Мф.2:6 : игумен вм. вожь, влдка, и Лк.22:26 : вм. старец; Деян.7:10 : игумена вм. властелина, старейшим, старейшину, вождя; Деян.14:12 : вм. над словом, начальник, старейшина, – но в Деян.15:22 : у св. Ал.: нарочита, как одни, а др.: старейша, – а в Евр.13:7; 17:24 игумены – игуменом, как св. Ал. и в Карп. XIII века: пристрастие к слову игумен, конечно, может показывать в писателе чудовской рукописи лицо, облечённое монашеским чином, но может быть и простым буквализмом, или же заимствованием; Мк.3:29 : отпуст вм. может указывать на заимствование из церковно-богослужебного священнического языка (служебника); – замечательно настойчивое избегание опростонародившегося в России греческого «поп» и употребление вместо него церковно-канонического «презвитер», особенно в сочетании с «хиротонисавше» и о христианской иерархической степени в Деян.14:23; 20:16 (а между тем в Деян.24:1 : старца, быть может, в отличие от иерархической степени), хотя в своих посланиях св. Алексий употребляет первый термин, как общеупотребительный в народе; (ср. Иак.5:14 ; 1Пет.5:1, 3 , но 1Пет.5:5 : старцем; 1Тим.5:17 ; Лк.7:3 ); просфору Еф.5:2 (но может быть это и простой буквализм); священство вм. др. святительство, ερτευμα 1Пет.2:5 ; князи вм. apxiepeu в Ин.18:35 (ср. опущ. apxiepeu в Мф.22:66 –как и греч. код. V у Тишенд. 8 изд.), хотя, быть может, мы имеем здесь только ошибочный вариант; Деян.23:34 : «вшед в епархию – епархии» ( Деян.25:1 ) вм. область (хотя и в Христ. 25, 1, как у св. Алексия); Деян.24:27 : преимника вм. изменника, διαδοχον; 1Пет.5:3 : «ниже яко господьствоующе kpiлocoмъ» вм. не яко обладающе ряду, др.: ни ко соблюдаяще причястьникы, ни устояще ряду; 1Тим.5:10 : клеветы вм. хулые речи; сюда же можно отнести и все вышеуказанные нами богословско-канонические толкования новозаветного текста, в коих писатель кодекса —23— является таким же богословом, как и св. Алексий в своих посланиях и в грамотах патриарха. е) По окончании четвероевангелия и до предисловия к книге Деяний (л. 52, оборот столбец а до л. 54, столб. б, прочее до л. 56 оставлено не написанным) в кодексе помещено слово (Никона Черногорца) или статья: « о поставланьи ко не вся убо во власть поставляет бъ всми же убо достоинии ко достоини поставляются, недостоинии же на наказань согрешшим и на обращень. ко тою вещью по правом суд бью предани бываем зыком. ко наказань ради обладающии нами зли сут не бежат сда бы о различ... вещем и о оставленьи и ко во время оставлень ни своих цсрь щадит бог», обнаруживающая в писателе рукописи глубокую думу над судьбами промысла Божия относительно предания христианских народов во власть иноверцам, что вполне соответствует св. Алексию, сподвижнику московских князей в собирании и возвышении Руси для свержения татарского ига, духовного отца и воспитателя Димитрия Донского, ближайшего посредника в договоре его с тверским князем Михаилом Александровичем на случай отражения нашествия татар или даже нападения на них 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для сынов греко-восточной православной церкви нет необходимости держаться в данном месте книги Царств, во что бы то ни стало, нынешнего еврейского текста и в частности изыскивать способы к устранению недоумений, возбуждаемых словами: „сын года Саул при его воцарении“. Перевод 70-ти, имеющий у нас равночестное достоинство с евр. текстом, открывает чтением этого места библейского текста в некоторых из древнейших его списков другой, более надежный путь к выходу здесь из затруднения. Указанием этого пути служит вышеприведенное чтение Ватиканского списка, по которому XIII-aя гл. начинается словами: „И избирает Саул себе три тысячи мужей от мужей Израиля“. Это чтение представляет ту знаменательную особенность, что им совершенно исключаются из библейского текста недоуменные слова: „сын года Саул при воцарении“... В отсутствии этих слов в тексте древнейшего из известных в настоящее время списков перевода 70-ти не без основания усматривают библеисты новейшего времени 15 признак того, что они не читались первоначально в переводе 70-ти. Правдоподобным представлается это мнение потому, что иначе едва ли возможно объяснить отсутствие их в этом списке, между тем как включение их в другие позднейшие списки этого перевода без труда объясняется большим влиянием на текст последнего трудов Оригена , исправлявшего и отчасти дополнявшего его по другим древним переводам. В этом последнем отношении известно, что в некоторых из греческих списков слова: „сын года Саул при воцарении его“ отмечены особым знаком (астериском) 16 , указывающим на восполнение в данном месте греческого перевода из других источников. Почему первоначальные греческие переводчики не внесли этих слов в библейский текст, это может быть объясняемо только предположительно, или тем, что в имевшемся у них списке еврейского текста не находилось этих слов, или – тем, что они, как бывшие не только переводчиками, но и толкователями свящ. текста, сочли за лучшее „опустить этот стих, как „непонятный“ 17 . Сохранение же первоначального текста 70-ти в Ватиканском списке IV-ro века находит для себя объяснение, с одной стороны, в том, что этот список написан, как можно думать, в Египте 18 , где получил свое происхождение и перевод 70-ти, который поэтому в большей чистоте мог сохраниться здесь, а с другой – в том, что именно в Египте произведен был в III-м христианском веке Исихием пересмотр греческого перевода, отличающийся, по начатым относительно этого предмета изысканиям, вообще краткостью в передаче библейского текста и удалением из него всех сделанных к нему дополнений из других иудейско-греческих переводов: Исихий, по словам отечественного нашего библеиста, „не вносил в свой текст чтений, если замечал, что они не чтения семидесяти“ 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

1826 См.: Фокин А.Р. Блаженный Иероним Стридонский : Библеист, экзегет, теолог. М., 2010. С. 67–69. Tkacz С.В. ‘Labor Tarn Utilis’: The Creation of the Vulgate//Vigiliae Christianae. 1996. 50. P. 42–72. Gryson R. Vorwort zur ersten Auflage//Biblia Sacra iuxta Vulgatam versionem. 4 e Aufl. Stuttgart, 1994. S. XIII-XIV. 1830 Лат. eorum initiis – буквы как бы вводят человека в восприятие слова. Здесь Иероним, очевидно, ссылается на то, что евр. язык является первоначальным, а значит, его фонетический состав – наиболее естественным для человека. 1831 Обыгрывается тема «введения», «инициации». На сей раз употреблено слово exordium, означающее начало речи, а также закладывание основы ткани. 1833 Имя «Тора» Иероним дает в сопряженной форме, вероятно, от словосочетания (торат адонай) – «Закон Господень». 1837 Откр 4:4–8 . Иероним прозрачно указывает на то, что четыре Евангелия, введенные аллегорически под видом четырех животных, объемлют собой Ветхий Завет, который в лице двадцати четырех старцев приносит всю свою славу Агнцу. 1838 Лат. ...quasi galeatum principium. Отсюда название этого текста, принятое в позднейшей литературе: Prologus Galeatus в 1841 Здесь у Иеронима целое сплетение смыслов: в двух разных покрывалах, соединенных в одно целое ( Исх 36:16 ), он видит прообраз ветхозаветной и новозаветной Церкви, а тем самым – двух частей Писания. Обе они, по его мысли, нуждаются в защите точного пер. и коммент. от «бесстыдства» тех, кто выискивает в них недостатки. Вместе с тем они, очевидно, скрывают «благообразие скинии», равно как и заслоняют ее содержимое от солнечного света, т.е. буква скрывает под собой дух. 1843 Иероним не опасается того, что евреи могли исказить собственное Писание, прежде всего потому, что знает содержание текстов, о которых говорит, и не видит масоретские чтения менее соответствующими Новому Завету, чем греч. При этом, утверждая, что его абстрактный адресат должен больше всех доверять еврею, он, возможно, иронически намекает на всеобщее доверие к Семидесяти толковникам как евреям, жившим до христианской эры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

А ныне... Позором покрылась наша Родина, и невольно припоминается слово древнего церковного витии, рисовавшего картину злого татарского ига: «Кровь и отец и братий наших, аки вода многа, землю напои; воевод наших крепость исчезе; храбрые наши, страха наполньшася, бежаша; множайша же братия и чада наша в плен ведени быша; величество наше смирися, красота наша погибе, богатство наша инии наследоваша, земля наша иноплеменником достояние бысть. В поношение быхом живущим в скрай земли нашея, в посмех быхом врагом нашим...» (Слово Серапиона Владимирского , XIII век). С какой поистине изумительной точностью повторились в наши дни ужасы древнего русского лихолетья! Поистине и днесь, как и прежде, за неверствие наше, за необузданное своеволие сынов века сего, забывших совершенно святой, христианский долг любви к Родине, – «разгневася яростию Господь на люди Свои и омерзи достояние свое; и предает ны в руки врагов наших, да возобладают нами ненавидящие нас« ( Пс.105:40–41 ). Где же спасение от гибели? У кого и в чем искать избавления от бед и напастей? Исстрадавшиеся сыны Родины нашей готовы даже малодушно кинуться в объятия врагов ее, чтобы искать среди них и под их властью успокоения жизни общественной, сокращения ее ужасов. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния! Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения и раздоры, они только и стремились к тому, чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обессилить воинство наше и тем сокрушить могущество Русской земли. Нет, не туда, не во вражеский стан устремляйте взоры свои, все жаждущие мира и спокойствия для нашей Отчизны. «Внегда скорбети нам, Господа призовем» ( Пс.17:7 ). Только «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело« ( Пс.45:2 ). Но будьте достойны милости Господней: «Обратитеся ко Мне (глаголет Господь), и спасетеся» ( Ис.45:22 ). Первее всего – прекратите взаимные распри и междоусобную брань, «измыйте руки ваша, крови исполненныя, и научитеся добро творити« ( Ис.1:16–17 ). Оставив злобу и вражду взаимную, возлюбите кийждо ближнего своего: богатые, кормите и одевайте нищих, бедные и убогие, не злобствуйте на имущих достаток, «не ожесточите сердец ваших» ( Евр.3:8 ), не клените жребия своего и «довольни будите оброки вашими« ( Лк.3:14 ). Наипаче же «мир Божий да водворяется в сердцах ваших» ( Кол. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

и) Арх. Порфирий. Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской. СПБ. 1847; ЖМНПр, 1847, 7 и 8. Иерусалим. а) Красносельцев Н. Славянские рукописи Патриаршей библиотеки в Иерусалиме. Казань, 1889; Прав. Собес. 1888, 12, с. 1–12. б) Дмитриевский А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890. (сведения о ркп. Афона, Иерусалима и Синая). Швеция. Стокгольм. а) Оболенский В., кн. Рукописи о России в Коро- —45— левской библиотеке в Стокгольме. Памятн. Др. Письма. 1880, в. I. б) Якубов К. Русские рукописи Стокгольмского Государ. Архива. 1891, М. Чтения ОИДР, 1890, кн. I, с. 1–38; IV. 39–78. в) Петухов Е. В. О древнерусских рукописях Королевской библиотеки в Стокгольме. Известия И. A. H.. Отд. Рус. яз. и Слов., 1904, кн. IV, с. 170. О некоторых славянских рукописях Королевской Вестер Оской гимназии в Швеции. Вестн. Евр., 1819, ч. 105, 10, С. 121 – 29. Упсала. Оболенский В., кн. Рукописи по Русской истории в Упсальском Университете. Памят. Др. Письм. 1880. вып. I. Франция. Париж. а) Строев С. Описание памятников славяно-русской литературы, хранящихся в публичных библиотеках Германии и Франции. М. 1841 ( – опис. 72 ркп.); ЖМНПр. 1837, ч. 16, с. 411. б) Бередников Я. О славянских рукописях, хранящихся в Германских и Французских библиотеках. ЖМНПр., 1844, ч. XLII, 5, с. 73–91. в) П. Мартынов. Les Manuscrits slaves de la Bibliothèque Impériale de Paris avec un calque. P. 1858. Дополнение к труду С. Строева. Извлечение из этой кн. – «Библиографич. Записки», 1858, г) Булгаков О. Славяно-русские рукописи Парижской Библиотеки, с выписками из них сообщ. И. И. Мартыновым. Памятн. Древн. Письм. 1879, вып. IV, 71–95. а) Арх. Антонин. Поездка в Румелию. СПБ. 1879. б) Арх. Антонин. Из Румелии. СПБ. 1886. Опис. ркп. знаменитых матеорских монастырей. в) Вукиневин М. Из старих Србульа. Гласник Замальског Myaeja у Босни и Херцеговини. 1901, XIII, с. 31–70, 289–350. г) Отчет командированного заграницу приват доцента —46— Москов. Унив. В. Истрина за втор. полов. 1894 г. ЖМНПр. 1896, Апр., Июн., Сент., Ноябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Быm XII, 2, 3. 2 ) что число лет не относится здесь к пребыванию в Египте, но к странствованию вообще. Посему можно смысл сего места распространить на самого Иакова, и даже Исаака и Авраама, который пришел на землю обетования как на чужую. Ebp. XI, 9 . 86 Пять лет, которые здесь превышают число 400, ничего не значат против сего круглого числа, назначенного Быт. в XV, 13. В подтверждение сего счисления можно приметить в сем месте различие состояния переселенчества или странствования, от состояния порабощения и угнетения. Последнее было в Египте, а первое в земле Ханаанской. Четвертый род (угнетение), в Быт. XV, с. 13. некоторые считают от вступления в Египет, а другие разумеют через сие исполнение оных же 400 лет. 90 Сюда принадлежат также частые откровения: Иов. XXX40;III, 1; XLII, 7 и упоминаемый в гл. XXXI, самый древний род идолопоклонства. 96 Славнейшие из таковых мест были Вефиль и Кладезь клятвенный. Некоторые думают, что в сии времена были уже и храмы. Лукиан говорит о храме Девкалиона (I. De Dea Syr.), которого почитают обыкновенно за Ноя. Юлий Фирмин (De егг. proph. rel.) упоминает о храмах созданных Египтянами в честь Иосифа. Но сии писатели могли обмануться, положась на баснословные предания, или судя о древних по обычаям своего времени. Упоминаемые Моисеем капища, деревянные рукотворения, Лeb. XXVI, 30 , стражбы, Числ ХХХ, 52 , артелей Ханаанских, не означают храмов, как то думает Спенцер (de leg. Навгаеог. 1, 3), но возвышенные алтари, статуи, поставленные на отрытом месте, изваяния. 97 Священство первородных доказывают: 1) одеждою Исава, Бытия XXVII, 1, употребленною при благословении Иакова, которую почитают священническою, 2) названием сквернителя, β ηλος, данным Исаву за пренебрежение первородства; Евр. XII, 16. 3) освящением первенцев по исходе из Египта, Исх. XIII, 2, коих место заняли после Левиты; 4) жертвоприношением жрецов, Исх. XIX, 22, и юношей израильских Ucx. XXIV, 5 , прежде посвящения Аарона. Но 1) мнение об одежде Исава не имеет никакого основания в повествовании Моисея; 2) Исав мог быть назван β ηλος, хотя в проданном им первенстве и не заключалось священства; 3) первенцы освящены Богом, по мнению некоторых, не как жрецы, а как жертва: и заступившие место их Левиты были не священники, но их служители; наконец 4) жрецы-юноши могли быть отличнейшие только в народе мужи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   А ныне... позором покрылась наша родина и невольно припоминается слово древнего церковного витии, рисовавшего картину злого татарского ига: «Кровь и отец и братий наших, аки вода многа, землю напои; воевод наших крепость исчезе; храбрыи наши, страха напольшеся, бежаша; множайша же братия и чада наша в плен ведени быша; величество наше смирися, красота наша погибе, богатство наше инии наследоваша, земля наша иноплеменником достояние бысть. В поношение быхом живущим в скрай земли нашея, в посмех быхом врагом нашим..» (сл. Серапиона Владим., XIII в.). С какой поистине изумительной точностью повторились в наши дни ужасы древнего русского лихолетья! Поистине, и днесь, как и прежде, за неверствие наше, за необузданное своеволие сынов века сего, забывших совершенно святой, христианский долг любви к родине, — «разгневася яростию Господь на люди своя и омерзи достояние свое: и предает ны в руки врагов наших, да возобладают нами ненавидящие нас» (Псал. 105:40—41).    Где же спасение от гибели? У кого и в чем искать избавления от бед и напастей?    Исстрадавшиеся сыны родины нашей готовы даже малодушно кинуться в объятия врагов ее, дабы искать среди них и под их властию успокоения жизни общественной, прекращения ее ужасов. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния! Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения и раздоры, они только и стремились к тому, чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обессилить воинство наше и тем сокрушить могущество русской земли. Нет, не туда, не во вражеский стан устремляйте взоры свои, все жаждущие мира и спокойствия для нашей отчизны. «Внегда скорбети нам, Господа призовем» (Псал. 17:7). Только «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело» (Псал. 45:2). Но будьте достойны милости Господней: «обратитеся ко Мне, — глаголет Господь, — и спасетеся» (Ис. 45:22).    Первее всего — прекратите взаимные распри и междоусобную брань, «измыйте руки ваша крови исполненныя и научитеся добро творити» (Ис. 1:16—17). Оставивши злобу и вражду взаимную, возлюбите кийждо ближнего своего; богатые, кормите и одевайте нищих, бедные и убогие, не злобствуйте на имущих достаток, «не ожесточайте сердец ваших» (Евр. 3:8), не кляните жребия своего и «довольни будете оброки вашими» (Лк. 3:14). Наипаче же «мир Божий да водворится в сердцах ваших» (Кол. 3:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4005...

Современник Климента, Иосиф Флавий (Antiqu. I, 11, 4) говорит, что он видел этот столп: отцы церкви, напр., Ириней (adv. haer. IV, 31), также упоминают о существовании его в их время. Но по исследованиям ученых жители той страны подложно выдавали что-либо за столп жены Лотовой (Фрей у Гефеле). Глава XII Награда за веру и гостеприимство Раав. За веру и гостеприимство была спасена Раав блудница. Когда Иисусом Навином были посланы соглядатаи в Иерихон, и царь земли той узнал, что они пришли осматривать его землю, то послал людей схватить их, чтобы схватив, предать их смерти. Но гостеприимная Раав, принявши их к себе, скрыла на верху своего дома в снопах льна. И когда посланные от царя явились к ней и говорили: люди пришли к тебе, соглядатаи земли нашей, выведи их, так повелевает царь, то она отвечала: приходили ко ныне два человека, которых вы ищете, но они скоро ушли, и теперь в пути; таким образом, она не показала их посланным. А мужам тем сказала: знаю верно, что Господь Бог ваш предаст вам этот город; потому что страх и трепет от вас напал на живущих в нем. Итак, когда удастся вам взять его, сохраните меня и дом отца моего. А они сказали ей: будет так, как ты сказала нам. Как скоро узнаешь о приближении нашем, собери всех своих под кровлю твою и будут целы, а кто будет найден вне дома, погибнет (Нав. 2; см. Евр. 11, 31). Притом дали ей знак, чтобы она свесила из дома своего красную веревку, - и тем показали, что всем верующим и уповающим на Бога будет искупление кровью Господа Видите, возлюбленные, в этой жене была не только вера, но и пророчество Таинственное истолкование знака, по которому спаслась Раав, встречается У Иустина (Dial с. Tryph. II, III), Иринея (adv. haer. IV, 20) и др. Разумеется здесь предсказание Раав о том, что Господь отдаст Иерихон израильтянам. В этом смысле Раав называется пророчицею и у Оригена (Нот 3 in Ios. Nave). Глава XIII Увещание к смирению. Итак, будем смиренны, братья, отложив всякое надмение, гордость, неразумие и гнев, и будем поступать, как написано. Ибо говорит Дух Святой: " да не похвалится мудрый мудростью своею, ни сильный силою своею, ни богатый богатством своим, но хвалящийся пусть хвалится Господом, ища Его, и творя суд и правду " (Иер. 9, 2223). Особенно будем помнить слова Господа Иисуса, которые изрек Он, научая кротости и великодушно. Он так сказал: " милуйте, чтобы быть помилованными, отпущайте, дабы вам было отпущено; как вы делаете, так вам будут делать; как даете, так вам дано будет; как судите, так сами судимы будете; как будете снисходить, так к вам будут снисходить; какою мерою мерите, такою отмерится вам " Этою заповедью и этими внушениями утвердим себя, чтобы ходить со смирением, повинуясь святым повелениям Его. Ибо святое слово говорит: " на кого воззрю, - только на кроткого и тихого, и трепещущего слов Моих " (Ис. 16, 2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

В принципе именно сего «суда добра над злом» и зиждется, как увидим далее, все касательство племен и народов к Богу-Творцу и к Богу-Спасителю; в принципе же именно сего суда заключается весь конфликт и содержится все напряжение «судилищного», так сказать, «процесса» добрых волей с злыми волями в истории сынов человеческих: где в племенах, народах и царствах «суд» сей начинает молчать, или склоняется к превозмоганию «зла» и «власти тьмы», там начинает замолкать, как умаленная и истощенная, самая жизнь человеков в их касательстве к Богу, и потому там уже Сам Господь являет Свой «суд» над племенами и народами, над коленами и родами, так как в превозмогании зла над добром, злых волей над добрыми и «власти тьмы» над «властью света» являл бы свою силу не «суд добра над злом», а наоборот – «суд зла над добром», и не «добрые бы человеческие воли судили бы в среде своей злые воли, а злые бы воли судили добрые воли», что не должно и что не может быть в бытии и жизни на круге бытия, по самому началу бытия и «сущие» всего и всех от Бога и в Боге. (См. наше сочин. «Добро и Зло»... Глл. XII, XIII, XVI, XVII, XVIII, XIX и XX). Что касается до той Божественной истины, что народы, царства, колена и племена взаимно входят в историю и в судьбы друг друга, и взаимно обще, так сказать, стоят на «суде» добра и зла «в мире сем и в веке сем», то «разум» и смысл о сей истине даны и выражены патр. Ноем в Боговдохновенном его слове, изреченном им в благословение и в общее определение будущих судеб его сыновей, как родоначальников сынов человеческих после потопа: «Благославен Господь-Бог Симов, – сказал Ной, – Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт.9:26–27 ). Приведенные Боговдохновенные слова патр. Ноя обнимают, можно сказать, собою пределы и существо истории всего рода человеческого, в рассуждении добра и зла, и относительно «суда» добрых волей над злыми волями в среде сынов человеческих, именно: история сынов человеческих оглавляется Божественным смотрением и Божественной Волею; потомство Сима и потомство Иафета преемственно входит в общее им достояние, принадлежащее однако первоначально потомству одного Сима: ясно, что сие «общее их достояние, принадлежавшее однако первоначально потомству одного Сима», есть «благословенный Бог Симов» как Бог-Творец, Бог одинаково принадлежит и Симу, и Иафету, и Хаму; но как Бог-Спаситель, как «благословенный Потомок от Семени жены», как имевший воплотиться Сын Божий, Бог принадлежал только потомству Сима ( Евр.2:16 , Рим.9:4–5 ); потомство Хама, в лице сына его Ханаана, с своей стороны, соприкасается с потомством Сима и Иафета, но, входя в общение, оно имеет соразделить Симово и Иафетово «домочадство и наследие» только в положении подчинения и в условиях – бытия жизни «раба» в доме: царственность, следовательно, в семье племен и народов, мировое их значение и мировое державство в истории сынов человеческих не будет уделом потомства Хама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Дух Св. есть наш «возница и кормчий» 818 . «Апостол не просто сказал: которые живут Духом Божьим, но елицы Духом Божьим водятся ( Puм. VIII, 14 ), чем показывает свое желание, чтобы Он (Дух Божий) был господином нашей жизни, как кормчий над кораблем или возница над парою коней... Хотя ты и принял крещение, но если после того не будешь водиться Духом, утратишь дарованное (тебе) достоинство и усыновление» 819 . Правда, «после вышней благодати, все предоставлено нашему произволению» 820 , «после вышней благодати наше произволение служит причиною добродетели», но в сущности все, что от нас зависит, сводится только к тому, чтобы своею волею, своим «добрым настроением воли привлечь помощь свыше» 821 . «Итак будем привлекать Его (Христа, πισπσασϑαι ατν) и будем умолять прикоснуться (συνεφψασϑαι), приложим и то, что (зависит) от нас, разумею произволение и расположение (προαρεσιν λγω α προϑυμαν). Ничего другого Он не потребует, и если получит это, пошлет все, что (зависит) от Него (τ παρ’αυτο πντα εσοσει). Принесем же Ему то, что от нас (зависит), чтобы и здесь наслаждаться чистым здравием и получить будущие блага» 822 . Привлекать благодать Божью нужно, впрочем, не только добрым расположением, но и добрыми делами. Изъясняя слова апостола: «благодать со всеми вами» (Евр. XIII, 25), Златоуст замечает: «как будет с тобою благодать, т.е. доброе чувствование или действие Духа, если не привлечешь его добрыми деяниями? Всегдашнее пребывание в нас благодати Духа есть причина (ατιον) всех благ. Она руководит нас ко всему доброму, равно как когда отлетает от нас, губит нас и делает беспомощными» 823 . Впрочем, добрые деяния опять-таки имеют цену не сами по себе, но именно только для привлечения благодати Духа, так как «большая часть принадлежит Богу; а вместе с тем и мы сами привносим, нечто малое (πλον στ το Θεο... ατο τι μιρν). Поэтому не сказал: сосуды добрых поступков (ατορϑωμτων) или дерзновения, а сосуды милости ( Puм. IX, 23 ), так как все принадлежит Богу... И словами: ни хотящего, ни текущего (ст. 16) не уничтожает воли, но показывает, что ему (человеку) принадлежит не все, но что он нуждается в благодати свыше. Хотя нужно желать и подвизаться (ϑλειν α τρχει), но не следует полагаться на собственные труды, а на Божье человеколюбие, как и в другом месте (апостол) сказал: не аз же, но благодать Божия, яже со мною ( 1Kop. XV, 10 )» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010