О Господи Иисусе, пречудный источник радости, отрада наша и умиление, слава наша и похвала, приложи перст Твой к устам нашим и не допусти мутным каплям скорбей и напастей нас отравлять. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь. 2 июля 1. Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви в Царьграде. В правление императора Льва Великого (458–471), царицы Верины и патриарха Геннадия по Святой Земле паломничали [в серб. букв.: путешествовали, поклоняясь тамошним святыням. – Ред.] два цареградских вельможи, Галвий (Галвин) и Кандид. В Назарете остановились они в доме некой еврейской девицы, хранившей в потаенной комнате ризу Пресвятой Богородицы. Многие больные и страждущие люди получали исцеление от своих недугов через молитвенное прикосновение к этой ризе. Галвий и Кандид взяли эту святыню и принесли в Царьград, уведомив о сем царя и патриарха. Это известие вызвало великую радость в столице. С великим торжеством ризу перенесли и положили во Влахернской церкви. (Сия церковь была построена императором Маркианом и его супругой, святой Пульхерией, на берегу залива, называемого Влахернским, по имени убитого там некоего скифского военачальника Влахерна). В память положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви установлен сей праздник. К Царице Небесной тепло мы взываем, Пред Нею колена свои преклоняем И помощи чаем от Бога Творца: Заступницей буди нам всем до конца! Во славе небесной Ты светло сияешь И Господа слезно о нас умоляешь. Молитвы Твои полны сил и надежды – И милует Бог нас сегодня, как прежде. Подобно свече негасимой и вечной, Стоишь Ты пред Богом в прошенье сердечном, И внемлет Спаситель Твоим воздыханьям, И грешников тяжких ведет к покаянью. Ведь имя Твое – для больных облегченье, А демонам – бич, и огонь, и мученье. Крестом осеним себя, братья, прилежно И в сем злобном и многомятежном Ко Деве Пречистой возвысим свой зов, А Бог Вседержитель помочь нам готов: Он крепость и мужество нам ниспошлет – И в вечный покой нас по смерти введет. К Царице Небесной тепло мы взываем,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скачать epub pdf Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви 4328 Память 2 июля В царствование благочестивого византийского императора Льва Великого 4329 и супруги его Верины в Константинополе проживали два благочестивых мужа – саном сенаторы, родные братья Галвин и Кандид. Посоветовавшись между собою, они попросили императора отпустить их в Иерусалим на поклонение святым местам и, получив отпуск, отправились в путь. Достигнув Палестины, они отправились в Галилею, желая побывать в Назарете 4330 , увидать святой дом Пречистой Девы Богородицы, в котором Она, – по благовещению архангельскому и наитию Святого Духа, – неизреченно зачала Бога-Слова. Придя сюда и поклонившись, они остались ночевать в одной небольшой, – находившейся там поблизости, – деревне, так как уже день склонялся к вечеру. По божественному смотрению, они остановились в доме одной незамужней женщины, преклонной возрастом, родом еврейки, проводившей чистую жизнь. В то время как для них приготовлялась здесь вечерняя трапеза, они заметили внутри жилища отдельную комнату, в которой было зажжено множество свечей, кадился фимиам и исходило ароматное благоухание (ибо там сокрыта была честная риза Пречистой Богоматери). Около той комнаты возлежало также немало больных. Увидев сие, Галвин и Кандид изумились сему странному обстоятельству, предполагая, что там совершалось что-либо из ветхозаветных обрядов. Упросивши затем ту благочестивую женщину разделить с ними вечернюю трапезу, они спросили ее о том, что находится в комнате, освещаемой свечами и благоухаемой кадилами, и зачем около нее лежат больные? Первоначально женщина молчала относительно самого скрываемого у нее предмета, но о происходящих от сего предмета чудесах не могла умолчать и сказала вопрошавшим: – Честные мужи! Вот, все сии больные, которых вы видите лежащими здесь, – ожидают исцеления своих болезней; ибо на этом месте слепые прозревают, хромые исправляются, бесы из людей изгоняются, глухие получают слух, у немых развязываются языки для речей и здесь скоро исцеляются всякие неизлечимые болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Стоит ли упоминать Сагариса, епископа и мученика, покоящегося в Лаодикии, и благословенного Папируса и Мелитона, евнуха во Святом Духе, всегда служившего Господу, похороненного в Сардах и там ожидающего своего воскрешения с приходом Христа. Все они соблюдали день Пасхи четырнадцатого числа месяца, не отступая от евангельской традиции и следуя религиозному канону. Также я, Поликрат, меньший из ваших слуг, согласно учению моих сородичей, которому я также следовал (семеро моих сородичей были епископами, я — восьмой), всегда праздновал Пасху в определенное время. И таким образом, братья, будучи в возрасте 65 лет и обучаясь у многих братьев со всех частей света, исследовав все Священные Писания, я не побоюсь тех, кто угрожает нам, т. к. мои предшественники говорили: «Подобает подчиняться Богу, а не человеку». Я цитирую это для того, чтобы на этом небольшом примере показать гений и авторитет Поликрата. Он жил в правление императора Севера, в одно время с Нарциссом Иерусалимским. Глава 46. ГЕРАКЛИТ Гераклит, живший во времена правления Коммода и Севера, написал комментарии к Деяниям Апостолов. Глава 47. МАКСИМ Максим, живший тогда же, обсуждал в замечательном труде известные вопросы: каково происхождение зла, и создана ли материя Богом? Глава 48. КАНДИД Кандид, живший в то же время, опубликовал замечательные труды о шести днях творения. Глава 49. АППИОН Аппион, живший во времена правления императора Севера, также написал труды о шести днях творения. Глава 50. СИКСТ Сикст, живший во времена правления императора Севера, написал книгу «О воскресении». Глава 51. АРАБИАН Арабиан, живший тогда же, опубликовал небольшие труды, относящиеся к христианской доктрине. Глава 52. ИУДА Иуда рассмотрел подробно семьдесят недель, упомянутых в книге пророка Даниила, и написал хронографию прежних времен, которую он довел до десятого года правления Севера. Его обвиняют в ошибке, которую он допустил в этой работе, предсказывая скорый приход Антихриста, но это случилось из–за того, что интенсивность гонений, казалось, предвещала конец света.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Гераклит. Гераклит, живший во времена правления Коммода и Севера, написал комментарии к Деяниям Апостолов. Максим. Максим, живший тогда же, обсуждал в замечательном труде известные вопросы: каково происхождение зла, и создана ли материя Богом? Кандид. Кандид, живший в то же время, опубликовал замечательные труды о шести днях творения. Аппион. Аппион, живший во времена правления императора Севера, также написал труды о шести днях творения. Сикст. Сикст, живший во времена правления императора Севера, написал книгу «О воскресении». Арабиан. Арабиан, живший тогда же, опубликовал небольшие труды, относящиеся к христианской доктрине. Иуда. Иуда рассмотрел подробно семьдесят недель, упомянутых в книге пророка Даниила, и написал хронографию прежних времен, которую он довел до десятого года правления Севера. Его обвиняют в ошибке, которую он допустил в этой работе, предсказывая скорый приход Антихриста, но это случилось из-за того, что интенсивность гонений, казалось, предвещала конец света. Тертуллиан. Тертуллиан, пресвитер, считающийся сейчас главным латинским автором после Виктора и Аполлония, уроженец города Карфагена в африканской провинции, сын проконсула или центуриона, был человеком с сильным и энергичным характером. Он жил во времена правления императоров Севера и Антонина Каракаллы и создал множество трудов, которые мы не будем упоминать, т. к. они широко известны. Я сам встречал одного Павла, пожилого человека из итальянского города Конкордии, который в молодости был секретарем благословенного Киприана, в то время уже бывшего в почтенном возрасте. Он сам видел, что Киприан не проводил и дня без чтения Тертуллиана и часто говорил: «Дайте мне учителя», имея в виду Тертуллиана. Тертуллиан был пресвитером церкви до середины жизни, а затем, гонимый завистливыми и злобными священниками Римской церкви, обратился к учению Монтана и упоминал новое пророчество во многих своих книгах. Он создал труды, направленные против церкви: «О скромности», «О гонениях», «О постах», «О единобрачии», шесть книг «Об экстазе» и седьмую — против Аполлония. Говорят, что он дожил до глубокой старости и написал множество небольших работ, которые не сохранились до наших дней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

Ардавурий имел от трех браков трех сыновей: Ардавурия, Патрикия и Эрменариха – и двух дочерей. Как уже сказано, Кандид начинает «Историю» с восшествия на престол Леонта и оканчивает ее возведением на престол Анастасия. Как сам говорит, он был родом из Исав-рии Трахеи (или гористой). Он был званием письмоводитель 545 при тех, которые имели власть между исаврами. Исповеданием он был христианин православный, ибо он превозносит похвалами четвертый Собор и справедливо осуждает противников его. Слог Кандида не идет к истории. Он употребляет поэтические выражения некстати и с юношеской смелостью; то словосложение его жестко и тяжело звучит, как в дифирамвах; то опять впадает он в слабость и небрежность. В словосочинении он вводит новые обороты не для изящества и гладкости слова, как делают другие, но чтоб казаться трудным и не заботящимся о приятности. Однако он иногда становится лучше самого себя, составляя «Историю», смешанную из самых несходных между собой материалов. Он силится доказать, что Исаврия получила свое имя от Исава. В первой книге повествует он о могуществе Аспара и его сыновей, о возведении на престол Аспаром Леонта 546 , о случившемся в городе пожаре (461 или 465) 547 и о том, что Аспаром в этом случае сделано было для пользы общей. Он рассказывает о несогласии царя и Аспара касательно Татиана 548 и Вивиана 549 и о том, что они говорили друг другу. Вследствие сего несогласия царь привязал к себе исаврский народ через посредство Тарасикодиссы Русумвладеота 550 , которого он переименовал в Зинона и выдал за него свою дочь, после того как Зинон овдовел; Ардавурий, быв в несогласии с царем, сам вздумал привязать к себе исавров 551 . Мартин, приятель Авдавурия, объявил Тарасикодиссе о кознях Ардавурия против царя; оттого между царем и Ардавурием усилились подозрения, и царь Леонт приказал убить Аспара и сыновей его, Ардавурия и Патрикия-кесаря. Но кесарь, против всякого чаяния, оправился от ран и спасся, и третий сын Аспара, Арменерих, избегнул также смерти, потому что в то время не находился при отце 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня, Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих» ( Пс. 53:3 ), сотворим же, братия-соратники, тоже и ныне! – и Бог услышит нас и поможет нам. И пели святые воины псалом этот во весь путь от темницы до места судилища. На такое зрелище собрался народ всего города. Предстала сорокочисленная дружина на суд пред Лисием и Агриколаем. Лисий, князь, взглянув на святых воинов, сказал: – Думаю, что эти мужи желают и заслуживают высших чинов. Потом обратился к ним с такою речью: – И почести и дары, больше других, вы получите от меня, только покоритесь царскому повелению – принесите жертвы богам. Предоставляется вам свободно избрать одно из двух: или поклониться богам и удостоиться больших наград и почестей, или же, в случае отказа вашего исполнить то, тотчас лишиться воинского звания и подвергнуться мучениям. На это святой Кандид ответил: – Возьми от нас не только воинское звание, но и самые тела наши, ибо для нас нет ничего дороже и ничего почётнее Христа Бога нашего. Тогда надменный князь велел бить святых камнями по устам; святой же Кандид при этом заметил: – Князь тьмы и рачитель беззакония – начни сам творить то и увидишь отмщение. Вскипев гневом и скрежеща зубами воевода сказал: – Злые слуги! – что так нескоро исполняете приказание князя. Слуги взялись за камни, но когда стали бросать их, то удары наносили не святым, а взаимно себе самим, – друг друга поражали. Видя это, святые мученики еще более укрепились в дерзновении о Господе. Раздраженный князь Лисий сам схватил камень и бросил в одного из святых, но камень этот ударил в лицо Агриколая и сокрушил ему уста. Тогда святой Кирион сказал: – Борющиеся с нами враги наши изнемогли и посрамились; воистину «меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся» ( Пс. 36:15 ). Воевода же сокрушенными устами произнес: – Клянусь богами, – им помогает какая-то волшебная сила! Святой Домн на это ответил: – А я именем Христа удостоверяю, что не волшебство, а Бог нам помогает и Его сила ваши бесстыдные лица, возглаголавшие неправду на Сына Его, покрыла позором. Не стыдно ли тебе, безумный, чуждый истины, диавольской же преисподней тьмы исполненный, сеятель соблазнов! – Ты, Агриколай, голова злобы диавола, а князь, которой с тобою, хвост его ярости; оба же вы – слуги сатаны. Но если вы еще не уверились в присущей нам силе Божией по началу мучений, которым подвергли нас, то начните другие мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В царствование византийского императора Льва Великого (457–474) два брата патриции Гальвин и Кандид, отправились на поклонение иерусалимским святыням. По дороге они решились посетить в Назарете тот дом, в котором, по преданию, было благовещение архангела пресв. Деве Марии. Не дойдя до Назарета, путники остановились для ночлега в одном селении в доме благочестивой еврейки. В одной из комнат они заметили много больных, увидели большое количество свечей, услышали запах фимиама. Заметно было, что в доме хранится какая-то святыня, от которой собравшиеся больные ждали исцеления. Гости попросили хозяйку объяснить им, какая святыня скрывается в ее доме. После уклончивого ответа на настоятельные просьбы гостей, еврейка наконец сказала, что она хранит в своем доме великую святыню – ризу пресв. Девы Марии, и что эта риза досталась ей по наследству, переходя от поколения к поколению, от одной из девушек их рода, которой риза была отдана по завещанию самой Богородицы. Гальвин и Кандид, выслушав рассказ, попросили хозяйку позволить им провести ночь в молитве около святыни. Войдя в комнату, они увидели ковчег, измерили его и с подробностью запомнили его устройство. На другое утро они продолжали путь. Побывав в Иерусалиме, путники заказали сделать ковчег, который бы и размерами, и устройством, и ветхостью напоминал тот, который они видели в доме еврейки. Скоро они прибыли в селение и по прежнему попросили хозяйку позволить им провести ночь в молитве близ святыни. Ничего не подозревавшая еврейка не отказала. Ночью путешественники вынули из повозки приготовленный ковчег и после горячей молитвы, в которой они просили Бога не вменить им в грех задуманное, поставили его в комнате еврейки; а тот ковчег, в котором хранилась святыня, поместили в свою повозку. На следующее утро они уехали. По прибытии в Константинополь, они сначала поставили ковчег с ризою в своей домашней церкви, но потом перенесли его в церковь Богородицы во Влахерне. Для хранения святыни устроен был особый ковчег, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями. Событие это, как полагают, относится к 474 году (Четьи-Минеи). Св. Ювеналия, Патриарха Иерусалимского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Агриколай, военачальник Севастийский, известившись, что в полках, находящихся под его ведением, есть офицеры, тайно исповедующие веру Христову, нарядил следствие и вскоре нашёл христиан 151 , из которых Кирион, Кандид и Домн были сколько неустрашимы на поле брани, столько благочестивы и сведущи в Божественном Писании. Сначала Агриколай почёл за лучшее средство употребить ласковость и обещание царской милости; но, видя непреклонность воинов Христовых, повелел приготовлять орудия казни. Тогда святой Кирион, приступив к нему, сказал: «Не забывай своей должности: ты не имеешь власти наказывать нас телесно; донеси государю и жди повеления». Агриколай от ярости заскрежетал зубами; но должно было повиноваться законам. Долго воины Царя Небесного и царя земного сидели в темнице! Наконец, прибыл в Севастию князь Лисия, уполномоченный императором, и потребовал их к ответу. Святых мучеников повели под стражей в военный суд. Чем же дорогой занимался святой Кирион? «Братья мои! – говорил он прочим сподвижникам, – не убоимся тиранов. Вы помните, как Господь помогал нам посреди кровавой брани, когда мы призывали имя Его; помните, как мы, оградившись крестным знамением, одолевали тысячи врагов? Помните, как всё воинство обратилось в бегство, а мы, принеся тёплую молитву Господу, остались неподвижны и не только удержали неукротимое стремление врагов, но совершенно поразили их, сами не получив ни одной раны? А теперь кто восстаёт на нас? Тот, кто за гордыню низвержен с неба в геенну! Сколь бессилен он против Иисуса, Подвигоположника нашего! Он бессилен и против одной души христианской, а нас – сорок воинов Христовых. Итак, воспоём: «Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми! Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих» ( Пс.53:3–4 ). Когда святые страстотерпцы предстали на суд, Лисия, ласково воззрев на них, сказал: «О! Эти воины стоят того, чтобы дать им важнейшие чины в сословии военном! И император сделает для вас всё, – обратившись к мученикам, продолжал он, – если, покорившись воле его, обратитесь к богам отцов ваших; в противном случае вы должны лишиться всего». – «Не только чин воинский, но и тела наши возьми от нас», – возразил святой Кандид. Услышав это, князь воспылал бешенством и повелел бить их камнями. Этого мало ещё: обвиняя в бессилии и нерадении служителей, он сам схватил камень и бросил в одного из мучеников; но рука Господня дала ему другое направление, и камень разбил лицо Агриколая, а святой Кирион воскликнул: «Борющиися с нами врази наши изнемогоша и падоша: воистину меч их внидет в сердца их, и луцы их сокрушатся» ( Пс.36:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Он был выведен оттуда обманами Армата, заточен в Каппадокию и потом умерщвлен со всем семейством. Нечестивый Петр смущал церковь на востоке. Царь Зинон отправил Каландиона в Антиохию на архиерейский престол. Имея нужду в деньгах, он потребовал их и получил от Каландиона. Многие злоумышляли против Зинона, были изобличены и наказаны, Иллус оказал многие услуги Римской державе храбростью на поле брани, справедливыми и похвальными поступками в городе. – По смерти римского императора Непота и изгнании воцарившегося после него Августула, Одоакр завладел Италией и самым Римом. Против него возмутились западные галлы; и Одоакр, и галлы отправили посольство к Зинону. Сей им-ператор принял сторону Одоакра. Некоторый алан хотел убить Иллуса; поразив его, он объявил, что Эпиникий, домашний человек Вирины, побудил его к убиению Иллуса. Эпиникий был выдан Иллусу, и когда ему были обещаны забвение преступления и награда, то он объявил злоумышления Вирины против Иллуса. Зинон выдал Вирину Иллусу, который послал ее в один замок в Киликии и содержал под присмотром. Иллус, подружившись с нечестивым Пампрепием через Марка, все расстроил. Зинон вел междоусобную войну, которую начали Маркиан и Прокопий, сыновья царствовавшего в Риме Анфемия. Зинон одержал над ними верх через Иллуса. Маркиан, старший из них, был рукоположен; Прокопий убежал во Фракию к Феодориху. Маркиан, сосланный в Каппадокию, бежал оттуда и произвел беспокойства в Галатии, где Анкира, но был пойман и переведен в Исаврию. Между царем и Иллусом возникла и усилилась вражда. Это содержание второй книги. Третья книга содержит, между прочим, и то, каким образом Иллус явно возмутился против Зинона и провозгласил царем Леонтия с Вириной. Они не имели успеха, были осаждены, пойманы и обезглавлены. «История» продолжается до кончины Зинона. У Суиды читается следующее в слове χειρζω. Историограф Кандид пишет, что Леонт Макелл издержал несчетное количество денег в приготовлениях против вандилов. По объявлению тех, которые управляли этими деньгами, ипархами доставлено было сорок семь тысяч золота; комитом казначейства – семнадцать тысяч литр серебра, употреблено семьсот тысяч литр, полученных из описанных в казну имений казненных знатных и от царя Анфемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Источники, сообщающие о фиванском легионе, переброшенном в последний период правления Диоклетиана из Верхнего Египта (древние “стовратные Фивы”) на Запад, существенно разнятся в самой трактовке мученического подвига египетских солдат. Согласно “Страданию Епископа Евхерия Лионского” (ок. 450 г.), легион в 6600 человек был востребован при августе Максимиане (286–305 гг.) из Фив, должен был перейти Альпы и начать погром христиан в западной части империи; видимо, в Аганауме (совр. Сен-Морис д’Агон), а затем в Октодуруме (совр. Мартиньи), то есть в Швейцарских Альпах, Максимиан потребовал от них приступить к выполнению своего предназначения, но они отказались и сами объявили себя христианами, после чего началось их поголовное уничтожение. Среди их предводителей в тексте названы Маврикий (ему также посвящен храм в Кельне), Экссуперий, Кандид, а затем Виктор и Урс 4 . Согласно несколько более поздним агиографическим источникам, датируемым 475–500 гг., причиной мученичества фиванцев был их отказ принести жертву идолам. Еще один источник — сочинение святителя Григория Турского “Книга прославления мучеников”, глава 61 (ок. 590 г.), где указывается, что “в Кельне есть базилика, в которой [похоронены] 50 человек знаменитого Фиванского легиона, претерпевшие мученическую кончину” 5 . Но первый агиографический текст, включающий имя святого Гереона — проповедь, дошедшая под условным названием “Страдание Гереона” (Passio Gereonis), прочитанная одним из кельнских епископов на рубеже X–XI вв. В тексте принята вторая версия, а именно, что требование принести жертвы идолам было отвергнуто целой когортой числом более 660 человек. На берегах Роны (Галлия) дважды отбирали каждого десятого и убивали, после чего были убиты все. На Рейне близ Вероны (Бонн) пострадала другая когорта, в том числе Кассий и Флоренций вместе с 7 (12) другими легионерами. Третьим местом избиения стало также побережье Рейна, как раз Кельн, где и пострадал святой Гереон, бывший в офицерском чине, вместе с 318 другими солдатами-христианами. После всех мученичество принял святой Виктор и 330 солдат у Тройи (Ксан­­тен на Рейне) 6 . В литании всем святым Кельнского собора архиепископа Хильдебальда (после 808 г.) наиболее известные страдальцы упоминаются поименно в последовательности: Маврикий, Экссуперий, Кандид, Иннокентий, Урс, а затем уже названные Кассий, Флоренций, Гереон и Виктор 7 .

http://pravmir.ru/svyatyie-gereon-i-ursu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010