Псалом 8. Пророчественная хвалебная песнь Творцу и Промыслителю вселенной, открывающему Свое величие в малом создании – человеке Псалом 8, по буквальному своему смыслу, есть хвалебная песнь Творцу и Промыслителю вселенной, выражающая благоговейное изумление пред бесконечным Его величаем, вызывающим к Его прославлению даже младенцев, и пред Его крайним снисхождением и благоволением к слабому в сравнении с другими величественными созданиями человеку, которого Он поставил владыкою всех земных тварей и сделал видимым представителем Своего божественного величия и могущества на земле. Но вместе с тем этот псалом, по изъяснению его в Новом Завете, указанием на исповедание славы Божией младенцами (ст. 3) и изображением человека в его первобытном величии и владычестве над природою (ст. 5–9), представляет собою ясное пророчество о Христе Спасителе, как восстановителе первоначальных, утраченных людьми богоподобных прав ( Еф.2:4–7 ; Кол. 1:12–22 ), после Своего унижения в искупительных страданиях сделавшемся и по человеческой своей природе Владыкою всех существ небесных, и земных, и преисподних ( Мф.28:18; 11:27 ; Евр.2:6–10 ; Филип.2:6–11 ; Еф 1:19–23 ; 1Кор.15:27 ; 1Петр.3:22 ), который во время земной жизни своей, при торжественном входе своём в Иерусалим, устроил себе хвалу в устах детей еврейских (Мф.21:15–16) и, в устроении Своего царства на земле, божественную славу Своих дел и учения открывал и возвещал миру преимущественно чрез подобных младенцев, простых, некнижных людей, посрамляя ими премудрых и разумных ( Мф.11:25–26 ; 1Кор.1:27–28 ). Псалом 8, по свидетельству надписания (ст. 1), написан был Давидом, и он действительно, и по содержанию и образу выражения, всего более приличествует этому воспитавшемуся среди стад (ст. 7–8) под величественным небесным сводом (ст. 4) псалмопевцу (ср. его Псс. 18, 23 и др.), так что даже ученые, отрицающие принадлежность Давиду многих других надписывающихся его именем псалмов, не оспаривают написание этого псалма Давидом. Соображая содержание псалма с обстоятельствами жизни Давида, с вероятностью можно полагать, что он воспет был им при созерцании звёздного неба в одну из светлых ночей, проведённых им у стад отца его на вифлеемских пажитях, вскоре после его помазания пророком Самуилом, с которым вместе его природному дару псалмопения и сообщено было благодатное освящение от Духа Божия ( 1Цар.16:13 ) 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Л. Ю. С благословения Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви Митрополита Виталия О Божием бытии У выдающегося мыслителя, математика Блеза Паскаля мы встречаем такую оценку людей: «Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но еще несчастны». Обретшие Бога, действительно, разумны и счастливы: «Блажен, кто верует: тепло ему на свете». Поэтому на вопрос: существует ли Бог? — такие люди смело и убежденно отвечают: «Верую во Единого Бога…», «Близок к нам Бог» ( Втор.4:7 ); «Мы познали тебя» ( Ос.8:2 ); «С нами Бог» ( Ис.8:10 ); «Он (не только) с Моисеем говорил» ( Ин.9:29 ), но «многократно и многообразно говорил издревле (и другим) отцам в пророках. В последние же дни говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1-2 ); «Бог явился во плоти» (Тим.3:16.); «От Господа Бога направляются шаги человека» ( Притч.20:24 ); «Судьба человека от Господа» ( Притч.29:26 ); «Он имеет власть жизни и смерти» ( Прем. 16:23 ); «На все Господь и Его святая воля», «Без Бога ни до порога»; Поэтому, «худо мне без Тебя, Господи» (блаж. Августин). «Благодарю Тебя, Творец, что Ты дал мне радость пред Твоим творением, восторг пред делами рук Твоих. Я описал людям всю красоту Твоего творения, поскольку мой конечный ум мог постигнуть Твою бесконечность. Отпусти мне грех мой, если я сказал что-либо недостойное Тебя» (астроном Кеплер). «Боже всемогущий! Ты призвал меня из ничтожества, и я падаю вниз у подножия трона Твоего» (историк фон Ранке). Ампер не раз восклицал: «Как велик, о, как велик Бог!» «Бог — истина, абсолют» (Н.И. Пирогов). Так говорили и так говорят все верующие люди всех времен и всех народностей, как простые, так и образованные, как рядовые, так и выдающиеся мыслители, светила науки. Только безумец может сказать: «Нет Бога» ( Псал.13:1, 52:2 ). Какими же путями верующие постигают тайну Божества? Тремя: откровением, размышлением и наукой. Откровением называем мы все, что Бог открыл нам о Себе. Оно — двух родов: естественное и сверхъестественное. Первое — проявление Бога во внешнем мире, а второе — в Библии, как писанном слове Божием, и в Предании Церкви, как в написанном Божием слове, формально признанном вселенским церковным авторитетом.

http://azbyka.ru/o-bozhiem-bytii

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Скачать epub pdf ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Сегодня мы займемся изучением 13-й главы Книги Исход. Исх.13:1 . «И сказал Господь Моисею, говоря». Здесь обращает на себя внимание «лишнее» слово. После слово «сказал» далее идет слово «говоря». Какой смысл в подобном повторении: «И сказал Господь Моисею, говоря»? Это повторение – не тавтология, а возможный призыв не только выслушать Божие повеление, но и исполнить его. Далее мы читаем: Исх.13:2 . «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они». Слова «освяти Мне каждого первенца» нуждаются в дополнении из Книги Второзакония: «Все первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Господу, Богу твоему…» ( Втор.15:19 ). То есть не «каждого первенца», но «первородное мужеского пола». Здесь возникает вопрос, а что можно считать «освященным» или «святым»? Ориген начинает с общего рассуждения о святом и освященном, он пишет: «Давайте соберем от Божественных Писаний то, что названо святым. Мы замечаем, что не только люди, но даже бессловесные животные названы святыми, находим, что и сосуды служения называются святыми ( Исх.40:9 ), и одежды святыми зовутся (28, 2), и точно так же места, которые расположены в городах и пригородах и отданы священникам ( Чис.35:1–8 ). А из бессловесных животных Закон Господень предписывает и повелевает посвящать первородных коров или овец: Не совершай, – гласит он, – на них никакой работы, поскольку они посвящены Господу ( Лев.27:26 )» 120 . Посвященное или освященное в общем смысле этих слов на иврите означает: «выделенное» или «отделенное». В данном контексте 13-й главы Книги Исход посвященное означает заместительную жертву, и, таким образом, словосочетание «от человека до скота» может быть прочитано как «скота вместо человека». Но как пишет апостол Павел: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10:4 ). То есть ветхозаветные жертвы были как «тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Учение Св. Писания о благодати Божьей. В Ветхом Завете находятся только более или менее неясные намеки на учение о благодати и это потому, что благодать, как сила Триединого Бога, должна была открыться в полном свете и силе в Новом Завете, с полным откровением Триипостасного Бога. Благодать в смысле милости, милосердия, благоволения, – понятие встречающееся несколько раз еще в Ветхом Завете (напр. Исх. 21, 3; 36), – в основе своей есть самое общее и многообъемлющее выражение. Если, однако, поставить его в связь с теми местами, в которых говорится о Духе Божьем, об излиянии Его или на отдельных людей, избранников Божиих – пророков или на весь народ (Числ. 29; Иса. 2. 3; Иезек. 26. 27; Иоил. 28. 29; Иезек. 5. 9. 10. 14), в особенности, когда этот народ изображается или землею сухою (Иса. LV, 1. 3; 11) или мертвыми костями (Иезек. 1. 2 и сл.), то это излияние представится в виде действия особой, божественной, оживляющей силы, следовательно, в более частном смысле. И хотя выражение благодать в таких изображениях действия Духа Божия не встречается, но невольно приходит на мысль сближение этих мест с изображениями действий Св. Духа. Есть, однако в ветхозаветном Писании одно пророческое место, в котором выражение «благодать» ставится в связь с понятием «Дух» – «Дух благодати» (πνεμα χριτος), напоминающее единственное также выражение новозаветное ( Евр. Х, 30 – τ Πνεμα τς χριτος). «И излию на дом Давидов и на живущия во Иерусалиме Дух благодати и щедрот и воззрять нань его же прободоша, и восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце» (Зах. 10). Внутренняя перемена в жителях Иерусалима, с излиянием на них «Духа благодати» не напоминает ли речей И. Христа о том, что произойдет с Его учениками и последователями с ниспосланием на них Духа Утешителя (Иоан. 26; 13. 14. 21–23)? 1) Благодать, уготовляющая все потребное для человеческого спасения по учению Св. Писания Нового Завета. – С тем же главным значением и с таким же широким объемом, как в Ветхом Завете, употребляется слово благодать и в Новом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Священник I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА 1) евр. слово кохен – «священник» происходит от глагола кохан ­­ «быть священнодействующим», «совершать священное служение», т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. слово кохан означало «стоять». В Библии в этом значении данный глагол уже не встречается, но представление о С. как о человеке, предстоящем пред Богом, сохранилось (ср. Втор. 10:8 ; Втор. 18 – правда, в этих местах Библии говорится не о С. в собств. смысле слова, а о ⇒ левитах). Некоторые ученые считают, что глагол кохан когда-то имел значение «снаряжать», «приготавливать» (в частн., жертву), что, однако, маловероятно. Наконец, в араб. яз. есть родств. слово, имеющее значение «предсказатель». Но здесь, вероятно, речь идет о развитии общего понятия, поскольку С. у большинства народов одноврем. отправляли культ и сообщали указания божеств; 2) в списке придворных Давида и Соломона слово кохен обозначает, судя по контексту, чиновника, советника. В 2Цар. 8 " священниками» (в Синод. пер. – «первыми при дворе») названы сыновья Давида. Ира Иаритянин ( 2Цар. 20:26 ) также, по-видимому, занимал какой-то пост при дворе. II. СВЯЩЕННИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В Библии говорится, что еще Каин и Авель, Ной и патриархи приносили жертвы Богу, а в Исх. 19упоминаются уже С. Вероятно, здесь имеются в виду люди, исполнявшие обязанности С. как главы своих семейств ( Иов. 1:5 ). Особое место занимает священство ⇒ Мелхиседека. У горы Синай Бог поручил Моисею посвятить в С. ⇒ Аарона и сыновей Аарона ⇒ Надава , ⇒ Авиуда , ⇒ Елеазара и ⇒ Ифамара ( Исх. 28:1 ). На священнич. служение были посвящены эти люди и их потомки, ⇒ левиты были подчинены им и должны были исполнять вспомогат. роль при служении в святилище ( Числ. 3:5–13 ; Числ. 8:5–22 ; Числ. 18:6 ). Однако в Библии зафиксированы случаи, в которых уже после введения Ааронова священства жертвы Господу приносили также люди, не принадлежавшие к числу потомков Аарона. Конечно, сообщения о жертвах, приносимых Давидом ( 2Цар. 6:17 ) и Соломоном ( 3Цар. 3:3 ), не означают, что эти цари собственноручно совершали обряд жертвоприношения во всей его полноте. В случаях с Гедеоном ( Суд. 6:17–21 ), Маноем ( Суд. 13:15–20 ), Самуилом ( 1Цар. 7:9 ; 1Цар. 9:12 ; 1Цар. 10:8 ; 1Цар. 16:2–5 ) и пр. Илией ( 3Цар. 18:30–38 ) об этом говорится определенно. Из текста Библии видно, что жертвы Господу приносили и мужчины, не принадлежавшие к семейству, которому Бог у горы Синай вверил священство, однако при этом следует принимать во внимание конкретные обстоят-ва (полит. обстановку в эпоху судей; разрушение святилища в Силоме; отделение Северного царства от Иерусалима):

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава V Общее обоснование полномочий первосвященника (1–3). Иисус Христос удовлетворяет условиям полномочности первосвященников и по призванию Божию, и по способности быть истинным ходатаем за других (4–10). Краткое назидание по поводу сказанного (11–14). Евр.5:1 .  Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, Евр.5:2 .  могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, Евр.5:3 .  и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. «Для человеков поставляется на служение Богу». Хотя каждый человек обязывается и сам на служение Богу, однако Господь благоволит избирать из среды людей особых Себе служителей, служение коих состоит в том особенно, чтобы приносить дары и жертвы за грехи людей, из коих не исключается и сам первосвященник ( Лев.16:11–15 и д.). Таково установление Божественное. Относительно тех, за которых должны быть приносимы жертвы, апостол употребляет смягченные выражения, как о «невежествующих и заблуждающих» (ср. 1Ин.3:9, 2:3, 11 и др.), что имеет, впрочем, и свой грозный смысл, давая понять, что если грешащие по неведению и заблуждению могут пользоваться снисхождением Первосвященника, то противящиеся Ему сознательно и упорно не имеют этой надежды ( Чис 15:22, 31 ; Лев.4:2, 5:1–15 ). Евр.5:4 .  И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Первосвященническое служение именуется здесь «честью», что предполагает его особое достоинство, высоту и ценность: избрание совершает Сам Бог для ближайшего служения Ему и для спасения других. Евр.5:5 .  Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; «Присвоил славу» – греч. αδξασε γενηθναι ερχιερα, слав. «не Себе прослави быти первосвященника». Если для обыкновенных людей составляло честь самое избрание в первосвященники, то Сын Божий, Который уже по существу Своему имел всю полноту прав первосвященства, в высшем смысле слова получает Свою первосвященническую честь и славу особым образом – исполнением воли Божией относительно спасения человека путем Своих страданий ( Лк 24:26, 46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Рассуждение девятнадцатое. Об Аароне Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его ( Пс.132:2 ). § I Аарон был брат Моисеев, великий Священник Ветхого Завета, как изъясняет Бог Моисею: и взем ризы святыя, облечеши Аарона брата твоего, и в хитон подир, и в ризу верхнюю, и в слово ( Исх.29:5 ). Сей Аарон, истинно, пред Богом согрешил, как пишется: и на Аарона разгневася Господь зело, еже погубити его; и молихся и за Аарона во время оно ( Втор.9:20 ). [Снеси ( Исх.32:21 )]. Согрешение Аароново доказывает слабость человеческую и Божие милосердие, ибо он Богом в милость паки принят. Он примером служить может всем благочестивым, которые ежели по слабости согрешат, должны умолять Бога чрез Христа, и Бог – в конец оставить их не может. § II Аарон был прообраз Христа в рассуждении священства. Хотя Аароново священство не одинакового свойства было с Христовым; ибо священство Аароново было несовершенное в рассуждении действия, ибо было телесное: а Христово священство было совершенное и духовное, при котором перестало Аароново. Ветхозаветное Аароново было переменное: а Христово есть непременное. Аароново в приношении жертв скотских состояло: а Христово не во крови козлей, ниже тельчей, но в крови Самого Его, ею же вниде единою во святая, вечное искупление обретый ( Евр.9:12 ). Аароново священство отправлялось от людей смертных: а Христово – от Самого Христа – ожидаемого всеми веками Мессии, и ходатая лучшаго завета ( Евр.8:6 ). § III Аарон может быть примером священнику церковному: 1). В рассуждении истинного призывания: никтоже бо сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон ( Евр.5:4 ): так священник должен законно к должности своей призван быть; a не чрез деньги приобретать важность священства, дабы некогда Симониею поставленные священники не услышали оных Божиих глаголов: не посылах Пророки, а они течаху: не глаголах к ним, и тии пророчествоваху ( Иер.23:21 ). 2) В рассуждении особенного избрания, как пишется: посла Моисеа раба своего, Аарона, егоже избра себе ( Пс.104:26 ): так священник должен особенно от Бога избран быть, дабы приличествовали ему оные Господни, пророку Иеремии произнесённые слова: прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, Пророка во языки поставих тя ( Иер.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Глава 12 1–12. Отступление Ровоама от Иеговы и наказание нашествием египтян; временное раскаяние Ровоана. 13–16. Продолжительность и общий характер царствования Ровоама, его преемник. 2Пар.12:1 .  Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним. Неверность Ровоама Иегове (ср. стихи 5 и 14) подробнее изображена в ( 3Цар.14:21–24 ), «Толковая Библия», т. II, с. 436. 2Пар.12:2 .  На пятом году царствования Ровоама, Сусаким, царь Египетский, пошел на Иерусалим, – потому что они отступили от Господа, – 2Пар.12:3 .  с тысячью и двумя стами колесниц и шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта, Ливиянам, Сукхитам и Ефиоплянам; 2Пар.12:4 .  и взял укрепленные города в Иудее и пришел к Иерусалиму. О нашествии Сусакина, как наказании за беззакония Ровоама, говорится и в ( 3Цар.14:25–26 ) (см. «Толковую Библию», т. II, с. 436–437), но во 2 Паралипоменон рассказ этот является восполненным несколькими частностями. Так показана (ст. 3) численность колесниц (1 200) и всадников (60 000) войска Сусакимова, а также отмечен разноплеменный состав этого войска: кроме собственно египтян, в нем были еще представители других народностей, очевидно африканских, подчиненных Египту: Ливитяне, Сукхиты и Ефиопляне. Ливийцы (евр.: лувим или легавим), ( Быт.10:13 ; Наум.3:9 ; Дан.11:43 ) обитали по северному побережью Африки, вблизи нынешнего Алжира и далее к востоку (ср. «Толковая Библия», т. I, с. 326). Ефиоплянами (евр.: кутим) обычно называются в Библии жители страны, соответствовавшей нынешней Нубии и Абиссинии, хотя иногда это имя означает территорию и народность к северу от Персидского залива. (См. «Толковую Библию», т. I, с. 71; т. II, с. 549). Сукхиты евр.: сухкиим, недостаточно известные (LXX, Vulgata, слав.: «троглодитяне»), обитатели пещер и шатров, по наиболее принятому мнению – кочевое племя на западном берегу Чермного моря (родственное ефиоплянам). 2Пар.12:5 .  Тогда Самей пророк пришел к Ровоаму и князьям Иудеи, которые собрались в Иерусалим, спасаясь от Сусакима, и сказал им: так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010