(Зачало 333Б.). ( Евр.12:28–29; 13:1–8 ). Братия, царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом. Ибо Бог наш огнь поядаяй есть ( Евр.12:28–29 ). Слышанное ныне чтение из послания апостола Павла к Евреям, прежде всего, напоминает и внушает нам первейшую обязанность нашу–заботиться о том, чтобы нам быть истинными христианами. Это та забота, которую заповедует Иисус Христос, говоря: ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). Апостол учит: «Мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом. Ибо Бог наш есть огнь поядающии ( Втор.4:24 ). «Мы, приемля царство непоколебимое». Царство непоколебимое – это царство Христово или благодатное царство, которое основал и утвердил на земле Иисус Христос, и которое, начинаясь на земле, простирается до неба и, изменившись в царство славы, будет непоколебимо существовать в беспредельную вечность. Это благодатное царство или Церковь Христова, сущая на земле, называется царством непоколебимым по сравнению с Церковию ветхозаветною, которой все прообразовательные установления, определенные законом Моисеевым, имели только временное назначение; служили только образом будущих благ, которые дарованы чрез Иисуса Христа. Посему ветхозаветная Церковь , по внешнему устройству своему, имела только временное назначение, продолжавшееся до пришествия Иисуса Христа; потому что в Нем и чрез Него ветхозаветные образы уступили место действительности, или заменены действительностию. Благодатное же царство Иисуса Христа не подлежит изменению или разрушению до скончания мира, как сам основатель, глава и Царь сего благодатного царства Иисус Христос предсказал: созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). «Приемля царство». Приемлем мы царство непоколебимое, когда питаем живую веру в Иисуса Христа. Чрез эту веру мы становимся членами благодатного царства Христова, и если, сохраняя сию веру, мы пребываем в тесном единении со Христом, то, по обетованию Царя Христа, имеем благодатное право на наследование в будущем веке нескончаемого царства славы. Господь говорит: аще кто мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет ( Ин.12:26 ). Апостол Павел пишет: Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся ( Рим.8:17 ). Выразительно говорит Апостол: приемля царство или приемлем царство: потому что мы, по вере в Иисуса Христа, хотя пребываем в Его благодатном царстве и участвуем в благах сего царства, пользуясь дарами Св. Духа, но доколе пребываем в этой жизни, можем и отпасть от сего царства, если до смерти не пребудем верными Царю Христу. Поэтому Апостол убеждает:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Выражение: уделил значит не то, будто Бог повелел (поклоняться им), — нет, оно подобно тому, что сказал блаженный Павел: предал их Бог превратному уму (Рим.1:28). Это не значит, что Он предал , но что попустил им, когда они сами захотели и оставались неисправимыми. Так и здесь: уделил им, т.е. попустил, когда они избрали заблуждение и не хотят исправиться. Здесь немного далее он говорит: свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете (Втор.4:26). Потом показывает, что Бог никому не давал того, что дал им; и назначает три города при Иордане для убежища. Еще напоминает им о преж­нем, и говорит: и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих (Втор.6:7-9). Сказав, какие бедствия постигнут их, если они не будут по­слушны, ободряет их, чтобы не боялись врагов. Опять напоминает о прежнем. Здесь находится изречение: берегись, чтобы не обольстилось сердце твое (Втор.6:12), которое и далее он часто повторяет им; он увещевает приписывать победы не собственной силе, но благодати Божией. Здесь же сказано: Бог наш есть огнь поядающи й (Втор.4:24), которое употребил Павел в послании к Евреям (Евр.12:29). Здесь же Моисей увещевает их не превозноситься. Не за праведность твою , говорит, и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие [и беззакония] народов сих Господь, Бог твой (Втор.10:5). Припоминает им также о сооружении тельца. Здесь говорится: обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны (Втор.10:16). Хвалит землю обетованную. Здесь находится изречение: берегись, чтобы не обольстилось сердце твое (Втор.6:12), и предсказываются бедствия непослуш­ным, и блага послушным. Повелевает произнести благослове­ние на горе Гаризин, и проклятие на горе Гевал (Втор.9:29), истребить идолов и места поклонения им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Объясн. Представленное здесь изображение великого переворота в мире, по сравнению с предсказанием Иисуса Христа: Лк.21:25–26 ; Мф.24:29 , может относиться только к концу мира: Евр.12:26–27 ; Мф.24:30–35 . Откр.14:14 . «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп». Объясн. Думаем (говорит Андрей, Арх. Кесарийский), что виденный на облаке, подобный Сыну человеческому, есть Христос, венец же на Нём означает царскую власть Его над видимыми и невидимыми силами, золотой же он по причине драгоценности у нас сего металла, серп же означает кончину, ибо и Сам Господь кончину мира назвал жатвой: Мф.13:39 . О втором пришествии Христовом 1Фес.5:1–2 . «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью». Объясн. Здесь обличение для тех, которые, утверждая сами не зная что, выдавая себя за пророков, говорят, что до пришествия Христа осталось столько-то и столько-то лет, месяцев и дней, что Господь придёт тогда-то. Христа должны мы ожидать всегда: Мф.24:42 , чтобы всегда быть готовыми встретить Его: Мф.25:1–12 , но о временах и сроках мы не должны ни гадать, ни пророчествовать, так как Отец положил их в Своей власти: Деян.1:7 . Откр.1:7 . «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь». Объясн. Эти слова относятся ко второму славному пришествию Господа на землю: сравн. Мф.23:39 . Время этого пришествия нам не открыто: Мф.25:13 ; Мк.13:32 . О казнях Откр.16:2 . «Пошёл первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его». Объясн. В последующих казнях: ст.3–4, замечается сходство с казнями Египетскими. Сходство притеснений сопровождается и одинаковыми наказаниями, Что касается подтверждения этих казней примерами из истории Рима, то малоизвестность того времени скрывает от нас разгадку, открытую здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде (19:1–22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во оставление грехов всего мира ( Евр. 9:13–14; 13:11–13 ). 3. Медный змей, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления верующих евреев (21:6–9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:14–15 ). 4. Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванным моавитским царем Валахом проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: «Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (24:17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых – Христос Спаситель. 6. Богослужебное употребление книги Чисел В качестве паримийных чтений из книги Чисел употребляются следующие фрагменты: 11:16–17; 167:24–29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов; 24:2–9, 17–18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова. 7. Исчисление народа израильского по коленам и отделение колена Левиина на служение при скинии (Числа, 1) На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая, Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанных по одному из 12 колен (колено Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии отдельно; см. главы 3–4, ввиду особого назначения этого колена – служить при скинии).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Гл. 11. Ст. 11. Никто не осуждай другого, противополагая ему познание истины ( Рим.2:17–18 ); ослепление одного, по Божию промыслу о всех, отверзает очи другому ( Ин.9:39 ). Будет время, что заблудившийся возвратится на прежний путь добродетели, а вместе с сим обратит многих к Богу ( Деян.9:15 ). 23. Если оставивший Бога не останется в неверии, то Бог силен опять принять его ( Мф.19:26 ). 28. Бог любит детей ради отцов, и отцов ради детей, если они пребудут в вере и любви ( 1Тим.2:15 ). 26, 29. Кого Бог предопределил спасти, того хотя на время отвергает, но после спасает ( Рим.9:26 ). Гл. 12. Ст. 1. Кто распинает плоть со страстями и похотями, тот приносит тело свое Богу в жертву живую, святую и угодную Ему ( Гал.5:24 ). Служение Богу духом в умерщвлении страстей есть разумное служение ( Ин.4:24 ). 2. Кто оставляет греховную жизнь, у того новый ум, новые мысли, новые желания ( Еф.5:8 ). Когда человек грешит, то состаревается; а когда начинает жить в Боге, то обновляется ( Еф.4:22–24 ). 3. Всякий должен думать о себе скромно, и не присваивать себе того, что все имеем от Бога ( 1Кор.4:7 ). Кто присваивает себе то, что получил от Бога: тот думает о себе более, нежели должно думать ( 1Тим.6:17 сл.). 6–8. Каждому из нас дана благодать (дар), по мере дара (веры) Христова ( Еф.4:7 ). Вера есть благодать или Божий дар ( 1Кор.12:9 ). Каждый исполняй свою обязанность сообразно званию или тому состоянию, к которому призван ( 1Кор.7:20 сл. Лк.3:10–14 сл.). 10. Любите друг друга с нежностью, как братья; со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием снисходите друг другу, и (по смиренномудрию – Флп.2:3 ) отдавайте один другому предпочтение, почитая один другого лучшим себя. 15. Радуйся о благополучии другого, и разделяй с ближним его прискорбие. Помните узников, как бы и вы с ними были во узах; и страждущих, так как и вы сами находитесь в теле ( Евр.13:3 ). 16. Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, пребывая в единодушии и единомыслии ( Флп.2:2 ). Не возноси себе советом души твоея, да не расхищена (заклана) будет аки юнец душа твоя: листвие твое пояси, и плоды твоя погубиши, и оставиши себе яко древо сухо. Сир.6:2–3 ; Мф.3:10 – 21:19 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Господь наш Иисус Христос полностью признавал ветхозаветный канон. Приводя изречения из ветхозаветных книг, Иисус Христос называл священные книги «писанием» ( Ин.10:35; 17:12 ), «писаниями» ( Мф.21:42; 22:29 ), «законом» ( Ин.10:24 ), а ветхозаветных писателей называл богодухновенными ( Мк.12:36 ср.Пс.109:1). Своё служение и явление миру Он считал исполнением ветхозаветного Писания ( Мф.5:37–18 ). Точно так же учили о священных книгах Ветхого Завета и апостолы. Ветхозаветные книги, по учению апостолов, готовили евреев к принятию Мессии – Иисуса Христа. Они были для иудеев «детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ), потому что содержали в себе заветы и обетования о спасении человечества ( Евр.10:1 ). Поэтому апостолы называли ветхозаветные книги «священными писаниями» ( 2Тим. 5:15 ), «словом Божиим» ( Рим.3:2 ), «древним заветом» ( 2Кор.3:14 ). Все ветхозаветные книги апостолами признавались богодухновенными ( 2Пет.1:21 ; 2Тим.3:15–16 ). Но какие именно книги признаются в Новом Завете священными и богодухновенными? Список канонических книг во времена Христа начинался книгой Бытие и заканчивался 2Парапипоменон. В Мф.23:35 приведены слова Христа, которые удостоверяют истинность ветхозаветного канона «...да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Cp. Лк.11:51 : «... да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля ( Быт.4:8 ) до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом ( 2Пар 24:20 )...». Убийство Авеля описано в Быт.4 , а убийство Захарии в Пар.24, в книге, которая считается последней по порядку в иудейском каноне. Поэтому Господь как бы говорит: «От первого до последнего убийства в Ветхом Завете». В Новом Завете цитируются как «Писание» все ветхозаветные канонические книги, кроме Есфири, Ездры, Неемии, Екклесиаста и Песни Песней. Второй вопрос, который стоит перед исследователями: «Цитировал ли Иисус Христос или апостолы неканонические книги?»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Христианин должен служить Богу искренно, не притворно: Ин.4:23–24 ; притворное служение, как служение фарисейское, не угодно Богу: Мф.13:14 . Однако если кто и притворно проповедует Христа, на словах проповедует веру во Христа и любовь к нему, а сам в душе не имеет ни того, ни другого, ищет своего: Флп.2:21 , то и о сем радуется апостол, радуется не за проповедующего, который не получит награды от Бога (он её и не ищет), а за Христа, слава Которого такой проповедью всё же распространяется. Здесь вразумление для тех, кто соблазняется недостойной жизнью некоторых пастырей Церкви; всё же они проповедуют Христа и содействуют славе Его, и о сем подобает радоваться. Слушать и недостойных пастырей Сам Господь повелел: Мф.23:3 , только по делам их запретил поступать. 1Фес.4:9 . «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга». Объяснение. Этими словами нисколько не подтверждается лжеучение еретиков, отвергающих учительство человеческое и мнящих о себе, будто они научены Самим Богом. Как видно из 1–2 стихов этой же главы, Фессалоникийцы получили наставление, как должно угождать Богу от апостолов. Усовершенствовавшись с помощью благодати Божией в братолюбии, они не настолько усовершились в прочих добродетелях, чтобы апостол не имел побуждения просить их, умолять: ст.1, не оставлять их в неведении: ст.13, и заклинать: 1Фес.5:27 , словом, употреблять по отношению к ним своё человеческое учительство: срав. 2Тим.2:2 ; 1Кор.12:28 ; Рим.10:14 . Евр.3:13 . «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Объяснение. Здесь говорится относительно наставлений частных, семейных, с благословения пастыря, религиозных беседах: 1Пет.5:1–2 , а никак не о церковном учительстве, в котором проповедник должен иметь посланство: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 . Евр.8:8:10–11 . «И вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их... и не будет учить каждый ближнего своего... говоря: познай Господа, потому что все, от малого до большого, будут знать Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Литература . Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 207–217, 244–246; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 217–220, 222–223. Вопрос 49. Члены Церкви (1Кор.12:13). Состав Церкви: паства и богоучрежденная иерархия, ее степени, взаимные отношения степеней церковной иерархии (Ин.20:21–23; Лк.10:16; Еф.4:11; Деян.14:23, 20:28; Евр.13:17; 1Фес.5:12–13; Тит.1:5) Ответ. В «Послании Патриархов православной кафолической Церкви о православной вере», чл. 11, говорится: «Веруем, что члены кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, т. е. несомненно исповедующие чистую веру Спасителя Христа (которую прияли мы от Самого Христа, от апостолов и святых Вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы ее суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей; а потому, несмотря на то, что подвергаются грехам, они остаются и признаются членами кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками и держались кафолической и православной веры». К Церкви Христовой принадлежат все православные верующие, не только праведники, но и грешники, ибо Сам Господь уподобил Церковь Свою полю, на котором по воле домовладыки купно растут до жатвы и пшеница и плевелы ( Мф.13:24 ), и стаду, в котором находятся и овцы, и козлища ( Мф.25:33 ). «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» ( 2Тим.2:20 ). Но есть предел, который если преступят грешники, то или «видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви» («Пространный катихизис»). К Церкви Христовой не принадлежат: а) отступники от христианской веры, которые совершенно отвергшись ее, снова сделались язычниками или иноверцами, – «наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» ( Евр.10:29 );

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

чтобы пребыло непоколебимое. То есть будущие блага. Ибо когда изменится все тленное, тогда все, назначенное праведникам, будет нетленным и неколебимым, не подлежащим никакому «колебанию» или изменению. Евр.12:28 .  Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, Так как, говорит, мы удостоимся благ, непреложных и непоколебимых, то и получим такое царство, здесь уже принимая залог его – духовные блага, «будем хранить благодать», то есть не будем скорбеть и падать духом, но возблагодарим и Даровавшего уже таковые и имеющего еще даровать. которою будем служить благоугодно Богу, «Которою» (т.е. благодатью и будем служить, – Прим. ред.) – благодарением. Ибо если мы благодарны, тогда и служим благоугодно, как бы зная, какой у нас Владыка. Ибо если мы не благодарим и за освобождение от бедствий и за притеснение, то и не служим благоугодно. Какой-нибудь раб, ропща на господина своего (ибо ропщет тот, кто не как должно служит ему), разве благоугодно служит? Потому он и сам в другом месте говорит: «не ропщите» ( 1Кор.10:10 ); и еще: «всё делайте без ропота» ( Флп.2:14 ). За ропот же израильтяне умерли в пустыне. с благоговением и страхом, То есть не будем говорить ничего безрассудного, ничего бесстыдного, но пусть и внешность выражает уважение к людям и «страх» пред Богом. Евр.12:29 .  потому что Бог наш есть огнь поядающий. ( Втор.4:24 ) Показав, с одной стороны, что ветхозаветные события внушают страх, а с другой – что в Новом Завете нет ничего такого, – он, чтобы они не относились презрительно к кротости, говорит: с благоговением и страхом возблагодарим Бога. Ибо душа, поддаваясь отчаянию во время бедствий, теряет стыд. Или: служение наше должно совершаться с благоговением и страхом. Ибо Бог наш есть огонь, а потому нам должно иметь страх, чтобы Он не погубил нас, как нерадивых и равнодушных. Ибо говорит: да будут сыны Израиля благоговейны. Это же доставляет им и утешение, а именно то, что мы имеем такого Бога, Который может истребить врагов наших. Читать далее Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010