«о них же» – περ ν – о которых) не нужно (οκ στιν – нельзя, невозможно) теперь говорить подробно» (κατ μρος – по очереди, по частям, отдельно). «О чем», т. е. не о херувимах только, но и о других священных предметах, находившихся в скинии, нет необходимости говорить подробно. «Нет нужды говорить подробно и по порядку об этих предметах (золот. кадильниц., ковчеге и др.)», объясняет св. Ефрем Сирин , «ибо хотя каждый из этих предметов был поставлен на своем месте для отправления известных служб, однако же все это были только таинственные прообразы сего небесного таинства, так что когда явилась истина, то уже нет для нас нужды обращаться к теням» 172 . «Херувимы славы», т. е. славные, служившие для славы Божией. Так названы золотые изображения двух херувимов, осенявшие крышку ковчега завета ( Исх. 37:7–9 ) «очистилище» (λαστριον – примирительная жертва, очистилище, древн. слав, умилостивило). Первосвященник кропил крышку ковчега жертвенной кровью для умилостивления Бога к еврейскому народу ради крестной Христовой жертвы, почему крышку ковчега апостол наименовал «очистилищем». «Что значит: херувимы славы? Значить», отвечает св. Иоанн Златоуст , «или славные, или подчиненные Богу... «О чем не нужно теперь говорить подробно». Здесь он намекает, что все это были не одни только видимые вещи, но и знаки чего то другого. О чем не нужно говорить подробно, может быть, потому, что это требует продолжительного объяснения 173 .» Стих 6. «При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать богослужение». В скинию первую – «святое» (стих. 2) запрещен был вход народу еврейскому, в нее входили только священники для совершения богослужения. Стих 7. «А во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа». Во вторую скинию –«святое святых» входил первосвященник один раз в год с жертвенной кровью, приносимой им сначала за свои грехи, а затем «за грехи неведения народа» ( Лев. 16:2–34 ). Священники и народ еврейский могли мыслью, душой переноситься в «святое святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

О Святом Причащении § I. Шла крестопоклонная неделя Великого Поста. В селе Приречном народ усиленно говел, готовясь к св. причащению. Настроение у всех было покаянное, молитвенное. Этим обстоятельством пользовались местные штундисты. Среди народа они распространяли кощунственные мысли о православном причащении. Говорили мужикам, что у православных «причастие» совершается не по Евангелию, а потому оно «без надобности»... Народ возмущался, но поделать со штундистами ничего не умел. Как раз в это время подъехал я в Приречное. Вопрос для нашей беседы определился сам собой: мы решили говорить о святом причащении тела и крови Христовых . Дали знать о том штундистам. Они согласились с нашим предложением. И вот мы сошлись на беседу в храм. Между штундистами не было выдающегося начетчика. Они просили «дозволить» говорить тем из их братий, которые почувствуют желание. Я «уважил» просьбу сектантов. Предупредил их лишь о том, чтобы они вели себя в храме благоговейно и прилично христианам. Пропели «Царю Небесный». С трудом вылез я из алтаря на амвон: так было много народа. Я стал говорить: – Братия, христиане! Св. Ап. Павел своему ученику Тимофею заповедал: «всё писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности...» ( 2Тим.3:16 ) Из этих слов Апостола убеждаемся, что всё писание составлено св. мужами по научению от Св. Духа; потому оно необходимо для христиан. Мы должны принимать не только все священные книги Библии ( Деян. 24, 14 ), но обязаны верить что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» ( Мф.5:18 ; ср.: Откр. 21, 1–27 ). Содержите ли вы, друзья, отпадшие от нас, такую веру в Слово Божие? – Содержим, содержим! – Зашумели сектанты. Один из них, портной Александр, более других грамотный и толковый сказал: – Насчет слова Божия вы нас не пытайте. Мы все священные книги принимаем и точно их храним. – Благодарю за это Господа, – ответил я. – Мне отрадно с вами побеседовать. Буду говорить о деле крайне нужном для всякого христианина. В Ев. Матфея читаем: «когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). А в Ев. Луки к этой заповеди Господь добавил: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). Итак, по Евангельской заповеди, едите ли вы Тело Христово и пьете ли Кровь Его, в воспоминание страданий нашего Господа? Сектанты переглянулись между собой; по общему согласию они выставили Александра отвечать. Тот сказал: – да, мы едим хлеб и пьем вино, в воспоминание страданий Христовых...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

О Церкви. Для познания о Боге и жизни в Нём недостаточно «одного Писания и Святого Духа». Мало ли чего ни казалось истиной от Св. Духа разным произвольным толкователям Писания, отвергавшим Церковь и Предание? От Писания и Св. Духа (будто бы) – скопчество, от Св. Духа – хлыстовщина, от Св.Духа выдавались и выдаются бредни всевозможных сект. Все они ссылаются на озарения о Св. Духа, якобы «отверзшие им ум к уразумению Писания» ( Лк.24:45 ). Но нужно, конечно, отличать ложные озарения сердца от истинных, благодатных, а это невозможно без руководства истинных пастырей церкви и самой церкви. Не даром же Св.Дух говорит через апостола: «Бог поставил...иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (церкви), дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения»… ( Еф.4:11–14 ). С первых же строк своего Вероучения отрицают баптисты церковь потому, что у них нет священства, этого дара Божьего, т. е. от Бога-Христа и апостолов. Их так называемая церковь или, точнее, община берёт своё начало со времени только 16-го или 17-го века: по одним данным, родоначальником баптизма был немец Фома Мюнцер, по другим – англичанин Джон Смит. О важности церкви слово Божье говорит так: «дабы ныне соделалась известной через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божья… Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.» ( Еф.3:10–21 ). Член III. О грехе Мы веруем, что Бог сотворил первого человека, по образу Своему, правой, святой и невинной тварью, способной прославлять своего Бога и, в соединении с Ним, блаженно жить, коварством сатаны человек согрешил, отпал от Бога, потерял образ своего Творца и, тотчас же, впал телом и душой в состояние смерти. А так как все человеки произошли от семени Адамова, то и они сделались причастны той же падшей и совершенно повреждённой природе, так что они в грехах зачинаются и рождаются чадами гнева, совершенно неспособными и неохотными ко всему доброму, но способными и склонными ко всему злому». Разбор

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/izlozhen...

обращать через Слово людей к Богу. Иначе говоря, возрождать их к духовной жизни. Слово " возрождение " (или рождение, что суть одно) сопряжено с понятием отцовства, но отцовства духовного, а не плотского, о чем и говорит Ап. Павел: " Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! " (Гал. 4:19), и в другом месте: " Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием " (1 Кор. 4:15). Если апостол говорит о " немногих отцах " , значит ли это, что духовного отцовства совсем нет? Следовательно, Господь хотел (Мф. 23:9) выразить ту мысль, что отец по плоти и отец по духу — это не суть одно, но совсем разные вещи. Если же баптисты понимают это буквально и толкуют буквально, то почему они не понимают, не толкуют и не действуют буквально по другой заповеди: " Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя... и если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя... " (Мф. 5:29-30)? А поскольку закон греха в нас (Рим. 7:14) и " что хочу делать — не делаю... " (Рим. 7:10-17), то давно вся община могла стать ревностными инвалидами. Однако, их ревнование не простирается на буквальное толкование этих слов. Почему же буквально следует толковать Мф. 23:9? Необходимость молитв за усопших У евангельских христиан-баптистов нет чина погребения аналогичного православному чину отпевания усопших. Они говорят так: " Что человек заслужил в земной жизни, то и получил. После смерти нет покаяния и судьбу ушедшего из этого мира уже не изменить. Поэтому возносить молитвы за него нет никакого смысла " . " Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы " (Лк. 20:38). В Священном Писании есть ясные указания на то, что у еврейского народа существовал во все времена обычай преломлять хлебы об умерших (Иерем. 16:7) и раздавать неимущим при гробах (Тов. 4:17), а также по случаю кончины ближних налагать на себя пост (1 Цар. 31:13. 2 Цар. 1:12; 3:35), что, естественно, соединялось с соответствующими молитвами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Одежда явилась проводником Божией силы, а не слово или прикосновение Господа. «На больных возлагали платки и опоясания с тела (ап. Павла), и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:12 ). Не сам ап. Павел исцелял, а вещи его. Точно также не сам ап. Петр исцелял, а только тень его. Тень есть световое изображение человека на земле или на стене. «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян.5:15 ). Такие же чудотворные изображения и вещественные предметы возможны и теперь, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). А если в каком обществе, именующем себя христианским, не происходит того, что прежде, в евангельские времена было и благодать уже не действует через вещественные предметы, то там веруют, видимо, в «другого Иисуса, в иного Духа и в иное благовестие» ( 2Кор.11:4 ), Новозаветные фарисеи и буквопоклонники Писания, сектанты, хотели бы, чтобы на все христианские святыни были даны заповеди, но Господь «упразднил закон заповедей учением» и «дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа» ( Еф.2:15 ; 2Кор.3:6 ). Дух же и смысл Писания дают твердые и ясные принципы и указания, что вещественные святыни возможны в Церкви Христовой, которые от древности всегда и были у неё. Церковь подлинная, основанная Самим Господом через святых апостолов, хранит от времен апостольских у себя все, начиная от фелони ( 2Тим.4:13 ), которая сейчас у наших священнослужителей имеет вид дорожного плаща, и с каковым апостольским одеянием Церковь не нашла возможным расстаться и сохранила его, и кончая самым способом понимания Слова Божия о деле нашего спасения. Это и есть священное церковное Предание, равное по своему значению Священному Писанию . Так ли это, судите сами. Все протестантские секты признают одно Священное Писание источником своего вероучения. Тогда чем же они различаются между собою? Только способом понимания или толкования. Но ведь лютеране и баптисты существуют уже больше четырехсот лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

– Ошибаетесь вы, дорогой мой друг, – сказал я. – Ап. Павел учит нас, что мы «приступили» к торжествующему собору праведников. Значит, наши сношения с душами их не прекратились. Все мы – живые плотию и умершие – составляем одно тело во Христе ( 1Кор.12:11–13 ). А на ваше сомнение, могут ли святые слышать наши молитвы, обращенные к ним, есть удовлетворительный ответ в Слове Божием. В Ев. Луки читаем про нечестивого богача, который, по смерти, за свои злые деяния, попал в ад. «В аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и охладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей...» ( Лк. 16, 19–25 ). – Подумайте, Козьма Трифонович, над прочитанными словами и сообразите, что говорится в той же главе Ев. Луки: между раем и адом «пропасть велика утвердися» ( Лк.16:26 ). Эта «пропасть» во всяком случае неизмеримо больше расстояния земли от неба. Ибо, по слову Писания, мы соединены с небожителями в «одно тело» Христово (ср.: 1Кор. 12:27 ), – мы «приступили» к Сиону небесному ( Евр. 12, 22 ). Значит: если Авраам, находясь в раю, услышал обращенную к нему молитву из ада, – тем более праведники, члены одного с нами тела во Христе, могут слышать наши молитвы, возносимые к ним с земли (ср.: Откр. 5, 8 ). Вот вам Евангельское разъяснение вашего недоумения... Козьма Трифонович сказал: – Ваше разъяснение нам не кажется подходящим. Ведь Авраам не уважил просьбы богача: зачем же после того мы будем молиться праведникам? Я ответил: – Вы перебегаете, Козьма Трифонович, к совершенно новому вопросу. «Вы говорите о том, что Авраам» не уважил просьбы богача. Что же из того? Богач умер без покаяния и был столь тяжким грешником, что не заслуживал молитв за себя святых. А разве все христиане умирают без покаяния? Разве мы не видим из Откровения, что святые молятся за нас ( Откр.5, 8 )? – Но, повторяю, вы уклоняетесь от предмета нашего разговора. Прежде вы заметили, что святые на небе не могут слышать молитв с земли. Я вам сказал, что вы ошибаетесь: святые слышат молитвы к ним, возносимые даже из ада, отделенного от рая «пропастью великой». Тем легче, стало быть, они могут принимать молитвы живущих на земле христиан. Вот вам – опровержение ошибочного вашего мнения...  

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Петру божеское поклонение (сн. Деян. 14:1–15; 28:5 ), чего апостол и не допустил. Ап. Павел и Сила не отвергли поклонения стража (– 16:29). Молитвенное призывание святых Учение о сем православной Церкви «Исповедуем также, что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему (Богу), а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова, также святые ангелы-хранители наши, апостолы, пророки, мученики, праведные и все, которых Он прославил, как верных Своих служителей... Исповедуем также, что святые суть посредники и ходатаи о нас перед Богом не только здесь, во время их пребывания с нами, но еще более по смерти, когда они, по разрушении зерцала (о коем упоминает апостол), во всей ясности созерцают Святую Троицу и беспредельный свет Ее. Ибо как мы не сомневаемся в том, что пророки, будучи еще в смертном теле, видели предметы небесные, почему и предсказывали будущее: так точно не только не сомневаемся, но и непоколебимо веруем и исповедуем, что ангелы и святые, которые соделались как бы ангелами, при беспредельном свете Божием, видят наши нужды» (Послан. патриар. Прав-кафол. Церкви, чл. 8) 105 . Святые молитвенно ходатайствуют: а) при жизни: Сам Бог повелел обращаться к молитвенному ходатайству святых: «сказал ему (Авимелеху) Бог... помолится (Авраам) о тебе, и ты будешь жив... И помолился Авраам Богу, и исцелил Богъ Авимелеха» ( Быт. 20:6,7,17 ). «Пойдите к рабу Моему Иову... Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму... Сделали так, как Господь повелел им, – и Господь принял лицо Иова» ( Иов. 42:8,9 ). «И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих... И отвечал Самуил народу... и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас» ( 1Цар. 12:19–23 ). «Мы... не перестаем молиться о вас» ( Кол. 1:9 ; Еф. 1:16 ; 2Сол. 1:11 ). б) ... после смерти: если молитвы святых сильны перед Богом при жизни их, и если любовь их к ближним еще при жизни простирается до самоотвержения (сн. Исх. 32:31 ; Рим. 9:3 ), то тем более они должны быть благотворны по смерти святых, когда последние водворяются у Господа ( 2Кор. 5:8 ; Флп. 1:23 ), получают вечную славу ( 2Кор. 4:17 ), становятся равными ангелам ( Лк. 20:36 ) и видят Его, как Он есть ( 1Ин. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

По закону Моисееву тяжкий преступник умерщвлялся, а затем его вешали на древо ( Втор. 21:22 ). Иисус Христос былъ безгрешен ( 1Петр. 2:22 ; Евр. 4:15; 7:26 и др.), почему «мы освящены единократным принесением Тела Его» ( Евр. 10:10 ); «но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» ( Ис. 53:5 ). Следовательно, причина, по которой Он благоволил подвергнуться проклятию, заключалась не в кресте, а в грехах человечества, вызвавших крестную смерть Иисуса Христа. Величие искупительной жертвы, принесенной на кресте, освятило крест, бывшее орудие казни, и соделало его орудием нашего спасения и Божией славы, достойным религиозного почитания. «Народ подлежал проклятию ( Втор. 27:26 ,), потому что», объясняет св. И. Златоуст, «он не исполнял постоянно, да и не было никого, кто бы мог исполнить весь закон; но Христос заменил это проклятие другим, которое говорит: «проклят всяк, висящий на древе». А так как и тот, кто висит на древе, проклят, и кто преступает закон, находится под клятвой, между тем желающий разрушить эту клятву должен быть свободен от нее и должен принять на себя эту клятву (незаслуженную) вместо той (заслуженной), то Христос и принял на Себя таковую клятву, и ею уничтожил заслуженную... Так как Христос не подлежал проклятию за преступление закона, то и принял на Себя вместо заслуженного нами незаслуженное Им проклятие, чтобы освободить всех отъ заслуженного“ 66 . 2) Крест Христов осквернен грехами: «взял его (рукописание) от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол. 2:14 ). «Рукописание» – χειργραφον – написанное собственной рукой, долговая расписка 67 . Под рукописанием разумеется не запись грехов, как умствуют сектанты, а закон ветхозаветный, относительно которого евреи дали обязательство: «и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» ( Исх. 24:3 ; сн. Втор. 27:14–26 ). Предписания закона служили обвинительным свидетельством против человека, который был бессилен исполнить их. Этот закон, данный в форме повелений, Господь упразднил Своей крестною смертью («пригвоздил ко кресту» – сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

по ходатайству многих» ( 2Кор. 1:10,11 ); «ты же не проси за этот народ... и не ходатайствуй предо Мною» ( Иер. 7:16 ). Следовательно, ходатайство Господа Иисуса Христа не исключает ходатайства святых, которые силу для своих ходатайственных молитв пред Богом заимствуют от искупительной жертвы Иисуса Христа и помогают людям не своей силой, а силой того же Христа. 2) Обращение к святым унижает ходатайство Иисуса Христа. Где об этом сказано в Свящ. Писании? тогда и вообще молитвы за других тоже будут унижать ходатайство Иисуса Христа, а потому излишни (?!). В таком случае зачем в слове Божием заповедь: «молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5:16 )? Зачем Иисус Христос повелел: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)? Зачем апостол просит молитв за себя? ( Рим. 15:30 ; Еф. 6:18,19 ; Кол. 4:3 ; Флп. 1:19 и др.). Апостол, назвавший Иисуса Христа единым Посредником, просит «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» и свидетельствует, что «это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим. 2:1–3 ). 3) Молитвы должны быть адресованы Богу, а не святым. Призывание святых не означает того, будто мы вместо Бога обращаемся за помощью к ним, а лишь то, что, сознавая свое недостоинство и нечистоту греховную (сн. Лк. 7:7 ), мы прибегаем к святым, как близким Богу, и просим их своим ходатайством пред Богом усилить нашу молитву, чтобы она была действенна ( Лк. 18:7 ; 1Петр. 3:12 ). 4) «Проклят человек, который надеется на человека» ( Иер. 17:5 »). Пророк говорит, что проклят тот человек, которого сердце удаляется от Господа и который надеется не на Господа, а на человека (сн. стих. 7). Здесь нет речи о молитвенном ходатайстве святых. Если в приведенном месте ( Иер. 17:5 ) Бог будто проклял человека, обращающегося к молитвенному ходатайству святых, то как мог пророк говорить иудеям, просившим его о молитве пред Господом: «слышу, помолюсь Господу Богу вашему, по словам вашим» (– 42:4)? Наоборот, Господь внял молитве пророка и не осудил его (стих, 7–22) за молитвенное ходатайство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Подобным образом еретичествовали потом македониане о Лице Святого Духа. Несмотря на то, что Иисус Христос, посылая Апостолов в мир, велел им крестить людей не во Имя Отца или Сына только, а совершенно наравне – «во Имя Отца, и Сына и Святого Духа», – откуда следует, что Дух Св. не меньше Христа, а равен Ему достоинством, еретики македониане отвергли Божество Святого Духа с Отцем и Сыном, – и сочинили, злоупотребляя евангельской буквой, свою ересь: будто бы Св. Дух – не Бог и по достоинству меньше Иисуса Христа. Нужную для себя «букву» македониане увидели в словах Христовых: «когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца»... ( Ин. 15:26 ). Слова Христовы они протолковали так: Господь Иисус «посылает» Духа Утешителя в мир, – значит Св. Дух достоинством меньше Его... Забыли эти еретики, что Спаситель в словах Своих вовсе не определял природы Св. Духа, а указывал на Свой крестные заслуги, ради которых Дух Св. будет послан Отцем в мир довершить то, что сделал для людей Христос. Из сказанного же только о еретиках арианах и македонианах для православных ясно, что в Священном Писании не изложены с подробностью и раздельностью даже основные истины христианской веры. Потому, кто будет цепляться только за буквы евангельские, – тот не достигнет подлинного разумения «евангельской веры». Поэтому евангельский христианин – не тот, кто для своей веры выхватывает отдельные изречения из Нового Завета, а тот, кто принимает Слово Божие во всем объеме и в том понимании, которое придавала ему всегда христианская Церковь . Что именно христиане обязаны так рассуждать, – в том утверждает нас, в частности, русская печальная действительность. Наши секты, как мы знаем, цепляются все за Имя Иисусово. Между тем доподлинно ни одна из них не знает, кто же, по Библии, Иисус? Баптисты и пашковцы говорят, что Он – Бог и человек, а адвентисты, подобно неверным иудеям, склонны отвергать Божество в Нем. И спорят сектанты... Но когда же эти люди поймут, что они находятся на безнадежно-законническом и совершенно не евангельском пути?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010