливо можно придавать и причинное значение. При этом, конечно, предполагается, что знамение по тем или другим причинам нужно было дать Ахаву и его народу даже и тогда, когда сам Ахаз отказался от всякого чудесного знамения, предложенного ему Богом. Но соглашаясь, что слово lachen в нашем месте может быть понимаемо в причинном значении; мы далеки от того, чтобы утверждать, что это значение для lachen и единственно возможное в нашем месте. Напротив, мы признаем, что в нашем месте слово lachen не только может иметь и действительно имеет и противительное значение, но что это значение даже более пригодно, чем причинное: оно лучше вяжется с предшествующею речью пророка и не требует никаких дополнений, между тем как причинное значение стоит в меньшей связи с предшествующею речью пророка и для разъяснения этой связи требует вставочных, дополнительных мыслей. Знамение, которое, несмотря на отказ Ахаза, возвещается, однако, пророком, Господь намерен дать уже Сам, а по еврейской Библии – hu. Местоимение hu тесно связано со словом Adonaj – Господь, так что значение этого местоимения в нашем месте, собственно, можно выразить только сильным ударением на слове «Господь»; для большей выразительности оно и прибавлено к этому слову. В переводах Библии местоимение hu передается через «Сам» (в переводе LXX – через ατ, в переводе бл. Иеронима – через ipse и т. п.), которое, таким образом, в нашем месте указывает на то, что Бог после отказа Ахаза желает дать ему и его народу знамение уже от Самого Себя и по собственной воле: Господь не только Сам дает или совершить это знамение, но Он Сам и определит или назначит его 11 . Знамение это Господь даст не одному Ахазу, но и его народу, особенно верующей и благочестивой части его: Господь даст вам (в евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

Какой бы язык мы ни разумели под lingua punica, – финикийский, или карфагенский, как утверждает Гезений, – во всяком случае Иероним мог знать любой из этих языков. Что Иероним мог знать язык финикийский, это более чем вероятно, так как известно, что Иероним очень долго жил в Палестине и притом, главным образом, с той именно целью, чтобы изучить еврейский и родственный с ним языки. Совершенно естественно, поэтому, предположить, что Иероним изучил и финикийский язык, как родственный еврейскому и как язык такого народа, который жил в стране, соседней с Палестиной. Если под lingua punica разуметь карфагенский язык, то все же Иероним не имел нужды получать какое-либо познание о нем от Августина. Иероним сам мог изучить карфагенский язык. Это было тем удобнее для него, что карфагенян в то время очень много проживало в Риме и римских провинциях в качестве или солдат, или купцов. Да если, наконец, и согласиться с тем мнением Гезения, будто Иероним не знал пунического языка и свое свидетельство заимствовал от Августина, который тоже не был знатоком этого языка, то все же из-за этого только нельзя отнимать значение у свидетельства Иеронима. Ведь, очевидно, далеко не необходимо быть знатоком известного языка, чтобы утверждать, какое значение имеют те или другие слова в этом языке, так как точное и верное значение их можно узнать через того или другого рода справку. Резюмируя все сказанное нами о значении слова almah, мы придем к следующему результату. Этимологически это слово означает или только подрастающую, или уже развившуюся до возмужалости, но все-таки еще совсем молодую девушку, и ни в каком случае не может означать замужней, хотя бы то и молодой, женщины. С этим совершенно согласно и употребление слова almah в священных книгах Ветхого Завета, так как священные писатели нигде не употребляют этого слова по отношение к замужней женщине. Мало того, священные писатели во всех местах, за исключением разве только Притч.30:19 , употребляют слово almah по отношению к непорочной деве, девственнице; даже и в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ (Никольский Евгений Иванович; 21.01.1860, с. Серебрянь Алексинского у. Тульской губ.- 18.01. 1922, Москва), митр. Крутицкий. Из семьи священника. Окончил Тульское ДУ и Тульскую ДС. В 1881 г. поступил в МДА, которую окончил кандидатом богословия. В канд. соч. «Предсказание пророка Исаии о Деве и Еммануиле» дал разбор с православной т. зр. работ ряда протестант. авторов о 1-м мессианском пророчестве Исаии. Определен в Могилёвское ДУ, служил учителем рус. и церковнослав. языка (с 1885). Помощник смотрителя (с 1888). Одновременно занимал должность члена Могилёвского уездного отд-ния епархиального училищного совета, исполнял обязанности делопроизводителя училищного управления. 3 авг. 1893 г. принял монашеский постриг с именем Евсевий, 5 авг. рукоположен Гдовским еп. Николаем (Налимовым) во диакона, 6 авг.- во иерея. 11 сент. назначен в состав С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. 18 окт. во изменение предыдущего указа определен на должность ректора Иркутской ДС. 6 нояб. возведен в сан архимандрита. Помимо ректорства и преподавания в Иркутской ДС был председателем епархиального училищного совета, редактором «Иркутских ЕВ», членом Иркутского миссионерского об-ва. Евсевий (Никольский), еп. Владивостокский и Камчатский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Евсевий (Никольский), еп. Владивостокский и Камчатский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) 24 янв. 1897 г. хиротонисан во епископа Киренского. Назначен викарием Иркутской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в иркутском в честь Вознесения Господня мужском монастыре , возглавил Иркутский и Верхоленский архиеп. Тихон (Троицкий-Донебин). 4 окт. того же года назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. Прибыл в Благовещенск 4 февр. 1898 г. В связи с разделением Камчатско-Благовещенской епархии утвержден 24 дек. 1898 г. епископом Владивостокским и Камчатским (решение вступило в силу 1 янв. 1899). На всей огромной территории новоучрежденной Владивостокской епархии насчитывалось лишь 69 церквей, а также Уссурийский во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/187367.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010