2Кор.3:17 . «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». Объясн. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например: от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего: Евр.7:18 ; Деян.15:24–28 , и вовсе не говорит о свободе от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы: Лк.4:1–2 ; Деян.13:1–3 . Свобода дарована нам не для угождения плоти, но любовью служить друг другу. Гал.5:1:13 . «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу». Объясн. Апостол и здесь говорит о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона: Кол.2:10–12 ; Евр.10:4–9 , но ни слова не говорит здесь об освобождении, например, от постов, освящённых примерами Христа: Мф.4:2:6:16–18 , и апостолов: 2Кор.6:4–5 . Возвещая свободу, апостол разумеет свободу от закона Моисеева, и эту свободу основывает на подчинении иному высшему закону – закону жизни во Христе, и на соучастии в страданиях Его, чрез распятие плоти со страстями и похотями: ст.24. 28) О христианской надежде Евр.13:5 . «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» ( Нав.1:5 ). Объясн. «Не оставлю тебя и не покину тебя» ( Нав.1:5 ), – сказал Сам Бог, хотя и чрез другое лицо, именно чрез святого пророка Давида: 1Пар.18:20 . Слова Богоносных мужей, которым Бог открывал волю Свою, мы справедливо считаем словесами Божиими, и потому мы должны вполне надеяться, что Бог не покинет нас: Ин.16:28:17:13 ; Мф.7:7 . 29) О радостях христианина Ин.16:22 . «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Объясн. Здесь разумеется и радость учеников о воскресении Христа, имевшая место во время явлений Воскресшего: Ин.20:20 , и радость о соединении с Ним: Ин.14:23 , особенно чрез таинство Плоти и Крови: Ин.6:51:56 , и тогда, и особенно по смерти, для истинных последователей Христа не будет притчи, не будет гадания: 1Кор.13:12:2:9–10:31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

    3) Исполнение повеления — обрезание ягод. Ст.19. «И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия». Ст.20. «И истоптаны ягоды в точиле за городом». Здесь намекается на город Иерусалим, вне которого на Масличной горе много было точил, или тисков, в которых выжимали маслины и виноград. С этого взята и эта эмблема (см.под.Иоил.3:13). Обрезать грозды здесь значит поражать наголову нечестивых, врагов Церкви. Повержение их в точило и топтание означает то страшное поражение врагов Церкви, в котором ясно проявится гнев Божий, и которое будет произведено в жестокой войне, на которой будет проливаться кровь врагов Божиих. Точило означает какое-нибудь обширное место, отделенное от стана святых, называемого здесь городом, на котором (месте) будет производиться поражение противников Божиих, и которое в гл.16 называется Армагеддон.     4) Следствие выжимания винограда. Ст.20. «И потекла кровь из точила даже до узд конских на тысячу шестьсот стадий». Это гиперболическое изображение вообще показывает, что поражение врагов Божиих будет самое ужасное, так что кровь как будто реками будет течь. 1600 стадий есть число определенное вместо неопределенного и вообще означает обширное поле сражения. В Евр.стадии 125 шагов в 5 футов, всех 625 футов или около 90 саженей. Библиографический указатель к 14-й главе     1). Андреи Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1889. Гл.39. Об Агнце и ста сорока тысячах (Апок. 14:1—3). Сл.14. Гл.40. Об ангеле, предвозвещающем близость будущего суда (Апок. 14:6—7). Гл.41. Об ангеле, возвещающем падение Вавилона (Апок. 14:8). Гл.42. Об ином ангеле, предупреждающем верных не принимать антихриста (Апок. 14:9—13). Сл.15. Гл.43. Как сидящий на облаке серпом пожнет произрастания земли (Апок. 14:14—16). Гл.44. Об ангеле, обрезывающем лозу горечи (Апок. 14:17—20).     2). Ф.Яковлев. Апостолы. Вып.2. Толкование Апокалипсиса. Видение девственников, торжествующих в небесах (Апок. 14:1—5). Предвозвестники наступающего гнева Божия (Апок. 14:6—20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В этом же смысле говорит о земной жизни человека как времени для покаяния и святой апостол Павел, написавший в своем послании такие слова: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» ( Рим. 2:4 ). Об этом же повествует и евангелист Иоанн Богослов: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1 Ин. 1:8,9 ). Итак, мы видим, что по Евангельскому учению покаяние необходимо всем без исключения живущим на земле людям. Не случайно именно со слова «покайтесь» начинали свою проповедь святой Иоанн Предтеча ( Мф. 3:2 ), Сам Спаситель ( Мф. 4:17 ; Мк. 1:15 ) и святой апостол Петр ( Деян. 2:38; 3:19 ). Покаяние, к которому призывает Евангелие, — это в первую очередь таинственный переворот в душе человека, перемена ума, сердца и образа жизни как следствие осознания своей греховности и неправоты перед Богом. Покаяние — это таинство смирения ума и сокрушения духа перед Богом как основа для усвоения и действия всех других таинств, ибо тот, кто не кается, тот и не смирился перед Богом, но идет «против рожна» ( Деян. 9:5 ). Как говорит Писание: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ; 1 Пет. 5:5 ). Покаяние — это прочная и необходимая основа для приобретения всех других добродетелей. Любое покаяние искупается жертвой, которая принципиально удостоверяет Бога в серьезности намерений кающегося, понимающего важность и необходимость покаяния. В Ветхом Завете, по слову апостола: «Все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» ( Евр. 9:22 ). В Моисеевом Законе были определены даже специальные жертвы за грех ( Исх. 29:14 ; Лев. 4:21–24 ), которые непременно нужно было приносить в определенные моменты за грехи народа. Часто им предшествовали пост и молитва. Однако такое покаяние, по слову апостола, не могло «сделать в совести совершенным приносящего» ( Евр. 9:9 ), но было установлено «только до времени исправления» ( Евр. 9:10 ). Не было жертвы, способной искупить грехи всех и навсегда. Все ветхозаветные жертвоприношения не могли изменить в должной степени греховное состояние человека ни онтологически, ни психологически, они также не способны были исправить его отчужденное положение по отношению к Творцу.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Можно выразить его доктрину одной фразой: «Когда вы собираетесь для Евхаристии, то дары проявляются». Евхаристическое собрание и дары Духа неотделимы друг от друга. Многообразны дары Духа, служения Господу, действия Божия, но един Дух, един Господь, един Бог Отец (см. 1Кор.12:4 ). Итак, дело Духа – созидание единого Тела Христова, которое есть Церковь , в разнообразии даров, служений, но всегда в перспективе построения единого духовного здания, камнями которого являются христиане ( 1Пет.2:5 ). «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ). С одной стороны, в посланиях апостола Павла Дух является источником и подателем даров, Тем, Кто различает служения. С другой – мы видим, как подтверждаются слова Спасителя о том, что Дух «не от Себя говорить будет... Он прославит Меня, потому что от Меня возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:13–14 ). Служения и дары не существуют вне постоянного необходимого отношения к единственному Носителю Духа, в Котором они сосредотачиваются. Христос есть «Служитель» ( Евр.8:2 ), Первосвященник ( Евр.6:20 ), Посланник ( Евр.3:1 ), Служащий ( Рим.15:8 ; Лк.22:27 ), Блюститель ( 1Пет.2:25 ), Учитель ( Мф.23:8 ; Ин.13:13 ). «Потому что в Евхаристии Он Единый, вмещающий множества, Христос есть единственный Источник священства (служения), все служения и всякий строй не только от Него происходят, чтобы стать затем индивидуальной собственностью, но и отражают Его. И, чтобы Его отражать, служение это становится разнообразным, чтобы примениться к множеству. Действием Святого Духа, Который является связующей силой Тела ( Еф.4:3 ), исполняется «разнообразие служений», чтобы ни одно из них не могло быть объективно рассмотрено в самом себе или как собственное обладание, – но всегда в связи с другими, которые составляют тело Единого» 35 . Высшим даром Святого Духа и их объединяющей силой апостол Павел называет любовь: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь превосходнейший» ( 1Кор.12:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   Самое слово Христос означает Помазанника, ибо в Ветхом Завете помазанные назывались христами, как-то: священники, цари и пророки — в каковые три должности и помазан был Христос, впрочем, не общим с другими образом, но преимущественно пред всеми другими помазанными, как говорит о Нем псалмопевец: Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Евр. 1:9). Здесь, само собой, надо разуметь помазание от Духа Святого, так как Он помазан был Духом Святым, по сказанию пророка Исаии: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим (Ис. 61:1). Эти слова Христос относит к Себе Самому: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4:21). Трояким преимуществом, и особенно славным величием Христос превосходит соучастников Своих. Прежде всего, это есть священство по чину Мелхиседекову, о котором так говорит апостол: быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр. 5:10). Он же в другом месте называет Христа священником, потому что Он принес Себя в жертву Богу и Отцу: Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, и ниже: Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр. 9:14, 28). Затем особенно славное величие и преимущество есть Царское Его достоинство, которое открыл Архангел Гавриил, когда принес мироспасительную весть Пречистой Деве: и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:32—33). Так же и волхвы, принесшие дары во время Его рождения, свидетельствовали о Царствии Его, спрашивая: где родившийся Царь Иудейский? (Мф. 2:2). То же утверждает и надпись вины Его при смерти: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19). О третьем преимуществе пророчествовал Богом вдохновенный Моисей: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог Твой (Втор. 18:15). Это величие Его познается из святого Его учения, в котором Он открыл и Божественность Свою, и все, что нужно было для спасения человеческого. Как Сам Он говорит: Я открыл им имя Твое (Ин. 17:26). И выше: слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня (Ин. 17:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ангелам во всякое время. На это нужно заметить следующее: Если праведники, за святость своей жизни удостаивавшиеся видения св. Ангелов (что служило знаком особого благоволения Божия этим праведникам), считали себя обязанными поклоняться Ангелам, то тем более мы, многогрешные люди, должны поклоняться св. Ангелам и просить их молитвенного заступничества пред Богом. Боговидения удостаивались только весьма немногие праведники ( Быт.3:8;28:12–13 : Ис.6 гл. Иез. 1 и 2 гл. Дан. 7:9–13 ; 3Цар. 22:19 ); так неужели из этого можно делать вывод, что поклоняться Богу должно только тогда, когда кто сподобится небесного видения? II. Основания из слова Божия для православного учения о почитании святых Ангелов Престол Господень окружают сонмы ангелов: Евр. 12:22 . Но вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов. Св. Ангелы суть бесплотные духи, безгрешные любвеобильные ближайшие исполнители воли Божией: Евр. 1:14 . Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Между ними есть такие, которые нарочито поставлены Господом для руководства душами отдельных людей,– они называются ангелами хранителями: Мф. 18:10 . Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного. Деян. 12:15 . А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Св. Ангелы разделяются по степеням на 9 чинов или ликов: I. Высшая степень: а) шестикрылые серафимы: Ис. 6:2 . б) многоочии херувимы: Быт. 3:24 . в) Богоносные престолы: Кол. 1:16 . II. Средняя степень. а) Господство: Кол. 1:16 . б) Силы: 1Пет. 3:22 . в) Власти. III. Низшая степень. а) Начало: Кол. 1:16 . б) Архангелы: 1Фес. 4:16 . в) Ангелы: 1Пет. 3:22 . Ангелы служат спасению людей: Евр. 1: 14 . Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Лк. 15:10 . Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

), в ал. код. и ват. т., а посему и в слав. т. оставленные без перевода, в некот. греч. рукоп. ал. т. переведены: τζων αρπν χειλων=творяй плод устен (ср. Евр. 13:15 ). Ст. 20–21. Не верующие в Господа, в своих мыслях и жизни, будут подобны волнующемуся морю, не будут иметь покоя ни днем, ни ночью. Нет мира нечестивым! Слав. т., согласно ал. код. и ват. т., передает 19-й ст. не подностью; согласно с евр.-м. т., его следовало бы читать: нечестивы же яко море волнующееся, егда почити не возможет, и отвергают воды его пену и ил. В ст. 21, вместо , в р.-с. Бог мой, в 22 евр. рукописях стоит =ριος, что в ал. код., а посему и в слав. т., внесено в текст (Господь Бог). Глава 58 С 58-й гл. начинается 3-й отдел части книги пророка Исаии, обнимающий, как и предыдущие два, также девять глав (58–66). В этом отдел изображается: состояние иудейского народа, после отвержения Мессии (гл. 58 и 59); слава Церкви Христовой и ее распространенее (гл. 60–62); суд над народом иудейским (гл. 63–65) и распространение истинного Богопочитания по всей земле (гл. 66). В 58-й гл. содержится обличение ложного благочестия народа иудейского (ст. 1–5) и указываются черты благочестия истинного, спасительного для него (ст. 6–14). 1. Возопий крепостию, и не пощади, яко трубу возвыси глас твой, и возвести людем моим грехи их, и дому Иаковлю Беззакония их. 2. Мене день от дне ищут, и разумети пути моя желают, яко людие правду сотворившии, и суда Бога своего не оставившии: просят ныне у мене суда праведна, и приближитися ко Господу желают, глаголюще: 1. Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву на грехи его. 2. Они каждый день ищут Меня, и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: Ст. 1. Пророку повелевается громко и во всеуслышание возвестит беззакония народа иудейского, – того народа, который был утешен возвещением о явлении славы Господней (40:1–5) и который не поверил проповеди пророков (53:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В Книге Откровение – 245 ссылок и упоминаний. И это касается только прямых цитат, если же учесть и косвенные отсылки на события Ветхого Завета, то таких параллелей и пересечений окажется на порядок больше 62 . Однако неужели всё, что есть в Ветхом Завете, обязательно для нас? Конечно же, нет. Что-то так и осталось в Ветхом Завете, о чём мы можем даже сказать, что это отменено. Жертва Христа отменила для нас весь обрядовый закон: жертвоприношения, правила о чистоте и пище. И всё же нужно правильно понимать эту отмену. Любая обрядовая заповедь кроме своей внешней формы несла и внутреннее содержание. Например, в жертвоприношениях можно увидеть благодарность Богу. В заповедях о пище и телесной чистоте – призыв размышлять о том, как связана наша телесная и духовная жизнь. Вот это внутреннее содержание заповедей остаётся актуальным и в Новом Завете. О такой отмене закона говорит апостол Павел в Кол.2:16–17 ; Гал.3:16–19 ; Евр.10, 1 . В Кол.2:16–17 пища, питье, праздники, новомесячия и субботы есть только тень будущего, а тело – во Христе. Апостол говорит, что все обрядовые постановления указывали на Христа, после же Пришествия они уже не нужны 63 . Более того, обрядовый закон не делал людей совершенными, как сказано в Евр.10:1 : Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]. Совершенным человека делает Христос, Который одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых ( Евр.10:14 ). Закон назван «тенью» грядущих благ Нового Завета, которые Христос дарует принявшим этот Завет (блж. Феофилакт Болгарский ). Действие обрядового закона, который дан после по причине преступлений, окончится после пришествия семени ( Гал.3:16–19 ). Святитель Феофан Затворник и блаженный Феофилакт Болгарский объясняют, что закон своими строгими запретами и карами являлся обузданием для иудеев 64 . Для христиан эти законы необязательны для исполнения, о чём говорит решение апостольского Собора: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого ( Деян.15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иез.33:14 .  А когда скажу беззакон­нику: «ты смертью умрешь», и он обратит­ся от грехов сво­их и будет творить суд и правду, Иез.33 ­­ Иез.18.5 . Иез.33:15 .  если этот беззакон­ник воз­вратит залог, за по­хищен­ное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, – то он будет жив, не умрет. Так как особенно важно обращение грешника, то оно определяется точнее, причем указываются только два проявления его и оба касающиеся собственности. Вероятно, эти два греха были особенно часты у бедных общин еврейских колонистов в Вавилонии (см. объяснение Иез.18.7 ). – «Будет ходить по законам жизни…». «Если закон не давал жизни человеку, то это был недостаток не столько закона, сколько самого человека с его бессилием исполнить закон». Рим 7.10, 12 ; Гал 3.21 (Трошон). Иез.33:16 .  Ни один из грехов его, какие он сделал, не по­мянет­ся ему; он стал творить суд и правду, он будет жив. Иез.33 ­­ Иез.18.22 . Иез.33:17 .  А сыны народа твоего говорят: «неправ путь Го­с­по­да», тогда как их путь неправ. Иез.18.29 . Опять (ст. 11) вопросительная форма заменена простым отрицанием (для краткости повторения). Иез.33:18 .  Когда праведник отступил от праведности своей и начал делать беззаконие, – то он умрет за то. Иез.33:19 .  И когда беззакон­ник обратил­ся от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Иез.18.26–27 . Иез.33:20 .  А вы говорите: «неправ путь Го­с­по­да!» Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его. Иез.18.30 . Иез.33:21 .  В двенадцатом году нашего пере­селе­ния, в десятом месяце, в пятый день месяца, при­шел ко мне один из спасшихся из Иерусалима и сказал: «раз­рушен город!» По евр. и рус. тексту известие о падении Иерусалима получено было пророком через 18 почти месяцев после события, бывшего в 4 месяце 11 года царствования Седекии (тоже пленения Иехонии и пророка: Иер 39.2 ) – промежуток времени очень большой даже и при тогдашних, вообще не плохих, международных сообщениях, Иез.26.1–2 . Посему древние переводы изменяют эту дату; греч: в 10 году (что хуже евр. текста; должно быть в соответствие месяцу 10-му), слав.: в 12 месяц (должно быть в соответствие году и месяц 12-й; промежуток еще длиннее); наилучше Пешито: в 11 году в 12 месяце, что будет через 5 месяцев по разрушении Иерусалима, – промежуток достаточный для путешествия из Иудеи в Вавилон. Еврейское чтение могло возникнуть из-за даты Иез.32.1 , чтобы она не была позже настоящей. Впрочем нельзя решительно отвергать и евр. чтения: Иезеииль мог жить в таких отдаленных частях Месопотамии, что известия туда доходили очень медленно. – «Один из спасшихся», слав. точнее: «уцелевый», что может иметь и собирательное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда православная Церковь советует молиться за умерших, то советует делать это раньше дня судного и только за тех из них, которые перед смертью положили начало спасению своим покаянием. Правда, что на последнем страшном суде Бог воздаст каждому по делам его, но, кроме всеобщего суда, для каждого человека после его смерти бывает суд частный и мздовоздаяние неокончательное: Евр.9:27:11:39–40 ; не напрасно поэтому указаны в Писании примеры на молитвы и милостыни за умерших: 2Мак.12:43–45 . Рим.8:1–2 . «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Объяснение. Никто не может сказать: «Я очистил моё сердце, я чист от греха моего»: Притч.20:9 ; 1Ин.1:8 , поэтому Слово Божие и заповедует молиться даже о всех святых: Еф.6:18 . И мы веруем, что молитвы Церкви, благотворения, совершённые живыми за умерших, и особенно приношения бескровной жертвы могут способствовать всем, скончавшимся в покаянии, ибо для этой веры есть основания и в Священном Писании: Сир.7:36 . Нельзя забывать и того, что надежда на Христа не ограничивается только земной жизнью: 1Кор.15:19 . Рим.14:12 . «Итак, каждый из нас за себя даст отчёт Богу». Объясн. Правда, что на последнем суде Страшном будет воздаяние каждому соответственно его делам в земной жизни. Но, по свидетельству того же апостола, кроме последнего всеобщего суда, для каждого человека бывает после его смерти суд частный: Евр.9:27 . Люди сейчас же после смерти получают ещё не полное воздаяние, о чём свидетельствует тот же апостол. Евр.11:39–40 . Вот здесь-то Церковь и пользуется временем, пока ещё не пришёл день Господень, и молится, по слову апостола, за всех человеков: 1Тим.2:1 , за живых и умерших, так как у Бога все живы: Лк.20:38 ; члены Церкви за своих близких умерших творят милостыни: Тов.4:17 . 2Кор.5:10 . «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010