Из рассказа об Иакове ( Быт. 27 ) с очевидностью следует, что израильтяне придавали особое значение праву П. Хотя первенцем фактически был Исав, но по воле Господа истинным носителем права П. и всех связанных с ним обетований стал Иаков ( Рим. 9:10–13 ). Избрание Иакова не было безосновательным. Исав показал себя недостойным, презрев свое право П. ( Быт. 25:29–34 ). Однако и Иаков тоже не был безвинен, поскольку пытался завладеть правом П. обманным путем, за что потом тяжело поплатился. Несмотря на все это, Господь считает Иакова-Израиля Своим сыном, Своим первенцем ( Исх. 4:22 ); Иаков олицетворяет весь народ Израиля. Здесь вновь подтверждается тот факт, что первое является залогом всего последующего. Поскольку фараон отказывался отпустить первенца Божьего, то был наказан смертью собств. первенца. Особенно отчетливо значение первородных сыновей у израильтян проявляется в отношении к левитам, замещающим всех первенцев. Они принадлежат Господу как неотторжимая собственность и обязаны служить Ему как священники. Привилегиров. положение первенцев выражается и в том установлении, что первородный, как «начаток силы», получает двойную часть в наследстве отца ( Втор. 21:17 ). IV. ХРИСТОС, ИЗРАИЛЬ И ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА КАК «ПЕРВЕНЦЫ» Звание первородного, прилагаемое в Писании ко Христу, к народу Израиля и к Церкви Христовой, заставляет по-особому взглянуть на носителей этого звания. Когда Христос называется Первородным ( Евр. 1:6 ), или «рожденным прежде всякой твари» ( Кол. 1:15 ), или «первородным между многими братиями» ( Рим. 8:29 ), то т.о. воздается хвала Его верности и священнич. самопожертвованию. Нечто совершенно новое выявляется, когда НЗ называет Иисуса «первенцем из мертвых» ( Кол. 1:18 ; Откр. 1:5 ) или «первенцем из умерших» ( 1Кор. 15:20.23 ). Из этого следует, что первое является залогом целого. Обозначение народа Израиля как сына Божьего, первенца Его ( Исх. 4:22 ) позволяет судить о священнич. назначении евр. народа на земле (ср. Исх. 19:5 ). В этом же значении Павел называет «начатком Ахаии для Христа» Епенета, первым в этой провинции обратившегося в христианство ( Рим. 16:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Штундист. Как отвергаемся Его, если мы оставили всякую скверну, чтобы быть угодными Христу, чтобы быть с Ним? Миссионер. Отцеживаете комара, а что проглатываете, что теряете? Вы потому отвергаетесь Христа, что отвергаетесь Церкви Его, которая по учению Апостолов, есть тело Его ( Еф.1:22–28 ). Как вы можете быть милы, угодны или близки Христу, когда вы отпадаете от Него, как гнилой член от тела? Или отпадаете от Него, от Лозы, как сухая ветка: какая жизнь может быть в вас и куда вы годны в своем отпадении ( Ин.15:6 )? Вы отвергаетесь Христа, а потому, и враги Ему, ибо не слушаетесь данных Им пастырей и учителей ( Еф.4:11 ), о которых Он говорит в Евангелии: «слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас Мене отметается» ( Лк.10:16 ). Вы отвергаетесь Иисуса Христа потому, что отвергаетесь таинственного общения с Ним в Таинстве Св. Евхаристии и в своем нечестии некоторые из вас доходят до того, что страшно ругают Его.... страшно и сказать: пречистые Тело и Кровь Его называют скверной, а все вы называете Крест, который есть сила Божья и Божья премудрость нам во спасение ( 1Кор.1:18 ), шибеницей, виселицей; иконы Спасителя зовете идолами, Матерь Его Пречистую, Ангелов Его и всех святых угодников Его, храм имени Его – все то, что украшено Святым именем Его, все то, что весьма дорого и любезно сердцу Его, вы страшно бесчестите, поносите и порицаете. Какие же вы, после этого, близкие или милые друзья Ему, если это положительно творить будет первый враг Его – антихрист ( Откр.13:6 ), который явится при конце мира и которого Христос убьет духом уст Своих? Что вы хотите, чтобы мы, отцы духовные, сдруживали своих чад с вами, чтобы и они были достойны такой же участи и такого гнева Христа? Никакой добрый и совестный человек никому не хочет никакого зла, а тем более отец своим чадам и притом – вечной погибели. Штундист. Какой погибели? Миссионер. А той, о которой возвестил Сам Христос таковым сказав: Кто исповест Мя пред человеки, исповем Его и Аз пред Отцем Небесным, а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32–33 ). Кто не со Мною, тот против Меня ( Мф.12:30 ). Такие по справедливости в нынешнее время называются устами св. апостола Павла врагами креста Христова ( Флп.3:18 ), а в день суда Христова будут названы проклятыми и будут удалены на вечные веки от глаз Его ( Мф.25:11–12:41 ), и достойно, так как попрали и в ничто поставили все поты и труды Христовы на земле, претерпенные и принесенные за наше спасение, старались с остервенением разрушить поставленный Богом жертвенник и в ничто обратить и Самую Жертву Страдальца Христа ( Евр.10:29 ). Неужели может быть другое какое-либо равное пред Богом, а не только большее сему, преступление? Подумайте же, какое таким должно быть и наказание, если за попрание закона Моисеева определил Бог побиение камнями, то за попрание Сына Его, что должно определить Его правосудие ( Евр.10:29 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Чтобы определить, почему совершенное над Иисусом крещение рассматривается как признак мессианства, необходимо обратить внимание на повествование о крещении Господа в Евангелии Иоанна: «И свидетельствова Иоанн, глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на Нем: и аз не ведех Его: но пославый мя крестити водою, той мне рече: над Него же узреши Духа сходяща и пребывающа на Нем, той есть крестяй Духом Святым: и аз видех и свидетельствовах, яко сей есть Сын Божий» ( Ин.1:32–34 ). Таким образом, при посредстве Святого Духа, мессианское достоинство Иисуса поставлено в самую тесную связь с крещением водою от Иоанна. Смерть на кресте была последним актом земного служения Иисуса Христа, как Искупителя, крайним пунктом самоуничижения воплотившегося, но вместе с тем и началом Его прославления; в Его крови – завершение Его искупительного дела, центр Его мессианского служения, так как «отнюдь вся кровию очищаются по закону, и без кровопролития не бывает оставление» ( Евр.9:22 ; cp. 1Ин.1:7, 4:10 ; Откр.1:5, 5:9, 7:14 ; 1Пет.1:2 ; Евр.10:22, 12:24 ). И «кровь» засвидетельствована Духом, как мессианский признак. Пророчество Исаии о страждущем Мессии нашло приложение к Иисусу в наименовании Его Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира ( Ин.1:29 ), от Иоанна, который послан был от Бога, чтобы свидетельствовать об истине. Точно также Дух Святой открывает в вознесении Моисеем змия в пустыне для исцеления Израильтян ( Чис.21:9 ) прообраз вознесения на крест Иисуса Христа (Сына человеческого), «да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:14–15 ). Пророчество Захарии о том, что жители Иерусалима «воззрят нань, его же прободоша» ( Зах.12:10 ), а также несокрушение костей пасхального агнца ( Исх.12:46 ) изъясняются в смысле признаков мессианского характера смерти Иисуса ( Ин.19:37, 36 ). Таким образом, и кровавая смерть Иисуса Христа свидетельствуется Духом, на основании Писания, как событие, имеющее мессианское значение 756 . Следовательно, вера в мессианское достоинство Иисуса имеет непоколебимое основание: она покоится на двух основных камнях. Крещение Господа в Иордане, со всем, что существенно принадлежит к этому событию, и смерть на кресте с пролитием крови – это две печати в начале и конце книги земного мессианского служения Иисуса, неразрывно соединенные между собою. Эти два события имеют столь выдающееся значение в определении Его мессианского служения, что для полного удостоверения в этой истине достаточно сказать: Он действительно пришел водою и кровию. В таком характерном начале и в кровавом конце Своей жизни Он показал, доказал и явил Себя миру, как истинный Мессия, поэтому и имя Ему – ησος Χριστς. В этом имени точно формулируется результат целого предложения: οτος – αματος, выражая совокупность того, что о Нем можно сказать

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Помимо искажений перевода, обусловленных неприятиям того или иного учения Церкви, в НЗК есть еще ряд мест, которые требуют замечаний. Так, в Деян. 24:5, 15 обвинитель от фарисеев Тертулл и в Деян. 28:22 римские иудеи, говоря о только что возникшем христианстве, называют его αρεσις. Синод. в первых двух отрывках переводит его как ересь, во втором – как учение, а НЗК в обоих случаях – секта. Словарь предлагает около двадцати значений αρεσις, среди которых секта – самое последнее. Однако более важным представляется, что НЗК вводит это слово в лексикон книг Нового Завета, ставя, таким образом, современных адвентистов рядом с первыми христианами: и тех, и тех не просвещенные Христовой истиной называли сектантами. Теперь у адвентистов есть мощная опора в НЗК против наименования их церкви сектой – притом, что в примечаниях к рассматриваемым фрагментам все же приведены иные значения αρεσις. НЗК в Ин. 1:16 , Иак. 4:6 , 1Пет. 1:13, 5:5 , Еф. 4:29 , Кол. 4:6 , где речь идет о благодати Божией (χρις), употребляет: благословение, милостивый, приятный (что возможно, хотя все же в большинстве мест НЗК, как и Синод., переводит χρις как благодать). О об одной из таких замен ( Ин. 1:16 в НЗК: «От полноты благодати Его обретали мы все благословение за благословением») говорит отзыв, составленный на кафедре библеистики ПСТГУ: здесь «утрачивается одно из самых важных положений Евангелия от Иоанна: то, что раньше принадлежало лишь Сыну Божию (полному благодати и истины), теперь может перейти к людям» 46 . НЗК в 1Кор.11:26 , Иак. 5:7 , Евр. 12:28 , где речь идет о пришествии Господа и Его Царства, искусственным образом добавляет столь важное в контексте учения адвентистов слово – ожидание (с производными) – даже не выделяя его курсивом. Например, Иак. 5:7 в НЗК: «Вы же, братья мои, не впадайте в уныние и будьте терпеливы в ожидании пришествия Господня». Синод.: Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. То же наблюдается и со словом чаяние в Евр. 12:2 , 2Пет. 3:14 , Рим. 5:2 , Откр. 22:17 . Едва ли уловимо акценты расставляются так, что место чаяния будущего века – сугубая особенность адвентизма с его учением о скором втором Пришествии – в строках Нового Завета выступает значительно ярче, чем это представлено в греческом тексте и Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/perevod-...

Лука заменяет указание Марка по прошествии дней шести словами Скти ‘около восьми дней’ [в Синодальном переводе дней через восемь — Реф.]. В Исх 24:16 говорится, что слава Господа пребывала на Синае шесть дней, а на седьмой день Он воззвал к Моисею из среды облака. Выражение, употребленное Лукой, также может означать ‘на седьмой день’ при условии инклюзивного счета 59 , ср. Ин 20:26. Подобно тому, как Моисея на Синае сопровождали Аарон, Надав и Авиуд (Исх 24:1,9), Иисус поднимается на гору в сопровождении трех ближайших учеников. Только Лука упоминает о молитве Иисуса; молитва естественно предшествует откровению, хотя в этом случае откровение обращено не к Тому, Кто молится, а к Его ученикам. Лука опускает глагол memamorfTw ‘преображаться’ у Марка, чтобы у его читателей, воспитанных в культуре эллинизма, не возникло ложных мифологических и легендарных ассоциаций. Прототип Преображения — Моисей, который не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему (Исх 34:29–30; см. еще 2 Кор 3:7). Белый цвет присущ небесным и ангельским одеяниям, ср. Мк 16:5; Деян 1:10; Откр 3:4–5. Лука еще усиливает образ сравнительно с Марком: вместо глагола st…lbw, который значит просто ‘блистать’, он употребляет ‘бли­стать подобно молнии’ от ‘молния’ [в Синодальном переводе одинаково — Реф.], ср. 24:4; Мф 28:3; Дан 10:6; то же сравнение встречается в его Евангелии и в дальнейшем: 10:18; 17:24, ср. еще свет с неба, поразивший апостола Павла на дороге в Дамаск (Деян 9:3; 22:6). Образ праведника, прошедшего через испытания, сравнивается с солнцем в Дан 12:3; Мф 13:43. Слово исход эвфемистически означает смерть (Прем 3:2; 7:6; ср. то же в 2 Пет 1:15 в контексте, где идет речь о Преображении); подразумевается смерть Иисуса и скорее всего также последующее Вознесение по воскресении из мертвых, причем здесь достаточно очевидно сравнение с прототипическим спасительным актом — исходом из Египта (Евр 11:22). Слова надлежало совершить в Иерусалиме относятся к исполнению пророчеств ВЗ (24:25–27) и представляют собой первое из многочисленных указаний Луки на Иерусалим как цель и завершение земного пути Иисуса Христа (подробнее см. ниже комментарий к 9:51).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха — этот стих можно рассматривать как притчу. Несмотря на важность роли друга жениха на свадьбе, он с радостью уступает место жениху, потому что в этом и есть осуществление его миссии. Иоанн Креститель вряд ли мог не знать, что в ВЗ Израиль именуется невестой Бога (Ис 62:4–5; Иер 2:2; 3:20; Иез 16:8; 23:4; Ос 2:19–20). В НЗ невестой Христа называется Церковь (2 Кор 11:2; Еф 5:25–27,31–32; Откр 21:2; 22:17). Креститель указывает таким образом, что не он, а Иисус — глава нового Израиля. Евангелист мог заимствовать метафору из синоптического предания, см. Мк 2:19–20 и параллели. Если же очищение, о котором сказано в ст. 25, представляет собой отсылку к чуду в Кане Галилейской (2:1–11), смысл “свадебной” метафоры может быть и другим. Но идет ли здесь речь о том, кто является главой Израиля, или о том, кто осуществляет истинное очищение, мысль о приоритете Иисуса над Иоанном остается неизменной. Друг жениха — по-гречески это словосочетание не является этнографическим термином, но стоящее за ним евр. soseb€n обозначает совершенно определенную роль шафера, или дружки жениха в свадебной церемонии. По-видимому, в Иудее был обычай, сог­ласно которому два дружки представляли каждый одну из породняющихся семей, ср. 1 Мак 9:39. Стоящий и внимающий — вообще Иоанн иногда употребляет глагол ‘стоять’ там, где он не кажется необходимым (1:35; 6:22; 12:29), но здесь он явно нагружен: поскольку ‘слушать’ означает также ‘слушаться’, ‘пови­но­ваться’, стоящий может быть характеристикой отношения слуги к повелителю. Но если под ‘слушать’ имеется в виду прислушиваться, когда раздастся возглас приближающегося жениха или скорее когда начнется разговор жениха с невестой, словосочетание стоящий и внимающий означает напряженное ожидание. Радостью радуется — по-гречески необычно, но возможно, особенно если за образец берется язык перевода Семидесяти, в котором буквально отражается еврейский абсолютный инфинитив как способ усилить значение глагола с помощью повтора; поэтому здесь нет необходимости предполагать перевод с арамейского. Радость моя исполнилась — одно из характернейших выражений у Иоанна, ср. 15:11; 16:24; 17:13 и 1 Ин 1:4; 2 Ин 12.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Смерть Спасителя св. Ап. Павел ставит в тесную связь с воскресением Христа: «Иже предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наша» ( Рим.4:25 ). Это соотношение смерти и воскресения Спасителя живописно представлено Апостолом в Кол.2:12–15 . В этой духовно-органической связи двух искупительных актов апостол Воскресению придает решительное доказательство прощения Богом грехов, уничтожения их: «аще Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших, убо и умершии во Христе погибоша. И аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейший всех человек есмь. Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умерших бысть» ( 1Кор.15:17–22 ). «Христос воста от мервых, ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает. Еже бо умре, греху умре единою, а еже живет, Богови живет» ( Рим.6:9–10 ). Посему, св. ап. Павел со всею решительностью говорит, что Кровию Христа мы оправданы, примирены с Богом ( Рим.5:9–10 ) «Всяческая от Бога, примирившего нас Себе Иисусом Христом... зане Бог, бе во Христе мир примиряя Себе, не вменяя им согрешений их» ( 2Кор.5:18–19 ; Еф.2:16–18 ; Кол.1:20–22 ). «Наша Пасха – за ны пожрен бысть Христос» ( 1Кор.5:7 ). Спаситель наш Иисус Христос разрушил смерть и воссиял жизнь и нетление ( 2Тим.1:10 ) и Кровию Его будучи освящены ( Откр.1:5; 5:9 ), Ею же входим во святилище ( Евр.10:29 ). Наконец, если Церковью «сказывается ныне началом и властем на небесных многоразличная премудрость Божия ( Еф.3:10 ), «в нюже желают они приникнути» ( 1Пет.1:12 ), и мы в ней только спасаемся, то по любви к ней, «Христос Себе предаде за ню» ( Еф.5:25 ), «юже стяжа Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). У меня нет под руками творений свв. Отец, чтобы их словами подтвердить Истину центрального значения смерти Христовой об Искуплении Им человечества, так ясно возвещаемую Словом Божиим. Но достаточно привести яркие места из молитв и песнопении их творчества, чтобы видеть их несомненное согласие с таким пониманием сущности дела. В 1-й молитве ко св. Причащению св. Василий Великий говорит, что Христос Своею Кровию обновил растлевшее грехом естество наше. Симеон Метафраст страдания Христовы, крест, гвоздия, копие, смерть называет животворящими и спасительными (3-я м.). А во всех вообще этих приготовительных молитвах свв. Отцы являют веру в то, что именно в приобщении свв. Тайн, – актах смерти Христовой, мы получаем прощение грехов, освящение, здравие души и тела и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Но, скажут они, Превечный оживит нас через два дня, в третий день восставит нас (VI, 2); дело нашего воскресения ( Рим.11:15 ) не будет делом долгого ряда поколений; наш врач – Всемогущий, и если Он захочет сотворить милость, то поспешит помочь нам». И здесь пророк, влагающий эти слова в уста кающихся иудеев, может быть, не подозревал сам, как было буквально точно его предсказание; потому что исцеление и воскресение не только Иудеев, но и всех народов земли совершилось в три дня смерти Иисуса Христа на кресте и Его восстания из гроба. И мы будем жить пред лицем Его (VI, 2), прибавляет текст; действительно, верою в Спасителя, члены нового Израиля соделаны причастниками Духа Святого, который есть вечная жизнь, и живут пред лицем Божиим. «Мы познаем Превечного тем познанием, которое всецело есть любовь, и будем стремиться познавать Его все более и более. Он откроется нам тогда вполне; так как теперь он еще не светит на мир, погруженный в ночь; Он озарит восток и Его дело будет сиянием дня достигшим своей полноты ( Притч.4:18 ). И Его пришествие восстановит наши силы после скорбей, как дождь оживляет природу после засухи, и Он будет для нас, возделанных и превращенных скорбью в почву хорошо приготовленную, тем, чем служит поздний дождь для обсемененных полей (V, 15; VI, 1–3). Но не таково теперь расположение Ефрема и Иуды: напрасно Превечный благословляет или наказывает их, угрожает или говорит им с любовью ( Ис.5:4 ; Мих.6:3:4 ), их благочестие состоит только в преходящих движениях раскаяния. Чтобы спасти их душу, Он старается исполнить их святым ужасом, поразить их мечом пророчества, заставить их умереть для греха словами своих уст ( Ис.29:2 ; Евр.4:22 , Откр.1:16 ). Но все это бесполезно; суды, которые возвешены им, и которых они не удаляют от себя своим возвращением к Богу, совершатся и выйдут на свет ( Соф.3:5 ). Конечно, они приносят Превечному жертвы, и думают что посредством этого они приятны Ему и умиротворяют Его, но всесожжение – ничто без познания Бога и без милосердия ( Uc. I, II ; Пс.40:6, 50:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Пс.86:6 Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем. Повесть – «поведает», будущее время глагола «поведати», по-гречески оно читается: – от существительного: «повесть, рассказ»; и потому слова псалма: Господь повесть – надо переводить по-русски так: «Господь поведает», или «будет рассказывать, объявлять», – о чем же? Именно о том, что Сион есть мать народов и навеки основан (ст. 5), и это Он будет объявлять при внесении языческих народов в книгу граждан Сиона (ст. 4), в ту книгу, о которой Христос Спаситель сказал ученикам Своим, что они могут радоваться не тому, что Он дал им власть над злыми духами, а тому, что «имена их вписаны на небесах», «в книгу живота вечного» ( Лк.10:20 ; Откр.3:5 ), – в книгу, о которой пророк Моисей имел дерзновение говорить с Господом Богом на горе Синай ( Исх.32:32 ) и о которой еще яснее сказано в псалме 68, стихе 29– Господь поведает, что люди и князи их, или начальники, уверовавшие во Христа, будут внесены в список – в писание людей и князей, бывших (по-гречески) в нем, или родившихся в нем, чрез веру во Христа Спасителя. Изречением псалма о записи людей и князей делается указание на обычай царей делать народную перепись, и таким образом полный смысл сего 6-го стиха может быть выражен так: в духовном Иерусалиме, или Церкви, родится такое множество людей, что Один Бог в Своей книге может означить, или записать, какой народ, сколько и какие цари и начальники родились и будут рождаться в Церкви Христовой ( Евр.12:22–23 ). Пс.86:7 Яко веселящихся всех жилище в тебе. В переводе с еврейского этот стих читается так: «и поющие, и играющие, – все источники мои в тебе». Представляющееся на первый раз разночтение в выражениях по разным переводам сего стиха не заключает разности мысли, а скорее содержит в себе развитие одной и той же мысли, именно, оно указывает на блаженную участь людей, которые, уверовав в Бога истинного и Господа нашего Иисуса Христа, будут принадлежать к Святой Церкви, основанной Господом Спасителем. Участь таких людей действительно блаженная. Они еще в жизни земной будут удостоены божественной благодати (источников), и им, кроме того, как верующим в Бога истинного и по вере располагающим жизнь свою, будет принадлежать небесное, вечное блаженство. Так, поистине Церковь Христова (Иерусалим, Сион) есть жилище веселящихся (и поющих, и играющих), ибо в ней все источники божественной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010