Послание к Евреям, зачало 329А Братья, верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, получивший обещания, приносил единородного; ему было сказано: “В Исааке наречется тебе семя”. Он рассудил, что силен Бог и из мёртвых воскрешать, потому он и получил его обратно в предзнаменование. Верою и для будущего благословил Исаак Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха. Верою Иосиф при кончине упомянул об исходе сынов Израилевых и заповедал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, потому что увидели они, что младенец прекрасен, и не устрашились повеления царского. Верою оставил он Египет, не убоявшись ярости царя: ибо он, словно видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и кропление кровью, чтобы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Красное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне были поглощены. Верою пали стены Иерихона по семидневном обхождении. Верою Раав блудница не погибла с непокорными, приняв разведчиков с миром. Евр 11:17–23; 27–31 Понедельник 31 седмицы. Послание к Евреям, зачало 329Б Братья, верою Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона, предпочтя страдать с народом Божиим, чем иметь временное наслаждение грехом, поношение Христово почтя большим богатством, чем сокровища Египта; ибо он взирал на воздаяние. И что еще скажу? Ибо не достанет мне времени, если я буду повествовать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае и Давиде, и Самуиле и о пророках, которые чрез веру покорили царства, творили правду, достигли обещаний, заградили уста львов, угасили силу огня, избежали острия меча, приведены были в силу от немощи, стали крепкими на войне, отразили полки чужих. Были женщины, получившие мёртвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали поругания и побои, а также узы и заключение, были побиты камнями, подвергнуты пытке, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах, в козьих кожах, терпя недостатки, тесноту, страдания: те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням, по горам, по пещерам и расселинам земли.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Последняя же также не есть какое-то случайное происшествие в Его жизни, которого могло бы и не произойти. Напротив, в нем сосредоточенно выражается жертвенный характер всех ее событий, и его поэтому не могло не быть. Единый Безгрешный, пришедший на грешную землю, дышавший ее зачумленным воздухом и живший среди грешников, неизбежно должен был испытывать крестную муку уже ранее приближения Голгофского Креста. Вся неизбежность его, внешняя и внутренняя, была для Него совершенно очевидна и неоднократно выражаема Им, притом с растущей настойчивостью 5 Поэтому странным и неверным является мерить Его жертвенный путь лишь пространством от Гефсимании к Голгофе, когда он, начавшись от Вифлеема, чрез Египет, вел Его чрез все места Его земного пребывания 6 Мысль о том, что жертва Христова простирается на всю Его земную жизнь, на все Боговоплощение, выражена и в следующих текстах Послания к Евреям: Христос, «входя в мир, говорит: жертвы и приношения... не восхотел, но тело уготовал Мне... Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (10: 5, 7); «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (10: 10). Эта же мысль об универсальном характере жертвы Христовой выражается и в литургических текстах, которые также отнюдь не позволяют приурочивать Божественную литургию к одному лишь воспоминанию о Тайной Вечери (см. на литургии св. Иоанна Златоустог о молитву благодарения на Достойно: «Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшия возставил еси паки и не отступил еси, вся творя, дóндеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее...» и далее, в начале эпиклезиса: «Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (и то же, но еще пространнее, на литургии св. Василия Великого ). 4. Жертва небесная и земная Согласно учению Послания к Евреям, Христос, как Первосвященник, принесший жертву на земле, ее приносит и в небесах: «...образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ст. 15. «Но милости Моей не отниму от него как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим», то есть и при наказании Господь останется милостивым отцом, заботящимся о благе сына: участь отверженного Богом дома Саула не постигнет дом Давида. Ст. 16. «И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки (ад-олам) пред лицом Моим, и престол твой устоит на веки (ад-олам)». «Дом» здесь, как и в ст. 13, обозначает «род», «потомство» Давида. Это пророчество заключает в себе буквальный и духовный, мессианский смысл. В ближайшем историческом смысле под «семенем» Давида надо понимать плотское потомство его, главным образом Соломона, его непосредственного преемника и строителя Иерусалимского храма; но пророческое созерцание простирается далее и за плотскими представителями семени Давида предрекает в отдалении славного Потомка Давида и в то же время Сына Божия – Мессию, основателя невещественного храма Божия – Церкви. На Нем и только на Нем окончательно и полностью исполнилось пророчество Нафана. Кто из плотских преемников Давида осуществил на себе в полной мере божественные слова: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? На них исполнилась только первая половина этого обетовании о милостивом, отеческом отношении к ним Господа. Истинным же Сыном Божиим не в переносном, но в собственном смысле явился Христос, и к Нему именно отнесены эти слова в Новом Завете, в Евангелии от Луки (1, 32–33) и в послании к Евреям (1, 5). Архангел Гавриил, возвещая Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Божественного Сына, благовествовал Ей словами пророчества Нафана: «Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» ( Лк. 1, 32–33 ). В послании к Евреям (l, 5) цитируются вместе, как пророчества об Иисусе Христе, слова псалма 2-го о Сыне Божием и приведенное выражение пророчества Нафана: «ибо кому когда из ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил тебя» ( Пс. 2, 7 ), и еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Так как свидетельство ап. Павла представляет на первый взгляд церемонии очищения святого святых и святилища несколько иначе, чем мы указали раньше, и так как это свидетельство находится в одном из памятников глубокой древности, то мы не можем обойти его молчанием, но должны внимательно рассмотреть его, и тем более, что оно принадлежит великому апостолу языков, «тщательно наставленному в отеческом законе» ( Деян.22:3 ), «неумеренному ревнителю отеческих преданий» ( Гал.1:14 ). Внимательно рассмотреть свидетельство апостола в данном случае, мы необходимо должны для того, чтобы защитить описанный нами ход церемоний очищения святого святых и святилища от возражения, основанного на этом свидетельстве. Рассмотрение этого свидетельства нужно еще, кроме того, в видах апологетических. Несмотря на свидетельство древне-христианского предания о принадлежности послания к евреям апостолу Павлу, в западной богословской литературе распространилось, и почти установилось мнение, что это послание не принадлежит ап. Павлу. Основанием для такого мнения служит, между прочим, свидетельство этого послания о местонахождении кадильного жертвенника в святом святых. Невозможно, говорят западные толковники, допустить, чтобы ап. Павел, хорошо знавший отеческие законы и предания, бывавший в Иерусалимском храме, мог написать, что кадильный жертвенник находился «за второю завесою», т. е. в святом святых. Если же, тем не менее, в послании к евреям, приписываемом обыкновенно ап. Павлу, написано, что кадильный жертвенник находился в святом святых, то, очевидно, не ап. Павел писал это послание, а кто-либо другой, не знавший хорошо местонахождения различных принадлежностей храма. Для удобства и более наглядного представления свидетельства ап. Павла, мы приведем это свидетельство полностью, в связи с предыдущим и последующим. «Устроена была первая скиния, – пишет апостол, – в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется святое. За второю же завесою была скиния, называемая святое святых, имевшая золотую кадильницу (μετ δε το δετερον καταπτασμα σκην λεγομνη για γων, χρυσουν χουσα θυμιατριον), и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были: золотой сосуд с манною, жезл Аарона расцветший, и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие свяилище» (λαστριον).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Так, уже в Послании к Евреям, в самом эллинизированном писании Нового Завета, в Послании к Евреям доминируют пространственные эсхатологические представления. “Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева” ( Евр.12:22-24 ). Тайновидец Иоанн соединяет пространственные эсхатологические представления с эсхатологией будущего. Иоанн восхищается за пределы этого мира, чтобы увидеть этот мир иначе, из эсхатона. При этом эсхатон понимается и во времени и в пространстве. Иоанн (и вместе с ним читатель) восхищается в небо, чтобы увидеть мир в небесной перспективе. Ему дан некий проблеск за сценой истории, так что он способен видеть то, что в действительности происходит в его время и там, где он находится. В видении он также переносится в конец истории, так что может видеть настоящее в перспективе будущего согласно цели Бога. Таким образом, эффект видений Иоанна — протяжение мира читателя и в пространстве (в небо) и во времени (в будущее), то есть раскрытие мира в божественную трансцендентность. Книга Откровения, написанная в 90е годы, в начавшуюся эпоху гонений, заново актуализирует ожидание близкого конца. “Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко” ( Откр.1:3 ). Важно сравнить конец книги Откровения 22:10 с концом книги пророка Даниила. Ангел говорит Даниилу: “Сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени… Иди, Даниил, ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени” ( Дан.12:4.9 ). Даниил живет во времени, отдаленном от эсхатона. Его пророчество — тайная, запечатанная книга, которую люди поймут только в конце века сего. Иоанну Ангел даёт прямо противоположное повеление: “Не запечатывай слов пророчества книги сей, ибо время близко” (22:10).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

Так, уже в Послании к Евреям, в самом эллинизированном писании Нового Завета, в Послании к Евреям доминируют пространственные эсхатологические представления. " Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева " (Евр 12,22-24). Тайновидец Иоанн соединяет пространственные эсхатологические представления с эсхатологией будущего. Иоанн восхищается за пределы этого мира, чтобы увидеть этот мир иначе, из эсхатона. При этом эсхатон понимается и во времени и в пространстве. Иоанн (и вместе с ним читатель) восхищается в небо, чтобы увидеть мир в небесной перспективе. Ему дан некий проблеск за сценой истории, так что он способен видеть то, что в действительности происходит в его время и там, где он находится. В видении он также переносится в конец истории, так что может видеть настоящее в перспективе будущего согласно цели Бога. Таким образом, эффект видений Иоанна — протяжение мира читателя и в пространстве (в небо) и во времени (в будущее), то есть раскрытие мира в божественную трансцендентность. Книга Откровения, написанная в 90-е годы, в начавшуюся эпоху гонений, заново актуализирует ожидание близкого конца. " Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко " (Откр 1,3). Важно сравнить конец книги Откровения 22:10 с концом книги пророка Даниила. Ангел говорит Даниилу: " Сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени… Иди, Даниил, ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени " (Дан 12:4.9). Даниил живет во времени, отдаленном от эсхатона. Его пророчество — тайная, запечатанная книга, которую люди поймут только в конце века сего. Иоанну Ангел даёт прямо противоположное повеление: " Не запечатывай слов пророчества книги сей, ибо время близко " (22:10).

http://religare.ru/2_22914.html

Тема милости, в том числе милости и истины, находит своё завершение в Новом Завете, где желанной и желаемой милости противопоставляется жертва как нечто в силу ряда причин недолжное (Мф 9:13; 12:7; ср. Ос 6:6, где впервые сказано Я милости хочу, а не жертвы) 1 . Основное, резюмирующее обличение Христом фарисеев (Мф 23:23) сводится к словам: оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Слово милость может в русле новозаветных идей заменяться на любовь: люблю по истине (2 Ин 1:1; 3 Ин 1:1), что близко и понятно. Наверное, гораздо важнее, когда оно заменяется на благодать: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Здесь нам открывается не только благодатная сущность милости Божией, но и одно из многих соответствий Нового и Ветхого Заветов: ветхозаветное благословение, призывающее милость и истину, в Новом Завете преображается в обетование благодати и истины. При нынешней тенденции “спасаться” путём самодеятельного опускания себя ниже уровня моря может возникнуть робкий вопрос: ну хорошо, тут всё больше про царей, а мы-то тут при чём? Допустим, кто-нибудь захочет оказать нам милость, так и Бог в помощь, а не захочет — так спаси Господи. А наше дело маленькое. При этом совершенно забывается блестящая диалектика Нового Завета (диалектика у части благочестивых людей вообще не в чести, поскольку её подозревают в языческом и вообще заграничном происхождении, игнорируя тот бесспорный факт, что решающий вклад в её развитие внесли Великие каппадокийцы). Согласно этой диалектике все мы — рабы Божии, невзирая на наши духовные “заслуги”, и в то же время мы — царственное священство (1 Пет 2:9), сколь бы малы мы ни были сами по себе. Тема царственного священства заслуживает самого пристального внимания и пользуется им, хотя и до сих пор не в должной степени. Совсем просто (и тем самым не совсем безупречно, но что поделать) её можно изложить следующим образом. Полные глубокого смысла слова Псалтири Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4) достаточно подробно разбираются в 5-й и 7-й главах Послания к Евреям. Сам автор Послания к Евреям в Евр 5:5 соотносит их со Христом и со словами Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс 2:7). Но только когда Сын по послушанию принял крестное страдание и тем самым сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр 5:8), Бог Отец нарёк Его Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:10). Но Мелхиседек был царём правды и Салима (то есть царём мира) и священником, причём он без отца, без матери, без родословной уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр 7:3).

http://pravmir.ru/serdtse-miluyushhee/

Феодорит 1859, с. 650. PG 81, 1161С. Господь именует Себя Пастырем и в других местах : Мф. 25, 31 — 33, Мф.26, 31; Мк. 14, 27. Так же апостол Павел называет Христа Пастырем овец (Евр. 13, 20). Впрочем, Зоровавель не был единоличным правителем. Он делил власть в народе с первосвященником Иоседеком, сыном Иисуса и с советом старейшин. Впоследствии вождями репатриантов были священник Ездра и вельможа Неемия. Сравни: притча о Добром Пастыре ( Ин. 10, 1 — 16) PG 81, 1157C; Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 25). См., например: Ибо думаю, что нынешние страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас…. Вся тварь совокупно стенает и мучается доныне, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8, 17 — 24); Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (1Ин. 3, 2). См.: 1Кор., 13, 12; Мф. 5, 8; 13, 43; 25, 34.46; Рим. 8, 17; Откр. 3, 21; 7, 16; 2Тим. 2, 11 — 12.Сравни: Феодорит Кирский, блж. Сокращенное изложение божественных догматов//Творения. Ч. 6. М., 1859, с. 74 — 75. PG 83, 520C — 521C. Блж. Феодоритом приводит слова апостола Павла в сокращении, что, впрочем, не изменяет их смысл. Сравни: Σκινγρχων νμοςτνμελλντωνγαθν οκ ατν εκνατν πραγμτων . Théod.deCyr. SC 315: 19, 21 — 29. То же самое он пишет в толковании на послание ап. Павла к Евреям: Вещами называет апостол будущую жизнь, а образом вещей — евангельское житие; сению же образа вещей — Ветхий Завет. Ибо образ яснее представляет первообразное; оттенок же образа слабее дает это видеть (Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Евреям//Творения. М., 2003, с. 549. PG 82, 746D — 748А). Максим Исповедник, прп. Схолии к сочинению св. Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии» 3, 1. Цит. по: Иоанн Зизиулас, митр. Пергамский. Евхаристия и Царство Божие//Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009, с. 213.

http://bogoslov.ru/article/2293803

Читайте внимательно акафист Архистратигу Михаилу – сколько там найдёте вот такого материала относительно того, что Ангелы руководят и народами и направляют их восход к Небу. Они участвуют в жизни и вообще, если вы посмотрите Послание к Евреям. Посмотрите – Послание к Евреям, найдите 1-ю главу.               1-ю главу, и в этой главе мы читаем – 13-й стих: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: “седи одесную Мене”»? Никому. Эти слова адресованы Христу, Сыну Его: «Седи одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» ( Пс. 109:1 ). А что, после этого не с е ди? Это значит – «доколе» – с е ди вечно! Не до определённого времени, а с е ди вечно. А что об Ангелах сказано? «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр. 1:14 ). А кому не хочется наследовать это спасение? Да каждому из здесь сидящих. Значит, есть и Ангелы-хранители, Небесные Силы посылаются Богом для служения тем, которые имеют наследовать спасение. Вот видите? Ты малым чим человека умалил от Ангел; славою и честию увенчал его и поставил его над делами рук Твоих (см. Евр. 2:7 ). Можно представить, как бы они совершали Литургию, если бы Господь им поручил совершать эту Литургию! Так вот, оказывается, не им дано, а людям. И Иоанн Златоуст скажет в одном из Слов о священстве: я думаю, что священник совершает за Престолом, выше творения Богом ибо Бог из небытия в бытие приводит материю, священник же, в силу своего сана, материю обращает в плоть и кровь Бога. Он выступает выше, понимаете, Творца: Тот приводит материю, этот материю – хлеб и вино претворяет под действием благодати Духа в плоть и кровь Бога. Поэтому, когда Моисею давали заповеди – Десять Заповедей, ему было сказано: освяти народ (см. Исх. 19:10 ). А к священникам особое обращение: освятитесь, чтобы не погибнуть (см. Исх. 19:22 ). Ибо время начаться суду с Дома Божия (см. 1Пет. 4:17 ). Первую ответственность понесём мы. В том чине, в каком каждый будет иметь отношение к Церкви. Чтец ли, иподьякон, дьякон, свещеносец какой-нибудь, алтарник, пономарь или, понимаете, певчий – это всё чины. На всё читаются молитвы. Нельзя носить : ах, я благословляю Вас носить стихарь, или подрясник. Да нельзя так просто! Нужно прочесть молитвы особые на посвящение и иметь право носить эти одежды!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

10, 16). Так что мы можем сказать, что сектанты находят в Библии то, чего там просто не написано. На этом фоне становиться не удивительным утверждение сектантов, что «Церковь Бога живого» (1 Тим. 3, 16) — это тоже 144000 правителей . Как уже не удивляет и то, что сектанты умудряются извратить совершенно ясное учение о неуничтожимости Церкви (Мф. 16, 18) как утверждение, что «членов его собрания после их верного пути не сможет задержать даже смерть» . Таким образом они обходят очевидный вопрос: какое отношение имеют они сами к той Церкви о которой сказал Иисус? Ведь за 1800 лет наверняка куда больше, чем 144000 человек вошло в Нее. И значит им места там уже не останется. Но главное обоснование своей доктрины сектанты находят в словах Апокалипсиса и послания к Евреям (Евр. 12, 22). Сначала мы разберем последнее место Писания, на которое они ссылаются. Все послание к Евреям посвящено доказательству того, что Новый Завет выше Ветхого. И в этой главе ап. Павел говорит, что вы приступили не горящей огнем горе Синаю, а «к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12, 22–24). Этот текст ничего не говорит в пользу того, что после 1914 года 144000 человек будут править на небе как духи. В нем апостол прямо обращается к своим современникам (60-е годы I века) и говорит, что они уже общаются с духами праведников (которые совершенно очевидно не лежат в земле) своими молитвами, и приступают к Небесному Сиону и к ангелам, и все это происходит потому, что все они, как и православные христиане сейчас стали одной Церковью с бесплотными силами возглавляемые Христом, чья Кровь также доступна для всех нас в таинстве Причастия. Как из этого текста, который опровергает всю иеговистскую антропологию можно вывести учение о 144000 небесных правителях совершенно непостижимо! Но как мы знаем само число 144000 встречается в нескольких местах Апокалипсиса и сектанты придает большое значение этим местам, считая их главными основаниями введения своей новой кастовой системы. И так обратимся к самому священному тексту. Первое упоминание о 144000 встречается в 7 главе Откровения и этот текст является ключевым для сектантов:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010