Учителю истины, Мудрый и Вседетельный Устроителю нашего спасения, Христе Спасителю! Божественною силою всенощной благодати Твоей, восстанови паки ниспадший, в нашем поведении, образ Твой, истлевающий страстьми, и нас, заблуждших, как горохищное овча, на рамо Твое восприимши, ко Отцу принеси и соделай сонаследниками невечернего Твоего Царствия. Аминь. Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице Добрый, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» ( Лк.25:21 ). Притчею ныне чтеннаго Евангелия о раздаянии некоторым Господином рабам своим талантов и употреблении теми рабами сих талантов Иисус Христос вразумляет нас, что для приобретения живота вечного нужно трудиться, по мере сил своих, благоразумно, рачительно пользуясь теми способностями и дарами, какими Господь наделил каждого из нас. Уясним для себя эту обязанность нашу повторением и подробным рассмотрением притчи Господней. Некоторый Господин, отправляясь в дальний путь, призвал рабов своих и разделил нм имение свое. Одному дал пять талантов, другому два, третьему один, – каждому по его силе. Рабы, в отсутствие Господина своего, разумеется, что хотели, то и сделали из порученного им имения. Получивший пять талантов так благоразумно распорядился ими, что умел приобресть на них ещё пять талантов. Тоже сделал получивший два таланта; он на эти два таланта приобрёл ещё два. Небрежным и ленивым оказался получивший один талант; он пошёл и закопал в землю и скрыл, без всякого употребления, сребро Господина своего. Чрез долгое время, возвращается Господин тот и требует отчёта у рабов, во вверенном им имении своём. Получивший пять талантов предоставляет ещё пять. Вот я, говорит, приобрёл на них другие пять талантов. Хорошо, сказал ему Господин, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего. Получивший два таланта тоже представил с ними другие два таланта, сказав: Господин! ты дал мне два таланта, вот я на них приобрёл другие два таланта. B этому Господин сказал то же: хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господа своего. Наконец последний является с одним только талантом и говорит: Господин! я знал, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не расточал, и убоясь пошёл и скрыл твой талант в землю; вот тебе твоё, Лукавый и ленивый раб, сказал ему в ответ Господин; когда ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не расточал, то надлежало тебе отдать сребро моё купцам, и я, возвратясь, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него таланта, сказал Господин рабам, и отдайте имеющему десять талантов; а его, как непотребного раба, бросьте во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов. Вот содержание притчи ныне чтеннаго Евангелия. Что же означает эта притча?

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. 31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. 32 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Когда мы это читаем только в Писании, то для нас все это выглядит привычным и само собой разумеющимся. Да, мы знаем и о Страстях и о Воскресении... Но... когда мы представим себе, как эти слова Иисуса воспринимались тогда , в контексте Его жизни, в контексте Его общения с учениками, то всё меняется. Перед нами важная веха в жизни Иисуса. Он покинул теперь северную часть страны, где Ему не грозила прямая опасность, и сделал первые шаги на пути в Иерусалим, где Его ждет распятие. Он знает, что «Сыну Человеческому много должно пострадать и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками» ( Мк.8,31 ). То есть Его ученики вскоре должны будут продолжать Его дело без Его непосредственного присутствия. Поэтому понятно, что сейчас, проходя через Галилею, Он желает общаться только с ними ( Мк.9,30 ), так как желает им поведать что-то весьма важное ( Мк.9,31 ). Но каково содержание их приготовления для времени их самостоятельной деятельности? Это не повторение практических наставлений, что брать в дорогу, да в какой дом входить, а в какой – нет ( Мк.6,8–11 ). Что же они должны были узнать от Иисуса такого, что им помогло бы правильно продолжать Его дело? На этот раз в Его словах ученикам о том, что Его ждет в Иерусалиме, в сравнении с предыдущим предсказанием ( Мк 8,31 ) добавлено одно предложение: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие». Здесь и парадокс и некая игра слов. Ведь «Сын Человеческий» (имеющий уши да услышит) – небесная фигура Божественного посланца на облаках небесных из пророчества Даниила! И вот этот Сын Человеческий предан будет в руки человеческие . Люди убъют Его! Однако такой злой исход не должен вселять страх в сердца апостолов, поскольку это вовсе не конец, ибо Он «в третий день воскреснет». «Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

3. Готовить детей к причастию иначе, чем взрослых. Зачем им читать молитвы, в которых речь идет о блуде, о прелюбодеянии и так далее? Лично я очень многим рекомендую читать перед причастием, например, 6-ю главу Евангелия от Иоанна, где Христос говорит о хлебе Небесном: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:48–51). Или – прочитать о Тайной вечери. Мне кажется, это поможет подготовиться ребенку к причастию. 4. Внимательно относиться к детской исповеди. И у священников, и у родителей есть соблазн воспринимать детские грехи несерьезно. И вроде как исповедь тоже такая понарошечная. На самом деле – это важно, большие грехи начинаются с малых. Потому надо пытаться в детях вызвать покаяние, переживание. Если это маленький крокодильчик, то потом будет большой крокодил, который откусит тебе голову. Когда ребенок подходит и говорит: «Я маму, папу не слушаюсь, котят своих обижал, слова нехорошие говорил» – это очень серьезная исповедь. И чтобы покаяние не было формальным, оно не должно быть частым. Фото: Валентина Чакир/kalach-eparx.ru 5. Создать детям среду. У нас приходские подростки, молодежь сдружились потому, что родители с детства водят их в один храм, на занятия в воскресную школу ходят, они вместе ездят на какие-то мероприятия, катаются на велосипедах. При этом главное не воспринимать новых тинейджеров как чужаков. Тут надо взрослым, педагогам, священникам смотреть, чтобы эти приходские компании не были закрыты для тех ребятишек, которые только приходят в Церковь. Приходской опыт Среда, в которой благодаря сверстникам и интересным занятиям детям комфортно – важна. Почему мы такую атмосферу должны создавать только для бабушек и дедушек? Должны быть какие-то классы, комнаты, в которых дети занимаются и отдыхают. У кого-то есть возможность построить полноценную воскресную школу, где можно заниматься, чем хочешь – занятий на разные вкусы и способности предостаточно. У нас этих помещений, например, не так много – всего три класса. Но занятия проходят – отдельно для младших и подростков.

http://pravmir.ru/doroga-v-hram-kogda-de...

3 . Пока же посмотрим, что мы можем извлечь из сегодняшнего чтения. Иисус находится в Иерихоне, враги по-прежнему занимают город и еще не побеждены. И, несмотря на это, Иисусу сказано: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» ( Нав.5:15 ). Как же может Иерихон быть святой землей, если он в руках врагов? Это указывает, и отнюдь не случайно, на то, что вождь воинства силы Господней освящает всякое место, на которое приходит, ибо Иерихон вовсе не был святым местом. Но так как вождь воинства Господня пришел сюда, то это место, как сказано, стало святым. Дерзну сказать больше: даже то место, на котором стоял Моисей, было свято не через самого Моисея, но потому что с ним стоял Господь. Это место освятилось присутствием Господа, и поэтому сказано ему: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5 ). Поэтому если своими благими делами и всей своей жизнью приблизимся мы к Господу и сподобимся того, что Бог встанет рядом с нами, то и нам скажут освободить ноги души нашей, если они еще связаны путами. Ибо они суть ноги, которые умывал Иисус, и если не умоет Он их, то не имеем мы части с Ним (ср. Ин.13:8 ). Итак, если мы освободим нашу душу и наш разум от пут земных забот, то Бог сразу же с радостью придет к нам и встанет рядом. 4 . Посмотрим, что дальше. Иерихон окружен, и его необходимо взять. Каким же образом взят Иерихон? Мечи не обнажены против него; стенобитные орудия не установлены; стрелы не выпущены. Использованы только трубы священников: их гласом разрушены стены Иерихона (ср. Нав.6:19 ). В Писании Иерихон часто служит образом этого мира. Ибо и в Евангелии сказано: «Некий человек спускался из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам» ( Лк.10:30 ). Без сомнения, это образ Адама, изгнанного из рая в этот мир. И слепые из Иерихона, к которым пришел Иисус, чтобы прозрели они (ср. Мф.20:30 ), являются образом тех, кто ослеплен неведением в этом мире, в который приходит Сын Божий. Таким образом, этот Иерихон, то есть этот мир, должен пасть, ибо о завершении этого века давно уже сказано в священных книгах. Так как же он завершится? Каким орудием? Сказано, что трубным гласом. Гласом каких труб? Пусть откроет тебе эту тайну Павел; послушай, что сам он говорит: «Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» ( 1Кор.15:52 ), и «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» ( 1Фес.4:16 ). Тогда Иисус Господь наш с помощью труб захватит Иерихон и разрушит его, так что спасутся только блудница и весь ее дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3. Согласно с предвечными советами Божьими, многократно и многообразно предвозвещенными Богом. Весь Ветхий Завет со всеми своими откровениями и обетованиями, событиями и делами, законом и установлениями, символами и прообразованиями, служил ясным и громким указанием на Иисуса Христа, Искупителя мира и Сына Божьего (Ис. 53:4. 5). И вот этот Иисус, Сын Божий, предвозвещенный Моисеем и пророками, идет теперь с двенадцатью учениками в Иерусалим, чтобы исполнить предвечный совет Божий о спасении грешного человеческого рода. В живейшем сознании Своего сыновнего общения с Богом Отцом, с неустрашимым мужеством победителя смерти, с полной уверенностью в Своем могуществе над гробом и адом, идет Он на встречу крестной смерти — и « в третий день воскреснет .» Великая тайна креста « Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет » и т. д. (32–34). Что это — « внутрь меня явил мне мудрость », о которых говорит Давид (Псал. 50: 8)? Тайны существуют везде. Тайны природы. Мы видим ежедневно глазами солнце, но никто не знает, что это за свет, который от него исходит. Тайны в религии (1Кор. 2:10 ). Особенно тайны Евангелия (2 Кор. 4:3; Ефес. 5:32 ). 1. Креста Христова. Спаситель возвещает ученикам Своим о Своих страданиях, но « слова сии », по замечанию евангелиста Луки, « были для них сокровенны, и они не разумели сказанного » (Лук. 18:34; ср. l Кор. 2:14 ). а) По отношению к Его лицу. Сын человеческий и вместе Сын Божий (Филип. 2:8; Евр. 12:2; 1 Тим. 3:16 ). б) По отношению к причине и действию этого креста. Так решено, чтобы « Христос умер за грехи наши, по Писанию » (1Кор. 15:3–4 ), но почему? Неисследимы пути Его (Рим. 11:33–34 ). Далее говорится: нет ни в ком другом спасения (Деян. 4:12 ). Бог во Христе примирил мир с собой (2 Кор. 5:19; Ефес. 2:16 ). Кто верует в Него, получит жизнь вечную. Все это — сокровенные истины, служащие соблазном для иудеев и еллинов (1Кор. 1:23; Гал. 3:1 ). Горы Голгофы мы не можем перешагнуть нашим умом.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

81. Вечно благодарное чувство к нашему Творцу и Его 4-я Заповедь к чему нас обязывают? Мы должны подобным же образом распределить наши дни: следует трудиться шесть дней; седьмой день сделать днем отдыха; этот отдых сделать святым Божиим днем. 82. Что было днем покоя для Христа Спасителя? Господь приступил к великому делу Крестного Искупления от греха рода человеческого в дни, названные Церковью – днями Страстной Седмицы. В Страстную Пятницу в муках распятия Христос снял с нас греховную вину. В Великую Субботу, покоясь плотию, но продолжая спасение грешников в аду проповедью Евангелия умершим, Он сокрупиил царство сатаны. И в последующий день чудом Своего Воскресения из мертвых Христос одержал победу над «последним врагом» – смертью . Только тогда, окончив дело нашего спасения, в славе, Господь вступил в торжество и покой после Подвига. 83. Какой день христиане избрали себе днем отдыха? День Воскресения, первый день седьмицы, является днем торжества Христова, нашим духовным праздником и телесным отдыхом. 84. С какого времени отмечен и выделен Воскресный день и что указывает об этом Писание? С самого времени Воскресения Христова. «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус и стал посреди и говорит им: мир вам!« ( Иоан. ХХ, 19 ). »В первый же день недили, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» ( Деян. ХХ, 7 ). " Я был в духи в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний« ( Omkp. I, 10 ). 85. Как должно отмечать праздничные дни, по Заповеди? Внутренним душевным празднованием победы Христовой над смертью . Воздержанием от обычного ежедневного труда. Сознательным участием в литургии, приходя для этого в церковь . Домашней молитвой и размышлением над слышанными в церкви Евангелием и поучением. Духовным чтением. Поверкою своих дел и побуждений за истекшие шесть дней недели, применяя заповеди Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

8) Приведенные слова Христа вовсе не говорят о том, что христиане должны праздновать субботу, иначе нам нужно было бы почитать и праздновать и зиму; они лишь указывают на близость разрушения Иерусалима и на то затруднение, какое могли бы испытать ученики Христа, если бы это разрушение произошло неожиданно зимой, когда они могли бы погибнуть в дороге от холода, или очень скоро, – до страданий и воскресения Христа, когда еще не вполне отменена была ветхая суббота, во время которой трудно было бы и бежать из Иерусалима, так как по субботам, со времени Неемии, ворота в нем запирались. «Тиряне жили в Иудее и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и Иерусалима. И сделал я выговор, знатнейшим из иудеев... После сего, когда смеркалось у ворот иерусалимских, перед субботой, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний» ( Неем. 13:16–19 ). 9) Ученики Христа праздновали субботу. Так, например, мироносицы не пошли в субботу ко гробу Христа, а «остались в покое по заповеди» ( Лук. 23:56 ). «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» ( Лук. 24:1 ). 9) Что мироносицы праздновали субботу, когда Христос лежал во гробе, в этом нет ничего удивительного: до воскресения Христа они должны были исполнять ветхий закон, ибо новый завет начался после воскресения Христа из мертвых. Затем, разве могли последователи Христа праздновать воскресный день, когда они еще и не знали, что Христос воскрес? Мироносицы, даже когда узнали об этом, «недоумевали», пока ангел не засвидетельствовал им о воскресении Христа, а когда они, возвратившись от гроба, возвестили об этом Апостолам, то им «показались слова их пустыми, и не поверили им» ( Лук. 24:4, 9–11 ), как «не верили и дивились» даже тогда, когда Воскресший Сам явился им (ст. 41). Как же неверовавшие, что Христос воскрес, могли праздновать воскресение? Наконец, для всякого здравомыслящего человека понятно, что пока Христос не воскрес, не могли христиане и воскресный день праздновать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

LXX же говорят, что в то время, как святые порождают дух спасения на земле, те, которые суть жители земли, падают, хотя между вселенною, называемою по-еврейски thebel, а по-гречески οκουμνη, и землею есть большое различие. Следовательно падут предавшиеся жизни земной и вкоренившиеся твердым корнем в земных делах, и не падут живущие во вселенной и успокаивающиеся в Церкви, которая есть жилище Отца, и Сына, и Святого Духа. Ст. 19. Пусть оживут мертвые Твои, убиенные Мои пусть возстанут: воспряните и хвалите, обитающие в прахе, ибо роса Твоя – роса светов, и землю исполинов Ты увлечешь в погибель. LXX: Воскреснут мертвые, и возстанут из гробов, и возрадуются находящиеся на земле. Ибо роса Твоя – здравие их, земля же нечестивых падет. В то время, как святые мучатся родами и рождают дух, а жители земли падают, потому что спасений не совершили на земле, те, которых апостол называет мертвыми во Христе и которые были убиты за имя Господне, восстанут во славе ( 1Сол. 4:14–17 ). И поскольку смерть их есть сон, то не говорится, как у LXX, что они воскреснут, но воспрянут и пробудятся. Посему и Лазарь, который имел быть пробужден, от Господа называется спящим ( Ин. 11 ). Итак все мученики и святые мужи, которые за Христа пролили кровь, и которых вся жизнь была мученичеством, восстанут и пробудятся, и восхвалят Бога Творца своего обитающие ныне в прахе, о которых у Даниила написано: мнози от спящих в земней персти возстанут, сии в жизнь вечную, а они во укоризну и в стыдение вечное ( Дан. 12:2 ). И у Евангелиста Иоанна читаем: «наступит время, и ныне есть, когда находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:25, 22, 29 ). Ибо роса Господня, превосходящая все травы Аполлоновы, о которых говорят басни поэтов, оживит тела умерших. И как роса, по вложении в землю семян, заставляет растения мало по малу возрастать и производить известного рода плоды: так роса Господня, означающая милосердие, будет росою очень многих светов, что по-еврейски называется oroth.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А, что вера в воскресение мертвых была достоянием не одних богодухновенных мужей, а и многих благочестивых иудеев, очевидным и несомненным свидетельством сему служит поразительный пример благочестивой матери маккавеянки, которая, увещевая к мученичеству за веру седмь своих сыновей, говорила им: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь, не мною образовался состав каждого; и так Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять дает вам дыхание и жизнь с милостью» ( 2Мак.7:22, 23 ), – а, также, подобный же пример самих ее сыновей, из коих один, пред мученической своей кончиной, своему мучителю сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной», другой же, не только выставивши свой язык, как требовали мучители, но и неустрашимо протянув свои руки, мужественно к ним воззвал: «От Него (Господа Бога) я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их», а третий то же самое непоколебимо исповедал в следующих, обращенных к мучителю, словах своих: «Умирающему от людей, вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит, для тебя же не будет воскресения в жизнь» (там же, 2Мак.7:9, 11, 14 ). Подтверждением же сего может служить и то обстоятельство, что автор второй книги Маккавейской, изобразив, как Иуда Маккавей собрал и отослал дары в Иерусалим, с тем, чтобы там была принесена жертва за грех , павших в сражении воинов, по сему поводу такое сделал замечание, что Иуда «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении, воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых» ( 2Мак.12:43, 44 ). Наконец, к этому следует еще присовокупить то, что и во время земной жизни Иисуса Христа нередкостью между иудеями было верование в воскресение мертвых, что видно из примера сестры Лазаревой Марфы, которая, быв поставлена в недоумение обещанием Спасителя, что воскреснет ее умерший брат, как должно полагать, на основании общеизвестного верования, отвечала ему: вем, яко воскреснет в воскресение, в последний день ( Ин.11:24 ), а, более же из того, что евангелисты, относительно одних, живших при Иисусе Христе – саддукеев, замечали, что они не признавали воскресения мертвых ( Мф.22:23 ; Мк.12:18 ; Лк.20:27 ), причем, само собой предполагалось, что остальное большинство иудеев веровало в такое воскресение (снес. Деян.23:6–8, 24:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

А что далее присовокупляет апостол, говоря: при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие, – это имеет двоякий смысл, или тот, что звук трубы или голоса обозначает торжественность, как сказано: возвысь голос твой, подобно трубе ( Ис. 58:1 ); или открытое воскресение всех, соответственно словам Евангелия: когда творишь милостыню, не труби перед собою ( Мф. 6:2 ), т.е. твори дела милосердия тайно, скрытно, дабы не показалось, что ты тщеславишься чрез несчастие другого. Но спрашиваю: почему апостол написал, что мертвые восстанут по последней трубе? Потому что, если упоминается последняя, то, конечно, ей будут предшествовать и другие. В Апокалипсисе Иоанна изображаются семь ангелов с трубами, и показывается, что совершается при трубном звуке каждого, т.е. первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого ( Апок. 8–9 гл.), по трубному же громогласному звуку последнего восстают мертвые, воспринимая нетленные тела, бывшие прежде тленными. Потому-то апостол то, что последует за последней трубой, изображает так: вострубит (труба), и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Когда говорит мы, показывает, что он и те, которые с ним, будут иными, – кроме умерших. При объяснении этого места, одни говорят, что мертвые, которые восстанут нетленными, суть тела мертвых; под теми же, о которых говорится, что они изменятся, нужно разуметь души, поскольку они изменятся для большей славы и достигнут в мужа совершенного, в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ). Другие же утверждают, что под мертвыми нужно разуметь грешников, которые восстанут нетленными для того, чтобы могли терпеть вечные мучения; те же, которые изменятся, суть святые, которые переходят от силы в силу, от славы в славу. Потому-то к нетлению мертвых присовокупляется: тленному сему надлежит облечься в нетление; а к словам, – мы изменимся, присоединяет: и смертному сему облечься в бессмертие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010