В период иконоборческих споров житие прп. Евпраксии активно использовалось полемистами. Эпизод, в котором Е. припадает к образу Христа, встречается у прп. Иоанна Дамаскина и в неопубликованном флорилегии М , восходящем к оригиналу сер. VIII в. . Прп. Иосиф Песнописец (+ 886) написал канон прп. Евпраксии и св. Олимпиаде, поминаемой в тот же день. Визант. историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово св. Евпраксии, сохранившееся в ряде афонских рукописей . Греческая Церковь отмечает день памяти прп. Евпраксии 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря Константинопольской церкви (кон. X в.) он обозначен под 24 июля. В монофизитских календарях память преподобной находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в двух Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но, - 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля. В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) св. Евпраксия чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления прп. Евпраксии с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.). В календаре Русской Православной Церкви Евпраксия именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество мужских и женских монастырей, однако в житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте. Греческая служба преподобной Евпраксии была составлена во второй половине XIX века игуменией монастыря во имя прп. Евпраксии на острове Докос (один из Саронических островов, к западу от острова Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г. Литература Использованные материалы   По Филарету (Гумилевскому) , архиеп. Черниговскому, скончалась в 410 году.   BHG, N 631   ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735   BHG, N 631b - 631e

http://drevo-info.ru/articles/1824.html

Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижнические труды и подвиг благочестия основательниц Зачатьевского женского монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии, не нашла препятствий к прославлению их в лике местночтимых святых. Настоящим определяем: 1. Причислить к лику преподобных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии игумению Иулианию и монахиню Евпраксию. 2. Честные останки преподобных, находящиеся под спудом, считать святыми мощами. 3. Память преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии совершать в день преставления преподобной Иулиании 3/16 мая. 4. Службу новопрославленных преподобных составить особую, а до времени составления таковой отправлять общую по чину преподобных. 5. Писать новопрославленнымпреподобным игумении Иулиании и монахине Евпраксии икону для поклонения согласно Определению VII Вселенского Собора. 6. Напечатать Житие преподобных для назидания в благочестии чад церковных. 7. Настоящее Определение Нашедовести до сведения клириков и верующих православных приходов и обителей города Москвы и Московской области. АЛЕКСИЙ II,Nampuapx Московский и всея Руси Преподобные игумения Иулиания — †3мая 1393 и монахиня Евпраксия — †1394 Прославлены в лике преподобных для местного почитания в г. Москве и Московской епархии 16 мая 2001 г. Память празднуется 3/16 мая Преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия, в миру Ульяна и Иулия, происходили из знатного рода бояр Черниговских. Родителями их были благочестивые Феодор и Мария Бяконт, которым Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий святитель московский Алексий), и двух дочерей, из которых старшая Ульяна родилась в 1300 году, а младшая Иулия в 1302 году. Родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли о замужестве. Испросив благословения у матери и старшего брата, инока Алексия (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где приняли постриг — Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской (пам. 21 декабря ст. ст.), а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавенской (пам. 25 июля ст. ст.).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Недалеко от Кремля, орошаемое двумя реками – Москвой-рекой и Остроженкой, находилось урочище Острожье (Стожениц, Остроженка), подаренное некогда святителю Московскому Петру ханом Узбеком. Покой, тишина, уединение… Земли, покрытые лесом, луга с сенокосом – именно здесь, в этом владении, принадлежавшем с тех пор митрополитам московским, появилась обитель, которая впоследствии стала носить название: Зачатьевский женский монастырь. В 1360 году святитель Московский Алексий по просьбе своих родных и горячо любимых сестер – монахинь Иулиании и Евпраксии – основал здесь, в районе, который в старину называли Земляным городом, первый в Москве самостоятельный женский монастырь. Первой игуменией обители стала святая Иулиания. «Общему житию женскому начальница», – называет ее Троицкая летопись. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства о жизни основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря – игуменьи Иулиании и монахини Евпраксии. Их родители Феодор и Мария, происходившие из знатного рода черниговских бояр, имели пятерых сыновей, старшим из которых был Симеон – Елевферий (будущий святитель Алексий), и двух дочерей – Ульяну и Иулию. Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры Ульяна и Иулия рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу. Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, они желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата-инока Алексия (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где и приняли постриг – Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никодимской, а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавенской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В другое время ему приказано было два раза в день поливать сухую палку, и в течение года он ревностно исполнял это дело, в болезни или здравии, при всех неблагоприятных условиях погоды, нося воду два раза в день из источника, находившегося на расстоянии 3-х верст. Будучи наконец спрошен своим настоятелен, пустило ли растение корень, инок завершил свое послушание скромным ответом, что он не знает; тогда настоятель, вырывая палку, освободил его от втого труда. (Cass. IC, 24 – 6). (Из «Истории христ. церкви» Робертсона, т. I, стр. 316). V. Однажды игуменья тавенского в Египте монастыря, где подвизалась препод. Евпраксия (4 в.), подвергла ее жестокому испытанию: она приказала Евпраксии перетаскать груду камней с одного места на другое. Камни были довольно большие и тяжелые; Евпраксия однако их безропотно перетаскала. Игуменья велела перетаскать их на прежнее место; Евпраксия исполнила. Тридцать раз игуменья приказывала перетаскивать камни с одного места на другое, и послушная Евпраксия каждый раз безмолвно исполняла приказание своей настоятельницы. Как игуменья, так и сестры были изумлены покорностию Евпраксии. И Господь подавал силы этой слабой деве выполнять послушание. 12 янв.). VI. Один старец послал ученика своего к преподобному Исидору за советом по какому-то делу. «А к ночи воротись домой» сказал он ему. Пришел ученик к св. Исидору. Пока он беседовал с ним, наступил вечер, поднялась буря, полил дождь, заблистала молния и загремел гром. Ученик собрался домой. Св. Исидор и другие монахи просили его остаться переночевать у них. «Как пойдешь ты в такую бурю? На пути твоем речка: дождь идет сильный; она теперь сильно разыгралась, ты утонешь!» Но юноша стоял на своем. «Мне настоятель мой приказал возвратиться сегодня», сказал он, «как же я могу ослушаться его?» Преподобный Исидор и другие монахи собрались провожать гостя. Пришли они к речке и видят: разлилась река широко; а волны по ней так и ходят. Юноша скинул с себя одежду, навязал ее на голову и смело пошел поперек реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евпраксия Псковская, прп. Описания иконы Евпраксия Псковская, прп. - житие Святая благоверная княгиня Евпраксия Псковская, в миру Евфросиния, дочь Полоцкого князя Рогволода Борисовича и тетка святого благоверного князя Довмонта-Тимофея (память 20 мая), была женой Псковского князя Ярослава Владимировича. Князь Ярослав бежал из Пскова в Ливонию и женился там на немке. Вместе с немецкими рыцарями он не раз нападал на русские земли, в 1231 году захватил Изборск. После ухода мужа Евфросиния обратилась к подвигам благочестия. В 1243 году она построила на берегу реки Великой монастырь во имя святого Иоанна Предтечи и стала его первой игуменией. Приглашенная в Ливонию для свидания с бывшим мужем в городе Оденне (Медвежья Голова), была убита (8 мая 1243) пасынком, вероятно, сыном Ярослава от немки. Погребена в соборе устроенного ею монастыря. Через десять дней после смерти святой Евпраксии над ее гробом совершилось чудо: от иконы Спасителя излилось миро. Икона была названа " Спаситель Мироточивый " . Лик праведной княгини сохранился на двух иконах. На одной она и[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петербург) Файл 16402.jpg:   Размер: 464x800, 0.37 MPix, 128 Kb. Дата: 2012-03-01, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (192) , (2) . Описание: Прмц. Евпраксия Псковская, подносящая храм Иисусу Христу. Фреска ц. св. Иоанна Предтечи в Пскове. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. Файл 22576.jpg:   Размер: 520x381, 0.2 MPix, 47 Kb. Дата: 2013-11-04, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (93) , (1) . Описание: Шитая икона " Преподобная Евпраксия " До 1908 г. Картон, литография. Ткань (бархат и сатин), шитье по карте, золотая и серебрянные нити, канитель, бисер. 25х20х1,4 На обороте иконы надпись: " В благословение дорогим моим детям Сергию и Дарии и внучатам от Игумении Евпраксии. 10 августа 1908 г. " Примечание от tol: На сайте представлена в разделе " Евпраксия Константинопольская, Тавенская, Младшая, преподобная, дева " . Точно неизвестно, какая [...] Файл 24174.jpg:   Размер: 2316x2845, 6.59 MPix, 2528 Kb. Дата: 2014-09-13, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (122) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1703

Литература: 1 . Святитель Иоанн Златоуст . Письма к диакониссе Олимпиаде. – В кн.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 3, кн. 2, СПб., 1897, с. 565–649. 2 . Тьерри А. Святой Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. Перев. с фр. М., 1884. 3 . Преображенский В., протоиерей. Святые учители веры и благочестия. Июль, М., 1904, с. 377–386. Преподобная дева Евпраксия Египетская подвижница IV века, родилась в Константинополе и была родственницей императора Феодосия Великого (379–395). Ее родители, Антигон и Евпраксия, были целомудренны и благочестивы. После рождения дочери они жили как брат и сестра в духовном союзе согласно заповеди апостола ( 1Кор.7:29–31 ). Будучи весьма богаты, они стали раздавать свое имущество нищим. Прожив три года в браке, Антигон умер; годовалую же сироту Евпраксию взял на воспитание император. В пятилетнем возрасте он обручил ее с одним из сыновей римского сенатора. Через некоторое время мать Евпраксии, желая уйти от соблазнов мирской жизни, покинула столицу и уехала с маленькой дочерью в Египет, где у них оставалось немалое состояние. Египетская Фиваида представляла в то время место высочайших монашеских подвигов. И в женских монастырях жизнь отличалась строгостью. Мать и дочь часто посещали Тавенский монастырь, где жили 130 монахинь. Они вкушали преимущественно хлеб с водой и зелень, никогда не употребляли ни масла, ни вина. Питались они раз в день, иные же через день или несколько дней. Инокини не отдыхали, носили власяницу и обходились без лекарств. Обители они никогда не покидали. В этой обители сердца семилетней Евпраксии коснулась Божия благодать. По внушению Духа Божия, Евпраксия не желала покинуть монастырь. После многих слез и уговоров мать оставила там девочку, вверив ее Христу, любовь и верность Которому святая Евпраксия исповедала с недетской разумностью. На следующий день игумения облекла Евпраксию в ангельский образ. Мать же предалась делам милосердия и, не задумываясь, раздавала свое имение нуждавшимся. Вскоре она отошла к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

15 мая), Прокл (20 нояб.), Палладий (еп. Елеонопольский, в V в. написавший «Лавсаик» ), Пафнутий (преславный), Патермуфий (9 июля), Петроний (ученик и преемник пр. Пахомия Великого , скончавшийся ок. 349 г.), Петр (25 нояб.), Пиннуфрий (преподобный, настоятель обители близ Панифиса в Египте, в IV в.), Пимен (27 авг.), Поликарп (23 февр.), Пуплий (5 апр.), Псой (9 авг.), Равула (19 фев.), Руфь, Сисой (6 июля), Силван (пр. Скитский, в Египте, затем в Синае и Палестине, в IV в.) и его ученики: Марк и Зинон, Савва (5 дек.) и его ученики: Анфим, Афродисий, Дометиан и Иеремий (из Армян), Симеон (24 мая, 21 июля, 1 сент. и столпник Киликийский, убиенный молнией, в VI в.), Серапион (пр. Нитрийский, скончавшийся в 358 г.), Софроний (11 мар.), Спиридон (12 дек.), Тимофей (21 фев.), Тарасий (25 фев.), Фармуфий (11 апр.), Флавиан (18 фев.), Фока (отшельник Скитский, потом Палестинский, живший после IV Всел. соб.), Федим (еп. Амасийский III в., рукоположившей св. Григория Неокесарийского ), Харитон (28 сент.), Херимон (16 авг.), Феодор (22 апр., архиеп. Константинопольский, 27 дек., пр. Египетский, подвизавшийся в Еннате близ Александрии, и пр. Ферминский, скончавшийся ок. 387 г.), Феофан (11 окт.) и брат его Феодор (27 дек.), Феодул (14 янв.), Феодосий (Великий, 11 янв.) и его современник (из послушания к нему во гроб вселивыйся) иерей Василий, Феоктист (3 сент.), Фалассий (высокий), Анастасия (10 мар. и 29 окт.), Вриена (пр. Нисивийская, при Диоклетиане) и ее ученицы: Иерия и Фомаида (Нисивийская), Евпраксия (12 янв. и 25 июля), Евфросина (25 сент.), Исидора (10 мая), Иулитта (подвизавшаяся в пощении), Иустина (или Иуста, мудрая), Мария (12 фев. и 1 апр.), Марина (небомудренная), Матрона (9 нояб.), Мелания (31 дек.), Платонида (6 апр.), Пелагия (8 окт.), Синклитика (5 янв.), Сарра (пр. Египетская, в конце IV в.), Таисия (8 окт.), Феврония (25 июня), Феодотия (1 нояб.), Феодора (11 сент. и 30 дек.), Феодула (Тавенская подвижница, огнеявленная в жизни, скончавшаяся ок. 410 г., – сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Икона Божией Матери «Милостивая». ХХ в. Икона Божией Матери «Милостивая». ХХ в. В 1993 г. монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» был передан РПЦ, клирики и прихожане городского Димитриевского храма собирали средства на его реставрацию. 17 апр. 1997 г. мон-рь возобновлен. 31 авг. 1997 г. освящен храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» с двумя приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и во имя прп. Серафима Саровского. В 2006-2010 гг. в К. м. проведены реставрационные работы в соборном храме и келейном корпусе, благоустроено монастырское кладбище (на территории монастыря найдены захоронения 2 настоятельниц - Рафаилы (Волковой; † 1923) и Филареты). В сент. 2010 г. К. м. возвращено здание келейного корпуса (с сер. XX в. в нем размещалось общежитие технологического техникума). Рязанская епархия ходатайствует об освобождении храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к-рый используется под учебный корпус Кадомского технологического техникума; здания бывш. сестринского корпуса (используется с 1920 правоохранительными органами; ныне в нем располагается ОВД по Кадомскому р-ну). К 2012 г. в К. м. почитаются икона Божией Матери «Милостивая» (написана в Афинах; братия Киккского мон-ря (о-в Кипр) в течение 40 дней служила молебны перед иконой до ее отправления в Кадом); Боголюбская икона Божией Матери (привезена из Москвы духовником мон-ря архим. Афанасием (Культиновым)); икона Божией Матери «Знамение». Из кадомского Димитриевского собора в К. м. возвращен монастырский образ св. вмч. Пантелеимона (XIX в.). С февр. 2008 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Павла (Пономарёва) в соборе в честь иконы Божией Матери «Милостивая» пребывает ковчег с частицами мощей: св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, святителей Иоанна Златоуста, Феодорита, еп. Рязанского, Питирима, еп. Тамбовского, прмч. Гедеона Афонского, мц. Харитины, прп. Евпраксии, девы Тавенской, преподобных Кукши Одесского, Александры и Марфы Дивеевских, блж. Василия Московского. Недалеко от монастыря расположены 2 святых источника, не упоминаемые в дореволюционных описаниях: св. Иоанна Предтечи и бессребреников Космы и Дамиана.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

К 2012 г. в К. м. почитаются икона Божией Матери «Милостивая» (написана в Афинах; братия Киккского мон-ря (о-в Кипр) в течение 40 дней служила молебны перед иконой до ее отправления в Кадом); Боголюбская икона Божией Матери (привезена из Москвы духовником мон-ря архим. Афанасием (Культиновым)); икона Божией Матери «Знамение». Из кадомского Димитриевского собора в К. м. возвращен монастырский образ св. вмч. Пантелеимона (XIX в.). С февр. 2008 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Павла (Пономарёва) в соборе в честь иконы Божией Матери «Милостивая» пребывает ковчег с частицами мощей: св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, святителей Иоанна Златоуста, Феодорита, еп. Рязанского, Питирима, еп. Тамбовского, прмч. Гедеона Афонского, мц. Харитины, прп. Евпраксии, девы Тавенской, преподобных Кукши Одесского, Александры и Марфы Дивеевских, блж. Василия Московского. Недалеко от монастыря расположены 2 святых источника, не упоминаемые в дореволюционных описаниях: св. Иоанна Предтечи и бессребреников Космы и Дамиана. http://www.pravenc.ru/text/1319784.html Этот каменный однокупольный храм был построен в 1856 году в центре монастырской территории. Освятил его 20 августа 1857 года епископ Тамбовский Макарий (Булгаков) - в будущем митрополит Московский, знаменитый историк Церкви и богослов. Первоначально храм простирался в длину на 25 метров, в ширину на 9 метров, имел один престол в честь Милостивой иконы Божией Матери. Купол его позолотили по особой технологии, " через огонь " . При входе, с северной и южной сторон, были пристроены по одной келье. В конце XIX века храм подвергся реконструкции по проекту известного архитектора А. С. Четверикова. Свой проект он выполнил в византийском стиле, размеры храма при этом существенно увеличились: длина - до 37 метров, ширина - до 29 метров. В западной его части появилась колокольня высотой 40 метров. Кроме главного престола, освящённого в честь иконы Божией Матери " Милостивая " , с южной стороны был устроен придел в честь Преображения Господня, а северной стороны - во имя преподобного Сергия Радонежского. Стены храма покрыли росписями - они подверглись уничтожению в советскую эпоху. Сейчас росписи восстановлены только в алтарной части храма.

http://sobory.ru/article/?object=20181

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВПРАКСИЯ ТАВЕННИСИЙСКАЯ, СТАРШАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евпраксия Тавенисская, Тавенская, Старшая (+ 393 ), преподобная . Мать преподобной Евпраксии, девы Тавеннисийской Память 12 января Была супругой благочестивого сенатора Антигона, который состоял в родстве с императором Феодосием Великим (379-395). Овдовев, святая Евпраксия целиком отдалась служению Господу. Обойдя многие иноческие обители и оставив в них щедрые подаяния, преподобная пришла в Тавеннисийский монастырь , где игуменией была преподобная Феодула, славившаяся строгостью правил. Глубоко тронутая чистотой жизни инокинь, преподобная Евпраксия стала часто бывать в этой обители и всегда привозила с собой свою дочь Евпраксию , которой тогда было менее семи лет. Добродетели и молитвы родителей призвали на отроковицу особую благодать Божию, и она со столь юных лет пожелала посвятить себя Богу. К великой радости матери, игумения Феодула оставила маленькую Евпраксию в обители и благословила ее принять иноческий постриг. Сама преподобная Евпраксия продолжала дела щедрого милосердия, усилив пост и молитву. Игумения Феодула, обладавшая даром прозорливости, возвестила ей о скорой кончине. Узнав о близости своего отшествия, преподобная Евпраксия благодарила Господа за Его великую милость к ней. Она простилась с сестрами ее обители и с дочерью, дав ей последнее напутствие: " Люби Господа Иисуса с трепетом благоговения; уважай сестер своих; не смей никогда думать, что они ниже тебя и могут служить тебе; будь нищей в мыслях своих, чтобы пользоваться сокровищами духовными " . Через три дня святая предала свою душу Господу (+ 393 ) и была погребена в обители, где продолжала свой нелегкий подвиг ее дочь. Использованные материалы Редакция текста от: 27.01.2015 21:03:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8627.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010