9 . Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани. Т.е. особенно неверны были Богу Ефремляне, поставившие золотых тельцов для поклонения и вовлекшие и другие девять колен в это идолопоклонство. За эту измену, за нарушение завета (ст. 10), Бог лишил (или лишит) мужества этих воинственных людей и искусных стрелков; потому, впав в малодушие, они обратились (или обратятся) назад в день битвы (Бл. Феод.). «Именем одного колена Ефремова, – говорит св. Афан., – означил весь народ Израильский», и разумеет духовную брань. С Евр. 9 и 10 ст: «Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани. Они не сохранили завета Божия, и отреклись ходить в законе Его». 11 . С Евр.: «Забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им». 12 . На поли Танеосе. Танеос (или Танис) или Цоан при Фараонах был главным городом, где Моисей совершал свои чудеса. Эти-то чудеса, столь разительные, забыли неблагодарные Евреи. См. 43 ст. «В Танисе, – говорит бл. Феод., – был дворец Фараонов. Там великий Моисей низводил казни на Египтян». С Евр.: «Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан». 13 . Предтави воды яко мех. «Поскольку по устройству своему мехи могут совершенно удерживать в себе влагу, то пророк удачно приложил сей образ к разделенному морю, показывая тем силу Бож. слова» (Бл. Феод.). «Заключил воды как бы в мехе каком» (Св. Афан.). См. Пс. 32:7 . С Евр.: «Разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною». 14 . Настави 474 я облаком во дни – руководил их днем облаком. С Евр.: «Днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня». 15 . Напои я яко в бездне мнозе. С Евр.: «Рассек камень в пустыне, и напоил их, как из великой бездны»; «потому что извел из камня не несколько капель, но источник, достаточный для многих тысяч» (Бл. Феод.); – ст. 16 с Евр.: «Из скалы извел потоки, и воды потекли как реки». Так чудесно поил Бог народ Свой в Рефидиме ( Исх. 17:1 ) и в пустыне Син. ( Числ. 20:1 ). 17 . Преогорчиша Вышнего в безводней. В безводней, т.е. в пустыне. Ст. 20: Еда и хлеб может дати? и проч. «Т.е. легко и нетрудно было дать воду; потому что сокровенное в недрах земли низведено было нарушу. А как (Бог) утолит мучащий нас голод, и нам внезапно даст в пищу хлеб, который сеется и растет с продолжением времени»? (Бл. Феод.). Это – ропот Евреев после ниспослания им манны, которою были недовольны. С Евр.: «Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Эта молитва раскрывает смысл литургии как таинства Нового Завета, соединяющего всю историю человечества от сотворения мира с эсхатологическим ожиданием Страшного Суда. Молитва устанавливает преемство между ветхозаветным культом всесожжений и жертв и новозаветной Евхаристией, прообразом которой эти жертвы являлись. В молитве упоминается пять сюжетов: принесение Авелем жертвы Богу (см.: Быт.4:4 ), жертвоприношение Ноя по окончании потопа (см.: Быт. 8:20–22 ), принесение Авраамом в жертву сына своего Исаака (см.: Быт. 22:1–14 ), священство Моисея и Аарона (см.: Пс. 98:6 ), «мирные жертвы», принесенные Самуилом (см.: 1Цар. 11:14–15 ). Все эти сюжеты в христианской традиции воспринимались как прообразы Евхаристии. Эти же и другие евхаристические сюжеты нашли отражение в раннехристианских фресках, мозаиках и иконописных изображениях, размещавшихся в алтаре. Например, на византийских мозаиках и фресках в качестве прообразов Евхаристии фигурируют: Авель, приносящий жертву Богу; Авраам, встречающий трех путников; Авраам, приносящий в жертву Исаака; Мелхиседек, выносящий хлеб и вино навстречу Аврааму; Моисей и Аарон в скинии. На боковых дверях русских иконостасов изображались Моисей и Аарон. Для понимания смысла приведенной молитвы и содержащихся в ней библейских аллюзий необходимо вспомнить учение апостола Павла о священстве и жертвах, содержащееся в главах 5–10 Послания к Евреям. Павел начинает с напоминания о том, что ни один ветхозаветный первосвященник не принимал священство сам от себя, но поставлялся на это служение; подобным образом и Христос стал Первосвященником по чину Мелхиседека не Сам от Себя, но потому, что был поставлен на это служение Отцом (см.: Евр. 5:1–10 ). Мелхиседек, царь Салимский, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда ( Евр. 7:1–3 ). Он – прообраз истинного Первосвященника, прошедшего небеса ( Евр. 4:14 ), пребывающего вечно и имеющего священство непреходящее (см.: Евр. 7:24 ). Ветхозаветная скиния состояла из двух отделений: в первое всегда входили священники для совершения богослужения, во второе же лишь однажды в год входил первосвященник с жертвенной кровью, которую приносил за себя и за грехи неведения народа (см.: 9,1–7). Христос же, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною... и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел венное искупление ( Евр. 9:11–12 ). Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ( Евр. 10:4 ), ветхозаветные жертвы не могут истребить грехов (см.: Евр. 10:11 ). Христос же, принеся... жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... ибо одним приношением навсегда сделал совершенными очищаемых (Квр. 10:12, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Первосвященническое служение Христа имело своей целью искупление от преступлений (Евр.9:15), примирение людей с Богом через принесение Им Себя в жертву за нас, проданных греху (Рим. 7:14). Это служение началось с Его Воплощения. Смысл священнического служения — приносить дары и жертвы за грехи (Евр. 5:1), и мы уже освящены единократным принесением тела Иисуса Христа (Евр. 10:10). Поэтому следующее за Распятием и Воскресением Вознесение Христа на небо не начинает, а продолжает первосвященническое служение Христа, вместе с тем являясь кульминацией царского Его служения. Господь не в 1844 г., а ныне предстал за нас пред лицо Божие. Немедленно по Вознесении Спаситель воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8:1) и там Он уже не приносит жертв. Победив смерть и ад, Господь как человек вошел в славу, принадлежавшую Ему от века как Сыну Божию, и открыл путь на небо всем верным (Евр. 6:20). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что совершенное в Вознесении явление нашего естества на небесах завершает примирение с Отцом и является основанием для ниспослания Святого Духа . Конечно, по Вознесении Христос не перестал действовать в мире, но если вначале Он действовал через храм Своего Тела, то потом — через апостолов , хотя и Тело Христово преподается верным в таинстве Евхаристии. Первосвященническое служение Христа связано с Его ходатайством за нас перед Отцом (Рим. 8:34). В послании к Евреям, как и вообще в Новом Завете, мы не видим адвентистской идеи о ходатайстве Христа лишь за тех, кто соблюдает субботу и гневе Божием в отношении отвергающих субботний покой . Наоборот, это послание излагает учение о субботстве (Евр. 3–4) как будущее состояние, а не еженедельный день отдыха: Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный (Евр. 4:9–11). Субботство народа Божия в своей основе имеет именно Первосвященство Христа (4:14) и предостерегает нас против непокорности Богу (4:11).

http://bogoslov.ru/article/5350843

Братия! апостольское учение и нам внушает твердо и непоколебимо пребывать в Божественной вере, которую содержим мы, всегда ревностно последовать тому спасительному учению, которому учит нас святая православная Церковь Христова. Должны мы всегда заботиться о том, чтобы нам каждый день верно и усердно исполнять свои христианские обязанности; чтобы ни лжеучения, ни соблазны, ни легкомыслие или нерадение и беспечность многих не ослабляли в нас живой веры в Иисуса Христа и крепкой любви к Нему, Спасителю и Богу нашему. Чтобы твердо стоять на пути спасения, мы должны всегда помнить о Божеском величии Господа Спасителя нашего; должны помнить и благоговейно размышлять о том, что Он есть единородный Сын Божий, истинный, всесовершенный Бог, Творец мира видимого и невидимого, и Правитель всего мира; что Он Спаситель наш, для нашего спасения вочеловечился, пострадал и умер, воскрес и вознесся на небо, и с прославленным человечеством пребывает во славе Бога Отца; что Он своими заслугами ходатайствует о нас пред Богом Отцем; беспредельная Его благость и доныне всех грешников призывает к покаянию и обращению на путь спасения, и бескровная умилостивительная жертва Его доныне приносится на святом алтаре за живых и умерших. Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки ( Евр.13:8 ). Братия! будем чаще размышлять о Божеском величии Господа нашего Иисуса Христа, и, благоговейно размышляя, будем питать живую веру в Него, надежду и любовь к Нему, и всеми нашими делами прославлять всесвятое имя Его, единородного Сына Божия, с превечным Отцем Его и Всесвятым Духом, ныне и во веки веков. Аминь. Беседа 68 в неделю третию великого поста (Зачала 311А и 311Б.). ( Евр.4:14–16; 5:1–6 ). Братия, имуще архиерея велика, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания ( Евр.4:14 ). Прежде слышанного вами ныне чтения из послания к Евреям, апостол Павел в этом же послании в сильных чертах раскрыл непостоянство, непокорность и неверие Евреев в то время, когда Бог, изведши их из Египта, обещал им покой в обетованной земле, и являл особенное Свое попечение о них. Также напомнил, как Бог гневался на народ, и сказал: «Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» ( Пс.94:11 ), и кости их пали в пустыне ( Евр.3:7–19 ). Указывая на пример неверия и неповиновения и строгого Божеского суда за эти грехи, Апостол предостерегал Евреев от подобного нечестия, говоря: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» ( Евр.3:12 ). «И постараемся войти в покой оный, чтобы кто, по тому же примеру (древних непокорных Евреев), не впал в непокорность» ( Евр.4:11 ). Затем, указав на строгость суда Божия, и на то, что пред Богом все обнажено и открыто, присовокупил: «Ему дадим отчет» ( Евр.4:13 ). Апостол далее говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ветхозаветная иерархия заключала в себе много прообразований, и Церковь православная не мало позаимствовала от нее. В звании ветхозаветного священника и особенно первосвященника Писание представляет образ новозаветного священства Христова. Такова, говорит ап. Павел, имамы Первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех, и есть служитель святилища и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек ( Евр.8:1–2 ). Подобно первосвященнику иудейскому, И. Христос не Сам по Своей воле возложил на Себя сан великого Архиерея, но призван был от Бога. «Никто сам собою не приемлет сей чести, а только призываемый от Бога, как и Аарон. Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родах Тя ( Евр.5:4 ). Закон человеков поставляет первосвященниками, имущими немощь: слово же клятвенное, данное после закона, поставило Сына во веки совершенна» ( Евр.7:28 ). Обильное помазание ветхозаветного первосвященника елеем было прообразованием того, что Спасителя помазал Бог по человечеству паче причастник Его ( Евр.1:9 ). Священники и первосвященник поставлены были для служения во святилище и приношения жертв ( Евр.5:1 ): так «Христос Первосвященник, пришед не с кровью козлов и тельцов, но со Своею собственною кровью, вошел единожды во святилище, приобретши искупление вечное. Если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, окропляя оскверненных, освящает, дабы чисто было тело: то кольми паче кровь Христова, Который Святым Духом принес Богу Себя непорочного, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» ( Евр.9:11–14 ). Жертвы, приносимые за священника и священником ветхозаветным, показывали, что он не есть истинный посредник между Богом и человеками, не имеющий нужды ежедневно приносить жертвы сперва за свои грехи, а потом за грехи народа ( Евр.7:27 ), а – только образ истинного Посредника. От слова жребий (κληρος), коим для колена Левиина был Сам Господь, произошло христианское название клира, усвоенное сословию ( Деян.1:17, 25–26 ), посвященному на особенное служение Богу и Церкви, и также клирос ( Неем.12:31 ) – название места, на котором во храме становятся церковнослужители для чтения и пения при Богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Псалом 94 Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей. Т.е. хвалебная песнь Давида. «Здесь сонм святых, – говорит св. Афан., – увещевает непокорных Израильтян приступить ко спасению, дарованному Христом, показывая, что будут услышаны, если припадут к Нему; потому что Он Творец и любит собственное свое дело. А после увещания вводится лице и самого Св. Духа, повелевающего непокорным не подражать неверию отцов». Св. Ап. Павел, цитуя слова из сего псалма и относя оный к Спасителю, тем самым дает разуметь, что этот пророчественный псалом действительно относится ко временам христианским и призывает к истинной вере Христовой. См. Евр. 3:1, 3, 7–8, 11 . Сн. Пс. 94:8–11 . По мнению бл. Феод. – псалом сей предлагается как бы от лица Иудейского царя Иосии и священников Божиих, которые после сокрушения идолопоклонства в своей земле, собрав весь народ, увещевают его к покаянию и умилостивлению Бога ( 4Цар. 23:4–16, 21 ). 1 . Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. С Евр.: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем (Богу), твердыне спасения нашего». «Это святые повелевают непокорным, призывая их к радованию... пришедши воспоем победные песни. Ибо воскликновение есть песнь о поражении врагов. Дает же сим псалмопевец разуметь, что Христос, вступив за нас в брань с противными силами, низложил их» (Св. Афан.). 2 . Предварим лице Его во исповедании. С Евр.: «Предстанем лицу Его с славословием, в песнях воскликнем Ему». «Как бы так говорит: прежде, нежели воссядет на суд, предварим исповеданием лице Его, т.е. Сына, и приобретем Его к себе благоволение» (Св. Афан.). «Принесем покаяние прежде, нежели наступило время наказания; и прежде, нежели произнесен на нас приговор, умилостивим Владыку; вознесем же Ему подобающее песнопение» (Бл. Феод.). 3 . С Евр.: «Ибо Господь есть Бог великий и царь великий над всеми богами». 4 . С Евр.: «В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же». 5 . С Евр.: «Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его». 6 . С Евр.: «Приидите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 4 Евр.4:1 . Посему будем бояться также и мы, чтобы... не оказался кто из нас отставшим и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности войти в покой, – не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное. Ведь и мы имеем обетование чрез веру и духовное житие войти в царство, как они получили заповедь чрез закон, чтобы таким именно образом могли овладеть данною им землею тою: Евр.4:2 но не принесло им пользы слово закона слышанное, поскольку не было растворено верою слышавших. Евр.4:3 . Мы же войдем в самый покой, мы, уверовавшие во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря: Я поклялся в гневе Моем,.. не войдут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Суббота же и есть тот именно покой, о коем возвещено, ибо, когда в день седьмой совершены были все дела, сказано: Евр.4:4 покоиться заставил Бог в день седьмый... дела все. Поэтому, если евреи не упокоились, как и дела их, в седьмой день, то очевидно о них сказано: Евр.4:5 не войдут в покой Мой. Но субботний покой Апостол поставил прообразом истинного и вечного покоя, почему и сказал: Евр.4:6 остается... некоторым... войти в него, то есть уже не в тот покой (субботний), который служил преходящим прообразом, но в тот истинный покой, который прообразовательно был «благовествован» евреям, но они не вошли, поскольку не уверовали. А что должны быть две субботы, одна – прообраз, а другая – истинная, это видно из слов: Евр.4:7 опять другой день... определяет выражение «ныне» в устах Давида, говорящаго после столькаго времени от того времени, когда дана первая суббота: «ныне когда... глас Его ...слышите,.. не ожесточите сердец ваших», как те, кои погибли в пустыне и не вошли в покой Его. Ведь если бы Иисус сын Навин, давший им наследовать землю (обетованную), устроил бы их и дал бы им покой, то теперь (при Давиде) никоим образом не следовало бы говорить еще о покое какого-то другого дня: ибо вот Иисус дал им упокоение, введши их в обетованную землю, а между тем они не успокоились на этом совершенно, как Бог совершенно почил от дел Своих, если они находились в больших трудах и должны были долго воевать. Итак, если покой тот не был упокоением, так как даже сам Иисус, давший им этот покой, трудился в сражениях, – если это так, то есть, говорю, и существует, и «остается субботство» Бога, Который дает упокоение входящим в него,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

—266— IV Евр.4:1 . Посему будем бояться также и мы, чтобы не оказался кто из нас 2690 отставшим и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности войти в покой, – не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное. Евр.4:2 . Ведь и мы имеем обетование чрез веру и духовное житие войти в царство, как и они получили заповедь чрез закон, чтобы таким именно образом могли овладеть данною им землею тою: но не принесло им пользы слово закона слышанное, поскольку не было растворено 2691 верою слышавших. Евр.4:3 . Мы же 2692 войдем 2693 в самый покой. – Мы, уверовавшие 2694 во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря: Я поклялся в гневе Моем, не войдут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Евр.4:4–5 . Суббота же и есть тот именно покой, о коем возвещено, ибо, когда в день седьмой совершены были все дела, сказано: покоиться заставил Бог в день седьмой дела все. 2695 Поэтому, если Евреи не упокоились, как и дела их, в седьмой —267— день, то очевидно о них сказано: не войдут в покой Мой. Евр.4:6 . Но субботний покой Апостол поставил прообразом истинного и вечного покоя, почему и сказал: остается некоторым войти в него, то есть уже не в тот покой (субботний), который служил преходящим прообразом, но в тот истинный покой, который прообразовательно был благовествован евреям, но они не вошли, поскольку не уверовали. 2696 Евр.4:7 . А что должны быть две субботы, одна – прообраз, а другая – истинная, это видно из слов: опять другой день определяет выражение «ныне» в устах Давида, говорящего после столького времени от того времени, когда дана первая суббота: ныне когда глас Его слышите, не ожесточите сердец ваших, как те, кои погибли в пустыне и не вошли в покой Его. Евр.4:8–10 . Ведь если бы Иисус сын Нави, давший им наследовать землю (обетованную), устроил бы их и дал бы им покой, то теперь (при Давиде) никоим образом не следовало бы говорить еще о покое какого-то другого дня: ибо вот Иисус дал им упокоение, введши их в обетованную землю, а между тем они не успокоились на этом совершенно, как Бог совершенно почил от дел Своих, если они находились в больших трудах и должны были долго воевать. Итак, если покой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евр.2:11 . Ибо Тот, Кто освящал их и кои освящались Им, от одной были природы, – по каковой причине не стыдится... брать ями... их... называть, ибо истинно родным им соделался по плоти, которую восприял от них. Но дабы вам не казалось это странным, то уже издревле предвозвестил сие пророк, – говоря: Евр.2:12 возвещу имя твое братиям Моим, посреди церкви [собрания верующих] восхвалю ( воспою) Тебя ( Пс.21:23 ). Евр.2:13 . И опять Исаия сказал: вот Я и дети Мои, коих дал Мне Бог ( Ис.8:18 ). Евр.2:14 . Итак, поскольку дети, названные так по обетованию, приобщились плоти и крови, то есть греху, который обозначается плотью, – и Он подобным же образом стал причастен тому же состоянию страдания, «в подобии плоти» ( Рим.8:3 , Флп.2:7 ), и воспринял их (плоть и кровь с страданиями), дабы быть для людей образцом добра, – и потом предал Себя смерти, чтобы чрез смерть свою упразднить того, кто имел у себя над смертию державу,.. то есть диавола, навлекшего на тварей смерть по случаю вкушения плода ( Быт.3:1 ). Итак Он умер для того, чтобы смертью Своею освободить тех , над коими царствовал Евр.2:15 страх... смерти и кои во всю жизнь повинны были... рабству вечной смерти. Евр.2:16 . Итак, не от Ангелов приемлете вы это животворное врачество жизни вашей, но от Самого Семени Авраама, коему сказано: «в Семени твоем... благословятся все народы» ( Быт.22:18 ). Евр.2:17 Посему Он должен был во всем уподобиться брать ям Своим, сынам Авраама, чтобы... милостив был Он, как Моисей, который во образ Сына предавал себя за сынов народа своего ( Исх.32:31–32 ), и чтобы был Он верен [Первосвященник] и спас все народы от смерти, как Аарон, который, будучи таинственным прообразом Его, отвратил смерть от сынов рода своего посредством кадильницы, с которою он стал против смерти ( Числ.16:48 ). «Первосвященником» же назвал Его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в Нем дается нам духовно, то есть тем, чтобы Он был Очистителем нас чрез крещение (погружение), а не окропление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

8 Суета сует, сказал Екклесиаст, все – суета! 12 .7. Здесь нет исповедания веры в бессмертие (ср. 3.19–21), но лишь утверждается, что жизнь и душа получены человеком от Бога (см. Быт 2.7, 3.19 ). Откровение о будущей жизни будет дано ветхозаветным людям позднее (III-II вв. до Р. Х.). По мнению большинства библеистов, эпилог составлен другим автором и проникнут духом Книги Притчей. 9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. 10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно. 11 Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря. 12 А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. 13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; IV. Псалтирь Псалмы слагались в ветхозаветной Церкви с самых ранних времен (см. Исх 15 ). Первые псалмы были написаны еще до Давида ( Пс 28 ), а часть из них – самим царем (2, 17, 23), большинство же псалмов с надписью «Давидов» (евр. «ле-давид», слав. «Давиду») принадлежит, однако, не ему. Надпись означает, что эти псалмы пелись во время богослужения в присутствии царя из рода Давидова. Книга Псалмов получила свою окончательную форму около II в. до Р. Х. Она состояла из пяти частей и являлась литургическим сборником. Пение псалмов сопровождалось музыкой, что отмечено во многих местах книги. Нумерация псалмов в евр. Библии не совпадает с нумерацией LXX и Вульгаты (принятой в русском переводе). Псалом 9 в греческом и латинском переводах соответствует 9 и 10 псалмам в евр. Библии. Пс 113 в греческом и латинском переводах соответствует 114–115 псалмам в евр. Библии. Псалмы 114–115 в греческом и латинском переводах в евр. Библии составляют один 116 псалом. Псалмы 146–147 в евр. Библии составляют один 147 псалом. Совпадают номера псалмов 1–8, 148–150, а от псалма 10 до 147 включительно нумерация в указанных переводах евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010