Брак Димитрия и Евдокии послужит залогом мира между двумя русскими княжествами - московским и суздальским, а суздальский князь Димитрий из вчерашнего врага станет московскому князю Димитрию добрым другом. Великокняжеская свадьба по обычаям тех времен состоялась пышно и торжественно в древней Коломне. И свадьбе этой, как пишет древний летописец " Земля Русская была рада " . До сего времени чудом сохранилась деревянная церковь во имя Воскресения Господня, где венчались восемнадцатилетний князь Димитрий и тринадцатилетняя княжна Евдокия. Молитвенное настроение юной супруги, ее благочестие и богомудрие пришлось по сердцу добродетельному Великому Князю Московскому Димитрию: их брак длился 22 года и стал примером целомудренного супружества. Летописец найдет удивительно нежные и трогательные слова, описывая счастливую супружескую жизнь великокняжеской четы: " Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественнаго Духа распалялись и слезами покаяния очищались " . Супружеская жизнь великокняжеской четы протекала под руководительством духоносных старцев Русской Земли - святителя Алексия, митрополита Московского, святителя Феодора Симоновского, архиепископа Ростовского и великого печальника Святой Руси - преподобного Сергия Радонежского. Святитель Алексий, так много значивший в жизни великого князя, с младых лет Димитрия опекавший его, заменивший отроку земного отца, благословил этот брак. Святитель Феодор, родной племянник преподобного Сергия Радонежского и игумен Симонова монастыря, был избран Димитрием Донским в духовные отцы. Его духовными детьми стали многие именитые люди Москвы, ибо слыл уже при жизни преподобный Феодор святым. Сюда, в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, приезжала Великая Княгиня Евдокия со своим супругом на исповедь, здесь причащалась она Святых Христовых Таин, здесь поверяла Господу и Пречистой Его Матери свои сердечные страдания... В любимом храме княгини будут похоронены герои Куликовской битвы - Пересвет и Ослябя, сюда же привезут тела и мужественных бояр, бок о бок сражавшихся с Димитрием Донским.

http://pravoslavie.ru/sretmon/efrosinia....

Возведен в сан архимандрита (1811). Ректор Петербургской духовной академии (1812). Хиротонисан во епископа Ревельского (1817). Архиепископ Тверской (1819). С 1821 г. и до самой смерти – в Москве. Трудился над переводом Библии на русский язык. Составил, по поручению Св. Синода, православный катехизис (1823). Составил Манифест об освобождении крестьян 19 февраля 1861 г. Автор множества ценнейших трудов. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г. 229 Митрополит Тихон (Оболенский, 25.5.1856 † май 1926), Уральский – родился в семье священника Тамбовской епархии, учился в Тамбовской духовной семинарии. После окончания медицинского факультета Казанского университета (1880) работал врачом. Окончил Петербургскую духовную академию, пострижен в монашество (1890), занимался миссионерской деятельностью. Хиротонисан во епископа Николаевского, викария Самарской епархии (14.1.1901); епископ Уральский и Николаевский (17.11.1908); архиепископ (после 1918), митрополит (1924). 230 Преподобная Евфросиния Московская (1353 †7.7.1407) – Княгиня Евдокия (таково было ее мирское имя) была дочерью благочестивейшего Князя Димитрия Константиновича Суздальского, для которого был написан древнейший из дошедших до нас список Летописи – Лаврентьевский. Выдана замуж за Великого Князя Димитрия Иоанновича Московского (1366) – впоследствии канонизированного Церковью Донского героя. После смерти супруга от ран, полученных им на Куликовом поле (28.5.1386; ему не было еще и сорока), Княгиня Евдокия устроила в своем дворце в Кремле женский Вознесенский монастырь, но монашества сама не приняла. За малолетством сыновей она управляла государством вместе с боярами. Клевета, которую стали распускать вокруг Княгини, достигла сыновей. Услышав от них об этом, Княгиня распахнула пред ними на груди роскошную одежду свою, и им открылась изможденная постом и веригами плоть. Бросившимся к ее ногам потрясенным Князьям, в ответ на просьбы о прощении, она кротко заметила: «Дети, не верьте никогда внешнему».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В тот же день память святой благоверной Великой Княгини Московской Евдокии, в инокинях Евфросинии. Святой благоверной княгини Евфросинии Блаженная Евфросиния, в мире Евдокия, была дочь Великого Князя Суздальского Димитрия Константиновича, который долго оспаривал старейшинство престола у юного Князя Московского Димитрия, и, наконец, уступив силе его оружия, выдал за него дочь свою и из соперника сделался верным союзником. Всеми дарами природы украшена была прекрасная Княжна Суздальская, но мудрость ее и благочестие превосходили еще временную красоту; двадцать два года счастливо провела она в супружестве с Великим Князем Димитрием которого память осталась незабвенной в потомстве, славной победой над полчищами Мамаевыми, усвоившей ему навсегда название Донского. Шесть сыновей родились от сего брака, из коих старший Василий со славою наследовал престолу отеческому, когда ранняя кончина похитила Великого Князя во цвете его мужества, и еще восемнадцать лет после смерти супруга провела Евдокия в целомудренном вдовстве, в палатах великокняжеских, мудрою советницей сына в делах правления. Горестна была ей разлука с любимым супругом, которого столь нечаянно похитила смерть, и современная летопись сохранила слова горького ее плача над гробом его. Умирающий поручил ей быть вместе с отцом и матерью осиротевших чад своих, наставляя и укрепляя их по заповедям Господним, и свято исполнила она данный ей завет; исполнили оный и сыновья, которых предал отец Богу и матери их, строго повелев им быть всегда под ее страхом и ни в чем ее не преслушать, ибо клятва отеческая разрушает дома детей, а воздыхание матери до конца их искореняет. С великой честью и многими слезами похоронив супруга своего в соборе Архангельском, неутешная вдова посвятила себя исключительно на служение Богу. Много соорудила она святых церквей и обителей; на своем княжеском дворе поставила церковь каменную во имя Рождества Богородицы, с приделом Лазарева воскресения, в память славной победы супруга своего над татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Прославлена была от Бога…» К 600-летию со дня преставления великой княгини Московской преподобной Евдокии (Евфросинии) Аркадий Тарасов Илья Глазунов. Княгиня Евдокия в храме. Из цикла «Поле Куликово». 1979 2007 год от Р.Х. богат для Русской Православной Церкви на юбилеи, кратные ста. В их числе 500-летие со дня рождения митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева), истинного ревнителя Православия, не побоявшегося выступить против произвола Ивана Грозного и впоследствии принявшего мученическую смерть; 600-летие преставления одного из ближайших учеников и первых последователей Сергия Радонежского преподобного Саввы Сторожевского, который, как и его учитель, имел огромный авторитет у современников, в том числе у представителей правящего в Москве рода Даниловичей; 900-летие «хождения» игумена Даниила в Палестину — паломничества, открывшего Руси Святую Землю… Среди этих заметных событий и 600-летие со дня преставления великой княгини Московской преподобной Евдокии (в иночестве — Евфросинии), супруги Дмитрия Донского. Она была дочерью суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича — правнука родного брата Александра Невского Андрея и его жены Анны. Новорожденную княжну нарекли Евдокией, что в переводе с греческого означает «благоволение». Точное время рождения Евдокии неизвестно. В исторической литературе можно встретить указание на 1353 год. Также полагают, что когда 18 января 1366 года она выходила замуж за московского князя Дмитрия Донского ей было 12 или 13 лет. Однако достоверных исторических сведений, которые бы свидетельствовали о рождении Евдокии, пока не обнаружено. Ничего неизвестно и о ее детских годах. Брак Евдокии с Дмитрием Донским закреплял связи между двумя могучими княжествами — суздальским и московским, которые в течение длительного времени боролись за великое княжение владимирское, и должен был впредь обеспечить мирные отношения между ними. В 1371 году Евдокия родила старшего сына Василия, впоследствии великого князя московского Василия I Дмитриевича (1389–1425). Всего же великокняжеская пара имела восемь сыновей и четырех дочерей, включая умерших во младенчестве. В 1373 году Сергий Радонежский, уже при жизни особенно почитаемый Дмитрием Донским и являвшийся наставником Евдокии, крестили в Переславле их второго сына Юрия. Близкая духовная связь соединяла Евдокию так же и со святителем Московским Алексием.

http://pravoslavie.ru/3334.html

Министры (князь Иван Ромодановский, Шереметев, граф Головкин, Мусин-Пушкин, Стрешнев, адмирал Апраксин, князь Петр Прозоровский, Петр Шафиров, Алексей Салтыков, Василий Салтыков) приговорили: «Если бы на князя Василья показывал не царевич, а другой кто-нибудь, то следовал бы розыск; а поверить вполне словам царевича трудно: царевич сам показывал, что князь Василий относительно побега не был его советником и по совету Кикина написано было к князю Василью письмо для того, чтоб набросить на него подозрение. А за дерзкие слова князь Василий заслуживает быть сосланным с лишением чина и имения». Князь Василий подал объяснение: «Я говорил царевичу: письмо подай немедленно (отцу об отречении от престола) и бояться тебе нечего и по требованию отцову хотя б 10 или 20 писем давать надобно: это не такие письма, как между нашею братьею прежде бывали, с сеазами и с неустойкою, и опасаться этого нечего. А может быть, говорил: «Хотя и тысячу писем давай» – того не упомню. А говорил, чтоб его к тому привесть, чтоб то письмо подал, конечно, видя, что царскому величеству и государственному интересу надобно». Долгорукий был сослан в Соликамск. Учитель Никифор Вяземский в показании своем настаивал, что он уже давно в немилости у царевича: в 1711 году в Вольфенбителе, в герцоговом доме, царевич драл его за волосы, бил палкою и сбил с двора; в 1712 году он хотел его убить до смерти под Штетином, о чем известно князю Меншикову, канцлеру Головкину и другим. Вяземский был сослан в Архангельск. Одновременно с этим розыском шел другой. Капитан-поручик гвардии Григорий Скорняков-Писарев был отправлен 4 февраля в суздальский Покровский монастырь, где жила инокиня Елена, бывшая царица Евдокия Федоровна. Посланный застал инокиню в мирском платье и в церкви на жертвеннике нашел таблицу, по которой поминали вместе с царем Петром благочестивейшую и великую государыню Евдокию Федоровну. Скорняков-Писарев повез Евдокию в Москву и дал знать о необходимости схватить Абрама Лопухина, князя Семена Щербатого и суздальского протопопа Андрея Пустынного, которые могли показать «многое воровство». Видя беду, Евдокия написала еще с дороги повинную царю: «Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне был имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою. И то мое скрытие объявилось чрез Григорья Писарева. И ныне я надеюсь на человеколюбивые вашего величества щедроты. Припадая к ногам вашим, прошу милосердия, того моего преступления о прощении, чтоб мне безгодною смертию не умереть. А я обещаюся по-прежнему быти инокою и пребыть в иночестве до смерти своей и буду Бога молить за тебя, государя. Вашего величества нижайшая раба, бывшая жена ваша Авдотья».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Внизу с правой стороны небольшая круглая печать чернаго воску, до половины повредившаяся, на которой впрочем можно разобрать слова: " печать архимандрита " . На обороте собственноручныя подписи архимандрита Феодосия (скрепившаго список с записи инокини Марины) и всей братии. в) Храмоздательная грамота, данная 3-го июня 1799 года Виктором Епископом Суздальским и Владимирским строителю иеромонаху Дорофею на устройство в теплой церкви Владимирския иконы Богоматери придела во имя священномученика Харалампия; у грамоты - архиерейская печать из красной воскомастики с благословляющею рукою. г) Два плана с межевыми книгами, межевания 1773 года, - один на отхожую пустошь Мининскую, а с другой на прочия земли, лежащия к востоку от монастыря. д) В архиве хранится опись монастырскаго имущества, подписанная в 1789 году строителем иеромонахом Антонием, в которой, между прочим, значатся остававшияся от бывшей архимандрии две архимандричьи шапки, подробно в ней описанныя. Среди монастыря, между св. храмами, за невысокою деревянною оградою и за алтарем соборной церкви, стоит несколько памятников, сооруженных над могилами усопших, при жизни своей изъявивших желание почить под сению святой обители. Ближайший ко входу в ограду небольшой памятник с железною кровлею и крестом поставлен над могилою девицы Евдокии, о которой память доселе живет не только между жителями г. Суздаля и его окрестностей, но и других местностей, принадлежавших некогда к Суздальской епархии. На камне, лежащем внутри памятника, с возглавия высечена следующая надпись: " 1776 года месяца Декабря 22 дня преставися раба Божия девица Евдокия, юродствовавшая Христа ради 50 лет во граде Суждале в монастыре Преподобныя Евфросинии, а погребена под сим камнем в монастыре святаго Василия Великаго " . Такая же подпись и на стене памятника против входа, с пояснением, что он построен в 1825 году. На той же стене повешен портрет юродивой с надписью: " Блаженная раба Божия девица Евдокия юродствовала 50 лет, преставилась в 1776 году Декабря в 22-й день.

http://sobory.ru/article/?object=01826

Стб. 139. Senyk S. Op. cit. P. 23. ПВЛ. C. 66. 743 Мельников А. А. Литературная история агиографической повести о Евфроси- нии Полоцкой. Автореф. дис…. канд. филол. наук. Минск, 1989. 744 В житии преподобной написано, что икону «она же внесши в церковь святыя Богородицы, постави ю…» См.: Повесть о Евфросинии Полоцкой//Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 4. С. 172–179. По версии М. Дубровского, Эфесская икона предназначалась для Спасского собора. Исторические сведения о жизни преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители см.: Дубровский М. Житие преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с кратким описанием основанного ею в г. Полоцке женского монастыря. Витебск, 1894. 747 Об изданиях Жития, преп. Евфросинии Суздальской см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. С. 169–172; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. С. 374–408. 748 Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70–80-х годов XVII в.//Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140–164. (Тр. ГИМ. Вып. 78). Он же. Лицевые списки Жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Русская книжность: вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 78–141. (Тр. ГИМ. Вып. 95). 750 Предположительно монастырь был создан до монголо-татарского нашествия. См.: Георгиевский В. Указ соч. С. 6. 758 Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского: рукописная традиция, жизнь и чудеса: Тексты. С. 41–42. 760 Великая княгиня Евдокия, в иночестве преподобная Евфросиния, основательница девичьего монастыря в Московском Кремле. М., 1899. С. 48. 762 Пшеничников А. Краткое историческое описание 1-классного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. 763 Дмитриев Д. С. Вознесенская св. великой княгини Евфросинии обитель. Сергиев Посад, 1908. С. 43–45. 764 Акты Российского государства: Архивы московских монастырей и соборов: XV – начало XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Суздальские свв. - житие группа святых Русской православной церкви, чья жизнь была связана с территорией нынешней Владимиро-Суздальскиой епархией, а также название праздника в их честь. Совершается 23 июня по старому стилю, что приходится на 6 июля по новому стилю. Праздник установлен в 1982 году по благословению Патриарха Пимена в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Святители Митрополиты: Максим Киевский (+1305) Алексий (Бяконт) (+1378) Иона Московский (+1461) Иларион Суздальский (+1707) Архиепископы: Дионисий Суздальский (+1385) Арсений Элассонский (+1627) Епископы: Феодор Ростовский (+1023) Симон Печерский (+первая пол. XII в.) Иоанн Ростовский (+1214) Симон Печерский (+1226) Серапион Владимирский (+1275) Феодор Ростовский (+1286) Василий Рязанский (+1295) Кирилл Ростовский (+1384) Софроний Суздальский (+1654) Митрофан Воронежский (+1703). Благоверные Князья: Глеб Муромский (+1015), Константин Муромский (+1129), Михаил и Феодор Му­ром­ские (XII в.) Борис Туровский (+ок. 1160) Изяслав Андреевич (+1165) Мстислав Изяславич (+1172) Андрей Боголюбский (+1174) Глеб Владимирский (+1174) Михаил Владимирский (+1176) Петр Муром­ский (+1228) Георгий Всеволодович (+1238) Василько Ростовский (+1238) Всеволод Георгиевич Владимирский Мстислав Георгиевич Владимир Владимирский Димитрий Владимирский (+1238) Феодор Ярославич Владимирский (+1246) Святослав Всеволодович (+1253) Александр Невский (+1263) Димитрий Владимирский (+1269) Димитрий Александрович (+1294) Феодор Стародубский (+1330). Княгини: Ирина Муромская (+ок. 1129) Феврония Муромская († 1228) Агафия, Феодора, Мария и Христина (+1238) Евдокия Владимирская (XIV в.). Преподобные Никита Переяславский (+1186) Илия Муромец Печерский (+ок. 1188) Пахомий архимандрит и Феодосий (+1237) Даниил Успенский (+1238) Михаил, верижник Вязниковский (+1333) Сергий Радонежский (+1392) Роман Киржачский (+1392) Пахомий Нерехтский (+1384) Евфимий Суздальский (+1404)

http://pravicon.com/info-3459

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Персоналии ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/rubrics/134128_2.html

Эта-то любовь, возлюбленные, и подвигла вас сделать то, что вы сделали для нас, оказав внимание ваше к смирению нашему в этот знаменательный день для нас. Слава Богу за неизреченный дар Его – дар любви, в коем заключается счастье на земле и блаженство на небе! Наши сердца преисполнены чувством благодарности и к вам, возлюбленные, за дар любви вашей, паче же за любовь вашу, яже о Христе Иисусе, Которому слава в Церкви вовеки. 2 Согласно данным Государственного архива Владимирской области (Ф. 31. Оп. 3.Д.206.Л.365–372) святитель Макарий был восьмым ребенком в семье. Исследовательницей биографии митрополита Макария Эллой Владимировной Фроловой была составлена следующая родословная владыки: по отцовской линии: – прапрадед: Афанасий Степанов (жил в первой половине XVIII века), священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Новое Татарово Суздальского, а с 1778 года – Вязниковского уезда Владимирской губернии; – прадед: Яков Афанасьевич Степанов (1727–после 1767), пономарь церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Новое Татарово Суздальского уезда; жена Евдокия Андреевна (1725–после 1767); – дед: Иван Яковлевич Степанов, пономарь церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Новое Татарово; – отец: Андрей Иванович Степанов (Парвицкий) (1794–после 1843), пономарь в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии; с 1814 года женат на Марфе Николаевне Лаврентьевой; по материнской линии: – прапрадед: Андрей Лаврентьев (1729–1771), пономарь церкви Всех Святых села Эдемского Ковровского уезда Владимирской губернии; – прадед: Иван Андреевич Лаврентьев (1754–1802), диакон, а с 1793 года священник церкви Всех Святых села Эдемского; жена Прасковья Михайловна (1755–1822); – дед: Николай Иванович Лаврентьев (1778–1834), дьячок, с 1794 года пономарь села Шапкино Ковровского уезда; жена Аграфена Ивановна (1775–1824) – дочь дьячка в селе Шапкино Ивана Андреева и его жены Дарьи Ивановны; – мать: Марфа Николаевна Лаврентьева (по мужу Парвицкая) (1799–после 1845). 7 Рождественский Иоанн Николаевич (1803–1894) – протоиерей, воспитанник Московской Духовной академии, член Московской консистории, один из учредителей Общества любителей духовного просвещения. Автор духовных трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010