9) Оправдание и спасение дается верующим во Христа даром и по милости Божией, а не за дела ( Рим.3:4, 4:4–5, 11:6 ; Еф.2:8 ). Но указанные слова из посланий св. Апостола Павла, говорит «Камень веры», имеют не тот смысл, который придают им протестанты: спасение называется даром милости Божией не потому, что в нем не требуется участие самого человека, а потому а) что временные добрые дела наши ничего не значат в сравнении с небесною за них наградою ( Рим.8:18 ); б) Иудеи и Еллины своими естественными делами не могли оправдаться пред Богом и в) все, потребное для нашего спасения, сообщается нам Господом по Его милости, а не за наши заслуги (964 б –965 б ). 10–11) Христос требовал для оправдания и спасения только веры, не упоминая о добрых делах ( Мк.5:36 ; Мф.9:22 ; Лк.17:19, 7:50 ). На это возражение «Камень веры» замечает, что в указанных местах св. Евангелия говорится не об оправдании, а о чудесах исцеления больных, для которых (чудес) достаточно было одной веры страждущих во всемогущую силу Божию. Поэтому-то чудеса совершались даже людьми нечестивыми ( Мф.7:21–22 ) (965 б –966 б ). 12) По свидетельству Слова Божия, получают оправдание и спасение все верующие во Христа; значит, они спасаются одною верою, без добрых дел ( Ин.3:6 ; Деян.10:43, 13:39 ; Рим.10:11 ; 1Ин.5:1 ; Лк.7:50 ; Ин.1:12, 3:36 ). В ответ на это возражение «Камень веры» говорит следующее, а) Хотя одна вера упоминается в некоторых местах св. Писания, как условие оправдания со стороны человека, но не одна она спасает. Нужно помнить, что Слово Божие приписывает наше спасение и другим добродетелям: любви ( Лк.7:47 ), милостыни ( Тов.12:9 ), надежде ( Рим.8:24 ) и крещению ( Тит.3:5 ), хотя одни они и не спасают человека в отдельности от его веры. Последняя есть начало и основание нашего оправдания и потому чаще других добродетелей упоминается в Слове Божием. Подобно тому как победа над врагами приписывается царю, хотя она и одержана им вместе с войском ( 2Цар.12:29 ), так и дело спасения усвояется вере на основании ее господствующего и руководственного значения в оправдании человека; б) Указываемые в возражении изречения Слова Божия имеют не то значение, что спасает нас одна только вера во Христа, но – что всякий человек, без различия народа и племени, может получить спасение чрез Господа Христа ( Рим.3:29, 10:11–12 ); в) Относительно и других добродетелей, необходимых для спасения, Слово Божие употребляет такой же образ речи, как и о вере человека ( 1Ин.4:7 ; Лк.18:14, 11:10 ; Рим.10:13 ; Евр.5:9 ); но как они не спасают нас каждая в отдельности, так и вера приносит нам оправдание только в связи с другими добрыми делами; г) Выражение «всяк веруяй спасется» имеет то значение, что никто не может спастись без веры (966 б –970 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

18, где дается прямая цитата из прор. Исаии: «Господь помазал Меня благовествовать нищим (    )» (Ис 61. 1; ср.: Мф 11. 5). В контексте Ис 61. 1 общее понятие «нищие» поясняется рядом частных понятий. С ним чередуются выражения: «сокрушенные сердцем», «пленные», «узники» (ст. 1), «сетующие» (стихи 2-3), «унылые духом» (ст. 3). Отсюда ясно, что «нищие» - это угнетенные в широком смысле слова: люди, которые не в состоянии себя защитить, помочь себе. Первоначально слово   означало убогих и несчастных. Но в проповеди ветхозаветных пророков оно понимается в более широком смысле, охватывая всех притесняемых и бедняков, к-рые всецело уповают лишь на помощь Божию. Именно в этом широком смысле понятие «нищие» употребляет и Иисус Христос. Этих людей Он называет алчущими, плачущими, малыми, меньшими, младенцами, труждающимися, обремененными, последними, потерянными, больными, грешниками. На тех, кого презирало окружающее общество, Иисус Христос смотрит с бесконечным состраданием. Критика упования на свою праведность В Евангелии от Матфея гл. 23 содержит речь, направленную против «книжников и фарисеев», пользовавшихся уважением в обществе за их служение закону и почитавших себя праведными. В стихах 13-16 приводятся 7 провозглашений «горя», к-рые, исключая ст. 16, начинаются формулой: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Здесь книжники и фарисеи упоминаются вместе. В Евангелии от Луки (Лк 11. 39-52) находятся 6 провозглашений «горя», распределенных между фарисеями и книжниками. Фарисеи придавали особое значение практическому исполнению закона - к ним направлены 3 «горя» (Лк 11. 39-44). Книжники, или законники, напротив, представляли закон в учении - к ним также направлены 3 «горя» (Лк 11. 45-52; ср.: Лк 20. 46-47). Несмотря на нек-рые различия предания в разных Евангелиях, само обвинение представителей закона исходит от Иисуса Христа. Суть этого обвинения отражается в понятии «лицемеры». Это слово, которое в Евангелии от Матфея встречается 13 раз, в Евангелии от Марка 1 раз и в Евангелии от Луки - 3 раза, соответствует либо евр.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Затем Иисус взял пасхальный хлеб, благословил, преломил, а кусочки раздал ученикам. При этом он сказал слова, далеко выходившие за рамки предписанного пасхального ритуала: Примите, вкусите... Это – мое тело, которое для вас. Делайте это в память обо мне ( Мф.26:26 : 1Кор.11:24 ). По завершении трапезы, после так называемой «Чаши Благословения», Иисус снова ввел в ритуал новые слова: Пейте из нее, все. Ибо это – кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов... Делайте это, когда только будете пить, в память обо мне ( Мф.26:27 : 1Кор.11:25 ). Затем Иисус с учениками пропели завершающие псалмы, предписанные для праздника Пасхи ( Пс.115–118 ). У благочестивых иудеев было в обычае оставаться после пасхальной трапезы в течение нескольких часов за столом и беседовать о пасхальных чудесах прошлого и будущего. Также и Иисус, без сомнения, какое-то время пробыл с учениками, говоря о прошлом и будущем и подробнее объясняя значение тех новых особенностей, которые он только что ввел в пасхальный ритуал. Затем Иисус оставил дом и прошел по темным улицам города в Кедронскую долину к Елеонской горе. Здесь он нашел свое любимое место для молитвы и размышлений – Гефсиманский сад, у подножий горы Елеонской ( Ин.18:1 ). Какие духовные муки претерпел там Иисус, нам не известно, но евангелисты указывают, что он, в ужасе и тоске, молился, чтобы чаша страданий была пронесена мимо него ( Мф.26:36–44 ; Мк.14:32–39 ; Лк.22:40–44 ). Согласно одному раннехристианскому автору, молитва Иисуса была услышана, но заключалось это не в устранении чаши, а в подчинении воле Божьей, которая включала в себя смерть и воскресение ( Евр.5:7–8 ). Иисус обрел какое-то удивительное спокойствие, не покидавшее его в течение последующего ареста и суда, вплоть до последних минут жизни. 5. Арест, суд и распятие Иисуса Христа Между тем Иуда собрал целую толпу из храмовых стражников и слуг первосвященника. Они стали обшаривать со светильниками каждое возможное укрытие. Такие предосторожности, однако, оказались ненужными: Иисус не попытался ни бежать, ни сопротивляться аресту. Иуда заранее условился со стражниками о знаке: они узнают Иисуса по поцелую, которым приветствует его Иуда. И вот, увидев Иисуса, он подошел к нему и сказал обычные слова приветствия: «Рабби!», и поцеловал его в голову. Это был традиционный поцелуй, которым приветствовали уважаемого учителя. Предательство приняло форму поцелуя, бывшего знаком почета ( Мф.26:47–56 ; Мк.14:43–46 ; Лк.22:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Радуются люди, когда имеют благоприятную обстановку со стороны родителей, родства, прочих соприкосновенностей и всего течения дел. Но у кого в мире есть такой родитель, как у христиан? – Отец их есть Бог, к Коему из глубины духом движимого сердца вопиют: «авва Отче!» и от Коего приняли они и благодать чадами Божиими именоваться и быть ( Ин.3, 1–2 ). У кого такое родство, как у христиан! – Сам Господь и Спаситель не стыдится нарицать их братиями своими по человечеству ( Евр.2, 11 ) и все небо делает родственным для них до того, говоря чрез Апостола, что чрез веру в Него они приступают «ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов... церкви первородных, на небесех написанных, и... духом праведник совершенных» ( Евр.12, 22–23 ). У кого так благоприятно течение дел, как у христиан, коим «вся поспешествуют во благое» ( Рим.8, 28 ), коим по делу их «в служение посылаются служебные духи» ( Евр.1, 14 ), у коих «волос с головы» не падает без воли Отца Небесного ( Лк.21, 18 ), и коих течение, если только они не захотят, ничто в мире возмутить не может – «ни смерть, ни живот... ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь» ( Рим.8, 38 ). Радуются люди, когда несомненно ожидают, что скоро – на днях, завтра – получат что-либо очень ценное, дорогое сердцу их. Но какие надежды и ожидания мирские могут сравниться с надеждами и ожиданиями христиан? Смотрите, что им обетовано? – «Наследие нетленно, нескверно, неувядаемо, соблюдено на небесех их ради» ( 1Пет.1, 4 ), такое наследие, о котором восхищенный до третьего небеси и слышавший там неизреченные глаголы свидетельствовал, что «око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его» ( 1Кор.2, 9 ), которого получение, однако ж, так верно и несомненно, что оно как бы уже в руках их есть: «вся ваша суть, говорит Апостол, или мир, или живот, или настоящая, или грядущая, вся ваша суть. Вы же Христовы, Христос же Божий» ( 1Кор.3, 22–23 ). Помышляя о всех сих источниках радостей, так обильных, один святой отец (авва Аполос, см. «Лавсаик» , гл.47) сносить не мог лица скорбного и печального ни у кого и ко всякому из таковых тотчас обращался с укорною речью: не должно, говорил он, на пути спасения скорбеть тем, кои имеют такие обетования. Пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят неверы и еретики, а идущие путем спасения должны всегда радоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

14 Глаза… исполнены любострастия: краткое изречение, означающее тех, «кто с вожделением смотрит на женщину, с которой хочет вступить в развратную связь». В переводе Филлипса это звучит так: «Их глаза не могут смотреть на женщину без вожделения». Им не достаточно согрешить самим, они должны «прельстить» и других, т. е. совратить их с пути истинного (ср.: Рим. 1:32 ). Сыны проклятия (букв, «дети проклятия») – евр. идиома (ср.: 1Пет. 1:14 ). Они отвергли Христа, Единственного, кто мог искупить их, освободив от проклятия. 15,16 Валаам – классический пример лжеучителя, который уводит людей с праведного пути. В Чис. 22 – 24 показано, как Валаам тратил время, чтобы пророчествовать против Израиля в угоду Валаку. В конце, после неудачных словесных попыток погубить Израиль, он стремится сделать это в моральном плане ( Чис. 31:16 ; ср.: 25:1–9; Отк. 2:14 ). Валаам – прототип лжеучителя, который ищет награды или популярности, убеждая людей в том, что нужно снизить высокие требования Бога. Петр здесь расширяет пример, который приводится в Иуд. 11 . Поведение Валаама называется безумным, потому что оно противоречит здравому смыслу. 17 Безводные источники: создают обманчивое впечатление наполненности. Слово мглы может относиться к непостоянству лжеучителей: их учение колеблется под действием разных веяний (ср.: Еф. 4:14 ). Эта фраза может также указывать на их неспособность оросить «освежающим дождем», который они обещают излить, или на нечто, лишенное смысла и лишь заслоняющее свет. Мрак вечной тьмы: это образ адского мрака (см.: ст. 4). 18 Надутое пустословие (пустое хвастовство): эти словом обозначают того, кто пытается представить себя большим, чем есть на самом деле. Уловляют (в ст. 14 то же слово переведено как «прельщают»). Лжеучителя часто прельщают своим учением новообращенных, которые еще не укоренились в вере. 19 Эти учителя освобождают от обязательств служить Христу и возрастать в Нем (ср.: 1:3–11). Поступая так, они упускают из виду, что такого рода свобода возвращает к узам прежнего греха (ср.: Рим. 6 и Ин. 8:31–36 ). 20 Этот стих относится либо к учителям, либо к их жертвам, а возможно, и к тем, и к другим. См. примечание к слову «познание» в 1:2. Хуже может относиться к словам Иисуса в Мф. 12:45 и Лк. 11:26 , хотя иногда здесь усматривают связь с Лк. 12:47,48. 21 Лучше бы: вследствие того, что отвергли пути Божьи во Христе, у них нет пути спасения (ср.: Евр. 6:4–8; 10:26–31 ). Пути: см. коммент, к ст. 2. Правды: здесь подчеркивается нравственный результат следования за Христом. 22 Первая пословица встречается в Прит. 26:11 , а вторая, вероятно, взята из внебиблейского источника – древней истории Ахикара (History of Ahikar). He исключено, что Петр также имеет в виду Мф. 7:6 . 3:1–16 Напоминание о пришествии Господа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

6) Моисей оказал первый знак будущей своей должности и благодеяния, убив Египтянина ( Исх.2:12 ) и след., и освободив Израильтянина: Христос, приступая к освобождению грешников от работы греха, победил диавола ( Мф.4:10 ), и первые начатки даров Духа Святаго явил во храме, как пишется о Нём: ужасахуся же вси послушающии его о разуме и о ответех его ( Лк.2:47 ). 7) Моисей, желая усмирить ссору братьев своих, ( Деян.7:26 ), от оных отвержен: Христа, примиряющего нас Отцу, свои не прияша ( Ин.1:11 ). 8) Моисей, по словам Павловым, отвержеся нарицатися сын дщере Фараоновы, паче же изволи страдати с людьми Божиими ( Евр.11:24–25 ): Христос, оставивши престол Небесный, богат сый, бысть нас ради нищ, да нищетою его мы обогатимся ( 2Кор.8:9 ). 9) Моисей, бежавши из Египта в землю Мадиамскую, сидел у кладезя, как пишется: пришед же в землю Мадиамскую седе при кладязе ( Исх.2:15 ): Христос неоднократно уходил [( Лк.4:30 ), ( Мф.15:21 ), ( Ин.6:15 )] от ищущих Его убить, сидел также на источнице Яаковлевом ( Ин.4:6 ). 10) Моисей назван от Бога, и послан для освобождения Израильского народа от руки Фараоновы и работы ( Исх.3:10 ): Христос послан от Отца Небесного, избавить весь род человеческий от работы вражия ( Ин.3:17 ). 11) Моисей говорил с Богом; и Бог взаимно с ним на горах Синае и Хориве, не без светлости лица ( Евр.2:15 (стр. 81). Христос разговаривал с Отцом молитвами; и Отец с Ним взаимно при Иордане, на Фаворе, и в Иерусалиме не без сияния лица ( Мф.17:2 ). 12) Моисей произвёл великие и удивительные чудеса, кои по большей части исчисляются в Исходе: Христос славен был делами весьма удивительными, о коих в истории Евангельской повествуется. 13) Моисей воды Аравийского залива перешёл невредимо с Израильтянами, коих в пустыне кормил манною и коростелями: Христос с Петром по водам ходил, как пишется: и видевше его ученицы по морю ходяща ( Мф.14:26 ). – И излез из корабля Петр, хождаше по водам, приити ко Иисусови ( Мф.14:29 ): и хлебами и рыбами кормил несколько тысяч людей ( Мк.8:6–7 ), ( Ин.6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Раскрывая, в частности, начало самоотвержения, вера христианская заповедует нам, чтобы мы, прежде всего, каялись во грехах своих: покайтеся ( Мф. 3:2 ), так начал проповедь Свою Иисус Христос и так же повелел начинать ее апостолам ( Лк. 24:47 ). Потом, вера христианская заповедует нам, чтобы мы вели непрерывную брань с собою, подвизаясь иногда до крове против живущего в нас греха ( Евр. 12:4 ), и старались распять плоть свою со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ), очистить себя от всякие скверны плоти и духа ( 2Кор. 7:1 ) и не согрешать не только делом, но и самою мыслью и словом ( Мф. 12:36 ). В тоже время мы должны вести непрерывную духовную брань и с миром – областью, где повинуются не закону Божию, а своим страстям, где любят не истину Божию, а свои заблуждения, должны удаляться от всего, что может возбуждать в нас тройственную похоть – похоть плотскую, похоть очес п гордость житейскую ( 1Ин. 2:15–16 ). Наконец, закон христианский заповедует нам вести постоянную брань и с главным, исконным врагом нашего спасения – дьяволом , который есть первоисточник греха и виновник всех искушений ( 1Ин. 3:8 ), и для сего облещися во вся оружия Божия, яко возмощи нам стати противу кознем вражеским ( Еф. 6:11 ), трезвиться и бодрствовать непрестанно ( 1Пет. 5:8 ) и возмогать о Господе и в державе крепости Его ( Еф. 6:10 ). Но самоотвержение, будучи направлено к искоренению в человеке всего нечистого и греховного, само по себе еще недостаточно к насаждению в нас новой, истинно христианской жизни: аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть ( 1Кор. 13:3 ), говорит святой апостол Павел. Итак, для полноты духовного совершенства необходима любовь. Любовь составляет сущность всего нравственного учения евангельского; она измеряет всю высоту, глубину и широту христианской деятельности. Из неё вытекают все обязанности наши к Богу и ближним. Относительно обязанностей наших к Богу, христианская вера научает любить Бога любовью самою полною и совершенною ( Лк. 10:27 ), всегда взирать на Него мысленными очами веры ( 2Кор. 8:18 ; Евр. 12:2 ) и покланяться Ему в духе и истине ( Ин. 4:23–24 ). А для сего предложена и самая молитва , которая вполне заслуживает название Господней ( Мф. 6: 9–11 ); это – образец мирного и разумного обращения к Богу; молитва сия, по своей разительной краткости, ясности и соответствию всякому состоянию человеческому, равно как по святости самонужнейших в ней прошений, не имеет равной или хотя подобной себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Неведение и более или менее несвободное участие человека во грехе всегда уменьшают вину человека. «Раб, ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воле его, биен будет много. Неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будете мало» ( Лк.12:47–48 ). О распинателях Иисус Христос молился: «отпусти им, не видят бо что творят» ( Лк.23:84 ). Вина человека значительно уменьшается, когда он является орудием чужой воли. «Рече им Иисус: аще бысте слепи были, не бысте имели греха: ныне же глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает» ( Ин.9:41 ). Слепое участие во грехе по степени ответственности далеко не равняется сознательному преступлению. Сравнивая первородный грех потомков Адама с его источником – свободным грехопадением Адама и Евы, мы ясно увидим, что в первородном грехе факторы, усиливающие вину и ответственность за грех (закон и свобода), отсутствуют, напротив, на лицо имеются те причины, которые уменьшают вину и ответственность, доводя её до minimum’a. В наследственном грехе личность с её сознанием и свободою не участвует, лично в нём никто не виновен. Поэтому и осуждение на духовную смерть за первородный грех природы немыслимо вне личного, сознательного и свободного развития греха. Осуждение за первородный грех нигде не отождествляется с вечною духовною смертью, как следствием и наказанием личной греховности. Духовную смерть причиняет грех, созданный свободно, чрез свободное увлечение и обольщение собственной похотью ( Иак.1:13–15 ). Люди называются духовно мёртвыми по причине личных своих грехов и преступлений закона ( Рим.7:9,11 ; Лк.15:24 . Еф.2:1 ‚5;. Кол.2:3 . Иак.5:20 , 1Ин.3:14 , Рим.8:13 , 2Кор.7:16 , Рим.6:21, 7:5 ). В самой духовной смерти различаются многие степени по тяжести личных грехов, начиная с грехов неведения и опущения и оканчивая грехами смертными ( Мф.12:31 ; Евр.10:26–27 ; 1Ин.5:16 ). Глубоким противоречием Божественному Правосудию и изложенному учению Свящ. Писания является то утверждение протестантских строгих богословов, что первородный грех сам по себе vere sit peccatum, ведущий за собою осуждение на вечную смерть всех невозрождённых и также младенцев 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Титул «сын Давидов» имеет мессианские коннотации и одновременно с этим может подразумевать параллель между Иисусом и Соломоном (подробнее см.: Marcus J. Mark 8-16: A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven; L., 1999. P. 1119; Duling, D. C. Solomon, Exorcism, and the Son of David//HarvTR. 1975. Vol. 68. P. 235-252). Именно к Соломону, сыну и преемнику Давида, чаще всего относится титул «сын Давидов» в ВЗ. В более поздней иудейской лит-ре Соломон начинает восприниматься как волшебник, целитель и экзорцист ( Ios. Flav. Antiq. 8. 42-49; Test. Solom. 20. 1 и др.). Так, в апокрифе «Завещание Соломона» старик обращается к Соломону с просьбой изгнать демона из его сына со словами: «Царь Соломон, Сын Давидов! помилуй меня». С теми же словами Вартимей обращается к Иисусу (Мк 10. 47-48). Чудеса, к-рые совершает М. (Христос),- мотив, совершенно нехарактерный для евр. мессианских ожиданий периода Второго храма. Христос (Мессия) как страдающий и обреченный на смерть Праведник Образ М. соединяется в Евангелиях с представлением о страданиях и смерти. В НЗ не раз говорится, что смерть М. (Христа) произошла «согласно Писаниям». Воскресший Иисус по дороге в Эммаус восклицает в ответ на рассказ учеников: «...о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк 24. 25-26). Эту же мысль Он повторяет: «...так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк 24. 46). В Деяниях св. апостолов Петр произносит речь в храме и говорит израильтянам, что страдания и смерть Христа были исполнением того, что издавна Бог возвестил через пророков (Деян 2. 18). Об этом же говорится в др. местах Книги Деяний (Деян 17. 3; 26. 23). Однако в дохрист. иудаизме нет ни одного текста, в котором говорилось бы о страданиях М. Напротив, в иудаизме М. ассоциировался с триумфальной победой, а никак не со страданием и смертью. Сразу после того, как Петр признал в Иисусе М. (Мк 8. 27-29; Мф 16. 13-20; Лк 9. 18-21), он «начал прекословить» Иисусу, услышав о предстоящих Ему страданиях.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Что касается до высказываемого рационалистами приравнивания Иисуса Христа, в отношении Его умственных и нравственных качеств, к, так называемым, гениальным личностям, например, древнему мудрецу Сократу и другим; то против такого приравнивания говорит тот факт, что гениальные личности представляют в себе совершенства не всесторонние, а только с одной известной стороны, и, притом, совершенства в известной и ограниченной мере; между тем, в личности Христа все возможные совершенства соединяются вместе и проявляются в идеальных размерах. Во Христе нельзя заметить никакой крайности или односторонности, ни в каком отношении; в Нем было полнейшее равновесие нравственных и умственных сил, полнейшая, ничем не нарушаемая, гармония Его внутреннего существа. Задавшись высочайшею целью – преобразовать и возродить весь мир, Он не колеблется и не испытывает ничего такого, что волнует сердце и тревожит ум сомнениями и недоумениями, не заботится о том, что делать и как говорить. Жизнь Иисуса Христа свободна от всяких недостатков, грехов и заблуждений ( 1Пет. 2:22 ; Ин. 5:30; 3:5; 8:29, 46 ; Евр. 4:15; 7:26 ), и есть непрерывное проявление любви 170 , а это все превышает человеческую природу и составляет истинное чудо в истории человечества. История не представляет нам ни одной личности, подобной в этом отношении Христу: ни один человек не свободен от той или другой крайности, или несовершенства. – Некоторые факты в жизни Иисуса Христа, по-видимому, не представляют чего-либо особенного и выдающегося, например, факт Его умственного развития, предупредившего Его возраст ( Лк. 2:40–50 ): говорят же о необыкновенных способностях, проявлявшихся в раннюю пору жизни и в гениальных личностях, например, в Джоне Стюарте Милле 171 и других. Но не нужно упускать из виду того, что обнаружение необыкновенных способностей у гениев весьма много зависит от воспитания и образования (так, о Милле известно, что он получил самое лучшее образование: будучи еще мальчиком семилетним, он уже превосходно научен был классическим языкам); между тем, Иисус Христос, плотник ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 ) из Назарета 172 , по бедности своих родителей не получил образования; вот почему книжники и учители – эти ученые доктора своего времени, „дивились, говорит евангелист, разуму и ответам двенадцатилетнего Спасителя» ( Лк. 2:47 ) и говорили: «как Он знает писания, не учившись?–Откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему?» ( Мк. 6:2 ; Лк. 4:22 ; Ин. 7:15 ) 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010