Вера этих сестер в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда захворал брат их Лазарь, то они первым делом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение брату их. Когда Иисус пришел в Вифанию, то было уже четыре дня, как Лазарь лежал во гробе. Вифания лежала недалеко от Иерусалима и многие из жителей иерусалимских пришли к Марфе и Марии утешить их в горе. Когда Марфа услыхала, что Господь уже близко от их селения, то пошла Ему навстречу и сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, то не умер бы брат мой!» – «Воскреснет брат твой», – сказал ей Иисус Христос. Марфа отвечала: «Знаю, что воскреснет в Воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я есмь Воскресение и Жизнь, верующий в Меня, если умрет – оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли ты этому?» – «Так, Господи, верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир», – сказала Марфа и, оставив Иисуса, пошла домой, тайно вызвала сестру и сказала: «Учитель здесь и зовет тебя». Мария тотчас пошла навстречу Господу, пала в слезах к ногам Его и вскричала: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Иудеи, которые вместе с Марией вышли из дома, чтобы следовать за ней, как они думали, на могилу брата ее, заплакали, глядя на нее. Тогда и Господь воскорбел и возмутился духом. Он спросил: «Где вы положили его?» Ему отвечают: «Господи! Поди и посмотри». Видя слезы на глазах Иисуса, иудеи говорили: «Вот, смотрите, как Он любил Лазаря! Неужели Он, отверзший очи слепому, не мог сделать, чтобы и этот не умер?» Между тем Иисус, скорбя внутренно, подходит к пещере, в которой лежал умерший. Пещера была завалена камнем; Иисус повелел отнять его. Тогда Марфа сказала: «Господи! Он уже четыре дня во гробе, и слышен дурной запах». Иисус на это сказал ей: «Если будешь веровать, то увидишь славу Божию». Когда отняли камень, то Иисус воззрел на небо, сказав: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня, Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Он громким голосом возгласил: «Лазарь! Иди вон!» Умерший тотчас вышел. Он был обвит погребальными пеленами, а лицо закрыто платком. «Развяжите его, пусть идет», – сказал Господь ( Ин.11:1–3, 17–44 ). Кроме того, Евангелист упоминает, что воскрешенный Лазарь находился вместе с Иисусом Христом на вечери в доме Симона прокаженного ( Ин.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весь мир, вся природа сотворены Словом Божиим, и дух человеческий имеет начало от Духа Божия, который вдунул Господь в тело, сотворённое из земли, и нет предела животворящей силе Духа Святого. Довольно было одного слова Божия, одного повеления мёртвому воскреснуть, чтобы он сел и, озираясь кругом, начал говорить. Мы верим в это. Верим потому, что мы христиане смиренные, мы дети, которые безусловно доверяют всему, что говорит Отец Небесный. Если сказано в Евангелии, что воскресил Господь Сына Наинской вдовы, то, значит, так и было. И если сказано в Евангелии, что все мы воскреснем по гласу трубы Страшного Суда, то, значит, так и будет. Важно только то, чтобы воскреснуть нам в жизнь вечную, а не в погибель вечную. Если будем мы детьми, если будем всем сердцем верить в то, что Евангелие Христово – Откровение Самого Бога, если будем верить всему тому, что сказано в Св. Писании, то тогда и воскреснем не в погибель вечную, а в жизнь вечную, её же да сподобит всех нас Господь и Бог наш Иисус Христос. 11 ноября 1945 г. Притча о сеятеле Слушайте: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод; одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» ( Мф.13:3–8 ). Вот и я вышел сеять слово Божие в сердца ваши. Ибо вы Божия нива, Божие строение, а меня послал Бог делателем на ниву Свою. Но бедный, убогий я сеятель! «Почему ты бедный и убогий?» – спросите вы. Разве не беден и не убог земледелец, имеющий только восьмушку десятины земли? Разве прямо к себе не могу я отнести слова Божии, сказанные святому пророку Исаии, когда послал его Господь на проповедь : «И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Воскресение мертвых. Воскресение Христово — опора Христианской надежды. Христианская надежда опирается на радостное благовестие о разрушении смерти: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (из пасхального канона). С самого начала в основе апостольской проповеди лежала радостная весть о Воскресшем. Апостолы свидетельствовали о том, чего очевидцами стали. Вся спасительная радость Воскресения Христова в том, что есть оно залог и начало всеобщего воскресения . Воскресший Христос со–воскрешает падшего Адама и всякой плоти открывает путь к воскресению: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Чтобы убедиться в этом, достаточно перечесть евангелие воскресения в Первом послании ап. Павла к Коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес… Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (15:13–16). Апостол хочет сказать: самое воскресение Христово обессмысливается, если не было оно вселенским событием, если с Главою нераздельно не воскресает и все Тело… Вне воскресного упования всякая проповедь о Христе обессиливается, а вера в Него становится напрасной: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (15:17). Вне воскресного упования веровать во Христа было бы всуе и вообще, было бы только суеверием . «Ныне же Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (15:20), и в этом — победа жизни . Смерть — трагедия. Все первохристианство преисполнено радостью Воскресения, светлым предчувствием завершительного исцеления и восстановления всей твари. Пусть яд смерти, вошедшей в мир через грех, еще действует в тканях человеческого естества, — безнадежность смерти сокрушена и сила ее истощилась, отменена власть тления. Человеческому роду дарована благодать воскресения . Новая жизнь уже струится в тканях преображенного мира. Открывается уже таинственная весна благодати, невечерняя заря истины и нетления. «Правда, мы и теперь умираем прежней смертью, — говорит Златоуст, — но не остаемся в ней… Сила смерти в том, что умерший не имеет возможности вернуться к жизни… Если же он после смерти оживет и при том лучшею жизнью, то это уже не смерть, но лишь успение». И не только веруем или чаем воскресения мертвых, но «отчасти» уже и участвуем в нем и предвкушаем во святых таинствах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Вот почему Христос, исполняя волю Отца Своего, пославшего Его для спасения и искупления рода человеческого, творил дела Божественные от Себя, от Своего имени, как равный Отцу. В Нагорной проповеди Своей Христос говорил как власть имеющий ( Мф. 7, 29 ). Разъясняя синайские заповеди, Он выражался так: Вы слышали, что сказано древним: не убивай! А Я говорю вам… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй! А я говорю вам… Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы! А Я говорю вам ... Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам... ( Мф. 5, 21–22, 27–28, 33–34, 38–39, 43–44 ). Пояснив Своим слушателям, что пришел не нарушить Закон, но дополнить, и на самом деле дополняя его Своими требованиями, Христос тем самым признал за Собой право на такие дополнения. Когда фарисеи упрекнули Христа за то, что проголодавшиеся Апостолы срывали в субботу колосья, растирали их и ели заключавшиеся в них зерна, то Он сказал: суббота для человека, а не человек для субботы; но Сын Человеческий есть Господин и субботы ( Мк. 2, 27–28 ; Мф. 12, 8 ; Лк. 6, 5 ). Объявляя всенародно, что имеет власть даже отменить четвертую синайскую заповедь о субботнем покое, Христос тем самым объявил Свое равенство с Отцом. Говоря о предстоящей Ему смерти и Воскресении, Христос не сказал, что будет воскрешен Богом, Отцом Его, а говорил много раз, что воскреснет Сам; и пояснил, почему воскреснет Сам, а не будет воскрешен: Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин. 10, 17–18 ). Поясняя Апостолам Свое равенство Отцу, Христос сказал: если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Ин. 14, 13–14 ). Это выражение Иисуса Христа имеет чрезвычайно важное значение для разрешения вопроса об отношениях Сына Божия к Отцу. Здесь Христос говорит: просите у Отца Моего, но исполню вашу просьбу Я, Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Все это они видели и голос Божий слышали, но уразумели это видение только после Воскресения Иисуса. Во Втором послании своем Апостол Петр писал: мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2 Пет. 1, 16—18). Да, Апостолы, очевидцы Преображения Господня, поняли истинный смысл его только после Воскресения Христа; теперь же, сходя с горы и получив приказание никому не говорить о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9, 9), они недоумевали и спрашивали друг друга: что значит: воскреснуть из мертвых (Мк. 9, 10). Они прекрасно понимали, что значит вообще воскреснуть из мертвых, так как сами присутствовали при воскрешении дочери Иаира и сына вдовы Наинской, а потому, если они недоумевали теперь и спрашивали — что значит: воскреснуть из мертвых, — то это недоумение относили исключительно к Самому Иисусу Христу, Который, как Мессия, не мог, по их понятиям, и умереть, а если не мог умереть, то как же Он воскреснет из мертвых? А это доказывает, что, несмотря на уверения Иисуса, Апостолы все еще не хотели верить, что Он может умереть. По свидетельству Евангелиста Луки, бывшие очевидцами Преображения умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели (Лк. 9, 36). Недоумевая, как может Иисус воскреснуть, если Он не может и умереть, Апостолы спросили Иисуса: «Если Ты действительно обещанный Избавитель, то как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» На этот вопрос Иисус дал такое же объяснение, какое раньше еще дал по поводу посольства от Иоанна. По пророчеству Малахии, Илия должен явиться перед Вторым Пришествием Христа для окончательного Суда над родом человеческим; приготовить же путь Господу для первого Пришествия должен был Иоанн, который, по свидетельству Архангела Гавриила, явится в духе и силе Илии (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Диакон: Вонмем. Диакон: Будем внимать! Послание к Ефесянам, зачало 229 Чтец: Братие, яко чада света ходите, плод бо Духовный есть во всякой благостыни и правде и истине, искушающе, что есть благоугодно Богови. И не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати. Вся же обличаемая, от света являются: все бо являемое свет есть. Сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевающе, что есть воля Божия. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд, но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви. Благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу, повинующеся друг другу в страсе Божии. Чтец: Братья, поступайте как дети света, – ибо плод Духа во всякой благости, и праведности, и истине, – испытывая, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но еще лучше и обличайте: ибо о том, что делается ими тайно, стыдно и говорить, но все это, будучи обличаемо, во свете является, ибо все являемое есть свет. Потому сказано: «Вставай, спящий, и воскресни из мёртвых, и будет светить тебе Христос». Итак смотрите внимательно, как вы ходите, не как немудрые, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Поэтому не будьте неразумными, но постигайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом, назидая друг друга псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Еф 5:9–21 Иерей: Мир ти. Священник: Мир тебе! И чтец: И духови твоему. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия. Диакон: Премудрость. Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/blagodare...

Если возобновляется земля и небо, то каким образом сомневаемся о возобновлении человека, для которого земля и небо сотворены? Ежели преступник бережется для казни, то почему праведный не пребудет вечен во славу? Ежели червь грехов не умирает, то почему погибнет плоть праведных? Это есть воскресение, как само слово Божие изображает: что упало, то восстанет, что умерло, то оживет. Порядок справедливости требует, что когда действия у души с телом общие (ибо что дух помышляет, то тело приводит в действие), то надлежит им обоим предстать на суд, обоим преданным быть или на казнь, или соблюденным в славу, поскольку закон плоти противится закону духа и дух делает по большей части то, что ненавидит. Потому что живущий в человеке грех плоти действует, то непристойно и несправедливо, чтобы одна душа, будучи причастна вине, наказывалась, а плоть бы наслаждалась покоем, будучи виновницей печалей, чтобы осуждена была одна душа, которая не одна грешила, или чтобы славу получила одна душа, которая не одна воинствовала. Справедливая причина! Но я причины от Христа не требую, ибо ежели убеждаюсь причиной, то отрицаю веру. Веровал Авраам Богу, и мы должны верить, чтобы мы, происходя от рода его, были участниками веры его. Веровал и Давид, да веруем и мы: зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. (2 Кор 4, 14.) Это обещано от Бога истинного во веки, обещано от истины, в Евангелии говорящей: Водя же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. (Ин 6. 39.) И снова повторяет: Водя пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. (Ин 6, 40.) Это говорит тот, который смертью своею воскресил многие тела умерших. Если не верим Богу, то не верим и примеру: не верим обещанному от него, хотя Он и то делал, чего и не обещал. Сам же Бог какую имел причину умирать, ежели бы не имел причины воскреснуть? Ибо Бог не мог умереть, не могла умереть премудрость; а что не умерло, то воскреснуть не могло, и так приемлется плоть, могущая умереть, чтобы умершее воскресло. Ибо воскресение не могло быть иначе, как через человека: Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. (1 Кор 15, 21.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/33/h...

Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе 154 . Что после этого для верного Христианина земная жизнь? Постоянное приготовление к будущей; непрестанное стремление души к царствию Божию от здешней суетной жизни, от нападающего на нас непрестанно греха – беспристрастие к временным благам и пользование ими настолько, чтобы они не привязывали к себе нашего сердца и не владели им: все мне позволительно, говорит апостол, но ничто не должно обладать мною 155 . – Между тем земная жизнь слагается у нас так, что земные попечения и заботы – почти всегда на первом плане, а это не согласно с действительною целью нашей жизни. Ищите прежде царствия Божия и правды его, а это все, т. е. земное, приложится вам 156 , дастся как бы в придачу. Что впервые христианские времена, да и ныне, одушевляло и одушевляет верных христиан в святой, равноангельской жизни? Уверенность в воскресении мертвых, в будущей бесконечной жизни и в воздаянии каждому по делам. Что подвизало и укрепляло мучеников в твердой решимости – претерпевать ради имени Христова бесчисленные виды всяких мучений и бодро и весело идти на смерть? – Уверенность в воскресении, в суде и воздаянии Они имели постоянно в сердце слова Христовы: в терпении вашем, стяжите души ваша 157 и влас главы вашея не погибнет 158 . Что подвизало и одушевляло святых Отцов нашей святой православной церкви в подвигах молитвы и поста, в борьбе со страстями, в борьбе с еретиками за православие нашей веры, например, за истинное учение о Святой Троице и соединении двух естеств во Христе – Божеского и Человеческого, – о почитании святых икон? – Твердое убеждение в спасительности православной веры и в будущем воздаянии. Что одушевляло и умудряло дивных и пресладких песнопесцев нашей св. церкви в составлении таких и столь мудрых, – приводящих в восторг всякую верующую душу – церковных песней, столь разнообразных по названию и по содержанию? Какая поэзия человеческая может сравниться с чудной небесной, святой поэзией наших Боговдохновенных песнопевцев? Прислушайтесь хорошенько чутким сердечным и разумным слухом, например, к пасхальным песнопениям, – вообще к праздничным и воскресным, – да и ко всем обыденным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если мы сегодня видим какие-то несправедливости, неправду и т. д., вот эта книга дает нам ободрение и напоминает, кто Главный в этом мире. И был я в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный,  Трубный голос — это Откровение, которое получил Моисей на горе Синай. который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, в Смирну, в Пергам, в Фиатиру, в Сардис, в Филадельфию, в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир (это одежда первосвященника) и по персям опоясанного золотым поясом (царская одежда) : глава Его и волосы были белы, ( то есть Он мудр как самый пожилой человек) как белая волна, как снег; а очи Его, как пламень огненный ( то есть очи Его пронизывают и видят все, что происходит не только внешне, но и что происходит в нашем сердце) ; ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос, как шум вод многих . Такой вот образ, который дает нам евангелист Иоанн. Как он отличается от того, что мы читаем в Евангелиях! В Евангелиях мы видим Христа, похожего на Христа с картин Поленова, как такого иудейского равви, который может, конечно, взять бич для того, чтобы выгнать продающих и покупающих из храма, но все-таки это человек. Здесь мы видим Христа в Его Славе, в Его достоинстве Судьи, и этот Христос обращается к Иоанну и просит, чтобы тот записал Послание к семи церквам. В истории предполагались разные варианты толкования этого послания: кто-то говорил, что это буквально те семь церквей, которые были в Малой Азии на территории современной Турции, и не нужно делать никаких проекций в будущее; кто-то говорил, что это о Церкви, о ее эпохах церковных; кто-то говорил, что то, что мы видим в письмах этим семи церквам, относится на самом деле к каждому из нас сегодня. Если мы будем читать внимательно, то мы увидим что-то, что обращено каждому.

http://blog.predanie.ru/article/i-byl-ya...

Заботящийся о мирском не может принять Духа Святого, потому что не видит Его, будучи слеп разумными очами, и не знает Его, потому что не может понять ничего высокого. Ин.14:17 .  ...а вы знаете Его,... ...вы же знаете Его,... Знаете Его отчасти; а немного спустя Дух Святой сойдет на вас и научит вас. Или – вы знаете Духа Святого, потому что знаете Меня. Подобно тому как узнавший Меня узнал Отца, так – с другой стороны – узнавший Меня узнал уже и Духа Святого, потому что все Мы имеем одно существо, природу, силу и достоинство. Ин.14:17 .  ...ибо Он с вами пребывает... ...яко в вас пребывает... Как Отец со Мной находится, так и Дух Святой, потому что блаженная Троица нераздельна. Ин.14:17 .  ...и в вас будет. ...и в вас будет, не умрет, как Я, потому что Он и не воплотился, подобно Мне. Хотя Иисус Христос много уже говорил, но Он не рассеял уныния учеников, которые все еще смущались и печалились при мысли о том, что остаются сиротами; поэтому Он и обращается к этой печальной их мысли. Ин.14:18 .  Не оставлю вас сиротами;... Не оставлю вас сиры;... Выражение отеческой нежности, доставляющее ученикам великое утешение и облегчение. Не совершенно оставлю Я вас, детей Своих. Ин.14:18 .  ...приду к вам. ...прииду к вам. Опять приду, воскреснув в третий день, хотя буду жить с вами не так, как прежде. Ин.14:19 .  Еще немного, и мир уже не увидит Меня;... Еще мало, и мир ктому не увидит Мене,... когда Я умру, как человек. Ин.14:19 .  ...а вы увидите Меня,... ...вы же увидите Мя,... являющегося вам время от времени, между тем как другой Утешитель будет жить с вами всегда. Ин.14:19 .  ...ибо Я живу,... ...яко Аз живу,... опять, воскреснув из мертвых. Ин.14:19 .  ...и вы будете жить.: ...и вы живи будете, так как не будете убиты тотчас вместе со Мною, но силой Моей будете сохраняемы еще некоторое время. Или: вы будете жить после смерти блаженной жизнью. Ин.14:20 .  В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем,... В той день уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем,... В тот день, т.е. в день Моего Воскресения, вы узнаете, что Я неотделим от Отца Своего, именно по Своей силе творить то же, что Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010