30000 мучч. в Александрии (от ариан). Абис. у Люд. и Копт. у Порфир.     17. Ориона, Емилия, Маммета и друж. их, мучч. в Александрии. Иерон.     Фомы, еп. Германиции (Копт. 1425, еп. Марааского у Порфир.), члена 1 вселенского собора.     18. Понтема, Пиленции и Маркианы, Гелианы и Лавции (или Лавцианы) и друг. в Понте в Амасии. Иерон.     Аввы Аммона и Евдоксии сестры его. Копт. 1338.     19. Магна муч. в Кесарии каппадок. при Аврелиане. В Деян. св. акты.     Филиона или Силона, Руфина, Леонтия, Феодола, Кирилла, Зелата, Тимофея, Гадды, Ромола и Сильвия в Амасии в Понте. Иерон.     Ориона в Александрии. Иерон. (не он ли 16 авг.)?     Явление креста в Иерусалиме. Иерон. (У Флорентиния изследов. недостаточное).     Атомянья муч. Армян.     Муч. Моисея монаха и сестры его Сарры при Севериане в Александрии. Копт. 1425 (у Порфир. Матфея и Сарры).     Сарры, жены Авраама. Абис. У Люд.     20. Писта, Арка, Максима исповедника, Памфила, Колоя исповедника, Диомида, Агатика, Зела в Синнаде во Фригии. Иерон. (в Бернск. 19 авг.).     Диоскора муч. в Александрии. Иерон. Рабан. (Не он ли в греч. Мин. 13 окт.).     Муч. Вениамина и сестры его Евдоксии сабсиренских при Диоклитиане. Копт. 1425.     21. Анастасия или Аттала муч. воина в Салоне в Далмации, при Аврелиане. М. Р. мР. А. (Отличен от Анастасия 25 окт.).     Приста, Сева, Квадрата епископа, Сундофага, Артива (Арторияили Артозия), Диомида, Зотика, Затангела в Александрии. Иерон.     Боноза и Максимилиана (или Максимиана) мучч. в Антиохии сирийской в 363 г.М. Р. А. У. В Деян. св. исслед.     Аввы Берсабея. Абис. у Люд.     Аргентеи муч. и детей ее. Арабско-Египет.     Патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Копт. 1338 и 1425.     22. Нектава (или Нектария) и Сева, мучч. в Неокесарии в Понте. Иерон. (в Бернск. 21 авг.).     Марина в Антиохии. Иерон. (в Бернск. 21 авг.).     23. Доната, Реститута, Валериана, Фруктуозы и 12 других, мучч. в Антиохии в Сирии, может быть, в 4 в. А. У. (Иерон. 15 ноября).     Закхея (или Захарии) патриарха иерусалим. недолго после 111 г. по Р. X. М. Р. А. У.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Это почему? Позвольте полюбопытствовать. — Вы опасный господин; вы такой критик. Ах, Боже мой! мне смешно, я говорю, как какая-нибудь степная помещица. Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю, и, представьте, у меня староста Ерофей — удивительный тип, точно Патфайндер Купера: что-то такое в нем непосредственное! Я окончательно поселилась здесь; несносный город, не правда ли? Но что делать! — Город как город, — хладнокровно заметил Базаров. — Все такие мелкие интересы, вот что ужасно! Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный, мсье Кукшин. Да и Москва теперь… уж я не знаю — тоже уж не то. Я думаю съездить за границу; я в прошлом году уже совсем было собралась. — В Париж, разумеется? — спросил Базаров. — В Париж и в Гейдельберг. — Зачем в Гейдельберг? — Помилуйте, там Бунзен! На это Базаров ничего не нашелся ответить. — Pierre Сапожников… вы его знаете? — Нет, не знаю. — Помилуйте, Pierre Сапожников… он еще всегда у Лидии Хостатовой бывает. — Я и ее не знаю. — Ну, вот он взялся меня проводить. Слава Богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава Богу! Впрочем, это все равно. Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила. Вошла прислужница с подносом. — А, вот и завтрак! Хотите закусить? Виктор, откупорьте бутылку; это по вашей части. — По моей, по моей, — пробормотал Ситников и опять визгливо засмеялся. — Есть здесь хорошенькие женщины? — спросил Базаров, допивая третью рюмку. — Есть, — отвечала Евдоксия, — да все они такие пустые. Например, mon amie приятельница Одинцова — недурна. Жаль, что репутация у ней какая-то… Впрочем, это бы ничего, но никакой свободы воззрения, никакой ширины, ничего… этого. Всю систему воспитания надобно переменить. Я об этом уже думала; наши женщины очень дурно воспитаны. — Ничего вы с ними не сделаете, — подхватил Ситников. — Их следует презирать, и я их презираю, вполне и совершенно! (Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова; он в особенности нападал на женщин, не подозревая того, что ему предстояло, несколько месяцев спустя, пресмыкаться перед своей женой потому только, что она была урожденная княжна Дурдолеосова.) Ни одна из них не была бы в состоянии понять нашу беседу; ни одна из них не стоит того, чтобы мы, серьезные мужчины, говорили о ней!

http://azbyka.ru/fiction/otcy-i-deti/

Фукидид (460–396), великий историк Пелопоннесской войны II 57 Хабрий, выдающийся афинский полководец и флотоводец IV в. III20, 23, 24 Хабрин, считается отцом Ласа Гермионского I 42 Хамелеон (ок. 300), историк литературы из школы перипатетиков, к которому восходят многие «литературные легенды». См. Ук. ист. Харет, отпущенник и последователь Ликона V 73 Харин, отец сократика Эсхина II 60, 120 Хармандрид, автор закона, по которому подлежит смертной казни всякий афинянин, вступивший на Эгину III 16 Хармантид, считается отцом Ласа Гермионского I 42 Хармид (ок. 440–403), дядя Платона, принадлежал к кругу Сократа, поддерживал правительство «тридцати», погиб при восстановлении демократии, персонаж Платона II 29, 31; III 1 Харонд, лицо неустановленное II 76 Харонд (VI в.), один из прославленных законодателей архаической Греции VIII 16 Хередем, брат и последователь Эпикура, которому после его смерти Эпикур посвятил одноименное сочинение X 3 Херестрата, мать Эпикура X 1 Херефонт, друг и почитатель Сократа, погиб во время правления «тридцати» II 37 Херил (V в.), автор исторического эпоса о победе греков над персами. См. Ук. ист. Хилон I 68–73; I 13, 30, 40–42, 106, ср. Ук. ист. Хонуфид, египтянин, ученик Евдокса Книдского VIII 90 Хремонид, афинский политический деятель, инициатор войны 267–261 гг., потом советник Птолемея II, стоик, друг Зенона Китийского VII 17 Хрисипп VII 179–202; I 14–16; IV 62; X 3, 26; соим. VII 186; ср. Ук. ист. Хрисипп Книдский, выдающийся врач IV в., ученик Евдокса Книдского, с которым путешествовал в Египет VIII 87, 89 Эвеон Лампсакский, ученик Платона III 46 Эзоп (VI в.), легендарный раб, сочинитель басен I 69, 72; II 42 Эксамий, отец Фалеса Милетского I 22, 29; II 4 Эксенет, отец Мирмека II 113 Эксенет, олимпийский победитель, отец Эмпедокла VIII 52, 53 Эксестид, отец Солона I 45 Элевсий, мифограф. См. Ук. ист. Элофал, отец Эпихарма VIII 78 Эмпедокл Акрагантский VIII 51–77; VIII 43, 50; IX 20, 22, 25; ср. Ук. ист. Эмпедокл, дед предыдущего, олимпийский победитель VIII 51

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

387 – Анталкидов мир между Спартой и ее противниками 384 (ол. 99,1) – род. Аристотель (V 9). Род. оратор Демосфен 380 – «Панегирик» Исократа Ок. 380 – ум. сократик Евклид Мегарский. Род. Стильпон. Диоген приходит учиться к Антисфену (VI 21) 379 – демократический переворот в Фивах при участии Эпаминонда, ученика пифагорейца Лисида (Порф., 55) Ок. 379 – «Пир» Платона 378 – восстановление афинского морского союза 376 – ум. Антисфен (VI 18) 372 – битва при Левктрах: конец спартанской гегемонии 370 – фиванцы в Пелопоннесе, основание Мегалополя, Платон приглашен в законодатели города (III 23). Ксенофонт на год скрывается из Скиллунта в Коринф (II 53) Ок. 370 – ум. Демокрит. Род. Феофраст 368–364 (ол. 108) – расцвет Евдокса, пифагорейца и платоника (VIII 90) 367–357 и 346–343 – Дионисий Младший у власти в Сиракузах. Он встречает там Аристиппа и Диогена 366 – вторая поездка Платона в Сицилию (III 71); Евдокс замещает его в Академии. Аристотель (V 6) и Гераклид (V 86) приходят учиться в Академию 365 – Платон возвращается в Афины Ок. 365 – умирают Антисфен в Афинах, Аристипп в Кирене, Евклид в Мегарах. Диоген после смерти Антисфена живет то в Коринфе, то в Афинах. Евбулид, преемник Евклида, учит Демосфена (II 108). Род. Пиррон 362 – битва при Мантинее, смерть Грилла, сына Ксенофонта (II 54) 361 – третья поездка Платона в Сицилию в сопровождении Спевсиппа и Ксенократа; Гераклид Понтийский замещает его в Академии (III 23; IV 8). Пифагореец Архит выручает Платона (III 22; VIII 79) 360 – Платон возвращается в Афины 359 (ол. 105,1) – ум. Ксенофонт в Коринфе (II 56). Филипп – царь Македонии (II 56) Ок. 357 – ум. Демокрит (по Гиппарху IX 43) 356 – Дион, ученик Платона, приходит к власти в Сиракузах; Спевсипп – его спутник. Род. Александр Македонский 353 – гибель Диона, стихи Платона на его смерть (III 30) Ок. 350 – ум. сократики Эсхин и Федон и платоник-пифагореец Евдокс (III 90). Род. Деметрий Фалерский 348 – Филипп Македонский отвоевывает у Афин Олинф Время Аристотеля 347 (ол. 108,1) – ум. Платон (II 3, 40). Спевсипп во главе Академии (IV 1). Аристотель и Ксенократ уезжают в Атарней к Гермию. По-видимому, там к Аристотелю приходит учиться Феофраст

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

В сем году Валентиниан, император римский, хотя держался православного учения Церкви, но в жизни своей показывал большое беззаконие. Несмотря на то, что жена его, Евдоксия, дочь царя Феодосия, была красавица, он дьявольски умел пользоваться и чужими женами. Беседу его составляли всегда люди праздные, пустые, а потому и был наказан он самою постыдною смертью. Максим, внук Максима, жившего при Феодосии великом, и соименный ему, имея, как римский патриций, вход во дворец его, убил Валентиниана, насильственно соединился с Евдоксиею, и овладел императорским престолом; ибо чем кто грешит, тем и наказывается. Пораженная этим Евдоксия, не ожидая никакой помощи из Византии, потому что отец ее, Феодосий, и Пульхерия уже скончались, обратилась с просьбой к Гизериху, избавить ее от Максима и призвала его в Рим. Максим, слыша о приближении Гизериха с огромным флотом, бежал из Рима, но спутники его убили его под конец первого года его правления. Гизерих вошел в Рим без всякого сопротивления, на третий день по убиении Максима, и захватив все сокровища и лучшие украшения города, нагрузил ими корабли, в том числе церковную утварь из чистого литого золота с драгоценными камнями и сосуды еврейские, которые Веспасианов сын Тит, по взятии Иерусалима, принес в Рим, и отправился в Африку, взяв с собою императрицу Евдоксию и дочерей ее. Евдокию выдал он за старшего сына своего Онориха, а Плацидию, узнав, что она уже замужем за патрицием Оливрием, посадил под стражу с матерью ее, Евдоксиею. После смерти Максима два года царствовал Майорин, а после него столько же времени владел Римским царством Авит, за ним три года Север, а потом не было уже более императоров, но Рецимер, предводитель войска, облеченный великою властью, управлял всеми делами. В том же году в Иерусалиме скончалась Евдокия, оставившая великие приношения церквам. л. м. 5948, Р. Х. 448. Первый год епископства Мартирия в Антиохии. В сем году сгорела Равенна, а через несколько дней убит патриций Рамит в Класах, затем, спустя девятнадцать дней, Авит побежден был Ремиком и сделался епископом в Галльском городе Плаценции. л. м. 5949, Р. Х. 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

прим. 35, 54), чьи взгляды были близки к арианским. Аэций возвращается в Антиохию, и Евдоксий даже пытается восстановить его в сане диакона. В 359 г. во время диспута в Константинополе перед лицом императора Констанция по результатам собора в Селевкии между арианскими партиями василиан (омиусиан) и акакиан (омиев) Евдоксий (сторонник акакиан) был вынужден пожертвовать Аэцием, и доктрина аномиев была предана анафеме. Аэций, признавшийся перед лицом императора в авторстве сочинения, в котором доказывалось, что Сын неподобен Отцу, был сослан во Фригию и отлучен от церкви. Со вступлением на престол Юлиана Аэций был амнистирован и даже был вхож в дом императора. Догматическая система Аэция была построена на диалектической противоположности рожденного и нерожденного. Считая эти понятия за адекватное выражение самого существа Отца и Сына, он стоял за их полное неподобие и при этом приписывал себе такое знание существа Божия, какое имеет сам Бог, поскольку, по его мнению. Бог открыл ему то, что скрывал до тех пор со времен апостолов. 462 Исаак Еврей – крещеный еврей. В 366 г. в Риме он присоединился к партии Урсина против папы Дамаса (см. об этом прим. 53, 84), активно проявил себя во время процесса, возбужденного Урсином против Дамаса. После неудачи этого предприятия Исаак был сослан в Испанию Грацианом (Coll. Avell. epist., 13, 5). В 378 г. он перешел обратно в иудаизм. 463 По всей видимости, его следует идентифицировать с Урсином (Урсицином), римским антипапой 366 г. (ум. после 381 г.). После смерти папы Либерия (352–366 гг.) Урсин был избран папой в противовес Дамасу (см. прим. 53) сильной, но немногочисленной группировкой, которая поддерживала еще антипапу Феликса II (который был в 355 г. посажен на папский трон императором Констанцием вместо изгнанного Либерия). Урсин был посвящен в сан епископом из Тибур (совр. Тиволи, недалеко от Рима). Подобное двоевластие привело к кровопролитию в Риме, в результате чего Урсин и его диаконы, Амантий и Люпус, были изгнаны префектом Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот Евномий, вынужденный оправдываться перед Константинопольским клиром, тех, кто прежде пребывал в смятении, столь расположил к себе, что свое мнение о нем они переменили на полностью противоположное и даже более того – горячо засвидетельствовали его благочестие. Открылось из его речей, что он не только никогда не объявлял Сына неподобным Отцу, но, напротив, следуя Писаниям, открыто проповедовал подобие (êmoion). Не допускал он единственно подобия по существу (tç êmoion kat tÐn oÇs°an), говоря, что равным образом нечестиво и признавать Сына подобнейшим (émoiçtaton) в тех отношениях, коим подобает быть между единородным Богом и бесстрастно породившим (tèn paqòv gegennjkçta) Отцом 1238 . Таким вот образом он не только привлек на свою сторону клир, но и весь собравшийся в церкви народ, слушая его рассуждения о том же предмете, был немало поражен великой его мудростью и благочестием. Поэтому и Евдоксий, обрадованный им сверх меры, воскликнул: «Вот мое защищение против осуждающих меня» ( 1Кор. 9:3 ); и народ рукоплескал Евдоксию, который так удачно и вовремя привел слова Священного Писания. 2. Говорит нечестивый Филосторгий, что богоненавистный Евномий по приказу Евдоксия в праздничный день Богоявления произнес перед народом речь, в которой со всей очевидностью обнаружилась безбожность их вероучения. Ведь, проклятые, они осмелились утверждать, будто Иосиф после непорочного зачатия имел плотское общение с Девою, и не сочли за дерзость объявить Сына рабом и слугою Отца, а Духа – рабом и слугою Сына. Уже сама их манера изъясняться вовсе чужда была торжественного благолепия, а темнота и сумбур в словесах, дерзко употребляемые непристойности смущали и производили тягостно нелепое впечатление, обнажая перед всеми мрак, смятение и богооставленность их душ. 3. Однако Евдоксий после стольких похвал Евномию не только не подумал об исполнении обещанного, но даже постарался склонить того к подписанию низложения Аэция и ариминского вероопределения, прикрывая сие незаконное и недобровольное дело личиной благоразумия 1239 . Весьма удрученный этим Евномий отверг и то и другое, но, передав ему Кизикскую епархию вначале на словах, а потом и письменно, возвратился к себе на родину в Каппадокию 1240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причиною почетного возвращения архиепископа послужило землетрясение. По суеверным понятиям того времени, самая упрямая гордость могла, не унижая себя, уступить пред явлением, на которое нужно было смотреть, как на обнаружение Божественного гнева. И вот св. Златоуст вызван из ссылки и спешит возвратиться. Последствия показали, что эта поспешность не была совершенно благоразумна, так как можно было позднее сказать, что он, хотя и незаконно низвергнутый, не был правильно утвержден в своих правах. Но нужно знать также, что добровольно подвергаясь этой опасности, мысль о которой не ускользнула от него, он доказывал свое великое безкорыстие, так как почти одно только возвращение его могло усмирить народное волнение. Итак, он возвратился, и, не может быть никакого сомнения в том, что возвратился без озлобления в сердце. Мы уже видели, как он был раздражен после своего возвращения из Азии; теперь, по возвращении из ссылки, было совершенно иное. И доказательство этого некоторые пытались видеть даже в чрезмерных похвалах, уделяемых им Евдоксии в той гомилии, где он приводит и самый текст письма, каким императрица возвещала ему свою милость. Не надеялся ли еще он на искреннее примирение? Может быть ему хотелось отчасти поддаться этой иллюзии, но он не мог не знать, что Евдоксия весьма решительно стала на враждебную ему сторону, и что большая часть ответственности в его низложении лежала на ней. В первый раз, может быть, его, столь чистосердечное слово, применялось к политическим соображениям. Мир продолжался недолго, и мы уже приступаем к одному ясному моменту в истории этого раздора между архиепископом и императрицей, – моменту, который рассказан неопровержимыми свидетелями с надлежащими подробностями и передается ими вообще довольно согласно. Это – знаменитое дело по поводу серебряной статуи Евдоксии, воздвигнутой прямо против Великой церкви, с другой стороны площади. Константинопольский префект постановил праздновать открытие этой статуи обрядами и увеселениями мирского и даже языческого характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 12 . О том, как Валент впал в ересь. Теперь я буду рассказывать прочие исторические события и покажу начало той бури, которая воздвигла в церквах множество треволнений. Приняв царство, Валент сперва упражнялся догматами апостольскими. Когда готы перешли Истр и начали опустошать Фракию, он собрал войско и вознамерился вести против них войну. При этом ему показалось, что лучше воевать, оградив себя всеоружием всесвятого крещения, чем оставаясь чуждым Божественной благодати 136 . И эта мысль его была хорошая и весьма мудрая, но то, что случилось после сего, показывает крайнюю слабость его души и обличает в нем измену истине. Он, бедный, потерпел то же, что праотец Адам, ибо, подобно последнему, поработился от того, что был обольщен словами жены – был взят в плен не силою оружия, а обманчивыми женскими словами. Сделавшись сперва сама добычею арианского обмана, жена Валента 137 увлекла за собою и мужа, и Валент вместе с нею впал в одну и ту же бездну богохульства. Вождем и тайносовершителем у него был Евдоксий, который тогда еще держал кормило Константинополя и не управлял кораблем, а потоплял его. Глава 13 О том, как он удалил сиявших доблестями епископов. Евдоксий, еще крестя этого несчастного, связал его клятвою, чтобы он и сам верен был нечестивым догматам и изгонял отовсюду тех, которые думают иначе. Таким образом, оставив апостольское учение, Валент перешел на сторону противников, а по прошествии некоторого времени исполнил и остальные пункты клятвы. Из Антиохии он изгнал великого Мелетия, из Самосата – божественного Евсевия, Лаодикию лишил дивного ее пастыря Пелагия 138 . Этот (Пелагий) еще в юности подъял иго брака, но в первый же день на брачном ложе убедил невесту – супружескому сообщению предпочесть чистоту и братскую любовь считать выше супружеской связи, и таким образом совершил подвиг целомудрия. Кроме того, он имел и другие сродные с целомудрием и неразлучные с ним добродетели, а потому общим приговором возведен был на степень предстоятеля. Но и этот блеск его жизни не усовестил врага истины: он сослал Пелагия в Аравию, божественного Мелетия – в Армению, а изнуренного апостольскими трудами Евсевия – во Фракию. Этот Евсевий, узнав, что многие церкви лишены пастырей, облекся в одежду воина, возложил на голову тиару и в этом виде прошел Сирию, Финикию и Палестину, рукополагая пресвитеров, диаконов, пополняя духовенство другими церковными чинами; а когда встречал единомышленных с собою епископов, то делал их предстоятелями и тех церквей, которые имели нужду (в предстоятеле). Глава 14

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Епископам рассылали константинопольскую формулу для подписи, и кто отказывался, тех ссылали. Но конечно, всякий низложенный, всякий сосланный пополнял собою ряды недовольных режимом омиев и начинал агитировать против них. Таким образом, создано было следующее положение: омии, соединившись с частию евдоксиан, (соединенные партии центра), разгромив омиусиан (крайнюю правую), разошлись с аномиями и остатками евдоксиан (с левыми), т. е. победители своею победою крайне изолировали себя и должны были опасаться реакции со стороны многочисленной партии побежденных.    Политика Акакия и была рассчитана на то, чтобы ослабить эту реакцию, создав себе новых союзников. Чувствуя, что их положение непрочно, омии стали опираться на остатки разбитой партии василиан. Поэтому из кафедр, которые очистились вследствие константинопольского погрома, только одна кизикская досталась Евномию (левый), и то под условием, чтобы он маскировал свои убеждения, но он носил эту маску недолго. Анкирскую кафедру получил еп. Афанасий, православный по своим убеждениям и друг Василия В. Лаодикию получил Пелагий, строгий аскет и один из тех отцов второго вселенского собора, общение с которыми считалось ручательством за православие. В Антиохию перешел красноречивый Мелетий, характер настолько чистый, что даже враги его не пытались распространять о нем какую-нибудь клевету. Его епископство было непродолжительно. Он стал в проповедях касаться только нравственных вопросов, но имп. Константий потребовал от него настойчиво выражения и его догматических убеждений. Ему дали тему для проповеди: «Господь созда мя начало путей своих» (Притч.8:22), и Мелетий, не употребляя ομοοσιον, высказался совершенно в смысле никейской веры. Народ был в восторге от проповеди и рукоплескал ему. Но крайние элементы господствующей партии усмотрели, что выбор Мелетия был с их точки зрения чистою ошибкой, – Мелетий был сослан. Его заменили старым сподвижником Ария Евзоием. Но это была новая ошибка. Православные элементы антиохийского населения, весьма многочисленные, до сих пор не замыкались в отдельное общество и не разрывали церковного общения ни с Леонтием, ни с Евдоксием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010