Иоил.1:10   Опустошено по­ле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Иоил.1:11   Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пше­нице и ячмене, по­тому что по­гибла жатва в по­ле, Иоил.1:12   засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в по­ле по­сохли; по­тому и веселье у сынов человеческих исчезло. Пророк говорит о тяжести постигшего страну бедствия для земледельцев, виноградарей и всех жителей вообще. Не вполне ясно, говорит ли пророк здесь об одном только бедствии, о нашествии саранчи, или же в Иоил.1:9–12 он разумеет и другое бедствие засуху, постигшую страну вслед за нашествием саранчи. На последнем понимании настаивает Креднер. Но блаженный Иероним и большинство новых толкователей видят в рассматриваемых стихах только речь о последствиях нашествия саранчи. «Гранатовое дерево»: евр. rimmon. Так как это дерево имеет на ветвях шипы, то в слав. т. оно называется «шипки». «Пальма» «и финикс»: в евр. gamtamar, также пальма. Палестина в древности изобиловала пальмами. Пальмы росли у Иерихона, который назывался городом пальм ( Втор 34.3 ), в Этедди, у берегов Мертвого моря и Генисаретского озера. « Яблоня»: собств. евр. tappuach, – дерево, которое приносит наливные плоды. По Песни Песней ( Песн 2:3, 7:9 ) плоды эти весьма сладки и благовонны; цвет их золотой ( Притч 25.11 ). Полагают что tappuach есть собственно Pyrus Cidonia. Вероятно, от обилия этих деревьев получили свое название Таппуах два города, из которых один лежал в колене Иудовом ( Нав 12.17, 15.34 ), а другой на границе Ефремова и Манассиина колена ( Нав 16.8, 17.8 ). «Веселие у сынов человеческих исчезло», т. е. радость, соединившаяся с уборкой жатвы. Иоил.1:13   Препояшьтесь вретищем и плачьте, священ­ники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного при­ноше­ния и воз­лияния. Пророк указывает средство для отвращения постигшего страну бедствия: именно, он повелевает священников назначить пост и молитву. «Препояшьтесь»: при гл. chigru (от chagar) нет дополнения; но оно ясно из последующего; в некоторых кодексах (у Кениинства и Росси) даже прямо добавлено слово sak или sakim, рус. вретище. «Плачьте», слав. «бийтеся», евр. vesiphdu (от saphad). собств. бейте в грудь для выражения скорби ( Ис. 32.12 ; Наум 2.7 ). «Ночуйте во вретищах служители» Бога моего. Не снимайте печальных одежд даже ночью – служило у евреев вообще выражением сильнейшей скорби ( 3Цар 21.27 ; 4Цар 19.1 ). А священникам, в частности, законом разрешалось надевать траурные одежды только при величайших несчастиях ( Лев. 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ап. Петр связывает это состояние с новозаветной эпохой. Именно христиане - это избранный народ Божий, к-рый уже отнюдь не сводился к одному только евр. народу. Единство богоизбранного народа НЗ имеет основания, стоящие выше границ между народами и национальными чувствами людей. Употребляя термины «род» (γνος) и «народ» (θνος, λας), апостол подчеркивает «кровное родство» между членами Церкви. Это родство обеспечивается не кровными связями между людьми, а «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена...» (1 Петр 1. 19-20). Внутреннее единство Церкви проистекает не из общих интересов, целей или идеалов ее членов, а из Того, Кто является источником этого единства. Церковь состоит из людей, но она не создана людьми. Она состоит из тех, кто уверовали в Иисуса, но не вера делает их членами Церкви и друзьями Божиими, а избрание от Бога: то избрание, к-рое из «некогда не народа» сделало уверовавших новым Израилем и царственным священством. В словах ап. Петра о «царственном священстве» отражено самопонимание раннехрист. Церкви, нашедшее отражение также в др. памятниках раннехрист. лит-ры. Так, ученые указывают на смысловую связь между 1 Петр 2. 9-10 и Еф 2. 19-22 («Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом»). При этом лит. зависимость Первого Послания ап. Петра от Послания ап. Павла к Ефесянам, как правило, отвергается и утверждается, что 2 автора независимо один от другого использовали общую христ. традицию (см.: Mbuvi. 2007. P. 106). Ветхозаветное священство было потомственным, и принадлежность к священству определялась исключительно фактом происхождения из колена Левиина. В НЗ на место левитского священства пришло священство «по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона» (Евр 7. 11). Во главе этого священства стоит Сам Христос - «Первосвященник по чину Мелхиседека» (Евр 5. 10). Священство Христа сделало ненужным ветхозаветный культ с его жертвоприношениями, неспособными очистить людей от греха (Евр 7. 11-28).

http://pravenc.ru/text/2580456.html

Таков смысл первого воскресенья. Упомянув всех праведников Ветхого Завета, Апостол Павел заканчивает словами ( Евр.11:24–26, 32–40, 12:2 ): «... И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее " . Что же это такое? Ответ дается в Евангельском чтении первого воскресенья ( Ин.1:43–51 ): »... увидишь больше сего... истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это означает: вы, оглашенные, которые верите в Христа, хотите креститься, готовитесь к Пасхе, – вы увидите наступление нового времени, исполнение всех обетовании, явление Царства Небесного. Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь, если перемените свое видение жизни, если возжелаете и если примете подвиг. Об этом нам напоминает чтение Апостола во второе воскресенье ( Евр.2:1, 3 ): «... Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть... как мы избежим (праведного воздаяния), вознерадевши о толиком спасении?» В Евангельском чтении второго воскресенья ( Мк.2:1–12 ) образом этого усилия и желания является расслабленный (парализованный), которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома: «... Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои». В третье воскресенье начинается поклонение Кресту, и мы слышим в Евангельском чтении ( Мк.8:36–37 ): «... какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» С этого воскресенья, в чтении Послания к Евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую принес Христос, той жертвы, которой для каждого из нас открывается вход «во внутреннейшее, за завесу», т. е. во святая святых Царствия Божьего (см. третье воскресенье: к Евреям 4:14, 5:6 ; в четвертое воскресенье: к Евр.6:13–20 ; в пятое воскресенье: к Евр.9:11–14 ), в то время как в Евангелии от Марка возвещаются вольные страсти (страдания) Христа: «... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его...» ( Мк.9:31 ) и Его Воскресение: «... и в третий день воскреснет» пятое воскресенье: ( Мк.10:32–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Глава 4 1–5. Пророчество о возвышении горы Господней и собрании к ней всех народов. 6–8. Воцарение Господа на Сионе. 9–11. Предстоящий Иуде плен. 12–11. Будущее прославление дщери Сиона. Мих.4:1 .  И будет в по­следние дни: гора дома Го­с­по­дня по­ставлена будет во главу гор и воз­высит­ся над холмами, и по­текут к ней народы. От печального настоящего пророк обращается в гл. IV-V к светлому будущему, которое осуществится в последние дни, т. е. в мессианские времена. Речи гл. IV-V произнесены пророком позже предшествующих речей гл. I-III. Угрозы, изреченные пророком в гл. I-III ввиду предстоящего разрушения Самарии, не были приведены в исполнение, так как раскаявшийся народ был помилован Господом ( Иер 26.18 ). После взятия Самарии Саргоном, нашествия которого можно было ожидать в Иерусалиме, занятые военными предприятиями против Вавилонии и, таким образом, непосредственная опасность нашествия на Иудею пока миновала. Но дух народа не был спокоен за будущее. Пророк и обращается теперь (после 722 г. ) к народу с утешительными речами. Пророк возвещает, что гора дома Божия – Сион, которому угрожала опасность быть распаханным ( Мих 3.12 ), будет поставлен некогда во главу гор, получит пред ними преимущество чести и славы. Пророк говорит, конечно, не о физическом изменении горы (Марти), а о духовном прославлении ее. К гл. vehajah, и будет, в греч. добавлено пояснительное εμφανς, в слав. «явлена»; вместо евр. -рус. «гора дома Господня» у LXX в слав. сокращенно «гора Господня», хотя у Кирил. Ал., в компл. изд. в во многих списках есть и полное чтение евр. текста; евр. nakon berosch haharim, рус. поставлена во главу гор у LXX и в слав. передано: «уготована ( εοιμος, как переводится nakon и в Исх 15.17 ; 3Цар 8.13–39–43 ) над верхи гор». Мих.4:2 .  И пойдут многие народы и скажут: при­дите, и взойдем на гору Го­с­по­дню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Сво­им, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Го­с­по­дне – из Иерусалима.: В ст. 2-м пророк объясняет причину собрания народов к Сиону, – именно возвещение закона от Сиона и слава Господня от Иерусалима, и цель собрания – научение путям Божиим. Пути Божии – заповеди Господни ( Пс 5.9, 17.22, 24.4 ). «Закон» – вообще повеления Господни, а не Тора в позднейшем техническом смысле. Евр. vejorenu и научит нас (Господь) у LXX, хотя в не во всех списках, передается множ. числом – δεξουσιν, слав. «и покажут».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

в. На т, Гди, уповахъ, да не постыжс во вкъ: правдою твоею избави м и изми м. 2. На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; 2 . Первое полуст. сходно с Пс.24:1 б (русск.-евр. 2 а ; см. выше стр. 339). Правдою твоею избави м – по Твоей праведности и правосудию, Тебе свойственно, Господи, защищать невинность и правоту и не позволять неправде торжествовать над ними: поэтому избавь меня от несправедливых преследований врагов моих и не допусти им погубить меня (ср. ст. 16). Слова: и изми м, – т. е. тоясе что избавь или освободи меня (ср. слав.-русск. в ст. 3 и Пс.139:1 и 4, 143:7 и 11), – не читаются в евр.-халд. и сирск., в Син. код. и в Вульгате, – и внесены в текст из сходного места Пс.70:2 . г. Приклон ко мн ухо тво, ускор изти м: бди м въ бга защитител и въ домъ прибжища, спти м. 3. приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, 3 . Приклон ко мн ухо тво – см. выше Пс.16 , стр. 227. ускор изти м... Продолжительность и тяжесть бедствий истощает терпение псалмопевца и приближает его к отчаянию (ср. ст. 11 и 23), поэтому он молит Господа поспешить избавлением его, пока он не упал еще духом, и, среди его скитаний в горах, послужить для него как бы твердою скалою, на которой бы он мог безопасно укрыться от преследования, или укрепленным замком (домом прибежища, букв. с евр. домом крепости, ср. Манд. и бл. Иерон., также 2Цар.5:7 ), которым бы враг не в силах был овладеть и т. обр. захватить его. д. к держава мо и прибжище мо ты: и имене твоег ради наставиши м и препитаеши м. 4. ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Изведеши м сти се, юже скрыша м: к ты защититель мой, Гди. 5. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. 4–5. Молитва его основывается на уверенности, что Господь именно и есть та неприступная скала и неодолимая твердыня, в которой заключено его спасение, что Он Сам, ради Своего имени, т. е. но Своему правосудию (ср. ст. 26), милости и всемогуществу (см. объясн. на Пс.7:18 , стр. 139), будет руководить им и управлять, снабжая всем необходимым ( препитаеши м; – евр. зн. и направлять Исх.15:18 ; Пс.22:2 , – и снабжать, обеспечивать Быт.47:17 ) в его бедственной жизни, и выведет его из расставленной для него сети, т. е. избавит от незаметно подготовленной для него врагами опасности (ср. Пс.9:16 и 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В жертве первенствующей смысл был не в смерти, или как Вы называете – казни животного, не в сожжении его тела, а в исповедании над животным своих грехов чрез возложение на его голову рук приносящих. Подобно тому, как теперь чрез возложение рук священника на голову кающегося низводится прощающая грехи благодать, так и там чрез возложение рук приносившего как бы на голову животного низводились грехи грешника. А смерть животного была уже результатом, как бы принятия на себя грехов приносившего, символизируя непреложность воли Божией: «смерть – оброцы греха». Но ветхозаветные жертвы не очищали душу человека, ибо «не возможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр.10:4 ). Кроплением кровью животного только освящалось тело (9:13) и чрез то возвращалась милость Божия в отношении плотской, внешней земной жизни ( Ис.1:16–19 ). А в отношении внутренней духовной стороны жертвы только напоминали совести грехи человека, но не очищали, не возрождали ее. И если, по свидетельству ветхозаветного Слова Божия, Бог иногда прощал грехи людям, то прощал только вину их пред Собою, притом прощал не потому, что беспредельная вина покрывалась покаянием человека, а потому, что она Правдою Божией переносилась на предопределенного прежде века Агнца Божия, вземшего грехи всего мира ( Рим.3:25 ; ср. Евр.9:11–14 ). Поэтому, не обилие и разнообразие богатых жертв делали их приятным благовонием пред Богом, как это было бы, если бы жертвы были угощением Бога, а только богатство внутреннего покаянного сердца, без чего все жертвы были неугодными Богу ( Ис.1:11–20 ; ср. Евр.10:5–7 ). Несоответствующее ветхозаветному Ваше воззрение на жертвы, хотя Вы и не находите в них прообразовательного смысла, привели Вас к такому сближению их со смертью Спасителя, в котором приходится усматривать особый, Вами только созданный, прообраз первых в отношении Последнего: по Вашему пониманию и смерть Спасителя, как жертва Богу Отцу, была ничем иным, как приятным Ему угощением. Это уже слишком... Приводя Евр.8:3 , Вы как будто не хотите знать, что указанное место стоит в тесной связи с концом предыдущей главы: «Таков и должен быть у нас Первосвященник... Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом же за грехи народа; Ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». В этих-то словах и находится смысл указываемого Вами места: «Всякий Первосвященник поставляется для приношения даров и жертв (за что? сперва за свои грехи, а потом народа), а потому нужно было, что бы и Сей также имел что принести» (принести Себя за что? за грехи народа) Этим я заканчиваю свои замечания на Ваш предвзятый экзегесис отдельных мест Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Христа, который Сам праведность людей, Сам человек, и знает по опыту, что значит быть человеком? В чье распоряжение приличнее отдать судьбу людей, как не в распоряжение Того, Кто Сам Себя отдал за людей? Наш Царь тем отличается от земных царей, что в основании Его царского управления лежит закон, исключительно одной любви и милосердия. Он хочет покорить человеческое несовершенство в Свое совершенство. Потому, царство Христа будет продолжатся до тех пор, пока существует возможность новых побед и расширения его. Христос хочет покорить Себе все, хочет, „чтобы все, кто хочет, спаслись». Когда это будет сделано, наступит конец миру, воскресение и суд, а Сын передаст Свое Царство и покорится Отцу, и „будет Бог все во всем» (1. Кор. 15:28). Вот как изображает все это ап. Павел: „конец, когда Он (Христос) предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов, под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть. Потому что, все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено: то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:24–28 ). „Он, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его». ( Евр. 10:12–13 ср. Флп. 3:21 ; Еф. 1:19–23, 10; 4:11 –1З). 450 Это самое непокорство Сына, Царя всего царства разумной твари, и есть, что называется ходатайством Иисуса Христа т. е. посредничество, заступничество за людей. „Он есть ходатай Нового Завета» ( Евр. 9:15 ). „Христос вошел не в рукотворное святилище, но в самое небо, чтобы предстать там за нас пред Лице Божье» ( Евр. 9:24 ; Рим. 8:34 ; 1Ин. 2:1–2 ). Итак, если Христос есть Ходатай наш, то Он не грозный Владыка. Наш Царь не стыдится называть братьями, говоря: возвещу имя твое братьями Моим, посреди Церкви воспою Тебя ( Пс. 21:23 ). Евр. 2:11–12 – Он милостив к нам, потому что во всем нам подобен.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Ибо один – Бог, один – Законодатель Ветхого и Нового За­вета, «многократно и многообразно говоривший из­древле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ) и в последние времена в Единородном Его Сыне. Поэтому на­правляйте свой ум со тщанием! Это слово – не мое; Святой Дух объявил через святого Апостола Павла: «Бог, многократно и многообразно говорив­ший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ). Заме­чай, что Бог говорил «многократно и многообразно». Ибо как сведущий врач не всем и не всегда дает один и тот же вид [лекарства], но каждому дает лекарство необходимое и полезное, обращая вни­мание и на страну, и на болезнь, и на время, то есть на положение дела, и [телесное] состояние, и на возраст: и дитяти – одно, совершеннолетне­му же, сообразно с возрастом, другое; иное – боль­ному, и другое – выздоравливающему, и каждо­му из больных не одно и то же, но сообразно со свойством [его тела] и болезнью; и иное – летом, и другое – зимой, и осенью, и весной, и в каждом месте – соответственно свойству места; так и прекрасный Врач душ находившимся в детском еще возрасте, и изнемогавшим от болезни идоло­служения, и считавшим идолов богами, и покло­нявшимся им как богам, и отвергавшим поклоне­ние Богу, и воздававшим славу Его твари запре­тил делать изображения. Ибо невозможно делать изображение Бога – бестелесного, и невидимого, и невещественного, и не имеющего ни внешнего вида, ни очертания, и непостижимого. Ибо как будет изображено то, что недоступно зрению? «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). И: ни­кто, узрев лице мое, жив не будет, говорил Бог ( Исх.33:20 ). VI. Я знаю Того, Кто неложно сказал: «Гос­подь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ); и: «Гос­пода, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» ( Втор.6:13 ); и: «Да не будет у тебя других богов» ( Исх.20:3 ); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле» ( Исх.20:4 ); и: «Да постыдятся все служащие ис­туканам» ( Пс.96:7 ); и: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут» ( Иер.10:11 ); и то, что та­ковым образом «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ), «в последние дни… говорил нам в Сыне… чрез Кото­рого и веки сотворил» ( Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

архим. Кирилл (Павлов) О уповании на промысл Божий. Слово на акафисте преподобному Сергию Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте их вере ( Евр. 13:7 ), – говорит в своем послании христианам святой апостол Павел. И, действительно, подражать святым угодникам, учиться у них всему потребному ко спасению души весьма необходимо и полезно для каждого христианина, потому что у святых угодников Божиих и мысли, и чувствования, и поступки – все свято и весьма назидательно для хотящих спасения. Из жизнеописания Преподобного особенно обращают на себя внимание его твердое упование и вера в Бога. Несмотря на всевозможные лишения, скорби, искушения бесовские, преподобный Сергий оставался непоколебимым в своем уповании на Божию помощь, и это упование никогда его не посрамляло. Только твердою верою преодолевал он все искушения. Без веры угодить Богу невозможно, – говорит святой апостол Павел, – ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает ( Евр. 11:6 ). Вера... есть уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого ( Евр.11:1 ), – говорит он же. Все угодившие Господу ветхозаветные праведники имели твердую веру, благодаря которой они побеждали царства, заграждали уста львов, угашали силу огня, были сильны на войне, прогоняли полки чужих, освобождались от немощи и т. д. ( Евр.11:33–34 ). А в Новом Завете Спаситель дал верующим еще большие обетования, говоря, что все возможно человеку, если будет просить с верою ( Мф. 21:22 ). И святой апостол Иаков пишет: Да просит (всякий) с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями, – не тверд во всех путях своих ( Иак. 1:6–8 ). Таким образом, верою были богаты все угодники Божии. В житии преподобного Сергия повествуется, как однажды в обители три дня не было ни хлеба, ни других продуктов питания, братия пришла в сильное смущение и негодование. Надо добавить, что по уставу монастыря братия не должна была даже и в случае нужды выходить в близлежащие селения для испрашивания подаяния и милостыни, но должна была терпеливо пребывать в обители, молиться и ожидать милости от Бога. Это было тяжелое правило, потому что обитель очень часто терпела недостаток в потребном. И вот так случилось однажды, что нужда была особенно острой, братия зароптала, некоторые даже собирались уйти из обители, но преподобный Сергий, видя, что ими овладевает дух уныния, стал их утешать, убеждая возложить все упование на Бога, ибо Он не оставит места сего без пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Вам нужно только одно – терпеть замедление (в исполнении обещанного), а не снова подвизаться. Вы близ самого венца, пере­несли все подвиги, узы, скорби, расхищение вашего имения: что же (остаётся вам)? Вы находитесь близ того, чтобы быть увенчанными; переносите только одно – замедление венца. Какое вели­кое утешение! Он утешает их так, как если бы кто-нибудь говорил с ратоборцем, который победил всех и не имеет ни одного соперника, но, ожидая венца, теряет терпение, пока придёт начальник борьбы и возложит на него венец, и в нетерпении хочет уйти и убежать, не вынося жажды и жара. Это и он выражает, и что говорит? «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» ( Евр.10:37 ). Чтобы они не сказали: когда же придёт? – он ободряет их словами Писания. И в другом месте, когда говорит: «ныне ближе к нам спасение» ( Рим.13:11 ), он ободряет их тем, что остаётся немного времени. При том говорит не от себя, но словами Писания. Если же тогда говорили: «немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит», то, очевидно, что теперь Он ещё ближе. Таким образом и за ожидание получится немалая награда. " Праведный, – говорит, – верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» ( Евр.10:38 ). Сильно то увещание, когда кто докажет, что исполнившие всё могут всё потерять из-за малой слабости. «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» ( Евр.10:39 ). «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние» ( Евр.11:1–2 ). Вот какое он употребляет выражение: «уверенность, – говорит, – в невидимом»! Слово – «уверенность» употребляется о вещах, совершенно очевидных. Таким образом вера, говорит, есть созерцание неявного и ведёт к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не верить види­мому, так невозможно быть вере, когда кто не убеждён в невидимом вполне так же, как в видимом. Предметы на­дежды представляются не имеющими действительности, но вера доставляет им действительность, или лучше, не доставляет, но в этом и состоит их действительность; так например воскресения ещё не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010