Псалом 134 Аллилуиа. По бл. Феод. – псалом сей есть хвалебная песнь, вознесенная Богу Евреями, получившими освобождение из плена. 1 . С Евр.: «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни». 2 . С Евр.: «Стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего». 3 . Пойте имени Его, яко добро 653 . С Евр.: «Пойте имени Его, ибо это сладостно». Т.е. спасительно и сладостно воспевать имя Божие, славословить Господа. «От сего произойдет много пользы для вас» (Бл. Феод.). 4 . Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние 654 Себе, с Евр.: – «в собственность Свою». Т.е. Господь Бог избрал Еврейский народ в богатство, в собственность Себе, «взирая не на малочисленность его, а на добродетели, к которым Он хотел руководить Евреев» (Злат.); избрал для достижения Своих великих целей о спасении человеческого рода, соделал его как бы сокровищницею Своих даров, обетований, благодеяний, потому особенно и заботился о нем ( Втор. 32:8–9 ). «Назвав достоянием Божиим, – говорит св. Злат., – пророк выражает Божию к ним любовь, промышление, попечение, благоволение». 5 . С Евр.: «Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов». 6 . Во всех безднах. «Безднами пророк назвал, – говорит бл. Феод., – безпредельное множество вод», или, по св. Златоусту, – «преисподния места земли». С Евр.: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах». 7 . Возводя облаки от последних земли. С Евр.: «Возводит облака от края земли», – от пределов земли; «потому что, – говорит бл. Феод., – облака составляются из морских вод, а морские заливы – пределы земли». «Удивительно, – говорит св. Злат., – не только то, что облака с водою поднимаются – тяжелое носится на легком, – но и то, что идут как бы в горних жилищах, нося в себе (от пределов земли) тяжесть такого множества вод». Молнии в дождь сотвори, т.е. во время дождя. С Евр.: «Творит молнии при дожде». Т.е. соединил несоединимое, по природе противоположное, молнии с дождем, огонь с водою, «что молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает и сам не угасает» (Бл. Феод. и Злат.). Изводяй ветры от сокровищ Своих. «Словами: от сокровищ Своих, – говорит св. Злат., – пророк выражает не то, будто есть сокровищницы ветров, но то, как легко Бог управляет ими»; – «едва даст Свое мановение Бог, повсюду являются ветры» (Бл. Феод.). «Словом: сокровища, – говорит св. Афан., – пророк изобразил непостижимость для людей природы ветров».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 144 Хвала Давиду. Псалом сей и за ним следующие остальные суть благодарственно-хвалебные песнопения. «Настоящий псалом, кроме сего, содержит, – говорит бл. Феод., – и пророчество о призвании и Богопознании язычников»; в Еврейском тексте расположен по порядку букв Еврейского алфавита. Сей псалом особенно уважается Евреями. «Кто будет читать его ежедневно три раза, говорят они, тот получит несомненную надежду на блаженную вечность 699 ». 1 . Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой. «Возносит на высоту не потому, что не был на высоте, но чтобы другим показать, что на высоте» (Св. Афан., бл. Феод.). С Евр.: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю (мой), и благословлять имя Твое во веки и веки». 2 . С Евр.: «Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки». 3 . С Евр.: «Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо». 4 . Род и род восхвалят дела Твоя. Т.е. по Злат. – род настоящий и следующий за ним, и следующий за тем, и опять следующий – твари, течение природы, дела, совершающиеся в каждом поколении, чудеса, знамения, бывшие прежде и особенно при Апостолах – все это проповедует славу Божию. «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк предвозвестил Богопознание у язычников». «Разумеет Церковь , – говорит св. Афан., – собранную из обрезанных и язычников». С Евр.: «Род роду будет восхвалять о могуществе Твоем». 5 . Великолепие славы святыни Твоея возглаголют. С Евр.: «А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих». 6 . И силу страшных Твоих рекут. С Евр.: «Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих». Т.е. возвестят силу страшных дел в природе и в роде человеческом, напр. великие дела и казни в Египте, в пустыне, в плену Вавилонском и др. (Св. Злат. и бл. Феод.). 7 . Память множества благости Твоея отрыгнут. С Евр.: «Будут провозглашать память великой благости Твоей». Будут возвещать о бесчисленных Твоих благодеяниях. И правдою Твоею возрадуются. Симмах перевел: «и милости Твои восхвалят». У Злат. С Евр.: «И будут воспевать правду Твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 77 Псалом разума Асафу. С Евр.: «Учение Асафа». См. Псал. 31 . «Псалом сей, – говорит св. Афан., – воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому, и народ древний Иудейский обвиняя в том, что, после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностию». По бл. Феодориту, псалом увещевает поучаться в законе Божием и надпоминает Израильтянам и «потомкам их, что соделано Богом, какие блага, и с каким неблагодарным сердцем приняты ими». 1 . С Евр.: «Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих». 2 . Провещаю ганания исперва. Ганания 473 , т.е. вопросы, проблемы, краткие изречения или загадки, сохранявшиеся от древних времен, какие мы видим в книгах Притчей и Иисуса сына Сирахова и других. У Евреев учить притчами и загадками было дело самое обыкновенное и общее. С Евр.: «Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности». 4 . С Евр.: «Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил». 5 . Воздвиже свидение во Иакове. «Свидением называет, – говорит бл. Феодорит, – сооруженную в пустыне скинию; потому что имела в себе скрижали свидения». «Отцам их (Евреев) Бог дал закон и скинию свидения, руководя их законом к познанию Спасителя» (Св. Афан.). С Евр.: «Он постановил устав в Иакове, и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их». 6 . С Евр.: «Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям». Ст. 7. С Евр.: «Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его». 8 . И не увери с Богом духа своего. «Т.е. Бог дал закон Евреям, дабы они не подражали своим отцам, – этому строптивому роду, который был неверен Богу духом своим». «Не приобрели они твердой веры в Бога» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 85 Молитва Давиду. С Евр.: «Молитва Давида». Давид, находясь в скорби (ст. 7) и гонении от людей гордых (ст. 14), в сем псалме умоляет Господа о помощи, и вместе пророчествует об обращении и спасении всех народов (ст. 9), «предвозвещает же, – говорит бл. Феод., – и нападение Ассириян на Иерусалим и упование Езекии на Бога». Ко временам царя Езекии относит и св. Афанасий. «Давид и Езекия, – говорит он, – оба стяжав богатство праведности, не взирали на оное, но имели в виду убожество своей природы и умоляли Бога умилосердиться к нищете ея» (Толк. на 1 ст.). 1 . Приклони, Господи, ухо Твое. «Взято это, – говорит св. Афан., – в переносном смысле с больного, который, по немощи, не может говорить громко, и убеждает врача приклонить слух к устам его. Начало молитвы сей – смиренномудрие». С Евр.: «Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня; ибо я беден и нищ». 2 . Сохрани душу мою, яко преподобен есмь 501 . «Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе нищим и преподобным. Смысл же слов его таков: сам я по себе нищ есмь и убог и не имею достатка в добродетели, но в сравнении с врагами окажусь преподобным; потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня не справедливо, а я терплю неправедное нападение». С Евр.: «Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя». 3 . С Евр.: «Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день». 4 . Яко к Тебе взях 502 душу мою, т.е. вознес душу мою. С Евр.: «Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою». 5 . С Евр.: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя». 6 . С Евр.: «Услышь, Господи, молитву мою, и внемли гласу моления моего». 7 . С Евр.: «В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня». 8 . Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Эти слова, по мнению бл. Феод., служат как бы ответом на богохуление Рапсака, который говорил: «Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?.. Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей»? ( 4Цар. 18:33–35 ). Т.е., «те боги совершенно неодушевлены, и сами себя не могут защитить, а Твое велелепие не выразимо языком человеческим» (Бл. Феод.). По св. Афан. – певец «богами называет свят. пророков, к которым было Божие слово. Говорит же, что никто из пророков не мог избавить людей от греха, кроме Единого Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 93 Псалом Давиду, в четвертый субботы, т.е. в четвертый день недели. «Надписан псалом, – говорит св. Афан., – в четвертый субботы потому, что в четвертый месяц (под днем разумеется месяц) начались бедствия града Божия, осажденного Вавилонянами, как повествует о сем Иеремия». По уверению бл. Феодорита, «псалом сей не надписан у Евреев. Очевидно, – говорит он, – что надпись сия сделана кем-либо другим, а не пророком и не переводившими псалом в начале». «В сем псалме Давид ведет речь о промысле, уча не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение; потому что то и другое непостоянно» (Св. Афан.). По блаж. Феодориту, «псалом учит о промысле Божием, а в следствие оного о наказании живущих порочно, притеснителей и судей неправедных. Представляется же псалом произнесенным от лица воспитанных в благочестии, которые терпят неправду от властителей». 1 . Бог отмщений не обинулся 546 есть, т.е. прямо, открыто поступил, или (прошедшее вместо настоящего): Бог прямо действует, т.е. справедливо. «Словом: не обинулся есть, – говорит св. Афан., – указывает на тот приговор, который произнесет на Бож. суде. Мф. 25:41 ». С Евр.: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя»! Так перевел Акила и другие толковники, говорит бл. Феодорит: «явись». «Услыши и приими прошение мое, говорит пророк» (Бл. Феод.). 2 . С Евр.: «Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым». 3 . С Евр.: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут»? 4 . С Евр.: «Они изрыгают дерзкие речи величаются все делающие беззаконие». 5 . С Евр.: «Попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое». 6 . Пришельца убиша. Под пришельцами здесь, по бл. Феод., разумеются пришедшие из язычников и пожелавшие жительствовать по законам Божиим», иначе: прозелиты. С Евр.: «Вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». 7 . С Евр.: «И говорят: не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев». 8 . С Евр.: «Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Подчас рассуждения в Евр. могут выглядеть весьма неожиданными, особенно для неподготовленного читателя. Так, подробно разрабатывается прообразовательное значение загадочной для самого Ветхого Завета личности царя Мелхиседека: Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему:... Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109, 4) (Евр. 5, 6). ...предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. 6, 20). Единственный эпизод с Мелхиседеком встречается в Быт. 14, 18-20. Там говорится о том, как Аврааму, одержавшему верх над коалицией нескольких местных царей, повстречался некий Мелхиседек, царь Салимский: 18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — 19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. Чтобы понять основное рассуждение в Евр. 7, нужно обратить внимание, во-первых, на то, что из рассказа Быт. не следует ровным счетом ничего по поводу возраста и происхождения Мелхиседека. Говорится лишь, что он — «царь Салимский» и «священник Бога Всевышнего». Но как раз из этой биографической «лакуны» автор Евр. и извлекает глубокий аллегорический смысл: «священство Мелхиседека» вечно: Мелхиседек... без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр. 7, 3). Впрочем, именно такой аллегорический или, во всяком случае, таинственный смысл усматривали в личности Мелхиседека еще в ветхозаветные времена. Об этом свидетельствует, например, Пс. 109, 4, фраза из которого целиком или частично (kata thn ta/cin Melxise/dek — «по чину Мелхиседека») неоднократно цитируется в Евр. (5, 6. 10; 6, 20; 7, 11. 17. 21). Открытые в XX веке рукописи Мертвого моря также дали много материала о таинственности была окружена фигура Мелхиседека . Литургический комментарий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Кажется, нет необходимости искать какого-либо особенного смысла в конструкции гл. с предл. . Последний, очевидно, употреблен в значении „о“, „об“, как он употребляется и при других глаголах, так называемых verba declarandi et dicendi (напр., 2Цар.18:5 ). Выражение LXX-mь вполне точно перевели πρ ατν и не должно исправлять этот перевод в περ ατν, как читается во многих кодексах, потому что πρ и у классических писателей означает иногда „о“, „об“ 60 . Чадм своимъ поведите. Евр. „детям (сыновьям) вашим расскажите“ – о таком страшном бедствии (ср. Исх.10:2 ; Пс.43 ; Евр.44:2 ; Вт.4:9, 6:7). А чада ваша чадмъ своимъ. Евр. , „а дети ваши детям своим“, т. е. пусть расскажут. Так как евреи в своем языке не имели слова, означающего „внук“, то обыкновенно употребляли описательную форму „сын сына“ (ср. Исх.34:7 ). Поэтому и у Иоиля выражение „ чада чадъ“ также может означать „внуки“. А чада ихъ роду слдующему. Евр. , „а дети их роду следующему“. Этими словами пророк хочет сказать, что бедствие (ст. 4), постигшее царство Иудейское, не должно быть забыто даже отдаленными поколениями, т. е. никогда (ср. Пс.108 ; Евр.109:13 ; Пс.102 ; Евр.103:17 ). Роду. Евр. слово происходит от гл. , собств. окружил, и поэтому означает „обход кругом“, περοδος; отсюда же: „круг или период времени“, потом: „люди, живущие в известном периоде времени“, род, поколение. Таким образом, слово существенно отличается от (собственно – общество) 61 и (собств. – масса народная) 62 . LXX-mь слово вполне соответственно его значению, переводят γενε. Рассмотренный нами 3-й стих представляет сходство с Исх.10:1–2, 6 . Здесь мы читаем: „И сказал Господь Моисею: войди к Фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте“ (ст. 1–2). Из стиха же 4-го видно, что под „знамением“ здесь разумеется саранча, о которой Моисей говорит Фараону: такого бедствия „не видали отцы твои, не отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня“ (ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Псалом 81 Псалом Асафу. «Сказав, – говорит св. Афан., – в предыдущем псалме об отвержении народа, здесь яснее излагает причины, по которым Бог отверг Израильтян». Псалом вместе с сим убеждает судей быть справедливыми и защищать сирых и бедных. 1 . Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит. С Евр.: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». «Богами, – говорит св. Афан., – назвал князей Иудейских, именовавшихся сынами Божиими». «Поскольку, хотя в подлинном смысле Судия есть Бог, но и людям дает власть судить, то, кому вверено это, как уподобляющиеся в сем Богу, наречены богами» (Бл. Феодорит). Сн. Исх. 22:28 ; 2Пар. 19:6 ; Ин. 10:34–35 . 2 . С Евр.: «Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым»? 3 . С Евр.: «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость». 4 . С Евр.: «Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых». 5 . Да подвижатся вся основания земли. «Основаниями земли, – говорит св. Афан., – называет князей века сего (т.е. демонов), которые прежде народа Иудейского понесли наказание и, лишенные возможности мучительствовать над нами, изгнаны ( Ин. 12:31 ). И они подвигнулись с места прежнего своего состояния; потому что первые низложены крестом Спасителя». «По причине сей неправды (т.е. неверия и упорства Иудеев), жизнь полна смятения и волнений, и земля приводится в колебание непрерывными бедствиями» (Бл. Феод.). Когда нарушается правосудие, невинные и сирые не находят себе у судей защиты (о чем здесь и говорится), тогда колеблются основания земли, т.е. царств и народов, жизни общественной и частной – закон, безопасность, защита, обуздание зла и т.п. С Евр.: «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются». 6 . С Евр.: «Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего все вы». 7 . И яко един от князей падаете. «Каких князей? Не тех ли, которых не задолго пред сим наименовал подвигшимися основаниями земли (т.е. демонов)»? (Св. Афан.). «Не познав своей чести, подверглись вы (т.е. неправедные судии) тому же, чему подпал диавол, которому вверено было Мною начальство, и который не восхотел пользоваться данным ему, как должно, и утратил честь» (Бл. Феод.). С Евр.: «Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей». 8 . Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех. «Это прямо, – говорит бл. Феод., – дает разуметь суд Владыки Христа; ибо Ему, по человечеству Его, сказал Отец: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли ( Пс. 2:8 ). Его-то умоляет пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправедных отрешить, и оставить достояние Иудеев, восприять же достояние язычников, и всем людям даровать спасение». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

—266— IV Евр.4:1 . Посему будем бояться также и мы, чтобы не оказался кто из нас 2690 отставшим и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности войти в покой, – не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное. Евр.4:2 . Ведь и мы имеем обетование чрез веру и духовное житие войти в царство, как и они получили заповедь чрез закон, чтобы таким именно образом могли овладеть данною им землею тою: но не принесло им пользы слово закона слышанное, поскольку не было растворено 2691 верою слышавших. Евр.4:3 . Мы же 2692 войдем 2693 в самый покой. – Мы, уверовавшие 2694 во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря: Я поклялся в гневе Моем, не войдут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Евр.4:4–5 . Суббота же и есть тот именно покой, о коем возвещено, ибо, когда в день седьмой совершены были все дела, сказано: покоиться заставил Бог в день седьмой дела все. 2695 Поэтому, если Евреи не упокоились, как и дела их, в седьмой —267— день, то очевидно о них сказано: не войдут в покой Мой. Евр.4:6 . Но субботний покой Апостол поставил прообразом истинного и вечного покоя, почему и сказал: остается некоторым войти в него, то есть уже не в тот покой (субботний), который служил преходящим прообразом, но в тот истинный покой, который прообразовательно был благовествован евреям, но они не вошли, поскольку не уверовали. 2696 Евр.4:7 . А что должны быть две субботы, одна – прообраз, а другая – истинная, это видно из слов: опять другой день определяет выражение «ныне» в устах Давида, говорящего после столького времени от того времени, когда дана первая суббота: ныне когда глас Его слышите, не ожесточите сердец ваших, как те, кои погибли в пустыне и не вошли в покой Его. Евр.4:8–10 . Ведь если бы Иисус сын Нави, давший им наследовать землю (обетованную), устроил бы их и дал бы им покой, то теперь (при Давиде) никоим образом не следовало бы говорить еще о покое какого-то другого дня: ибо вот Иисус дал им упокоение, введши их в обетованную землю, а между тем они не успокоились на этом совершенно, как Бог совершенно почил от дел Своих, если они находились в больших трудах и должны были долго воевать. Итак, если покой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 . Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне (в неразумие мне). «Должно читать, – говорит св. Афанасий, – с знаком препинания. Показывает же (т.е. Спаситель) нам, что плод молитвы не бесполезен; ибо сказано: не в безумие мне, т.е. знаю, что как скоро воззову, Он услышит». «День и нощь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: и не в безумие мне. Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения» 153 . 4 . Ты же во святем живеши, хвало Израилево. «Т.е. – во святом теле. Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь во святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными Своими служителями» (Бл. Феод.). «Обитая во святых, которых ум к Тебе устремлен, соделываешься их похвалою и славою» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля». 5 . С Евр.: «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их». 6 . С Евр.: «К Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде». 7 . Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Т.е. я уничижен, как червь. Св. Афанасий и бл. Феодорит относят это к Спасителю. «Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Св. Афанасий видит поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте. 8 . Вси видящии Мя поругашамися и проч. Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии. См. Мф. 27:39–47 . (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою». 9 . С Евр.: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». 10 . Исторгий мя из чрева – т.е. чудесно, ибо сказано, что Сам Бог извел, а не по закону естества родился. «Ты создал меня в утробе и потом извлек из нее, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды мои возвергал я на Твою попечительность» (Бл. Феод.). «Единого Христа исторг Бог из Марии, прочие же люди не исторгаются, а исходят» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты извел меня из чрева; вложил в меня упование у грудей матери моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010