Понимая, таким образом, под именем покоя Божия вечное блаженство – покой небесный, а под словом днесь (ст. 7) – все время пришествия на землю Мессии, Христа Иисуса, и всю вообще последующую жизнь каждого человека ( Евр.3:6,13–15, 4:7–10 и др.), мы – христиане – и в лице Того, голоса Которого слушать (аще глас Его услышите) побуждают нас и пророк и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18–19 ). Голос Иеговы, действительно, после Синайского законодательства, замолк к народу непосредственно, и до тех пор замолк, пока «Бог, многократно и многообразно говоривший отцам, через пророков, снова, в последние дни, не заговорил к людям в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род «послушать гласа Его»: после Крещения ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ), после Преображения ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ) и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим ( Ин.12:28,30 ). И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об истине ( Ин.18:37 ), и «кто от истины, тот слушал и слушает гласа Его», как Сам Он сказал ( Ин.18:37 ; ср. Ин.10:16 ). Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный ( Мф.11:28–29 ), а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: «слово, которое Он говорил, оно будет судить такового в последний день» ( Ин.12:48–50 ). Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам – христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя «чад Авраамовых», которым они любили хвалиться ( Мф.3:9 ); не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, «соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой (благочестивой) жизни твердо до конца» ( Евр.3:14 ); ибо, по слову апостола Петра, «лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди» ( 2Пет.2:21 ). Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа – слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: «Ныне (днесь) не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом» ( Евр.3:13 ), пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, – и Господь дарует нам жизнь вечную – блаженную, доставит нам «покой Божий» ( Евр.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Объясн. «Вы приняли Христа» – в таком же смысле, как Сам Господь говорил: кто принимает вас, принимает Меня: Мф.10:40 . Господа приняли Колоссяне и тем, что уверовали в Него, приняли святое Крещение: 1Кор.6:11 ; Ин.3:5 . Ходить во Христе Иисусе – значит ходить в вере в Него, в заповедях Его: Ин.15:10 , освящаться благодатью через таинства Его: Ин.6:53–54 , ходить во всём чине христианском. Евр.7:18 . «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности». Объясн. Этими словами поясняется, в чём состоит побудительная причина к перемене закона, или заповеди: заповедь является немощной и бесполезной и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3 . Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12 , а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с той заповедью, которая её заменяет, например замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7 , сравн.: Мф.26:28 ; Евр.10:9 . Евр.10:35 . «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние». Объясн. Словами «не оставляйте упования вашего», которое имели вы доселе и имеете теперь, не только не стыдясь того, что поносят вас, но и открыто проповедуя благочестие в надежде на будущее воздаяние, апостол напоминает о заповедях Господних, заповедях блаженства и др.: Мф.5:11–12:10:28–33 . Откр.22:14 . «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». Объясн. Поистине, достойны ублажения исполняющие заповеди Божии, ибо будут иметь власть успокоиться в непрестающей жизни, на древе жизни – Христе Боге нашем, и наслаждаться созерцанием Его, когда уже никакая лукавая сила не будет препятствовать тому. И апостольскими вратами, т.е. их учением ( Лк.10:16 ), войдут они в вышний град дверью истинной, не прелазя инуде, как пастыри наёмники ( Ин.10:1 ), но вводимые привратником жизни (Толков. на Апокал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

10 . Глава окружения их, труд устен их покрыет я. С Евр.: «Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их». Симмах перевел: «Горечь окружающих меня, зараза уст их да обратится на них». «Окружением, – говорит св. Злат., – пророк называет здесь собрание, синедрион, нечестивое общество, развратные советы. Смысл слов его следующий: самые советы нечестивые, самая совокупность коварных и развратных намерений пусть сокрушит и погубит их. Труд устен их. Трудом он называет здесь коварство; оно обращается в погибель тому, кто предается ему». «Пусть впадут в то, что сами злоумышляют» (Бл. Феод.). «Глава грешников, – говорит св. Афан., – помысл и чувство. Посему начало и глава того умышления их против меня, коим окружили меня, а равно и вся тяжесть трудов, какие прилагали они, против меня действуя, да приидут на них». Под. Пс. 7:16 . 11 . Падут на них углия огненная: низложишися в страстех 675 , и не постоят. С Евр.: «Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали». «Как бы огнем истребишь их гневом; впадут в бедствия и не переживут их. Сие и исполняется над Саулом в войне с иноплеменниками» (Св. Афан. и бл. Феод.). «Углями огненными и огнем пророк называет наказание, посылаемое свыше» (Злат.). 12 . Муж язычен 676 не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление 677 . С Евр.: «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель». «Язычным, – говорит св. Злат., – пророк здесь называет поносителя, болтливого, злословящего, постоянно лающегося и поступающего нисколько не лучше пса. Не исправится, т.е. низвергнется, низвратится, погибнет». Злая уловят, т.е. зло, порок сам собою уловит в погибель; «потому что, как застаревшая какая болезнь, пожирает нечестивого внедрившийся в него порок, что и составляет для него соразмерное с делами его наказание» (Св. Афан.). 13 . И месть 678 убогим – справедливость убогим. С Евр.: «Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным». 14 . И вселятся правии с лицем Твоим. Т.е., «получив помощь Твою, помышляя о Тебе, всегда пребывая с Тобою, они никогда не отступят от Тебя» (Св. Злат.). С Евр.: «Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицом Твоим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

11 . Кто весть державу гнева Твоего? И от страха Твоего ярость Твою исчести? С Евр.: «Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего»? Слово: державу – значит: силу; изчести – познать. «Симмах перевел, – говорит бл. Феодор., – так: «Кто знает силу ярости Твоей и по страху Твоему гнев Твой». – Если и умеренное негодование Твое положило на нас такое наказание (плен), кто в состоянии представить себе казнь, налагаемую гневом Твоим? Пророческое слово подразумевает вечное мучение», говорит бл. Феод. 12 . Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя 524 сердцем в мудрости. Т.е. яви мне силу спасения Твоего и соделай нас умудренными сердцем. «Скажи нам десницу Твою или Христа, и скажи нам тех, у которых в сердце мудрость; а это св. Апостолы и Евангелисты, которые научили нас, как обратиться» (Св. Афан.). С Евр.: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое». Акила, Симмах, VI издание LXX так: «Покажи дни наши, дабы могли ходить мудрым сердцем» 525 . 13 . Обратися, Господи, доколе? Т.е. обратися милостиво к нам; доколе будешь наказывать нас? И умолен буди на рабы Твоя. «Приими молитву, и рабов Твоих сподоби человеколюбия» (Бл. Феод.). С Евр.: «Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими». 14 . Исполнихомся 526 заутра милости Твоея. «У семидесяти, – говорит бл. Феод., – переменено время; потому что Акила и другие выразили так: «исполни нас заутра милости Твоей». Утром и ранним временем называют перемену после бедствия». С Евр.: «Рано насыти нас милостию Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши». 15 . Во вся дни нашя возвелихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая. Т.е. вознагради нас радостию и веселием за дни нашего плена, за те годы, в которые мы страдали и мучились. «И здесь, – говорит бл. Феод., – подобным образом переменено время: ибо Симмах и другие перевели: возвесели нас, т.е. вместо уныния дай веселие, и произведи перемену в настоящей нашей злой участи». С Евр.: «Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которыя мы видели бедствие».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

10 . Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, заступник мой еси. С Евр.: «Сила – у ннх, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог – заступник мой». Говорит Давид. Т.е. «удержу крепость мою и царство мое охраняемый Тобою; ибо Ты стал моим защитником» (Св. Афан.). «Тебя, говорит пророк, имею заступником и хранителем силы моей; потому что пользуюсь Твоим о мне промышлением» (Бл. Феод.). 11 . Бог мой, явит мне на вразех моих, т.е. явит мне Свое правосудие в наказании врагов моих. С Евр.: «Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих». 12 . Не убий их, да не когда забудут закон Твой. С Евр.: «Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею, и ннзложи их, Господи, защитник наш». Т.е. не истребляй всех Иудеев окончательно и вдруг, но сохрани, дабы Еврейский народ не забывал, помнил обетования и закон Твой. – «Умоляю, говорит пророк, не подвергать их (Евреев) конечной гибели; потому что многие из них уврачуются врачевством покаяния. Расточи я силою Твоею, и низведи я. – Рассей по всей вселенной, сделай скитальцами и пересельниками» (Бл. Феод.). Низведи, т.е. унизь, накажи. 13 . Грех уст их, слово устен их. Т.е. расточи за грех уст их, за то, что излиха вопияли: распни, распни Его. И яти да будут в гордыни своей, т.е. «на что отважились, тем и будут наказаны; не восхотев служить спасшему Христу, возлюбив царство Кесарево, и будут преданы в рабство Кесарю» (Бл. Феод.). И от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Т.е. «да соделается всюду известною кончина их за хулы, какими злословили Тебя, говоря ложь о славе Твоей. Кончиною же называет не конечную гибель народа, но падение славы его. А слава его – подзаконные службы, Божий храм, пророки, первосвященники, учители закона, явление Ангелов. Все это кончилось вдруг, по умерщвлении Господа» (Св. Афан.). С Евр.: «Слово языка их есть грех уст их; да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят». 14 . Во гневе кончины, и не будут. С Евр.: «Расточи их во гневе, расточи, чтоб их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли». – «Слово: не будут, – по бл. Феод., – значит: не будут уже составлять из себя особого народа, живя в Палестине и именуясь народом Божиим. Кончинами же пророк называет всякого рода казни».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

12 . Внегда быти им малым числом, малейшым и пришельцем в ней. С Евр.: «Когда их было еще мало числом, очень мало (в 1Пар. 16:19 : «были ничтожны»), и они были пришельцами в ней». Т.е. когда было дано обетование о земле Ханаанской, тогда избранный народ был весьма малочислен, ничтожен в сравнении с другими народами, и был в сие время только временным пришельцем в этой земле (Сн. Втор. 7:7 . Исх. 1:5–7 ). 13 . И преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины. С Евр.: «И переходили от народа к народу, из царства к иному племени», – Так напр. Авраам из Халдеи перешел в Харран, отселе в землю Ханаанскую, Иаков удалился в Месопотамию, потом в землю Ханаанскую, отселе в Египет. 14 . И обличи о них цари; напр. обличил царей Фараона и Авимелеха за Сарру, жену Авраамову ( Быт. 12:17, 20:3 ). С Евр.: «Никому не позволял обижать их, и возбранял о них царям». 15 . Не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте. С Евр.: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». «Помазанные, – говорит св. Афан., – суть Авраам и подобные ему; потому что сподобились в видениях своих узреть явление Бога Слова». «Нарек же помазанными, – говорит бл. Феод., – не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными». Здесь пророками называются патриархи, наприм. Авраам ( Быт. 20:17 ), и Исаак, Иаков ( Быт. 27:28, 49:3 ). Но как в последствии, по повелению Божию, стали помазывать свящ. елеем царей, пророков и священников, то приведенные слова справедливо относятся и к ним; ибо сказано вообще на все времена. А потому и теперь справедливо цари наши называются помазанниками Божиими, к коим не должно прикасаться не только делом, но и словом не хорошим». 16 . Всяко утвержение хлебное сотры. С Евр.: «И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил». Т.е. «сделал редким, что может питать не только пшеницу, но и ячмень и овощи, и все прочее, чем поддерживают жизнь люди», – всяко утвержение (Бл. Феод.). Св. Афанасий замечает, что «по действию гнева Божия, в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

12 . Простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли своя. С Евр.: «Она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки». «Розгами и отраслями винограда, – говорит св. Афан., – называется все множество народа, занимавшего всю страну от реки Евфрата до моря Индийского». Бл. Феодорит под розгами разумеет также «множество народа, а под отраслями – пришельцев, присоединившихся из язычников и научившихся Богопознанию». 13 . Вскую низложил еси оплот его, и объимают (обирают) и вси мимоходящии путем. С Евр.: «Для чего разрушил Ты ограды ее (виноградной лозы), так, что обрывают ее все, проходящие по пути»? Под оплотом св. Афанасий разумеет хранение Ангелов; бл. Феод. – Божие покровительство; под мимоходящими первый разумеет нечистых демонов, последний – вообще врагов. 14 . Озоба и вепрь от дубравы, и уединеный дивий (дикий) пояде и. С Евр.: «Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее», – т.е. виноградную лозу. «Врага винограда, – говорит бл. Феод., – наименовал диким вепрем, потому что этот зверь особенно вредит винограду; уединеным же дивиим называет вепря, живущего особо, который свирепее других вепрей»; и под сими зверями сей толковник разумеет врагов Еврейского народа Салманассара, Сеннахирима и особенно Навуходоносора. Последний «был свирепее других царей, а потому справедливо именует уединенным дивиим». 15 . С Евр.: «Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей». 16 . И соверши и, его же насади десница Твоя, и на сына человеческого, егоже укрепил еси Себе. С Евр. 15 : «Посети виноградник сей, 16 ст.: – охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе». Соверши и, т.е. «соделай готовым ко спасению, – приуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: на Сына человеческого – значит: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях»? (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «ради Сына человеческого – Владыки Христа, Который имеет произойти от сего же виноградника, призри, посети виноград сей и пощади его, сподоби страждущих уврачевания».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

II . Они говорят: «Если он не Бог , почему тогда без отца и без матери?» В этом случае с их слов получается, что Мелхиседек – Отец, а не Сын. Они возражают: «Мы не называем его Отцом, но Божиим Словом, существовавшим прежде воплощения и рождения от Марии». О суемудрые, как [может быть] Бог Слово без Отца!? Поймите, что сказанное блаженным Павлом относится к воплощенному Христу. Ведь он говорит: «Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену... Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» ( Евр.7:13–14 ). «Но скажи, – спрашивают они, – как Христос воссиял из колена Иудина, без отца и без матери по чину Мелхиседека?» Они не знают, что говорят. Ведь Павел сказал «по чину» относительно священства, а не относительно выражения «без отца». Поэтому он не говорит: «ты без отца и без матери по чину Мелхиседека», но: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ). Что значит «по чину»? Значит по сходству, а не по Закону. Ведь по Закону было положено священствовать колену левитов, Мелхиседек же священствует не по Закону, но по чину пророческому, прообразуя тем самым Христа. Поэтому говорит: «Ты священник вовек», не по чину левитов, не по чину Аарона, который из того же племени, но «по чину Мелхиседека», который священствовал помимо Закона. III . Но о чем они снова нас спрашивают? «Если Мелхиседек человек, то каким образом он “пребывает священником навсегда”» ( Евр.7:3 )? Они рассуждают об этом исходя из отрывка, пропуская другое из этой главы. Ведь сказано: «уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр.7:3 ). Подобие и реальность – не одно и то же, поскольку одно есть образ, а другое – истина. Например, как пророк Иона по причине трехдневного погребения ( Мф.12:39–40 ) уподобляется Христу оставаясь пророком, как Моисей уподобляется Ему, поскольку был предводителем народа, оставаясь навсегда вождем, точно так же уподобляется Христу и Мелхиседек, поскольку был священником для язычников, и «остается навсегда священником». Поэтому [Писание] говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

5 . С Евр.: «Ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева». 6 . Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския. С Евр.: «Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал». По бл. Феодориту, свидение здесь означает законоположение (то же, что повеление, определение) праздновать в новомесячие, а слово: во Иосифе – в народе Еврейском. Т.е. это повеление, чтобы праздновать в новомесячие, Бог дал Еврейскому народу, когда он вышел из земли Египетской, для того повелел, чтобы помнили Божии благодеяния в Египте и пустыне, помнили и благодарили Господа. Языка, егоже не ведяше, услыша. «Народ, – говорит св. Афан., – пришедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. Какой же это язык? Не глас ли Божий к народу на горе?» Этот же глас Божий разумеет здесь и бл. Феод. под языком, которого Евреи прежде не знали. Приводится причина, почему должно праздновать или благодарить и славословить Господа, – потому, что повелел Сам Бог, даровав Евреям свободу и закон и оказав другие благодеяния. 7 . Отъят от бремене хребет его, руце его в коши поработасте. С Евр.: «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин». В коши 488 – т.е. в корзине. Корзины употреблялись Египтянами и Евреями в Египте для делания в них кирпичей и для ношения их и других тяжестей – глины, соломы и т.п. Кошницы, полные тяжестей, носили на хребтах. Это была самая тяжелая работа, от которой жизнь Евреев в Египте была «горькою» ( Исх. 1:14 ). Псалмопевец напоминает, от какой тяжелой работы и жизни освободил Бог древле Евреев. «Разумеет, – говорит св. Афан., – что Бог освободил их от тяжестей, какия носили, строя города Фараону. Руце его в коши поработасте. Сказано это потому, что в корзинах носили брение и плевы для делания плинф». «Пророк выразил, – говорит бл. Феод., – труды в Египте, тяжкую работу и плинфоделание». 8 . Услышах тя в тайне бурне 489 , т.е. в таинственной буре, бывшей на Синае ( Исх. 19:16 ) или в Египте ( Исх. 9:23 ), Я, говорит Господь, услышал Тебя. По бл. Феодориту, «Господь означает сим следующее: не явив Себя, но имея невидимое естество, соделал Я спасение видимым для всех человеков, как бы громом каким – Египетскими казнями дав всем разуметь, какое имею о тебе промышление». По св. Афан., «Я избавил тебя от великой и чрезмерной скорби». Искусих тя на воде пререкания. С Евр.: «При водах Меривы испытал тебя». Т.е. испытал веру твою, когда ввел в Рефидим ( Исх. 17:1–2 ; Числ. 20:12 ). Здесь, как известно, Евреи возмутились против Моисея, не видя и не имея воды. По изведении воды из скалы, место это названо: Масса и Мерива, т.е. «искушение и укорение». С Евр.: «В бедствии Ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя; при водах Меривы испытал тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

11 . Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его. «А Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: сборщик захватит все имение его. Под сборщиками разумеются римские цари, собирающие наложенную дань. Они все расхитили у Иудеев, тщательно доведываясь, чтобы и скрытое отыскать и присвоить себе». «Это, – говорит св. Злат., – новый вид несчастия, чтобы имущество его (Иуды) было предано расхищению, чтобы он подвергся нападению заимодавцев». 12 . С Евр.: «Да не будет сострадающего ему; да не будет милующего сирот его». 13 . С Евр.: «Да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде». 14 . Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, т.е. «грех самого народа, – объясняет св. Афанасий, – ибо к предателю присовокупляет и беззаконный народ. Беззаконием же отец называет убиение пророков ( Мф. 23:35 ; Лк. 11:51 ). И грех матере его да не очистится. Под материю сего злочестивого народа разумей оную лукавую синагогу, многократно преогорчавшую Бога». «Отцами, – говорит бл. Феод., – называет пророк предавшихся злочестию в пустыне, и в беззаконии живших при судиях, при царях и по возвращении из Вавилона. А матерью назвал Иерусалим, в котором отважились на ужасное злодеяние, – предать смерти Владыку Христа». 15 . Память их. Т.е. грехи Иуды и врагов Христовых никогда не будут забыты, прощены Богом; а их память потребится от земли, они погибнут в неизвестности (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле». 16 . Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога и умилена сердцем умертвити. С Евр.: «За то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего, и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его». «Пророк разумеет, – говорит св. Афан., – Самого Господа, Который обнища, богат Сый ( 2Кор. 8:9 ). 17 . С Евр.: «Возлюбил проклятие, оно и прийдет на него; не восхотел благословения, оно и удалится от него». 18 . И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010