124-125 ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (после 1239 - после 1252, Владимир), блгв. кнж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 125-126 ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) 126-132 132-133 ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ (не позднее 1-й четв. XVIII в. - 1776), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства 133-135 135-136 136-137 ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) 137-138 138-139 ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря 139-143 143-144 ЕВИЛМЕРОДАХ [Евильмеродах; Амель-Мардук], 3-й царь нововавилонской халдейской династии (окт. 562 - июль 560 гг. до Р. Х.) 144-145 145-147 148-149 149-150 150-152 152-153 153-154 154-156 156-157 ЕВЛОГИЙ (IV в.), прп. (возможно, пресвитер) в пустыне Египетской (пам. зап. 20 сент.), в палестино-груз. календаре пам. указана под 3 февр. 157-158 ЕВЛОГИЙ прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВЛОГИЙ († 859), пресв. из г. Кордова (Испания), писатель и проповедник, сщмч. (пам. зап. 11 марта) 158-160 160-161 ЕВЛОГИЙ (Георгиев Спиридон Антонов; 1890 - 1947), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов 161-168 168-169 ЕВЛОГИЙ (Марковский Евсевий; 1878 - 1951), еп. Винницкий и Подольский Украинской Автономной Церкви 169-170 ЕВЛОГИЙ (Стамболджиев Божидар Стоянов; род. 1954), еп. Адрианопольский Болгарской Православной Церкви (БПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

Дир, князь-варяг 9, 34 Дмитриевский А., проф. 318 Доброклонский А. П., проф. 5 Добролюбов А., прот. 410, 411 Добронравов Викторин, свящ. 434 Добрынин Никита, протопоп 203 Добрыня, князь 10, 13 Довмонт-Тимофей, князь 88, 135 Долганов Ефрем, прот. 401 Долгорукий С., князь 356 Долгорукий Юрий, князь 36, 93, 95 Долгоруков В. А., князь 399 Домна Карповна (Слепченко), старица 337 Дорошенко, гетман 257 Досифей, патриарх 59, 228, 230, 258, 259, 261 Досифей, архиеп. 373 Досифей, епископ 262 Досифей, затворник 330 Досифея (княжна Августа Тараканова) 330 Древинский Лаврентий 243, 245 Дубнянский Феодор, прот. 272 Ева, княжна, 138 Евгений,папа 59 Евгений Болоховитинов, митроп. 4, 277, 278, 279, 315, 318, 323, 349 Евгений Казанцев, архиеп. 366 Евгений, архиеп. 433, 434, 435, 438, 439 Евдоким Мещерский, архиеп. 417, 419 Евдокия Лопухина , царица 262 Евдокия (Евфросиния), княгиня 129 Евдокия, княгиня 93, 129 Евлогий Георгиевский,митроп.453, 454, 468, 469, 477, 478, 479, 480, 481, 482, 484, 486 Евлогий, митроп. 381, 382 Евлогий, епископ 476 Евсевий, митроп. 477 Евстафий, муч. 52, 88, 136, 292, 403 Евстафий, сингел 72 Евфимий, патриарх 56 Евфимий Беликов, епископ 281 Евфимий Зигабен 494 Евфимий Офиеш, епископ 468, 485 Евфимий Суздальский, преп. 106, 121 Евфимий, архиеп. 63 Евфимий, еп. 21, 58 Евфимий II, еп. 94 Евфимий, инок 226, 227, 228, 232 Евфимия Попова, старица 337 Евфросии, еп. 21 Евфросин Псковский, преп. 107 Евфросин Синозерский, преп. 175 Евфросин, преп. 195, 291 Евфросиния Полоцкая, преп. 96, 98, 117, 127, 293, 325 Евфросиния (Феодосия), княгиня 129 Екатерина, велмуч. 293 Екатерина I, Императрица 268 Екатерина II, Императрица 273, 274, 275, 293, 296, 301, 303, 305, 307, 324, 325, 328, 329, 330, 333, 334, 338, 339, 348, 354, 357, 358, 361, 365, 370, 371, 372, 373, 409 Елагин Н. 412 Елевферий Богоявленский, митроп. 453,468 Елена, дочь Uoahha III 141, 142,145 Елена, княгиня 72 Елисавета Петровна,Императрица 271, 272, 273, 293, 295, 296, 301, 302, 313, 320, 324, 325, 328, 329, 330, 332, 338, 353, 356, 365, 371

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

65 к. Итого неокладных расходов 19 р. 64 к. Обоего, окладных и неокладных в расходе 28 р. 8 ¾ к. В оном числе сверх прихода в расходе 10 р. 58 ¾ к. произошли из остаточных от 737 года денег. (Ведом, за 1738 г. в мон. арх.). 172 Царица Евдокия была пострижена, по приказанию царя, в июне 1699 года иеромонахом Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря Иларионом в Суздальском Покровском монастыре в келлии старицы Маремьяны. (Маниф. 5 марта 1718 г.). 175 Копия с указа из келейной конторы архиеп. Феоф. в Новгор. архиер. разряд 1728 г. (в мон. арх.). 177 См. в мон. арх. известие в Новоладожскую воеводскую канцелярию на запр. следн. о монастыре от 6 июля 1747 года. 178 В описании Успенского монастыря, изданном 1865 года (стр. 4), на основании свидетельства истории Российской иерархии (ч. 3 стр. 746 и 749), утверждается, что устроенный по приказанию Петра I-ro полисад был каменный. Ведомость 1727 года показывает, что это утверждение ошибочно: – полисад был деревянный. 179 Иконостас в изображаемом здесь виде устроен в 1709 и 1760 годах, пр?? тельнице Марфе (опись). 202 Репорт игуменьи Маврикии от 4 октября 1854 г. за 115 и от 15 августа 1855 г., за 81. Дело в монастырском архиве 7 1854 г. и дело 1837 г. о ремонтных работах. 203 Консист. указ 14 февраля 1831 г. 513 и репорт игуменьи Февронии от 22 февраля 1831 г. 12. 210 Заботливость Консистории о точности донесений игуменьи простиралась до того, что, когда игуменья по ошибке назвала г. Горностаева епархиальным архитектором, то у ней потребовано было объяснение, на каком основании она называет Горностаева епархиальным архитектором. 222 Репорт игуменьи в Конснст. от 18 ноября 1859 г. 96, в деле 1856 г о построении трапезы, в мон. арх. 225 Г-жа Шахова утверждает, что Евпраксия происходила из духовного звания. Но из дела о ней видно, что она происходила не из духовного, а из купеческого звания. И в указе консистории (18 дек. 1777 года за 976) и в репорте настоятельницы (30 дек. 1777 г.) Евдокия-Евпраксия именуется купецкой дочерью. 226 Впоследствии – схимонахиня Евдокия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Москва. Кремль. Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Вознесения Господня в Вознесенском монастыре Кремля собор В Московском Кремле во второй половине XIV века у Фроловских ворот (так тогда называли Спасские ворота) стоял княжеский терем, где жили после свадьбы великий князь Димитрий Иванович и его жена Евдокия Дмитриевна. Отсюда великая княгиня Евдокия провожала мужа на доблестный подвиг и здесь же она встречала его после Куликовской битвы победителем темника Мамая. В своем тереме великая княгиня устроила девичий монастырь. Точная дата основания его неизвестна, по одним сведениям, это произошло в 1387 или в 1389 г., или даже в 1393 г. По другим сведениям, обитель заложили в 1407 г., когда великая княгиня Евдокия приняла постриг с именем Евфросинии, в память преподобной Евфросини Суздальской. Через три дня после пострига – 20 мая 1407 г. – инокиня Евфросиния стала возводить первый каменный Вознесенский собор монастыря. Она скончалась 7 июля 1407 г. и была погребена в строившемся соборе. Он достраивался после ее смерти великой княгиней Софьей Витовтовной, женой великого князя Василия I, был доведен до сводов, но пострадал от пожара в 1415 г. Собор недостроенным простоял около пятидесяти лет, когда великая княгиня Мария Ярославна, супруга великого князя Василия II Темного поручила возобновить его зодчему В.Д. Ермолину. Ермолин был и скульптором. Он сделал изображение святого Георгия Победоносца на Фроловских (Спасских) воротах, хранившееся позднее в Вознесенском монастыре. Ермолин был также первым русским зодчим, занимавшимся восстановлением древних построек. Он предложил собор не сносить, а обложить новым кирпичом и переложить своды. В 1468 г. храм был освящен. Новое церковное здание пострадало от пожара 1482 г. В пожаре обгорела чтимая икона Божией Матери «Одигитрия», и на сохранившейся доске иконописец Дионисий написал заново образ Богоматери. Эта икона хранилась в монастыре и выносилась во время больших крестных ходов навстречу царю и патриарху, которые к ней прикладывались. В 1519–1521 гг. собор был перестроен и вновь освящен (9 мая 1521 г.). По летописи известно, что строителем был итальянский зодчий Алевиз.

http://sobory.ru/article/?object=45278

Б. Н. Флоря Иконография Наиболее ранние изображения Е. Д. встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. в 1-м и 2-м Остермановских томах (БАН), где ей, в частности, посвящен отдельный цикл. Впервые образ Е. Д. появляется под 1366 г., где сообщается о свадьбе блгв. вел. кн. Димитрия Донского (БАН. 31.7.30-1. Л. 571 об.). Бракосочетание в Лицевом летописном своде обычно иллюстрируется сценой венчания или брачного пира, здесь избран 2-й вариант - юный безбородый князь в княжеской шапке и Е. Д. в городчатом венце и белом плате сидят в центре за полукруглым столом с кубками в руках. Слева и справа представлены гости: мужи - за князем, жены - за княгиней, действие происходит на условном архитектурном фоне. Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Икона. Нач. XX в. (частное собрание) Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Икона. Нач. XX в. (частное собрание) Сюжет др. миниатюры - рождение в 1374 г. в Переяславле 3-го сына блгв. вел. кн. Димитрия - Юрия (Там же. Л. 659). Изображение, близкое к иконописным изводам рождества святых, разделено на 2 регистра: в верхнем - на фоне палат Е. Д. полулежит на ложе, справа в отдельном покое стоит св. князь, к-рому подносят спеленатого младенца; в нижнем - сцена крещения младенца, над купелью изображен прп. Сергий Радонежский, справа от него - князь с княгиней, слева - группа людей. Иллюстрируя текст, художник точно следует за сообщением летописца о том, что в это время в Переяславле находились суздальский кн. Димитрий Константинович с княгиней и «бяше съезд велик». В композицию рождения и крещения последнего сына блгв. вел. кн. Димитрия Донского - кн. Константина, появившегося на свет в 1389 г., за 4 дня до кончины отца, включено изображение лежащего на одре блгв. князя (Там же. 31.7.30-2. Л. 323). Композиция следующей миниатюры - прощание князя с родными и его преставление - открывает цикл из 17 иллюстраций к повести «Слово о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго» (Там же.

http://pravenc.ru/text/187095.html

Церковь чтит память святого благоверного князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 1 июня, 2019. Новостная служба Они были родителями двенадцати детей и примером супружеской верности и согласия 1 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого благоверного князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии. Святые Димитрий и Евдокия были родителями двенадцати детей, а жизнь их, как отмечают летописные свидетельства, была примером супружеской верности и согласия. Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича, была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, митрополит Московский, а также преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля. Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре. Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Вл. Евдокия, дочь Димитрия Константиновича кн. Суздальского, в 1367 г. стала супругой в. князя Димитрия Иоанновича 94 . «Земля Русская рада была этому браку», говорит древний повествователь 95 , и было о чём радоваться. Союз дочери кн. Димитрия Суздальского с князем Димитрием Иоанновичем служил залогом прекращения борьбы Суздальского князя с князем Московским, пролившей много крови Русской. И молодой князь, вступивший в брак, радовал собой всех: «будучи ещё молод, говорит тот же повествователь, он прилежал к делам духовным, не любил пустых разговоров, не терпел срамных слов, от худых людей уклонялся, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал свящ. Писание, заботлив был о храмах Божиих, мужественно стоял на страже за землю Русскую, злобой был дитя, а умом полный муж» 96 . Счастлива была княжна, найдя себе такого супруга. И жизнью своей показала, что она была достойна его. Она была супругой нежной, кроткой, набожной. «Оба супруга, продолжает повествователь, жили в браке чисто, не предаваясь стремлениям чувственности и внимательны были к своему спасению». Было кому поддерживать такие расположения молодых супругов. Святитель Алексей был отцом и хранителем их во всём. Св. Феодор, игумен Симоновский и племянник пр. Сергия, был духовником их. Княгиня и рождала, и воспитывала детей в страхе Божием. Восприемником одного из сыновей был препод. Сергий. Княгиня поддерживала супруга своего в его борьбе с различными скорбями, поддерживала своей молитвой и своей любовью. Когда в. князь Димитрий решился идти против грозных полчищ Мамая, князь-супруг, совсем готовый в поход, молился в храме архистратига Михаила, призывая на себя молитвы небожителей; – с ним здесь молилась и супруга; здесь же в горьких слезах она и простилась с ним 97 . В продолжение всего грозного времени войны «великая княгиня Евдокия, говорит летопись, раздала много милостыни бедным и сама постоянно ходила в церковь , молилась днём и ночью» 98 . Надежды христианские не остались в стыде. Князь Димитрий 8 сентября одержал Такую победу над татарами, что с того времени уже не Россия трепетала орды, а орда стала бояться сил России.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

е) Книга степенная, заключающая в себе сказание о благочестивых российских самодержцах XVI века; ж) Кариона Истомина (иеромонаха), сборник различных поучений, молитв и разных писем к великим государям и святителям, XVII века. Хранящиеся здесь печатные книги древностью своей не восходят далее XVII века 26 . Вознесенский монастырь Основательницей Вознесенского монастыря почитается преподобная Ефросинья, в мире Евдокия, супруга великого князя Дмитрия Иоанновича Донского. Преподобная Ефросинья была дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича. Рано, ещё в самом цветущем возрасте княгиня овдовела. По смерти своего супруга, она посвятила себя на служение Богу, для спасения своей души; начала провождать высокую христианскую жизнь, подавать милостыню нищим и строить храмы Божии, соблюдать строгий пост и воздержание. Для более строгой жизни, она носила на себе вериги, хотя по званию княгини должна была носить на себе богатые одежды. Постригшись в иноческий образ, она проводила жизнь свою в Вознесенском монастыре. Однажды, когда блаженная Евдокия шла из успенского собора, один слепой, сидя на дороге, услышавши, что идёт княгиня, воскликнул: «Боголюбивая княгиня, питательница нищих, ты во сне мне явилась и хотела дать мне зрение, исполни же своё обещание». Блаженная Евдокия, проходя мимо нищего, опустила на него конец своей одежды, и слепой отёр им свои глаза и прозрел. Она скончалась 1407 года, июля 7 дня. В этот день церковь совершает её память. 27 . Преподобная Ефросиния положила начало построению Вознесенского монастыря, оконченному уже после её смерти, в 1467 году. Главная церковь , этого монастыря устроена в, честь Вознесения Господня, с двумя приделами: Успения Богоматери и Всех Скорбящих Радость. В ней замечательны иконы: а) Вознесения Господня; б) Спасителя; в) Благовещения; г) Одигитрии Божией Матери. Другая церковь во имя великомученицы Екатерины, с приделами: Казанской иконы Богоматери, в которой находится весьма древняя Казанская Её икона, и в честь Рождества Иоанна Предтечи. Третья церковь во имя преподобного Михаила Малеина, с приделом святого Феодора Пергийского; в ней находится древнее каменное изваяние святого великомученика Георгия, изображённого на коне.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

игумения Иулиания. игумения Сусанна. Александра Обернибесова. игумения Феврония. монахиня Марфа. 1761 года игумении Евоймия, место которой заступила Александра Шубина 1779 года игумения Евпраксия. 1822 года игумения Поликсения. 1828 по 1854 г. игумения Феврония. 1854 года игумения Маврикия. 1856 года игумения Дионисия. 1895 года игумении Вриенна, которая и управляет монастырем в настоящее время. § V Староладожский Успенский монастырь в 1718 году сделался жилищем царицы Евдокии Феодоровны (Лопухиной), супруги Петра Великого. Царица Евдокия, по приказанию царя, была пострижена в монашество в 1699 году в Суздальском Покровском монастыре, с именем Елены. По делу сына царевича Петра Алексеевича и участию в заговоре против Петра, Евдокия Феодоровна прибыла в Москву. Многие из приверженцев опальной царицы были тогда казнены, а сама она отправлена на житье в Cmapoлaдoжckuq Успенский монастырь. Под угрозою смертной казни было запрещено посторонним»!, говорить с нею. Чтобы предотвратить какие-либо сношения царицы с посторонними, по указу царя, монастырь окружен был стоячим двойным полисадом; а бывшим монастырским прихожанам запрещено было ходить в монастырскую церковь . Приостановлено было пострижение в монашество новых лиц, живших в монастыре. Заключение Евдокии Феодоровны в Успенском монастыре продолжалось до кончины Петра Великого. Преемнице Петра Екатерине I это заключение показалось, вероятно, недостаточно благонадежным. – По указу императрицы Евдокия Феодоровна перевезена была в Шлиссельбургскую крепость. В очень немногих, сохранившихся среди сестер обители, воспоминаниях о пребывании Евдокии Феодоровны в Успенском монастыре передается, что Петр Великий сохранил некоторое чувство, если не любви, то жалости к Евдокии Феодоровне: он неоднократно посещал Успенский монастырь и келью изгнанницы, угощал ее из своего дорожного ларца, выражал заботливость, чтобы были доставлены ей возможные жизненные удобства. В Успенском монастыре не осталось следов, по которым можно было бы судить об отношении Евдокии Феодоровны к обители, в которой она прожила не менее шести лет. Не вспомнила она об Успенском монастыре и став близко к царскому тропу при внуке своем Петре III. § VI

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святая благоверная великая княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния, родилась в 1353 году. Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом, нищелюбием и благотворительностью. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Благочестивая христианская жизнь Евдокии содействовала постоянному возрастанию ее в духовном совершенствовании, в котором она руководилась такими великими святыми земли Русской, как святитель Алексий, Митрополит Московский и Преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий крестил одного из сыновей князя Димитрия и Евдокии. Восприемником других детей благочестивого семейства был преподобный Димитрий Прилуцкий (память 11 февраля). Большой любовью к Богу и Святой Церкви горела душа княгини. На ее средства было построено много храмов, а в 1387 году Евдокия основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, который стал усыпальницей великих княгинь. В 1396 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Еще будучи в миру, святая носила под пышными княжескими одеждами суровую власяницу. Такие тайные для людей, но ведомые Богу подвиги, преподобная Евфросиния продолжала и в монастыре. В молитве и подвиге совершив свой земной путь, она мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре. Память ее празднуется 17 мая и 7 июля. Известен литературный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа благоверного князя Димитрия Донского, скончавшегося в возрасте 39 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010