Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город (6:19). Боевой крик, изданный народом, был «коллективным возгласом, радостным хором народа в честь победы, совершенной Богом и празднуемой как дело Божие» 273 . Речь идет не о членораздельном возгласе, как, например, в Суд. 7:20 , а о нечленораздельном крике. Так, во всяком случае интерпретируют выражение hlvdg hivrt и глагол iir 274 Хумберт 275 , Абель 276 и Сикре 277 . Этот военный крик был единодушным выражением победного ликования. Такое согласие дает Оригену повод обратить библейский текст на пользу тех, кто были слушателями александрийского проповедника: «Если ты даешь прорваться из твоей внутренности согласному ликующему крику, в том смысле, что толпа мыслей и чувств, находящихся внутри тебя, возвышает согласный унисонный голос, если ты не говоришь то правду, то ложь, льстя какой-нибудь сильной персоне, если ты не бываешь временами мягок и ласков, а временами зол и жесток, не ведешь себя гордо с малыми и трусливо с великими, и, наконец, если не находишь внутри себя борьбы, во время которой «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал. 5:17 ); итак, если все это внутри тебя составляется уже в согласную гармонию, испусти ликующий крик, потому что мир внутри тебя уже разрушен, подавлен» 278 . Ориген в своих гомилиях часто пользуется психологическим аллегоризмом, заимствованным у Филона. Город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу (6:16; евр. 6:17). Корень ,rx, «посвятить» встречается почти во всех семитских языках. В восточно-семитских языках может означать также «покрыть»; в западно-семитских – «запретить» 279 . Существительное herem, «заклятое» в Ветхом Завете может обозначать как что-то посвященное в дар Богу (ср. Лев.27:28 . Числ. 18:14 . Иез. 44:29 ), так и объект анафемы, проклятия (ср. Втор. 13:17 , евр. 13:18. 1Цар. 15:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В дополнение к порядку суда, начертанному Христом Спасителем, указано было, что, помимо отлучения от Церкви окончательного, может быть еще временное ( 2Кор.2:6 ). Указан был кроме того порядок суда над лицами духовными. „Обвинение на пресвитера, пишет апостол Павел ученику своему Тимофею, не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях ( 1Тим.5:19 ). К поводу развода, указанному Христом Спасителем ( Мф.19:9 ), присоединен был новый, а именно: нежелание неверующего оставаться в браке с верующим ( 1Кор.7:15 ). Кроме обязанностей к царской власти, определены обязанности не только к прочим властям ( Рим.13:1 ), но даже к нехристианам ( 1Кор.5:9–11 ). §40. Условия вступления в Церковь и пребывания в ней Вступление в Церковь , и по учению апостолов, как и по учению Иисуса Христа, посредствуется двумя актами: Божественным и человеческим. Первый называется ими благодатию, а второй – верою. Хотя слово благодать (χρις) и встречается только в учении апостольском, тем не менее им обозначается то же самое, что указывалось в словах Христа Спасителя: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня ( Ин.6:44 ). Никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Она есть, по их учению, такой дар Божий ( Еф.2:8 ), который подается искуплением вообще и в частности особою силою Божественною. То же самое нужно сказать и относительно веры. В соответствие словам Христа Спасителя: блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ), она есть, по словам апостола Павла, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр.11:1 ). Единственная особенность, заключающаяся в учении Апостолов, есть та, что в нем подробнее обозначено отношение между благодатию и верою. Сопоставляя все сказанное о том в посланиях апостолов вообще и в особенности в посланиях апостола Павла, мы получаем следующее. Благодать действует, по учению Апостолов, прежде веры – она проявляется прежде всего в Божественном призвании людей, совершаемом и чрез голос природы видимой ( Деян.17:26–27 ), и чрез голос Пророков, и чрез голос явившегося на земле Сына Божия ( Евр.1:1–2 ) и, наконец, чрез голос посланных от Него проповедников Евангелия ( Рим.10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Ст. 4. Для наказания иудеев, за их невнимание Господу и неисполнение воли Его, Господь предаст их во власть обольстителей, и наведёт на них то самое, чего они так боялись. Под обольстителями бл. Иероним разумеет здесь книжников и фарисеев, которым за свои грехи был предан народ иудейский и по обольщению которых навлёк на себя гнев Божий. є. Оуслышите глголъ гдень, трепещщїи словес єг: рцыте, братї, ненавидщымъ васъ и гншающымс, да им гдне прославитс и витс во веселїи ихъ, и н посрамтс. 5. Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Моё, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселье ваше». Но они будут постыжены. Ст. 5. Тем из среды народа иудейского, которые слушали слово Господа и боялись Его, за что были ненавидимы братьями своими, Господь говорит, что ненавидящие их будут постыжены. Евр.-м. сл. =в р.-с. говорят, 70 читали: почему: ιπατε= рцыте; евр. с. при =в р.-с. ваши братья в слав. т. не им. с. соотв. Основываясь на перев. 70, бл. Иероним и бл. Феодорит видят здесь повеление служителям Бога любить ненавидящих и обидящих их ( Мф.5:44 ; Лк.6:35 ); в частности бл. Иероним относит это к апостолам и мужам апостольским, которые, будучи гонимы от иудеев, тем не менее считали их братьями ( Деян.2:29 ; Рим.9:3 ). Гласъ вопл града, гласъ храма, гласъ гда воздающаг возданїе сопротивщымс. 6. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим. Ст. 6. В то время, когда Господь наведёт ужасное на народ иудейский, будет слышим страшный шум в городе, будет слышим голос Господа из храма. Исполнение этого пророчества бл. Иероним относит ко времени осады Иерусалима Титом, когда в городе происходил страшный шум и смятение, а из храма иерусалимского был слышан голос: «прейдём от сего жилища». По Иосифу Флавию: μετβανωμεν ντεϑεν (прейдём отсюда). De bello judaic. VI, 5, § 3. з. Прежде неже чревоболти єй, род, прежде неже прїит трд чревоболнї, избж и пород мжескъ полъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

д. Послшайте мен, людїе мо, послшайте, и царїе, ко мн вншите: к законъ менє изыдетъ, и сдъ мой во свтъ зыкмъ. 4. Послушайте Меня, народ Мой, и племя Моё, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдёт закон, и суд Мой поставлю во свет для народов. є. Приближаетс скор правда мо, и изыдетъ к свтъ спнїе мо, и на мышц мою зыцы надтис бдтъ: мен строви жидати и на мышц мою уповати бдтъ. 5. Правда Моя близка; спасение Моё восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою. Ис.51:6 Воздвигните на небо чи ваши и воззрите на землю дол, понеже небо к дымъ утвердис, и земл к риза бетшаетъ, живщїи же на земл коже сї изомртъ, спнїе же мо во вкъ бдетъ, и правда мо не скдетъ. 6. Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут; а Моё спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет. Ст. 4–6. Своему избранному народу Господь возвещает, что произошедшие от Него закон и право должны просветить все языки ( Лк.2:31 ), что приблизилось время оправдания и опасения всего человечества, дабы народы, находящиеся вдали от царства Божия, уповали на Господа и надеялись на мышцу Его; – устрояемое же Господом оправдание и спасение людей не связаны условиями времени и пространства (неба и земли), но суть абсолютны и вечны ср. Мф.24:25 ; Евр.1:10–12 . В ст. 4, вместо =в р.-с. и племя Моё, 70 читали: , чему придали синекдохический смысл, а посему: κα ο βασιλες – и царе. Св. Кирилл Александрийский по поводу сего выражения цитирует: кнзи людстіи собрашас с Бгомъ авраамлимъ ( Пс.46:10 ). Последнее сл. ст. =в р.-с. поставлю 70 читали: , почему: ταχ= скор (ср. Притч.12:19 ). В ст. 5 славян. к свт=в ват. ς φς не имеет себе соотв. в евр.-м. и ал. т.; вместо: – в р.-с. и мышца Моя (буквально сл. мышцы Мои) будет судить народы, 70 читали: , почему: κα ες τν βραχονα μου ϑνη λπιοσιν= и на мышц мою зыцы надтис бдтъ. По поводу этих слов св. Кирилл Александрийский замечает: «а мышцей Отца св. Писание везде называет Сына: ибо Он есть сила Его. Если же кто пожелает здесь разуметь мышцу самого Сына, на которую будут надеяться народы, призываемые ко спасению, то пусть тот разумеет здесь божественную и превосходную силу Его, которой Он сотрёт сатану и миродержителей века сего, спасая сущих от язык» ( Мф.12:29 ; Пс.88:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Для наказания иудеев, за их невнимание Господу в неисполнение воли Его, Господь предаст их во власть обольстителей, и наведет на них то самое, чего они так боялись. Под обольстителями бл. Иерон. разумеет здесь книжников и фарисеев, которым sa свои грехи был предан народ иудейский и по обольщению которых навлек на себя гнев Божий. Ст. 5. Тем из среды народа иудейского, которые слушали слово Господа и боялись Его, за что были ненавидимы братьями своими, Господь говорит, что ненавидящие их будут постыжены. Евр.-м. сл. =в р.-с. говорят, 70 читали: почему: ιπατε=рцыте; евр. с. при =в р.-с. ваши братья в слав. т. не им. с. соотв. Основываясь на перев. 70, бл. Иерон. и бл. Феод. видят здесь повеление служителям Бога любить ненавидящих и обидящих их ( Мф. 5:44 ; Лк. 6:35 ); вчастности бл. Иерон. относит это к апостолам и мужам апостольским, которые, будучи гонимы от иудеев, тем не менее считали их братьями ( Деян. 2:29 ; Римл. 9:3 ). 6. Глас вопля от града, глас от храма, глас Господа воздающаго воздаяние сопротивящымся. 7. Прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже приити труду, чревобольния избеже, и породи мужеск пол. 8. Кто слыша сицевое, и кто виде сице; аще родила земля с болезнию во един день, или и родися язык весь купне; яко поболе и роди сион дети своя. 9. Аз же дах чаяние сие, и не помянул еси мене, рече Господь: не се ли аз родящую и неплодную сотворих, рече Бог твой. 6. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающаго возмездие врагам Своим. 7. Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. 8. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в един денъ? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих. 9. Доведу ли Я до родов и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Ст. 6. В то время, когда Господь наведет ужасное на народ иудейский, будет слышим страшный шум в городе, будет слышан голос Господа из храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

И вы, господа, постигайте с ними также, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия ( Еф.6:1–9 ). Возлюбите все вы всё, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп. 4:7–8 ). И кто же такие сами штундисты, теперь вам в точности знать надлежит? И кто они именно такие, хорошенько выслушайте то, что будет сказано дальше. Они сами о себе говорят: Когда мы были православными, то мы были пьяницы, развратники, прелюбодеи, трубокуры, воры, разбойники, фарисеи, идолопоклонники и тому подобное, а теперь – штундисты, т. е. по-нашему, еретики, т. е., прежде достойные казней Божьих, а теперь осуждённые на лишения Царствия Божия. Так слышите, кто они такие были, по собственному их признанию, которое выше и ценнее всякого другого рода свидетельства, кто они были раньше и кто теперь? Значит, не мы, православные, все пьяницы, развратники, воры и т. п., ибо о нас никто так не говорит, кроме штундистов, и они, по собственным же их словам, были таковы. И если так, то как же они несчастны, как жалки! В таком случае надлежало бы им спешить во врачебницу – во Св. Храм, где врачи, веры, исцеляющие всякие болезни – священники, и где лекарство – благодатные Таинства, шли бы туда, двери всегда там открыты, врачевание подаётся туне, требуется лишь вера, которая потерпела у них такое сильное кораблекрушение ( 1Тим.1:19–20 ); и то они, бедные, уподобились псу, возвращающемуся на свою блевотину. В таинстве крещения они измылись и освятились, в таинстве покаяния это очищение повторялось не однажды, и теперь опять пошли они скверниться и валяться в той же греховной грязи, от которой, однако, не принимают никакого очищения. Познав Господа и отступив от Него, они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему ( Евр.6:6 ). Какой грех , какое преступление! но подумайте, какое же готовится таким грешникам и наказание: если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смерью, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет? ( Евр.10:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» ( Деян.14:23 ). " и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит.1:5 ). «рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Правило апостольское 2-е: «пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ». Священноначалие установлено не от людей, но от Бога: «Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11–13 ). »И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:28–29 ). " Дух Святой поставил вас» ( Деян.20:28 ). Самочинное священство невозможно: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Апостолов) и поставил вас»... ( Ин.15:16 ). все поручено Апостолам только и их преемникам ( Мф.28:16–20 ; Мк.16:14 ). «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?»... ( 1Кор.12:29 ). Священноначалие поставляется не общиной, но непрерывно от благодатных, Апостолов и Христа: «с возложением рук священства», а не общины ( 1Тим.4:14 ). епископ Тимофей поставляет, а не община ( 1Тим.5:22 ). дар Божий чрез апостольское рукоположение, а не от общины ( 2Тим.1:6 ). Ап. Павел поручает поставить пресвитеров «по всем городам» еп. Титу, а не общинам ( Тит.1:5 ). Ап. Павел сам «рукополагает пресвитеров к каждой церкви», а не поручает это общинам ( Деян.14:23 ). В Иерусалиме. при поставлении диаконов хотя община выбрала некоторых, но не поставляла их, но выбранных «поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:3–6 ) (VI-й Вселенский Собор, правило 16). Дар священства – непрерывен: Апостолам и их преемникам сказал Христос: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Отсюда доказательство истинности православного священства – его непрерывности от Христа и Апостолов. (См. таблицу преемственности епископов в «Добром Исповедании».) Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010