«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (+ВИДЕО) Читаем Евангелие от Матфея. 5: 13–48 Протоиерей Олег Стеняев Продолжаем читать Евангелие от Матфея вместе с протоиереем Олегом Стеняевым . И в сегодняшней беседе будут рассмотрены несколько тем, связанных с Нагорной проповедью Спасителя: «Соль и свет», «Об отношении к ближним», «Об отсечении соблазнов и о клятве», «Об отношении к врагам». Соль и свет (Евангелие от Матфея. 5: 13–20) Первая из этих тем – «Соль и свет». Читаем 13-й стих 5-й главы Евангелия от Матфея: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5: 13). Соль есть то, что предохраняет продукт от гниения и разложения. Так и христиане должны быть въедливыми и нетерпимыми по отношению к нравственному и моральному разложению. Мы должны разъедать грех так, как соль разъедает разные микробы и останавливает гниение. Заповеди Божии по отношению к душе – как соль по отношению к продукту. Закон Божий осоляет нашу душу и делает ее неприемлемой для греха. Мы должны въедаться в грех до тех пор, пока он не прекратится в жизни нашей и в жизни окружающих нас людей. В этом смысле христианин не переносит греха ни в себе, ни в других, а решительно противостоит ему. Заповеди Божии по отношению к нашей жизни – как душа по отношению к телу. Если душа покинет тело, то тело становится трупом и начинает смердеть. Если мир перестает руководствоваться Законами Бога, он немедленно начинает разлагаться, нравственно протухать. Особенно нетерпимо мы должны относиться к своим собственным грехам. Как бы тяжел ни был твой грех, как бы сильно он ни порабощал твою душу, никогда не соглашайся с ним. Бороться со своим собственным грехом совершенно необходимо. Тот, кто перестал бороться с грехом в себе и вне себя, – таковой потерял «соль» жизни, не осоляется, а гниет и распространяет свое тление (гниль) и на других 1 . Святитель Филипп Московский: «Молчанием предается Бог». И потому мы не должны отказываться от обличительных высказываний

http://pravoslavie.ru/94858.html

Далее мы читаем Евангелие от Матфея: Мф.15:13 . «Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится». В Книге пророка Исаии евреи называются растением, посаженным рукою Самого Бога. Читаем: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его…» ( Ис.5:7 ); и еще: «И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60:21 ). Здесь даже подчеркивается, что иудеи – насаждение «на веки». И что в результате: Господь Иисус называет их уже не растением, насажденным Богом Отцом, а уже как бы и сорняками. Как такое смогло произойти, и может ли нечто подобное произойти и с христианами? Конечно, ДА! Сказано о христианах в их сравнении с отпавшими иудеями: «Если же некоторые из ветвей отломились (то есть иудеи отошли от истины – О.С.), а ты, дикая маслина (уверовавший из язычников – О.С.), привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями (то есть не гордись – О.С.). Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя (корень – это Авраам, Исаак и Иаков – О.С.). Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся». ( Рим.11:17–20 ). Призыв: «но бойся» – это слова, обращенные к христианам, которые любят гордиться своим избранничеством. Но совершенно очевидно, что мы держимся только верою, а если и веру истинную потеряем, то можем быть отвергнуты Богом, как и иудеи, о которых мы и прочитали: «Они отломились неверием». И далее мы читаем в Евангелии от Матфея: Мф.15:14 . «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Это то же самое, что заповедал апостол: ″Еретика, после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден″ ( Тит.3:10–11 ). В этом смысле и Спаситель повелевает нечестивейших учителей предоставлять их свободе, зная, что их с трудом можно привлечь к истине и что они слепы и увлекают слепой народ в заблуждения» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Полустих «Да придёт Царство Твоё» из Евангелия от Луки дополнен у Матфея вторым, параллельным: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Так же и последний полустих «И не введи нас во искушение» дополнен второй половиной: «Но избавь нас от лукавого». Вторая половина стиха всегда пересказывает содержание первой, но несколько иначе. Оказывается, молитва составлена по правилам библейской поэзии – из двустиший. Что касается вставок из Евангелия от Матфея, то все они взяты из Ветхого Завета. Так, слово «наш» при слове «Отче» взято из книги пророка Исайи: «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твоё: “Искупитель наш”» (63:16). «Отче наш, Который на небесах» – это слова из книги Екклесиаста: «Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (5:1). «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Это выражение отчасти взято из названного выше места книги Екклесиаста, отчасти – из Первой книги Маккавейской: «А какая будет воля на небе, так да сотворит!» (3:60). Вообще молитвенное восклицание «Да будет воля Твоя» легко обнаружить практически на всех страницах Сидура, иудейского молитвенника, по которому до сих пор ежедневно молятся верующие иудеи. Это одна из самых распространенных молитв Сидура. В молитве «Отче наш» она дополнена цитатой из Екклесиаста. Следующие стихи – «Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим» – звучат приблизительно одинаково у Матфея и у Луки. Последний полустих у Матфея – «И не введи нас во искушение» – дополнен полустишием «Но избавь нас от лукавого», взятого из книги Премудрости Соломона (16:8). Из каких источников дополнена молитва «Отче наш» и превращена тем самым в стройный поэтический, легко запоминающийся текст, было показано выше, это понять нетрудно. А что представляла она собой первоначально? «Отче!» – восклицает Иисус в самом начале. Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что иудеи «ещё более искали убить Его» за то, что «Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, Делая Себя равным Богу» (5:18). Внимательного читателя, знакомого с Библией по русскому переводу, это замечание должно бы смутить. Почему за это хотели убить Иисуса, если в процитированном выше отрывке из книги пророка Исайи и во многих других местах Писания пророки многократно называют Бога Отцом?

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

   В Недели 18—32-ю (до Недель предпостовых) Святая Церковь, чтобы сильнее запечатлеть в сознании верующих преподанное им в евангельских чтениях от Матфея вероучение, зачалами из Евангелия от Луки повторяет в основном тот же круг благовествования. Начинается этот круг чтений повествованием о призвании святых апостолов, далее излагается учение Господа, затем некоторые примечательные дела Его и, наконец, избранные притчи. Чтения от Луки, следуя порядку выбора евангельских тем, аналогичного чтениям от Матфея, иногда усиливают некоторые части проповеди Господа или пополняют, в сравнении с евангелистом Матфеем, отдельные события евангельской истории. Кроме того, поскольку этот цикл чтений по времени приближает верующих к Великому посту, он располагает верных к покаянию и являет великое милосердие Божие к Своему падшему созданию.    Зачала от Луки начинаются призванием святых апостолов, причем это повествование усиливает подобное же событие, изложенное у евангелиста Матфея, ибо у Луки призвание апостолов связано с чудесным ловом рыбы: «Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лк. 5:8-9). Рыбари были потрясены этим чудесным ловом; постигая, к какому иному лову они призваны, они без рассуждения последовали за Иисусом.    Выбором евангельских чтений Святая Церковь настойчиво назидает нас и открывает перед верными многоразличные проявления силы Божией, возводит к высшим ступеням богословия и к пониманию Лица Господа Иисуса Христа. И данным зачалом, после того, как мы прослушали аналогичное повествование о призвании апостолов у евангелиста Матфея, она усиливает обстановку этого события, присовокупляя картину чудесного лова и указывая на Божию силу, сопутствующую как «ловцам человеков», так и всем, кто восхотел бы следовать Христу.    Лов апостолов был безуспешен, ибо они слишком надеялись на свои силы. Свою греховность прежде всех осознал апостол Петр, который припал к коленам Господа со словами: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

В Назарете Иосиф с Марией поселяются, согласно Матфею, не потому, что там был дом Иосифа, а во исполнение сказанного через пророков, что Он Назореем наречется ( Мф. 2:23 ). Нигде в Ветхом Завете мы не находим пророчества о том, что Мессия будет назореем. Вряд ли, однако, евангелист ссылается на некий неизвестный нам источник, как думают некоторые ученые. Скорее, здесь протягивается нить между судьбой Иисуса и историей рождения Самсона от Маноя и его неплодной жены, которой явился ангел со словами: Вот, ты, неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына... От самого чрева младенец сей будет назорей Божий ( Суд. 13:3–5 ). Назарет. У. Хант. 1861 г. Слово «назорей» в Ветхом Завете употреблялось для обозначения людей, дававших (как правило, на какой-то срок) обет вести аскетический образ жизни, в частности, не пить вина, не стричь волос и не прикасаться к мертвому телу ( Чис. 6:1–7 ). В греческом тексте Евангелия от Матфея название галилейского города Назарет ( Ναζαρτ) становится созвучным слову «назорей» ( ναζωραος). У соответствующих еврейских слов ( Nasrat – Назарет и nazir – назорей) нет точного сходства. Тем более очевидно на уровне греческого текста намерение евангелиста Матфея увязать место, куда поселился Иосиф с Марией и Младенцем после возвращения из Египта, с ветхозаветным обычаем назорейства. Предпринимались попытки найти связь названия города Назарет и термина «назорей» в Евангелии от Матфея на уровне еврейского текста: слово – Nasrat (Назарет) созвучно знаменитому мессианскому титулу из пророчества Исаии – отрасль ( – neser) от корня Нессея ( Ис. 11:1 ). На возможность такого понимания указывал уже блаженный Иероним . Высказывалась гипотеза о том, что Назарет был местом, где во II веке до Р. X. поселилась группа назореев, в честь которых город и получил свое название. Однако эта гипотеза не имеет подтверждения в исторических источниках. Почему Матфею было необходимо указать на связь между назорейством и Иисусом? На первый взгляд, образ Иисуса мало подходит к описанию назорея; к этому описанию гораздо больше подходит образ Иоанна Крестителя. Думается, для евангелиста здесь важно показать преемственность опыта святости от Ветхого Завета к Новому. Образ жизни назорея однозначно ассоциировался со святостью ( Чис. 6:8 ). Сразу же за ссылкой на пророчество о том, что Он Назореем наречется ( Мф. 2:23 ), в Евангелии от Матфея следует повествование об Иоанне Крестителе, который имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед ( Мф. 3:4 ). Очевидно, Матфей хочет провести прямую связь между святостью в той форме, в какой она существовала в Ветхом Завете, и Иоанном Крестителем, а через него – с Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Недели 18–32-ю (до Недель предпостовых) Святая Церковь , чтобы сильнее запечатлеть в сознании верующих преподанное им в евангельских чтениях от Матфея вероучение, зачалами из Евангелия от Луки повторяет в основном тот же круг благовествования. Начинается этот круг чтений повествованием о призвании святых апостолов, далее излагается учение Господа, затем некоторые примечательные дела Его и, наконец, избранные притчи. Чтения от Луки, следуя порядку выбора евангельских тем, аналогичного чтениям от Матфея, иногда усиливают некоторые части проповеди Господа или пополняют, в сравнении с евангелистом Матфеем, отдельные события евангельской истории. Кроме того, поскольку этот цикл чтений по времени приближает верующих к Великому посту, он располагает верных к покаянию и являет великое милосердие Божие к Своему падшему созданию. Зачала от Луки начинаются призванием святых апостолов, причем это повествование усиливает подобное же событие, изложенное у евангелиста Матфея, ибо у Луки призвание апостолов связано с чудесным ловом рыбы: «Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» ( Лк. 5, 8–9 ). Рыбари были потрясены этим чудесным ловом; постигая, к какому иному лову они призваны, они без рассуждения последовали за Иисусом. Выбором евангельских чтений Святая Церковь настойчиво назидает нас и открывает перед верными многоразличные проявления силы Божией, возводит к высшим ступеням богословия и к пониманию Лица Господа Иисуса Христа. И данным зачалом, после того, как мы прослушали аналогичное повествование о призвании апостолов у евангелиста Матфея, она усиливает обстановку этого события, присовокупляя картину чудесного лова и указывая на Божию силу, сопутствующую как «ловцам человеков», так и всем, кто восхотел бы следовать Христу. Лов апостолов был безуспешен, ибо они слишком надеялись на свои силы. Свою греховность прежде всех осознал апостол Петр, который припал к коленам Господа со словами: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Евангелие от Матфея было адресовано прежде всего читателям-иудеям, и автор этого Евангелия ставил перед собой задачу вписать Иисуса в контекст не просто человеческой истории, а истории конкретного народа, представителями которого был сам евангелист, его герои и его читатели. Для того чтобы последние могли воспринять Иисуса как своего, надо было представить Его прежде всего потомком ключевых персонажей истории еврейского народа, как она отражена на страницах исторических книг Ветхого Завета. Современники Иисуса называли себя семенем Авраамовым, с гордостью говоря о себе: отец наш есть Авраам ( Ин. 8:39 ). Имя Авраама пользовалось в еврейском народе непререкаемым авторитетом: именно с ним Бог заключил завет, на основании которого евреи считали себя богоизбранным народом. Этот завет в христианской перспективе переосмысливается как Ветхий, в противовес Новому, заключенному через Иисуса Христа, «Сына» Авраамова. Тема взаимосвязи между Ветхим и Новым Заветами – лейтмотив Евангелия от Матфея. Родословная Иисуса по Евангелию от Матфея покрывает около двух тысяч лет ветхозаветной истории, из которых одна тысяча приходится на период от Давида до Иисуса. Начиная свое Евангелие с родословной, Матфей тем самым подчеркивает, что служение Иисуса является продолжением этой истории. Не менее важно было сразу же показать мессианское происхождение Иисуса. Читатели Матфея хорошо знали, что Мессия должен был произойти от колена Иудова, согласно пророчеству: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов ( Быт. 49:10 ). В пророчестве Валаама Мессия представлен как потомок Иакова (Израиля): Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля ( Чис. 24:17 ). Иаков был отцом Иуды, а Авраам его прадедом. В книге пророка Исаии обетование Мессии связывается с домом Иакова ( Ис. 2:2–4 ). В той же книге Мессия назван отраслью от корня Иессеева ( Ис. 11:1 ). Иессей, происходивший из Вифлеема Иудейского, был отцом царя Давида ( 1Цар. 17:12 ), о котором в Ветхом Завете неоднократно говорится как о том, из чьего рода произойдет Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Еще менее известно из Евангелия о сестрах Спасителя. О них упоминается только в Мф.13:56 ; Мк.3:32, 6:3 , где они не называются по имени. Между выражениями «сын плотника» (Матфей) и «плотник» (Марк) нет большой разницы, и едва ли можно говорить, что первое название «более почтительно». Выражение Марка «плотник» нашло отзвук у позднейших писателей; ср. Цельс у Оригена : ν τκτων τν τχνην. Ориген отрицает, что Иисус Христос называется «плотником» ( τκτων) где бы то ни было в Евангелиях. Иустин (Dialogus cum Tryphone, 88): τ τεκτονικ ργα εργζετο, ν νθρποις ν, ροτρα κα ζυγ (Христос «делал работы плотничьи, находясь среди людей – плугии ярма»). К слову «плотника» в некоторых рукописях прибавлено «Иосифа». Правильное чтение у Марка, по-видимому, τκτων υς τς Μαρας. Мф.13:56 .  и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? Согласно Феофилакту, у Спасителя были две сестры, которые назывались Мария и Саломия, по другим источникам – Есфирь и Фамарь. Выражение πρς μς εσν значит: «с нами живут здесь». Мф.13:57 .  И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. (Ср. Мк.6:3–4 ). Это пословица, тогда употребительная в народе и вообще истинная, хотя и не всегда. Иоанн Креститель, также Исаия, Елисей, Даниил и другие были в большом почете. Но вообще в жизни обычное явление, когда мы «чужого любим, ближнего презираем». У Матфея речь сходна с речью Марка, но несколько сокращенная. Мф.13:58 .  И не совершил там многих чудес по неверию их. (Ср. Мк.6:5 ). Отсюда видно, что немногие чудеса были совершены Спасителем и в Назарете. Иоанн Златоуст спрашивает: ради чего немногие совершил чудеса? Чтобы не говорили: «врач, исцели Самого Себя» ( Лк.4:23 ); чтобы не говорили: враждебен нам и чужд и презирает Своих; чтобы не говорили, что если бы совершил чудеса, то и мы уверовали бы в Него. С этого пункта в Евангелии Матфея группирование материала становится ближе к Марку. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 6: Четвероевангелие. - 1232 с./Евангелие от Матфея. 27-617 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ещё раз вспомним такой пример. Исцеляя тёщу Петра, Спаситель поднимает её здоровой с постели, и в Евангелии от Матфея сказано, что «она встала и служила Ему», а в Евангелии от Марка — «она встала и служила им». Так написано в греческом оригинале и в русском переводе епископа Кассиана (в Синодальном переводе в обоих текстах — «…и служила им»). В чём разница? В Евангелии от Марка описана ситуация: женщина была больна, лежала, а как только исцелилась, встала и начала служить им — всем людям, которые находились в доме. А в Евангелии от Матфея подчёркивается суть: встала, чтобы служить. Кому? — Ему! Значит, Спаситель исцеляет нас, чтобы мы служили Ему. Таким образом, Евангелие от Матфея отвечает на вопрос, что должен делать христианин. Служить Ему, Христу! А Евангелие от Марка отвечает на вопрос, как это делать, как служить Ему: служа людям, ради которых Христос пришёл в этот мир. В Евангелии от Матфея есть притча о том, как надо давать деньги на храм. Так же, как и притча о про " клятой смоковнице, она не рассказывается, а показывается нам. Приходят собиратели дидрахм к апостолу Петру и говорят: «Не даст ли ваш Учитель дидрахмы на Храм?» Иисус отправляет Петра: «…пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф 17:27). Пётр вытаскивает рыбу, находит, как сказал Иисус, у неё во рту статир — монету, составляющую четыре драхмы, и отдаёт на Храм за Иисуса и за себя. Да, задача каждого христианина давать деньги на храм. Откуда брать эти деньги? Зарабатывать своим трудом. Пётр — рыбак, и, наверное, не случайно их приносит ему рыба. Суть этой «показанной» притчи заключается в том, что христианину необходимо работать и своим трудом, как потом многократно нам скажет об этом в Посланиях апостол Павел, добывать деньги, чтобы вкладывать их в казну храма. Очень важно внимательно читать эти «показанные» притчи, своего рода евангельские клипы, мимо которых мы часто проходим. Это что-то совершенно особенное, данное нам Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

И ввиду этого, устрояя дочерей в замужество, не отдавайтесь всецело, при этом устройстве, одной только заботе о мирском, но и уделяйте время на горячую и пламенную молитву. Из приведённого примера вы должны убедиться в том, насколько она нужна вашим дочерям, насколько благотворна для них и насколько сильна пред Богом. Да, подлинно, она, как видите, не только со дна моря достаёт, но и из гроба восставляет, и от лютой смерти дочерей спасает. Поэтому и молитесь усердно, при устройстве их, о том, чтобы Господь благословил их семейную жизнь и Сам бы всегда оставался Отцом для них и их заступником и покровителем. При такой же молитве, конечно, и всё будет хорошо. Под вседержавным покровительством общего Отца дочери ваши, несомненно, сохранятся от всякого зла, будут жить в благоденствии и иметь во всём благопоспешение, а этим и вам доставят радость и утешение. Аминь. 16-й день 80. О призвании Матфея (Из жизни святого Апостола и Евангелиста Матфея. Чет. Мин. нояб. 16) Так как сегодня Святая Церковь совершает память святого Евангелиста Матфея, то и мы сегодня, в честь этого славного Апостола и в собственное назидание наше, побеседуем о призвании Матфея Господом, то есть о том, как Господь вывел его из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чужой в страну родную. Однажды, во время Своего пребывания в Капернауме, Господь проходил мимо того места, где собиралась пошлина. Здесь у своей мытницы, то есть палатки для принимания податей, стоял сборщик пошлин, или мытарь, по имени Матфей. Господь сказал ему: «Следуй за Мною». И он, оставив всё, последовал за Ним. Так как евреи обыкновенно презирали мытарей за их, в большинстве, греховную жизнь, то Матфей обрадовался, что Господь обратил на него внимание, и в знак благодарности Господу устроил в своём доме вечерю, то есть пир, на который пригласил много гостей. Книжники и фарисеи, увидев, что Господь и ученики Его возлежат на вечери вместе с мытарями, возроптали и сказали ученикам: «Зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками?» Господь ответил им: «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010