954 Стиси краегласнии в похвалу преподобныя мученицы Евдокии. – Стихотворение написано в январе 1681 г. и произнесено в присутствии царя несколькими чтецами в мар те того же года. Произведение, в котором излагается житие преподобномученицы Евдокии (ум. в 152 г.; ее память приходится на 1 марта), было написано по случаю именин царевны Евдокии Алексеевны (1650–1712), сестры царя Федора Алексеевича. В тексте стихотворения упоминается и сам царь, и его ближайшие родственники. Печатается по рукописи XVII в. из собрания Австрий ской национальной библиотеки (Cod.slav.174, л.26 об.–34) с уточнением ряда чтений по рукописи: ИРЛИ, Пинежское собр., 113, л.602 об.–607 об. 964 Сказание о страстех Господа Бога... – Стихотворное переложение евангельской истории последних дней жизни и страданий Иисуса Христа написано, вероятно, в апреле 1681 г. В работе над своей декламацией Сильвестр помимо евангельского текста (на полях рукопи сей есть ссылки на соответствующие места) пользовался также какой-то не установленной «Гисторией Иерусалимской» в прозе. Сильвестр, безусловно, был знаком с популярными в рукописной традиции XVII в. «Страстями Христовыми», а также с какими-нибудь из многочисленных польских или латинских стихотворных мессиад, но эти источники не установлены. Текст «Сказания» был распределен Сильвестром между 12 «певцами», которые декламировали «Сказание» перед царем Федором Алексеевичсм и царским семейством (все они, а также патриарх и архиереи перечислены в заключительной части «Сказания»), Печ. по рукописи XVII в. из собрания Австрийской Нацио нальной библиотеки (Cod.slav.174, л.1–17) с уточнением ряда чтений по рукописи: ИРЛИ, Пинежское собр., 113, л. 584–596. 1028 А нам от Сына ти данному дару. – Сильвестр обыгрывает здесь значение имени «Феодор» – божий дар (греч.). 1030 Вручение... привилия на Академию... – Замысел учреждения в Москве академии принадлежал Симеону Полоцкому , однако его кончина, а затем смерть царя Федора Алексеевича заставили отложить этот проект. В начале 1685 г. Сильвестр Медведев возобновил перед ца ревной Софьей ходатайство об открытии академии и приложил к подготовленной грамоте стихотворный текст, в котором многократно обосновывает необходимость «в Москве невежества темность прогоняти». Печатается по кн.: Прозоровский А. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность). M., 1896 (по рукописи: ГИМ, Синодальное собр., 44/231).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-е Св. преподобномученицы Евдокии Всё Писание – Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). С поразительной верностью осуществились эти слова Боговдохновенного Апостола в жизни воспоминаемой сегодня Церковью блаженной Евдокии. Как ураган, налетевший внезапно на бездны морские, с непреодолимой силой крутит, потрясает волны, приводит их в сильнейшее движение и волнение и, проникая до самой глубины морской, могуче исторгает на поверхность предметы, сокрытые в недоступных глубинах, – так и свет, и мощь св. Писания внезапно проникли тёмную душу великой грешницы и исторгнули сокрытые в глубине её сокровища, присущие душе человеческой, но бездействующие, мёртвые, невидимые, пока мгла грехов тяготеет над ними... Чудным путём Господь, «не хотящий смерти грешника, но обращения его от зла на путь добра и разума истинной жизни», извлёк далёкую от Него душу из самого безысходного, мрачного царства, греха – в светлое пристанище спасительного раскаяния. Путём этим было сокрушительное для греха действие Божественного слова Его. Однажды, в то время, когда язычество ещё преобладало повсюду, и нравы языческие допускали ещё ничем не сдерживаемую распущенность, жила в городе Филиппийском Илиополе (нынешнем Бальбеке) одна богатая женщина, замечательная необыкновенной красотой, привлекавшей к ней многих поклонников, с которыми вместе она предавалась разгульной, беспечной жизни среди безумной роскоши и совершенной праздности. Казалось, что кроме нечистых удовольствий ничто не занимало её; это была язычница в полном смысле слова; в душу её не проникал ещё ни один луч света Христова. Но этот свет уже сиял в мире... и число пленяемых им распространялось повсеместно, – и эти-то избранные служили в свою очередь блаженным орудием для привлечения к нему новых счастливцев... Пришёл наконец час возрождения и погибающей Евдокии... Однажды, когда она предавалась ночному покою в роскошной комнате своего дома, внезапно среди ночи она проснулась. Господу угодно было определить эту минуту и на пробуждение её спящей души...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евдокия красна – и весна красна. Евдокия весну сряжает. День Евдокии красный (ясный) - на огруцы и грузди урожай. С Евдокии плющихи первые оттепели; сеют капусту (в Малорос. мак) . С Евдокии запевают веснянки и поют их до троицына дня (хороводные песни: мак, просо, плетень и пр.) . Новичок под Евдокию с дождем – быть лету мокрому. Новичок умылся, и нас обмоет (т. е. новый месяц) . Евдокия благоволит, да насорит. Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает – либо снег, либо дождь. На Евдокеи снег – урожай, теплый ветер – мокрое лето, ветер от Москвы (с севера) - холодное лето. Какова Евдокия, таково и лето. С Евдокеи погоже – все лето пригоже. Коли на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели. На Евдокию мороз прилунится, так и март на нос садится. С Евдокей ветры и вихри. Евдокиевские бураны (восточн.). С Евдокей еще встояч собаку снегом заносит. Отколе ветер в Евдокеи, оттуда и во все лето. У Евдокеи вода, у Егорья трава. Коли курочка в Евдокеи напьется, то и овечка на Егорья (23 апреля) наестся. Пришли Евдокеи – мужику затеи. Во что Евдокеи, в то и третий спас (не к 4му ли августу эти две поговорки относятся?). 2. На Федота занос (ветер, метель), все сено снесешь (или: снесет, т. е. долго травы не будет; новгород.). 4. Гарасим Грачевник, грачей пригнал. Грач на нос садится (на пашне) . Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна. На Гарасима кикимору выживают (заговорами) . Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрыпеть. 7. Василия Капе льника (в север. губ. перенесен с 28 февраля). 9. Сороки святые – колобаны золотые (булочки). Пекут жаворонки. На сорок мучеников день с ночью меряется, равняется. Вторая встреча весны. Зима кончается, весна начинается. Сорок мучеников, сорок утренников (еще будет) . Гречу сеять пропустя сорок морозов после сорока мучеников. Во что со роки, в то и петровки (в день недели). На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается. Прилет жаворонков. Сколько проталинок, столько жаворонков.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Не трепещет ли сердце ваше, братья, слыша о таком счастье этой девицы? Но приготовьтесь к слезам, чтобы оплакивать ее великое несчастье. О зависть, зависть, как ты горька и как много несчастий ты приносишь людям! Позавидовали Евдокии, оклеветали ее неправедно перед царем и ее мужем, будто она имеет к нему малую верность и почтение и испытывает тайную любовь к Павлиниану, который был очень ученый и чудесный человек и с которым она действительно часто беседовала, любя сама науки. Хотя царь этому и не поверил, но возымел сомнение и, ничего не говоря Евдокии, искал случая удостовериться. Но послушайте, какая произошла случайность, и случайность печальная. Однажды принесли царю яблоко, которое было необычайной величины; царь отослал его Евдокии. А она, не подозревая против себя никаких клевет, послала это яблоко Павлиниану, который был в то время болен. Царь, придя навестить больного Павлиниана, увидел у него свое яблоко, изменился в лице, возмутился сердцем и вышел от него печален и гневен, а когда пришел к царице, прежде всего спросил, где то яблоко, которое он ей прислал. Она, по действу дьявола, радующегося о зле, или по попущению Божию, не объявила ему истину, а сказала, что она то яблоко съела и утвердила свое слово, поклявшись даже царским здоровьем. Этого было достаточно; царь поверил клятве и тотчас велел отсечь голову лежащему в постели Павлиниану, который не только был совсем не повинен, но даже ничего и не подозревал. С Евдокией царь развелся и отправил ее в ссылку в Иерусалим. И вот дворец, где раньше царили радость и мир, был возмущен печалью и тревогой. Из этого примера вы видите, сколько зла могла наделать зависть, смешанная с клеветой. Из зависти был убит неповинный Павлиниан, разлучена царица с мужем; поругана добродетель верной жены, нарушена радость многих. И никто от этого не получил никакого для себя удовольствия. Может ли после этого завистливый, доставляющий только злобную радость бесам, может ли и имеет ли право называться христианином? 2 Однажды спросили некоего мудреца, какие глаза видят лучше: черные или серые, мужские или женские, человеческие или скотские? И он ответствовал: лучше всего видят глаза завистливых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

– Не хочу быть старшим! Макарик, который в старших братьях уже целых три года из своих полных шести: – Ага, Митька, теперь и ты понял, каково это! Привыкай! А Анюша просто светится тихой улыбкой. Хотя никогда особенно не любила играть в куклы. Капитан и его лодка Два кило двести с хвостиком – это не сухопутная жизнь под солнцем и небом. Требуется тепленький кувез и капельница. Он здорово напоминает подводную лодку. И ты несешь вахту подводника. Не зря же твой святой покровитель – адмирал Ушаков. Я смотрю на тебя сквозь прозрачный пластик и честно стараюсь не плакать. Вчера мне даже позволили открыть кувез целиком и без конца гладить твои пальчики-спички. Ты улыбался и плескал ручками. Это было наше первое свидание, не считая того, когда тебя вынули из меня. Кормить мне тебя самой пока нельзя. И от этого – жуткая пустота. У моих соседок по палате рядом орут и чмокают детки, родившиеся с тобой в один день, а твоя кроватка пуста. Настолько пуста, что ее даже выкатили в коридор. Изо всех сил заполняю пустоту молитвой. Большое утешение – иконы рядом с твоим кувезом в «детской», где лежат твои товарищи, такие же подводники, как и ты. Живая вода онлайн 23 сентября, вторник Елена – Валерии. Димитрию, Александру, Евдокии, Александру, Елене; 6.00 Похоже, у нас преждевременные роды. Схватки и высоченное давление. Валерия – Елене; 7.06 Господи, помоги! С вами мои молитвы сердечные! Дмитрий ­ – Елене; 8.05 Леночка, держись! Господь с вами! Евдокия – Елене Помоги, Господи! Ксения – Елене; 13.10 Как вы? Нам уже можно вздохнуть? Елена – Ксении, Евдокии, Димитрию; 13.20 Мне сбивают давление… Лежу в проводах и капельницах. Евдокия – Елене; 14.14 Но роды идут? Держись! Валерия – Елене; 14.30 Как Вы, дорогая? Елена – Евдокии, Елене; 14.40 Схватки кончились. Похоже, сегодня малыш не родится. Давление держится. Елена – Елене; 16.59. Ну, ничего. Под покровом Всевышнего все будет хорошо. Дмитрий – Елене; 22.40 Ты в клинике? Хорошей? Помоги Господь! Только не пренебрегай врачебной помощью! Как что-то понадобится – сразу мне сигналь. Доброй ночи!

http://pravmir.ru/fedor-iz-kesarii/

Бракосочетание Евдокии с великим князем Димитрием Иоанновичем Донским совершено было в 1366 году, января месяца в 18-й день. Это было на 18-м году жизни Димитрия Иоанновича 8 , в 6-м год его княжения 9 . Брачное торжество было праздновано в Коломне со всем великолепием и пышными обрядами того времени. Это событие, говорить летописец, преисполнило невыразимою радостью сердца всех Русских 10 , и тем более самих виновников торжества. Но не долго суждено было Евдокии наслаждаться безмятежною жизнью счастлиБого супружества: по собственным словам ее, «не много испытала она радостей в супружестве за Димитрием» 11 . Едва лишь введена была она в царские чертоги, как страшные бедствия, физические и политические, одно за другими, постигли юное государство Московское. В самый год бракосочетания Евдокии, ужасная моровая язва поразила южную Россию, а потом и Москву. В том же году, незадолго до язвы, Москва подверглась другому бедствию, столь, же страшному: сильный пожар, каких еще дотоле не бывало, в продолжении 2 – х часов истребил весь город и его предместья. В 1368 году, только что отстроившаяся после пожара, столица Димитрия подверглась осаде и разорению от Ольгерда, князя литовского. Не успев взять Кремля, где затворился великий князь с вел, княгиней, митрополитом и боярами, Ольгерд страшно опустошил окрестности, повел в плен бесчисленное множество жителей, и хвалился, что Москва долго не забудет сделанных им опустошений. В 1370 году Москва снова была осаждаема Ольгердом, и хотя он не успел взять ее и должен был отступить, но снова причинил ей много вреда, и, в отмщение за неудачу, снова опустошил окрестности. Все эти бедствия нашего отечества, подвергая опасности московского государя, его столицу и целое государство, этим самым сокрушили сердце его юной супруги. Не относясь к ней лично, они лично касались нежнолюбимого ею супруга; а Евдокия, по своей любви к Димитрию, готова была лучше сама подвергнуться страданиям, нежели видеть его в горе и опасности. Во время подобных тяжких испытаний нашего отечества, Евдокия, как видно из последующих таких же случаев ее жизни, не имея возможности отклонить угрожавшее или постигшее бедствие, обращалась к единому прибежищу скорбящих – к Богу, и у Него искала заступления. Она усердно молила Господа о помощи, раздавала нищим богатая милостыни и творила другие дела христианского благочестия. Если супруг ее в подобных случаях находился вне столицы, она, при виде грозившей опасности, показывала подданным пример веры и преданности Промыслу и надежды на высшую небесную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Протопоп и поп Витка не жалели ладана, свечи виднелись, как в тумане, иерихонским ревом долголетие возглашал дьякон. Петр опять покосился — рука Евдокии дрожит не переставая. В груди у него будто вырастал холодный пузырек гнева… Он быстро выдернул у Евдокии свечу и сжал ее хрупкую неживую руку… По церкви пронесся испуганный шепот. У митрополита затряслась лысая голова, к нему подскочил Борис Голицын, шепнул что-то. Митрополит заторопился, певчие запели быстрее. Петр продолжал сильно сжимать ее руку, глядя, как под покровом все ниже клонится голова жены… Повели вкруг аналоя. Он зашагал стремительно, Евдокию подхватили свахи, а то бы упала… Обрачились… Поднесли к целованию холодный медный крест. Евдокия опустилась на колени, припала лицом к сафьяновым сапогам мужа. Подражая ангельскому гласу, нараспев, слабо проговорил митрополит: — Дабы душу спасти, подобает бо мужу уязвляти жену свою жезлом, ибо плоть грешна и немощна… Евдокию подняли. Сваха взялась за концы покрывала: «Гляди, гляди, государь», — и, подскокнув, сорвала его с молодой царицы. Петр жадно взглянул. Низко опущенное, измученное полудетское личико. Припухший от слез рот. Мягкий носик. Чтобы скрыть бледность, невесту белили и румянили… От горящего круглого взгляда мужа она, дичась, прикрывалась рукавом. Сваха стала отводить рукав. «Откройся, царица, — нехорошо… Подними глазки…» Все тесно обступили молодых. «Бледна что-то», — проговорил Лев Кириллович… Лопухины дышали громко, готовые спорить, если Нарышкины начнут хаять молодую… Она подняла карие глаза, застланные слезами. Петр прикоснулся поцелуем к ее щеке, губы ее слабо пошевелились, отвечая… Усмехнувшись, он поцеловал ее в губы, — она всхлипнула… Снова пришлось идти в ту же палату, где обкручивали. По пути свахи осыпали молодых льном и коноплей. Семечко льна прилипло у Евдокии к нижней губе — так и осталось. Чистые, в красных рубахах мужики, нарочно пригнанные из Твери, благолепно и немятежно играли на сурьмах и бубнах. Плясицы пели. Снова подавали холодную и горячую еду, — теперь уже гости ели за обе щеки. Но молодым кушать было неприлично. Когда вносили третью перемену — лебедей, перед ними поставили жареную курицу. Борис взял ее руками с блюда, завернул в скатерть и, поклонясь Наталье Кирилловне и Ромодановскому, Лопухину и Лопухиной, проговорил весело:

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Позавидовали Евдокии, оклеветали ее неправедно перед царем и ее мужем, будто она имеет к нему малую верность и почтение и будто она весьма почитает Павлиниана, который был очень ученый и честный человек и с которым она, действительно, часто беседовала, любя сама науки. Хотя царь этому не поверил, но возымел сомнение и, ничего не говоря Евдокии, искал случая сам удостовериться. Однажды принесли царю яблоко, которое было необычайной величины; царь отослал его к Евдокии. А она, не подозревая против себя никаких клевет, послала это яблоко к Павлиниану, который был в это время болен. Царь, придя навестить больного Павлиниана, увидел там свое яблоко, изменился в лице, возмутился сердцем и вышел печален и гневен, и когда пришел к царице, то прежде всего спросил: где яблоко, которое он к ней прислал? Она, по действу ли диавола, радующегося о зле, или по попущению Божию, не объявила ему истины, а сказала, что она то яблоко сама съела, и утвердила свое слово клятвой, поклявшись даже царским здоровьем. Этого было достаточно; царь поверил клевете и тотчас повелел отсечь голову лежавшему в постели Павлиниану, который не только был совсем невинен, но даже ничего не подозревал. С Евдокией царь развелся и послал ее в ссылку в Иерусалим. И вот дворец, где раньше царили радость и мир, был возмущен печалью и тревогой. Из этого примера вы видите, сколько зла могла наделать зависть, смешанная с клеветой. Благодаря зависти, был убит неповинный Павлиниан, разлучена царица с мужем; поругана добродетель верной жены; нарушена радость многих, и никто от этого не получил никакого для себя удовольствия. Может ли после этого завистливый, доставляющий только злобную радость бесам, может ли и имеет ли право называться христианином? В заключение вспомним поучение апостола Павла: не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал. 5:27 ). Не будем тщеславны, будем знать каждый только свое; не будем осуждать один другого, не будем ревновать один другого. Если вы поедаете один другого, то берегитесь, как бы вам всем не погибнуть. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом ( Гал. 5:15 ) 62 . 76. Наталья Борисовна Долгорукая

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Таким образом, в руках позднейшего троицкого монаха – составителя «подложной грамоты Дмитрия Донского» находился подлинный акт XIV в. Судя по всему, он дошел до него в крайне ветхом состоянии и следующим этапом его работы стало то, что при переписке в него были внесены названия тех монастырских владений, которые, по мнению людей XVI в., могли быть получены обителью от Дмитрия Донского. В «подложной грамоте Дмитрия Донского» мы встречаем такие факты, которых в действительности никогда не было. Укажем на то, что село Федоровское в Нерехте, согласно второй записи, было дано великой княгиней Евдокией по случаю рождения ее старших сыновей Василия и Юрия, хотя нам достоверно известно, что оно поступило в обитель от боярина первой половины XV в. Захария Ивановича Кошкина. И все же назвать троицкого монаха XVI в. простым фальсификатором нельзя. Он старался не выдумывать новых фактов, а лишь пытался интерпретировать сведения из имевшихся в его распоряжении обрывков подлинных актов. Каким же образом во второй записи появилось имя Евдокии? Из практики монастырских архивов нам хорошо известно, что монастыри, приобретая то или иное владение, нередко требовали от прежних хозяев все имевшиеся у них предшествовавшие на него документы. Таким образом в монастырских фондах откладывались целые «цепочки» актов, позволяющие проследить историю конкретной вотчины задолго до ее приобретения обителью. Это делалось с целью предотвращения возможных земельных махинаций. Очевидно, подобные предшествовавшие акты поступили и от Захария Кошкина. Вероятно, одним из них была жалованная грамота на село Федоровское, выданная ему или предшествующему владельцу от имени Евдокии. Судить об этом можно потому, что согласно духовной грамоте 1389 г. Дмитрия Донского Евдокия получала в пожизненное владение из уделов своих сыновей ряд волостей. В частности, ей достались «оу князя оу Василья... ис Костромы Иледам с Комелою, а оу князя оу Юрья из Галича Соль» 1042 . Троицкий монах XVI в., имея на руках обрывки жалованной грамоты с именами Евдокии, Василия и Юрия, интерпретировал их в том смысле, что указанная вотчина поступила в обитель от вдовы великого князя. Вполне возможно, что данная грамота была составлена в 1391 г. Вероятно, именно из нее эта дата под пером троицкого монаха перекочевала в XVI в. в «подложную грамоту Дмитрия Донского». При этом он не учел того, что к 1393 г. и Дмитрия Донского, и Сергия Радонежского не было уже в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В се же время изменися доброта его и отъиде слава его .., и не бе в нем ничто же благо видети, но токмо дым и земля и многа трупия мертвых лежаща, а церкви камены вне огоревши, внутрь же юду выгоревши и почерневши . И не бе в них пения, ни звоненья . И не един же токмо сей град пленен бысть, но и инии мнози грады и страны 791 . Близость Повести именно к Московскому своду видна при сравнении с Софийской I, где читаем: «И в том часе изменися, егда взят бысть и пожжен, не видети иного ничего же, развие дым и земля» 792 (Новгородская IV отстоит еще дальше). Отметим, что в редакции А (296) пропущены слова «и земля», в Б х (317) отсутствуют слова «ничто же» (в фразе «ничто же благо видети»), а в Б2 (338) тексты переставлены. Переходя к сравнению плача Ингваря Ингоревича с плачем Евдокии из «Слова о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго», мы имеем возможность оценить различные точки зрения, высказанные в литературе о соотношении обоих памятников. А. И. Соболевский, впервые отметивший их сходство, счел плач Евдокии переделкой плача Ингваря 793 . Об обратной зависимости – рязанского плача от плача Евдокии – достаточно веско высказалась В. П. Адрианова-Перетц 794 , а Д. С. Лихачев привел дополнительные аргументы в пользу этого мнения 795 . Следует обратить внимание на то, что при сравнении текстов исследователи цитировали Новгородскую IV летопись, полагая (и справедливо), что «Слово о житии» лучше представлено именно в этой летописи. Но проблема соотношения двух указанных памятников решается гораздо проще, если сопоставить плач Ингваря с более поздним Московским сводом 1479 г.: Редакция Б 2 Московский свод 1479 г. Видя же то князь великий Ингварь Ингоревичь, и возопи горким гласом, слезы от очию яко струю испущаа, утробою разполающися, в перси своа рукама биюща, гласом же яко труба рати поведающи … Како успе животе мой драгий, мене единаго сира оставиша . Почто аз преже вас не умрох. Камо заиде свете очию моею, где отошли есте съкровища живота моего? Прочто не промолвите ко мне, цвете мой прекрасный, винограде мой многоплодный? Уже не подасте сладости души моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010