Священное писание. О непререкаемости Священного Писания свидетельствует Сам Бог: «Все, что Я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того», – повелел Господь через Моисея израильтянам ( Втор.12:32 ). Так же и Иисусу Навину сказал: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» ( Нав.1:8 ). Господь Иисус Христос придавал Священному Писанию Ветхого Завета величайшее значение ( Мф. 5:17 ; Ин.5:46–47 ), называл его богодухновенным ( Мр. 12:36 ; Мф.22:43 ). Сам изъяснял все сказанное о Нем в Писании ( Лк.24:27 ) и от учеников Своих требовал, чтобы исследовали его: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Апостолы также учили, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ), они веровали «всему написанному в законе и пророках» ( Деян.24:14 ) и заботились, чтобы собственные их писания были известны всей Церкви: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям», – пишет апостол Павел фессалоникийцам ( 1Фес.5:27 ; ср. Кол.4:16 ; Деян. 17:11 ; 2Пет.1:19 ). Из книг Священного Писания Евангелие и Послания Апостольские, т. е. Новый Завет , являются основополагающими, как содержащие учение Самого Господа Иисуса Христа и Его учеников, но никоим образом не отрицается значение ветхозаветных книг, так как находящиеся в них установления и заповеди, за исключением обрядовых и гражданских.законов, не отменены в новозаветной Церкви, а лишь исправлены и преобразованы: вместо кровавых жертв – жертва бескровная ( Евр.9:23–28 ), вместо обрезания – крещение ( Деян.15:1–21 ) и пр. Великие истины Священного Писания усвоить нелегко, и тот, кто приступает к нему, должен делать это умело и осторожно. По словам апостола Павла, Писание есть как бы обоюдоострый меч ( Евр.4:12 ): одним, через руководство Церкви, указывает путь ко спасению, других, через произвольное толкование ввергает в ереси, ведет к погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

– Так, начат будет этот вопрос положительными доказательствами, успокоивающими дух православного читателя, и закончен ими же. 1.Положительные доказательства подлинности Пятокнижия Вопрос о происхождении Пятокнижия от Моисея положительно решался издавна и имеет для такого решения следующие библейские основания. Издавна утвердившееся в христианской и еврейской литературе названия: Пятокнижие Моисея указывает на общепринятое мнение о происхождении его от Моисея. Для христианского верующего сознания это мнение имеет основание в словах Иисуса Христа: не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем, есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). Здесь, очевидно, разумеется, Пятокнижие Моисея с его пророчески – прообразовательным характером, признававшимся всеми иудеями. Других писаний Моисея иудеи во время Христа, равно как и прежде, и после Него, не знали. В связи с этим изречением Иисуса Христа находятся и другие Его слова, в нем получающие свое объяснение. Так, в опровержение саддукеев Иисус Христос говорил: а о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог не мертвых, а живых? ( Мк.12:26 ). Еще: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк.24:44 ). Очевидно, здесь разумеется Пятокнижие Моисея. Еще: Моисей написал заповедь о разводном письме ( Мк.10:5 ). Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою ( Мк.7:10 ). Моисей дал закон обрезания ( Ин.7:22 ) и мн. др. Все эти выражения ясно указывают на происхождение Пятокнижия от Моисея, и Моисею в них усвояются заповеди данные и «сказанные» Господом, очевидно, как записавшему эти заповеди в Пятокнижие (срав. Исх.20:12 ; Быт.17:10 ). Той же терминологией и в том же, конечно, смысле пользовались и апостолы, наученные Иисусом Христом. Так, св. апостол Иаков на соборе Иерусалимском говорил, что «Моисей читается» от древних родов по всем иудейским городам во все субботы ( Деян.15:21 ; ср. 2Кор.3:13 ). По свидетельству апостола Павла, Моисей книгу закона, вероятно своего письма, кропил жертвенною кровью ( Евр.9:19 = Исх.24:5–8 ). Апостолы неоднократно упоминают о Моисеевой книге закона ( 1Кор.9,9 ; 2Кор.3:15 ; Рим.9:15 ; Евр.9:19 ). В связи с вышерассмотренными изречениями Иисуса Христа апостольские изречения можно понимать как единогласное предание о происхождении Пятокнижия от Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Итак, православное учение о богослужении основано и на Слове Божием, и на истории Церкви, а следовательно воистину необходимо. Восстающие против этой истины сектанты только обличают сами себя в непоследовательности, ибо и сами без богослужебных обрядов не обходятся. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о церковном богослужении Деян.13:2 . «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Объясн. Когда говорится здесь о служении Господу, то разумеется общественное богослужение, какое совершается в храме, в доме Божием: Лк.19:46–47 , по установленному чину: Лк.1:8:23 ; посвящение Варнавы и Савла на дело, на которое призвал их Господь, совершается чрез молитву и возложение рук: Деян.13:3:14:23 . Богослужение совершается по заповеди, в известное время и по установленному чину Мф.23:14 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Объясн. Православные христиане и, тем более, их пастыри не по лицемерию, а по заповеди Господа долго молятся: 1Фес.5:17–18 ; Лк.6:12 , и не они, а «не входящие дверью» врываются в домы вдовиц: Ин.10:1–2 . 1Кор.14:26:31 . «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию... Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Объясн. Здесь нисколько не говорится, что богослужение должно состоять из одних песнопений и пророчеств, и притом как бы без предстоятелей; это будет вопреки Слову Божию: Кол.4:16 ; 1Кор.12:28–29 ; Деян.20:7:11 , и не получится благопристойности и чина: 1Кор.14:40 . Богослужение должно совершаться в известный час: Деян.3:1 , во главе с поставленными предстоятелями: 1Фес.5:12 . Евр.13:15 . «Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст прославляющих имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В самый момент Своего расставания с жизнью Он не был побеждён смертью. Ибо Он добровольно высвободил Свой дух. Иисус «сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» ( Ин. 19:30 ). Уникальность Воскресения. Чудом, увенчавшим земное служение Иисуса, стало Его воскресение (см. воскресение Христа: свидетельства). Оно не только предвосхищалось ветхозаветными пророчествами ( Пс. 2; 15 ), но и Иисус предсказал его в самом начале Своего служения: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (...) Он говорил о храме Тела Своего» ( Ин. 2:19, 21 ; Мф. 12:40–42; 17:9 ). Реальность Своего воскресения Иисус продемонстрировал, на протяжении сорока дней являясь свыше двенадцати раз более чем 500 свидетелям. Уникальность Вознесения. Как и пришествие Иисуса в этот мир. Его расставание с ним тоже было чудом. Дав поручение своим ученикам, «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» ( Деян. 1:9–10 ). Вопреки мнению некоторых критиков (см. Harris, 423), это было не «иносказание», но самое настоящее, телесное вознесение на небеса, с которых Он вернётся в той же самой настоящей плоти, чтобы царствовать в этом мире ( Деян. 1:11 ; Отк. 1:7,19–20 ). Великий христианский символ веры прямо исповедует чудо телесного вознесения Христа. Уникальная безгрешность. Кое-кто из врагов Иисуса выдвигал против Него ложные обвинения, но приговор Пилата после его расследования дела равносилен приговору истории: «я не нахожу никакой вины в Этом Человеке» ( Лк. 23:4 ). Воин около креста подтвердил это, воскликнув: «истинно Человек Этот был праведник» ( Лк. 23:47 ), как и распятый рядом с Иисусом злодей, сказавший: «Он ничего худого не сделал» ( Лк. 23:41 ). Что касается мнения ближайших к Иисусу людей о Его личности, то в Послании к евреям сказано, что Он, как человек, был «искушён во всём, кроме греха» ( Евр. 4:15 ). Сам Иисус однажды упрекнул Своих обвинителей: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 ), но никто не смог найти Его вину в чём бы то ни было.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Придет Господь… и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Излилось из сердца моего слово благое (Пс. 44, 2). Желание моего сердца… об Израиле (Рим. 10, 1). Он действовал от всего сердца своего (2 Пар. 31, 21). Он… пошел по пути своего сердца (Ис. 57, 17). Живет по упорству сердца своего (Иер. 13, 10). Доколе не выполнит намерений сердца Своего (Иер. 23, 20). Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36, 4). Сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6, 18). Сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). У народа сего сердце буйное (Иер. 5, 23). …чего желало сердце его (Пс. 20, 3). Народ, заблуждающийся сердцем (Пс. 94, 10). В сердце у них зло (Пс. 27, 3). Много замыслов в сердце человека (Притч. 19, 21). С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, — именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает. Да не спешит читатель закрыть книгу, дойдя до этого неприемлемого для многих утверждения. И философ Бергсон, которого по справедливости следует считать одним из величайших мыслителей, отводит сердцу очень видное место в деле познания. Но начнем опять с текста Библии: Но… не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь (Втор. 29, 4). Помышления сердца их были зло (Быт. 6, 5). Рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51). Видя помышления сердца их (Лк. 9, 47). Чтобы ты узнал помышления сердца твоего (Дан. 2, 30). Изрекут… размышления сердца моего — знание (Пс. 48, 4). Человеку (принадлежат) предположения сердца (Притч. 16, 1). Слово Божие… судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Размыслите в сердцах ваших (Пс. 4, 5). Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9, 4). Что вы помышляете в сердцах ваших? (Лк. 5, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

03 апреля. «Сам Он претерпел, быв искушен» ( Евр. 2:18 ) Мучает ли нас искушение, тревожат ли сомнения, пойдем с ними прямо к Тому, Кто, «быв искушен, может и искушаемым помочь». Пойдем со всеми гнетущими нас мыслями, которых мы стыдимся и которые ненавидим, – теми мыслями, которые мы не могли бы высказать никому, – и выскажем их Тому Единому, Кто может помочь, потому что и Он претерпел искушение. С глубоким чувством сокрушения, в сознании своего греха, пойдем к Иисусу, Который «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Мф. 9:13 ). Не будем медлить, не будем откладывать ни на минуту, пойдем сейчас, изольем всю душу нашу пред Ним, выплачем пред Ним все наши слезы, возлюбим Его много, чтобы многое нам было прощено ( Лк. 7:47 ). Тогда все сомнения наши исчезнут, мы победим искушение, и «Господь нас исполнит и преисполнит любовию друг к другу и ко всем, чтобы утвердить сердца наши непорочными во святыни пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа, со всеми святыми Его» ( 1Фес. 3:12–13 ). Как обрести Божий кров? 04 апреля. «Живущий под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» ( Пс.90:1–2 ) Милосердый Господь принимает с любовью всякого приходящего к Нему. Одни, как нищие, останавливаются у порога Его дома и стараются наполнить корзину свою только крохами, и их Он не отпускает с пустыми руками. Другие довольствуются положением слуг; они живут в Его доме, стараются исполнять Его волю, имеют с Ним сношение, но, исполнив назначенный им труд, не отдыхают внутри жилища Его, а переходят к своим делам. Есть, наконец, и дети Божии; эти всегда пребывают с Ним, они живут в Его присутствии, всегда у Него дома, знают сердце Его, и им Он говорит: «Сын Мой, ты всегда со Мною, и все Мое – твое» ( Лк. 15:31 ). Пусть каждый спросит у себя, кто он – проситель, слуга или сын. Слова псалма написаны человеком, который «пребывает» с Господом. Нашел в Боге покой, удовлетворение души и родной кров. Лишь тот, кто ищет, – найдет этот кров, эту благодать, о которой всякий может сказать: «Она будет моею, я взыщу усердно, пока не найду ее». Но нерадивое сердце этого никогда не достигнет. Господь призывает всех нас к Себе, как детей Своих, Он предлагает нам кров Свой и под сенью Своей дает успокоение. Поспешим же укрыться в этом верном пристанище от злого веяния соблазна, от бури сомнения, от греха, от искушения, и, пребывая в Нем, мы найдем мир и покой душам нашим. Как следует угождать ближнему?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Следовательно, для спасения человека необходима вера в учение Ветхого и Нового Заветов. 1) Сектант: Для руководства в вере и благочестии довольно одного Нового Завета, а Ветхого совсем не нужно; его отменил Сам Христос, когда учил, чтобы люди верили в одно только Евангелие: «Приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Map. 1:14–15). Объяснения православного: Из приведенных слов Христа Спасителя вовсе не видно, чтобы Он отменил весь Ветхий Завет ; а видно только то, что веровавшим и неверовавшим в Ветхий Завет Иудеям Христос велит поверить и Его новому учению о наступающем Царстве Божием. Неправильное понимание сектантами приведенных слов Спасителя обличается следующими Его же словами: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). «У них (у неверующих братьев богача) есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк. 16:29 ). «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» ( Ин. 5:46–47 ). По словам Христа, заблуждение Иудеев происходило от незнания ими ветхозаветного Писания: «Заблуждаетесь, говорил Он им, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф. 22:29 ). Сам Христос подтверждал Свое учение о Себе, как Сыне Божием, ветхозаветным Писанием. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк. 24:25–27 ). Итак, Христос, не только не отменил ветхозаветное Писание, но Сам признавал его святость, приводил его в доказательство Своего Божественного посланничества и велел всем читать его для утверждения в вере. 2) Сектант: Христос пришел на землю для того, чтобы отменить Ветхий Завет и дать людям Новый; как об этом учит ап. Павел: «Потом прибавил: «вот иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе» ( Евр. 10:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но утешимся, православные, и, поручая их милосердию и долготерпению Божию, возблагодарим Господа, возвратившего к свету истины девять душ, блуждавших в погибельной тьме. Примите же их с любовью, как братий ваших, и возликуйте об их спасении с ангелами небесными, у которых бывает радость «и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:10 ). Да и как нам не радоваться, как не благодарить вразумляющего грешников милостивого Бога, когда мы сами сейчас видим, что «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий», что более 24 лет «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет»! Славим, благодарим, кланяемся и славословим Тебя, всещедрый наш Боже! Но как в ясный, солнечный день неожиданно небо покрывается тёмной тучей, так и радость сердца нашего вдруг омрачается «великой печалью» ( Рим.9:1–3 ) при мысли об остающихся ещё во тьме заблуждений. Жаль погибающих братьев, тяжёлая ожидает их участь, ибо сам Христос сказал: «раб, который знал волю господина своего и не был готов и не делал воли его, бит будет много... И от всякого, кому дано много, много и потребуется» ( Лк.12:47–48 ); а они уже знают волю Господа своего, карающего отступников от созданной Им Церкви: ведь им там много дано для их вразумления! Знают Его волю и не готовы, не делают воли Его. Жаль безответных, ибо «страшно впасть в руки Бога живого» ( Евр.10:31 )! Что же нам делать, чтобы спасти их? Не унывать, братья, а ещё больше, ещё настойчивее заботиться об их вразумлении, помня слышанную уже вами за это великую награду, обещанную от Бога св. ап. Иаковом: «братия, говорит он, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Кто же из вас, православные, не пожелает обратить брата своего от его ложного пути? Кто не пожелает этим добрым и святым делом спасти и свою душу от смерти, покрыв множество своих грехов? Не забывайте же эту великую от Бога награду и знайте, что в деле спасения заблудших вы можете сделать больше, чем мы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

тебя, – а они учат, что надо молиться в храмах всем вместе». Да, молясь «в тайне», молимся мы и во храмах, ибо «сказано также: принеси дар твой... к жертвеннику» ( Мф.5:23–24 ), «дом Мой домом молитвы наречется» (–21, 13), апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк.24:53 ; ср. Деян.2:46–47 ), «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян.3:1 ), Павел «возвратился во Иерусалим и молился в храме» (-22, 17). «Или сказано: не клянитесь никак», искушает нас дьявол . Но сказано и «клялся Господь и не раскается» ( Пс.109:4 ) ... «Бог с клятвою обещал» ... ( Деян.2:30 ); на первосвященническое заклинание Богом Живым Иисус Христос ответил (клятвенным) – «ты сказал». И в Церкви Христовой, пока члены ее не достигли христианского совершенства, при котором нет места клятве, «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр.6:16 ). «Или сказано», продолжает дьявол, «не убий. А они учат, что можно и должно убивать на войне и по суду» ... – Но, когда Церковь объявляла войну и кого осуждала на смерть? Война и суд не от нее. А пока не пришел еще вожделенный для нее «мир мира», она не может сказать воину – «брось оружие» и «кесареву» судье – «не суди», как не сказано того и в Евангелии. «Приходит Иоанн Креститель, писано в Евангелии... и говорит покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, и спрашивал его народ: что же нам делать? Пришли и мытари креститься и сказали ему: учитель, что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, но довольствуйтесь своим жалованьем» ( Мф.3:1–2 ; Лк.3:10–14 ), но не сказал им: бросьте оружие и не будьте воинами. «Или еще сказано», показывает дьявол: «учение мое дух и жизнь, питайтесь им, как хлебом»... А они учат тому, что если положить кусочки хлеба в вино и сказать над этими кусочками известные слова, то хлеб делается телом, а вино кровью, и что есть этот хлеб и пить это вино очень полезно для спасения души».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010