Желая расположить евреев к принятию христианских истин верой, ап. Павел дает вначале теоретическое определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ) (то же определение веры дает и катехизис: «Вера есть осуществление ожидаемого, как настоящего, и уверенность в невидимом как видимом»). Апостол здесь указал два свойства веры: а) «осуществление ожидаемого» достигнуто верой в то, что обетование древних о пришествии в мир Мессии осуществилось теперь в Лице вочеловечившегося Сына Божия ( Евр.11:2 ). б) Верой достигается «уверенность в невидимом» как видимом и действительном, того, что для неверующих остается невидимым и непознаваемым. Так, «верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Евр.11:3 ). Сила веры заключается в том, что она вводит верующего в Богообщение и он уже в Боге и силой благодати Божией познает все. На вере основано не только познание обетований Божиих, но и истинное Богопочитание: «А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). Вера открывает свойства Бога как Творца, Вседержителя, Промыслителя и Мздовоздаятеля, а из этого уже следует и то, как Ему служить. Поэтому богопочитание теснейшим образом связано с верой в Бога. Ищущий Бога может убедиться в Его бытии не иначе как на пути веры, а не извне, как испытующий сторонний зритель. а) Примеры веры древних, до потопа (Евр.11:4–7) Раскрыв вкратце сущность и значение веры, ап. Павел приводит длинный ряд славных предков евреев, достигших праведности именно верой. Апостол начинает не с Адама и Евы, а с их сыновей, потому что сами прародители жили не верой, а непосредственным видением сверхчувственных предметов, которого уже не имели их потомки. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» ( Евр.11:4 ); Авель уверовал в исполнение тех обетований, которые Бог объявил прародителям, заповедав им приносить жертвы, т. е. веровал в Искупителя мира, страдания Которого изображались заколанием агнца и пылающей жертвой. Сам Бог засвидетельствовал превосходство Авелевой жертвы, воспламенив ее небесным огнем ( Быт.15:7 ) (принципиально иной была жертва Каина. Принесенная от плодов рук своих, она была прообразом идеи самоспасения, крайним выражением «правды от закона», граничащей с заклинательством и шаманством). Верою «он и по смерти говорит еще«( Евр.11:4 ) – говорит своим подвигом веры, за которую и стал первым мучеником и прообразом Христа, Агнца непорочного, закланного за грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Псалом 142 Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его. «В некоторых списках, – говорит бл. Феод., – я нашел эти слова: егда гоняше его Авессалом сын его: в Еврейском же тексте и у других переводчиков не найдено мною сего прибавления. Но оно близко к истине; потому что псалом точно имеет такое содержание». 1 . Услыши мя в правде Твоей. «Правдою, – говорит св. Злат., – пророк называет здесь человеколюбие. А чтобы видеть, что именно это он выражает, пророк присовокупляет: и не вниди в суд с рабом Твоим». С Евр.: «Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей». 2 . С Евр.: «И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих». 3 . Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой. С Евр.: «Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою». «Можно думать, – говорит св. Злат., – что это сказано о Сауле, который был врагом Давиду и преследовал его. Можно, в переносном смысле, разуметь и врага – диавола; ибо он непрестанно преследует людей Божиих. Смирил есть в землю. Здесь пророк говорит о смирении от несчастий». По мнению бл. Феод. – «слова: смирил в землю – значат: унизил, лишивши престола, изгнав из отечества». Посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. С Евр.: «Принудил меня жить во тьме, как давно умерших». «Изгнанный и принужденный проводить время в местах пустынных, ничем не отличаюсь от мертвеца, заключенного во тьму» (Бл. Феод.). По Злат. – «пророк говорит о двояком несчастии: о том, что – в темных, и что – яко мертвыя века, означая тем и другим тогдашний плен... или крайность бедствий». 4 . С Евр.: «И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое». 5 . Помянух дни древния, поучихся. Т.е. «сделал для себя занятием и тщательно старался размышлять в самом себе о том, что случилось в древности» (Злат.). С Евр.: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих». 6 . Душа моя яко земля безводная Тебе. С Евр.: «Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля». Как земля изсохшая жаждет дождя, так и я желаю быть постоянно с Тобою» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 146 Аллилуиа. В Римском издании LXX-mu прибавлено: Аггеа и Захарии; в Еврейском нет никакого надписания. Псалом сей, повелевая хвалить Господа, вместе предсказывает возвращение Иудеев из Вавилона и, по возвращении, построение Иерусалима при Зоровавеле (Бл. Феод.). 1 . Хвалите Господа, яко благ 700 псалом. Т.е. хвалите Господа, потому что «самое славословие есть благо, самое песнопение бывает источником бесчисленных благ» (Злат. и бл. Феод.). Богови нашему да усладится хваление. Т.е. да будет благоприятно Господу. С Евр.: «Хвалите Господа, ибо благо, петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая». 2 . Зиждай Иерусалима Господь: рассеяния 701 Израилева соберет 702 . С Евр.: «Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля». «Хотя пленных Евреев отпустил Кир, но отпустил по изволению Божию, собирались они после отпуска мало-помалу» (Злат.). 3 . Исцеляяй сокрушенные сердцем, и обязуяй сокрушения их. С Евр.: «Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их». По Злат. – Бог утешает несчастных, смиряющих себя и сокрушающихся душою своею. 4 . Исчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй. «Словом: исчитаяй, – говорит бл. Феод., – выразил здесь ведение, а именами звезд означил их различия, взаимное положение, размещение и отношение одной к другой». «Я думаю, – говорит св. Злат., – что это сказано об Израильтянах. Т.е. никто из них не погибнет; но как (собирают) называющие по именам, так и Бог соберет всех в точности, ибо Он знает бесчисленное множество звезд, следовательно, знает и нас». 5 . С Евр.: «Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим». 6 . С Евр.: «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли». 7 . Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех. С Евр.: «Пойте поочередно славословие Господу, пойте Богу нашему на гуслях». Т.е., «зная такую благость и премудрость и силу Божию, начните песнопение, употребив обычные для сего орудия» (Бл. Феод.). 8 . С Евр.: «Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 149 Аллилуиа. «Песнь сию, – говорит бл. Феод., – пророк повелевает произнести тем, которые по возвращении (из Вавил. плена), при Божией помощи, победили многие народы. Псалом содержит в себе предречение о доблестных делах при Маккавеях». 1 . Воспойте Господеви песнь нову. «В переносном смысле, – говорит св. Злат., – новою здесь названа песнь нового завета, потому что тогда обновилось все... А в историческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую Иудеи должны были петь за победы, за успешные деяния, за трофеи. Хваление Его в Церкви преподобных, т.е. хвала Богу в собрании добродетельно и в согласии живущих, ибо Церковию называется соединение, собрание». С Евр.: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых». 2 . Возрадуются о Царе Своем, о Господе, о Христе. Бог был Царем Евреев не только по сотворению, но и по усвоению (Злат. и бл. Феод.). С Евр.: «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем». 3 . Да восхвалят имя Его в лице 709 . Т.е. да восхвалят в собрании с согласием, с чистотою жизни (Злат.); – и «на всяком мусикийском орудии» (Бл. Феод.). С Евр.: «Да хвалят имя Его с ликами; на тимпане и гуслях да поют Ему». 4 . С Евр.: «Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением». 5 . С Евр.: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих». 6, 7 . Возношения Божия в гортани их. С Евр.: «Да будут славословия Богу в устах их». «Возношениями, – говорит св. Злат., – называет пророк славословия, песнопения, благодарения». И мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех. С Евр.: «И меч обоюду острый в руке их для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами». «Так как враги, победившие Иудеев, – говорит св. Злат., – во все время (плена) оскорбляли их, то пророк обещает обличить врагов делами и показать посредством дел, что не недостаток силы в Боге, но грехи Иудеев доставляли победу врагам их». «Пророк предсказывает, – говорит бл. Феод., – мужество Маккавеев, с каковым они усмиряли соседственные народы, и поборали Македонян».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 81 Псалом Асафу. «Сказав, – говорит св. Афан., – в предыдущем псалме об отвержении народа, здесь яснее излагает причины, по которым Бог отверг Израильтян». Псалом вместе с сим убеждает судей быть справедливыми и защищать сирых и бедных. 1 . Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит. С Евр.: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». «Богами, – говорит св. Афан., – назвал князей Иудейских, именовавшихся сынами Божиими». «Поскольку, хотя в подлинном смысле Судия есть Бог, но и людям дает власть судить, то, кому вверено это, как уподобляющиеся в сем Богу, наречены богами» (Бл. Феодорит). Сн. Исх. 22:28 ; 2Пар. 19:6 ; Ин. 10:34–35 . 2 . С Евр.: «Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым»? 3 . С Евр.: «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость». 4 . С Евр.: «Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых». 5 . Да подвижатся вся основания земли. «Основаниями земли, – говорит св. Афан., – называет князей века сего (т.е. демонов), которые прежде народа Иудейского понесли наказание и, лишенные возможности мучительствовать над нами, изгнаны ( Ин. 12:31 ). И они подвигнулись с места прежнего своего состояния; потому что первые низложены крестом Спасителя». «По причине сей неправды (т.е. неверия и упорства Иудеев), жизнь полна смятения и волнений, и земля приводится в колебание непрерывными бедствиями» (Бл. Феод.). Когда нарушается правосудие, невинные и сирые не находят себе у судей защиты (о чем здесь и говорится), тогда колеблются основания земли, т.е. царств и народов, жизни общественной и частной – закон, безопасность, защита, обуздание зла и т.п. С Евр.: «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются». 6 . С Евр.: «Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего все вы». 7 . И яко един от князей падаете. «Каких князей? Не тех ли, которых не задолго пред сим наименовал подвигшимися основаниями земли (т.е. демонов)»? (Св. Афан.). «Не познав своей чести, подверглись вы (т.е. неправедные судии) тому же, чему подпал диавол, которому вверено было Мною начальство, и который не восхотел пользоваться данным ему, как должно, и утратил честь» (Бл. Феод.). С Евр.: «Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей». 8 . Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех. «Это прямо, – говорит бл. Феод., – дает разуметь суд Владыки Христа; ибо Ему, по человечеству Его, сказал Отец: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли ( Пс. 2:8 ). Его-то умоляет пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправедных отрешить, и оставить достояние Иудеев, восприять же достояние язычников, и всем людям даровать спасение». Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава III Увещание к вере во Христа, как высшего, чем Моисей (1–6). Предостережение от неверия словами Псалма и уроками прошлого (7–19). Евр.3:1 .  Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, «Братия святые, участники в небесном звании» (ср. выше Евр.2:11 ; Рим.8:29, 30 ). – «Исповедания нашего», т. е. веры ( 1Тим 6:12,13 ). – «Посланника, апостола нашей веры, посланного от Бога Отца» – (ср. Ин.17:3, 8, 18, 20:21 ; Гал.4:4 и др.). Если со стороны Бога Христос был посланником к людям, принесшим благодать и истину Божию людям, то со стороны людей Он был первосвященником, постоянным ходатаем пред Богом за человечество. Таким образом, Он соединял в себе два звания, которые в Ветхом Завете были разделены между Моисеем и Аароном. Евр.3:2 .  Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. Ср. Чис 12:7 . – «Во всем доме Его», доме Божьем, в церкви Ветхозаветной. Моисей был верным служителем Господним не над частью только Его дома, исполняя отдельное какое-либо назначение в царстве его, как Самуил, Илия и другие пророки, но ему доверено было управление всем домом; в этом состоит его сходство со Христом. Евр.3:3 .  Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, Под словом дом здесь нужно разуметь не только здание, но и все его обзаведение, например его слуг. Посему и греческий текст «устроение» этого дома обозначает словом κατασκευσας, а не οικοδομσας. Отсюда мысль стиха следующая; Моисей, как слуга, принадлежал к ветхозаветному дому: основателем же ветхозаветного домостроительства был Христос. Но как основатель домоустройства выше того, кто принадлежит к этому домоустройству, так и Христос выше Моисея. Евр.3:4 .  ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. Обычно Церковь Ветхозаветная именовалась домом Иеговы. Поэтому, усвоив в Евр.3:4 ей новое наименование домом Христа, апостол объясняет правильность и этого наименования. Смысл этого объяснения таков: всякое домохозяйство имеет основателя и строителя – человека, хотя Бог, Творец всего, должен быть признаваем первоначальным виновником всякого дома. Так и по отношению к Дому Израилеву или Церкви Ветхозаветной: конечно, Бог первый виновник ее, но этим не исключается, чтобы Христос мог быть признаваем ее строителем ( κατασκευσας), потому что Он, как Сын Божий, как вечное Слово, есть Тот, Которым все сотворено, следовательно, и Ветхозаветная Церковь . При таком понимании – «сотворивый» – будет сказуемое, а «Бог» – подлежащее. Другое толкование, признавая подлежащим «сотворивый всяческая» (о δ πντα κατασκευασας) и разумея под этим Христа, «Бог» признает за сказуемое, вследствие чего смысл всей фразы получается такой: «тот же, кто все устроил, именно Христос, есть Бог (следовательно, несравненно высший Моисея)».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сравнение с учением ап. Павла напрашивается еще и потому, что к аргументации в Иак. и в Павловых посланиях привлекается сходный ветхозаветный материал. Особенно поражает то, как много общего между Иак. и Евр., причем как будто в ключе осознанной, целенаправленной дискуссии . Ведь Евр. свидетельствует о явном желании найти как можно больше точек соприкосновения Павлова Благовестия с его акцентом на вере с Ветхим Заветом (особенно Евр. 11). Иаков делает ответный ход: он обращается к тем же ветхозаветным примерам, но выводы у него другие. Так, если в Евр. 11, 17-19 в очередной раз говорится о вере Авраама (ср. Гал. 3, 6 и др.), которая позволила ему выдержать испытание жертвоприношением Исаака, то в Иак. 2, 21-23 мы читаем: 21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? Если в Евр. 11, 31 говорится о вере иерихонской блудницы Раав (см. Ис. Нав. 2), которая «с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными», то в Иак. 2, 25: Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Если в Евр. 6, 1 и 9, 14 говорится о «мертвых делах», то в Иак. 2, 17. 20. 26 говорится о «мертвой вере». Но самый показательный пример — это сопоставление классических Павловых утверждений в Гал. 2, 16 и Рим. 3, 28 , с одной стороны, и утверждения в Иак. 2, 24, с другой. Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал. 2, 16); Человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3, 28). Читая Иак. 2, 24: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?», невозможно отделаться от мысли, что Иаков спорит с цитированными строками из посланий ап. Павла. На это указывает даже стилистическая форма, включающая противопоставление «а не верою только». Примерно так же можно охарактеризовать соотношение Гал. 3, 6; Рим. 4, 3 и Иак. 2, 23. И все же из таких, очень даже похоже, что намеренных полемических выпадов никак нельзя делать вывод о противопоставлении учения апостола Иакова учению апостола Павла, из чего вытекала бы необходимость выбрать какую-то одну позицию, отвергнув другую как ложную или не соответствующую христианскому учению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   Христос, без сомнения, есть Бог и Господь, ибо Он гораздо славнее Ангелов; ведь Ангелы суть Его служители, а Его Престол вечен, ибо Он всегда Тот же и не преходит (см. Евр.1:4—14, 7:24). Апостол благовествует об Иисусе: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14). Приводя эти слова святого апостола, святой Кирилл Александрийский поясняет их так: «Слово Божие приняло удел в нашей плоти и крови, чтобы, предав на смерть Свое собственное тело, вновь его оживить, потому что как Бог Оно есть Жизнь по природе. Ибо как иначе была бы разрушена смерть, если бы плоть, снисшедшая в смерть и ожившая, не была собственной плотью Жизни по природе, то есть Слова Божия?». Иисус — вечный Первосвященник, Иисус имеет вечное священство, Иисус может «всегда спасать приходящих чрез Него к Богу», Иисус живет присно, чтобы мог о них молиться; как тогда Он — не Бог и не Господь (Евр.7:24—26, 8:1—3)? Если Христос не Бог и не Господь, то разве мог Он Своей Кровью соделаться вечным искуплением; разве Его Кровь могла бы очистить нашу совесть от мертвых дел, чтобы мы служили Богу Живому и Истинному; разве истребил бы Он грех Своей Жертвой (Евр.9:12, 14—15, 26, 28)? Как Иисус — не Бог, если Он Божественно совершенен и неизменен, ибо Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8)? Если Христос — не Бог, то разве мог Он быть Творцом завета вечного, т. е. Нового Завета (Евр.13:20, 8:10—12, 9:15—16)?    Если бы Христос не был Богом, то Он не смог бы Своим Воскресением возродить нас «к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (1Пет.1:3—5). «Он не сделал никакого греха, и не было льсти в устах Его... Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо... ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:22, 24; ср.: Ис.53:9; Ин.8:46; 1Ин.3:5); значит, Он — Истинный Бог и Господь. Вера в Иисуса как Бога и Спасителя и познание Его даруют человеку все Божественные силы, необходимые для вечной жизни, при содействии которых человек делается «причастником Божеского естества» (2Пет.1:1—4); а это свидетельствует о том, что Иисус есть воистину Бог, воистину Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

12; ср.: Лк 6. 23). Ап. Иаков пишет о «различных» И., в к-рые впадают верующие, не ограничивая эти испытания только страданиями. Испытания укрепляют веру, учат терпению, к-рое ведет душу к совершенству (Иак 1. 2-4). В Послании к Евреям цитируются слова псалма «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне» (Пс 94. 8) и говорится о том, что все посылаемые испытания нужно переносить без ропота (Евр 3. 7-19); в И. нужно уповать на Бога, по примеру Авраама, который, принося в жертву сына, верил, что Бог «силен и из мертвых воскресить» (Евр 11. 19). Если Сам основоположник веры, Христос, вместо радости терпел страдания и был во всем искушен (Евр 4. 15), то Он «может и искушаемым помочь» (Евр 2. 18). Христиане, следуя по стопам Господа, принимают участие в Его страданиях и как следствие - в святости Его (Евр 12. 10). В Евр 12. 5-11 речь идет о воспитательном значении И. Эту же роль И. отмечает ап. Петр, приводя классический образ очищения огнем золота (1 Петр 1. 7). В Первом послании Петра И. христиан рассматривается как часть Божественного промысла о Церкви и приобретает эсхатологический смысл: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь... Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Петр 4. 12-17). Орудием этого вселенского испытания является диавол, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5. 8). Христиане должны противостоять И. диавола с помощью «всеоружия Божия», т. е. веры, молитвы, праведной жизни (Еф 6. 11-17), и в особенности трезвения и бдительности (1 Фес 5. 6; 2 Тим 4. 5; 1 Петр 1. 13; 4. 7), потому что никто не знает «ни дня, ни часа», в к-рый придет Судия (Мф 25. 13), но очевидно, что конец близок (1 Петр 4. 7). Чем ближе Второе пришествие Христа, тем активнее силы зла. Сохранение верности Богу в последнем испытании, к-рое постигнет землю в конце времен,- центральная тема Откровения Иоанна Богослова: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас...

http://pravenc.ru/text/674970.html

Евр.1:10 .  И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; Следующий приводимый из Писания текст в доказательство превосходства Сына Божия пред Ангелами, заимствован из Пс.101:26–28 ; ближайшим образом сказанное здесь относится к Иегове, но апостолом вполне справедливо прилагается и ко Христу, Который есть Сила и Слово Божие, Которым все сотворено и Который, следовательно, совечен, единосущен и единоравен Отцу, и превосходство Которого пред всем сотворенным – безмерно и неоспоримо. Евр.1:11 .  они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, Евр.1:12 .  и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Евр.1:13 .  Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Последнее подтверждение превосходства Сына Божия пред Ангелами заимствуется из Пс.109:1 ; кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? – и т. д. Мессианское значение этого псалма во времена земной жизни Иисуса Христа признавалось столь несомненным, что Господь приводил это место в прения с самыми ожесточенными врагами (ср. также 1Кор 15:25 : Деян 2:35 ). – «Седение одесную» – см. к Евр.1:3 . – «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», т. е. пока не покорю все противящееся Тебе… Слово пока не ( дондеже, ως) имеет в виду указать не предел сидения одесную, а осуществление одной из целей даруемого Мессии Божественного полновластия – покорение врагов, причем самое состояние сидения одесную переживет все временные его цели и последствия, будет вечно, незыблемо и победоносно (подобное значение имеет ως в выражении Евангелиста о приснодевстве Марии «не знаяше Ея, дóндеже роди Сына…» ( Мф.1:25 ), т. е. не знал ее не только до рождения Ею Сына, но и вообще об этом не может быть и речи). Евр.1:14 .  Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Ст. 14 заключает сказанное об Ангелах положением, что все они, в противоположность Сыну – Господу, являются Его слугами и исполнителями Его воли относительно спасения всех людей. – «Не все ли» – не исключая, следовательно, и высших из них. – «Служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые…» Духи служат Богу и тогда, когда посылаются Им на служение спасению людей. Поэтому «на служение» нельзя относить непосредственно к хотящим «наследовать спасение»: здесь разумеется служение, которое Ангелы оказывают Богу, но ради тех, которые должны наследовать спасение. – «Спасение» – вся полнота явившейся во Христе благодати и истины, которая достигнет полного своего завершения лишь на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010