Протестанские церковные правительства давно предвидели приближение этой опасности, и с 30-х годов текущего столетия, именно со времени благотворного толчка, данного всему немецкому протестантизму Шлейермахером и его школой, истощали и истощают все усилия к возрождению в Германии тех христианских убеждений, какими будто бы дышал период реформации. Но ни библейски-церковное, более и более усиливающееся направление и ревностная деятельность современного протестанского духовенства; ни множество замечательных богословских факультетов при немецких университетах, защищающих достоинство и права богословия против материализма; ни повсюдное существование народных школ, широко открытых влиянию местных пасторов; ни общество Густава Адольфа, при недавности своего существования (с 1833 г.), влиянием своим успевшее оцепить весь протестанский мир в самых отдаленных его пределах; ни ежегодные сеймы протестанских представителей всех наций для совещания о делах веры и церкви, ни так называемых Kirchentag (с 1848 г.), ни усилия внутренней миссии, с учреждения этого сейма и под его влиянием стремящейся учеными средствами и благотворительными учреждениями возбудить в Германии сочувствие к интересам Христианства; словом – ничто не в силах более защитить массы народа от опустошения, первая искра которого лежит в самом зародыше протестантизма и со всех сторон более и более раздувается современным движением во всех сферах европейской жизни, и в политической, и в учено-литературной, и в промышленной. В какой степени это суждение справедливо, можно видеть из двух нижеследующих свидетельств. Одно из них принадлежит Церковно-Евангелической 2 Конференции, которая лишь несколько лет тому назад организована их высших духовных сановников всех протестанских стран Германии – и ежегодно имеет свои собрания в Эйзенахе. Это свидетельство, как церковно-политический документ, относящийся к современной Германии, в нашем вопросе имеет особенную важность. Оно напечатано в Protokolle der deutschen evangelischen Kirchen-Conferenz in Eusenach, ahgelhalten von 30 Juni bis 7 Julis 1859, S. 80–142. Другое свидетельство заимствовано совсем из противоположной стороны протестанского общества, из частных заметок Colporteur’a – разносчика библий, сообщенных им в редакцию самого древнего журнала: Allgemeine Kirchenzeitung состоит под главным надзором дармштадтского Предата, доктора Циммерманна и совершенно вопреки своему обыкновению дает гласность статье, крайне нелестной для протестантизма, но и особенно потому, что пред автором, как человеком неученым и неофициальным, протестанское общество открывает себя у себя в доме совсем в другом свете, чем пред пастором в храме или при других особенных случаях. Оно помещено в 85 и 86 номерах указанного журнала за 1860 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Еще одной важной темой обсуждения на конференции станет проблема свидетельства христиан современному миру, констатировал владыка Иларион, отметив, что данная тема «важная и не простая, поскольку в этом вопросе что именно и как говорить о Христе нашим в большинстве своем неверующим современникам, позиции Церквей часто расходятся; уверен, что нам предстоят интересные и содержательные дискуссии». Епископ Г. Бедфорд-Штром приветствовал участников Конференции от имени Евангелической церкви в Германии, отметив важность продолжающегося диалога между двумя Церквами, который ныне проходит в формате конференций, и актуальность тематики нынешней встречи. Тема «мученичества и страданий наших братьев на Ближнем Востоке» объединяет христиан, уверен епископ Генрих Бедфорд-Штром. В ходе своего выступления председатель Совета Евангелической церкви в Германии также отметил, что одним из приоритетных направлений двустороннего межцерковного сотрудничества является взаимодействие в академической сфере. Глава Евангелическо-лютеранской церкви в России архиепископ Д. Брауэр в приветственном слове, в частности, сказал о том, что в России проходят многочисленные мероприятия, посвященные 500-летию Реформации. Он также упомянул о подготовленных совместно с Международным союзом немецкой культуры выставке и книге, которые посвящены известным отечественным пасторам, многие из которых приняли мученическую смерть в годы советской власти. «Мученики для нас это те, кто бесстрашно и мужественно исповедовал свою веру вопреки всем обстоятельствам, даже самым сложным и самым адским, вопреки самой смерти. Мученики это те, кто передал нам свою веру ценой своей крови, следуя Агнцу Христу», подчеркнул архиепископ Д. Брауэр. Чрезвычайный и Полномочный посол Федеративной Республики Германии в Российской Федерации Р. фон Фрич в приветственном слове отметил важность диалога между христианами России и Германии, сказал об общих современных вызовах, стоящих перед ними, о тяжелых последствиях XX века для христиан обеих стран. В качестве зримого свидетельства связи между христианами России и Германии Р. фон Фрич упомянул о том, что что среди скульптурных изображений мучеников XX века на западном фасаде Вестминстерского аббатства можно увидеть статуи преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и немецкого лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера.

http://patriarchia.ru/db/text/5053678.ht...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Лютеранство. Реформатство. Евангелизм История Реформации 1900. Голубкин Ю. А. «...Буду жить и возвещать дела Господни»: Наследие Мартина Лютера//В1Р. 2000. 1. С. 57–65. 1901. Мейендорф И. , протопр . Значение Реформации как события в истории христианства//ВРЗЕПЭ. 1963. 42/43. С. 148–163. 1902. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Реформация XVI в. как церковно-историческое явление: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хехст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]/Михаил, еп. Тихвинский//БТ. 1971. Сб. 6. С. 155–164. 1903. Павлова Т. А. Протестантизм и миротворческая деятельность в XVI-XX вв.//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 260–266. 1904. Штрикер Г. Лютеранское движение мирян в России: Лютеранские братские сообщества в среде русских немцев в XIX-XX вв.: [Докл. на Междунар. конф. «Миряне на Востоке и Западе». Лидс (Великобритания), 30 июня – 3 июля 1998 г.]/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 519–527; 1999. Т. 4. 1. С. 33–38. 1905. Шульц Г. Институт Восточных церквей Вестфальского университета им. Вильгельма (Мюнстер)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 186–196. См. также 1674, 1952, 2812. Богословие Исследования богословов Евангелическо-Лютеранской Церкви 1906. Вебер О. Догматическая проблема учения о примирении: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хёхст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 187–195. 1907. Вольф Э. К современному положению евангелического богословия в Германии: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 230–243. 1908. Вольф Э. Крещеный человек как соработник в примиряющем воздействии Божием на мир: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 97–102. 1909. Гоппельт Л. Примирение через Христа по Новому Завету: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хехст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 179–187.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве прошла конференция «Права человека и национальная самобытность» 18 апреля 2007 г. 18:19 18 апреля в гостинице «Даниловская» состоялась международная конференция «Права человека и национальная самобытность», организованная Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Фондом Конрада Аденауэра. В конференции приняли участие политические и общественные деятели России и Германии, представители Римско-Католической Церкви, Евангелическо-Лютеранской Церкви в Германии, а также представители различных христианских общественных организаций и фондов, ученые и публицисты. С приветствиями к участникам конференции обратились председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , уполномоченный Фонда Конрада Аденауэра по Российской Федерации доктор Томас Кунце, представитель Святого Престола в России архиепископ Антонио Меннини , Чрезвычайный и полномочный Посол Федеративной Республики Германии в России доктор Вальтер Юрген Шмид. На первом пленарном заседании с докладом на тему: «Новые перспективы взаимовлияния мировоззренческой и публичной сфер: соотношение прав человека и религиозно-культурных традиций» выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Политическое значение дискуссии о правах человека, начатой Русской Православной Церковью, состоит не в желании устранить права человека из общественной жизни, а в стремлении продвинуться к созданию реальной демократии, потому что демократия это власть большинства при учете мнения меньшинства», — в частности, отметил в своем выступлении владыка Кирилл. В заключение председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата подчеркнул, что «права человека как безусловная ценность должны согласовываться с другими не менее значимыми ценностями: духовностью, нравственностью, любовью к Отечеству». Затем с докладом на тему: «Достоинство человека и основные права человека с точки зрения Евангелической Церкви» выступил руководитель Управления по связям с зарубежными странами и другими христианскими конфессиями Евангелической Церкви в Германии епископ Мартин Шиндехютте.

http://patriarchia.ru/db/text/230548.htm...

Несколько слов о Федеративной Республике Германии. В соответствии с конституционными положениями этой страны, здесь нет государственной церкви. Наиболее крупными являются две «Большие церкви»Евангелическо-лютеранская и Римско-католическая. Германская система отличается тем, что церкви, которые «по своему устройству и числу членов дают гарантию длительного существования», могут претендовать на получение статуса так называемых публично-правовых корпораций. Этот статус не имеет прямого аналога в российском законодательстве. Чтобы понять, что это такое, поясню на следующем примере: публично-правовой корпорацией является Коллегия адвокатов, она дает разрешения заниматься адвокатской практикой тем, кто является ее членом, и, соответственно, лишает этого права тех, кого исключает из своих рядов; при этом решения Коллегии имеют юридическое значение не только для ее участников, но и принимаются во внимание органами государственной власти. Для церквей в Германии статус публично-правовой корпорации означает возможность собирать церковный налог. В Германии граждане, которые являются членами церквей, имеющих статус публично-правовой корпорации, помимо подоходного налога, через государственную систему уплачивают церковный налог. Правда, в связи с этим уже многие годы имеется следующая устойчивая тенденция: немцы, не желающие платить церковный налог, подают заявление о выходе из Лютеранской или Католической церкви. В Германии сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях Германскую систему иногда называют кооперационной, так как сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях. Церкви, имеющие статус публично-правовых корпораций, активно занимаются социальным служением. Тут и церковные больницы, медицина, работа с престарелыми, бездомными, сиротами и так далее. И в значительной мере эта социальная деятельность церквей получает сильную государственную поддержку и финансирование.

http://pravoslavie.ru/88325.html

Открытие Восточно-церковного института в Регенсбурге состоялось в 1967 году после визита регенсбургского епископа Рудольфа Грабера к Патриарху Константинопольскому Афинагору, а прелаты Альберт Раух и Николаус Вирволь стали руководителями этого центра. Во время своей стажировки в Германии иеромонах Феофан наряду с занятиями немецким языком посещал лекции на теологическом факультете Эрлангенского университета. Там тогда преподавали два выдающихся специалиста в области православного богословия и церковной истории, верные друзья Русской Православной Церкви — профессор Фери фон Лилиенфельд, занимавшая с 1966 по 1984 год кафедру истории и богословия православного Востока, и ее научный ассистент, ставший ее преемником по кафедре, профессор Карл Кристиан Фельми, ныне диакон русского православного храма в Нюрнберге. Оба богослова принимали активное участие в многолетнем диалоге Евангелической церкви в Германии и Русской Православной Церкви. Они также были удостоены звания почетных членов Мос­ковской духовной академии. Общение с такими универсально образованными профессорами, авторами фундаментальных трудов по православной церковной истории, литургике и гомилетике, обладавшими большим опытом в проведении богословских собеседований, оказало благоприятное влияние на иеромонаха Феофана. От Германии до Германии После окончания стажировки в Регенсбурге иеромонах Феофан вернулся к педагогической деятельности в Ленинградских духовных академии и семинарии. Там он преподавал пастырское богословие, аскетику, практическое руководство для пастырей, гомилетику. Но, безусловно, несмотря на многие академические и административные обязанности, его основные богословские научные интересы сосредоточились в области литургики. Со временем иеромонах Феофан стал исполнять обязанности заведующего кафедрой литургики, а 20 марта 1985 года прочитал пробную лекцию на тему «Литургические изучения в Петербурге-Петрограде-Ленинграде», после чего был утвержден в звании доцента Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом.

http://e-vestnik.ru/obituaries/pastyr_do...

В некоторых церквях приходской листок разносится добровольцами по домам и кладется в почтовые ящики. Однако это тоже может стать дорогим удовольствием, так как среди получивших приходской листок могут оказаться те, кто в принципе ничего о церкви и слышать не хочет, и тогда это будет зря выброшенный экземпляр, или же эти люди могут принадлежать к другой церкви. В Германии это очень часто встречающаяся ситуация, ведь здесь сосуществуют на равных правах две большие церкви — католическая и евангелическая. Иногда можно своим приходским листком кого-нибудь и обидеть. Чтобы этого не случилось, некоторые приходы евангелической Церкви Германии в своих приходских листках обращаются к читателям с просьбой о том, что если они не протестанты и к ним в почтовый ящик попала эта газета, то пусть они просто воспримут это как соседское дружеское приветствие 30 . Многие приходы составляют картотеку прихожан и крещеных жителей окрестности. Это дает возможность составить список тех, кому будет доставляться приходской листок. Весьма полезно в одном из номеров приходского листка обратиться к читателям с просьбой о том, что если они не нуждаются в нем, то его больше присылать не будут, надо только сообщить об этом в приход. Однако даже и при таких мерах сотрудники редакций приходских листков Германии говорят о том, что они всегда должны рассчитывать на то, что одна треть тиража практически сразу же попадает в мусорное ведро. В некоторых приходах Германии на каждый экземпляр наклеивают этикетки с именем получателя и его адресом (в России это не обязательно, у нас нет такой традиции); далее все экземпляры рассортировываются по улицам — с этого можно начать и у нас. Рассортированные стопочками приходские листки раскладываются в церкви и после богослужения прихожанам предлагается взять на себя их распространение на какой-либо улице по указанным адресам. Лучшим вариантом считается принести приходской листок лично адресату домой, а не просто бросить в почтовый ящик. Если адресат не особо воцерковленный, то этот приходской листок может стать началом и поводом для разговора с представителем прихода.

http://pravmir.ru/prihodskoy-listok-v-ge...

В РИА «Новости» пройдет совместная конференция Фонда имени Конрада Аденауэра в Москве и Русской Православной Церкви 17 февраля 2010 г. 11:21 В среду, 24 февраля, в Российском агентстве международной информации РИА «Новости» состоится совместная российско-германская конференция Фонда имени Конрада Аденауэра в Москве и Русской Православной Церкви. Тема конференции: «Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и Германии». Участники дискуссии обсудят опыт России и Германии в решении вопросов правовой основы преподавания религии в государственной школе, подготовки педагогических кадров, разработки учебно-методической литературы для преподавания соответствующих курсов и другие актуальные проблемы. В конференции примут участие: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий ; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филипп (Рябых) ; профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев ; заместитель министра образования и науки РФ И.И. Калина; директор Института государственно-конфессиональных отношений и права И.В. Понкин; ответственный секретарь Координационного совета по взаимодействию Русской Православной Церкви и министерства образования и науки Л.С. Гармаш; посол Германии в России Вальтер Юрген Шмидт; руководитель представительства Фонда имени Конрада Аденауэра в Москве Ларс Петер Шмидт; директор Института экуменических проблем института Мёллера Йоханнес Ольдеманн; профессор Ганноверского университета Харри Ноорманн; профессор Ганноверского университета Ульрих Беккер; главный церковный советник, референт по вопросам Церкви и школы в управлении по делам Евангелической Церкви Германии Маттиас Оттэ; научный референт Религиозно-педагогического института Баварии Маттиас Пфойфер; представитель Баварского государственного института по вопросам качества школы Доротея Шмоль. Начало в 9.30. Аккредитация: 645-6524, 645-6472, 637-5019. Мероприятие состоится по адресу: Зубовский бульвар, дом 4 (метро «Парк культуры»), Новый зал пресс-центра РАМИ РИА «Новости». Вход по редакционным удостоверениям и аккредитационным карточкам журналистов. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1092283.ht...

Вначале нужно решить, каким тиражом будет выходить приходской листок. Исходя из этой цифры можно определить, какой способ его тиражирования в данном случае наиболее уместен. Ксерокопирование — не обязательно самый удобный и дешевый способ. Можно подумать о возможности приобретения настольной типографии, что, однако, имеет смысл, если ею будут пользоваться несколько приходов. О других возможностях кооперации приходов мы уже говорили выше. Кстати, при решении вопроса о приобретении приходом техники надо реально оценить, что действительно нужно. Лучше заранее решить, какие функции должна выполнять та или иная техника, и соответственно ее приобретать. Это будет дешевле, чем приобретение многофункциональных современных устройств, которые потом не будут использоваться на полную мощность. Идея вроде бы простая и тривиальная, но, увы, во многих и многих приходах не всегда поступают разумно. Можно заказать тиражирование приходского листка и в какой-либо типографии, однако это будет рентабельно только при сравнительно большом тираже. В любом случае это будет стоить денег, и особенно первые выпуски приходского листка придется финансировать самому приходу. В Германии приходы платят типографии в среднем 1000–3000 DM за тиражирование каждого номера приходского листка. Если в среднем себестоимость печати каждого экземпляра здесь 25 пфеннингов, то всего только евангелические приходы в Германии тратят в год на производство приходских листков около 30 миллионов DM. При этом не учитывается потраченное время и услуги безвозмездно работающего персонала (только в протестантской церкви Германии так регулярно трудятся на этой ниве более 30000 человек, то же самое можно сказать и о Католической церкви) 25 . Можно просить читателей о добровольных пожертвованиях на приходской листок. Например, Pfarrbrief Herz-Jesu-Gemeinde Weimar в “шапке” на титульном листе поместил пометку с просьбой пожертвовать 50 пфеннингов на покрытие расходов по производству этого экземпляра приходского листка. Еще один приходской листок общины города Вайсвассер просит читателей пожертвовать на приходской листок 7 DM в год.

http://pravmir.ru/prihodskoy-listok-v-ge...

1982. S. 102). Заявление давало основу для сотрудничества с церквами властей-победителей, но не устраивало многих в Германии: одних из-за чрезмерного признания вины, других из-за недостаточного покаяния. В год 50-летия Штутгартского заявления председатель Совета Евангелической Церкви Германии еп. Клаус Энгельгардт упрекал создателей заявления в отсутствии откровенной критики и признания конкретной вины, в т. ч. за заявления о преследованиях евреев и эвтаназии. В янв. 1949 г. в Бетеле (под Билефельдом) состоялся первый Синод новой Евангелической Церкви Германии. Д. был избран председателем ее Совета, с 1945 по 1951 г. являлся президентом Высшего церковного совета Берлина. После решения о создании бундесвера епископ подписал в 1956 г. с правительством ФРГ договор о пастырском служении в армии. В 1958 г. Д. стал почетным гражданином Берлина. С возведением в 1961 г. Берлинской стены деятельность Д. была ограничена Зап. Берлином. Епископские полномочия над Вост. Берлином были переданы К. Шарфу. В условиях раскола Германии Д. поддерживал зап. интеграцию ФРГ, критиковал атеистическое гос-во ГДР и подчеркивал, что по отношению к тоталитарному гос-ву не может быть никакого христ. долга повиновения. В работе «Obrigkeit?» (Власть) Д. выступал против необходимости повиновения церкви гос. властям. Этот долг, считал Д., имеет границы, если гос-во не соблюдает права граждан. Одновременно Д. выступал за единство евангелических церквей Вост. и Зап. Германии. В 1966 г. Д. подал в отставку со всех церковных постов. Д. постоянно работал в экуменическом движении. В 1925 г. принял участие во Всемирной конференции по практическому христианству в Стокгольме, в 1927 г.- во Всемирной конференции по вопросам веры и конституции церкви в Лозанне и был избран в ее комитет. В авг. 1948 г. Д. был избран в состав правления экуменического Всемирного совета церквей (World Council of Churches). В 1954-1961 гг. являлся одним из 6 президентов Всемирного совета церквей. Соч.: Staatsgrenzen und Kirchengrenzen: eine Studie z. gegenwärtigen Lage d. Protestantismus. B., 1921; Das Königliche Predigerseminar zu Wittenberg von 1817-1917. B., 1926; Das Jahrhundert der Kirche. B., 1926; Friede auf Erden: Frage, Erwäärtungen, Antwort. B., 1930; Wir rufen Deutschland zu Gott/Von O. Dibelius und M. Niemöller. B., 1937; Bericht von Jesus aus Nazareth: Tatsachen von gestern und heute. B., 1940; Ruf zum Gebet. B., 1947; Grenzen des Staates. Tüb., 1949; Hier spricht Dibelius: Eine Dokumentation. B., 1960; Ein Christ ist immer im Dienst: Erlebnisse und Erfahrungen in einer Zeitwende. Stuttg., 1961; Die werdende Kirche: Eine Einf. in d. Apostelgeschichte. Hamb., 1962; Überstaatliche Verbindungen der Kirchen und Religionsfreiheit. Bonn, 1967; So habe ich es erlebt: Selbstzeugnisse. B., 1980.

http://pravenc.ru/text/171949.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010