1 наставление. См. ком. к 3,1. 1 венок... украшение для шеи. Данное сравнение представляет мудрость как украшение человеческой жизни. 1:10–19 Данные стихи представляют собой еще одну разновидность жанра наставлений. Возможно, она предназначалась для более формального, недомашнего обучения, и с ее помощью мудрецы наставляли своих учеников. Стихи 10,11 указывают на житейские ситуации, в которых необходимо проявлять мудрость. 1 в могилу. Евр.: «шеол» преисподняя. Образ могилы (преисподней) часто встречается в поэтических сравнениях Ветхого Завета. Могила изображается как место, где гроб становится человеку отцом, а червь матерью ( Иов 17,13.14 ), как врата преисподней ( Ис. 38,10 ), как край, откуда нет возврата ( Иов 7,9 ), как страна молчания ( Пс. 93,17 ), как область тьмы ( Пс. 142,3 ) и забвения ( Пс. 87,11–13 ). 1 драгоценного имущества. Книга Притчей не порицает владения имуществом как таковым, но осуждает его приобретение порочным путем. При этом остается очевидным, что мудрость сама по себе является наилучшим достоянием (2,4; 3,13–16; Иов 28,12–19 ). 1:16 Данный стих, во многом сходный с Ис. 59,7 и цитируемый апостолом Павлом ( Рим. 3,15 ), отсутствует в Септуагинте греческом переводе ВЗ. 1:17–18 Эти стихи, напоминающие пословицу, служат подкреплением сказанного ранее. 1 кто алчет чужого добра. Идти таким путем безрассудно уже потому, что это противоречит справедливому миропорядку, подвластному не грешной человеческой природе, а всемогущему Богу. 1:20 Мудрость в данном стихе сравнивается с уличным проповедником (ср. Ис. 55 ). Представленная в образе женщины мудрость призывает невежд покаяться в своем безрассудстве и искать мудрости, пока не поздно. Персонификация мудрости встречается также в ст. 3,14–18; 8,1–36; 9,1–12. 1 при входах в городские ворота. У городских ворот жители собирались для суда и совета ( Втор. 22,15; 25,7 ; Руфь 4,1.11 ; 2Цар. 19,8 ), здесь же они могли услышать слова мудрейших. 1 невежды. Ср. ком. к ст. 4. Высказанная ранее мысль (ст. 18,19) получает свое дальнейшее развитие. Речь идет уже не только о приобретении больших знаний, но о сознательном выборе между мудростью и безрассудством, праведностью и порочностью. В книге Притчей эти качества постоянно противопоставляются и подчеркивается, что предпочтение одного из них равносильно выбору жизненного пути и ни один человек не может от этого уклониться (ср. Мф. 7,24–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.75:12–13 Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных. Изложив величие грозного суда Божия над врагами его и вообще над всеми нечестивыми, восстающими против народа Божия, псалмопевец призывает верных израильтян принести благодарственные молитвы Богу. Таковые молитвы в ветхозаветной Церкви состояли из произнесения обетов (vovere votum) и затем обязательного исполнения, или воздаяния, тех обетов ( Чис.30:3 ; Втор.23:21 ). Обеты сии состояли из жертвоприношений и даров Господу, приносимых ко храму, или жертвеннику Господию ( Втор.23:23 ; Мф.5:23–24 ). К произнесению или воздаянию таких обетов и возбуждает здесь псалмопевец благочестивых израильтян (как и в Пс.49:14 ), чтобы показать им, как могут они умилостивить Бога, страшного не только простым людям, но и самым князьям и даже царям земным. Помолитеся, говорит, и воздадите, т.е. молитесь, благодарите и вновь просите милости у Бога, особенно же вы, которые предстоите алтарю Господню, – вси, иже окрест Его – «делайте и воздавайте обет Господу Богу вашему» (по пер. с евр.), Богу Истинному, Который страшен не только простым и частным людям, но и самым царям и князьям земным, и у которых Он может отнять и отъемлет жизнь, когда только захочет, как это же самое выражено и в Пс.103:29 . Кроме исторического и буквального понимания сего псалма, некоторые св. отцы и толковники понимают и объясняют его в высшем духовном смысле, на каковый мы отчасти и указывали при своем объяснении текста псаломских изречений (см. объяснение ст. 2, 3, 6). А в стихах 9 и 10 те же отцы (св. Афанасий и блж. Феодорит) видят пророческий намек на будущий всемирный Суд и думают, что словами, выраженными, по обычаю пророческому, в прошедшем времени: с небесе слышах сотворил еси суд и внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли, – псалмопевец, воодушевленный пророческим духом, говорит о будущем Суде: Ты, Господи, приговором, изреченным с небес против ассириян, дал мне понять, что сей Суд Твой, чрез богодухновенные Писания Твои, Ты сделал известным всем людям для того, чтобы наказываемые Тобою не могли сказать в оправдание свое, что они не знали о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Сходство, на которое указывает Моверс, неоспоримо существует между указанными частями книг пророков Иеремии и Исаии. Многочисленные цитаты, приводимые Моверсом (стр. 44) достаточно доказывают это. Но новейшие изследователи, подтвердивши это сходство, не нашли однако же справедливым утверждать, что Иер. 10:1–16 написаны автором последних 27 глав книги Исаии. Граф (стр. 171) указал достаточно данных, которые не позволяют утверждать этого тожества авторов. Вот эти данные: вместо (суета, суетное, – об идолах) стихов Иер. 10:3, 15 , ср. Иер. 10:8 , в сходных по содержанию местах книги Исаии стоят другие выражения ( Ис. 40:17, 41:24, 29, 44:9 ), а совсем не встречается. Стихи Иер. 10:4 и Иер. 10:9 , сходные по смыслу с Ис. 40:19 , в выражениях однако же совершенно различны. Вместо (поколеблется) стиха Иер. 10:4 , для выражения той же мысли в Ис. 40:20, 41:7 употреблен глагол , в Ис. 46:7 – между тем как глагол в Ис. 58:10 употребляется в совершенно другом смысле (предавать, предлагать). Мысль (не говорят) и (не ходят) стиха Иер. 10:5 в Ис. 46:7 выражается совершенно иначе. стиха Иер. 10:9 , правда, употребляется в том же смысле (художник) в Ис. 40:20 , но употребляется в том же смысле и в Ис. 3:3 и в Иер. 9:17 . Если выражение (распростер небеса) стиха Иер. 10:12 встречается и в Ис. 40:22, 42:5, 44:24, 51:13 , то оно находится также и в Иов. 9:8 , Зах. 12:1 , Пс. 104:2 16 (по евр. библии); и между тем как в стихе Иер. 10:12 сказано (сотворивший землю), в указанных местах Исаии употребляется или (разостлал) или (основал). Вместо стиха Иер. 10:14 в том же смысле (посрамился) в Ис. 42:17, 44:11, 45:16 стоит Kal , а Hiph. в Ис. 40–66 гл. не употребляется. стиха Иер. 10:16 происходит, вероятно, вместе с Ис. 63:17 , из Втор. 32:9 . Выражение (Иегова воинств имя Его) стиха Иер. 10:16 встречается, правда, четыре раза в Ис. 40–66 гл., но у Иеремии восемь раз, и еще прежде – у Амоса четырежды, дважды в полной форме (Иегова Бог воинств имя Его) Am. 4:13, 5:27 и дважды в краткой Ам. 5:8, 9:6 , как Иер. 33:2 . Наконец, выражение (во время посещения их) стиха Иер. 10:15 исключительно свойственно Иеремии и в Ис. 40–66 гл. совсем не встречается. Таким образом, при несомненном сходстве не только мыслей, но и выражений, в последнем отношении существует, однако же, и значительная разница между Иер. 10:1–16 и Ис. 40–66 гл.; и самое сходство иногда допускает лишь общий источник, но не ведет с необходимостию к признанию одного автора для того и другого отделений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

10, ´νοπλοι, слав.: «вооружение» – что более удобоприемлиемо, чем чтение еврейского текста: «бегадим бегорен» – «одетые, на гумне»; Gratz читает вместо этого: " ширейон» – «панцирь»; Vulg.: vestiti culto regio; рус. синод. и проф. Гуляева: «одетые в царские одежды»), может быть, делая смотр союзным войскам своим; а сонм пророков широковещательно предсказывал и воспевал грядущую победу союзников (ст. 10). Один же из этих пророков, Седекия, употребляет (ст. 11), подобно символике истинных пророков Божиих ( 3Цар.11:29–32 ; Иер.28:12–14 и др.), выразительный символ предстоящей победы Ахава: он делает себе железные рога – символ силы израильского царя, в таком смысле рог, евр.: керен, употребляется в Библии весьма часто, напр. ( Пс.74:11,88:25 ; Иер.48:25 ; Мих.4:13 ) – образ весьма понятый и глубоко симпатичный израильтянину, поскольку он напоминал пророчество Моисея о судьбе Ефремова колена (главенствовавшего в Израильском царстве): «крепость его, как первородного тельца, и рога его, как роги буйвола» ( Втор.33:17 ) 24 . 3Цар.22:13 .  Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе. 3Цар.22:14 .  И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь. Из просьбы посланца к пророку Михею говорить согласное с другими пророками (ст. 13), просьбы, вероятно, исходившей от Ахава, видно и то, как глубоко было у Ахава и его приближенных воззрение на пророчество, как на магию, и то, что прорицания 400 своих пророков Ахав ценил ниже пророчества одного Михея, видимо, чувствуя в нем действительного пророка. Как истинный пророк Бога Истинного, Михей обещает говорить лишь то, что откроет ему Иегова (ст. 14); ср. ( Иер.23:28,42:4 ; 1Пет.4:11 ). 3Цар.22:15 .  И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя. 3Цар.22:16 .  И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

šebet al-pinnat-gg «жить в углу на кровле» ( Притч.25:24 ) в тувинском переводе передано как оон озалааш гекке чурттааны жить в землянке/будке вдали от нее (плохой жены)’. Дело в том, что тувинцы традиционно жили в шатрах, у которых вообще нет никакой кровли, и образ нищего, неустроенного жилья у них неизбежно другой. Иногда такая замена может лежать совсем рядом, достаточно подобрать другое слово, относящееся к тому же семантическому полю, чтобы оно звучало естественно и понятно. Так, Рим.13:14 hmerai euschmons peripatsmen, m kmois kai methais, m koitais kai aselgeiais, m eridi kai zl «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа» в алтайском переводе изначально звучало как пусть вашей одеждой будет Господь…’, но эту метафору читатели не понимали. Тогда была произведена замена: пусть будет вашей броней Господь’. Рассмотрим другие сходные примеры: hsei peribolaion helixeis autous ( Евр.1:12 ) «как одежду свернешь их» переведено в крымскотатарском переведено как эски килимни киби, Сен оларны сараджакъсынъ свернешь их как старый ковер’. nezem zhb bap zîr «кольцо в носу свиньи» ( Притч.11:22 ) в туркменском переведено как кольцо в носу у собаки’. (endusasthe) epi pasin de toutois tn agapn ( Кол.3:14 ) «поверх этих одежд облекитесь в любовь» в чувашском переводе было передано как сак çн тум çинчен юратулх пиçиххине çыхр поверх опояшьтесь поясом любви’. Иногда метафору можно просто несколько иначе оформить и сделать ее понятнее. Так, thugatr Sin «дочь Сиона» ( Мф.21:5 и др.) при буквальном переводе понимается как дочь человека по имени Сион’, поэтому иногда это выражение передается как Сион-девушка’ (тувинск. Сион-кыс). Метафора также может содержать определенные коннотации, положительные или отрицательные, которые тоже нужно учитывать. Так, в Пс.22:4 šibk ûmišantek hmmã ynamunî «Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» при буквальном переводе на тувинский понимается неверно: Ты меня бьешь, и я умолкаю’. Во избежание искажения смысла был выбран вариант даянгыыжы биле шыкпыыжы мени камгалап, оожургадыр Твой посох и твой хлыст меня защищают и успокаивают’.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Ведь полнейшее знание о Боге и начале всего состоит в ведении не только того, что Бог есть, но и того, что Он есть Отец и Кого – Отец, включая сюда очевидно и Святого Духа. И действительно, знать о Боге только то, что Он существует, принадлежит нам отнюдь не более, чем подзаконным, ибо это не выходило за предел иудейского разумения. И как закон ничего не довел до совершенства ( Евр.7:19 ), сообщая детоводственное научение ( Гал.3:24 ) и не достаточное для достижения совершеннейшего благочестия, так и знание о Боге сообщал несовершенное, только отклоняя от преданности к лжеименным богам и заставляя поклоняться Единому и Истинному: «да не будут, сказано, тебе боги другие, кроме Меня» ( Исх.20:3 ), – «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи» ( Мф.4:10 ; – Втор.6:13 ). Господь же наш Иисус Христос, приложив к постановлениям Моисеевым нечто лучшее и предложив учение превосходнейшее, чем подзаконная заповедь, даровал знание, —55— которое выше и славнее того древнего знания. Он соделал явным для нас, что Творец всего есть не только Бог и Господь, но и Отец. Доказательство – налицо: Он объявил Себя образом Божиим в словах: «видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ), «Я и Отец одно есмы» ( Ин.10:30 ). И это справедливо, так как Он будучи Богом и от Бога (рожденным) по природе, возвышенно и свойственным Богу образом говорит это к Своему Отцу. Но тотчас же присоединяет, говоря более свойственным человеку образом: «коих дал Ты Мне от (из) мира, Твои (буквально Тебе, у Тебя) были, и Мне их дал Ты». Впрочем, надо думать, Господь сказал не потому, чтобы во владычестве Бога и Отца было что-либо особо и отдельно выделенное и отличное, чего бы не было у самого Сына. Ведь Он есть царь предвечный, по гласу псалмопевца ( Пс.73:12, 54:20 ), и вечный общник владычества Отца. Так и премудрый евангелист Иоанн учит, что всё принадлежит и подчинено Ему, очевидно при соцарствии с Ним Отца, когда пишет: «в Свое пришел, и Свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ), собственностью Его называя и тех, которые еще не знали Его и отвергали как бы иго царства Его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда христианин принуждает себя к добродетельной жизни, т. е. совершает подвиг борьбы за добро против зла хотя бы из эгоистического по существу желания обеспечить себе эсхатологическую будущность, в нем возникают и укрепляются доб­рые навыки, а злые атрофируются, в результате чего доброделание становится для него привычным, естественным и приятным, а порок – чуждым и противоестествен­ным. Он познаёт «радость спасения» ( Пс.50:14 ) и, таким образом, может достиг­нуть высших ступеней, где доброделание из мучительного самопринуждения превра­щается в органическую потребность, удовлетворение которой доставляет высочайшее наслаждение – блаженство. Итак, различие уровней духовной жизни имеет, прежде всего, субъективный ха­рактер: на низших – доброделание является подвигом, т. е. совершается в результа­те самопринуждения, на высших же – сопровождается радостью, ибо становится при­вычным и органически естественным поведением. 12.  В представляемом труде сделана попытка попутно рассеять недоумения, имевшие место в истории богословской мысли в связи с омонимностью слова «вера», которое и в Священном Писании и в богословии понимается в одних случаях как рассудочное убеждение ( Евр. 11, 1, 6 ), а в других – как устойчивая духовная на­строенность, включающая эмоциональные переживания вплоть до любви к Объекту веры ( Рим. 4:3, 18–19, 10:10 ). О вере первого типа апостол Иаков говорит, что она мертва, ибо не способна сама собой проявиться в жизнедеятельности верующего ( Иак. 2, 14–26 ), а о вере второго рода апостол Павел пишет, что она действуется любовью ( Гал. 5, 6 ), и имен­но ее он считает спасающей верой ( Рим. 4, 19–22 ), ибо вера, сочетаемая с надеждой ( Рим. 5:2, 8:24, 4:18 ) и пронизанная любовью, неизбежно найдет себе выражение и проявление в отвращении от зла и в делании добра. 13.  «Мертвость» рассудочной веры не исключает ее спасительности, если такая вера сочетается со страхом Божиим, т. е. с боязнью наказания за грехи и за нрав­ственное бесплодие. И на этой ступени человек спасается, если соблюдает заповеди, пусть даже руководствуясь при этом страхом вечной гибели, т. е. сугубо себялюби­вым побуждением. Именно к людям, находящимся на этой сравнительно низкой ступени духовного развития, и обращены указания Священного Писания и Священного Предания относительно неизбежности наказания за греховную жизнь и спаси­тельности страха Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Согласно ВЗ, культ В. был распространен прежде всего в сев. царстве (3 Цар 16. 16-28; 4 Цар 10. 18-29). По этим текстам можно реконструировать культ В. почти во всех его аспектах, среди культовых объектов В. упоминаются храм («дом Ваала», 3 Цар 16. 32; 4 Цар 10. 21), «высоты» (Иер 9. 15), идолы (Ос 11. 2; 4 Цар 11. 18), «статуи» (4 Цар 3. 2), алтари (Суд 6. 25; 3 Цар 16. 32); жрецы приносят ему жертвы всесожжения (4 Цар 10. 23-25), упоминаются человеческие жертвоприношения (Иер 19. 5); перед его идолом преклоняют колена и целуют его (3 Цар 19. 18); на его культовый праздник (   - праздничное собрание), к-рых было несколько (    - дни служения Ваалу, Ос 2. 13), собираются толпы народа (4 Цар 10. 20); от его имени говорят пророки (3 Цар 18. 19; Иер 23. 13). Учитывая иконографическую связь угаритского В. c образом быка, поклонение израильтян, и в частности жителей сев. царства, (золотому) тельцу можно рассматривать как поклонение В. Сакральная (храмовая) проституция нигде в ВЗ прямо не соотносится с культом В., но его характер как божества плодородия наряду с выраженными сексуальными мотивами в угаритских повествованиях о В. позволяют исследователям также связывать этот религ. феномен с ваализмом. Борьба c ваализмом оставила заметный след в богословии ВЗ. Преимущественно в поэтических текстах при описании Яхве обнаруживаются нек-рые параллели в образах, присущих угаритскому В.: борьба с морем, морскими чудовищами и драконом Левиафаном (Пс 73. 13-14.; Ис 27. 1; Иов 7. 12); явление в буре с 7 громами (Пс 28. 3а, 4а, 4б, 5, 7, 8; ср. KTU 1. 101. 3-4); жилище Яхве располагается на горе Цафон, как и в угаритских текстах (в Синодальном переводе в Пс 47. 3 - «северная сторона»; ср. топоним Ваал-Цефон в Исх 14. 2). Кроме того, евр. выражение       - шествующий на небесах (Пс 68 (67). 5), переводимое многими как «едущий по пустыне», возможно, получает подтверждение в эпитете угаритского В.     - «едущий [верхом] на тучах». Лит.: Kapelrud A. S. Baal in the Ras Shamra Texts. Copenhagen, 1952; Donner H. , Roellig W. Kanaanäische und aramäische Inschriften. Wiesbaden, 1962-19641, 1966-19692. 3 Bde; Dietrich W. , Loretz O. , Samartin J. Die keilalphabetische Texte aus Ugarit. Kevalaer, 1976. Bd. 1. (AOAT; 24/1); Шифман И. Ш. Балу//Мифологический словарь/Ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. с. 85-86; Albertz R. Religionsgeschichte Israels in alttestamentlicher Zeit. Gött., 1992; Day D. Baal//ABD. Vol.1. P. 545-549; Handy L. K. Among the Host of Heaven: The Syro-Palestinian Pantheon as Bureaucracy. Winova Lake, 1994. p. 99-102; Dictionary of Deities and Demons in the Bible/Ed. K. van der Toorn, B. Becking, P. W. van der Horst. Leiden; N. Y.; Köln, 1995; Wyatt N. The Religion of Ugarit//Handbook of Ugaritic Studies/Ed. E. Watson, N. Wyatt. Leiden; Boston; Köln, 1999. P. 529-585; О пер. с угарит., введ. и коммент. И. Ш. Шифмана. М., 1999; Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. Т. 1: От каменного века до элевсинских мистерий. С. 132-151.

http://pravenc.ru/text/153777.html

Человек по природе не может исполнить закон: Нет человека, который не грешил бы ( 2Пар.6:36 ). Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного ( Пс.13:3 ; Пс.52:3–4 ). Кто может сказать: «я очистил мое сердце; я чист от греха моего?» ( Притч.20:9 ). Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы ( Еккл.7:20 ). Весь мир становится виновен пред Богом, потому что все согрешили ( Рим.3:19,23 ). Человек не может оправдаться делами закона: Как оправдается человек пред Богом? ( Иов.9:2 ). Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – кто устоит? ( Пс.129:3 ). Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Богом никакая плоть ( Рим.3:20 ; Гал.2:16 ). Закон Божий дает познать грех: Где нет закона, нет преступления. И до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона. Что же скажем? Неужели от закона грех ? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай ( Рим.4:15 ; Рим.5:13 ; Рим.7:7 ). Господь наш Иисус Христос: а) есть конец, к которому должен приводить закон: Конец закона Христос, к праведности всякого верующего ( Рим.10:4 ). Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою ( Гал.3:24 ); б) пришел исполнить, а не разрушить закон Божий: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушать пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ); в) объяснил смысл и дух закона Божия: Мф.5:21–48 ; Мф.7:12 ; Мк.10:2–12 ; г) исполнял всецело закон Божий: Сказал Господь Иоанну, возбранявшему креститься от него: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнять всякую правду ( Мф.3:14–15 ). Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Гал.4:4 ; Флп.2:8 ). Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовил Мне. Вот, иду исполнить волю Твою, Боже ( Пс.39:7–9 ; Евр.10:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пастырь является посланником Бога и ангелом спасения для прихожан. «... Они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». ( Евр.1:14 ). Господь творит «ангелами духов, служителями – огонь пылающий». ( Пс.103:4 ). Духовная свобода и независимость пастыря. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде Вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». ( Ин.15:18–19 ). «Итак, если сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:36 ). «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам, Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин.14:27 ). Царствие Божие на земле приобретается или теряется внутри человека. «От дней же Иоанна Крестителя до ныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищает его» ( Мф.11:12 ). «С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» ( Лк.16:16; 13:24 ). Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». ( Лк.17:21 ) Пастырь – участник строительства Царствия Божия». «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон» ( 1Кор.3:9–15 ). Пастырь – сын в доме Отца, совершающий дело Отца. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал Вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». ( Ин.15:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010